Какие двигатели на речных судах

Судовые двигатели внутреннего сгорания (СДВС)

Дизельный двигатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу самовоспламенения распылённого топлива

ИА Neftegaz.RU. Первые судовые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) появились в начале 20-го века. Датское судно Зеландия, построенное в 1912 г, имело дизельную установку с 2-мя дизелями мощностью по 147,2 кВт.

В настоящее время основную часть устанавливаемых на судах главных энергетических установок составляют ДВС.

Паротурбинные установки имеют только суда с мощностью двигателей от 14700 до 22 100 кВт.

Дизельная энергетическая установка состоит из 1-го или нескольких основных двигателей, а также из обслуживающих их механизмов.

В зависимости от способа осуществления рабочего цикла ДВС разделяют на 4-тактные и 2-тактные.

Дополнительное увеличение мощности достигается с помощью наддува.

По частоте вращения ДВС разделяются на:

  • малооборотные дизели с частотой вращения 100-150 об/мин, которые непосредственно приводят в движение судовой движитель;
  • среднеоборотные — 300-600 об/мин, которые приводят в движение судовой движитель через редуктор.

До конца 1960 х гг. на судах устанавливали реверсивные главные двигатели, позволяющие судну осуществлять задний ход. Только при малых мощностях для реверса ДВС использовали специальные устройства (реверсредукторы), дающие возможность маневрирования.

В 60-х гг одновременно с появлением винтов регулируемого шага начали в качестве главного двигателя применять нереверсивные ДВС вначале на малых судах, траулерах и буксирах, а затем и на больших торговых судах. За счет этого конструкция двигателей упростилась.

Машинное отделение (дизель со вспомогательными механизмами).

Судовая энергетическая установка с ДВС изображена на рисунке.

Кроме главного двигателя предусмотрены еще 2 вспомогательных, которые приводят во вращение генераторы.

Для обслуживания главного и вспомогательных двигателей используются вспомогательные механизмы и системы, а также система трубопроводов и клапанов.

Топливная система предназначена для подачи топлива из цистерн к двигателю.

При этом для уменьшения вязкости топливо подогревается и освобождается в сепараторах и фильтрах от жидких и твердых примесей.

Система смазки служит для прокачивания смазочного масла через двигатель с целью уменьшения трения между трущимися поверхностями, а также для отвода части полученного от двигателя тепла и очистки масла.

Система охлаждения предусмотрена для отвода от двигателя тепла, которое проникает в основном через стенки цилиндра и возникает во время сжигания топлива, а также для охлаждения циркулирующего смазочного масла.

Эта система состоит из насосов для пресной и морской воды и охладителей воды и масла.

Пусковая установка, включающая в себя компрессоры, резервуары сжатого воздуха, а также трубопроводы и клапаны, служит для пуска главного и вспомогательных двигателей.

Наряду с указанными выше вспомогательными системами главного и вспомогательных двигателей в машинном отделении находятся и другие судовые механизмы общего назначения.

Принцип действия 4-тактного ДВС показан на рисунке ниже.

В 4-тактном двигателе рабочий цикл осуществляется за 2 поворота коленчатого вала, т. е. за 4 хода поршня.

Механическая работа совершается только за время 1-го такта, 3 остальных служат для подготовки.

При 1-м такте поршень движется в направлении коленчатого вала.

Под воздействием возникающего при этом разрежения воздух через открытый всасывающий клапан устремляется в цилиндр.

В дизеле без наддува давление всасываемого воздуха равно атмосферному, в дизеле с наддувом к цилиндру подводится уже предварительно сжатый воздух. Во время 2-го такта при закрытых всасывающих клапанах предварительно поступивший воздух перед поршнем подвергается сжатию, за счет чего повышаются температура и давление.

Читайте также:  Почему масло в двигателе закоксовалось

Топливоподкачивающий насос, привод которого согласован с движением соответствующего поршня, повышает давление топлива.

При достижении давления 19,62-39,24 МПа топливо через форсунку впрыскивается в цилиндр, в котором у дизелей без наддува давление сжатого воздуха составляет 2,94-3,43 МПа и температура 550-600°С, а у дизелей с наддувом соответственно 3,92-4,91 МПа и 600-700°С.

Принцип действия 4-тактного дизеля.

Топливо впрыскивается незадолго до того момента, когда поршень достигнет верхнего положения.

Впрыснутое и тщательно распыленное топливо в сжатом воздухе нагревается, испаряется и вместе с воздухом образует горячую самовоспламеняющуюся смесь. 3-й такт является рабочим.

Во время процесса сгорания топлива образуются горячие газы, которые вызывают увеличение давления над поршнем в дизелях без наддува от 4,41 до 5,4 МПа, а в дизелях с наддувом — от 5,89 до 7,85 МПа.

Под давлением силы, возникающей за счет давления газов, поршень движется вниз, газы расширяются и производят при этом механическую работу.

Во время 4-го такта открывается выпускной клапан и отработавшие газы выходят наружу.

4-тактные судовые ДВС изготовляются как многоцилиндровые двигатели. Они устроены так, что рабочие такты равномерно распределяются по отдельным цилиндрам.

Принцип действия 2-тактного дизеля.

В рабочий цикл 2-тактного дизеля входят 2 такта, или 1 оборот коленчатого вала.

1-й такт, называемый сжатием, начинается, когда поршень находится в нижнем положении.

Впускные окна в боковых стенках цилиндра открыты. Через эти окна проходит предварительно сжатый продувочный воздух, давление которого должно быть выше давления находящихся в цилиндре расширившихся газов. Одновременно продувочный воздух через открытый выпускной клапан вытесняет отработавшие газы из цилиндра и наполняет цилиндр новой дозой. Когда впускные окна закрываются поршнем, к цилиндру воздух не подводится. Так как одновременно закрывается и выпускной клапан, воздух в цилиндре сжимается. Этот процесс не показан на рисунке.

Впрыскивание топлива и воспламенение происходит точно так же, как и в 4-тактном ДВС.

Во время 2-го такта — рабочего (или расширения) — расширяющиеся газы совершают механическую работу.

В конце этого такта впускные окна открываются поршнем и процесс продувки цилиндра начинается снова.

Отработавшие газы могут выйти из цилиндра через внешний клапан, либо через управляемые поршнем выпускные окна.

Под наддувом дизельного двигателя понимают подачу к цилиндрам большего количества воздуха, чем требуется для заполнения всего цилиндра при такте всасывания.

Цель наддува заключается в том, чтобы способствовать сжиганию наибольшего количества топлива за 1 рабочий цикл.

Это означает повышение мощности двигателя без увеличения его размеров (диаметра, хода и числа цилиндров), а также частоты вращения.

Наддув можно осуществлять за счет предварительного сжатия воздуха перед цилиндром.

Во всех выпускаемых 4-тактных судовых ДВС предварительное сжатие воздуха происходит с помощью центробежного компрессора, который приводится в действие газовой турбиной, работающей на отработавших газах дизеля.

Принцип действия газотурбинного нагнетателя.
1 — турбина, работающая на отработавших газах; 2 — отработавшие газы; 3 — свежий воздух; 4 — компрессор; 5 — коленчатый вал; 6 — цилиндр; 7 — поршень.

Принцип действия компрессора показан на рисунке выше. Поступивший из компрессора воздух проходит через фильтры. После открытия впускного клапана сжатый воздух подается через воздушный коллектор к соответствующим цилиндрам.

Читайте также:  Расчет характеристик двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением

В двухтактных дизелях предварительное сжатие воздуха происходит в центробежных компрессорах, в пространстве под поршнем, а также в поршневых компрессорах, приводимых в действие двигателем. Давление наддувочного воздуха достигает 0,14-0,25 МПа. На рисунке ниже показан в разрезе главный малооборотный дизель с наддувом.

Принцип действия малооборотного двухтактного дизеля: а — предварительно сжатый воздух вытесняет отработавшие газы из цилиндра; b — одновременно происходит сжатие и всасывание; с — рабочий такт и предварительное сжатие; d — предварительно сжатый воздух вытесняет отработавшие газы из цилиндра двигателя без выходного клапана.

2-тактные дизели изготовляют в виде многоцилиндровых рядных двигателей с 10-12 цилиндрами.

Диаметр цилиндров больших 2-тактных дизелей достигает 1000 мм, ход — 1500-2000 мм.

Мощность цилиндра при общей мощности двигателя более 29 440 кВт составляет от 2900 до 3700 кВт.

В связи с этим ДВС можно использовать в качестве главных двигателей и на крупных судах.

2-тактные дизели имеют очень большие размеры и массу.

Их удельная масса достигает 40-55 кг/кВт. При мощности, например 14 720 кВт, масса составляет 600-800 т.

4-тактный дизель (рядный двигатель).
1 — наддувочный агрегат; 2 — охладитель наддувочного воздуха; 3 — трубопровод отработавших газов; 4 — трубопровод наддувочного воздуха; 5 — трубопровод охлаждающей воды; 6 — масляный трубопровод; 7 — топливный трубопровод; в — распределительный вал; 9 — приводное колесо; 10 — промежуточные шестерни; 11 — приводное колесо коленчатого вала; 12 — коленчатый вал; 13 — шатун; 14 — поршень; 15 — цилиндровая гильза; 16 — камера охлаждающей воды; 17 — крышка цилиндра; 18 — выпускной клапан; 19 — впускной клапан; 20 — топливный клапан; 21 — штанга; 22 — топливный насос; 23 — маслораэбрызгивающее кольцо; 24 — масляная ванна картера; 25 — станина двигателя; 26 — блок цилиндров.

Четырехтактные дизели применяют на судах либо в составе дизель-генераторных установок, либо в качестве главного двигателя в многовальных энергетических установках (по одному дизелю на один движитель) и, соответственно, в многодвигательных установках для одного движителя. Применение среднеоборотных дизелей в качестве главного двигателя дает следующие преимущества:

— увеличение надежности (при выходе из строя одного двигателя остальные продолжают работать);

— уменьшение габаритов и собственной массы деталей (например, клапанов, поршней, кривошипных механизмов, подшипников и т. д.);

— уменьшение удельной массы, которая в зависимости от мощности составляет от 14 до 35 кг/кВт (для мощностей около 2200 кВт).

Среднеоборотные дизели используются также в дизель-электрических энергетических установках в качестве главного двигателя.

4-тактный дизель V-образной конструкции.
1 — поршень; 2 — цилиндровая гильза; 3 — коленчатый вал.

Источник

Отечественные двигатели для кораблей. Июль-2019

Блог ТГД продолжает следить за развитием ситуации с производством отечественных корабельных энергоустановок. Предыдущий обзор был написан в конце февраля 2019 года. Данный текст охватывает период с этого времени по вторую половину июля 2019 года.

Напомним, после изменения внешнеполитической ситуации пять лет назад на новые корабли для российского ВМФ можно устанавливать только отечественные энергоустановки. Промышленность оказалась не готова к высокому спросу со стороны флота. Какие-то направления (высокооборотные дизели) приходится восстанавливать, какие-то (морские газотурбинные двигатели) развивать с нуля. Наиболее острая ситуация сложилась с энергоустановками для малых ракетных кораблей (МРК) и фрегатов.

Читайте также:  Схема смазки двигателя ваз 2112 16 клапанов инжектор

Высокооборотные дизели

17 июля свершилось долгожданное для многих наблюдателей событие: петербургский завод «Звезда», монопольный российский производитель высокооборотных дизелей, объявил о наращивании темпов производства. То ли появился результат от февральского визита на завод замминистра обороны Алексеем Криворучко, то ли новому руководству предприятия постепенно удаётся выправлять ситуацию.

Во втором квартале 2019 года завод поставил 14 единиц продукции. В это число входят дизельные двигатели, дизель-генераторы и редукторные передачи. Точное число высокооборотных дизелей не раскрывается. Сообщается, что с начала года заказчикам отправлено 3 двигателя типа М507.

Именно столько двигателей М507Д-1 мощностью 5,9 МВт каждый необходимо одному МРК проекта 22800 «Каракурт». В настоящее время такие двигатели крайне востребованы заводом «Пелла» в Ленобласти и Зеленодольским заводом. «Пелла» в скором времени должна сдать свой второй «Каракурт» – «Советск» (на очереди ещё два МРК), а спуск на воду первого «Каракурта» Зеленодольского завода (контракт заключен на шесть кораблей) ожидается только летом 2020 года. При условии своевременной поставки со «Звезды». Постройка МРК «Каракурт» ведётся и на других заводах. В общей сложности минобороны планирует построить 18 таких кораблей.

Тем временем ещё один потенциальный производитель звездообразных дизелей – «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ), пока занимающийся только ремонтом таких двигателей, по-прежнему заявляет о готовности начать их серийное производство. В июне КМЗ получил одобрение Речного регистра на двигатели М400Д и М401Д для гражданских судов на подводных крыльях. О выпуске дизелей для военного флота пока ничего не сообщается.

Газовые турбины

С советских времён центр морского газотурбинного двигателестроения располагался в украинском Николаеве. Теперь для российского ВМФ такой центр должен заработать на базе «ОДК – Сатурн» в Рыбинске.

На прошедшем в начале июля Международном военно-морском салоне (МВМС) рыбинские двигателестроители скромно упомянули об уже известных достижениях – разработке газотурбинных двигателей М70ФРУ мощностью 8 МВт и М90ФР мощностью 20,2 МВт. По словам руководства предприятия, разработанный модельный ряд покрывает потребности флота на среднесрочную перспективу.

Ранее было объявлено, что завод «ОДК – Сатурн» начал серийное производство газотурбинных двигателей М90ФР для фрегатов проекта 22350, строящихся на Северной верфи. Пока полностью российские энергоустановки ожидают четыре корабля.

Редукторы

Однако флоту нужны не просто двигатели, ему нужны агрегаты, включающие в себя ещё и редукторы, которые передают механическую энергию двигателя на гребной винт. В частности, с нуля пришлось разрабатывать редукторную передачу для фрегатов проекта 22350. На двух первых фрегатах используются комбинированные дизель-газотурбинные энергоустановки М55 от украинского предприятия «Зоря – Машпроект» с редукторами того же производителя (дизели – от Коломенского завода). Российский аналог редукторной передачи создаёт уже упомянутый петербургский завод «Звезда».

По неофициальным данным, в начале лета первый редуктор для фрегата проекта 22350 направился на испытательный стенд. При удачном стечении обстоятельств осенью комплект оборудования может быть поставлен на Северную верфь, где его уже ожидает корпус фрегата «Адмирал Головко».

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки, делиться публикацией в соцсетях и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали об авианосце «Ламантин» .

Источник

Adblock
detector