- Наследник знаменитого советского Т-150К, который производится на Брянском тракторном заводе
- Трактор ХТЗ-150К
- Технические характеристики
- Двигатель
- Устройство и навесное оснащение
- Аналоги
- На старых Т-150к меняют дизельный двигатель СМД-62 на ЯМЗ-236. Есть ли от этого заметные улучшения в работе трактора
- Энергонасыщенный Т-150к (ХТЗ)
- Модификации трактора Т-150к
- Особенности конструкции и общие технические параметры Т-150к
- Устройство агрегата и технические параметры
- Двигатель
- Кабина
- Трансмиссия
- Общие технические параметры Т-150к
- Преимущества и недостатки Т-150к
- Развитие Т-150К
Наследник знаменитого советского Т-150К, который производится на Брянском тракторном заводе
Российский Брянский тракторный завод с 2018 года выпускает колёсные и гусеничные тракторы тягового класса 3.0 – 4.0 для сельского хозяйства под торговой маркой «БТЗ».
Эти тракторы являются модернизацией советских гусеничных тракторов Т-150 и колёсных Т-150К, которые производятся на Харьковском тракторном заводе уже более 40 лет.
На тракторы БТЗ устанавливаются дизельные двигатели производства Ярославского моторного завода.
Самый «маленький» и недорогой в линейке колёсных тракторов Брянского завода – это модель « БТЗ-246К », которая является аналогом современного украинского трактора ХТЗ-150К (отличается только моделью двигателя).
Универсальный трактор БТЗ-246К предназначен для выполнения различных сельскохозяйственных работ: пахоты, сплошной культивации, боронования, посева и уборки зерновых культур.
Кроме того, этот мощный колёсный трактор используется для кормозаготовки и транспортных работ – с прицепом массой до 20 тонн.
На трактор БТЗ-246К установлен шестицилиндровый V-образный двигатель ЯМЗ-65655 объёмом 11,2 литра (диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня – 140 мм).
Номинальная мощность двигателя составляет 180 лошадиных сил при 2100 об/мин, максимальный крутящий момент – 667 Нм при 1100 – 1500 об/мин.
Ресурс двигателя до капремонта – 13 тысяч моточасов, минимальный удельный расход топлива составляет 143 г/л. с. в час, емкость топливного бака – 430 литров. Муфта сцепления – сухая однодисковая.
Двигатель агрегатируется с механической диапазонной коробкой передач, которая переключается без разрыва потока мощности и обеспечивает 12 скоростей вперёд и 4 скорости – назад.
Трактор БТЗ-246К имеет шарнирно-сочленённую раму и полный привод с подключаемым передним мостом, который имеет рессорную подвеску.
Максимальная транспортная скорость трактора БТЗ-246К составляет 30 км/ч, минимальный радиус поворота – 6,7 метра, агротехнический просвет составляет 400 мм.
В зависимости от размера устанавливаемых колёс, колея трактора регулируется от 1680 до 1860 мм. Эксплуатационная масса трактора составляет 8,4 тонны.
На трактор БТЗ-246К установлена комфортабельная кабина каркасного типа, с тонированными стёклами, с системой кондиционирования воздуха.
Гидравлическая задняя навесная система трактора БТЗ-246К имеет грузоподъёмность пять тонн, независимый задний вал отбора мощности – двухскоростной (540 – 1000 об/мин).
Стоимость колёсного трактора БТЗ-246К составляет 4.630.000 рублей , при этом трактор предлагается по льготной программе в государственной компании «Росагролизинг» (без первоначального взноса).
Трактор ХТЗ-150К
ХТЗ-150К – колесный трактор общего назначения, относящийся к 3-му тяговому классу. Мощную технику с уверенностью можно назвать классическим представителем отечественного тракторостроения. Популярность модели обусловлена простотой в обслуживании, значительными показателями производительности, надежностью и консервативными ценами (в том числе и на запчасти).
Трактор выпускается Харьковским тракторным заводом и характеризуется как умелый помощник в сельском хозяйстве. ХТЗ-150К применяется при земельной обработке, сборе и посеве урожая, пахоте, внесении минеральных и органических удобрений, сплошной культивации и транспортных работ с прицепами до 20 тонн. Функциональность техники существенно повышается благодаря широкому ассортименту полунавесного и навесного оснащения, устанавливаемого на нее. ХТЗ-150К отлично чувствует себя в условиях бездорожья.
Другим достоинством модели является то, что отечественные специалисты уже хорошо изучили ее конструкцию. Это позволило существенно удешевить обслуживание. Отдельные организации предоставляют услуги по установке новых приспособлений и обновленных деталей на ХТЗ-150К.
Возможность агрегироваться с комбинированными сельхозорудиями, минимальные расходы на эксплуатацию, немалая стоимость и значительная степень надежности позволили оптимизировать окупаемость трактора.
Технические характеристики
- ХТЗ-150К оснащается мотором «ЯМЗ-236Д-3» мощностью 128,7 л.с.
- Удельный расход топлива модели составляет 220 (162) г/кВт. в час (г/л.с. в час).
- При сравнительно некрупным потреблении горючего трактор имеет большой топливный бак на 315 литров, что положительно сказывается на продолжительности автономной работы модели.
- Габариты ХТЗ-150К: высота – 3195 мм, длина – 6130 мм, ширина – 2406 мм.
- Трактор имеет массу 8200 килограммов.
- Колесная база ХТЗ-150К составляет 2860 мм, радиус поворота – 6500 мм. Дорожный просвет модели – 400 мм.
Двигатель
Продукт Харьковского тракторного завода получил силовую установку производства ярославского ОАО «Автодизель». 11,15-литровый мотор «ЯМЗ-236Д-3» имеет мощность 128,7(175) кВт (л.с.) и частоту вращения 2100 об/мин.
6-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель отличается V-образным расположением цилиндров, непосредственным впрыском, жидкостным охлаждением. Воспламенение в агрегате происходит от сжатия. функционально «ЯМЗ-236Д-3» оснащается системой гашения крутильных колебаний.
Благодаря установленному предпусковому подогревателю особых проблем с пуском мотора в холодное время года у ХТЗ-150К не возникнет. Данные особенности делают трактор серьезным конкурентом для соперников в своей категории.
Устройство и навесное оснащение
Главным преимуществом ХТЗ-150К считается 3-диапазонная коробка передач, позволяющая осуществлять переключение между передачами в процессе движения или проведения работ. Муфта сцепления модели сухая двухдисковая. Благодаря независимому 2-скоростному валу отбора мощности (540 и 1000 об/мин) трактор совместим с внушительным числом сельскохозяйственных приспособлений:
– пропашным плугом;
– бульдозерным валом для очистки от снега, выравнивания грунта или отвода грязи;
– железнодорожной автосцепкой, применяемой на рельсовых тягачах;
– прицепом с возможностью перевозить 20-тонные грузы;
– бороной;
– культиватором;
– сеялкой.
ХТЗ-150К имеет гидрообъемное рулевое управление, колесные колодочные тормоза с пневмоприводом на каждое колесо и ленточный стояночный тормоз с пневмопружинным цилиндром. В стандартном варианте на трактор устанавливаются 4 одинарные колеса. При сдвоенном размещении ХТЗ-150К оснащается 8 колесами.
Модернизированная конструкция кабины оператора оператора трактора поддерживает комфортные условия труда водителя. Улучшений в сравнении с прежними моделями в ней произошло немало. Так, было оптимизировано расположение кнопок и рычагов управления, увеличена термо- и шумоизоляция. кабина оператора в ХТЗ-150К панельная, закрытая с двумя сиденьями: неподрессоренным пассажирским со спинкой, регулируемой по наклону, и подрессоренным водительским с гидравлическим амортизатором, регулировкой по росту и массе и изменяемым наклоном спинки. Большие стекла кабины оператора оператора и зеркала обеспечивают хорошую обзорность.
Комфорт смело можно назвать отличительным качеством ХТЗ-150К. Раньше отечественные модели по данному параметру были далеко позади иностранных аналогов. В ХТЗ-150К отставание практически полностью ликвидировано.
По заказу модель оснащается автоматическим комплексом регулирования навески и кондиционером, что улучшает условия труда, сокращает потребление топлива на 6% и увеличивает производительность на 8-10%.
ХТЗ-150К прост в организации и является серьезным конкурентом зарубежных тракторов. При этом модель в разы доступнее. Именно потому позиции трактора на рынке СНГ остаются весьма устойчивыми. Поддержанный вариант ХТЗ-150К середины 2000-х годов можно приобрести за 500-600 тысяч рублей, более поздние модели (2011-2014 года) обойдутся в 1,2-1,5 миллиона рублей.
Аналоги
Аналогами ХТЗ-150К являются трактора ХТА-200В “Слобожанец” и Т-150. Сам ХТЗ-150К сейчас фактически является модификацией модели ХТЗ-17221, которую опять же можно рассматривать как его аналог.
На старых Т-150к меняют дизельный двигатель СМД-62 на ЯМЗ-236. Есть ли от этого заметные улучшения в работе трактора
Широко распространенный трактор Т-150к производства Харьковского завода выпускается с 1971 года.
Производство сочлененных тракторов ХТЗ началось с Т-125. Т-150к выпускался во многих модификациях для разных нужд. С 1974 года начали выпускать на заводе гусеничный вариант Т-150.
На Т-150к устанавливали двигатель Харьковского завода «Серп и Молот» СМД-60. Для запуска использовали ПД с электростартером на 12 вольт.
Трактор Т-150к третьего тягового класса, главное его отличие: сочлененность и поворот происходит путем разлома на шарнире трактора.
В начале использовались раздельные системы управления навесным оборудованием и с гидромеханической передачей ГМП.
На тракторах Т-150к модернизировали двигатель, СМД-62 имел турбонагнетатель и мощность 165 л.с.
Это для того, когда на тракторе, в некоторых случаях не хватало мощности двигателя и при переключении передач турбированный двигатель СМД-62 плохо развивал обороты.
Еще одна слабость конструкции, со временем турбонагнетатель начинал пропускать масло в впускной коллектор, и поработав на холостых оборотах двигатель мог идти в разнос с выходом из строя самого двигателя.
Так как с 2008 года полностью обанкротился завод «Серп и Молот» теперь комплектующих и запчастей на СМД трудно найти.
Решением проблем стал двигатель ЯМЗ-236 с мощностью 180 л.с. Завод ХТЗ при установке двигателя ЯМЗ-236 переделал запуск на 24 вольта и изменил конструкцию крепления и соединения с трансмиссией.
Представители завода по заявке заказчика на Т-150к могут установить двигатель ЯМЗ-236 вместо СМД-62.
Как показывает практика, надо комплект переходных запчастей, и вырезать небольшой участок лонжерона для подступа к стартеру.
Самодельно устанавливают владельцы Т-150к на свои трактора двигатели ЯМЗ-236 или ЯМЗ-238. При установке двигателя ЯМЗ-238 выносят вперед радиатор с специальным креплением.
Знакомый тракторист работающий более 10 лет в колхозе на Т-150к рассказывал, что разница заметна в лучшую сторону работе тракторов с двигателями СМД-62 и ЯМЗ-236.
На доверенном тракторе Т-150к представители завода помогли установить двигатель ЯМЗ-236, на котором знакомый тракторист зимой чистил снег.
В настоящее время доверили трактор Т-150к с завода с установленным двигателем ЯМЗ-236.
Сейчас поступил в колхоз, где работает знакомый трактор Брянской сборки БТЗ-246к с дизельным двигателем ЯМЗ-рядный 6-ти цилиндровый. Трактор хоть и новый, но постоянного тракториста пока не назначили.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте «Заметки карандашом»
Энергонасыщенный Т-150к (ХТЗ)
Колесный энергонасыщенный трактор Т-150к впервые сошел с конвейера Харьковского тракторного завода в 1971 году.
Оригинальная, изначально без аналогов конструкция, а также технические характеристики Т-150к позволили применять на следующих сельхозработах:
- обработка почвы (основная, предпосевная)
- выполнение посевных операций совместно с широкозахватными посадочными агрегатами;
- погрузочно-разгрузочные операции с использованием дополнительного навесного оборудования;
- выполнение уборочных работ совместно с высокопроизводительными специальными комплексами;
- участие в заготовке кормов;
- транспортные перевозки.
Разнообразие в использовании трактора в сельском хозяйстве обеспечивала способность агрегатирования с специализированным навесным, полунавесным и прицепным оборудованием (более 50 наименований), а также выполнение ремонта в условиях сельских мастерских.
Модификации трактора Т-150к
Особенности конструкции и общие технические параметры Т-150к
В конструкционной схеме трактора применены две полурамы: передняя, на которой расположены двигатель, коробка передач, кабина с рабочим местом механизатора, бак и задняя, где смонтирована навесная система для присоединения оборудование.
Т-150к с полным приводом, при этом имеется функция технического отключения заднего моста. На обеих осях установлены одинаковые колеса с большим диаметром и шириной.
В устройстве трансмиссии за силовым агрегатом идет последовательная установка муфты сцепления, КПП и раздаточной коробки.
Далее, выходные валы с помощью карданных передач и расположенных на них главными передачами в коническом исполнении, обеспечивают транспортировку энергии на передний и задний мост трактора.
Дифференциалы от главных передач соединяются с планетарными механизмами, на которых монтируются колеса трактора с тормозными устройствами.
Переход крутящих усилий от двигателя к валу отбора мощности (ВОМ) обеспечивается специальным валом с промежуточными опорами.
Поворот и разворот трактора выполняют два гидроцилиндра в системе рулевого управления, которые разворачивают обе полурамы вокруг специального вертикального соединительного шарнира.
Устройство агрегата и технические параметры
Двигатель
В качестве пускового устройства использовался бензиновый стартовый двигатель, который запускался электростартером.
К техническим особенностям обоих силовых агрегатов относят возможность выполнения пускового нагрева, что улучшало запуск зимой.
Двигатели, которыми комплектовался Т-150к, имеют следующие технические характеристики (приведены для СМД-61, а в скобках указаны параметры ЯМЗ-236Д):
- Число цилиндров – 6 шт.
- Расположение –V-образное, под углом развала в 90 градусов.
- Мощность – 160,0 (175,0) л. с.
- Объем – 9,2 (11,2) л.
- Охлаждающая жидкость – тосол (возможно применение воды).
- Масса ДВС – 0,95 (1,00) т.
- Расход топлива – 217,0 (220,0) г/кВт.час.
- ТНВД – распределительного типа, с двумя плунжерами.
- Количество оборотов – 2000 (2100) об/мин.
Кабина
Сама кабина изготовлена из шумо и вибропоглощающих материалов и узлов, где с уменьшенными колебаниями обеспечивает комфортные условия для механизатора.
Выполнению работы способствует круговое остекление и наличие стеклоочистителей. Для комфортной работы зимой установлен специальный отопитель. После тюнинга кабины в 2013 году, в устройстве для безопасности применен специальный каркас.
Трансмиссия
Трансмиссия выполнена в механическом варианте:
- двухдисковая муфта сцепления в сухом варианте исполнения;
- КПП;
- раздаточная коробка;
- две конические главные передачи;
- межколесные дифференциалы;
- ВОМ (в базовом исполнении – задний).
Коробка передач трактора Т-150к выполнена с использованием гидравлического управления, с возможностью переключения скорости при движении.
Раздаточная коробка выполняет деление на диапазоны. С учетом характеристик такого деления количество передач трактора для переднего хода возрастает до 12, для заднего движения — до 4, при этом скорость движения (км/ч) составляет:
- Наибольшая:
- вперед – 30,10.
- назад – 3,35.
- Наименьшая:
- вперед – 5,10.
- назад – 9,15.
ВОМ имеет двухскоростное независимое исполнение, характеристики по частоте вращения в 540 и 1000 оборотов об/мин.
Общие технические параметры Т-150к
Характеристика заправочных емкостей Т-150к:
- Масло::
- Двигатель – 26,0 л.
- КПП – 18,0 л.
- Рулевое управление – 33,0 л.
- Мосты – 54,0 л.
- Гидросистема – 38,0 л.
- Редуктор ВОМ – 6,8 л.
- Топливо – 315 л.
- Охлаждающая жидкость – 45 л.
Преимущества и недостатки Т-150к
Техническими и конструкционными недостатками считают:
- увеличенное давление шин на грунт, что вызывает негативное воздействие и снижение агрокультуры производства;
- применение в конструкции трактора колес, снижает тяговые характеристики по сравнению с гусеничным вариантом на 25-30%;
- низкая надежность КПП Т-150к и как следствие необходимость частого ремонта;
- отсутствие в гидросистеме устройства для охлаждения рабочей жидкости.
Развитие Т-150К
Последний факт подтверждается продолжающимся производством этой модели на Орловском тракторостроительном заводе, входящем в группу компаний «Альфа-Техник».
Кроме базовой модификации под наименованием ОрТЗ-150к на заводе производится еще восемь транспортных средств (от фронтального погрузчика до аэродромной ремонтной машины) выполненных на базе трактора.