Как разобрать двигатель ямз 238

Разборка двигателя ЯМЗ-238

Снять КПП и сцепление дизеля ЯМЗ-238. Отвернуть болт крепления скобы отогнуть скобу, снять стартер с установочного штифта.

Снять кронштейн верхний и кронштейн нижний. Отвернуть болты наконечника трубки подвода масла к турбокомпрессору отвернуть болты кляммера и снять трубку.

Отвернуть болты из отверстий наконечника трубки подвода масла к корректору по наддуву и снять трубку. Снять крыльчатку вентилятора.

Отвернуть болты крепления кожуха вентилятора и снять его. Вывернуть болты крепления кронштейнов, крепящих кожух, к двигателю и снять их.

Отвернуть гайки и отсоединить провода генератора ЯМЗ-238ДЕ2, 238Б, 238ДЕ. Ослабить ремень привода генератора и снять его. Отвернуть болты крепления генератора и снять его с кронштейна.

Ослабить болт натяжного устройства, снять ремень со шкива компрессора пневмотормозов, отвернуть болты и снять компрессор пневмотормозов. Отвернуть болт и снять кляммер. Отвернуть болты и отсоединить трубку в сборе от электромагнитного клапана.

Отвернуть болты, отсоединить провода и снять клапан электромагнитный с привода вентилятора.

Отвернуть болты и гайки и снять привод вентилятора с прокладкой крышки шестерен распределения. Отвернуть болты, снять четыре боковые заглушки с правой и левой стороны блока цилиндров.

Установить двигатель ЯМЗ-238 ДЕ, Б, НД с помощью подвески кран-балкой на стенд переборочный и закрепить с помощью четырех фиксаторов, вводимых в отверстия водяных каналов. Извлечь указатель уровня масла.

Ослабить винты стяжных хомутиков, отвернуть болты и снять перепускную и соединительную трубки водяных термостатов. Отвернуть болты и снять кронштейны, ослабить винты стяжных хомутов и снять трубу охладителя надувочного воздуха (трубу соединительную).

Отвернуть болты и снять патрубок соединительный впускных трубопроводов. Ослабить стяжные хомуты, отвернуть болты и гайки, и снять патрубки подводящий и отводящий с блока цилиндров.

Отвернуть гайки, снять шайбы и патрубок подводящий с крышки теплообменника. Отвернуть болт и гайки и снять патрубок отводящий переходный с крышки теплообменника. Отвернуть болты, снять шайбы и жидкостно-масляный теплообменник.

Отвернуть хомуты и снять рукава соединительные. Снять крышки головок цилиндров. Снять скобы крепления топливных трубок высокого давления, отвернуть гайки фланцев, отвернуть накидные гайки крепления трубок от ТНВД и форсунок, отсоединить и снять трубки.

Снять трубку отводящую от насоса топливоподкачивающего к фильтру тонкой очистки. Снять трубку отводящую от ТНВД ЯМЗ-238 к фильтру тонкой очистки топлива. Отвернуть болты, отсоединить и снять дренажные трубки форсунок и трубку отводящую от головок.

Отсоединить и снять трубку подводящую к головке ТНВД. Отвернуть болты, отсоединить и снять трубку отводящую от головок цилиндров к топливному баку. Ослабить винты стяжных хомутов, отсоединить рукава. Отвернуть болты и снять водяные трубы.

Отвернуть болты и снять термостаты из передних водяных труб. Вывернуть из водяных труб кран ПС70, пробки. Снять сильфоны и разделить коллекторы и трубы. Отвернуть болты и снять коллекторы и трубы с головок цилиндров.

Отвернуть гайку крепления скоб форсунок и снять форсунки. Отвернуть гайки крепления осей коромысел, снять коромысла с осями в сборе и вынуть штанги.

Рис.2 – Порядок отворачивания гаек головок блока цилиндров (ГБЦ) ЯМЗ-238

Отвернуть гайки крепления головок цилиндров и снять головки цилиндров. При отворачивании гаек необходимо соблюдать следующий порядок (рисунок 2).

Отворачивать гайки необходимо за три приема: 1 прием – до 147-118 Нм (15-12 кгсм), 2 прием – до 49-39 Нм (5-4 кгсм), 3 прием – вывернуть гайки.

Снять осторожно прокладки ГБЦ ЯМЗ-238ДЕ2, 238НД5, 238АК, предохраняя их от повреждения. В головку запрессован чугунный стакан форсунки. Стакан в верхней части уплотнен резиновым кольцом. Привалочная к блоку цилиндров поверхность в зоне уплотнения гильз имеет три кольцевые проточки.

Уплотнение стыка головки цилиндров, блока и гильзы осуществляется прокладкой состоящей из металлической прокладки, осуществляющий газовый стык, и резиновой прокладки, уплотняющей отверстия прохода штанг, масла и охлаждающей жидкости.

Металлическая и резиновая прокладка устанавливаются на штифты блока. Снять головку цилиндра с дизельного двигателя и осмотреть ее состояние. Разобрать головку цилиндров и, при необходимости, провести притирку клапанов.

Перед разборкой головок цилиндров очистить их от масла и нагара и пометить порядковые номера клапанов на торцах тарелок для того, чтобы при сборке установить их на свои места.

Для рассухаривания клапанов необходимо головку цилиндров без форсунок, коромысел, осей коромысел и шпилек крепления осей коромысел установить привалочной поверхностью на плиту так, чтобы обеспечить упор для клапанов.

Повернуть ГБЦ и вынуть клапаны из направляющих втулок. Клапаны и седла ЯМЗ-238 Б, ДЕ, НД тщательно очистить от грязи, нагара и масляных отложений, промыть в керосине или специальном моющем растворе, высушить и осмотреть для определения степени ремонта.

Читайте также:  Двигатель шумит как стиральная машина

Восстановить герметичность клапана притиркой возможно только при наличии незначительных износов и мелких раковин на рабочей фаске и лишь в том случае, если тарелка и стержень не покороблены и нет местных прогаров на фасках клапана и седла.

При наличии таких дефектов притирке должны предшествовать шлифовка седел и клапанов или замена неисправных деталей новыми.

Для притирки клапанов использовать специальную притирочную пасту, приготовленную путем тщательного перемешивания трех частей (по объему) микропорошка зеленого карбида кремния с двумя частями моторного масла и одной частью дизельного топлива.

Перед употреблением притирочную смесь тщательно перемешать, так как при отсутствии механического перемешивания микропорошок способен осаждаться.

Установить головку блока цилиндров (ГБЦ) ЯМЗ-238ДЕ2, 238НД5, 238АК на плиту или специальное приспособление привалочной поверхностью кверху.

Нанести на фаску клапана тонкий равномерный слой притирочной пасты, смазать стержень клапана чистым моторным маслом и установить его в головку цилиндров. Допускается наносить пасту на фаску седла.

Притирку выполнять возвратно-вращательными движениями клапанов при помощи специального приспособления или дрели с присосом.

Нажимая на клапан с усилием 20-30 Н (2-3 кгс), повернуть его на 1/3 оборота в одном направлении, затем, ослабив усилие, на 1/4 оборота в обратном направлении. Нельзя выполнять притирку круговыми движениями.

Периодически поднимая клапан и добавляя на фаску пасту, продолжать притирку, как указано выше, до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм.

Разрывы матового пояска и наличие на нем поперечных рисок не допускается. При правильной притирке матовый поясок на фаске клапана седле должен начинаться у большего основания конуса.

Повернуть двигатель на стенде картером маховика вниз, отвернуть болты крепления масляного поддона и снять поддон.

При необходимости, снять прокладку картера. Отвернуть болты крепления соединительной трубы и снять ее. Отвернуть болты фланцев крепления трубы отводящей и клапана дифференциального, снять их и положить на стол для дефектовки.

Отвернуть болты крепления трубы всасывающей с чашкой заборника в сборе, снять и положить трубу на стол для дефектовки. Отвернуть болты крепления масляного насоса и снять прокладки регулировочные, масляный насос положить на стол для дефектовки.

Отвернуть сливную пробку масляного картера. Отвернуть гайки накидные трубы перепускной и снять ее. Вывернуть угольники из труб левый и правый. Отвернуть болты и снять форсунки охлаждения поршней. Вывернуть пробку из правой трубы.

Отвернуть болты, упорные боковые втулки и выпрессовать левые и правые трубы. Вывернуть болты крепления крышек шатунов, снять крышки шатунов, вынуть поршни в сборе с шатунами.

Крышки шатунов поставить на соответствующие шатуны, руководствуясь метками, нанесенными заводом изготовителем на шатунах и крышках, и привернуть болтами. Для более легкого извлечения поршня очистить нагар с верхнего пояса гильзы.

Повернуть двигатель на стенде в рабочее положение отвернуть болты и снять фильтр тонкой очистки топлива. Отвернуть болт и отсоединить трубку топливную от ТНВД к клапану электромагнитному электро-факельного устройства.

Отсоединить кляммер, отвернуть болты и отсоединить трубку подвода масла к корректору по наддуву от турбокомпрессора. Отвернуть болты и отсоединить трубку отвода масла от ТНВД к блоку цилиндров.

Отвернуть болты фланца полумуфты, отвернуть болты крепления насоса к блоку цилиндров и снять ТНВД в сборе с регулятором частоты вращения, топливоподкачивающим насосом и демпферной муфтой с помощью подвески и поставить на стол для дефектовки.

Отсоединить от ТНВД ЯМЗ-238 М2, АК, Д фланец полумуфты с пластинами в сборе. Отвернуть болты и снять маслоочиститель центробежный. Снять фильтр масляный. Отвернуть болты и снять с крышки головки цилиндра, сапун с патрубком в сборе.

Отогнуть пластины стопорных шайб, отвернуть болты крепления обода зубчатого и снять его с маховика. Снять турбокомпрессор с патрубка–кронштейна. Отвернуть болты и снять патрубок–кронштейн с блока цилиндров.

Отвернуть болты крепления картера маховика и с помощью подвески для картера маховика, снять картер маховика и установить на стол для дефектовки.

Ослабить болты рычага натяжного устройства водяного насоса и снять ремень зубчатый. Отвернуть болты крепления шкива (рисунок 3 поз. 1) и с помощью съемника снять шкив со ступицы.

Рис.3 – Ступица со шкивом и гасителем дизеля ЯМЗ-238ДЕ2, 238Б, 238ДЕ

1– болт; 2 – шайба; 3 – шкив; 4 – шайба; 5 – болт; 6 – гаситель; 7 – ступица; 8 – болт.

Отвернуть болт крепления ступицы (поз. 8) коленчатого вала. Вместо него ввернуть съемник и снять ступицу 7 с гасителем крутильных колебаний 6 (рисунок 3) с конического конца коленчатого вала.

Отвернуть болты 5, снять шайбы 6 и разъединить гаситель крутильных колебаний, ступицу гасителя и шкив коленчатого вала. С гасителем крутильных колебаний необходимо обращаться осторожно, не ронять.

Читайте также:  Давление масло в двигателе урал 4320

Установить гаситель крутильных колебаний на специальную подставку, предотвращающую гаситель от механических повреждений. Хранить гаситель крутильных колебаний допускается только в вертикальном положении.

Отвернуть гайки шпилек крепления водяного насоса и снять водяной насос с блока цилиндров ЯМЗ-238 АК, М2, Д. Отвернуть болты крепления кронштейна передней опоры двигателя и снять ее. Открутить болты крепления и снять натяжное устройство ремня привода водяного насоса.

Отвернуть гайки шпилек крепления верхней крышки распределительных шестерен и снять крышку. Вывернуть болты крепления крышки распределительных шестерен и снять крышку.

Повернуть двигатель на стенде картерной частью вверх, вывернуть болты крепления крышек коренных подшипников и снять крышки. Вынуть коленчатый вал из блока цилиндров, пользуясь специальной подвеской и поставить на подставку.

Шейки коленчатого вала предохранять от повреждений. Вынуть вкладыши и упорные полукольца из опор и крышек коренных подшипников. Поставить крышки коренных подшипников на свои места, руководствуясь метками, и привернуть болтами.

Открутить болты упорного фланца газораспределительного вала и вынуть газораспределительный вал в сборе с шестернями и положить на стол для дефектовки.

Отогнуть шайбу замковую, отвернуть гайку крепления шестерен на распределительном вале, вынуть шпонку и снять шестерню распределительного вала в сборе и положить на стол для дефектовки. Отвернуть болты и разъединить шестерни распределительного вала.

Выпрессовать, начиная с задней оси, толкателя и втулки толкателей.

Повернуть двигатель на стенде картерной частью вниз, вывернуть болты крепления упорного фланца ведомой шестерни привода ТНВД и извлечь шестерню ведомую с полумуфтой ведущей и осью ведомой шестерни с подшипниками и манжетой в сборе.

Извлечь из блока цилиндров все гильзы. Извлечение гильзы из блока цилиндров производится с помощью съемника.

Для извлечения гильзы ввести съемник во внутреннюю полость гильзы, зацепить качалку за нижний торец гильзы, упереться опорой за отверстие в блоке цилиндров и, направив на рукоятку, извлечь гильзу.

После разборки двигателя провести подразборку узлов, тщательно очистить все сопрягаемые поверхности от остатков прокладок и грязи тщательно промыть детали.

Источник

Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: Разборка и сборка в одиночку

При ремонте двигателя ЯМЗ не всегда бывают удобные условия и не всегда под рукой грузоподъемные механизмы. Поэтому, с течением времени, выработалась определенная методика разбора двигателя и последующей его сборки.

К тому же, могу сказать, что все действия по сборке-разборке двигателя можно выполнить практически одному. Звучит не очень правдоподобно, учитывая что вес двигателя 1000-1250 кг. Но не будем спешить с выводами, попробуем разобраться.

1. Установка двигателя на место разборки

При снятии и установке двигателя на место разборки, желательно чтобы основание было крепкое (к примеру асфальт или плиты). Лучше первый раз опустить на что то мягкое (например, старый баллон) и на левой стороне выкрутить болты, стягивающие крышки коренных подшипников.

Затем, перецепить стропы или чалку за одну головку (за передний и задний рым болт) и подготовить старую гильзу цилиндров или кусок бруса по длине гильзы.

Поднимать двигатель лучше за правую головку, после чего опустить его на пол таким образом, чтобы противоположная головка опиралась на коллектор, а разъем блока по поддону опирался на вертикально поставленную гильзу в середине блока. Под коллектор следует положить доску дюймовку.

2. Разборка двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Также снимаем фильтр тонкой очистки масла. Далее, снимаем сцепление, маховик и кожух сцепления. Теперь, можно приступать к снятию поддона, масляного насоса и главное не забыть снять уголок маслопровода прикрученного к блоку.

После этого, можно откручивать шатуны 1, 2, 3, 4 и вытаскивать их вместе с поршнями. Для снятия гильз, лучше применять специальный съемник, а если его нет, то медную выколотку. Если же гильзы идут в металлолом, то гораздо проще выбить их старой полуосью, особенно сподручно это делать ЗИЛовскими или КамАЗовскими полуосями.

Следующим этапом, можно приступить к снятию коленчатого вала двигателя. Для этого откручиваем болты стяжные коренных подшипников со стороны правой головки, а затем откручиваем крышки коренных подшипников снизу. Вытаскиваем крышки, оставляя на месте среднюю. Далее, прокручивая последовательно коленчатый вал, откручиваем 5, 6, 7, 8 шатун и снимаем крышки шатунов.

В виду того, что плоскость разъема блока находится у нас в вертикальной плоскости, то готовим пару брусков и вставляем их под противовесы коленвала. Придерживая коленвал, снимаем последнюю среднюю крышку коленвала и аккуратно его выкатываем.

Все, коленвал снят и можно убирать его в сторону. Здесь еще возможно сначала отпустить двигатель с гильзы, а затем его снимать — это по желанию.

Берем домкрат, ставим его наклонно и упираем в верхний угол середины разъема блока, немного поддомкрачиваем и вытаскиваем гильзу из под блока. Спускаем домкрат и если не хватает хода, то перехватываемся и опускаем блок до земли на прокладку.

Читайте также:  Как меняется масло в двигателе хендай акцент

Затем, монтировкой приподнимаем за левую головку и подкладываем под разъем блока с головкой брусок с тем расчетом, чтобы прокладка доски между коллектором и асфальтом вышла. Теперь снимаем левую головку блока, шатуны с поршнями 5, 6, 7, 8 и гильзы цилиндров. Все, двигатель разобран.

3. Сборка двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

После разборки двигателя, дефектуем детали, если надо точим или меняем коленвал, поршневую и начинаем сборку. Для этого, наклоняем блок на 5-8 цилиндр, под шпильки ложим доску дюймовку, затем ставим домкрат на край блока и поднимаем его таким образом, чтобы опять можно было подставить гильзу.

Затем, берем коренные вкладыши и вставляем их в блок. Далее, если вы один, то по брускам закатываем коленвал на место и закрепляем его средней коренной крышкой. Проворачиваем колено для того, чтобы совпали метки на распредвалу и ставим первый бугель не забывая мазать вкладыши и болты маслом.

Потом, ставим на место последний и затягиваем все остальные. Затягивать коренные лучше в два приема: первый раз 20 кгм; второй, уже капитально 43-47 кгм.

Лучше всего затягивать динамометрическим ключем, но если его нет, то тоже не беда, можно попробовать иной способ. К примеру, я вешу 80 кг — значит под своим весом на рычаге 1 метр, я создам крутящийся момент равный 80 кгм. Если взять рычаг 55-60 сантиметров, то я под своим весом как раз обеспечу требуемую затяжку.

Для того, чтобы затянуть коренные, брал обычно накидной многогранный ключ и трубу, а напильником наносил метку на 55 сантиметрах. Ключ попеременно переставлял на верхний и нижний болт коренных подшипников и под собственным весом последовательно затягивал бугеля, не забывая после каждой затяжки подшипника прокручивать вал.

После затяжки коленвала, приступал к вставке гильз 5-8 цилиндров. Резинки мазал хозяйственным мылом, а забивал гильзы кувалдой через березовый брусок.

Далее, вставляем поршня с шатунами и также протягиваем их под своим весом, но используя общий рычаг, в моем случае 80 кг разделить на 22 кгм = 0.32 метра. Все, половину ЦПГ собрали, пора браться за другую сторону.

Для этого отпускаем за бугельный болт домкратом блок, переваливаем его на другую сторону. Опять поднимаем его домкратом, подставляем гильзу под блок и устанавливаем на место 1-4 гильзы, а затем шатуны с поршнями и затягиваем шатунные болты. Шатунно поршневой механизм собран.

Устанавливаем переднюю крышку двигателя и задний кожух маховика, ставим маховик и затягиваем его. Прикручиваем масляный насос и закрываем поддон.

Если поддон емкостью вперед двигателя, то ложим перед спускной пробкой доску дюймовку и опускаем за поддон двигателя блок, убрав из под блока гильзу цилиндров. Когда блок поддоном лежит на земле, то перевернуть его на поддон всей плоскостью с помощью лома не проблема.

Как только блок занял у нас вертикальное положение, начинаем устанавливать головки, штанги, коромысла. Устанавливаем шкив коленвала и за одним регулируем клапана. Затем, переходим к установке масляных фильтров, сцепления, ТНВД, площадки компрессора, генератора, турбины и стартера.

Прокачиваем из чистой емкости топливную систему и, если нужно, регулируем момент впрыска. Ставим все ремни на место и регулируем их. Смысл в том, чтобы сделать все по двигателю на месте, чтобы потом не прыгать по раме попугаем. Когда двигатель полностью укомплектован, отрегулирован и соответствует агрегату первой комплектации, то поставить его на место и завести дело не сложное.

4. Послесловие

Эксплуатируя автомобиль МАЗ не редко приходится серьезно напрягаться, многих из нас поджидает радикулит и тому подобные болезни. Поэтому, когда будете поднимать некоторые детали, помните о своем здоровье.

В юности я ходил заниматься штангой, больших результатов не достиг, но запомнил слова тренера. Он говорил, что если хотите дружить со штангой, то тренируйте ноги. Ведь у среднего человека становой пресс тянет около 200 кг, потому нагружайте ноги держа прямой спину.

Для справки, головка двигателя ЯМЗ-238 весит около 90 кг, а коленвал 120 кг. Детали отечественных двигателей легкостью не отличаются.

Однако, мне приходилось много раз снимать одному головку с двигателя ЯМЗ-238: то оторвешь ее от прокладки монтировкой, то за счет ног при прямой спине и вытянутых руках удается ее приподять со шпилек и переставить на колесо.

Надеюсь, что такие упражнения дались мне без ущерба для здоровья. Однако, бесспорно лучше такие детали перетаскивать вдвоем или используя подъемные маханизмы.

Источник

Adblock
detector