Каким цветом провода трехфазного двигателя

Подключение трехфазного двигателя к сети 220 или 380 В

При изготовлении или эксплуатации устройств с мощным электроприводом нередко приходится самостоятельно выбирать нужный электродвигатель и подключать его к сети – трехфазной или однофазной. Из этой статьи мы узнаем, как подключить трехфазный асинхронный двигатель к сетям напряжением 380 и 220 В.

Звезда и треугольник

Конструктивно мотор состоит из статора, на котором размещены три обмотки, и ротора. При подаче питающего напряжения, мы создаем вокруг этих обмоток вращающее поле, которое пытается «вытолкнуть» ротор из статора, представляющего собой набор короткозамкнутых витков, заставляя его вращаться.

Взглянем повнимательнее на статор. Он, как было сказано выше, состоит из трех обмоток, соединенных одним из двух способов:

Какая из схем лучше? Соединение «треугольником» обеспечивает более мягкий пуск, и, соответственно, меньшие пусковые токи. Но при таком подключении электродвигатель не развиваем паспортной мощности на валу. При включении «звездой» паспортная мощность развивается полностью, но пусковые токи много больше, что может потребовать специальных мер.

Важно! Есть и еще один нюанс при выборе схемы включения – питающее напряжение. Один и тот же двигатель, включенный по разным схемам, требует разных напряжений питания.

Напряжения

Самыми распространенными на сегодняшний день являются трехфазные двигатели на 380/220, 660/380 и 220/127 В. Что это значит, почему напряжения разбиты по парам? Дело в том, что при включении обмоток «звездой» требуется большее напряжение питания. К примеру 380/220 означает, что «звездой» двигатель нужно подключить к сети 380 В (линейное), а треугольником – 220 В (линейное). Поэтому прежде, чем выбирать схему, необходимо определиться, какие электродвигатель и сеть есть в нашем распоряжении.

Ну какое напряжение у нас в доме, мы, конечно, знаем. Осталось разобраться с двигателем. Взглянем на шильдики, расположенные на корпусе моторов. Согласно им оба эти мотора можно включить «треугольником» в сеть 220 В или «звездой» 380 В.

При этом в первом случае ток потребления будет несколько выше. Но, как было замечено выше, есть двигатели и на другое напряжение. Шильдики, фото которых представлены ниже, говорят о том, что их обладатели могут работать по схеме «звезда» в сети 380 и «треугольник» 660 В. Причем один из них (верхнее фото) способен использоваться в сетях 440/760 В, но частота этих сетей должна быть 60 Гц.

Важно! Вполне очевидно, что моторы из обоих примеров можно включить в сеть 380 В, но только по разным схемам – «треугольником» и «звездой» соответственно.

Как переключить обмотки?

Большинство трехфазных электромоторов изготавливаются с открытой схемой – их можно подключить и звездой, и треугольником. Достаточно просто переставить перемычки на распредкоробке БРНА (Блок Распределения (расключения) Начал Обмоток).

Стандартная схема установки перемычек для схем «звезда» и «треугольник» приведена на рисунке ниже.

Но встречаются двигатели, у которых блок распределения имеет всего 3 клеммы. Это означает, что обмотки уже включены по той или иной схеме и их осталось только подключить к сети. К примеру, двигатель, шильдик которого изображен ниже, можно включить только «звездой».

Полезно! При желании и некоторых умениях можно разобрать двигатель, разобраться в обмотках и соединить их по другой схеме. При этом мотор будет отлично работать.

Схема включения в сеть

С напряжениями и «звездами» разобрались, попробуем включить электродвигатель в сеть. Обычно это делают при помощи мощного реле – пускателя (контактора). Независимо от того, как соединены между собой обмотки, схема будет одна и та же.

Читайте также:  Почему при запуске дизеля трясется двигатель

Включение без возможности реверса

Начнем с обычного включения, когда нам не требуется реверс (обратное вращение). Взглянем на схему, она предельно проста:

Как только мы включим автомат QF, напряжение с фазы «В» поступит на электромагнит пускателя КМ-1. Напряжение же с фазы «С» пройдет через нормально замкнутую кнопку «Стоп» и появится на одном из выводов нормально разомкнутой кнопки «Пуск». Электромагнит контактора обесточен, его силовые контакты разомкнуты, двигатель АД не работает.

Нажимаем на кнопку «Пуск». Контактор срабатывает, подключая двигатель к сети, и отдельным контактом управления КМ-1.1 шунтирует (закорачивает) эту кнопку, которую теперь можно отпустить. Если мы хотим остановить двигатель, то нажимаем на кнопку «Стоп». Она снимает питание с электромагнита пускателя, тот в свою очередь снимает напряжение с мотора и одновременно разблокирует кнопку «Пуск». Кнопку «Стоп» можно отпустить.

Включение с реверсом

Для решения некоторых задач, к примеру, конвейер, кран-балка и т.п., требуется, чтобы двигатель вращался в обе стороны. Чтобы обеспечить обратное вращение, достаточно поменять местами фазы «А» и «С». Сделать это несложно, но понадобится еще один пускатель и кнопка на замыкание. Взглянем на схему ниже.

Итак, кнопа «Стоп» замкнута, кнопки «Вперед» и «Назад» разомкнуты. Оба контактора отключены, двигатель молчит. Предположим, мы нажмем на кнопку «Вперед». При этом сработает контактор КМ-1, запустит двигатель и заблокирует эту кнопку. Теперь остановим мотор кнопкой «Стоп» и нажмем «Назад». Включится нижний по схеме контактор КМ-2 и подаст напряжение на мотор, но при этом поменяет местами фазы «А» и «С». Ну и, естественно, эта кнопка будет заблокирована его контактами управления.

А теперь обратим внимание на нормально замкнутые контакты КМ-1.2 и КМ-2.2. Они выполняют очень важную функцию. Если нажать на кнопку «Назад» в то время, когда мотор работает вперед (включен контактор КМ-1), то произойдет короткое замыкание между фазами «А» и «С». То же самое произойдет, если нажать на «Вперед», при включенном контакторе КМ-2.

Чтобы избежать подобной неприятности, и введены эти 2 цепи. Первая (КМ-1.2) размыкает цепь питания контактора КМ-2, когда включен КМ-1 и наоборот. Таким образом, оба контактора не смогут работать одновременно, не выжгут нам линию и не сгорят сами.

Полезно! Практически все контакторы имеют как нормально замкнутые, так и нормально разомкнутые контакты управления, так что проблем со сборкой такой схемы не будет.

Включаемся в однофазную сеть

оказывается, трехфазный двигатель может работать и от одной фазы. Правда, развиваемая им мощность будет много меньше паспортной, но нередко и этого достаточно. В зависимости от рабочего напряжения самого мотора и напряжения питания обмотки в однофазную сеть можно подключить и «звездой», и треугольником. Для этого понадобится лишь дополнительный фазосдвигающий конденсатор, который будет питать третью обмотку.

Если в нашем распоряжении двигатель с рабочим напряжением 220/127 В, то включаем его по схеме «треугольника»

такие двигатели в настоящее время встречаются намного реже, чем моторы на 380/220 В, поэтому чаще всего включение в однофазную сеть производится по схеме «звезда».

Емкость фазосдвигающего конденсатора, который называют рабочим, зависит от мощности двигателя, и может быть рассчитана по формуле:

Важно! Если мотор во время пуска имеет большую нагрузку на валу, то для надежного его запуска используют дополнительный пусковой конденсатор, кратковременно подключаемый к рабочему. После выхода мотора на номинальную мощность, этот конденсатор нужно отключить.

Схемы включения трехфазного двигателя в однофазную сеть по схеме «треугольник» и «звезда» с пусковым конденсатором

Вот, вроде, и все на тему включения трехфазного асинхронного двигателя. Теперь мы знаем, какими эти моторы бывают, по какой схеме можно соединить их обмотки, каким напряжением запитать и как запустить.

Читайте также:  Бензин в картере двигателя мотоблока причина

Источник

Цветовая маркировка проводов: расшифровка цвета и букв

Цветовая маркировка проводов применяется для удобства технических работ, проведения регулярного обслуживания и профилактики электропроводки и щитовых. Также соблюдение установленных правил маркировки проводов по цветам повышает уровень безопасности лиц, осуществляющих эти работы.

Что говорится в ГОСТ и ПУЭ о цветовой маркировке

ПТЭЭП предписывает, что жилы электропроводки необходимо подключать к источнику электроэнергии соответственно с условным обозначением проводов. Расцветка фаз, как и нуль и провод «земля» имеют свои, индивидуальные цвета. Когда кабель содержит жилы в оплётке одного цвета, то на выходах каждого провода следует поставить буквенное обозначение. Аналогичными обозначениями маркируется и распределительная электрощитовая, к которой подключается питающий кабель.

Правила ПУЭ относительно маркировки электропроводки прописывают следующее:

  • Электрощиту при его установке присваивают идентификационное наименование, или порядковый номер, который заносится в общий план-схему электросети здания. Исключение – когда в многоквартирном доме электрощитки располагаются индивидуально, в каждой квартире.
  • На внутренней поверхности электрощитовой крепится таблица, на которой указаны все потребители, подключённые к данному распределительному устройству.
  • После установки щитка и подсоединения всей электрораспределительной системы, специалист-монтажник должен оставить схему сборки потребителю, либо прикрепить её внутри щитовой. Это делается для удобства и безопасности проведения дальнейших ремонтных или монтажных работ, при необходимости подключения к щитовой новых потребителей.

Кроме того, ПУЭ и ПТЭЭП содержат такие нормативные положения:

  • Каждой линии кабеля должно присваиваться собственное наименование, либо порядковый номер.
  • На кабелях, проложенных открытым способом, должны закрепляться номерные бирки.
  • На автоматических устройствах аварийного отключения также должна наноситься маркировка подключенной к ним электропроводки.

Согласно правилам ГОСТа №23594, принятого ещё в бытность СССР в 1979г., но действующего до сих пор, все жилы токопроводящего кабеля должны подключаться по их расцветке. На план-схемах они должны обозначаться индивидуальным буквенным или цифровым обозначением. Если оплётка жил кабеля одноцветная, то маркируются отдельные провода на входе и выходе при помощи бирок, пломб или разноцветных ПВХ-трубок.

Маркировка жил для электромонтажных решений

Необходимость обозначения кабеля и отдельных электрических жил прописывается в основных эксплуатационно-технических нормативах. Соблюдать правильную маркировку фаз и заземления очень важно при монтаже электропроводки, во избежание возможных ошибок при проведении последующих работ в щитовой.

Обозначаются токопроводящие жилы кабеля, как определено нормами ПУЭ и ГОСТ, двумя основными способами:

  • При помощи цветовой маркировки проводов. Каждая отдельная жила – фаза, нуль, или земля, – имеет свою уникальную расцветку.
  • Буквенно-цифровыми обозначениями, используемыми для монохромной оплётки, и на план-схемах сборки электрических линий.

Окрас полимерной оболочки

Для визуального определения, к какому типу относится конкретная жила проводки – фазе, заземлению или нулю, разработана целая система цветовой идентификации. Согласно ей, электрические жилы фазы имеют самые разные расцветки (варьируются у разных производителей электропроводки) – от чёрной до белой.

Заземление в электросетях чаще означается двухцветной окраской. Чаще это жёлтый фон с идущей по нему зелёной или чёрной полоской. Для совмещённых PEN-проводников концы дополнительно маркируются голубыми метками на концах. Как вариант – жёлтые или зелёные метки на общем голубом фоне.

При сборке электрощита на 380 вольт трёхфазной сети стандартно применяется такая цветовая индикация жил кабеля:

  • Красный или коричневый – фаза А.
  • Чёрный – фаза В.
  • Серый, белый – фаза С.
  • Голубой – нулевая жила.
  • Жёлто-зелёный – «земля».

При монтаже электросети с постоянным током, применяются иная цветовая маркировка проводов. Поскольку здесь отсутствует нулевая жила (ток идёт в одном направлении, от + к –), то возникнуть разночтений «синий провод это фаза или ноль?» не может. В сетях с постоянным током полярность обозначается так:

  • Положительный полюс – жила в красной оплётке.
  • Отрицательный – в синей или чёрной изоляции.
Читайте также:  Троит двигатель мокрые свечи

Для приборов, использующих электроцепи с несколькими номиналами, стандартного цветного обозначения не имеется. Узнать, какой провод здесь плюсовой, а какой минусовой, можно лишь из сопроводительной технической документации. В постоянных цепях с двуполярной запиткой, нуль выделяется голубой расцветкой.

В автомобильной проводке красным, оранжевым или розовым цветом стандартно обозначается плюсовой провод. Масса же в бортовой сети – всегда провод в чёрной оплётке. Расцветка же остальных проводов может варьироваться в очень широком диапазоне, и зависит от конкретного автопроизводителя.

Буквенное обозначение жилы

Современный порядок буквенного обозначения электрических жил, по большей части, стандартизирован на международном уровне. Этим он выгодно отличается от цветовой маркировки, бывающей индивидуальной для каждой страны. Общепринятые буквенные обозначения для однофазной цепи таковы:

  • L – жила фазы.
  • N – нуль.
  • РЕ – заземление.
  • + – плюсовой провод.
  • — – минусовой провод.
  • М – в двуполярных цепях постоянного тока, так обозначается средняя точка.

Заземление обозначается на схемах и клеммах особым значком, состоящим из одной вертикальной полосы, и нескольких перпендикулярных ей полос различной длины. Этот символ един для всех мировых производителей электрооборудования, и может дополняться различными значками, в зависимости от типа используемого заземления.

Для трёхфазных устройств буквенные символы имеют дополнительную цифровую кодировку:

Иногда в постсоветском пространстве ещё встречается советское обозначение фаз, состоящей из латинских литер А, В, и С. Ещё одним отсуплением от международных стандартов является совмещённая буквенная маркировка: LA, LB, LC.

В приведённых ниже таблицах даны цветовые и буквенно-цифровые обозначения фазировки, нуля и заземления в различных электрических цепях.

Источник

Какого цвета в трехфазной сети провода фаза, ноль, заземление?

Если придерживаться ГОСТов, то:

Заземление должно иметь желто-зеленый цвет (в полоску).

Нейтраль ГОЛУБОЙ. ВНИМАНИЕ! в электрике голубой и синий — это два разных цвета. Синим обозначается «-«(минус) в системах на постоянном токе. И когда, например, ты открываешь шкаф где есть и «постоянка» и «перменка», то в случае несоблюдения этого правила, работа электрика сильно усложняется.

Для обозначения фазы

3.1 Если мы говорим на бытовом уровне (про проводку): предписывается использовать любой цвет, не зарезервированный для чего-то другого.

3.2 Если Мы говорим на уровне электроэнергетики: ГОСТом предписано фазу «А» — красить в желтый цвет, фазу «В» — в зеленый, фазу «С» — красный. Цветовой обозначения нейтрали и заземления такое-же.

Если перейти к реальности, то:

  1. Обычно 3-х жильный кабель типа ВВГ имеет цвета: белый, голубой, ж-зеленый. Тут я думаю все понятно. Выше описано.

4-х, 5-и жильные: черный, белый, коричневый, голубой, ж-зеленый — тут с нейтралью и заземлением все понятно, а фазы как вашей душе угодно.

В кабелях, с количеством жил больше 5-и, можно встретить что угодно.

Верить на слово цветам в незнакомо кабеле, мы бы не рекомендовали. Тот, кто до вас это делал мог и правил не знать, мог и знать, но не придерживаться. Лучше проверить прибором.

Бывает так, что у тебя нет заземления в здании (старая советская четырех-проводная система TN-C, встречается во всех зданиях и сооружения до примерно 2000 года постройки). Но есть две различные фазы (например две группы освещения) Итого нужен 3-х жильный кабель. и Таком случае обычно фазами делаю белую и ж-зеленую жилу, голубую оставляют за нейтралью. Что ПРЯМОЕ нарушение ГОСТов, однако кабелей 3-х жильных ВВГ с другим цветовым обозначением найти невозможно. Вот так!

Бывает так что кабель производителем выпущен вообще не пойми как. В лучшем случае -все жилы одного цвета, в худшем — непонятных цветов.

Резюмируем: на практике — цветовое обозначение незнакомых кабелей нужно проверять прибором. А при монтаже выбирать наименьшее зло, придерживаться наиболее важных правил, либо наибольшего их количества.

Источник

Adblock
detector