Какие датчики есть в двигателе ваз 2109 инжектор

Датчики ВАЗ — основные датчики на инжекторных автомобилях ВАЗ

Итак, уважаемые посетители, сегодня мы вам расскажем про основные датчики на ВАЗ. Поскольку принцип работы инжекторных двигателей у линейки автоВАЗа один, то в принципе мы свели воедино мануал по датчикам, которые устанавливаются на инжекторные ВАЗы заводом изготовителем, подготовили краткое описание принципов работы и назначения каждого из нижеприведенных датчиков. Ведь по сути сам принцип работы инжекторного двигателя это взаимосвязанная работа «мозгов» (ЭБУ) и различного рода датчиков, между ними идет постоянный обмен информацией и в зависимости от совокупности тех или иных показателей датчиков контроллер готовит смесь и обеспечивает устойчивую и правильную работу двигателя.

Итак начнем с датчика положения коленчатого вала ДПКВ. (на фото выше)

Без этого крайне важного датчика и в случае его неисправности автомобиль просто не заведется. ДПКВ формирует сигналы на ЭБУ при помощи специального зубчатого диска, на котором при внимательном рассмотрении, можно увидеть как бы «недостающий» зуб, этот диск установлен непосредственно на коленвале. ДПКВ на ВАЗах расположен на крышке масляного насоса. Датчик достаточно надежен и его выход из строя редкость. Но тем не менее если он выйдет из строя у вас будут проблемы. Рекомендуем возить его с собой в бардачке на всякий случай.

Поехали дальше. Еще один немаловажный датчик — Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ.

Этот датчик работает в связке с регулятором холостого ходя, и определяет насколько открыта дроссельная заслонка. Если данный датчик начинает глючить или вообще выходит из строя, то устойчивого холостого хода нам не видать и обороты двигателя будут жить своей жизнью. Так же могут ощущаться провалы, двигатель будет тянуть рывками, в общем мало приятного.

Теперь нашему взору представлен датчик фаз, или Датчик положения распределительного вала ДПРВ.

Он определяет положение распредвала. Не применялся на 8 клапанных моторах ранних инжекторных ВАЗов. Участвует в формировании фазированного вспрыска, то есть работает в нужный момент нужная форсунка конкретного цилиндра. Если датчик неисправен, то система работает словно его нет, и подача топлива происходит в попарно-параллельном режиме, что приводит к перерасходу бензина со всеми вытекающими. То есть ездить можно, но не нужно, лучше заменить неисправный датчик.

Теперь рассмотрим Датчик Детонации ДД.

Он устанавливается непосредственно на блоке двигателя между третьим и вторым цилиндром. Бывает двух типов – резонансный и широкополосный. Эти два типа датчиков не взаимозаменяемы. Соответствует своему наименованию целиком и полностью, следит за детонацией двигателя и в зависимости от наличия и силы детонации помогает «мозгам» корректировать УОЗ (угол опережения зажигания). В случае выхода датчика из строя двигатель будет тупить и возрастет расход бензина.

Теперь перейдем ко всем нам хорошо знакомому датчику, который и в карбюраторных авто играл немаловажную роль – это датчик температуры охлаждающей жидкости ДТОЖ.

Контролирует температуру ОЖ, передает информацию об этом в ЭБУ, и тот, помимо включения-выключения вентилятора радиатора использует ее еще для массы нужд, начиная от работы клапана адсорбера и заканчивая регулировкой оборотов на холодном двигателе

Теперь следующий датчик – Датчик скорости.

Формирует импульсы в зависимости от скорости автомобиля, устанавливается на КПП, на всех инжекторных ВАЗах используются исключительно шести импульсные ДС. Помимо показаний спидометра и одометра влияет так же на смесеобразование, так что не пренебрегайте его исправностью.

Следующий в нашем мануале датчик – это датчик массового расхода воздуха ДМРВ.

Датчик играет весомую роль в работе двигателя, так что очень часто симптомами его неверной работы является плавающий холостой ход, неровная работа двигателя на малых оборотах, ухудшение тяги, в общем мало приятного. Расположен сразу после воздушного фильтра и контролирует количество воздуха забираемое извне. Достаточно дорогостоящий датчик. О том как проверить его работоспособность и попробовать восстановить его в случае неисправности читайте в этой статье.

Лямбда зонд или датчик концентрации кислорода

определяет количество кислорода в выхлопных газах, принимает активное участие в смесеобразовании двигателя. На евро-2 установлена 1 лямбда, на евро-3 уже две, но вторая не участвует в смесеобразовании а просто исполняет контролирующую функцию. При пробеге 80-100 тысяч километров вполне может выйти из строя или засориться и давать неверные показания, соответственно гарантировано ухудшение динамики двигателя и перерасход топлива.

Читайте также:  Почему моргают фары и двигатель работает не ровно

Ну и на закуску один из самых капризных датчиков — Регулятор холостого хода (РХХ)

данный датчик отвечает за стабильный холостой ход. Пропускает воздух в двигатель на холостых оборотах в обход ДПДЗ. Именно от него в первую очередь зависит стабильный ХХ на нужных оборотах, очень часто выходит из строя, так же очень большой процент брака среди новых датчиков. Ну вот вкратце и все, надеемся что краткий ликбез по датчикам, применяемым на инжекторных ВАЗах помог вам составить для себя картину работы инжекторного двигателя. Всем удачи на дорогах.

Источник

Ваз 2109: датчики на двигателе, их расположение и замена

Каждая инжекторная система (и ВАЗ 2109 не является исключением) имеет комплект датчиков (контролеров), чтобы получать информацию о режиме работы двигателя, и регулировать его работу. Существует несколько систем с различными датчиками, чтобы не запутаться мы рассмотрим все существующие контролеры.
Когда появляются неполадки с инжектором, это означает что на ваз 2109 датчик двигателя барахлит, причем может и не один. Наша статья поможет разобраться с их расположением, признаками неисправности и подскажет, как заменить любой из них своими руками.

Датчики на двигателе

Датчик (контролер) массового расхода (потребления) воздуха (сокращенно ДРМВ)

Находится между фильтром воздуха и патрубком впускной трубы, работает так:

  • В ДМРВ есть контролеры температуры и специальный нагревательный резистор
  • Воздух, проходя через ДРМВ, охлаждает один из контролеров, а электро схема датчика превращает эту разность температуры в исходящий сигнал для компьютерного блока управления
  • В различных вариантах исполнения систем впрыска бензина могут использоваться ДРМВ двух типов
  • Они отличаются друг от друга по устройству и характеру исходящего сигнала, который бывает аналоговым либо частотным
  • В ДРМВ первого типа в зависимости от потребления воздуха изменяется напряжение, а во втором типе частота сигнала
  • ЭБУ применяет информацию, поступившую от ДРМВ, чтобы определять длительность импульса открывания форсунок
  • Основной вред контролеру наносит влага, попадающая вместе с воздухом
  • Нарушение в работе ДРМВ приводит к завышению показаний при малых оборотах мотора, что вызывает нестабильную его работу на холостом ходе, мотор глохнет после скоростного режима, возникают проблемы с запуском двигателя.
  • При занижении показаний на скоростных (форсированных) режимах на ваз 2109 двигатель «тупит», повышается расход топлива

Для замены ДМРВ выполняем следующие действия:

  • Отключаем провода от аккумулятора

Отсоединяем разъем (цифра 1), ослабляем хомут и снимаем патрубок (цифра 2), сам ДРМВ обозначен цифрой 3

  • Отжимаем отверткой снизу либо пальцем защелку из пластмассы, и отсоединяем разъем (на фото цифра 1) с проводами от контролера (цифра 3) расхода воздуха
  • Ослабляем затяжку хомута, крепящего патрубок и отсоединяем его ( патрубок обозначен цифрой 2) от контролера
  • Выкручиваем два крепящих винта и снимаем ДМРВ с воздушного фильтра
  • Устанавливаем новый ДРМВ, подключаем к нему разъем

Датчик, контролирующий положение дроссельной заслонки (сокращенно ДПДЗ)

Находится на дроссельном патрубке сбоку и напрямую связан с осью поворота дроссельной заслонки. Фактически ДПДЗ это потенциометр, одним концом связанный с «массой», на второй конец идет плюс питания (5 вольт).
Работает так:

  • От ползунка (который является третьим выводом) подается сигнал
  • Дроссельная заслонка, от воздействия педали управления, поворачивается, при этом меняется напряжение на выходе ДПДЗ
  • Когда дроссельная заслонка закрыта, напряжение на выходе ниже 0,7 Вольт
  • При открывании дроссельной заслонки, напряжение растет
  • Когда дроссельная заслонка открыта полностью, напряжение должно превышать 4 Вольта
  • Компьютер отслеживает напряжение ДПДЗ и корректирует подачу горючего, в соответствии с углом открытия заслонки
  • ДПДЗ регулировки не требует, холостой ход для него (заслонка полностью закрыта) является нулевой отметкой
  • Причины неисправной работы – мойщики двигателей и заводские дефекты
  • Продолжительность работы ДПДЗ непредсказуемая величина
  • При неисправности ДПДЗ возрастают обороты мотора на холостых, появляются провалы и рывки на малых нагрузках

Чтобы заменить ДПДЗ, действуем так:

  • Отключаем питание от аккумулятора (снимаем клеммы)
  • Отсоединяем от ДПДЗ разъем с проводами, для этого отжимаем пластмассовую защелку
  • Выкручиваем винты крепления (две штуки) и снимаем датчик, контролирующий расположение дроссельной заслонки с патрубка (патрубок отсоединен от двигателя, для наглядности)

Выкручиваем винты и снимаем ДПДЗ

  • Меняем ДПДЗ и собираем все обратно, важно не забыть установить на место поролоновое кольцо, и подключить разъем

Датчик контроля над температурой охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

На ваз 2109 датчик температуры двигателя, по сути, является термистором (термистор это резистор, меняющий свое сопротивление под действием температуры), рассмотрим принцип его действия:

  • ДТОЖ вкручен в патрубок охлаждающей жидкости, который выходит из головки цилиндров
  • При низких температурах ДТОЖ имеет очень высокое сопротивление (например, при -40 градусов его сопротивление 100 Кило Ом)
  • А при высокой температуре сопротивление низкое (к примеру, при 100 градусах всего 177 Ом)
  • Компьютер определяет температуру в системе охлаждения по снижению напряжения на ДТОЖ (при холодной жидкости падение напряжения высокое, при нагретой – низкое)
  • Значение температуры охлаждающей жидкости отражается на большинстве параметров, которые регулируются компьютером
  • Основными неисправностями являются — нарушение контакта внутри корпуса ДТОЖ, пробой изоляции либо обрыв проводов питания болтающимся тросом педали «газа»
  • При отказе ДТОЖ — включается вентилятор на холодном моторе, затрудняется запуск прогретого мотора, и повышается расход топлива
  • Наша инструкция по замене поможет вам избежать травм и неприятностей
Читайте также:  Что будет если на инжекторном двигателе закончился бензин

Замена ДТОЖ производится в таком порядке:

  • Работу выполняем на холодном двигателе (чтобы не обжечься и не ошпариться жидкостью)
  • Подготовьте обязательно емкость для слива тосола (при сливании тосола на землю возрастет цена вопроса, тосол «антифриз» жидкость дорогая)
    Отключаем питания автомобиля (снимаем с аккумулятора клеммы)
    Сливаем охлаждающую жидкость в подставленную емкость через краник радиатора
  • Снимаем фильтр воздуха, для удобства работы
    Отсоединяем разъем питания от контролера температуры жидкости, для этого отжимаем пластмассовый зажим
  • Выкручиваем ДТОЖ из патрубка охлаждения

Отключаем разъем питания, отжав специальный зажим

  • Вкручиваем новый контролер, и подключаем к нему питание
  • Не забываем закрыть краник на радиаторе и залить тосол назад

Датчик детонации

Контролер детонации расположен в верхней части блока двигателя, работает так:

  • Он улавливает своеобразные вибрации (называемые детонационными ударами) в цилиндрах двигателя
    Его чувствительным элементом является простая пьезокристаллическая пластинка (почти как в зажигалке)
  • При улавливании детонации, контролер на выходе генерирует импульсы напряжения, возрастающие с увеличением интенсивности (нарастанием) детонационных ударов
  • По сигналу, поступающему с контролера, компьютер настраивает опережение зажигания, чтобы устранить детонационные вспышки топлива
  • При отказе либо обрыве контролера детонации проявляется повышенный расход топлива в «торможение» мотора в движении

Чтобы заменить датчик детонации, делаем следующее:

  • Отключаем питание автомобиля, как в предыдущих случаях
  • Отсоединяем разъем (он обозначен цифрой 1) с проводами от контролера (обозначенного цифрой 2) детонации
  • Затем отворачиваем гайку и снимаем контролер со шпильки

Отключаем разъем 1 и снимаем контролер 2, открутив гайку его крепления

  • Прикручиваем, новый датчик детонации и подключаем к нему разъем

Датчик кислорода (лямбда зонд)

Лямбда зонд используется в инжекторной системе впрыска смеси с обратной связью, располагается на приемной трубе глушителя, принцип работы:

  • Кислород, который содержится в выхлопных газах, реагирует с контролером кислорода, и создает на выходе лямбда зонда разность потенциалов
  • Эта разность меняется в пределах от 0,1 Вольт (бедная смесь, имеющая высокое содержание кислорода) до 0,9 Вольт (богатая смесь, недостаток кислорода)
    Для оптимальной работы лямбда зонд должен прогреться до температуры не ниже 360°
  • Для быстрого нагрева после запуска мотора в зонд встроен специальный нагревательный элемент
  • Компьютер отслеживает выходное напряжение на зонде, и подает определенную команду по коррекции состава горючей смеси на форсунки
  • Когда смесь обедненная (на выходе зонда создается низкая разность потенциалов), тогда идет команда на повышенную подачу топлива и обогащение смеси
  • Если же смесь обогащенная (на выходе высокая разность потенциалов), идет команда на уменьшение подачи топлива и обеднение смеси
  • В автомобилях с таким зондом категорически запрещено применение этилированного бензина
  • Неисправность Лямбда зонда приводит к повышению расхода топлива и концентрированным вредным выбросам, окружающую среду

Чтобы заменить Лямбда зонд надо:

  • Отключить питание, сняв клеммы с АКБ
  • Разъединить разъем Лямбда зонда и жгута проводов, отогнув пластмассовую защелку
  • Вывернуть зонд из трубы глушителя

Выкручиваем зонд из глушителя, предварительно отсоединив провода

  • Вкручиваем новый лямбда зонд и подключаем разъем на место

Датчик положения коленвала (сокращенно ДПКВ)

ДПКВ – контролер индуктивного типа, он необходим для синхронной работы компьютера с ВМТ поршней 1-го и 4-того цилиндров, а так же контролировать угловое положение коленвала.
Работает по такому принципу:

  • ДПКВ устанавливается на крышке масляной помпы, напротив главного диска, находящегося на приводном шкиве генератора
  • Главный (задающий) диск это зубчатое колесо, имеющее 58 равноудаленных (шаг 6°) впадин
  • С таким шагом на нем помещается 60 зубьев, однако два зуба специально срезаны, чтобы создать импульс синхронизации (так называемый «опорный» импульс), который нужен для согласованной работы компьютера с ВМТ поршней в 1-вом и 4-том цилиндрах
  • Когда коленвал вращается, зубья на диске изменяют магнитное поле ДПКВ, наводя в нем импульсы напряжения для переменного тока
  • Необходимый установочный зазор расположенный между сердечником ДПКВ и зубом диска допускается вграницах (1±0,2) миллиметра
  • Компьютер по сигналам ДПКВ определяет частоту оборотов коленвала и подает импульсы на форсунки
  • Конструкция ДПКВ представляет собой кусочек магнита и катушку тонкого провода, он очень вынослив
  • ДПКВ функционирует в паре со шкивом коленвала
  • Отказ в работе датчика вызывает немедленную остановку двигателя
  • Либо в лучшем случае, происходит ограничение оборотов мотора до 3500 — 5000 в минуту
Читайте также:  Схема топливной системы газель 406 двигатель инжектор

Для замены (ДПКВ) делаем вот что:

  • Конечно же, отключаем аккумулятор
  • Отсоединяем разъем с проводками от контролера положения коленвала
  • Отворачиваем болт (обозначенный цифрой 1) крепления и снимаем ДПКВ (цифра 2) из крышки масляной помпы (крышка снята для наглядности)

Выкручиваем болт 1 и снимаем контролер положения коленвала 2

  • Вставляем и прикручиваем новый ДПКВ, не забываем подключить к нему разъем

Датчик скорости

Контролер скорости авто расположен на корпусе коробки передач между наконечником вала тросика спидометра и самим приводом спидометра, работает по такому принципу:

  • Принцип работы контролера скорости основывается на эффекте Холла
  • Он выдает на компьютер прямоугольные импульсы напряжения, частота импульсов пропорциональна скорости оборотов ведущих колес
  • Надежность контролера средняя
  • Наиболее распространенная неполадка – окисление проводов и разъема вблизи самого контролера
  • Неполадки датчика скорости приводят к ухудшению ходовых характеристик автомобиля

  • Отсоединить клеммы аккумулятора
  • Отключить от него разъем с проводками, сжав для этого пружинные зажимы
  • Открутить наконечник троса спидометра
  • Затем открутить контролер от привода спидометра
  • Установить на автомобиль новый датчик и подключить разъем питания

Датчик скорости ВАЗ указан красной стрелкой

Датчик фаз

Контролер фаз применяется в системах с последовательным впрыском горючего (двигатель от модели 2112) и располагается с передней левой стороны головки блока, он действует таким образом:

  • Принцип работы датчика фаз основывается на эффекте Холла, как и в предыдущем описанном случае
  • В его пазу находится ободок стального диска, имеющего прорезь
  • Этот диск прикреплен на шкиве впускного распредвала
  • В момент, когда прорезь на диске проходит через специальный паз датчика фаз, на компьютер подается отрицательный импульс, который означает что поршень первого цилиндра, пришел в ВМТ, и такт сжатия он завершает
  • Отказ контролера переводит подачу топлива в так называемый попарно-параллельный режим, это приводит к повышению (до 10%) расхода топлива

Чтобы его снять, выполняем действия:

  • Отсоединяем провода от аккумулятора
  • Отжимаем пластмассовую защелку, чтобы отсоединить разъем 2 от датчика 1
  • Далее откручиваем два болта и снимаем датчик фаз
  • Прикручиваем новый контролер на место
  • Подключаем разъем питания

Местонахождение датчика фаз ВАЗ

СО – потенциометр

СО — потенциометр устанавливается на автомобилях ваз 21093, датчики на двигателе с системой впрыска не имеющей обратной связи (то есть без нейтрализатора и датчика кислорода). Находится он в двигательном отсеке на стенке корпуса коробки притока воздуха и является переменным резистором.
Работает так:

  • СО — потенциометр отправляет в ЭБУ сигнал, используемый для регулировки концентрации топливовоздушной смеси, чтобы получить нормированный уровень концентрации в выхлопных газах окиси углерода (СО) в на холостых оборотах
  • Он подобен винту контроля качества смеси, имеющегося в карбюраторах
  • Регулировку содержания окиси углерода с помощью потенциометра можно выполнить только на СТО с использованием газоанализатора

СО – потенциометр ВАЗ

Регулятор холостых оборотов

Регулятор холостых оборотов настраивает частоту вращения коленвала на холостом ходе, контролируя количество подаваемого воздуха, идущего в обход дроссельной заслонки (заслонка закрыта).
Принцип работы:

  • Он состоит из шагового двухполюсного электродвигателя и конусного клапана соединенного с ним
  • Клапан выдвигается либо убирается сигналами компьютера
  • Когда игла регулятора выдвигается полностью (это соответствует 0 шагов), она перекрывает доступ воздуха
  • А когда игла втягивается, она обеспечивает доступ воздуха, пропорциональный числу шагов отступа иглы от седла
  • Поломка приводит к нестабильности холостых оборотов, и мотор может заглохнуть

Замена регулятора происходит так:

  • Обесточить проводку машины, сняв клеммы с аккумулятора
  • Отжать пластмассовую защелку, чтобы отсоединить разъем от регулятора, расположенного на дроссельном патрубке, и обозначенного цифрой 2

Цифрой 2 обозначен регулятор холостых оборотов

Регулятор холостых оборотов ВАЗ

  • Проверьте состояние и замените если нужно порванное либо потерявшее упругость уплотнительное кольцо регулятора

Предупреждение: Не вздумайте руками вытянуть либо вдавить клапан, это может вывести из строя регулятор холостых оборотов. Для этого надо применять диагностический прибор либо специальный монитор.

  • Устанавливаем на автомобиль новый датчик, смазав моторным маслом его уплотнительное кольцо, не забываем подключить к нему разъем

Вот мы рассмотрели инжектор ваз 2109, на двигателе датчики могут быть разные, в зависимости от модели, однако встречается датчик кондиционера, расположенный на приборной панели.

Сигнал на включение салонного кондиционера

Если в вашем автомобиле установлен кондиционер в салоне, то сигнал на его запуск поступает от датчика выключателя на панели приборов:

  • В этом случае ЭБУ получает сигнал о том, что вы желаете включить кондиционер
  • Компьютер сначала подстраивает работу двигателя регулятором холостого хода, для того чтобы компенсировать повышение нагрузки на двигатель, которую создает компрессора кондиционера, а потом включает реле, которое управляет работой компрессора

Вроде бы перечислены все возможные датчики, неисправности и замена, дополнительно можете найти видео по каждому в отдельности.

Источник

Adblock
detector