Какие устанавливают двигатели на автобусы

Какие устанавливают двигатели на автобусы

Двигатели, устанавливаемые на автобусах, в зависимости от смесеобразования и используемого топлива делятся на бензиновые, топливом для которых служит бензин; дизельные, работающие на тяжелом жидком топливе; газовые, для питания которых используется газовое топливо.

Основными частями двигателя внутреннего сгорания являются кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы, а также системы питания, смазки, охлаждения и зажигания.

Кривошипно-шатунный механизм состоит из блок-картера, гильз и головок цилиндров, поршней с кольцами и поршневыми пальцами, шатунов, коленчатого вала, коренных и шатунных подшипников и маховика.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Блок-картер (рис. 7) представляет собой жесткую моноблочную V-образную конструкцию, отлитую из легированного серого чугуна. В верхней части блока под углом 90° расположены два ряда цилиндровых гнезд под вставные гильзы. Левый ряд цилиндров смещен относительно правого вперед на 29,5 мм, что вызвано установкой двух шатунов на общую шатунную шейку коленчатого вала. По всей высоте цилиндров сделаны проточки для охлаждающей жидкости, благодаря чему обеспечивается интенсивный отвод тепла от гильз цилиндров.

В картерной части блока имеется система каналов для подвода масла из центрального канала к местам смазки. К переднему торцу блока прикреплена крышка, к заднему — картер маховика, снизу блок закрыт поддоном, который одновременно служит емкостью для системы смазки двигателя.

Гильзы цилиндров мокрого типа легкосъемные, изготовлены из специального чугуна. В верхней части гильза имеет упорный бурт с выступами для установки на упорный торец блока цилиндров и на-нежного уплотнения с головкой цилиндра. Водяная полость между блоком и гильзой уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения в верхней части установлено одно кольцо под буртом в проточке гильзы, в нижней части — два кольца в проточках блока.

Головки цилиндров отдельные на каждый цилиндр изготовлены из алюминиевого сплава. Они имеют водяные рубашки, сообщающиеся с рубашкой блока, впускные и выпускные каналы, вставные седла и направляющие втулки клапанов. Стык головки цилиндра с блоком уплотняется двумя типами прокладок. Формованные резиновые прокладки уплотняют перепускные отверстия для воды и масла, а также стык головки с блоком по контуру. В верхней плоскости головки размещены клапанный механизм и форсунка. Каждая головка крепится к блоку цилиндров четырьмя болтами. Клапанный механизм головки закрыт алюминиевой крышкой, уплотненной прокладкой. Крышки коренных опор к картерной части блока крепятся поперечными болтами-стяжками.

Поршень (рис. 8) изготовлен из алюминиевого сплава. В толстостенном днище поршня выполнена открытая тороидальная камера сгорания, в головке поршня — три канавки под поршневые кольца.

Рис. 7. Блок-картер

Рис. 8. Поршень с шатуном

Верхняя канавка как наиболее нагруженная имеет вставку из жаропрочного чугуна. Нижняя канавка под маслосъемное кольцо имеет отверстие для отвода масла, снимаемого кольцом с поверхности цилиндра.

На каждом поршне устанавливаются два компрессионных кольца из специального чугуна и одно маслосъемное сборной конструкции. Оно состоит из чугунного кольца коробчатого сечения и витого пружинного расширителя. Рабочая поверхность колец хромирована, что повышает их износостойкость. Поршень и шатун соединены пустотелым пальцем плавающего типа, осевое перемещение которого в поршне ограничивается двумя пружинными стопорными кольцами. Шатуны стальные, двутаврового сечения. Нижняя головка шатуна разъемная. Подшипниками скольжения в верхней головке шатуна служат втулки с рабочим бронзовым слоем, в нижней головке шатуна — съемные взаимозаменяемые вкладыши. Крышка нижней головки шатуна крепится гайками на двух болтах.

Коленчатый вал (рис. 9) изготовлен из стали. Он имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки, которые связаны между собой щеками. В шатунных шейках вала выполнены полости, закрытые заглушками, где масло подвергается центробежной очистке. На щеках коленчатого вала в его передней и задней частях имеются противовесы. На передней части коленчатого вала установлена ведущая шестерня привода масляного насоса, на задней — распределительная шестерня 5 в сборе с маслоотражателем.

Читайте также:  Чем и как правильно мыть двигатель автомобиля

От осевых перемещений вал фиксируется четырьмя сталеалюми-ниевыми полукольцами, установленными в выточках коренной опоры.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала изготовлены из стальной ленты, покрытой слоем свинцовистой бронзы и тонким слоем свинцовистого сплава. Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников не взаимозаменяемы, а верхние и нижние вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала в нижней головке шатуна взаимозаменяемы.

Для предотвращения от проворачивания и осевых перемещений вкладышей в гнездах на краях постелей вкладышей выштампованы кромки, которые входят в соответствующие пазы, выполненные в постелях блока и крышках коренных и шатунных подшипников.

Маховик отлит из серого чугуна. Он крепится к торцу коленчатого вала. На цилиндрическую поверхность маховика напрессован зубчатый венец, предназначенный для соединения с шестерней вала стартера при пуске двигателя.

У двигателя РАБА-МАН расположение цилиндров рядное, горизонтальное. Блок цилиндров выполнен из серого чугуна. Он закрыт двумя чугунными головками и поддоном картера с двумя маслосборниками. Цилиндры имеют вставные сухие гильзы. По обе стороны цилиндров в блоке выполнены две полости, одна — для жидкостной рубашки охлаждения, другая — для доступа к штангам и толкателям. Обе полости закрыты крышками с уплотненными прокладками.

В головках блока цилиндров смонтированы детали газораспределительного механизма и закреплены форсунки. Каждая головка закрывает три цилиндра и крепится к блоку цилиндров болтами.

Поршень изготовлен из алюминиевого сплава. В днище поршня выполнена камера сгорания. На поршне установлены кольца: три компрессионных и одно маслосъемное.

Рис. 9. Коленчатый вал

Шатун стальной, двутаврового сечения. Нижняя головка шатуна имеет разъем под углом 45° для удобства снятия шатуна через цилиндр.

Коленчатый вал имеет шесть шатунных шеек, напротив которых установлены противовесы. На передней части коленчатого вала установлены шестерня распределительного вала и гаситель крутильных колебаний. К фланцу вала крепится маховик.

На автобус ПАЗ-3205 установлен V-образный бензиновый двигатель 3M3-5234, имеющий одинаковую конструкцию с двигателями автомобиля 3M3-53. Расположение двигателя переднее, продольное.

На микроавтобусах автомобилей “ГАЗель” и “Соболь” устанавливаются двигатель ЗМЗ-4026 карбюраторный, 4-цилиндровый, 8- клапанный; 3M3-4063 карбюраторный, 4-цилиндровый, 16- клапанный и двигатель ГАЗ-560 дизельный, 4-цилиндровый с турбонаддувом и микропроцессорной системой управления подачей топлива.

Механизм газораспределения двигателя ЗМЗ имеет верхнее расположение клапанов (рис. 10).

Он состоит из распределительного вала с шестерней, толкателей, штанг, коромысел, осей коромысел со стойками, впускных клапанов, выпускных клапанов, пружин и деталей крепления.

Распределительный вал стальной, установлен в расточке блока на пяти подшипниках скольжения, представляющих собой стальные втулки. На задний конец распределительного вала насажена прямозубая шестерня. Толкатели клапанов стальные, пустотелые, тарельчатого типа, с цилиндрической направляющей частью. Торец толкателя, контактирующий со штангой, заканчивается сферическим гнездом. Толкатели клапанов устанавливаются в направляющих, изготовленных из серого чугуна. При работе двигателя толкатели все время вращаются вокруг своих осей, что необходимо для их равномерного износа.

Штанги толкателей стальные, пустотелые. Нижний наконечник имеет выпуклую сферическую поверхность.

Коромысла клапанов — стальные двуплечие рычаги с запрессованными бронзовыми втулками. Коромысла установлены на осях, выполненных заодно со стойками коромысел. Клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Каждый клапан имеет две цилиндрические пружины с равномерным шагом и с противоположной навивкой. Для нормальной работы газораспределительного механизма необходим зазор между носком коромысла и торцом стержня клапана.

На двигателе 3M3-4063 (рис. 11) установлено два распределительных вала: распределительный вал впускных клапанов и распределительный вал выпускных клапанов. Валы вращаются в подшипниках, образованных головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками.

Читайте также:  Каменский двигатель камаз схема

Рис. 10. Механизм газораспределения:
1 — распределительный вал; 2 — толкатель клапана; 3 — направляющая толкателя; 4 — штанга толкателя; 5 — регулировочный винт; 6 — коромысло; 7 — контргайка; 8 — коническая втулка; 9 — упорная тарелка пружины; 10 — внутренняя пружина; 11 — наружная пружина; 12 — шайба пружины; 13 — сухарь клапана; 14 — впускной клапан; 15 — выпускной клапан; 16 — корпус подшипника; 17 — шестерня распределительного вала

Клапаны изготовлены из жаропрочной стали и имеют возможность в процессе работы проворачиваться. Привод клапанов осуществляется от распределительных валов через цилиндрические гидротолкатели 8, для которых выполнены направляющие за одно целое с головкой цилиндров. Применение гидравлических толкателей исключает необходимость регулировки зазоров между ними и клапанами.

Рис. 11. Привод клапанов:
1 — впускной клапан; 2 — головка цилиндров; 3 — распределительный вал впускных клапанов; 4 — тарелка пружины клапана; 5 — маслоотражательный колпачок; 6 — наружная пружина клапана; 7 — распределительный вал выпускных клапанов; 8 — гидротолкатель; 9 — сухарь клапана; 10 — выпускной клапан; 11 — внутренняя пружина клапана; 12 — опорная шайба пружины клапана

Рис. 12. Промежуточный вал:
1 — болт; 2 — стопорная пластина; 3 — ведущая звездочка; 4 — ведомая звездочка; 5 — передняя втулка вала; 6 — промежуточный вал; 7 — труба промежуточного вала; 8 — валик-шестерня; 9 — гайка; 10 — шестерня привода масляного насоса; 11 — задняя втулка вала; 12 — блок цилиндров; 13 — фланец промежуточного вала; 14 — штифт

Пружины клапанов двойные. Клапаны, пружины и детали их крепления взаимозаменяемы с аналогичными деталями двигателя ВАЗ-2108.

Гидротолкатели выполнены в виде цилиндрического стакана с подводом масла от магистрали в головки цилиндров.

На двигателе установлен вал промежуточный (рис. 12) от звездочек осуществляется привод распределительных валов, а от шестерни привод масляного насоса.

Источник

ПАЗ-32053, ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234 || Паз 3205 какой двигатель

История[ | ]

Разрабатывался путём создания десятков опытных образцов в течение почти 15 лет. Основой послужил разрабатываемый в 1972—1977 годах и подготовленный к серийному производству с 1979 года, но так и не запущенный в производство автобус ПАЗ-3203[2]. Первая опытная партия автобусов для испытаний была изготовлена в 1979 году, конвейерная сборка была начата в 1984 году[3].

Окончательный вариант автобуса был утверждён в 1986 году. Массовый выпуск начался 1 декабря1989 года, когда на конвейере полностью прекратили выпуск предыдущей модели ПАЗ-672М. 4 июня2001 года на заводе отмечался выпуск 100-тысячного автобуса данной модели. В 2008 году проведена модернизация производства, что позволило проводить сертификацию для регулярного использования на загруженных маршрутах, значительно возрос ресурс службы кузова (с 5 до 10 лет), в салон устанавливаются более эффективный отопитель и более комфортные сиденья.[4] В 2014 году было освоено производство рестайлинговой версии[5].

Модификации[ | ]

Модель представлена большим количеством модификаций:

  • ПАЗ-3205 — базовый вариант с одной автоматической дверью, карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10 и пневмогидравлической тормозной системой. В настоящее время снят с производства.
  • ПАЗ-3205-10 — автобус, предназначенный для работе на сжатом газе, опытный экземпляр которого был выпущен в 1997 году. Газовые баллоны у этой машины спрятаны под специальным кожухом на крыше, установленном на месте третьего люка. Автобус так и остался опытным.
  • ПАЗ-3205-20 — грузо-пассажирский вариант автобуса ПАЗ-3205, выпускающийся в нескольких вариантах с разным объёмом грузового отсека, который расположен в задней части кузова. Количество посадочных мест — 16. Задняя аварийная дверь в таких автобусах отсутствует — её функции выполняет дверь грузового отсека в задней панели. Объём грузового отсека может варьировать от 5,3 до 15 м³.
  • ПАЗ-3205-30 — автобус для инвалидов, оборудованный гидроподъёмником и креплениями для колясок. Был разработан в 1998 году и изначально носил индекс ПАЗ-3208.
  • ПАЗ-3205-40 — самоходное шасси на базе узлов и агрегатов автобуса ПАЗ-3205. В 70-80-е годы XX века Советский Союз осуществлял значительные объёмы поставок самоходных шасси на базе автобуса ПАЗ-672 на Кубу, где заказчик монтировал на него свои кузова. В связи с прекращением выпуска 672-й модели планировалось продолжить поставки шасси уже на базе ПАЗ-3205. Однако изменение политической обстановки не дало этим планам осуществиться — на Кубу было отправлено лишь незначительное число шасси ПАЗ-3205-40 перед распадом СССР.
  • ПАЗ-3205-50 — вариант «люкс», разработанный в начале 1990-х годов. Первые опытные автобусы имели индекс ПАЗ-3205Т. От стандартных автобусов отличается установкой мягких нерегулируемых кресел в салоне на надстройке (подиуме), наличием багажных полок над сиденьями вдоль окон и багажного отсека объёмом около 2 м³ в задней части салона.
  • ПАЗ-3205-60 — северный вариант автобуса был разработан ещё в восьмидесятые годы XX века, а первый опытный образец, называвшийся тогда ПАЗ-320501, появился в 1984 году. От базовой модели он отличается улучшенной термоизоляцией, двойным остеклением, полностью отгороженной от салона кабиной водителя. Система отопления калориферная — от радиатора и 3 отопителей, подключенных к системе охлаждения двигателя.
  • ПАЗ-3205-70 — изначально этот индекс был присвоен дизельному автобусу ПАЗ-3205, который появился в 1995 году. Однако вскоре его поменяли на ПАЗ-3205-07, а под индексом ПАЗ-3205-70 ныне выпускается школьный автобус. От базовой модели он отличается четырьмя ступеньками, из которых нижняя — выдвижная, сиденьями с полумягкой высокой спинкой, ремнями безопасности на каждом сиденье, кнопкой сигнала водителю возле каждого места. Также автобус оборудован полками для ранцев школьников, предусмотрено место для двух инвалидных колясок в сложенном состоянии. По периметру кузова нанесена светоотражающая полоса, а на крыше установлен мегафон.
  • ПАЗ-3205-70 [6] РАП — вариант школьного автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: ГАЗ мех., 4-ст (бензин) или СААЗ мех., 5-ст(дизель). [7]
  • ПАЗ-32051 — автобус с двумя автоматическими дверями для пригородных маршрутов (часто ставился на городские) и пневмогидравлической тормозной системой (расположение сидений в салоне у однодверных и двухдверных модификаций различается). В настоящее время снят с производства.
  • ПАЗ-32052 — опытный с одной широкой автоматической дверью для городских маршрутов; в серию не пошёл.
  • ПАЗ-32053 — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов и пневматической тормозной системой с ABS . Является заменой ПАЗ-3205.
  • ПАЗ-32053 РАП — вариант бензинового автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: ГАЗ мех., 4-ст [8]
  • ПАЗ-32053-07 РАП — вариант дизельного автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: СААЗ мех., 5-ст [9]
  • ПАЗ-32053-20 — грузо-пассажирский автобус для перевозки строительных бригад и оборудования.
  • ПАЗ-32053-27 — грузо-пассажирский с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
  • ПАЗ-32053-50П — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов с улучшенным салоном.
  • ПАЗ-32053-57 — пригородный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
  • ПАЗ-32053-60 — автобус в северном исполнении.
  • ПАЗ-32053-67 — северный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
  • ПАЗ-32053-70 — школьный автобус.
  • ПАЗ-32053-77 — школьный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
  • ПАЗ-320538-70 — школьный в северном исполнении.
  • ПАЗ-32053-80 — ритуальный автобус .
  • ПАЗ-32054 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов, карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10 и пневматической тормозной системой с АБС. Является заменой ПАЗ-32051.
  • ПАЗ-32054-03 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов с дизельным двигателем Cummins B 3.9 140 CIV-1.
  • ПАЗ-3798 — изотермический фургон.
  • ПАЗ-3975 — передвижная лаборатория для комплексного обследования спортсменов на местах проведения соревнований. Модель была разработана по заказу Госкомспорта СССР в 1987 году.
  • ПАЗ-3206 — полноприводная модификация. Предназначен для работы в удаленной местности через труднопроходимые районы.
Читайте также:  Двигатель внутреннего сгорания как работает схема

Источник

Adblock
detector