Какие бывают масла для двухтактных двигателей

Масло для двухтактного двигателя: рекомендации по подбору

Сегодня для дачников и сельских жителей предлагается довольно большое количество технических средств, в основе которых используются малогабаритные двигатели внутреннего сгорания. Чтобы получить более высокое значение мощности на выходном валу, используется двухтактный мотор. При одном и том же объеме подобные силовые агрегаты способны выдавать на 70…75 % больше мощности, чем получают от четырехтактного собрата.

Еще одна важная причина, на которую ориентируются производители техники – это реальное упрощение конструкции ДВС. Отсутствие газораспределительного механизма удешевляет агрегат почти в два раза. Единственная проблема таких моторов заключается в том, что нужно готовить бензо-масляную смесь для заливки в топливный бак. Здесь от качества используемого масла во многом зависит моторесурс двигателя.

Как происходит смазка в двухтактном моторе

Основное конструктивное отличие ДВС, работающих в двухтактном режиме, заключается в наличии трех окон.

  1. Нижнее впускное окно предназначено для подачи бензо-воздушной смеси в кривошипную камеру.
  2. Среднее продувочное окно используется для подачи горючей смеси (бензин, смешанный с маслом и воздух) в цилиндр двигателя.
  3. Третье верхнее окно необходимо для выпуска продуктов горения в окружающую среду.

Всего выполняется два такта.

Первый такт

  1. Поршень движется вверх.
  2. Среднее и верхние окна перекрыты поршнем, а нижнее открыто. Здесь создается разряжение.
  3. Из карбюратора за счет разряжения, созданного в кривошипной камере, горючая смесь поступает в нее.
  4. Внутри цилиндра происходит сжатие рабочего заряда.
  5. Когда остается всего несколько миллиметров движения вверх, подается искра. Она воспламеняет сжатый заряд.
  6. Поршень преодолевает верхнее мертвое положение (ВМП) за счет инерции маховика.

Второй такт

  1. Давление увеличивается в 20…40 раз (зависит от конструктивного исполнения).
  2. Сгорающие газы давят на поршень, заставляя его двигаться вниз.
  3. Совершается рабочий ход. Разность между энергией расширения и сжатия определяет величину выдаваемой мощности.
  4. Когда открывается среднее окно, продукты сгорания горючей смеси выбрасываются через него в систему выхлопа, оборудованную глушителем.

Оба такта выполняются за один оборот коленчатого вала. Все процессы повторяются многократно.

Для осуществления смазки в бензин добавляется моторное масло. При нахождении горючей смеси в кривошипной камере часть смазки попадает:

  • в область расположения шатунной шейки. Происходит образование масляной пленки на поверхности контакта;
  • в зону соединения поршня с шатуном. Здесь имеется поршневой палец. Осаждающаяся смазка попадает на поверхность пальца;
  • поступив в цилиндр, часть масляного содержимого горючей смеси остается на поверхности зеркала цилиндрической образующей. Между поршневыми кольцами и окружающей поверхностью также формируется контактная пленка моторного масла;
  • частично смазка накапливается и в канавках, где располагаются кольца. При движении вверх и вниз смазочная жидкость выдавливается, распределяясь по внутренней поверхности цилиндра;
  • примерно 85…95 % масла сгорают в такте расширения. Несгоревшие частицы в нагретом состоянии распадаются на простые молекулы и выбрасываются в глушитель. Большая часть оседает внутри этого устройства. Поэтому периодически требуется очистка выхлопной системы для получения максимума мощности от мотора.
Читайте также:  Что нужно знать при выборе двигателя

Требования к моторному маслу для двухтактного двигателя

Технологическое решение обеспечения смазки в ДВС двухтактного цикла осуществляется двумя способами.

  1. Смешивание бензина и смазки при заправке в топливный бак.
  2. Раздельная подача горючего и смазочного компонентов. Подобным образом решается вопрос в двухтактных дизелях. Имеются два бака: в основной заливается топливо; во вспомогательный – масло.

Промышленность использует двухтактные дизели довольно ограничено. Чаще всего – это судовые моторы с большим ходом поршня. Для пользователей более распространенным является первый способ. Его применяют

  • на мобильной технике: мотоциклы, скутеры, мотовелосипеды, мотоблоки, мотокультиваторы и другие устройства;
  • для малой механизации в быту: бензопилы, мотокосы, буровые установки и ряд иных устройств.

Основные характеристики моторного масла

  1. Вязкость – это способность образовывать устойчивую пленку на поверхности контакта механических элементов. Для тепловых машин нужно обеспечивать стабильность данного показателя в широком температурном диапазоне (-20…+60 ⁰С).
  2. Текучесть является вторым важным показателем. Жидкость для смазки должна заполнять предоставляемое ей пространство. При запуске двигателя его температура еще довольно мала, поэтому необходимо проникновение масла в кривошипно-шатунном механизме, оседание на стенках цилиндра.
  3. Наличие противопригарных присадок. Это требование возникло сравнительно недавно. Компоненты начали добавлять примерно 20…25 лет назад. В результате реже возникают поломки из-за залегания колец в канавках поршней. При температуре более 2000…2100⁰С, которая наблюдается при сгорании топлива присадки не позволяют маслу образовывать кристаллы, оседающие в разных точках, где их вымывание затруднено.
  4. Противопенные присадки не позволяют образовывать пузыри газа на поверхности масляной пленки. Там, где присутствует пузырек газа, толщина пленки минимальная. Возможен «сухой» контакт между сопрягаемыми деталями.
  5. Противокоррозионные свойства. Смазка не должна окисляться кислородом, содержащимся в воздухе. Поэтому в составе обязательно присутствует небольшое количество предельных углеводородов (парафинов). Они образуют на поверхности защитное покрытие, предотвращающее доступ кислорода к металлу.
  6. Растворимость в бензине показатель, без которого использовать смазочное вещество нельзя. В практике требуется создавать топливо-смазочные смеси с разными соотношениями. Для тяжелых мотоциклов требуется готовить тяжелую пропорцию, в которой на 1 часть масла заливают 15…25 частей топлива. Для легких моторов триммеров нужна легкая смесь, в ней поддерживают пропорцию 1 : 40…50.
  7. Стабильность свойств характеризуется сохранением исходных показателей в течение длительного периода. Жидкость не должна расслаиваться. Не допускается выпадение включений в осадок.

В основе моторной смазки имеется несущая часть, а также присадочные компоненты, которые задают основные характеристики материалу.

Минеральные, полусинтетические и синтетические масла

При переработке нефти в крекинг процессе разделяют разные фракции. Часть используется в качестве топлива. Тяжелые части применяют для производства масел. Так производят минеральные смазочные материалы.

Внимание! Часто задают вопрос, почему не применяют растительные масла для моторов. У смазок растительного происхождения наблюдается эффект испарения значительного количества вещества с образованием лаковой пленки. Если подобную жидкость залить в двигатель, то возможно застывание лака после остывания мотора. Провернуть коленчатый вал и завести двигатель будет весьма затруднительно.

Синтетические масла производят путем сжижения газа и образования длинных полимеров. Их отличает стабильность в широком диапазоне температур. В частности, вязкость остается постоянной даже при низкой температуре. Текучесть сохраняется довольно высокой.

Комбинируя минеральные и синтетические составляющие, получают полусинтетические смазочные материалы. От минеральной основы берут примерно 25…30 % легких фракций. Остальное – синтетическая часть. Присадками добиваются получение необходимых свойств.

Экологические характеристики

Для легких моторов рекомендуют смазки по стандарту . Этот критерий был разработан в 1986 г. после аварии на Чернобыльской АЭС. Тогда было принято решение искать энергию в возобновляемых источниках: ветер, солнце, приливы, реки и иные производные для энергетики. Отработавшее масло по приведенному стандарту должно распадаться на безопасные составляющие в течение 10…15 дней.

Читайте также:  Какое надо залить масла в двигатель ваз 2110

Для тяжелых моторов (моторные лодки) разработан стандарт утилизации TC-W3. При контакте с водой масляная пленка должна разлагаться на простые молекулы в течение 30…40 часов. Минеральные масла не могут гарантировать выполнение подобного требования, поэтому они не допускаются к использованию для двухтактных двигателей, мощность которых превышает 12 кВт.

Как готовить топливную смесь

На практике пользователи сталкиваются с необходимостью часто готовить топливные смеси при использовании средств малой механизации. Многие при этом испытывают определенные затруднения в отмеривании нужного количества масла.

  1. Можно приобрести готовые емкости для смешивания разных жидкостей в необходимых пропорциях. Их отличает от обычных наличие отметок по бензину и маслу. В интернет-магазинах реализуют подобные канистры в разном исполнении. Они рассчитаны на объем от 0,5…0,6 л до 5…8 л.
  2. Однокамерные предусматривают поочередную заливку бензина и масла. В двухкамерные разные жидкости заливают через разные горловины.
  3. После заливки энергичное встряхивание позволяет качественно перемешать смесь. Удлиненный носик помогает заливать ГСМ в бак механического помощника.
  4. При отсутствии подобных приспособлений можно самому изготовить подобное. В пластиковой бутылке отмечают объемы бензина и масла. Остается только заливать нужное количество, а затем перемешивать и заливать в бак своего устройства.

Источник

Какое выбрать масло для бензопилы

Сегодняшняя тема — масло для бензопилы. Какое должно быть масло? Какие масла для мотопил бывают? Как выбрать именно то, что нужно Вам? Ниже мы попробуем ответить на эти и другие вопросы, связанные с выбором масла для двухтактного бензоинструмента.

Система смазки современной бензопилы

Начнем с того, что большинство выпускающихся сегодня цепных пил оснащаются двухтактным одноцилиндровым двигателем внутреннего сгорания. В таких бензиновых двигателях не предусмотрено отдельной системы маслопроводов, масло попадает в двигатель вместе с топливом в виде смеси, состоящей из 92-го неэтилированного бензина и специального двухтактного масла. Соотношение масла и бензина как правило 1:50, то есть 100 мл масла на 5 литров топлива. Итак, из топливного бака бензиномасляная смесь попадает в карбюратор, а затем в двигатель. Там происходит воспламенение смеси. Все вышесказанное означает, что качественное масло это залог здоровья Вашего двухтактного мотора.

Какое должно быть масло для бензопилы

Поскольку масло сгорает в двигателе вместе с бензином, то оно должно обладать следующими свойствами:

  • низкий уровень дымности;
  • низкое количество золы, в идеале масло должно сгорать полностью, чтобы не образовывался нагар внутри цилиндра и в глушителе;
  • хорошая растворимость в бензине;
  • хорошие смазывающие свойства.

Какие бывают двухтактные масла

Согласно японской классификации JASO, принятой во всем мире, двухтактные масла для всей мототехники делятся на 4 вида:

JASO FA — дымные масла на минеральной основе, предназначенные для применения в развивающихся странах;

JASO FB — минеральные и полусинтетические смазки с низкой дымностью, разрешенные для эксплуатации в Японии;

JASO FC — бездымные полусинтетические и синтетические масла высокого качества, разрешенные для эксплуатации в Японии;

JASO FD — самые качественные бездымные синтетические масла, самый высокий стандарт для Японии.

Попробуем все вышеперечисленное перевести в практическую плоскость. По вполне понятным причинам нас не интересуют масла категории FA и FD. Первое является слишком грязным и дымным, что не очень хорошо для Вашего здоровья и техники. Второе скорее подойдет для спортивного высокооборотистого двухтактного двигателя, хотя хуже Ваша бензопила на нем работать точно не будет. В итоге выбор сводится между FB и FC. Понятно, что FC будет более дорогим решением нежели FB. По своим свойствам синтетические масла более стойки к низким температурам и выдерживают высокие нагрузки при работе на профессиональных пилах. Что касается бренда, то это не основной критерий выбора, скорее вопрос личных предпочтений, любое фирменное масло будет соответствовать какому-либо стандарту JASO.

Читайте также:  Ваз 21074 инжектор неисправности двигателя

Выбор масла для бензопилы

Производством двухтактных масел занимается достаточно много компаний, среди них как производители бензоинструмента, так и предприятия, занимающиеся производством бензина, масел и смазок для различных видов транспортных средств. Давайте попробуем классифицировать производителей по типу.

  • Начнем с более дешевой продукции. На рынке присутствует целый ряд недорогих производителей, при этом их продукция вполне подходит для использования на бытовых моделях цепных бензопил. Это, как правило, производители недорогой бензотехники. Их немало, перечислим лишь некоторых из них: Champion, DDE, Huter, Fubag, Patriot. Покупка такого масла — вполне приемлемое решение, если Вам не все равно сколько заплатить, и Вы не хотите платить за красивую упаковку.
  • Более дорогое и, возможно, более качественное решение это масла хорошо известных брендов, производящих бензопилы высокого качества. Тут выбор не такой большой, это Stihl, Husqvarna и ECHO. Безусловно их продукция отличается высоким качеством, но она ощутимо дороже. Сама линейка масел достаточно узка, при этом купить оригинальное масло можно только в фирменных магазинах бензотехники и официальных сервисах. Это дорогое, но дальновидное решение для того, кто строго выполняет требования инструкции по эксплуатации производителя бензопилы.
  • Третий тип — бренды, широко известные своими высококачественными продуктами нефтепереработки от различных смазок до высокооктанового бензина. Таких марок много, их пример это Motul, Total, Liqui Moly, Ravenol, Petro-Canada, Chevron, Texaco. Как правило бренды представляют достаточно широкую линейку масел для двухтактных двигателей, в зависимости от Ваших задач Вы сможете подобрать масло от обычного минерального до полностью синтетического, стойкого к высоким нагрузкам. Зачастую такое масло расфасовано в тару от 0,5 литра и более. Для того, кто покупает масло по 200-300 мл это может оказаться неудобным. Во всем остальном — это хорошее решение, с заботой о технике.

Но какое бы масло Вы не выбрали — главное, чтобы это не была подделка, произведенная неизвестно где и непонятно из чего. Такое масло нанесет вред не только бензопиле, но и Вашему здоровью. Контрафакт токсичен!

Чем чревато использование некачественного масла

Есть несколько последствий, к которым приводит сгорание в двигателе топливной смеси с моторным маслом не надлежащего качества. Вот они.

  • Образуется нагар на поршне, что в дальнейшем способствует падению компрессии и ухудшению производительности двигателя.
  • Залипают кольца, что также ведет к плохой работе цилиндро-поршневой группы.
  • Также может образовываться коричневатый налет (лак) на поршне и внутри цилиндра, что приводит к неисправности двигателя.
  • Большое количество нагара забивает глушитель, что не позволяет выполнять ему полноценно свою функцию, в результате появляется дополнительная нагрузка на двигатель, он начинает хуже работать при увеличении оборотов.

Источник

Adblock
detector