Как рассчитать расход топлива на лодочном двигателе

Расход топлива лодочных моторов — что влияет на потребление бензина

Расход топлива в случае с лодочными моторами точно рассчитать гораздо сложнее, чем, к примеру, аналогичную характеристику автомобильных двигателей. Из-за влияния множества факторов, цифры «на бумаге» могут отличаться от реальных показателей в конкретных условиях.

Факторы, влияющие на расход топлива лодочных моторов:

  1. Направление ветра. Встречный ветер усложняет движение, а впоследствии увеличивает и расход топлива.
  2. Направление течения. Заплыв против сильного течения также сулит увеличением расходов горючего.
  3. Тип и вес судна. Движок можно ставить на разные лодки, отличающиеся по форме, размеру и весу. Одни суда быстро и легко выходят на глиссирование, другим требуется больше времени из-за формы дна или массы. Эти параметры лодки также оказывают заметное влияние на расход топлива.
  4. Загруженность лодки. Естественно, что небольшая лодка с одним только водителем на борту «съест» меньше топлива, чем судно с несколькими пассажирами или тяжёлым грузом.
  5. Характер движения лодки. Расход горючки сильно разнится при глиссировании и водоизмещающем движении.

Ввиду значительного влияния побочных факторов, в контексте лодочных моторов неактуален расчёт расхода топлива на 100 км, как это делают с наземным транспортом. По этим причинам данную характеристику рассчитывают в литрах на 1 час времени.

Также нужно помнить, что некоторые производители моторов указывают расход топлива в килограммах на 1 час. Однако бензин покупается именно в литрах, и масса 1 л составляет не ровно 1 кг, а примерно 750 г. Таким образом, оставив этот нюанс без внимания, существует риск банально лишиться горючего посреди реки.

Расход топлива двухтактных моторов

Прямое влияние имеют тип и мощность двигателя. Двухтактные модели расходуют около 0,45-0,55 л/ч (0,3-0,35 кг/час) на 1 л.с. Так, моторы Yamaha с мощностью в 2 л.с. будут потреблять примерно 1,3 л/ч, с мощностью в 20 л.с. – 11 л/ч (0,55 л на каждую «лошадку»).

Ещё одни популярные лодочные двигатели – Tohatsu – при мощности в 3,5 л.с. «съедают» 1,9 л/ч (0,53 л на 1 л.с.); если же взять более мощную модель (18 л.с.), то интересующий нас показатель составит около 8,3 л/ч (0,47 л на 1 л.с.). Почти идентичные характеристики и у двухтактных лодочных моторов Mercury.

Расход топлива четырёхтактных моторов

Четырехтактные моторы, как правило, расходуют несколько меньше топлива по сравнению с двухтактными лодочными движками. В среднем данный параметр составляет 0,3-0,4 л/ч на 1 л.с.. Для моторов Yamaha с мощностью в 4 л.с. расход горючего равен примерно 1,7 л/ч (0,42 л на 1 л.с.), для моделей с 40 л.с. – 15,3 л/ч (0,38 л на 1 л.с.). Для моторов Mercury и Tohatsu с мощностью в те же 4 л.с. расход чуть меньше – 1,5-1,6 л/ч (0,37-0,4 л/ч на 1 л.с.).

Таким образом, обладая знаниями о типе и характеристиках мощности лодочного мотора, легко рассчитать примерный расход топлива. Однако в то же время нужно понимать, что выявить индивидуальный показатель можно только на практике, то есть с конкретной лодкой и в конкретных природных условиях.

Для экономии топлива лодочники с годами опыта за спиной советуют ходить на минимальных скоростях, которых будет достаточно для входа в глиссирование. В такой ситуации необходимо сначала добавить оборотов, заставить лодку скользить по водной глади и сразу же скинуть обороты до оптимальной «экономной» отметки.

Источник

Бензин на борту лодки: «сколько вешать в граммах»?

Расход топлива занимает и автомобилистов, и водномоторников, но немного по-разному. Да, «прожорливость» двигателя зависит от его мощности и на воде, и на трассе. Но измеряется расход в литрах на 100 км у автомобилей и в литрах за единицу времени на катерах и мотолодках.

Читайте также:  Плохой пуск холодного двигателя ниссан

А главное: на суше всё же проще решить проблему внезапно закончившегося бензина. И АЗС по городам и весям присутствуют, и собрат-автомобилист может выручить.

На акватории, особенно огромной, с «заправками» потруднее. И абсолютному большинству владельцев катеров и моторных лодок нужно так рассчитать запас горючего, чтобы хватило до возвращения на базу или на переход до тех мест, где можно пополнить баки и канистры.

Везти с собою чересчур много лишнего груза тоже нельзя!

Как же высчитать,
сколько топлива потребуется?

Изначально требуется знание максимального расхода конкретного двигателя на конкретном комплекте (лодка + мотор).

Специалисты предлагают несложную арифметику для небольших подвесников. Делим мощность двухтактника на два, четырёхтактника — на три. Итоговая цифра означает максимальный расход в час.

Но это всё-таки очень приблизительные данные! И лодки бывают разные, и условия порой значительно различаются.

Возраст двигателя (новейшие технологии позволяют моторам быть более экономичными!), его состояние; наличие/отсутствие и направление течения и ветра; загрузка судна; тип дна и степень обрастания его ракушками — всё это влияет на показатели.

Именно поэтому значительно корректнее будет измерить путевой расход. Проще говоря, посчитать: сколько км моторка или катер проходят на 1 литре бензина. Измерить это можно при помощи навигатора и весов.

А вы читали, как пройти 600 км по воде без единой капли бензина?

Какой резерв горючего взять с собой?

Специалисты рекомендуют запас не менее трети от расчётного литража. То есть, например, для похода понадобится 3 условных канистры, четвёртая обязательно должна быть на борту.

Рассчитаем пример в 100 км (и обратно)

100 км + 100 км = 200. Если предположить, что мотор «употребляет» 1 литр на каждые 5 км, расчётное количество составит 40 литров. Плюс резерв около 13 литров (треть от 40), итого: 53.

В чём везти топливо?

Здесь выручат канистры и баки (мягкие и жёсткие) , которые представлены в широком ассортименте: материалы, объём, производитель, стоимость, размеры.

К слову, переносные топливные баки специально устроены таким образом, чтобы при полной выработке топлива оставался небольшой резерв. Для этого внутри ёмкости существует небольшая перегородка, блокирующая от заборной трубки литр-другой жидкости.

Например, если неопытный водномоторник вдруг встанет на судовом ходу с пустым баком, можно наклонить канистру, подкачать топливо грушей и дойти до безопасного места.

Практически все производители снабжают подобной перегородкой топливные ёмкости: и баки, и канистры. Само собой, это решение появилось не на пустом месте.

Желаем безопасных и интересных водных путешествий!

Источник

Расход топлива и мощность мотора. Ошибки в расчётах.

Если главная ошибка при комплекта лодка+мотор – это стремление подогнать формулу 30х1; то, пожалуй, вторая по «популярности» ошибка – оценка расхода топлива лодочного мотора, считая эту величину постоянной. Сюда же можно отнести и такие утверждения, как: более мощный мотор экономичнее; а 4 такта всегда выгоднее, чем 2. Как вы могли догадаться и здесь всё не так однозначно, а тема эта требует детального «разбора полётов».

И сегодня речь пойдёт о малом классе. Поскольку показатели и соотношения эти не пропорциональны длине или весу лодки к мощности двигателя. И в старшем классе расчёты будут отличатся. Зато сегодня мы косвенно затронем и ещё одну «злободневную» тему – 2 такта или 4.
На самом деле, как таковой расход топлива довольно редко фигурирует в отчётах и обзорах ПЛМ или небольших лодок в размере до пяти метров и мощностях до 40-50 л. с. Как правило все ограничиваются чем-то общим: экономичный, прожорливый, меньший расход… но вот конкретных цифр нет. Что и понятно. Ведь в отличие от автомобиля или мощного ПЛМ у нас нет приборов телеметрии, демонстрирующих текущий расход. Впрочем, цифры эти скорее сбивают, чем дают возможность сделать чёткие расчёты. И чтобы понять это – нужно разобраться в «физике процесса».

Читайте также:  Электрический двигатель схема подсоединения

Сам по себе расход топлива – величина достаточно стабильная и действительно зависит от мощности двигателя и режимов в которых он работает. Причём кривая расхода изменяется отнюдь не пропорционально увеличению этих оборотов. Казалось бы, что может быть проще: взять за основу эти показатели и рассчитать по формуле. Но нет!
Дело всё в том, что когда мы говорим о расходе применительно к водно-моторной технике, нас больше интересует не то количество топлива, которое мотор потребляет, работая на определённых оборотах, а расстояние, которое мы сможем преодолеть, двигаясь с определённой или переменной скоростью.
Обороты могут быть неизменны, а вот скорость разной. Поскольку здесь на корпус лодки или катера оказывают влияние множество тех же факторов, что и в целом влияют на скоростные и мореходные качества. А именно: всё тот же ветер, волна, течение, загрузка и распределение веса, угол наклона двигателя и, конечно, винт. Все эти факторы прямо влияют на скорость, а косвенно на расход. Проще говоря, неблагоприятные погодные условия могут заставить двигаться в неэкономичном режиме, либо не позволят двигаться с достаточной скоростью, хотя мотор будет молотить в «правильном режиме». И вся математика летит к чертям.

На конкретном примере я в полной мере ощутил это во время похода по Енисею. И хотя размер и мощность катера был точно не из обозначенной в этой статьей категории. Это как раз тот случай, когда сравнение уместно. На нескольких примерно равных отрезках пути мы получали очень разные цифры расхода. Хотя и двигались примерно в одном режиме. Причём расхождения эти составляли около 200 литров (при условии, что мощность двигателя была около 400 л.с.) на отрезок.
Что происходит в этой ситуации? Вы, опираясь на те данные, которые были у вас, имеющийся опыт, рассчитываете, что топлива вам хватит на преодоление определённого отрезка. А оно (топливо) внезапно заканчивается заметно раньше. Неприятная ситуация.

Наглядно это можно ощутить лишь на длинных отрезках. В стандартном режиме, когда протяжённость переходов не превышает 10-15 километров в день – разница не будет такой уж заметной. Здесь мы можем лишь уверенно сказать одно: не верно утверждать, что мотор определённой мощности имеет какой-то фиксированный расход топлива, на который можно опираться в расчётах. Собственно, именно поэтому сам расход для лодочных моторов всегда обозначается литрами на время (л/час). Это позволяет нивелировать возможные расхождения, но не исключает их полностью.

«Лучше брать мотор максимальной мощности» — утверждают «всезнающие эксперты». Так ли это? С одной стороны, большая мощность действительно позволяет достигать комфортной крейсерской скорости при меньших оборотах. Что с одной стороны обеспечивает меньшую нагрузку на мотор. С другой, при определённых условиях более мощный мотор действительно может оказаться экономичнее. Однако в реальности это чаще происходит в категории мощных двигателей (150-500 л.с.). И никогда не работает, если лодка не загружена и лёгкая. Либо перегруэена. Т.е., если лодка лёгкая и не требует большой мощности для выхода в режим глиссирования, когда с этой задачей легко справляется мотор мощностью и в 10 л.с., не стоит рассчитывать, что 25-30 дадут вам какое-то преимущество в экономии топлива. Равно и в ситуации, когда ни те же 10 л.с., ни 25 уже не смогут вывести лодку в режим глиссирования. В этом случае мотор меньшей мощности будет иметь существенное преимущество в расходе. Вообще именно момент перехода в режим глиссирование является ключевым в определении экономичности. Наименее экономичным считается переходный режим. И, если мотору не хватает мощности, чтобы вывести в режим глиссирования лодку – более мощный двигатель, конечно, позволит расходовать меньше топлива на километр или время в пути. Хотя, если мы будем опираться на показатели литров на обороты, то преимущество экономичности всегда на стороне менее мощного.

Читайте также:  Что нужно менять в двигатели для установки турбины

Таким образом, более мощный мотор даёт преимущество и актуален при условии достаточной загрузки лодки. Но лишь при условии, что этой мощности будет достаточно для выхода в режим глиссирования. Тогда выбор в пользу более мощного мотора полностью оправдан, и вы получите не только небольшое преимущество в скорости,но и лучшие показатели в расходе. (конечно, если при этом ваш более мощный мотор не будет молотить на максимальных оборотах – когда расход топлива на единицу времени достигает пика).

Всегда ли 4 такта лучше?
Не секрет, что одно из преимуществ 4 тактного мотора – в его экономичности. С этим особо никто не спорит. Но и здесь не всё так уж однозначно. Всё снова зависит от условий и задач. Если мы берём за основу, что мотор используется на малых или средних оборотах в течении продолжительного времени – ответ очевиден. 4 такта обеспечат лучшие показатели. Другое дело, ситуация, при которой задача мотора преодолеть относительно короткую дистанцию. Скажем, километров 10-15. При этом загрузка лодки будет предельной для мощности. Двухтактные двигатели работают в отличных от четырёхтактников режимах. Что позволяет «выдернуть» лодку в режим глиссирования даже тогда, когда 4 такта уже может и не справится с этой задачей. Проще говоря: когда требуется максимальное усилие на старте. И здесь возникает два момента: выйти в режим глиссирования и не выйти – экономичность перехода однозначно на стороне первой ситуации. Но даже, если и 4 такта справляется с этой задачей, при условии короткой дистанции, то преимущество в расходе которое будет иметь четырёхтактник совершенно точно не настолько очевидно, как разница в стоимости 2х и 4 тактных моторов.
Лично я чаще всего эксплуатирую именно 4х тактные моторы, но причина этого в том, что мне очень важен так называемые «троллинговый режим». Несколько часов на малых оборотах дают ощутимое преимущество. А вот если задача просто дойти от точки А в точку Б… тут уже не всё так однозначно.

Какого решение?
Увы, но и в этот раз я не могу взять на себя смелость и выделить какую-то новую «формулу», по которой вы легко сможете рассчитать реальный расход. Просто потому, что это физически невозможно. Но совет дать всё же могу! Прежде всего, мощность мотора и его тип следует подбирать исходя из реальных задач. В каких-то случаях действительно лучше рассматривать мотор предельно допустимой мощности (например, для лодок в размере 330-340), в иных это может и не дать ожидаемого эффекта (как для моделей 380-400).
Планируя дальний поход всегда делайте расчёт по худшему сценарию, имея достаточный запас. Очень важно в таких случаях правильно распределять нагрузку и выбирать лучший курс следования, придерживаясь подветренной стороны акватории. Что позволит реально снизить расход. Двигаясь по спокойной воде по течению реки, например, лучше держаться наиболее глубокой части русла – фарватера, где течение всегда немного быстрее. Двигаясь против течения – соответственно стараться выбирать траекторию так, чтобы воздействие встречного потока было минимальным. Эти нехитрые действия могут позволить сэкономить существенную часть топлива на длинном отрезке. Ну а какие-то реальные цифры вы можете получить лишь опытным путём, исходя из характеристик и загрузки вашей конкретной лодки.

Итак, главный вывод, который мы можем сделать в этой ситуации: ошибка утверждать, что фактический расход топлива прямо пропорционален тому расстоянию, которое можно преодолеть на баке. Ряд факторов меняют эту цифру. И для каждого комплекта, в зависимости от загрузки и погодных условий эти показатели будут меняться.
В следующий раз мы подробно поговорим о том, почему в старшем классе многие комплектуют свои лодки и придерживаются мнения, что более мощный двигатель — даёт существенную экономию. Так ли это на самом деле, а если так, то почему?

Источник

Adblock
detector