Какие требование предъявляются к жидкостям используемым для охлаждения двигателя

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

Выбор и полная замена антифриза

С течением времени происходит «старение» охлаждающей жидкости: изменяется количественный и химический состав компонентов, и как следствие – перегрев и поломка мотора. Своевременная полная замена антифриза поможет сохранить работоспособность механизмов, а также уберечь узлы и детали двигателя от преждевременного износа.

Что такое антифриз

Антифриз – это название отдельной категории незамерзающих жидкостей, служащих для охлаждения ДВС. ОЖ в процессе эксплуатации силовых агрегатов предотвращают повреждения комплектующих мотора и обеспечивают стабильную работу механизмов в условиях низких и высоких температур.

Главная особенность незамерзающих растворов – низкий коэффициент расширения. Если чистая вода, в случае замерзания, увеличивается в объеме на 9%, то охлаждающие жидкости на 1,5–3,5%. Кроме этого, ОЖ не кристаллизуются, а превращаются в рыхлую пластичную массу, которая не наносит никакого вреда двигателю.

Классификация антифризов по составу

По структуре ОЖ делятся на следующие категории:

  1. этиленгликолевые;
  2. глицериновые;
  3. солевые;
  4. спиртовые.

Гликолевые

Их изготавливают на основе двухатомного спирта, дистиллированной воды и присадок. При замерзании этиленгликолевые растворы не кристаллизуются и не повреждают рубашку системы охлаждения.

Глицериновые

Обладают низким порогом замерзания. При концентрации реагента в воде 67% и более, нижний порог кристаллизации равен – 50°C. Температура кипения – 110–120°C. Субстанции характеризуются высокими смазывающими и антикоррозийными качествами.

Спиртосодержащие

Сюда относятся этиловые, метиловые, изопропиловые, они также могут выступать в качестве антифризов. Однако их температура кипения ниже 100°С. Поэтому, применение таких растворов возможно только в низкотемпературных климатических зонах.

Солевые

Представляют собой водные смеси хлоридов кальция, магния, натрия. При определенных условиях могут способствовать электрохимической коррозии. Для широкого применения необходим комплекс модифицирующих присадок, что значительно влияет на стоимость продукта.

Антифризы могут выпускаться в форме концентрированных составов или в виде готовых к употреблению растворов.

Классификация охладающей жидкости по виду

По набору модификаторов ОЖ делятся на 4 категории:

  1. традиционные;
  2. карбоксилатные;
  3. гибридные;
  4. лобридные.

Традиционные незамерзающие жидкости состоят из гликолевых соединений, воды и набора неорганических присадок:

Главный недостаток – непродолжительный срок службы (≤ 60000 км), а также риск выпадения силикатного осадка, нарушающего теплоотвод. Такие композиты применяются только в старых моделях автомобилей.

Карбоксилатные изготавливаются на основе этиленгликолей, воды и органических присадок. Считаются лучшими в своем классе, так как главным компонентом модифицирующих добавок выступают соли карбоновых кислот, имеющие высокие антикоррозионные и антиокислительные свойства. Срок службы – от 3 лет и более.

Гибридные антифризы – это химические смеси традиционных и карбоновых антифризов, взятых в определенных пропорциях.

Лобридные представляют собой субстанции, состоящие из воды, этиленгликоля и минеральных присадок. Подходят для всех современных автомобилей. По своим характеристикам они сравнимы с карбоксилатными антифризами.

Эксплуатационные требования к охлаждающей жидкости

Главная задача антифриза – защитить двигатель от перегрева, и обеспечить сохранность системы охлаждения в зимний период.

Требования, предъявляемые к охлаждающим жидкостям:

  • высокая теплопроводность и теплоемкость;
  • низкий порог начала замерзания;
  • температура кипения выше 110°C;
  • оптимальный индекс вязкости в рабочем диапазоне температур;
  • высокие антипенные свойства;
  • антикоррозионные и антиокислительные качества;
  • совместимость с полимерами и цветными металлами.

Замена антифриза своими руками

Полная замена жидкости в системе охлаждения требуется в следующих ситуациях:

  • Закончился срок эксплуатации.
  • Перегрев двигателя.
  • Изменился цвет раствора.
  • Помутнение смеси, и выпадение нерастворимого осадка.
  • Выполнение ремонтных работ в двигателе.

Заливка нового охладителя делится на три этапа: слив старого; промывка; заполнение системы чистым антифризом.

Как сливать антифриз полностью

  1. Установить автомобиль на яму, подъемник или эстакаду.
  2. Снять крышки с расширительного бачка и горловины радиатора.
  3. Открыть краник на блоке цилиндров.
  4. Слить остатки жидкости из радиатора.
  5. Закрыть вентили и приступить к следующей операции.

Промывка системы

Мойку системы охлаждения желательно проводить в любых ситуациях. Единственная причина, по которой можно избежать этой процедуры – это если старый антифриз находится в актуальном состоянии или новая жидкость относится к тому же классу, что и старый состав.

Существует два способа промывки двигателя. Первый – это использование специального состава (инструкция находится на тыльной стороне упаковки). Второй – если система охлаждения относительно чистая, то можно использовать водопроводную воду с добавлением 15–20% новой ОЖ.

Для промывки водным раствором:

  1. Заливаем в расширительный бачок водную смесь.
  2. На 15–20 минут запускаем двигатель.
  3. Глушим мотор и даем немного отстояться.
  4. Открываем краники, и сливаем жидкость.

Если качество сливаемой отработки не удовлетворяет поставленным требованиям, то можно вновь залить промывочный раствор, и повторить процесс.

Читайте также:  Как подобрать сечение кабеля по мощности двигателя

Заполнение системы новым антифризом

Закрываем сливные вентили, и через расширительный бачок заливаем чистый антифриз. Объем заливаемой жидкости вначале фиксируем в горловине радиатора, а затем ориентируемся по меткам на корпусе расширительного бачка. Запускаем двигатель, и даем ему 5–10 минут поработать на холостых оборотах.

Затем проверяем герметичность соединений (патрубки, краники), и смотрим уровень жидкости в расширительном бачке. При необходимости доливаем антифриз, устанавливаем и подтягиваем крышки бачка и радиатора. Автомобиль готов к дальнейшей эксплуатации.

Источник

Охлаждающие жидкости (ОЖ) и требования к ним

Применяются: вода и этиленгликолевые смеси (антифризы). (СЛАЙД № 11)

Рис. 4. Охлаждающая жидкость

Требования: (СЛАЙД № 11)

— обладать высокой теплоемкостью и теплопроводностью;

— иметь низкую температуру замерзания;

— иметь высокую температуру кипения;

— иметь высокую температуру воспламенения;

— иметь малую вязкость;

— иметь малую вспениваемость.

— иметь низкую коррозионную агрессивность по отношению к металлам, сплавам, припоям и покрытиям;

— быть инертными по отношению к резиновым шлангам и уплотнительным деталям из резины и пластических масс;

— иметь низкую токсичность.

Водаимеет ряд положительных свойств: высокая теплоемкость, оптимальная вязкость, не токсичность, не горючесть. (СЛАЙД № 12)

Ее недостатки:

— недостаточно низкая температура замерзания;

— невысокая температура кипения;

— увеличение объема при замерзании (до 10%);

— образование накипи (ухудшение теплопроводности).

Образование накипи зависит от количества солей в воде. Чем выше содержание солей, тем больше жесткость воды и больше образование накипи. Жесткость измеряется в мг-эквивалентах/литр.

Вода по жесткости делится на:

— умеренно жесткую — 2-4:

— средней жесткости — 4-6;

— очень жесткая — выше 10.

Вода из ключей и колодцев обычно жесткая (8-12) и применение в СО нежелательно (без смягчения).

— кипячение 30-40 минут;

— добавление технического порошка Трилона — Б (2 кг на 1 литр)

Трилон-Б — порошок белого цвета, не ядовит, хорошо растворяется в воде не вспенивает воду при нагреве и кипячении.

Промывать двигатели с деталями из алюминиевых сплавов нельзя щелочными и кислотными растворами.

Промывка: 20 г Трилона-Б на 1 литр воды в течении 6-7 часов работы двигателя на протяжении 4-5 дней меняя раствор ежедневно. Затем промывают систему чистой мягкой водой и заливают воду с 2 г Трилона-Б на 1 литр.

Антифризы— водные растворы этиленгликоля с антикоррозионными присадками (динатрийфосфат, декстрин). (СЛАЙД № 12)

— «40» — tз = -40 0 С светло-желтого цвета,

— «65» — tз = -65 0 С оранжевого цвета.

Источник

Как выбрать жидкость охлаждения двигателя

Жидкость охлаждения двигателя, иначе называемая антифризом, является одной из важнейших автомобильных жидкостей. О ее назначении много говорить не приходится: обеспечивать эффективное и быстрое охлаждения двигателя работающего автомобиля, поддерживая тепловой баланс. Однако есть много «подводных камней», с которыми сталкиваются автолюбители при покупке охлаждающей жидкости. О чем рассказывают специалисты Avto.pro .

Подробнее об особенностях антифриза

В рамках обсуждения охлаждающей жидкости мы разберем лишь отдельные составляющие понятия «тепловой баланс двигателя». А именно, температуры и характеристик моторного масла и металлов. Почему именно так? Дело в том, что у антифриза есть 3 основные задачи:

  • Охлаждение . При работе двигатель серьезно нагревается, так что без эффективного охлаждения экстремальных температур достигнет масло и металл. Подобный температурный режим гарантирует высокий износ деталей, разложение масла и в частности, находящихся в нем присадок;
  • Прогрев мотора . В холодную погоду при запуске двигателя его детали прогреваются неравномерно: одни слишком быстро, другие медленно. Равномерный прогрев обеспечивает циркулирующая охлаждающая жидкость. Рабочая температура – около 80-90°C;
  • Отопление салона . Исходя из предыдущего пункта, избыток тепла распределяется по охлаждающей системе специальной жидкостью. Так, например, антифриз двигается по радиатору печки и способствует обогреву салона.

Существует также ряд других задач , о которых автолюбители часто забывают:

  • Защита металла от коррозии;
  • Защита резиновых деталей от деградации.

Кроме этого, жидкость должна иметь как можно более низкую температуру замерзания, а также высокую температуру кипения. И еще: высокую текучесть, теплоемкость, малое пенообразование. Получение подобных жидкостей – очень сложный процесс, требующий работы физиков, химиков и специалистов по автомобильным системам.

Синий, желтый, красный…

Одним из самых частых вопросов об охлаждающих жидкостях является «а какого цвета брать?». Резюмируем : цвет не играет роли, вся суть в составе жидкости. Какого-то стандарта нет до сих пор, так что каждый производитель добавляет те красители, которые, по его мнению, сделают жидкость максимально заметной: утечку прозрачного антифриза было бы слишком сложно обнаружить. При этом во многих случаях цвет антифриза указывает на его класс (об этом мы поговорим позже), но никак не на качество.

Если говорить о прозрачных антифризах, то на ум приходит только вода, поскольку спецжидкости сегодня окрашивают. Как охлаждающая жидкость пригодна только чистая дистиллированная вода . Вода с примесями будет откладывать на внутренних полостях системы охлаждения соли и поспособствует коррозии. Заливать даже дистиллят можно в крайних случаях . К примеру, если наблюдается небольшая утечка или вода как компонент антифриза начала испаряться и уровень, можно долить дистиллят. Но в небольших количествах!

Читайте также:  Чем очистить двигатель изнутри

Классификация и состав антифризов

Охлаждающая жидкость состоит из воды и антифриза (90%), а также ряда дополнительных компонентов. Активным компонентом зачастую является этиленгликоль, в некоторых случаях это пропиленгликоль. Обычным отношение воды к активному компоненту является 50:50, иногда 60:40. Это указанные 90%, а оставшиеся 10% — присадки . Жидкость в итоге не замерзает даже при очень низких температурах. Нижним температурным пределом является -70°C.

Вот как классифицируют антифризы по их присадкам:

  • Традиционные (иначе Conventional, Traditional, IAT) – жидкости с неорганической основой, как-то с фосфатами, боратами, аминами, силикатами и т.п. Одним из ярчайших представителей является «Тосол». При этом такие охлаждающие жидкости в Европе уже не используются более двадцати лет. В самых современных автомобилях их лучше не использовать, так как они не гарантируют хорошего теплоотвода. Как-то компенсируется недостаток не самой плохой защитой от коррозии;
  • Гибридные (иначе Hydrid Technology, HOAT, NF) – естественная эволюция Traditional антифризов, включающая в себя органические добавки. Иногда встречаются на рынке;
  • Карбоксилатные (иначе XLC, SF, SNF, иногда OAT, ELC, LLC) – охлаждающие жидкости с органическими присадками. На рынке встречаются чаще любых других. Недорогие, длительно эксплуатируются, гарантируют как защиту от коррозии, так и высокие показатели теплоотдачи;
  • Лобридные (иначе Lobrid, SOAT) – лучшие представители охлаждающих жидкостей. Включают в себя пропиленгликоль, который менее ядовит, нежели этиленгликоль.

Наиболее подробную классификацию предоставляет автоконцерн Volkswagen. Итак, она имеет следующую структуру:

  • G11. Основа жидкостей: этиленгликоль . Структура присадок: органическая и неорганическая. Актуальны для автомобилей, выпускавшихся до 1996 года. Служат от 2 до 3 лет;
  • G12. Типичные представители: карбоксильные антифризы. Актуальны для авто, выпущенных от 1996 до 2001 года. Служат до 5 лет. Такой долгий срок определяется тем, что антикоррозийные присадки расходуется только в тех местах, где металл уже был поражен коррозией. Лучший выбор для сильно греющихся моторов;
  • G12+. Те же карбоксильные антифризы, но работающие до 8 лет. Хороший вариант для всех автомобилей, выпущенных после 2001 года.
  • G12++, G Типичные представители: лобридные антифризы. Самые дорогие и самые лучшие жидкости. Срок службы: до 10 лет.

Также существуют классификации, принятые в различных странах. К примеру, в Японии это JIS . Наиболее привычным для нашего рынка является вышеупомянутая классификация Volkswagen (чаще просто VW ). Если вы хотите полностью изучить все классификации, то спешим уверить, что особого смысла в этом нет – даже если опирались на классы качества от VW и подобрали в соответствии с ними правильную охлаждающую жидкость для, скажем, старенькой Chery, то серьезной ошибки допущено не было. С вероятностью 99% этот выбор будет на столько же правильный, как если бы вы руководствовались британской классификацией BS 6580.

Кроме того, стандарты качества создавались с расчетом на здоровье самих водителей. Доказано, что испарения этиленгликолевых антифризов провоцировали респираторный дистресс-синдром . Тот же G13 более щадящий как по отношению к водителю, так и окружающей среде, но по-прежнему остается опасным ядом, работать с которым нужно с особой осторожностью.

Какой антифриз можно смешивать

Хоть производители небезосновательно говорят о том, что смешивание охлаждающих жидкостей нежелательно, есть несколько случаев, когда это может оказаться допустимым, хоть некоторый риск и остается. Если вы готовы пойти на такой эксперимент, помните, что не стоит смешивать жидкости от разных производителей. Рекомендации такие:

  • Жидкости классов G11 и G12 категорически несовместимы, а вот G11 со всеми остальными смешать можно;
  • Антифризы классов G12 и G12+ можно смешивать, но вот G12 с G12++ и G13 – нельзя;
  • Смешивание жидкостей классов G12+ , а также G13 и G12++ допустимо;
  • Недопустимы любые смеси с тосолом.

И опять же, не обращайте внимания на цвет. Обычный G11 может быть как голубым, так и зеленым. А ведь голубым является и тосол! Смотрите не на цвет, а на класс жидкости.

Логика таких смешиваний кроется в составе жидкостей. Если вы перепутали емкости и смешали несовместимые жидкости, то охлаждающую систему автомобиля придется прочищать. Присадки в такой «коктейле» не будут достаточно эффективны, жидкость начнет пениться, перестанет защищать металлические детали от коррозии, в некоторых случаях начнет разъедать пластиковые и резиновые детали. Если требуется долив в небольших объемах, отдавайте предпочтение или жидкости того же класса, или дистиллированной воде.

Разбираемся со временем замены

Обращайте внимание на класс антифриза и руководство на канистре с этой жидкостью. Как только эксплуатационный срок подходит к концу, нужно проводить замена. И чем раньше, тем лучше.

Обращайте внимание на следующее:

  • Цвет и консистенция охлаждающей жидкости сильно изменились . Это говорит о том, что вами был куплен некачественный антифриз. Лучше перейти на другой;
  • В жидкости появились посторонние включения. Ржавчина, следы масла, мелкие хлопья говорят о том, что появились проблемы в системе охлаждения. Антифриз нужно заменить, систему продиагностировать на СТО;
  • Температура двигателя увеличилась . Причина отчасти в антифризе. Его придется поменять, а если температура по-прежнему высокая, отправиться на СТО проверять двигатель.

Однажды мы уже говорили о том, что нужно делать в случае утечки антифриза. При больших его потерях нужно вызывать помощь. Если большой утечки не наблюдается, нужно доливать дистиллированную жидкость и отправляться к специалистам. Игнорирование проблемы гарантированно приведет к поломке и последующими за ней расходами.

Читайте также:  Какое масло лить в двигатель при пробеге 100000

Если был куплен некачественный антифриз

По статистике, каждое десятое обращение на СТО связано с проблемами с системой охлаждения. Охлаждающая жидкостей напрямую или косвенно влияет на поломку. Это и коррозия рубашки охлаждения вашего двигателя (самый плохой вариант), и целая цепочка серьезных отклонений от нормы : забивание трубок, появление ржавчины и накипи на отдельных металлических деталях, деградация пластика и т.п.

Самым слабым местом в системе охлаждения является термостат . Достаточно чувствительная деталь, пропускающая антифриз или препятствующая его течению, когда двигатель не разогрелся, перестают адекватно реагировать на изменения температурного режима. Как результат, его заклинивает в одном положении (открытом или закрытом), или же он работает хаотично. Подробно об этом мы рассказывали в нашей статье, посвященной термостатам.

Подробнее о концентратах

Наверняка все автолюбители видели в магазинах и на рынках концентрированную охлаждающую жидкостью. Использовать ее можно, однако она требует разведения дистиллированной водой . Такой антифриз разводят в соответствие с рецептурой. Отметим, что пропорции несколько меняются в зависимости от того, при каких температурах вы эксплуатируете автомобиль. К примеру, 55:45 – «рецепт» антифриза, замерзающего при -42°C . Увеличив долю воды, вы увеличите температуру, т.е. при жестком морозе антифриз замерзнет быстрее.

И еще раз: концентрат разводится только дистиллированной водой. Если вы будете использовать обычную водопроводную, в трубках системы охлаждения автомобиля начнут скапливаться соли. Присадки также не дадут того эффекта, который бы дали в случае использования дистиллята.

Заливать чистый концентрат нельзя. Это химически агрессивное вещество , разъедающее пластик и ускоряющий образование ржавчины. К тому же, замерзает он уже при -13°C .

Как же все-таки выбирать

Лучшими помощниками станут листы допусков, представленные автопроизводителем, а также сервисная книжка. Там находится вся информация об автомобильных жидкостях. Причина, по которой нельзя выбрать любой антифриз, кроется в материалах системы охлаждения и тех нагрузках , при которых работает двигатель.

Если вы совершаете покупку в магазине, менеджер подберет оптимальную охлаждающую жидкость. Информацию вы также можете почерпнуть из вышеуказанного источника или из интернета – сегодня каждый автоконцерн обеспечивает автолюбителей актуальной информацией через собственные интернет-ресурсы.

Краткий экскурс по брендам

Это один из тех случаев, когда имеет смысл брать только OEM -жидкость. Выбирая оригинал, вы гарантированно получите ту жидкость, которая оптимальна для вашего авто.

Также хороши антифризы следующих брендов : XT , Hepu , Swag . Они являются очень популярными в силу высокого качества и привлекательной цены.

Посоветуйтесь со знакомыми и выясните, охлаждающую жидкость какой фирмы они покупают. Не рекомендуем брать дешевый антифриз незнакомой фирмы – почти наверняка это будет или некачественная подделка, или вовсе не охлаждающая жидкость. Об этом мы и поговорим.

Какие бывают подделки

К несчастью, фальсификат на рынке встречается иногда чаще, чем настоящий антифриз. А подделкой мы называем смесь воды с красителем и спиртом, метилового спирта с глицерином и еще целым множеством прочих «коктейлей», которые нельзя назвать даже подобием автожидкости.

При покупке нельзя забывать о следующем:

  • Настоящий антифриз далеко не всегда можно найти на рынке. Большая часть подделок распространяется сомнительными продавцами на не менее сомнительных торговых точках;
  • Охлаждающая жидкость не имеет резкого, неприятного запаха. Как ни странно, в его состав входят ароматизаторы;
  • Под именем незнакомого поисковым системам бренда всегда кроются поддельные антифризы. В выборе вам очень поможет интернет;
  • Упаковка и емкость имеет интересный дизайн, частью которого являются этикетки, наклейки и прочее. При этом все выполнено качественно: материалом зачастую является пластик, этикетка наклеена ровно, дизайн не слишком бросается в глаза, но и не совсем «блеклый». В обычных белых упаковках и непримечательных канистрах оригинал вы не найдете;
  • Цена не может быть ниже среднерыночной. По сути, слишком дешевая жидкость наверняка является подделкой;
  • На дне тары никогда не должно быть осадка.

Поддельный антифриз покупать не стоит. Он слишком быстро расходует ресурс охлаждающей системы. Немного переплатив за оригинал, вы в перспективе сэкономите на ремонте.

Вывод

Все антифризы, даже с основой на пропиленгликоле, являются ядовитыми . Самые опасные – с основой на этиленгликоле. Поэтому никогда не забывайте:

  • Антифриз лучше хранить в гараже;
  • Жидкость нельзя утилизировать привычными способами – лучше отвезите ее на СТО;
  • Вдыхать пары этиленгликоля нельзя;
  • Любой антифриз нельзя употреблять внутрь.

Ознакомившись с этими правилами, вышеизложенной классификацией и рекомендациями к выбору, вы наверняка разберетесь в особенностях данных жидкостей и их покупки. Отметим лишь, что даже эксперты на СТО советуют брать OEM-антифриз, который лучше любого другого работает в системе охлаждения автомобиля с конкретными характеристиками мотора. Не бойтесь немного переплатить, ведь в контексте покупки любой автомобильной жидкости экономия может выйти боком.

С другими новостями автомира можно ознакомиться здесь .

Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал .

Источник

Adblock
detector