Какие виды масел применяют в двигателе

Моторные масла. Состав, классификация и как выбрать

Моторные масла — масла, предназначенные главным образом для снижения трения между движущимися деталями двигателей внутреннего сгорания, также они предотвращают коррозию металлов, способствуют отводу тепла из зоны сгорания и более равномерному его распределению.

Моторные масла различаются составом, вязкостью, назначением, температурным режимом эксплуатации и другими характеристиками. На данный момент все моторные масла состоят из базового масла и присадок – специальных добавок, улучшающих его параметры. Базовый компонент формируется или из нефтепродуктов (минеральные масла), или путем химического синтеза (синтетические масла), либо же в результате смешения их в разных пропорциях.

Поэтому, моторные масла по химическому составу базового компонента подразделяются на три основных группы:

  • Синтетические. Имеют отличные эксплуатационные характеристики, широкий температурный диапазон применения. Синтетические масла отлично защищают двигатель, препятствуют образованию нагара, очищают внутренние поверхности ДВС, обладают хорошей стабильностью характеристик и эксплуатационных свойств. Название эта группа масел получила благодаря процессу изготовления, такое масло полностью синтезировано в результате химических реакций. На упаковке обычно обозначается «Fully Synthetic» .
  • Полусинтетические. Представляют собой минеральную основу с добавлением синтетических компонентов и присадок (не более 30%), что позволяет повысить эксплуатационные характеристики базового масла практически до уровня синтетики. Обозначаются эти масла термином «Semi-Synthetic» .
  • Минеральные , обозначаемые на упаковке «Mineral» . Производятся непосредственно из нефти посредством ее перегонки. Имеют довольно посредственные характеристики для современных двигателей, например, такие масла густеют на морозе, плохо очищают двигатель, образуя отложения и забивая масляные каналы.

Классификация моторных масел по ГОСТ

В соответствии с ГОСТ 17479.1-85 моторные масла делятся на 3 класса: летние, зимние и всесезонные. При этом для летнего класса вязкость нормируется при 100 ° C , а для зимнего и всесезонного дополнительно при -18 ° C .

В настоящее время данная классификация применяется очень ограниченно, поскольку она не соответствует современным потребностям индустрии смазочных материалов.

И ее использование сводится к очень узкой области — масла для грузовых автомобилей старых моделей, разработанных ещё в советские годы, сезонные масла для сельхозтехники отечественного производства, и так далее.

Виды моторных масел по вязкости (классификация SAE)

Стандарт общества автомобильных инженеров Америки SAE (Society of Automotive Engineers) один из самых распространённых в мире. Данное сообщество участвовало в разработке международной классификации моторных масел по одному из главных параметров – вязкости.

Вязкость, или текучесть масла – главный параметр, от которого зависит возможность эксплуатации двигателя при той или иной температуре окружающей среды.

SAE расшифровывает температурный диапазон, при котором возможны безопасный пуск и эксплуатация двигателя. Обозначается вязкость в условных единицах, чем выше число – тем выше вязкость масла. Всего на данный момент используется 11 категорий вязкости: 5 летних от 20 до 60 без буквенного обозначения, 6 зимних – от 0W до 25W.

Масла, обладающие вязкостью от 60W и выше, называются трансмиссионными и в ДВС не используются.

Классификация моторных масел по API

Стандарт Американского института нефти API (American Petroleum Institute) также широко распространён в мировой практике. Условия использования определенного типа масла обозначаются 2-мя буквами, первая из которых указывает на тип двигателя, а вторая учитывает эксплуатационные свойства масел.

Классификация API делит масла по типу двигателя:

  • Категория S (Service) – для легковой и лёгкой коммерческой техники, оборудованной четырёхтактными бензиновыми двигателями;
  • Категория C (Commercial) – для грузовой коммерческой техники, сельскохозяйственной техники, дорожно-строительных машин, оборудованных дизельными двигателями.

по уровню свойств на А , В , С , D , E , F , G , H. Чем выше порядковый номер буквы по алфавиту, тем жестче требования к условиям применения.

Для обозначения универсальных масел по API используется двойная маркировка через знак дроби, например SG/CD.

На данный момент тенденция такова, что производители предпочитают выпуск универсальных масел, то есть всесезонных и подходящих для бензиновых и дизельных двигателей.

Классификация моторных масел по ACEA

Стандарт Ассоциации европейских автопроизводителей ACEA (французское название – Association des Constracteurs Europeens des Automobiles, английское – European Automobile Manufacturers Association) был разработан вначале для стран Европы, но впоследствии стал применяться и на мировом рынке автомобильных смазочных материалов.

Читайте также:  Из за чего горит сигнализатор неисправности систем двигателя на шевроле авео

Стандарт вводит три основные категории масел:

  • Класс A/B – для дизельных и бензиновых двигателей легкового и лёгкого коммерческого транспорта;
  • Класс С – для бензиновых и дизельных двигателей, соответствующие современным требованиям по экологии;
  • Класс E – для дизельных двигателей грузовых машин, работающих в условиях повышенных нагрузок.

Маркировка масел по этому стандарту содержит буквенный код категории (в случае первой категории – две буквы через знак дроби) и цифру рядом с буквой. Чем больше значение цифры, тем выше требования к качеству масла. Далее через дефис указываются две последние цифры года принятия категории.

Помимо упомянутых выше существуют такие стандарты классификаций масел как ILSAC, JASO и другие.

Необходимо отметить, что все перечисленные категории прямо не указывают на качество масел, все эти масла различны между собой и подойдут для разных моторов. Поэтому, при выборе масла необходимо следовать рекомендациям и допускам автопроизводителей.

Источник

Виды масел для автомобилей

Моторное масло самая важная жидкость в машине. Это масло было создано с целью смазывания внутренних деталей двигателя автомобиля. Благодаря его применению конструкция двигателя сохраняет свои характеристики.

Функции моторных масел и их различия

На текущий момент классификация масел постоянно расширяется. Появляются разные составы, в производстве и эксплуатации которых используются разные присадки. Благодаря этому создаются разные масла для разных видов моторов. В моторах имеющих турбину специальные присадки позволяют предотвратить вспенивание и загустение масла.

Есть универсальные масла, но они больше подходят старым агрегатам, и их не рекомендуется выбирать если есть возможность купить нормальное масло.

Виды масла

Главным фактором при выборе масла для двигателя — является указанные характеристики масла самим производителем автомобиля — это зависит от условий работы машины, и особенностей конструкции двигателя.

От оригинального масла можно отказаться по тем или иным причинам. Главное чтобы в фирме производителе был допуск, одобрение самого автоконцерна. Иначе при замене жидкостей велика вероятность лишиться гарантии. Хотя в законе отсутствует запрет на выбор технических жидкостей от любых брендов.

Классификация SAE

Одной из основных характеристик моторного масла является его вязкость. Её определяет диапазон допустимых рабочих температур.

  • 10W — фиксирует эксплуатационную температуру
  • 40 — показатель для вязкости.

Масло будет всесезонным, если присутствуют две цифры, разделенные только буквой W. Первые цифры указывают, при каких отрицательных температурах минимум будет проворачиваться двигатель.

  • Для 0W40 — минимальный порог -35 градусов
  • для 15W40 — порог будет -20 градусов

Масло 10W — универсальный параметр для среднего климата, 5W — минимальный класс использование которого рекомендуется при суровых зимах.

1. От 5W30 — 0W30 рекомендовано для тех, у кого ресурс пробега израсходован менее чем на 50%. Работа новых двигателей происходит без изнашивания деталей, сохраняются зазоры, и подшипники будут стабильно работать при сохранении данных параметров.

2. Более 50% износа лучше выбрать 5W40. несущая способнсоть компенсируется за счет того, что растет вязкость.

Классификация API

Категория S — применяется для бензиновых двигателей

Категория C — для двигателей на дизеле

В категории S есть несколько классов, распределяющихся на основе свойств эксплуатации. Качество определяется по мере того, как буква стоит дальше от начала алфавита. SN — самое современное масло для бензиновых двигателей, для дизелей это будет CF. К энергосберегающим относятся все масла с маркировкой SL — благодаря его применению экономится 2-3% топлива. Что на машинах с небольшим объемом двигателя и расходом будет незаметно. А вот на прожорливых рамных внедорожниках уже может сказать свое слово.

Классификация ILSAC

ILSAC — название комитета созданного Ассоциациями японских и американских производителей. Этот комитет разрабатывает стандарты для своих стран. Согласно его классификации моторные масла разбивают на пять классов. Включает в себя буквенные обозначения GF и одну из цифр. Самый современный сейчас класс GF-5.

Масло, которое отвечает этим стандартам имеет повышенную совместимость с системами, которые снижают общее количество выхлопов. Улучшенные свойство против износа деталей двигателя. Повышенная защита от отложений. Энергосберегающие параметры.

АСЕА: последняя классификация

Изначально разработан для европейских стран, но после распространился по всему миру.

Есть три категории:

1. А/В — работает с дизельными и бензиновыми двигателями малого объема легкового и легкового коммерческого транспорта.

2. С — Для бензиновых и дизельных мотороы, которым важно соответствие современным требованиям экологичности выхлопов.

3. Е — Для дизелей грузовиков, при эксплуатации которых нагрузки возрастают.

Читайте также:  Как проверить когда сделали двигатель

Маркировка имеет буквенный код, за которым идут цифры. Увеличение цифры показывает, что к маслу предъявляются более высокие требование по условиям эксплуатации и характеристикам. Через дефис указан год, в котором этому маслу присвоили категорию. A3/B3-12 — но при подборе масла для конкретного автомобиля необходимо уточнение по другим параметрам.

Популярные производители:

1. Mobil — Американский бренд, принадлежащий корпорации Exxon. Имеет филиалы по всему миру. Используется и в гражданских автомобилях, и в специальных созданных для профессиональных гонок. Из особенностей — высокая степень совместимости с большей частью составов, у которых пройдена сертефикация.

2. Shell — Англо-голландская корпорация, Shell Helix — торговая марка для Российской федерации.

3. Liqui Molly — Германия. Имеет оптимальные параметры, и известна среди владельцев элитных спортивных автомобилей, двигатели которых очень чувствительны к маслу.

4. Castrol — владелец концерн British Petrolium. Оптимальный вариант между ценой и качеством. Довольно популярный вариант на российском рынке.

5. Лукойл — бренд их России, единственный чьи масла прошли сертификацию API. Преимущество — низкие цены, при качестве не уступающем зарубежным аналогом.

Также есть ZIC из Южной Кореи, и Total из Франции — оба имеют весьма хорошее качество и отличные характеристики. Но цена, уже не самая маленькая.

На рынке есть большое количество разнообразных видом моторных масел. И для выбора какое именно подходит вашей машине с определенным двигателем стоит изучить рекомендации завода-изготовителя, а также реальный опыт других владельцев такого автомобиля с этим двигателем.

Источник

Масла, применяемые для двигателей, их основные свойства

Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, называют моторными.

В зависимости от назначения моторные масла подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов. Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок. (СЛАЙД № 22)

По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.

По составу базового масла моторные масла подразделяют на синтетические, минеральные и частично синтетические (смеси минерального и синтетических компонентов).

Требования к маслам: (СЛАЙД № 22)

— маслянистость (способность удерживаться на поверхности);

— отсутствие кислот (чистота);

— отсутствие механических примесей.

Марки масел по ГОСТ 17479.1-85 М-8Б1 (АС-8); М-10Б1 (АС-10); М-8Б1; М-6З/10В1. В скобках указаны марки масел по старой классификации. Расшифровка марок:

— 8,10 — кинематическая вязкость масла в мм 2 /с или в сСт (сантистоксах) при 100 0 С;

— Б,В,Г,Д -группы масла по эксплуатационным свойствам (отличается количеством присадок и их эффективностью) соответственно для: мало-, средне-, высоко- и высокофорсированных двигателей с турбонаддувом;

— цифровой индекс 1,2 — соответственно для карбюраторных и дизельных двигателей, без индекса — универсальные;

— 6з: -6 — класс вязкости при t= -18 0 С не менее 2600 и не более 10400 сСт; — з — загущающие присадки (используются в качестве зимнего масла или всесезонного).

Определение качества масла:

— по цвету (прозрачности) — на измерительном стержне, масло требует замены если не видно рисок на стержне;

— по масляному пятну на бумаге (фильтровальной или писчей), если сердцевина пятна черного цвета — масло заменить;

— по запаху — масло не должно содержать топлива;

— на ощупь — взять каплю масла между пальцами, оно должно иметь определенную маслянистость, т.е. быть «липким» и тянуться.

Одним из показателей качества масла является его вязкость (сила внутреннего трения). От ее значения зависят техническое состояние двигателя, расход топлива и масла. По вязкостным показателям подбирается масло для определенного двигателя в зависимости от кон­струкции, технического состояния, условий эксплуатации, сезонности и других факторов. Значение вязкости масла входит в его маркировку в виде цифрового индекса, например, M-8B-I, М-10Г2 где цифры 8 и 10 обозначают значение кинематической вязкости в мм2/с при 100°С. Ис­пользование маловязких масел (тем более загущенных — всесезонных) позволяет экономить топливо. Но, с другой стороны, использование ма­ловязкого масла может стать причиной повышенного износа деталей, в том числе абразивного, увеличения расхода масла на угар. Например, расход масла М-5з/12Г1 на угар больше по сравнению с расходом на угар масла М-12Г1. Но применение масел с повышенной вязкостью свя­зано с увеличением механических потерь, ухудшением пуска двигателя, увеличением пусковых износов. Масла подбирают такой вязкости, кото­рая обеспечивала бы надежную смазку, небольшой расход на угар, легкий пуск двигателя, отвод теплоты и др. Оптимальное значение вяз­кости масла в каждом конкретном случае обеспечивает минимальный износ деталей двигателя, достаточную скорость подачи масла к цилиндрам, максимальный отвод теплоты (масло отводит 1,5. 4,5% теплоты, выделяемой при сгорании топлива), уплотнение зазоров (это, в свою очередь, обеспечивает минимальный прорыв отработавших газов в масляный картер и расход масла на угар). Масла, в зависимости от вязкостных свойств, используются при зимней и летней эксплуатации. Использование зимой летних сортов масел ведет к дополнительному расходу топлива до 8%; использование зимних масел летом — к повы­шенному износу двигателя, ‘увеличению расхода масла на угар.

Читайте также:  С каким двигателем лучше ленточная пилорама

От значения вязкости зависит прокачиваемость по масляной системе, отвод тепла от трущихся поверхностей, их чистота. Это обес­печивает масло с меньшей вязкостью. Для уплотнения зазоров в изно­шенных двигателях при работе с повышенными давлениями требуются масла с более высокой вязкостью.

Моторное масло — это важный элемент конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в смазочной системе двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла — одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей. Моторные масла для двигателей внутреннего сгорания автомобилей согласно эксплуатационных свойств подразделяют на шесть групп: А, Б, В, Г, Д, Е. Масла групп А, Б, В, Г используются в нефорсированных (А), малофорсированных (Б), среднефорсированных (В) и высокофорсированных (Г) карбюраторных и дизельных двигателях. Масла группы Д предназначены для использо­вания в высокофорсированных дизелях, работающих в тяжелых условиях. Масла группы Е — в высокофорсированных малооборотных судовых дизелях и работающих на тяжелом топливе. Для карбюраторных двигателей в маркировку масла вводится цифра 1, для дизелей — 2. Пример обозначения масел: М-8Г1 М-10В2. Буква М обозначает, что масло моторное; цифры 8 и 10 — значение кинематической вязкости в мм2/с при 100°С. При отсутствии масла необходимой марки его можно заменить равновязким по качеству группой выше, но никогда не следует за­менять маслами худшего качества. Например, при отсутствии масла M-8B-I следует заливать масло М-8Г1(зимой), М-12Г1(летом) или всесезонное масло М-5з/10Г1 и другие этого типа. Нельзя смешивать масла разных групп (из-за несовместимости присадок), т.е. при понижении уровня масла в картере доливать масло другой группы. Например, долив масла группы Г1 в масло M-8B1 приводит к резкому ухудшению качества (ниже M-8B1), хотя доливалось более высококачественное масло.

Поэтому не следует смешивать одинаковые по назначению, но разной маркировки масла, например, не смешивать масла М-53/10Г1, М-63/1ОГ1 и М-63/12Г1, так как в состав этих масел входят различные при­садки.

В бензиновые двигатели не следует заливать дизельные масла. При производстве масел учитываются конкретные условия их эксплуатации: температура, давление, металлы, с которыми контактирует масло, качество топлива, охлаждение двигателя и другие. В соответствии с этим подбираются масляная основа определенного ка­чества и соответствующие присадки. Для масел бензиновых двигателей нужны более термостойкие присадки (температура горящей рабочей смеси в бензиновых двигателях на 300. 400°С выше, чем в дизелях), а для дизельных масел —механостойкие. Кроме того, учитывается качес­тво топлива. Содержание серы в дизельном топливе в 5. 10 раз больше, чем в бензине. При сгорании сернистые соединения превращаются в оксиды, которые со временем вызывают не только жидкостную (кислот­ную) коррозию при соединении с водой, но и газовую. Поэтому масла для дизелей должны иметь более высокие нейтрализующие свойства для предотвращения коррозии — в первую очередь вкладышей подшипников — продуктами сгорания топлива и окисления масла. Но, к сожалению, улучшение нейтрализующих свойств сопряжено с повы­шением зольности. Особенно это ощущается, когда дизельное масло используется в бензиновых двигателях, при попадании в камеру сго­рания (расход масла на угар). В этих случаях масляная основа и присадки более интенсивно, чем в дизелях, образуют нагары, вызывают калильное зажигание (двигатель продолжает работать при выключенном зажигании). Калильное зажигание может сопровождаться детонацией (возникновением металлического стука при работе двигателя), так как образующиеся нагары «уменьшают» объем камеры сгорания, т.е. увеличивают степень сжатия двигателя.

Поэтому существует классификация моторных масел для карбюра­торных и дизельных двигателей, высокофорсированных, высоко­форсированных с турбонаддуврм и т.д.

Источник

Adblock
detector