Как выбрать судовой двигатель

Двигатели судовые: типы, характеристики, обслуживание

Первые судовые двигатели стали появляться лишь в начале 20-го века. Один из первых был установлен на «Зеландии», датском судне, построенном в 1912 году. Агрегат представлял собой две дизельные установки, общая мощность которых составляла 147,2 кВт. Сегодня суда также оснащаются двигателями внутреннего сгорания. Все они должны быть оборудованы в соответствии с требованиями Речного Регистра или Регистра России для привода судовых движителей или вспомогательных агрегатов. Рассмотрим основные типы двигателей, их характеристики и обслуживание.

Классификация ДВС для судов

По предназначению судовые двигатели можно разделить на основные агрегаты и вспомогательные. Первые – это основная движущая сила. Вспомогательные агрегаты предназначены для обеспечения работы самых разных механизмов. Так, моторы применяются в качестве привода для электрических генераторов, дополнительного оборудования. Кроме назначения, ДВС делятся на типы и по мощности.

Еще судовые агрегаты можно разделить и по тому, как в них сгорает топливо. Судовые дизельные двигатели могут быть как двух-, так и четырехтактными. Первыми можно выделить модели, где сгорание смешанное – в них обеспечивается постоянный уровень давления. Можно выделить и модели, где топливная смесь горит в условиях постоянного объема. Существуют ДВС, оснащенные наддувом и без него.

Типы судовых моторов по мощности

По материалам Центрального научно-исследовательского института, моторы по мощностным характеристикам можно разделить на четыре основные группы. Так, маломощными считаются агрегаты ниже 74 кВт. Машины со средними мощностными характеристиками – от 74 до 736 кВт. Мощными ДВС читаются машины, выдающие от 736 до 7360 кВт. Сверхмощный двигатель способен выдавать 7360 кВт и более. В основном судовые двигатели, выпускаемые серийно, развивают около 1600 кВт энергии. Этот параметр встречается чаще всего.

Моторы по горению топливной смеси

Четырехтактные двигатели, как и их двухтактные собратья, функционируют на базе цикла, где сгорание воздушно-топливной смеси смешанное. Как это происходит? Одна часть сгорает при постоянном объеме. Вторая порция горит под воздействием постоянного давления. Есть и исключения. Процесс может быть и в условиях постоянного объема (так, смесь горит целиком, когда поршни находятся в ВМТ).

ДВС и забор воздуха

В зависимости от того, каким образом камеры сгорания заполняются воздухом, судовые двигатели могут быть оснащены системой, повышающей давление и без таковых. Так, ДВС оснащается наддувом или работает без него.

Наддув позволяет создать давление, за счет которого в камеры поместится большее количество воздуха. Это приводит также и к увеличению объема горючего, которое сгорает в течение одного цикла. Таким образом, возрастает мощность, крутящий момент и другие характеристики.

В качестве наддува в четырехтактных дизельных судовых агрегатах применяют компрессоры. Они подают воздух под давлением. Компрессор в таких моторах подключен к коленчатому валу и от него приводится в действие. Это механическая система. Воздух попадает к клапанам через наддувочный коллектор.

За счет того, что компрессор приводится в действие от коленвала, двигатель теряет полезную мощность. Это снижает экономичность. Особенно это заметно, когда система работает под большим давлением. Механический наддув по этой причине применяют редко. Можно встретить только один вид ДВС с наддувом механического типа. Это М400, который устанавливают на речном транспорте.

Некоторые модели судовых агрегатов могут оснащаться посторонней системой наддува. Здесь воздух предварительно сжимается компрессором, который приводится в действие от независимого источника. Чаще всего применяют судовые дизельные двигатели с газотурбинной наддувочной системой. Так, отработанные газы поступают в коллектор, а затем — в газовую турбину. Они обеспечивают вращение ротора, на валу которого установлено приводное колесо компрессора. Воздух, который забирается из атмосферы, подается в коллектор. Далее он поступает в цилиндры.

Читайте также:  Как форсируют двигатель на ваз 21099

В двухтактном ДВС, где система подачи воздуха контурная и прямоточная, используют наддув комбинированного типа. В зависимости от того, как подключены приводы компрессора, схем наддува может быть три. Так, различают:

  • Последовательное.
  • Параллельное.
  • Последовательно-параллельное подключение компрессорных систем.

Типы по виду горючего

Как и автомобильные моторы, агрегаты для судов также могут работать на «светлом» горючем и на «темном». ДВС, способные работать на горючем разной фракции без существенных изменений в их конструкции, являются многотопливными. Различают и двухтопливные системы, работающие на жидких видах горючего, а также на газу. Во время работы можно переводить машину с одного вида топливной смеси на другую.

По методу воспламенения

В моторах, где смесь образуется внутри агрегата, процесс воспламенения происходит за счет высоких температур в камере сгорания за счет сжатия. В моделях низкого сжатия процесс самовоспламенения невозможен. Здесь применяют принудительное зажигание, аналогичное автомобильному. Это могут быть свечи.

Современная промышленность также выпускает конвертируемые типы судовых двигателей. При минимальных конструктивных изменениях они преобразовываются в дизели или же моторы с принудительным искровым зажиганием.

По типу образования смеси

В газовых ДВС, а также в предназначенных для работы на жидком светлом топливе, применяются внешние системы образования смеси. Так, в камеры сгорания поступает уже готовая к употреблению смесь. Приготавливается она в карбюраторах.

В моделях, где смесь образуется внутри, воздух и горючее подаются в камеру сгорания по отдельности. Топливо готовится непосредственно внутри цилиндра двигателя. Процесс организации качественного смешивания жидкого топлива и воздуха с внутренним типом смесеобразования достаточно сложный. А производство судовых двигателей с внешним образованием смеси для топлива невозможно. В случае с легким светлым топливом оно испаряется, а темное остается в виде жидкости.

Дизельные агрегаты, где смесь образуется внутри, распыление может быть объемным. В этом случае большая порция впрыскиваемой смеси направлена на стенки цилиндра, образуя пленку. Лишь небольшая часть смешивается с воздухом. Также существуют объемно-пленочные модели. Здесь одна часть порции горючего находится в объеме цилиндра, вторая же направлена на стенки цилиндра для создания пленки.

По камерам сгорания

Образец агрегата, где камера сгорания находится в поршне, – дизель 6XCG 18/22. Здесь для создания смеси и горения сделана одна камера. Она находится в головке на поршне. Камера соединяет напдпоршневое пространство, обеспечивая движение воздуха. В данной конструкции вихреобразование обеспечивается радиально-направленными воздушными потоками.

Если цилиндр размещен в головке на поршне, в крышке цилиндра или же между дном поршней, то такой агрегат называют ДВС с открытой камерой сгорания и непосредственной системой впрыска.

В некоторых моторах применяется предкамерный способ образования смеси. Здесь заложен принцип перепада давлений за счет частичного сгорания топливной смеси. В воздушно-камерных машинах применяется воздушна струя, которая создается в дополнительной воздушной камере во время такта сжатия.

По частоте вращения коленвала

По ГОСТ 10448-80 моторы можно разделить на пять основных групп. В первую входят агрегаты, где рабочий режим никак не контролируется, а вал вращается с частотой больше 1800 оборотов в минуту. Вторая группа – безнаддувные моторы с частотой вращения коленвала от полутора тысяч и более. Третья группа включает в себя наддувные модели, где вал вращается с частотой от двух и более. Четвертая группа – частота вращения коленчатого вала от 250 об./мин до 1500 об./мин. Пятая группа – двигатели, где коленчатый вал вращается на оборотах меньше 250 об./мин.

Характеристики четырёхтактных ДВС

Мощность судовых двигателей четырехтактного вида в среднем составляет 40 кВт. Они оснащены поддонами с дейдвудами, а приводные валы находятся над центральной камерой. Водяная помпа отсутствует. Некоторые модели оснащаются фиксаторами заднего хода. Иногда на отдельных модификациях имеются шестеренки для заднего хода.

Маломощные модели

Эти агрегаты чаще всего применяют с переходными коннекторами.

Моторы оснащены ручным стартером. Гребной вал установлен над поддоном. Существуют модификации, оснащенные нагнетателями. Фиксаторов заднего хода на большинстве моделей нет.

Модели средней мощности

Двигатели четырехтактные и двухтактные средней мощности чаще встречаются на судах, предназначенных для пассажирских перевозок. Модели отличаются по объему и количеству цилиндров. Карбюраторы на таких моторах можно найти в задней части корпуса двигателя. На большинстве модификаций имеются фиксаторы для заднего хода. Вал может быть расположен над поддоном. Модели оснащены ручным стартером.

Читайте также:  Схемы старта двигателя одной кнопкой

Сверхмощные агрегаты

Эти ДВС производятся на базе распределительного вала. Характеристики судового двигателя такого плана очень высокие. Поэтому в модификациях имеется глушитель. Карбюраторные системы расположены около поддона. Частота вращения коленчатого вала в таких ДВС не выше 2,3 тысячи оборотов в минуту.

ДВС с наддувом

Эти решения более подходят для установки на танкеры.

Стартер – ручной. Румпели находятся над струбциной и закреплены на распределительном валу. По объему моторы различаются. Стоит сказать, что двигатель может быть оснащен фиксаторами различного типа. Масло подается при помощи помпы.

Машины без наддува

Эти агрегаты подойдут для транспортных судов. Многие модели оснащены ручным стартером. Клапаны удерживают давление до 5,5 атм. Поддон изготавливается из стальных сплавов. Некоторые модификации имеют фиксаторы для заднего хода и другие системы. Судовой двигатель имеет вал, расположенный за ведущей шестерней. Характеристики зависят от мощности. Агрегаты такого плана оснащены охлаждающими системами.

Судовые моторы и их обслуживание

В отличие от автомобилей, где обслуживают мотор через определенный пробег, судовые силовые агрегаты обслуживают по моточасам. Существует несколько видов ТО. Первое техническое обслуживание нужно выполнять через 60-250 рабочих часов. В ходе ТО выполняют очистку и промывку фильтров, проверяют показатели масла, удаляют осадок из топливного и масляного баков, а также осматривают крепежи.

На втором техническом обслуживании, которое производится через 250-750 моточасов, выполняется проверка зазоров клапанов, надежность крепления фундаментных рам, коренных и шатунных подшипников, а также крышек цилиндров. Диагностируется качество распыления топлива, состояние насосов, компрессоров и другого навесного оборудования.

Все последующие операции включают в себя проверку состояния валов, охладителей, электрооборудования, поршневых колец, а также других важных систем. В каждом случае периодичность, а также порядок обслуживания судового двигателя устанавливается службами судового хозяйства или судоходными компаниями.

Источник

Сравнение высокооборотных судовых двигателей

Перед началом сравнения, необходимо убедится, что судовые двигатели идентичны по своим базовым характеристикам, иначе сравнение будет не корректным.

Для этой цели мы рекомендуем пользоваться двумя характеристиками: мощностью и рейтингом (режимом работы). Кроме того, двигатели должны иметь одинаковый тип охлаждения (двухконтурный с теплообменником или килевой) и быть близкими по рабочему объему.

Рейтинг, как правило, указывает на степень форсированности двигателя. Каждый рейтинг характеризуется двумя величинами: общим допустимым временем работы и допустимым временем работы на полной нагрузке. Так как у разных производителей одни и те же названия рейтингов могут иметь разные значения, мы рекомендуем делать выбор на основании величин, а не названий.

Итак, после подбора идентичных по своим базовым характеристикам двигателей, можно переходить к их сравнению.

Самым часто используемым параметром является стоимость. Необходимо добиться, что бы сравниваемые двигатели имели одинаковую комплектацию. Существует два вида стоимости: стоимость покупки и стоимость эксплуатации. Как правило, стоимость покупки важна для верфей, в то же время для судовладельца будут важны обе стоимости. При этом стоимость эксплуатации значительно превосходит стоимость покупки даже при умеренной загрузке двигателя.

При расчете стоимости эксплуатации мы рекомендуем анализировать следующие характеристики: расход топлива, расход масла, расход запасных частей на ТО за определенный период времени.

Важность таких параметров, как конфигурация двигателя (рядный, V-образный), масса и габаритные размеры может меняться в зависимости от проекта. Более тяжелый двигатель увеличивает вес всего судна, что требует дополнительной мощности (и топлива) для достижения заданной скорости.

Еще один параметр, по которому проводится сравнение, это возможность сервисного обслуживания в регионе эксплуатации. Для его оценки рекомендуется использовать количество сервисных станций, а также (как косвенный параметр), количество проданных в регионе двигателей.

С точки зрения маневренности двигателя может быть проанализирован крутящий момент.

Еще один параметр для сравнения – наличие типовых одобрений от классификационных обществ. В России это Российский Речной Регистр (РРР) и Регистр Судоходства (РС). Типовые одобрения упрощают процесс сертификации. Так же рекомендуем проверять соответствие двигателя на нормы выбросов в окружающую среду. Для РС в настоящее время действуют нормы IMO Tier 2, для РРР – согласно Правилам предотвращения загрязнения атмосферы с Судов (ППЗС РРР).

Читайте также:  Сколько весит двигатель bmw

При необходимости для сравнения могут использоваться и другие технические параметры: максимально допустимая величина противодавления на выхлопе, наличие «полки» в диаграмме двигателя, т.д.

Высокооборотный судовой двигатель

Пример:
В качестве примера мы решили провести сравнение высокооборотных двигателей: Scania DI13 070M мощностью 331 кВт (1800 об/мин) и двух его основных европейских конкурентов. В целях корректности назовем их «Конкурент 1» (Скандинавия) и «Конкурент 2» (Германия).

В качестве источника материалов использованы буклеты на соответствующие двигатели, найденные на сайтах производителей. Касательно стоимости комплектов ТО и недостающих данных были направлены запросы дилерам по продажи соответствующей продукции. Количество сервисных станций в России было посчитано в дилер-локаторах, размещенных на сайтах производителей.

Двигатель Scania DI 13 070 M Конкурент 1 Конкурент 2
Мощность 331 кВ 331 кВт 331 кВт
Частота вращения 1800 об/мин 1800 об/мин 1800 об/мин
Рабочий объем 12,7 л. 12,8 л. 12,8 л.
Конфигурация 6 цилиндров, рядный 6 цилиндров, рядный 6 цилиндров, рядный
Рейтинг ICFN (без ограничений) R1 (без ограничений) Heavy Duty (без ограничений)
Удельный расход топлива 202 г*кВт/ч 210 г*кВт/ч 223 г*кВт/ч
Расход масла* 136 литров 208 литров 300 литров
Расход запасных частей на ТО** 31 000 39 000 руб. 30 000 руб.
Итого эксплуатация за 2000 часов 4 млн.337 тыс. руб. 4 млн. 529 тыс. руб. 4 млн. 814 тыс. руб.
Вес 1280 кг 1520 кг 1160 кг
Кол-во сервисных центров в России*** 8 (54) 6 (38) 6 (6)
Крутящий момент (макс.) 2110 н*м (при 1300 об/мин) 1975 н*м (при 1400 об/мин) 1971 н*м (при 1400 об/мин)
Максимальное противодавление 1000 мм вод. столба 1000 мм вод. столба 800 мм. вод. столба
Одобрения РРР, РС одобрен одобрен одобрен
Выбросы Tier 2, ППЗС РРР Tier 2, ППЗС РРР Tier 2, ППЗС РРР

Эксплуатационные затраты и цена двигателя / spbmarine.com

Выводы:

С точки зрения экономичности использования с большим преимуществом сравнение выигрывает Scania. Каждые 2000 часов работы на номинальной мощности для Scania будут обходиться дешевле, чем Конкурент 1 на 192 000 руб. и дешевле, чем Конкурент 2 на 477 000 руб.

С точки зрения массы – лидером сравнения оказался Конкурент 2 опередивший Scania на 120 кг, а Конкурент 1 на 360 кг. В случаях, когда вес судна имеет первостепенное значение, приоритет будет отдан Конкуренту 2.

Доступность сервисного обслуживания: Scania обладает наибольшим числом станций в России, авторизованных проводить ремонт двигателей и осуществлять продажи запасных частей.

Самый высокий крутящий момент продемонстрировал Scania, Конкурент 1 и Конкурент 2 отстают по этому параметру.

Scania и Конкурент 1 обладают более высоким максимальным допустимым противодавлением на выхлопе, чем Конкурент 2.

Все сравниваемые двигатели полностью одобрены РРР и РМРС.

Подробности расчетов эксплуатационных расходов:

* расход масла рассчитан как произведение емкости системы масла (верхний уровень) и количество замен масла за 2000 часов работы.

*** приводится количество сервисных станций, авторизованных проводить ремонт судовых дизелей и (в скобках) продавать запасные части.

Подробности расчетов эксплуатационных расходов:

Исходные данные: стоимость 1 тонны дизельного топлива – 32 000 руб., 1 литра масла – 200 руб., округление до 000

Топливо Scania= (0,202 кг/кВт*ч) *331кВт*2000ч*32руб./кг=4 279 168 руб.

Масло Scania= 136 литр *200 руб./литр= 27 200 руб.

Итого Scania (топливо + масло + запчасти ТО) =4 279 168 + 27 200 + 31 000 = 4 млн. 337 тыс.

Топливо Конкурент 1 = (0,210 кг/кВт*ч) *331кВт*2000ч*32=4 448 640 руб.

Масло Конкурент 1= 208литр *200 руб./литр = 41 600 руб.

Итого Конкурент 1 (топливо + масло + запчасти ТО) =4 448 640 + 41 600 + 39 000 = 4 млн. 529 тыс.

Топливо Конкурент 2= (0,223 кг/кВт*ч) *331кВт*2000ч*32 литра=4 724 032 руб.

Масло Конкурент 2= 300литр *200 руб./литр = 60 000 руб.

Итого Конкурент 2 (топливо + масло + запчасти ТО) =4 724 032 + 60 000 + 30 000 = 4 млн. 814 тыс.

Источник

Adblock
detector