- «Адмирал Кузнецов» – полуживой авианосец, именуемый Западом «позор российского флота»
- Краткая история авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и его особенности
- Что не так с авианосцем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
- Что ждет «Адмирала Кузнецова» в будущем
- Почему во время похода в Сирию дымил авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов»?
- Авианесущий Крейсер «Адмирал Кузнецов»
«Адмирал Кузнецов» – полуживой авианосец, именуемый Западом «позор российского флота»
Вот уже более полувека авианосцы сохраняют за собой звание одной из самых грозных сил в море. По этой причине ВМС ведущих мировых держав делают основную ставку на строительство и модернизацию кораблей этого типа. Имеется авианосец и у Российской Федерации, правда, всего в единственном экземпляре, именуемый «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» или сокращенно «Адмирал Кузнецов» .
Этот корабль не раз назывался западными экспертами одним из худших авианесущих судов, а также становился объектом многочисленных шуток. Но действительно ли «Адмирал Кузнецов» настолько плох, и какая судьба уготована единственному авианосцу России?
Краткая история авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и его особенности
На самом деле «Адмирал Кузнецов» не является авианосцем в привычном понимании, поскольку помимо авиакрыла на его борту имеется и тяжелое ракетное вооружение, в частности противокорабельные ракеты «Гранит» . Именно поэтому этот корабль определяется как тяжелый авианесущий крейсер, и спектр выполняемых им задач несколько отличается от целей обычных авианосцев.
История «Адмирала Кузнецова» началась еще в 1981 году, когда проект корабля был одобрен, и через год началось его строительство. Сложный период в жизни страны повлиял на этот процесс, так что работы длились почти 10 лет, а полный ввод в эксплуатацию завершился лишь к 1995 году.
Название «Адмирала Кузнецова» менялось очень часто – изначально авианосец назывался «Ригой» , затем «Леонидом Брежневым» , а после «Тбилиси» и только в 90-м году корабль получил свое нынешнее имя.
Планировалось выпустить несколько кораблей такого типа, объединенных в класс «Кузнецов», сам же «Адмирал Кузнецов» должен был стать флагманом. На черноморской верфи даже было заложено сестринское судно «Варяг» , однако после распада Союза Украина продала его корпус Китайской Народной Республике, которая завершила строительство на своей территории.
В период с 1991 по 2015 год «Адмирал Кузнецов» совершил всего несколько боевых походов, а крупная модернизация на его борту проводилась лишь раз.
В 2016 году авианосец принял участие в Сирийской кампании, но после двух инцидентов, приведших к потере самолетов, авиакрыло было решено перебазировать на сушу. После этого «Адмирал Кузнецов» участвовал в учениях, а затем отправился на модернизацию в Мурманск, однако дата окончания работ остается неизвестной. И позже станет ясно почему.
Что не так с авианосцем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
Почему же на Западе «Адмирала Кузнецова» окрестили одним из худших авианосцев? Конечно, историю этого корабля нельзя назвать впечатляющей, однако причины такой неприязни скрываются в первую очередь в крайней степени ненадежности данного авианосца.
Практически каждый поход «Адмирала Кузнецова» завершался поломкой или серьезным инцидентом.
Так, к примеру, еще во время первого развертывания 1995 года на борту возникла острая нехватка воды, вызванная поломкой опреснителя. А в 2005 году с его палубы упал самолет «Су-33» . К катастрофическим последствиям привел и третий поход корабля в Средиземном море – в 2009 году на его борту возник пожар из-за устаревшей проводки, а позже, в том же году, во время дозаправки произошел крупный разлив нефтепродуктов объемом в сотни тонн.
Наибольшее же количество проблем «Адмирала Кузнецова» вызвано ненадежностью его двигательной установки. Корабль приводится в движение паровыми турбинами, однако вся система вместе с восемью котлами настолько нестабильна, что авианосец постоянно сопровождается буксиром, на случай ее отказа.
Иностранные наблюдатели, побывавшие на борту авианесущего крейсера, не раз заявляли, что российский корабль снаружи выглядит блестящим, однако внутри он ужасает. Водопроводная система не рассчитана на заморозки – вода просто замерзает. Чтобы избежать разрыва труб, большая часть кают и сантехнических узлов просто отключена от водоснабжения.
Учитывая, что экипаж авианосца может превышать 1900 человек, а максимальная длительность нахождения в море составляет 45 дней, такие меры приводят к значительному ухудшению условий на борту.
Что же касается операции в Сирии, то и здесь поход «Адмирала Кузнецова» не прошел гладко. Прежде всего, количество самолетов, которые могли одновременно подниматься в воздух, было ограниченно из-за недостатка обученных пилотов.
В первый месяц операции самолет «МиГ-29К» , принадлежавший авиакрылу «Адмирала Кузнецова» , упал в море, поскольку у него кончилось топливо – задержка была вызвана ремонтом троса аэрофинишера, необходимого для посадки.
Менее чем через месяц еще один самолет «Су-33» вновь упал в море при попытке совершить посадку. Трос аэрофинишера не был исправен и не смог его затормозить. После этого инцидента авиакрыло «Адмирала Кузнецова» перебазировалось на сушу.
Что ждет «Адмирала Кузнецова» в будущем
В 2017 году авианосец был отправлен на модернизацию в Мурманск, в ходе которой планировалось улучшить его силовую установку, а также обновить электронные системы и внести ряд других изменений.
Однако в 2018 году плавучий док «ПД-50» , в котором находился корабль, затонул из-за отключения электроэнергии и повредил палубу авианосца одним из своих кранов, оставив пробоину площадью 20 квадратных метров.
С авианосца были сняты винты, поэтому самостоятельно добраться до еще одного крупного плавучего дока «ПД-41» , находящегося на Востоке страны он не может. В связи с этим было решено объединить и расширить два других мурманских дока, ремонт же самого судна оценивается в 1 миллион долларов.
На фоне таких внушительных трат многие западные эксперты недоумевают, зачем правительство в лице министерства обороны продолжает инвестировать средства на поддержание и ремонт «полуживого» авианосца.
На самом деле у России есть амбициозный проект корабля именуемого «Шторм» , однако ни средств, ни производственных мощностей для его реализации у страны нет. Кроме того, для нового авианосца требуются самолеты, а также сопровождающие фрегаты и эсминцы, построить которые государство также не может.
Чтобы хоть как-то возместить затраты на разработку «Шторма» Россия предложила Индии купить проект корабля.
Что же касается «Адмирала Кузнецова» , то официально его ремонт и модернизация должны завершиться в 2020 году. Однако источники из минобороны утверждают, что на этот год запланировано только начало работ, а не их завершение, поскольку даже сама подготовка мурманских доков не может быть закончена в такой срок.
Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал! Больше материалов ищите на нашем сайте «На Глубине | On The Deep» . Также вы можете следить за обновлениями в наших группах Вконтакте , Twitter и Facebook .
Почему во время похода в Сирию дымил авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов»?
«Сизый дым — это масло, белый дым — это вода, чёрный дым — это топливо».
15 октября исполнилось четыре года как тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» вышел в свой последний боевой поход к берегам Сирии. ТАКР «Адмирал Кузнецов» наверное самый не счастливый корабль современной России. Призванный во что бы то ни стало демонстрировать всему миру наличие у РФ авианосного флота, он с завидным постоянством продолжает доказывать неумение флота России пользоваться давно освоенными технологиями в таких отсталых странах как США, Великобритания, Франция, Япония и тд.
Чего только стоит его последний поход в Сирию и последующая модернизация. Давайте вспомним контекст, к дыму вернемся позже.
С ноября 2016 года по 6 января 2017 года «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи в составе оперативного соединения дальней морской зоны ВМФ России у берегов Сирии. Во время этого похода корабль впервые принял участие в реальных боевых действиях. Потеряв два самолета вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход корабль прошёл 18 тысяч морских миль. На борту авианосца находилось более 40 самолётов и вертолётов. Впервые в истории России осуществлено боевое применение палубных самолётов Су-33. «За два месяца участия в боевых действиях лётчики морской авиации выполнили 420 боевых вылетов, из них 117 ночью. Практически все полёты проходили в сложных гидрометеорологических условиях. Нанесено поражение 1252 объектам», — сообщил командующий российской группировкой войск в Сирии генерал-полковник Андрей Картаполов. Примерная стоимость действий крейсера в Сирии составила 7,5 миллиардов рублей.
По возвращению из Сирии крейсер встал на место своего постоянного базирования у причальной стенки 82-го СРЗ для ремонта и модернизации. Не странно ли это, что всю свою жизнь флагман российского флота базируется на судоремонтном заводе? Контракт по модернизации авианосца на сумму 86 млрд руб. был заключен в апреле 2018 года с центром судоремонта «Звездочка». Модернизацию с продлением сроков эксплуатации на 10 лет планировали закончить в 2022 году. Однако, что-то пошло не так.
Ремонт подводной части корпуса авианосца был начат в Мурманске, на плавучем доке ПД-50, принадлежавшем 82-му судоремонтному заводу. Однако плавучий док ПД-50 затонул вместе с находящимся в нем кораблем, который естественно даже получив повреждения всплыл. В ночь с 29 на 30 октября 2018 года из-за внезапного отключения электроэнергии с берега началось неконтролируемое погружение одной из башен дока, приведшее к существенному крену. ПД-50 начал погружаться. Из-за того, что «Роснефть», купившая до этого 82-й судоремонтный завод у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), моторную команду дока сократила, а для дизель-генераторов горючее не закупала, ПД-50 не смог перейти на собственное электропитание, чтобы откачать воду из цистерн, и стал тонуть вместе с «Адмиралом Кузнецовым». При этом 70-тонный башенный кран дока упал на палубу авианосца. Упавший кран повредил часть палубы авианосца (размеры пробоины в палубе в кормовой части составил около 20 м²) и несколько отсеков под палубой. Получивший повреждения авианосец был отбуксирован к причалу 35-го судоремонтного завода. Поскольку других сухих доков, способных принять авианосец, не оказалось, было принято решение осуществить модернизацию существующих сухих доков 35-го СРЗ для возможности ремонта авианосца. Сроки докования перенесли на 2021 год.
Следующее происшествие не заставило себя долго ждать. 12 декабря 2019 года на авианосце на площади 600 м² возник пожар. На ликвидацию возгорания ушли почти сутки. Причиной пожара послужила искра, которая во время сварки упала в трюм, где находились остатки мазута. Причиненный ущерб около 500 млн руб. После этого стал рассматриваться вопрос о списании авианосца, тем не менее общественности было объявлено о продолжении модернизации и продлении ее еще на один год. Интересно, новые док уже построили?
Что же предполагалось сделать в ходе модернизации? В контексте заявленной темы нас интересует решение проблемы с дымом у корабля. Все старые котлы планировалось заменить на новые высоконапорные паровые котлы КВГ-4. Странно, не правда ли? Ведь еще по дороге в Сирию руководство ВМФ на голубом глазу заявляло, что у «Кузи» проблем с дымом нет. Да и по возвращению старательно уходило от этой темы. Например, при прохождении Ла-Манша командир ТАКР капитан 1 ранга Сергей Артамонов объяснил наличие дыма над судном тем, что это присуще всем неатомным кораблям и не связано с поломкой. По возвращению, еще в связи с грядущим капитальным ремонтом «Адмирала Кузнецова» у бывшего командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова взяли интервью, спросив, не требуется ли также ремонт силовой установки корабля — из-за наблюдаемого многими журналистами дыма из трубы. На это адмирал ответил, что «только дилетанты не знают, что двигательная установка, работающая на таком дешёвом топливе как мазут, всегда отличается повышенным дымообразованием». По мнению адмирала, текущие ремонты были выполнены качественно и новый ремонт двигательной установки не требуется.
Давайте попытаемся разобраться с этим вопросом.
Если честно, наличие дыма, валящего из дымовой трубы современного корабля, работающего на дизельном топливе или на тяжёлом мазуте — это не очень приятный признак. Хорошо отрегулированный корабельный дизель или мазутный котёл для питания паровых турбин (котлотурбинная установка) вообще не дымит, выбрасывая в атмосферу практически прозрачные продукты сгорания.
А вот если у вас что-то подтекает в цилиндры дизеля из системы охлаждения, если у вас «просажены» маслосъёмные или компрессионные кольца, которые обязаны удерживать масло вне камеры сгорания, или же переобогащена топливная смесь, что вызывает появление несгоревших остатков топливе в выхлопе — то ваш двигатель работает где-то очень далеко от оптимальных режимов, теряя мощность, изнашиваясь и потребляя «лишнее» топливо.
Конечно, часто дым из трубы валит в момент пуска двигателя или котла: в этот момент обычно энергетическая установка судна «холодная» и в ней присутствует масса переходных процессов. Иногда это может быть лишь мгновенный выброс топливной смеси или конденсата из выхлопных труб, но иногда можно и «подымить на славу»:
Чёрный дым на запуске дизельных или турбинных двигателей часто служит причиной неслабого бугурта и в западной прессе. «Как мы будем показывать наш звёздно-полосатый (или какой иной) флаг шведам?». На что адмиралы честно заявляют: «Будьте спокойны, в Стокгольм зайдём на всех парах, без дыму!». Но, как говорится, бывает всякое.
А вот при движении в открытом море и на полном ходу — чёрный (сизый, белый) дым это уже, к сожалению, признак того, что судовая двигательная установка страдает от какой-то из перечисленных болячек: жрёт и палит масло, испаряет совершенно неуместную воду или же «пьёт», как ни в себя, лишнее топливо, выбрасывая копоть в небо.
При этом часто такой вариант появления чёрного дыма как раз и связан с тем, что адмиралы выжимают из машины полный ход, давая в двигатели или в котлы по факту переобогащённую смесь и вызывая при этом появление того самого чёрного дыма из корабельной трубы.
Авианесущий Крейсер «Адмирал Кузнецов»
Авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — тяжелый авианесущий крейсер, проекта 1143.5, единственный в составе Военно-морского флота России в своем классе. Построен в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок.
Рассчитан на базирование и обслуживание 28 самолетов и 24 вертолетов. Авиапарк палубной авиации России в несколько раз больше возможностей авианосца по их размещению, поэтому состав авиагруппы меняется в зависимости от задач. Является единственным авианесущим кораблем в мире, который может находиться в Черном море, так как по конвенции Монтре проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен, а ТАВКР корабль обладает ракетным вооружением и на этом основании заявляется как «авианесущий крейсер»
Водоизмещение:
Наибольшее — 61 390 т
Полное — 59 100 т
Нормальное — 53 050 т
Стандартное — 46 540 т
Длина:
По ватерлинии — 270 м
Наибольшая — 306,45 м
Ширина:
По ватерлинии — 33,41 м
Наибольшая — 71,96 м
Высота:
Габаритная — 64,49 м
Высота борта (от КВЛ):
В носу — 31,42 м
На миделе — 25,7 м
В корме — 25,7 м
Осадка Средняя (от ОП):
При стандартном водоизмещении — 8,05 м
При нормальном водоизмещении — 8,97 м
При полном водоизмещении — 9,76 м
Наибольшая — 10,4 м
Бронирование — Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трехслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда
Двигатели — Котлотурбинная, четырехвальная
четыре ГТЗА ТВ-12-4
восемь котлов КВГ-4
Мощность Паротурбины: 4 × 50 000 л.с.
Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт
Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт
Движитель — четыре пятилопастных винта
Скорость хода:
Наибольшая — 29 узлов (54 км/ч)
Боевого экономического хода — 18 узлов (33 км/ч)
Экономического хода — 14 узлов (26 км/ч)
Дальность плавания При скорости:
29 узлов — 3850 миль
18 узлов — 7680 миль
14 узлов — 8417 миль
Автономность плавания — 45 суток
Экипаж 1980 человек, в том числе: 520 офицеров, 322 мичмана, 1138 матросов,
Вооружение:
Навигационное вооружение Комплекс «Бейсур»
Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения:
1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»
1 × РЛС МР-750 «Фрегат-МА»
2 × РЛС МР-360 «Подкат»
3 × РЛС «Вайгач»
СУ авиацией:
1 × «Резистор-К42»
1 × «Газон»
Радиоэлектронное вооружение БИУС «Лесоруб»
Комплекс связи «Буран-2»
ГАК «Полином-Т»
ГАС «Звезда-М1»
Комплекс РЭБ «Созвездие-БР»
Зенитная артиллерия 6 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)
Ракетное вооружение 12 × ПУ ПКРК «Гранит»
4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов)
4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
Противолодочное вооружение 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
Авиационная группа 50 самолетов и вертолетов
По проекту: 26 × МиГ-29К или Су-27К, 4 × Ка-27РЛД, 18 × Ка-27 или Ка-29, 2 × Ка-27ПС
Фактически: 14 × Су-33, 2 × Су-25УТГ, 10 × МиГ-29К, 4 × МиГ-29КУБ
13 декабря 2019 года Спасатели ликвидировали открытое горение на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» в Мурманске. Площадь пожара составила 500 квадратных метров. В результате пожара погибли 2 человека, 12 пострадали, состояние одного из них оценивается как тяжелое, 11 как средней степени тяжести. Тушение пожара осложнялось сильным задымлением и высокими температурами. Следственными органами Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ возбуждено уголовное дело по факту возгорания на авианосце «Адмирал Кузнецов» по признакам преступления, предусмотренного статьи 216 УК РФ, «Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ».
12 декабря 2019 года в Мурманске, во время ремонтных работ, произошло возгорание на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Пожар возник в первом энергоотсеке, с верхней палубы шел густой черный дым. В результате происшествия пострадали 12 человек, один погиб. Всего на борту находилось 400 человек, они были эвакуированы. Площадь горения составила 500 квадратных метров, тушение осуществлялось при помощи пенной атаки. Пожару был присвоен второй, повышенный, номер сложности. Инцидент произошел при проведении регламентных сварочных работ. От окалины, попавшей на нижние палубы, загорелся кабель. Он проложен по разным отсекам и палубам судна, из-за этого тушение было осложнено.
30 октября 2018 года в поселке Росляково Мурманской области, во время доковых работ возникла проблема с подачей электричества. В результате этого цистерны плавдока ПД-50 нештатно заполнились и он ушел под воду. В связи с этим, на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Флота Кузнецов» рухнул подъемный кран. Авианосец получил повреждения.
23 февраля 2018 года за заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели боевой подготовки, мужество и героизм, проявленные личным составом во время выполнения боевых задач Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным тяжелому авианесущему крейсеру «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» вручен Орден Ушакова.
6 декабря 2011 года тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» отправился вместе с отрядом кораблей Северного флота в Средиземное море к берегам Сирии. Седьмой дальний поход корабля был завершен в мае 2014 года.
8 декабря 2008 года на авианосце «Адмирал Кузнецов» был завершен ремонт, проводившийся в течение семи месяцев в Центре судоремонта «Звездочка». На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъема самолетов на летную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения корабля.
5 декабря 2007 года тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, Военно-морской флот Российской Федерации возобновил свое присутствие в мировом океане. Поход продлился до 3 февраля 2008 года.
В 2000 году участвовал в крупных учениях, в ходе которых погиб атомный ракетный подводный крейсер К-141 «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменен второй поход корабля на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.
23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 самолетов Су-33, два штурмовика Су-25УТГ и 11 вертолетов.
24 декабря 1991 года авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» завершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяево Мурманской области, который расположен в 48 км к северо-западу от Мурманска и носит имя советского подводника времен Великой отечественной войны Федора Алексеевича Видяева.
30 ноября 1991 года авианосец «Адмирал Кузнецов» взял курс на Босфор. Ранее командир корабля Виктор Ярыгин получил телеграмму председателя Верховной рады Украины Леонид Макарович Кравчук, что крейсер является собственностью Украины и до принятия правительственного решения должен оставаться на севастопольском рейде. Однако с точки зрения Виктора Ярыгина, такого государства, как Украина, еще не существовало, так как еще не был проведен референдум о независимости Украины, поэтому командир корабля решил, что должен следовать указаниям командования Северного флота СССР. При этом часть команды и летного состава осталась на берегу. Официальной заявки Турции на разрешение для прохождения авианосца через Босфор не было подано, однако власти Турции не стали останавливать корабль.
20 января 1991 года авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» был официально сдан и зачислен в состав Северного флота.
4 октября 1990 года тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси» был переименован в очередной раз, 4-й, и стал называться «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
23 ноября 1989 года тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси» после завершения цикла испытаний вернулся на завод для достройки. Позднее корабль много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.
1 ноября 1989 года произведены первые посадки на «Тбилиси» МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первую в СССР посадку на корабль «по-самолетному», горизонтально, совершил на Су-27К летчик-испытатель ОКБ Сухого Виктор Пугачев. В тот же день осуществлены первые взлеты с авианосца самолетов МиГ-29К, летчик-испытатель ОКБ Микояна Токтар Аубакиров и Су-25УТГ, а на следующий день многоцелевой всепогодный сверхзвуковой тяжелый истребитель четвертого поколения Су-27К.
21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный авианосец «Тбилиси» был выведен в море, чтобы дать возможность летчикам провести цикл летно-конструкторских испытаний самолетов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлеты и посадки самолетов с судна.
8 июня 1989 года на тяжелом авианесущем крейсере ВМФ СССР «Тбилиси» начались швартовые испытания. А ровно через три месяца на крейсер началось заселение экипажа.
11 августа 1987 года авианосец «Леонид Брежнев» был переименован в крейсер «Тбилиси».
4 декабря 1985 года тяжелый авианесущий крейсер ВМФ СССР «Леонид Брежнев» был спущен на воду, после чего продолжалась его достройка. Погрузка на корабль и монтаж вооружения, кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит», электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.
22 ноября 1982 года строящийся на Черноморском судостроительном заводе тяжелый авианесущий крейсер ВМФ СССР — «Рига», был переименован в «Леонид Брежнев».
1 сентября 1982 года на стапеле Черноморского судостроительного завода в городе Николаев, Украинская ССР был заложен корпус пятого по счету . Судовое оборудование и оснащение изготавливалось в Ленинграде на Пролетарском заводе. От предшественников корабль отличался впервые обеспеченной возможностью взлета и посадки на него самолетов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел увеличенную полетную палубу и трамплин для взлета самолетов. Постройка впервые в СССР проводилась способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.
3 марта 1981 года Невское проектно-конструкторское бюро получило заказ к постройке тяжелого авианесущего крейсера Военно-морского флота СССР.