Какие двигатели будут ставить на новые корабли

Отечественные двигатели для кораблей. Июль-2019

Блог ТГД продолжает следить за развитием ситуации с производством отечественных корабельных энергоустановок. Предыдущий обзор был написан в конце февраля 2019 года. Данный текст охватывает период с этого времени по вторую половину июля 2019 года.

Напомним, после изменения внешнеполитической ситуации пять лет назад на новые корабли для российского ВМФ можно устанавливать только отечественные энергоустановки. Промышленность оказалась не готова к высокому спросу со стороны флота. Какие-то направления (высокооборотные дизели) приходится восстанавливать, какие-то (морские газотурбинные двигатели) развивать с нуля. Наиболее острая ситуация сложилась с энергоустановками для малых ракетных кораблей (МРК) и фрегатов.

Высокооборотные дизели

17 июля свершилось долгожданное для многих наблюдателей событие: петербургский завод «Звезда», монопольный российский производитель высокооборотных дизелей, объявил о наращивании темпов производства. То ли появился результат от февральского визита на завод замминистра обороны Алексеем Криворучко, то ли новому руководству предприятия постепенно удаётся выправлять ситуацию.

Во втором квартале 2019 года завод поставил 14 единиц продукции. В это число входят дизельные двигатели, дизель-генераторы и редукторные передачи. Точное число высокооборотных дизелей не раскрывается. Сообщается, что с начала года заказчикам отправлено 3 двигателя типа М507.

Именно столько двигателей М507Д-1 мощностью 5,9 МВт каждый необходимо одному МРК проекта 22800 «Каракурт». В настоящее время такие двигатели крайне востребованы заводом «Пелла» в Ленобласти и Зеленодольским заводом. «Пелла» в скором времени должна сдать свой второй «Каракурт» – «Советск» (на очереди ещё два МРК), а спуск на воду первого «Каракурта» Зеленодольского завода (контракт заключен на шесть кораблей) ожидается только летом 2020 года. При условии своевременной поставки со «Звезды». Постройка МРК «Каракурт» ведётся и на других заводах. В общей сложности минобороны планирует построить 18 таких кораблей.

Тем временем ещё один потенциальный производитель звездообразных дизелей – «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ), пока занимающийся только ремонтом таких двигателей, по-прежнему заявляет о готовности начать их серийное производство. В июне КМЗ получил одобрение Речного регистра на двигатели М400Д и М401Д для гражданских судов на подводных крыльях. О выпуске дизелей для военного флота пока ничего не сообщается.

Газовые турбины

С советских времён центр морского газотурбинного двигателестроения располагался в украинском Николаеве. Теперь для российского ВМФ такой центр должен заработать на базе «ОДК – Сатурн» в Рыбинске.

На прошедшем в начале июля Международном военно-морском салоне (МВМС) рыбинские двигателестроители скромно упомянули об уже известных достижениях – разработке газотурбинных двигателей М70ФРУ мощностью 8 МВт и М90ФР мощностью 20,2 МВт. По словам руководства предприятия, разработанный модельный ряд покрывает потребности флота на среднесрочную перспективу.

Ранее было объявлено, что завод «ОДК – Сатурн» начал серийное производство газотурбинных двигателей М90ФР для фрегатов проекта 22350, строящихся на Северной верфи. Пока полностью российские энергоустановки ожидают четыре корабля.

Редукторы

Однако флоту нужны не просто двигатели, ему нужны агрегаты, включающие в себя ещё и редукторы, которые передают механическую энергию двигателя на гребной винт. В частности, с нуля пришлось разрабатывать редукторную передачу для фрегатов проекта 22350. На двух первых фрегатах используются комбинированные дизель-газотурбинные энергоустановки М55 от украинского предприятия «Зоря – Машпроект» с редукторами того же производителя (дизели – от Коломенского завода). Российский аналог редукторной передачи создаёт уже упомянутый петербургский завод «Звезда».

По неофициальным данным, в начале лета первый редуктор для фрегата проекта 22350 направился на испытательный стенд. При удачном стечении обстоятельств осенью комплект оборудования может быть поставлен на Северную верфь, где его уже ожидает корпус фрегата «Адмирал Головко».

Читайте также:  Что такое системе суфлирования двигателя

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки, делиться публикацией в соцсетях и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали об авианосце «Ламантин» .

Источник

Испытания двигателя будущего завершены. Роскосмос празднует успех

На днях в одной из статей я писал про то, что Роскосмос успешно реализует работы над одним из самых амбициозных космических проектов в истории космонавтики.

Все в этом космическом кораблей революционно. Впервые, в качестве источника энергии для космического аппарата будет использоваться ядерный реактор мегаваттного класса , а в качестве двигательной установки будут использоваться тяжелые электрические ионные двигатели.

В комментариях многие читатели спрашивают, мол как же космический двигатель может работать на электричестве и создавать реактивную тягу в вакууме?

Все просто, никакого нарушения физики или магии.

В качестве рабочего тела выступает газ, обычно это аргон или водород. Под действием электростатического поля, газ ионизируется и благодаря высокому отношению заряда к массе, его ионы разгоняются и создают тягу.

Но раз нам все равно необходимо использовать газ в качестве рабочего тела, то для чего тогда нужны эти сложности?

Секрет заключается в очень большом удельном импульсе. Гипотетически такой двигатель способен разогнать корабль до 210 км/c тогда, как максимальная скорость рабочего тела химических двигателях обычных ракет не превышает 5 км/c ., что означет, что использование таких двигателей дает почти 100 кратное преимущество в скорости.

что использование таких двигателей дает почти 100 кратное преимущество в скорости. ., что значит что использование таких двигателей дает почти 100 кратное преимущество в скорости.

При этом, в отличие от химического двигателя, электрический расходует рабочее тело/топливо крайне экономно. Например, американский DAWN потратил всего 410 кг. аргона, чтобы достичь скорости в

40 000 км/ч . При этом, двигатель дает тягу очень равномерно, разгоняя аппарат на всей траектории полета.

И вот тут кроется самый интересный вопрос, если такие двигатели уже созданы, то в чем же инновации?

Дело в том, что все ранее испытанные и реализованные двигатели использовались на малых аппаратах и имели малый объем. Питались они либо за счет РИТЭГов , либо за счет солнечных панелей, т.е. тех источников питания, которые не могут дать много энергии, а следовательно и размеры таких движков были невелики.

Поскольку Роскосмос сообщает о расчетной массе нового комического корабля в районе 30 тонн, то и двигатели ему требуются тоже очень большие.

С этой целью были разработаны тяжелые ионные двигатели, аналогов, которых ранее не было.

Судите сами, если исследовательский аппарат NASA «DAWN» оснащен двигателями с 19-92 мН тяги, то отечественный ИД-500 имеет тягу 375750 мН, а в перспективной модификации новое поколение двигателя ВЧИД-45 будет развивать тягу в 1,8Н , что позволит успешно реализовывать проекты по колонизации дальнего космоса и Марса. Мощность ядерного реактора позволит установить не менее 30 таких двигателей на одном кораблей.

Создать такой двигатель оказалось не просто. Дело в том, что с масштабированием такого устройства и увеличением тяги, существенно возрастает износ ионной оптики и многократное увеличение расхода рабочего тела. Все эти проблемы и удалось решить нашим ученым.

Как отметил один из читателей, все это больше похоже на строчки из научной фантастике, однако это правда, двигатели существуют, реактор испытан, программа приоритетна и возможно, что в ближайшие 1015 лет, Россия снова проложит дорогу для всего мира к дальнему освоению космоса.

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно.

Источник

Как решается кризис с двигателями для ВМФ. Февраль-2019

Блог ТГД продолжает следить за развитием ситуации на российском рынке корабельной энергетики. За последние несколько месяцев произошёл ряд знаковых событий.

Напомним, после изменения внешнеполитической ситуации в 2014 году возникла задача срочного замещения двигателей импортного производства для корабельных энергоустановок. В частности, в списке на замену оказались немецкие дизели и украинские газовые турбины. Несмотря на активное госфинансирование, с задачей массового выпуска двигателей отечественная промышленность пока справляется не очень хорошо. Что выражается в задержке сроков сдачи строящихся заказов.

Читайте также:  Двигатели шус что это

Дизели

Наиболее острая ситуация сложилась с высокооборотными дизелями , которые используются для серии малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт». В энергоустановку каждого МРК в качестве главных двигателей входят три дизеля М507Д-1, созданные на основе советских разработок. Многие критикуют эти двигатели из-за высокого расхода топлива, сложности изготовления и обслуживания (112 цилиндров, расположенных звездой). Тем не менее, по соотношению массы к мощности дизели М507 выигрывают даже в сравнении с иностранными коллегами.

Монопольным производителем дизельных «семерок» является петербургское ПАО «Звезда». 12 февраля 2019 года предприятие посетил замминистра обороны Алексей Криворучко. По официальным данным , он проверил ход исполнения гособоронзаказа, а также проинспектировал цеха по выпуску дизельных двигателей, редукторных передач и дизель-генераторов.

Судя по судебным искам к «Звезде» согласно картотеке арбитражных дел, одной из главных тем визита высокопоставленного лица стала ситуация со своевременным выпуском перечисленного оборудования. О практических результатах визита можно будет судить спустя некоторое время.

Тем временем на рынок высокооборотных дизелей рвётся ещё один игрок – ранее занимавшийся только ремонтом такого оборудования – Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ), контролируемый концерном «Калашников». Неделю назад КМЗ объявил об обновлении парка станков, в том числе и для выпуска дизелей М507. В успех инициативы верят немногие, однако свою роль может сыграть то, что предыдущим местом работы Алексея Криворучко был как раз концерн «Калашников».

Готовится и пример успешного импортозамещения немецких дизелей. Сданный в декабре 2018 года головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» получил германскую энергоустановку, но на серийные корабли пойдут уже отечественные агрегаты. Первый серийный корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачёв» уже отрабатывает на испытаниях в Черном море работу дизель-реверс-редукторного агрегата в составе дизеля 16Д49 от Коломенского завода, реверс-редукторной передачи от «Звезды» и системы управления от НПО «Аврора».

Газовые турбины

В ходе того же визита в Петербург замминистра обороны посетил и Северную верфь. Здесь новые газотурбинные двигатели (ГТД) для форсажных энергоустановок ожидают строящиеся фрегаты проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков». Два первых фрегата данного получили украинские газотурбинные установки.

Как поспешил сообщить Алексей Криворучко, «импортозамещённые» газотурбинные двигатели М90ФР уже изготовлены в Рыбинске на «ОДК-Сатурн» и готовы для отправки на Северную верфь. Отраслевые источники отмечают, что есть проблема. Она заключается в том, что флоту нужны не просто ГТД, а энергоустановки в составе двигателя и редуктора. Выпуском редуктором занимается всё та же петербургская «Звезда». О сроках поставки редукторов для М90ФР не сообщается ничего.

Помимо отсутствия редукторов, «турбинисты» обращают внимание на малую потребность в двигателях М90ФР (кроме фрегата 22350 они используются пока только на корвете 20386), которая не сможет окупить затраты на серийный выпуск. Кстати, на отсутствие долгосрочного планирования сетуют и «дизелисты».

Выходом могло бы стать увеличение серии М90ФР. В ходе того же визита Алексея Криворучко было объявлено о скорой закладке ещё одного фрегата проекта 22350. Также продолжаются работы по созданию проекта 22350М. Наверняка, газотурбинные двигатели М90ФР будут предусмотрены и там.

Больше прозрачности

Примечательно, что дискуссия о проблемах корабельного двигателестроения всё больше выходит в публичное поле. Непосредственные участники процесса – заводы и верфи – не спешат комментировать ситуацию, ибо существуют договорные обязательства, и на кону стоят достаточно большие средства. Суммы взаимных исков исчисляются уже миллиардами рублей. Военные в силу специфики службы также предпочитают не поднимать острую тему.

Однако от обязательств свободны учебные и научные организации. В декабре 2018 года участники форума «Двигатель России» сформировали дорожную карту по развитию поршневого двигателестроения. На днях в петербургском СПбГМТУ завершилась конференция по актуальным проблемам морской энергетики, на которой поднимался и «дизельный» вопрос. Появится ли от этого практический результат, скоро увидим.

Читайте также:  Основные неисправности системы смазки двигателей их последствия и причины

Источник

Двигатели для «адмиралов». Какое газотурбинное оборудование получат новые фрегаты

На минувшей неделе появилась ясность, как именно будет достраиваться вторая тройка фрегатов проекта 11356, строительство которых на заводе «Янтарь» было остановлено из-за отсутствия энергоустановок, поставлявшихся ранее Украиной. Хороший повод оценить текущую ситуацию с оснащением строящихся фрегатов газотурбинными двигателями.

История вопроса

Для начала немного истории. В конце 1980-х годов Советский Союз считался одной передовых стран в области создания морских газотурбинных двигателей (ГТД). СССР первым в мире начал серийное строительство кораблей с ГТД. Конструкторский и производственный центр морского газотурбостроения располагался в украинском Николаеве.

После распада Союза энергетические установки николаевского предприятия «Зоря» – «Машпроект» успешно устанавливались на российские корабли. Ситуация изменилась после событий 2014 года, когда на экспорт в РФ был введён запрет. Среди пострадавших оказались фрегаты «адмиральских» серий, на которые оборудование не было поставлено в полном объёме. В ожидании ГТД на стапелях калининградского завода «Янтарь» замерли три фрегата проекта 11356, на петербургской Северной верфи – два фрегата проекта 22350.

Чтобы преодолеть зависимость от соседней страны и достроить корабли, была запущена программа импортозамещения, реализацией которой в части морских ГТД занялось рыбинское ПАО «ОДК – Сатурн».

Надежда из Рыбинска

Первые результаты появились в 2017 году, когда в присутствии президента России Владимира Путина был запущен сборочно-испытательный комплекс корабельных газотурбинных агрегатов.

По данным «ОДК – Сатурн», работа по морской тематике ведётся по нескольким направлениям, одно из которых – освоение серийного производства ГТД М90ФР мощностью 27500 л. с. Ожидается, что именно эти двигатели должны пойдут в качестве форсажных на строящиеся фрегаты проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков». В качестве маршевых на этих кораблях используются дизельные двигатели Коломенского завода.

Опытные и опытно-поставочные газотурбинные двигатели «ОДК – Сатурн» изготовил в 2017 году. В сентябре 2018 года вице-премьер Юрий Борисов официально объявил о завершении испытаний и преодолении зависимости от украинских двигателей. Однако о поставке отечественных ГТД на фрегаты проекта 22350 пока ничего не известно.

Неконфликтное решение

Зато под конец 2018 года разрешилась проблема с двигателями для фрегатов проекта 11356. Здесь газовые турбины используются и в качестве маршевых, и в качестве форсажных двигателей. Решение для трёх кораблей, строящихся в Калининграде, пришло из Индии, куда были проданы фрегаты. Как пишет «Интерфакс» со ссылкой на представителя завода «Янтарь», на фрегаты «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин» будут установлены энергоустановки украинского производства, ранее не поставленные в Россию. Оставшийся третий фрегат – «Адмирал Корнилов» будет отправлен на достройку в Индию.

Эту информацию подтвердил в недавнем интервью каналу «Звезда» президент ОСК Алексей Рахманов. По его словам, проблему с иностранными партнёрами можно будет решить, поскольку продукция будет изготавливаться исключительно для Индии.

Высказался глава ОСК и о созданном аналоге украинского ГТД – М90ФР: «По результатам испытаний мы получили некий прирост по коэффициенту полезного действия. С точки зрения затрат — пока мы получили продукт несколько дороже украинского, но при этом, если брать программу целиком, она получается экономически эффективной и выгодной».

Под «программой», по всей видимости, имеется в виду продолжение серии фрегатов проекта 22350 или его модификации. Как раз недавно Минобороны анонсировало активное строительство кораблей дальней морской зоны.

Так что теперь за результатами работы «ОДК-Сатурн» отрасль будет смотреть с удвоенной надеждой. Впрочем, как показывают комментарии к недавней статье ТГД про высокобортные дизели, ситуация на местах может несколько отличаться от официальной версии. К тому же, помимо запуска серийного производства двигателей, потребуется решать вопросы сервисного обслуживания.

Источник

Adblock
detector