Как влияет кислородный датчик на обороты двигателя

Датчик остаточного кислорода (лямбда-зонд). Признаки неисправностей и способы устранения

Двигатели внутреннего сгорания, где качество топливной смеси регулировалось фиксировано винтом на карбюраторе, уходят в прошлое. Сегодняшние автомобили оснащены системой автоматического управления и контроля процессом приготовления ТВС. Электронный блок дозирует соотношение воздуха и топлива через исполнительные устройства топливной системы. Основным прибором контроля качества топливно-воздушной смеси служит лямбда-зонд.

Принцип измерения

Для водителя знание физических и химических свойств, на которых основана работа датчика, не обязательно. Но понимание принципа, основанного на сравнении содержания ионов кислорода в воздухе с количеством кислорода, присутствующего в выхлопных газах, может помочь при анализе и устранении неисправностей.

Датчик кислорода располагается за выпускным коллектором. Высокая температура – порядка 300 градусов, для него является оптимальной, его рабочие характеристики наиболее достоверны для раскаленных газов прогретого двигателя.

Со стороны атмосферы по микроскопическому каналу к внутреннему электроду с воздухом поступает кислород, его содержание создаст эталонный потенциал. К наружному электроду через отверстия защитного кожуха пройдут выхлопные газы, ионы избыточного кислорода приведут к появлению потенциала на этом электроде. ЭДС, появившаяся как разница потенциалов электродов, и есть измерительный сигнал для ЭБУ. Значение 0,45 В соответствует нормальному содержанию остаточного кислорода, 0,2 В – смесь «бедная», 0,8 В – «богатая».

Неисправности и их воздействие на работу двигателя

То влияние на работу двигателя, которое оказывает лямбда-зонд, особенно проявляется при неисправностях датчика. Даже неопытный водитель обратит внимание на изменения в работе мотора:

  • появляется предупреждающий сигнал о неисправности двигателя;
  • обороты на холостом ходу самопроизвольно изменяются;
  • заметны перебои при попытке увеличить обороты даже на хорошо прогретом двигателе;
  • потребление топлива возросло;
  • двигатель перегревается;
  • выхлопные газы темного цвета;
  • катализатор быстро забивается.

Все это с большой вероятностью может являться признаками неисправного датчика. Но схожие симптомы имеют неполадки в системе зажигания. Чтобы избежать ненужных действий, точно определить источник сбоев следует провести компьютерную диагностику.

Используя сканер, легко установить источник возникающих ошибок. При запущенном двигателе есть возможность сделать снимок параметров. Если сигнал с лямбда-датчика плавает, находится постоянно смещенным в зону, указывающую на чрезмерно «бедную» или «богатую смесь, то это подтверждает подозрение на неисправность в цепи датчика кислорода.

Обнаружение и устранение дефектов

Внешний осмотр датчика по месту установки может сразу привести к обнаружению причины неисправности. Наиболее заметны механические повреждения. Камень, ударивший по днищу, может срикошетить и деформировать внешнюю часть лямбда-зонда. Такой датчик восстановить невозможно, требуется замена.

Обрыв проводов также может стать причиной ошибок в системе подготовки качественной ТВС. Такая причина особенно критична для лямбда-зонда с цепями нагрева. Сигнал с датчика на низких температурах не соответствует реальному содержанию кислорода в выхлопе.

Фактором нестабильной работы двигателя может стать попадание выхлопных газов в наружный канал эталонного кислорода. Вероятная причина – прогорание выхлопной трубы вблизи датчика, разрушение его уплотнительного кольца.

Вывернув зонд, можно обнаружить, что отверстия защитного колпака зашлакованы продуктами горения. Выхлопные газы не поступают для анализа к наружному электроду. Необходимо очистить средством от нагара, промыть бензином и просушить.

Датчик может просто перестать работать, исчерпав ресурс. В таком случае единственный выход – замена.

При визуальном осмотре днища автомобиля, выхлопной трубы, нужно обязательно уделить внимание датчику кислорода. При необходимости произвести бандаж проводов, выполнить очистку лямбда-зонда от загрязнения. Это особенно важно для автомобилей после движения по грунтовым дорогам, пересеченной местности.

Источник

Датчик кислорода: мифы и реальность

Объём слухов, мифов и домыслов о датчике кислорода на сегодня столь обширен, что найти правдивую информацию зачастую оказывается непросто. С одной стороны существуют рьяные защитники экологии, готовые поверить едва ли не в то что лямбда-зонд снижает выброс углекислого газа; с другой стороны есть свято верящие в то что после отключения датчика кислорода у машины «вырастут крылья» и сам собой заведётся лишний табун лошадей под капотом. Отбросим в сторону откровенные пробелы в школьных знаниях по химии тех кто наивно полагает, что углеводороды можно жечь, не выбрасывая в атмосферу углекислоту и рассмотрим реальные факты с комментариями к ним.

Читайте также:  Как подключать двигатель аире

1. Исправный датчик кислорода (до нейтрализатора) способствует сокращению расхода топлива , но не более чем на 5-7% относительно изначально корректных топливных карт под конкретный двигатель

Обилие ложной информации о том, что у некоего автолюбителя некий датчик кислорода (как правило, определённого производителя) уменьшил абстрактный (уточнения в виде «абсолютный» или «путевой» как правило отсутствуют) расход топлива более чем на 7% может быть следствием эффекта Плацебо либо ошибки в подсчётах: сравнивается расход топлива с неисправным датчиком и расход с исправным либо абсолютный и путевой (что само по себе некорректно).

2. Без датчика кислорода расход топлива выше чем без него.

Это действительно так, но тут важно отделить «мух от котлет»: расход топлива без датчика кислорода всегда ниже, чем с неисправным датчиком кислорода, но больше чем с исправным. Автоблогеры, ведущие бортжурналы, почему-то ставят знак равенства между работой системы с неисправным датчиком и без него (а точнее сказать — не задумываются о том, что такая разница есть). Существует разница и в наборах калибровок (в «прошивках») изначально под режим лямбда-регулирования и тех, что изначально расчитаны на работу системы без ДК.

3. Датчик кислорода №2 (после нейтрализатора) не влияет на качество приготавливаемой топливо-воздушной смеси (и на расход топлива )

Функция датчика(ов) кислорода после нейтрализатора заключается в контроле его эффективности. По сигналам этого датчика блок управления детектирует ошибку в работе системы нейтрализации отработанных газов и может переводить систему в аварийный режим. Расход топлива в аварийном режиме будет повышен, если же переход в аварийный режим при обнаружении такой ошибки в программном обеспечении ЭБУ не заложен — система продолжит работать в штатном режиме, а на щитке приборов будет гореть лампа неисправности.

4. Датчик кислорода не влияет на пуск и прогрев холодного двигателя

Датчик кислорода включается в работу спустя отведённое время после пуска и не ранее, чем при достижении заданной температуры. На пуск и прогрев холодного двигателя датчик кислорода (его состояние либо его отсутствие) влиять никак не может.

5. Датчики кислорода, установленные заводом-изготовителем (на конвейере) имеют больший срок службы, чем имеющиеся в продаже

Странный, но факт ! О причинах сокращённого срока службы датчиков, реализуемых через розничную торговую сеть можно только предполагать: возможно, это осознанное вредительство со стороны производителей с целью улучшить сбыт своей продукции (чем быстрее купленный датчик придёт в негодность — тем быстрее его владелец купит новый); возможно имеют место быть некие особые требования к изделиям, поставляющимся на конвейер со стороны авто производителей. Возможно, имеют место быть оба названных фактора; нельзя так же исключать вероятность существования неких иных факторов.

Подводя итог , можно резюмировать следующее:

При порче заводского датчика кислорода перепрограммирование ЭБУ для работы без него является предпочтительным по отношению к замене датчика в то время как программное отключение заведомо исправного датчика рекомендовать никак нельзя.

А теперь посчитаем , сколько в среднем реально «экономит» датчик.

Стоимость датчика варьируется от 1500 до 3500 рублей — берём среднюю стоимость в 2500. Допустим, экономия топлива при подсчёте абсолютного расхода (с учётом пусков и прогревов) составляет 5%. При усреднёном расходе в 10 литров на 100 километров пробега, средне-месячном пробеге в 2500 километров и средней стоимости одного литра бензина в 36 рублей за месяц датчик сэкономит примерно 450 рублей. Следовательно, окупаемость датчика 2500:450=5.5 (месяцев). Средний срок службы «магазинного» датчика = один год. Таким образом, первые полгода датчик окупает сам себя, и лишь вторые полгода реально экономит нам средства. За вторые полгода датчик позволит нам сэкономить средства на покупку уже нового, таким образом меняя датчик раз в год фактическая экономия получается равной нулю .

Читайте также:  Какое лить масло в двигатель зид

У некоторых автомобилей, в частности модельного ряда ЗАЗ с блоками управления семейства М10.3 датчики кислорода до и после нейтрализатора идентичны (взаимозаменяемы) . Таким образом, у владельцев таких автомобилей есть возможность при порче первого датчика поменять датчики местами.

Источник

Первые признаки неисправности лямбда-зонда или как проверить датчик кислорода

Главная страница » Первые признаки неисправности лямбда-зонда или как проверить датчик кислорода

О том, что такое лямбда зонд и для чего он нужен, к сожалению, знают далеко не все автовладельцы. Лямбда зонд — это кислородный датчик, который позволяет электронной системе контролировать и балансировать правильное соотношение воздуха и бензина в камерах сгорания. Он способен своевременно исправить структуру топливной смеси и предупредить дестабилизацию рабочего процесса двигателя.

Этот достаточно хрупкий прибор находится в очень агрессивной среде, поэтому его работу необходимо постоянно контролировать, так как при его поломке дальнейшее использование автомобиля невозможно. Периодическая проверка лямбда зонда станет гарантом стабильной работы автотранспортного средства.

Принцип действия лямбда зонда

Основной задачей лямбда зонда является определение химсостава выхлопных газов и уровня содержания в них молекул кислорода. Этот показатель должен колебаться в пределах от 0,1 до 0,3 процентов. Бесконтрольное превышение этого нормативного значения может привести к неприятным последствиям.

При стандартной сборке автомобиля, лямбда зонд монтируется в выпускном коллекторе в области соединения патрубков, однако, иногда бывают и другие вариации его установки. В принципе, иное расположение не влияет на рабочую производительность данного прибора.

Сегодня можно встретить несколько вариаций лямбда зонда: с двухканальной компоновкой и широкополосного типа. Первый вид чаще всего встречается на старых автомобилях, выпущенных в 80-е годы, а также на новых моделях эконом-класса. Датчик широкополосного типа присущ современным авто среднего и высшего класса. Такой датчик способен не только с точностью определить отклонение от нормы определенного элемента, но и своевременно сбалансировать правильное соотношение.

Благодаря усердной работе таких датчиков существенно повышается рабочий ресурс автомобиля, снижается топливный расход и повышается стабильность удержания оборотов холостого хода.

С точки зрения электротехнической стороны, стоит отметить тот момент, что датчик кислорода не способен создавать однородный сигнал, так как этому препятствует его расположение в коллекторной зоне, ведь в процессе достижения выхлопными газами прибора может пройти определенное количество рабочих циклов. Таким образом, можно сказать, что лямбда зонд реагирует скорее на дестабилизацию работы двигателя, о чем он собственно впоследствии и оповещает центральный блок и принимает соответствующие меры.

Основные признаки неисправности лямбда зонда

Основным признаком неисправности лямбда зонда служит изменение работы двигателя, так как после его поломки значительно ухудшается качество поступаемой топливной смеси в камеру сгорания. Топливная смесь, по сути, остается бесконтрольной, что недопустимо.

Причиной выхода из рабочего состояния лямбда зонда может быть следующее:

  • разгерметизация корпуса;
  • проникновение внешнего воздуха и выхлопных газов;
  • перегрев датчика вследствие некачественной покраски двигателя или неправильной работы системы зажигания;
  • моральный износ;
  • неправильное или прерывающееся электропитание, которое ведет к основному блоку управления;
  • механическое повреждение в следствие некорректной эксплуатации автомобиля.

Во всех вышеперечисленных случаях, кроме последнего, выход из строя происходит постепенно. Поэтому те автовладельцы, которые не знают как проверить лямбда зонд и где он вообще расположен, скорее всего, не сразу заметят неисправность. Однако, для опытных водителей определить причину изменения работы двигателя не составит никакого труда.

Постепенный выход из строя лямбда зонда можно разбить на несколько этапов. На начальной стадии датчик перестает нормально функционировать, то есть, в определенных рабочих моментах мотора устройство перестает генерировать сигнал, впоследствии чего дестабилизируется налаженность оборотов холостого хода.

Иными словами, они начинают колебаться в достаточно расширеном диапазоне, что в конечном итоге приводит к потере качества топливной смеси. При этом авто начинает беспричинно дергаться, также можно услышать нехарактерные работе двигателя хлопки и обязательно на панели приборов загорается сигнальная лампочка. Все эти аномальные явления сигнализируют автовладельцу о неправильной работе лямбда зонда.

На втором этапе датчик и вовсе перестает работать на не прогретом двигателе, при этом автомобиль будет всевозможными способами сигнализировать водителю о проблеме. В частности, произойдет ощутимый упадок мощности, замедленное реагирование при воздействии на педаль акселератора и все те же хлопки из-под капота, а также неоправданное дергание автомобиля. Однако, самым существенным и крайне опасным сигналом поломки лямбда зонда служит перегрев двигателя.

Читайте также:  Как обесшумить салон от двигателя

В случае полного игнорирования всех предшествующих сигналов свидетельствующих об ухудшении состояния лямбда зонда, его поломка неизбежна, что станет причиной большого количества проблем. В первую очередь пострадает возможность естественного движения, также значительно увеличится расход топлива и появится неприятный резкий запах с ярко выраженным оттенком токсичности из выхлопной трубы. В современных автоматизированных автомобилях в случае поломки кислородного датчика может попросту активизироваться аварийная блокировка, в результате которой последующее движение автомобиля становится невозможным. В таких случаях сможет помочь только экстренный вызов эвакуатора.

Однако, самым худшим вариантом развития событий является разгерметизация датчика, так как в этом случае движение автомобиля становится невозможным по причине высокой вероятности поломки двигателя и последующего дорогостоящего ремонта. Во время разгерметизации отработанные газы вместо выхода через выхлопную трубу, попадают в заборный канал атмосферного эталонного воздуха. Во время торможения двигателем лямбда зонд начинает фиксировать переизбыток молекул кислорода и экстренно подает большое количество отрицательных сигналов, чем полностью выводит из строя систему управления впрыском.

Основным признаком разгерметизации датчика является потеря мощности, особенно это ощущается во время скоростного движения, характерное постукивание из-под капота во время движения, которое сопровождается неприятными рывками и неприятный запах, который выбрасывается из выхлопа. Также о разгерметизации свидетельствует видимый осадок сажных образований на корпусе выпускных клапанов и в области свечей.

Как определить неисправность лямбда зонда рассказывается на видео:

Электронная проверка лямбда зонда

Узнать о состоянии лямбда зонда можно путем его проверки на профессиональном оборудовании. Для этого используется электронный осциллограф. Некоторые специалисты определяют работоспособность кислородного датчика при помощи мультиметра, однако, он способен только констатировать или же опровергнуть факт его поломки.

Проверяется устройство во время полноценной работы двигателя, так как в состоянии покоя датчик не сможет полностью передать картину своей работоспособности. В случае даже незначительного отхождения от нормы, лямбда зонд рекомендуется заменить.

Замена лямбда зонда

В большинстве случаев такая деталь, как лямбда зонд не подлежит ремонту, о чем свидетельствуют утверждения о невозможности произведения ремонта от многих автомобильных производителей. Однако, завышенная стоимость такого узла у официальных дилеров отбивает всякую охоту его приобретения. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации может стать универсальный датчик, который стоит гораздо дешевле родного аналога и подходит практически всем автомобильным маркам. Также в качестве альтернативы можно приобрети датчик бывший в использовании, но с продолжительностью гарантийного периода или же полностью выпускной коллектор с установленным в него лямбда зондом.

Однако, бывают случаи, когда лямбда зонд функционирует с определенной погрешностью из-за сильного загрязнения в результате оседания на нем продуктов сгорания. Для того чтобы убедиться, что это действительно так, датчик необходимо проверить у специалистов. После того как проверка лямбда зонда состоялась и подтвержден факт его полной работоспособности, его нужно снять, почистить и установить обратно.

Для того чтобы демонтировать датчик уровня кислорода, необходимо прогреть его поверхность до 50 градусов. После снятия, с него снимается защитный колпачок и только после этого можно приступать к очистке. В качестве высокоэффективного очищающего средства рекомендуется использовать ортофосфорную кислоту, которая с легкостью справляется даже с самыми стойкими горючими отложениями. По окончании процедуры отмачивания, лямбда зонд ополаскивается в чистой воде, тщательно просушивается и устанавливается на место. При этом не стоит забывать о смазке резьбы специальным герметиком, который обеспечить полную герметичность.

Устройство автомобиля очень сложное, поэтому он нуждается в постоянной поддержке работоспособности и проведении своевременных профилактических работ. Поэтому в случае возникновения подозрений о неисправности лямбда зонда, необходимо незамедлительно произвести диагностику его работоспособности и в случае подтверждения факта выхода из строя, заменить лямбда зонд. Таким образом, все важнейшие функции транспортного средства будут сохранены на прежнем уровне, что станет гарантом отсутствия дальнейших проблем с двигателем и прочими важными элементами автомобиля.

Источник

Adblock
detector