Какие бывают коленвалы на двигатель ваз

Коленвал. Устройство и виды

В двигателе все детали одинаково нужны и важны. При поломке хотя бы одной запчасти весь мотор выходит из строя. Сегодня мы разберем подробно коленчатый вал, который преобразует возвратно-поступательные движения шатунов и поршней во вращательные.

Устройство

Коленвал состоит из:

Ось коленчатого вала – это коренные шейки, которые проходят ровно по центру. Шатунные шейки исполняют роль крепления и приема давления от шатунов. Шатунные шейки смещены по отношению оси вала и держатся с помощью щек.

Шатунных шеек по количеству столько же, сколько и цилиндров. Но во многих V-образных моторах на 1 шейку опираются 2 цилиндра. Так же можно встретить, когда V-образные двигатели имеют коленвал, в котором на 1 шатун рассчитана 1 шейка, но соединенные шейки тогда сдвинуты на 18 градусов по отношению друг к другу.

Что же касается щек, то они обладают несколькими функциями: соединяют шейки и являются противовесом, чтобы уравновесить шатуны и шатунные шейки. Если противовеса не было бы, то появлялась бы вибрация, а у высокооборотных ДВС, это верный признак указывающий на возможность выхода из строя мотора.

В коленчатом вале основная нагрузка распределяется на щеки и на места соединения шеек. Чтобы распределение было равномерным, данные отрезки изготавливаются галтелью – переход в виде закругленной формы от шейки к щеке.

В результате правильное расположение щек и шеек в коленвале обеспечивает эффективную работу возвратно-поступательного движения во вращательное: уравновешивает ДВС, противостоит изгибающим нагрузкам и предотвращает появление колебаний и вибраций.

Полноопорные и неполноопорные коленвалы

Коренные шейки по размеру больше шатунных, и они служат как осью, так и опорой КШМ (кривошипно-шатунного механизма). Нагрузка передается мотору от коленвала через коренные шейки, они же опираются на коренные подшипники в картере двигателя.

Коленвал делится на 2 вида по типу опоры:

  1. Полноопорный. В нем шеек коренных на одну больше, чем шатунных. Коренные шейки находятся с обеих сторон шатунных шеек.
  2. Неполноопорный. Коренных шеек меньше, чем шатунных, но по бокам щеки может быть 2 смещенных на конкретный угол шатунных шейки.

Простая конструкция неполноопорного коленвала, а также меньшее количество точек опоры говорит о высокой степени жесткости и прочности, соответственно и тяжести. Именно поэтому в XXI веке чаще используют полноопорные коленвалы, пусть сложнее в производстве, но на выходе легкие и надежные.

Смазка коленвала и других деталей КШМ

Смазка запчастей коленвала очень важна: для опоры коренных шеек и шатунов на шатунные шейки применяют подшипники скольжения (вкладыши), а они не могут правильно функционировать без постоянной смазки.

Чтобы масло поступало к запчастям, внутри коленчатого вала есть каналы. Благодаря давлению, смазочный материал поступает к подшипникам равномерно.

Взаимодействие коленвала совместно с другими запчастями

Нагрузка подается на коленчатый вал через шатуны, тем самым переводя в крутящий момент. Этот самый момент проходит через заднюю часть вала (хвостовик) к маховику и потом к трансмиссии. Через переднюю часть вала (носок) крутящий момент переходит на вал газораспределительного механизма и другие системы двигателя.

Зачастую на носке имеется гаситель колебаний. Это простое устройство состоит из 2 дисков, резиновой прокладки, соединительных пружин и упругого материала, такого как, например, силиконовая жидкость. Такой гаситель при работе мотора уменьшает крутильные колебания вала, что минимизирует риски повреждения.

Производство и материал

Во время работы на коленвал подается большая нагрузка. Для дизельных моторов производят цельной коленчатый вал. А вот сборные коленвалы на практике оказались несостоятельны для высокооборотных моторов, и поэтому их почти не применяют.

В качестве материала изготовления используют сталь или чугун. Коленвал из чугуна выполняют методом отливки, а из стали методом ковки или штамповки. Затем чугунные и стальные коленчатые валы механически обрабатывают, чтобы достичь нужных параметров – балансировка, чистота поверхности и т.д.

Читайте также:  Схема простейшего магнитного двигателя

Автозапчасти для двигателя и его узлов вы найдете на нашем сайте в разделе «Категория запчастей».

Источник

Двигатель ВАЗ

Двигатель ВАЗ. Коленвал

Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна и насчитывает пять опорных (коренных) шеек и четыре шатунных. Поверхности шеек закалены токами высокой частоты на глубину 2-3 мм. В заднем конце коленчатого вала выполнено гнездо для установки подшипника ведущего вала коробки передач.

Шатунные и коренные шейки коленчатого вала соединяются каналами, по которым подводится масло для смазки шатунных подшипников. Технологические выходы каналов закрыты колпачковыми заглушками, которые запрессованы и для надежности зачеканены в трех точках.

Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя упорными полукольцами, установленными в блоке цилиндров по обе стороны заднего коренного подшипника. С передней стороны подшипника ставится сталеалюминиевое полукольцо, а с задней — металлокерамическое (желтого цвета). Обе разновидности полуколец имеют одинаковые размеры и изготавливаются толщиной 2,31-2,36 мм и 2,437-2,487 мм (ремонтные). При сборке двигателя полукольца подбираются по толщине, чтобы осевой свободный ход (люфт) коленчатого вала находился в пределах 0,06-0,26 мм.

Для продления срока службы коленчатого вала предусмотрена возможность перешлифовки шеек коленчатого вала при износе или повреждении их поверхностей. Шлифованием диаметры коренных шеек уменьшают на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,00 мм. При этом диаметры коренных шеек после перешлифовки должны быть соответственно равны 50,545-0,02; 50,295-о,ог; 50,045-о,02; 49,795-0,02 мм, а диаметры шатунных шеек — 47,584-0,02; 47,334-0,02; 47,084-о,о2; 46,834-о,02 мм.

Коленчатые валы двигателей 2103 и 2106 отличаются от коленчатых валов двигателей 2101 и 21011 увеличенным на 7 мм радиусом кривошипа. Поэтому у коленчатых валов двигателей 2103 и 2106 для отличия на одной из щек средней коренной шейки имеется маркировка «2103».

Коленчатый вал балансируется отдельно от маховика, благодаря чему эти детали взаимозаменяемы по отдельности.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников.

Вкладыши тонкостенные, биметаллические, сталеалюминиевые. Вкладыши 1-, 2-, 4- и 5-го коренных подшипников имеют на внутренней поверхности канавку (с 1987 г. нижние вкладыши этих подшипников устанавливаются без канавки). Вкладыши центрального (3-го) коренного подшипника отличаются от остальных вкладышей большей шириной и отсутствием канавки на внутренней поверхности. Все вкладыши шатунных подшипников без канавок, одинаковые и взаимозаменяемые.

Вкладыши каждого подшипника состоят из двух одинаковых половинок. От провертывания они удерживаются выступами, входящими в соответствующие пазы шатунного или коренного подшипника.

Номинальная толщина вкладышей коренных подшипников равна 1,831-0,007 мм, а шатунных подшипников 1,730-0,007 мм. Вкладыши ремонтных размеров поставляются под шейки коленчатого вала, уменьшенные по диаметру на 0,25; 0,50; 0,75; 1,00 мм. Толщина ре-монтных вкладышей шатунных подшипников равна 1,855-о,оо7; 1,980-0,007; 2,105-о,оо7; 2,230-о,оо7 мм, а коренных 1,956-о,оо7; 2,081-о,оо7; 2,206-о,оо7; 2,331-о,оо7 мм.

Маховик. Отливается из чугуна и снабжен стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером. Венец напрессовывается на маховик в горячем состоянии. Зубья венца для увеличения износостойкости и прочности закаливают токами высокой частоты.

Маховик крепится к фланцу коленчатого вала шестью самоконтрящимися болтами, под которые подкладывается одна общая шайба. Заменять эти болты какими-либо другими недопустимо. Расположение болтов таково, что маховик можно прикрепить к валу только в двух положениях. Его необходимо устанавливать так, чтобы метка — конусообразная лунка — находилась против шатунной шейки 4-го цилиндра. Метка служит для определения ВМТ в 1- и 4-м цилиндрах. Центрируется маховик с коленчатым валом передним подшипником ведущего вала коробки передач.

В начало страницы

Источник

Расчет объёма двигателей ваз, подбор коленвала

Шатун двигателя — Connecting Rod — Conrod

Длина шатуна Диаметр шейки Поршневой палец Тип посадки пальца название
121 47,8 22 запрессовка * 2108 «стандарт»
121 47,8 22 плавающий 2110-12 «стандарт»
126,4 47,8 22 плавающий 2110 tuning
129 41,5 19 плавающий 21128 «стандарт» — вкладыши оригинальные 21128
129 47,8 22 запрессовка 2101 tuning
129,2 47,8 22 плавающий 2110 tuning
129,2 47,8 20 плавающий 2110 tuning
131 47,8 19 плавающий 2110 tuning
133 47,8 19 плавающий 2110 tuning (СТИ 217.02)
133 47,8 19 плавающий 2110 tuning (СТИ 216.55, Н-образный)
135,1 47,8 19 плавающий 2110 tuning (СТИ 216.50, Н-образный)
136 47,8 22 запрессовка 2101 «стандарт», до 1982 выпускались с масляной форсуной
136 47,8 22 плавающий 21213 «стандарт»
Читайте также:  Простая схема регулятора оборотов двигателя постоянного тока 12в

Коленчатые валы — Crankshafts — Cranks

Ход поршня радиус кривошипа Название коленвала
66 33 66 * 2101 «стандарт»
80 40 80 * 2103 «стандарт»
80 40 80 * 21213 «стандарт» — полнопротивовесное
84 42 86 * tuning
86 43 86 * tuning
88 44 88 * tuning
90 45 90 * tuning (шатунная шейка 43мм)
60,6 30,3 60,6 * 2108 «стандарт»
71 35,5 * 21083-12 f»стандарт»
74,8 37,4 * tuning
74,8 37,4 74,8 * tuning (СТИ 116.50, полнопротивовесное)
75,6 37,8 11183 «стандарт»
78 39 78 * tuning
79 39,5 79 * tuning
80 40 80 * tuning
80 40 80 * tuning (СТИ 218.00)
83 41,5 83 * tuning (СТИ, под заказ)
84 42 84 * tuning (СТИ, под заказ)
84 42 84 * 21128 factory stock (СТИ 218.00, под шатуны 21128 и вкладыши 21128)
86 43 86 * tuning
88 44 88 * tuning (шатунная шейка 45мм)

Блоки цилиндров — Cylinder Block

Высота блока это расстояние между геометрическим центром коленчатого вала и верхней плоскостью блока цилиндров.

Высота мм. диаметр цил Название
207,1 76 Блок 2101 диаметр цилиндра 76мм
207,1 79 Блок 21011 диаметр цилиндра 79мм
215,9 76 Блок 2103 диаметр цилиндра 76мм
215,9 79 Блок 2106 диаметр цилиндра 79мм
214,58 82 Блок цилиндров 21213
194,8 76 Блок 2108 диаметр цилиндра 76мм
194,8 82 Блок 21083 диаметр цилиндра 82мм
194,8 82 Блок 2112 диаметр цилиндра 82мм
197,1 82 Блок 21124 диаметр цилиндра 82мм
197,1 82 Блок цилиндров 2108-2112 Калина (+2,3мм)
198,3 82 Блок цилиндров 2108-2112 (+3,5мм)
199,3 82 Блок цилиндров 2108-2112 (+4,5мм)
199,5 82 Блок цилиндров 2108-2112 (+4,7мм)

Классика варианты комплектации

Двигатель 2103 2106 21213 1900сс 2000сс 2000сс 1800сс
Ход поршня: 80 80 80 84 88 90 84
76 79 82 84 84 84 82,4
Объём см.куб. 1450 1567 1690 1861 1950 1994 1790

недоход поршня ваз 1.6 мм -расстояние между поршнем в верхней мёртвой точкой и плоскостью блока цилиндров.

Объём камеры сгорания ВАЗ классика — 33.2 мм.кв.

Источник

Коленвал. «понюхать»

Мало кого природа наделила сверх способностями. Мало кто может предсказать как долго будет служить и работать купленная вами спорт запчасть. Что можно сказать-предсказать о такой важной в ДВС запчасти, как КОЛЕНВАЛ?

Предположим Вы купили коленвал для своего будущего мотора! Как «обнюхать» и проверить купленную запчасть?

Первым делом хочется увидеть величину и само присутствие накатки на галтелях. Осмотрите все галтели шеек. Если накатки нету, то дело грустное. Но поправимое. Накатку можно сделать самим. Но нужен обычный токарный станок и приблуда для накатки. Если приблуды нету. то ищите «парня» у которого она есть.

Осматривая галтели средней коренной шейки убедитесь, что боковые поверхности под полукольца отшлифованы! Иногда там обработано просто резцом. Тогда потребуется Ваше внимание и к этому месту.

На любом заводе Вам могут сделать приблуду для накатки галтелей шеек коленвала. Качественная приблуда обойдется Вам в 30-50 т.р

Простецкая (мало ресурсная) приблуда обойдется в 3-8 тр.

Накатка галтелей, как правило приводит к искривлению коленвала по оси своего вращения. На производстве после накатки галтелий делается рихтовка коленвала.

Установив коленвал в призмы промеряем осевое биение.

У нашего осматриваемого коленвала биение по средней шейке 3 сотки. Промеряйте все шейки. Промеряйте биение посадочное место под задний сальник

Что есть хорошее биение? Что есть плохое биение? В нашем понимании хорошо -это когда биения нету совсем. Когда биение равно нулю. Когда биение приближено к нулю. Что можно сделать с 3мя сотками биения у коленвала на фото выше?

а) оставить как есть и не думать об этом.

Рихтовка коленвала как правило — это возня на 30-60 минут. Эту возню мы прекращаем после достижения биения в 5-6 микрон! Хочется сказать, что биение в 3 сотки, в 5 соток, 9 соток — это не проблема. Если это проблема, то ее нужно устранять. Ну посудите сами, после любого гидроудара любой коленвал кривит. Ну а кто занимается его рихтовкой? Да никто! И это не проблема. если не думать об этом и не знать об этом!

Галтели Протираем коленвал. Укладываем на светлое и удобное для осмотра место.
Потребуется пассаметр или микрометр нужной размерности. Желательно знать точные цифры. Возможно. вы захотите добиться своих размеров у каждой шейки. А это дополнительная работа.
Ход поршня (радиус кривошипа) можно промерить так же на призмах. На фото промер с помощью сверлильного станка и индикатора. Ход коленвала 78мм.
Штангенрейсмас. Если есть ровная поверхность (стол со стеклом).
Крупные забоины (промятины) на посадочном месте заднего сальника. Но это не проблема, если Вы «правильно» выставите сам сальник.
Забоина на одной из шеек. Не проблемное место, чтоб браковать коленвал. Осмотрите посадочное под шпонку.
Коленвал имеет косое сверление. Просветите канал и под лупой осмотрите наличие случайных окалин. Отхонингуйте каналы если потребуется, дабы исключить вероятность попадания окалины под вкладыш.

Если Ваш глаз наметан, то Вы увидите еще одну «необычность» у коленвала.

Мы решили крутануть для проверки дисбаланса. Балансировку коленвала делают после рихтовки! И только после рихтовки целесообразно балансировать.

19 гр слева (1176гр*мм)

10гр справа (644 гр*мм)

Ну дисбаланс коленвала — это тоже не проблема, все равно грамотные люди перед сборкой делают балансировку коленвала-маховика-сцепления-шкива. А значит коленвал будет отбалансирован уже не на производстве, а под Вашим чутким контролем и глазом!

Однажды один знакомый позаботился о покупке «качественной» запчасти на свой мотор. Покупалась шестерня маслонасоса повышенной твердости от фирмы Cosword. После проверки твердости, выяснилось, что не дешевая шестерня имеет твердость в 2 раза ниже стандартной шестерни.

Раньше твердомеры были громоздки и стационарны. В современный век он помещается в кармане пиджака. Если вы имеете пиджак в кармане которого лежит твердомер, то что мешает в момент покупки «недешевой» запчасти воспользоваться ?

На фото коленвал ВАЗ с ходом 80мм, производства ИНДИЯ.

Есть утверждение, что шатунные шейки данного коленвала не подвергались термической обработки.

На фото коленвал классики. Новый. Твердость коренной шейки 62,8 62,1.

Твердость шатунной шейки 61,4 62,6 но с одной стороны промеряемой шейки твердость 36.7

На фото еще один коленвал ВАЗ с косым сверлением . ход 84мм

Делаем выводы о твердости купленного Вами коленвала или любой др. запчасти .

Удачных покупок! И удачных сборок!

П.С. Если после осмотра своего коленвала, Вы не хотите закрывать глаза на его недостатки . то

а) Рихтовка 900р

б) Балансировка 1000р

в) Полировка всех шеек 1000р

телефон 8-9050196997 (WhatsApp) 8-9046663311

Источник

Adblock
detector
У коленвала практически нету балансировочных сверлений! По видимому отключили свет на ближайшей подстанции и балансировка не состоялась. бывает.
Зачем гадать? Проверяем твердость коренной и шатунной шейки. Прибор показал по Роквеллу 49 58.3 51.5 53.3
На фото коленвал ВАЗ с ходом 75,6мм после шлифовки. Замеренные величины 58 и 59.9
Каждый промер состоит из 5ти попыток. берется средне арифметическая величина.