- Что такое гидроудар двигателя. Причины, последствия и как его избежать.
- Гидроудар двигателя
- Что такое гидроудар, и как он возникает?
- Как определить, что произошел гидроудар?
- Что делать при гидроударе?
- Как предотвратить гидроудар?
- Что такое гидроудар и как его избежать?
- Что такое гидроудар
- Причины гидравлического удара
- Возможные последствия
- Меры профилактики
- Что делать в случае гидроудара
- Заключение
Что такое гидроудар двигателя. Причины, последствия и как его избежать.
Очень часто проблемы возникают там, где их уж точно ни кто не ждет — гидроудар двигателя, повреждение не такое и редкое, как можно подумать в начале. Скорее всего, причина кроется во всевозможных желаниях показать возможности своего автомобиля, предварительно не подготовив его к испытаниям.
Считается, что подобная неприятность, как гидроудар даже самого современного двигателя – удел загородных трасс или попыток преодолеть водную преграду в виде огромной лужи или озера, но тут–то и кроется ошибка. Поломка может произойти и в условиях большого города.
Произошел гидроудар: причины и последствия.
Гидроудар все же произошел и двигатель, естественно, получил повреждения. Водителю остается гадать, что же стало причиной и каковы последствия. Между тем, часто к подобным неполадкам приводят обычные атмосферные явления, такие, как сильные дожди. Всем известно, что даже в городах проблема луж стоит остро, причина – забитые ливнестоки. Водители же очень часто любят «выжать все» из своей машины и несутся с огромной скоростью, невзирая на опасность получить гидравлический удар и повредить тем самым мотор.
Результат такой необдуманности своих действий – ремонт, причем, не дешевый. Водитель поймет, что случилась неприятность только тогда, когда автомобиль, вдруг, начнет глохнуть и, наконец, остановится, но при этом все остальные системы будут работать.
Что же, собственно, собой представляет гидроудар?
Это ни что иное, как попадание жидкости (воды с проезжей части) в цилиндры, имеющиеся в двигателе. По сути своей, подобная проблема должна расцениваться и восприниматься, как своеобразное наказание со стороны автомобиля по отношению к своему нерадивому хозяину, так как нельзя нещадно эксплуатировать его, зная о возможности испортить важные элементы.
Процесс получения повреждений выглядит примерно следующим образом: поршни в двигателе, в момент его работы, находятся в движении. Там происходит сжатие имеющейся топливно-воздушной смеси, которая не причиняет деталям никакого вреда. В том же случае, если вместо невесомого воздуха в цилиндрах окажется вода, то образовавшаяся смесь уже будет иметь некую силу, которой придется противостоять, нанося, тем самым, вполне ощутимый урон целостности системы. Если замедлить процесс, то поломка представляет собой столкновение поршня с вполне массивной преградой, произошедшее на высокой скорости. Собственно, поршень на своем пути удерживает постоянно увеличенное физическое сопротивление, которое, во время попыток механизма сжать воду, как следствие, провоцирует внушительный и ощутимый гидроудар.
Как правило, последствия даже незначительного по меркам водителя гидроудара, оборачиваются серьезными повреждениями для мотора. Здесь уже не приходится сомневаться, что самостоятельно проблему не устранить и потребуется серьезное профессиональное вмешательство, которое смогут оказать лишь работники сервиса, однако, и это еще можно назвать удачей, так как может, с высокой степенью вероятности, случиться пробитие боковины двигателя, а это уже гарантированная замена. Собственно, жидкость проникает в двигатель путем попадания в воздушный фильтр, именно по этой причине, если объехать глубокую лужу, например, не представляется возможным, следует избегать образования впереди подобия волн. Лучше вообще постараться объехать это место.
Гидроудар произошел: действия водителя.
Первое правило – успокоиться и не спешить. Торопиться здесь, значит, делать только хуже. Если авто, вдруг, резко заглохло при движении, сомнений нет, произошел гидроудар, если же машина движется дальше, то, вероятно, проблем нет. Даже если машина заглохла, водитель должен удостовериться в случившимся, проверить, как чувствует себя тот самый воздушный фильтр. В том случае, если он мокрый, то гидроудар действительно имел место быть, если же нет, то причина остановки кроется в чем–то другом. Следующие действие – авто должно быть перемещено на сухое пространство. В момент гидроудара может произойти так, что двигатель заклинит (что хуже всего), так как вместе с этим произойдет и пробой, который уже не оставит шансов на ремонт. Здесь уже необходим эвакуатор – самостоятельно машина уже не поедет.
Если же двигатель не получил гидроудара, то это могло произойти потому, что он заглох раньше, чем вода проникла в цилиндры, следовательно, она не причинила существенного вреда, так как не произошло сопротивления. Мокрый воздушный фильтр в этом случае необходимо просто изъять и выкинуть без сожалений, а корпус хорошенько вытереть, освободив тем самым от излишков вредоносной, в данном случае, влаги.
Необходимо проделать еще одну операцию — выкрутить свечи, а также поработать стартером, прокрутив немного коленвал. Воду, если она там и осталась, легко вытолкнуть из цилиндров, обезопасив двигатель полностью. В том случае, если свечи не выкручиваются, придется запастись терпением и подождать момента, когда вода не стечет в картер. После двигатель следует завести (очень аккуратно) и оставить на несколько минут «на холостых». Последнее важное действие в этой ситуации – проверка состояния масла. В случае изменения цвета масла на белое, значит, в него попала вода, следовательно, необходима скорейшая замена.
Обезопаситься: правила предосторожности.
Гидроудар можно предотвратить и сделать это проще, чем можно себе представить:
-избегать глубоких луж и прочей водной преграды на своем пути;
-соблюдать скоростной режим на дороге, особенно после сильных осадков;
-движения в воде должны быть плавными, допускать волн нельзя;
-если лужи не объехать, следует выбирать места, где глубина не будет превышать уровня воздухозаборника.
На малой скорости водитель сможет во время отреагировать на опасность, а двигатель получит возможность заглохнуть, сведя повреждения к минимуму. Гидроудар, к счастью многих водителей — достаточно редкое явление. Если же избежать его не представилось возможным, то последствия будут весьма неприятными, но послужат уроком. Совет один – соблюдение предельной аккуратности и тогда о гидроударе можно будет лишь слушать страшные истории, не испытав всей «прелести» встречи с ним лично.
На этом, в принципе, можно бы и закончить сегодняшнюю статью про гидроудар двигателя, последствия и решение вопроса. Желаю удачи на дорогах, до встречи в новых статьях!
Гидроудар двигателя
Если на дороге перед автомобилем лужа, многие неопытные водители стремятся проехать ее на большой скорости, чтобы не застрять и не набрать воды в салон. И это – очень серьезная ошибка! Очень часто, влетая на скорости в воду, машина «загребает» в двигатель большое количество воды и мгновенно глохнет, содрогнувшись всем корпусом.
Это первый симптом гидроудара – опасной поломки, при которой вода попадает в движущиеся механические узлы мотора, что вызывает заклинивание и полный выход из строя силового агрегата. Что делать в этой ситуации?
Что такое гидроудар, и как он возникает?
Гидравлический удар двигателя – это резкое попадание большого количества воды в цилиндры движка, в результате которого в камерах сгорания стремительно вырастает давление, резко прерывается рабочий цикл и происходит обрушение механически подвижных деталей.
Если машина резко влетает в глубокую лужу, вода, которая имеет невысокий порог сжатия, под большим давлением заливается в двигатель, захлестывает камеру сгорания и бьет по поршню, выполняющему внутри цилиндра ДВС стремительное сжатие горючей смеси со скоростью до 6000 оборотов. Врезаясь в воду, как в каменную стену, поршень ломается, гнутся шатуны и штоки, обрываются шпильки головки цилиндров, рвутся прокладки ГБЦ и ремень ГРМ, деформируется коленвал. Мотор полностью разрушен, и восстановлению не подлежит.
Иногда гидроудар может возникнуть из-за пробоев в системе охлаждения, прогорания прокладок ГБЦ, неисправностей карбюратора или инжекторов: тогда в камеру сгорания начинает заливаться охлаждающая жидкость, либо слишком много топлива, что обязательно приведет к гидроудару.
Как определить, что произошел гидроудар?
При гидроударе машина содрогается всем корпусом так, что вы почувствуете ее телом, сидя в салоне, после чего ДВС немедленно глохнет. Но надежда остается: возможно, водой просто залило датчик положения коленвала. Дайте ему просохнуть и осторожно попробуйте завести машину. Если двигатель запустится – все нормально, можно ехать дальше.
- Влажный воздушный фильтр – нехороший симптом, но не критичный.
- Капли воды на свечах зажигания – тоже еще не трагедия: двигатель «хлебнул» воды, но основные его узлы могут остаться целыми.
- Если двигатель заглох на холостых оборотах (машина влетела в лужу по инерции) – значит, в двигатель попало немного жидкости, но, скорее всего, критических повреждений не будет.
Важно! Даже при этих спорных признаках следует как можно быстрее доставить машину на диагностику и проверить состояние мотора.
Первый же и достаточно опасный симптом гидроудара – вода, стоящая в корпусе. Как минимум его надо разбирать и сливать воду, иначе она смешается с моторным маслом в эмульсию и обеспечит опасные масляные отложения.
Если же вы влетели в лужу на большой скорости, а мотор работал на высоких оборотах, и вода накрыла движок, после чего машина сильно завибрировала и заглохла – вероятность гидроудара почти 100%-ная. Это значит, что вода попала в камеру сгорания и вывела из строя блок цилиндров.
Дополнительные признаки гидроудара:
- воздушный фильтр залит водой и деформирован;
- в цилиндрах – ступенчатый слой нагара (сверху почти стерт, снизу – блестящие следы);
- поршень в цилиндре опускается ниже стандартного уровня и имеет сильный слой нагара;
- на вкладышах видны блестящие полосы износа;
- коленвал нельзя прокрутить вручную, а из гнезд свечей зажигания вытекает вода.
В этой ситуации нельзя заводить мотор – могут начать разрушаться другие механические узлы автомобиля. Необходима эвакуация на СТО.
Что делать при гидроударе?
Конечно, степень разрушения мотора будет зависеть от многих факторов – качества воды, количества залитых цилиндров, количества воды в цилиндрах, скорости машины и оборотов движка. Однако лучше сразу признать, что авто получило максимальный гидроудар, и оперативно действовать по определенному алгоритму:
- остановить машину и выставить знаки аварийной остановки;
- выкрутить свечу зажигания и проверить, есть ли на ней вода;
- разобрать кожух и проверить воздушный фильтр на влажность;
- попробовать прокрутить коленвал двигателя со снятой свечой – если он проворачивается, а из свечных гнезд не вытекает вода, значит, критических разрушений нет;
- попробовать прокрутить мотор стартером – если не будет стуков, то нужно продуть цилиндры, вкрутить свечи и попытаться завести машину.
Если коленвал вручную не проворачивается, или при попытке прокрутить его стартером, вы слышите посторонние звуки – экспериментировать дальше смысла нет Надо вызывать эвакуатор и везти машину на СТО, чтобы просушить мотор. Если после нее и замены воздушного фильтра авто заведется и поедет – вам повезло.
Если гидроудар оказался небольшой силы, вы можете надеяться на то, что повреждены не все цилиндры, стержни поршневых шатунов получили незначительную деформацию и просто заклинили один-два поршня в гильзах. В этой ситуации потребуется заменить сами поршни и шатуны с пальцами.
Но, чаще всего, в залитых цилиндрах рвет поршни, ломает шатуны, пробивает стенки цилиндров, рвет прокладки и разрушает ГБЦ, разбивает коленвал и обрывает ГРМ, создает трещины в блоке цилиндров. В этом случае – двигатель придется менять.
Ситуация с дизельными авто – еще хуже. У «дизелей» камера сгорания меньше, и для гидроудара нужно меньше воды. Поэтому, если владельцы бензиновых авто еще имеют шансы отделаться легким испугом, то инжекторные машины в 95% случаев гарантированно становятся на капитальный ремонт.
Как предотвратить гидроудар?
Лучший способ уберечь двигатель своего автомобиля от гидроудара – не ездить по лужам и беречь воздухозаборник машины от попадания воды. Но если выбора нет, и сквозь лужу придется проехать, делайте это так, чтобы вода стояла не выше половины высоты колеса.
При проезде луж старайтесь двигаться плавно и на небольшой скорости, чтобы вода не загребала в воздухозаборники. Добавлять газ следует только после того, как преодолено самое глубокое место.
Если вода в луже оказалась выше, чем нужно, лучше остановиться и выключить двигатель, после чего попытаться вытянуть машину из воды тросом. И в обязательном порядке провести двигателю диагностику сразу, на первой же СТО.
В заключении следует отметить, что даже малозначительные для автомобиля водные препятствия следует преодолевать аккуратно, если вы хотите избежать гидроудара, который способен за считанные секунды разрушить ваш двигатель, а вас загнать в длительный и дорогостоящий ремонт.
Если же у вас есть подозрения, что гидроудар произошел, немедленно прекратите попытки завести мотор, проверьте исправность индикатора положения коленвала, состояние воздушного фильтра и свечей зажигания, а также уровень воды в блоке цилиндров. Если не удастся отделаться продувкой цилиндров и просушкой мотора, то движок, скорее всего, придется заменить.
Что такое гидроудар и как его избежать?
Статья о гидравлическом ударе двигателя — причины гидроудара, возможные последствия, меры профилактики. В конце статьи — видео про гидроудар.
С таким неприятным явлением как гидроудар двигателя может столкнуться как новичок, так и бывалый водитель. Это может произойти во время скоростной езды по лужам. Как правило, виноват в этом бывает водитель — нужно было правильно выбирать маршрут. Но может случиться и так, что объездной дороги нет, и приходится идти на риск.
А иногда неподготовленную машину используют для переправы по реке — вот это уже совсем нехорошо. Гидроудар может нести определенную опасность для автомобиля. Как его избежать? Что делать, если он стал реальностью? Ответы на эти и другие вопросы — далее в статье.
Что такое гидроудар
Это выглядит как настоящий удар, после которого мотор останавливается, и заводить его уже не имеет смысла. Мало того, делать это крайне не рекомендуется, так как этим можно добить шатуны.
Возможно, крупной поломки удастся избежать, поэтому суетиться не нужно. Вероятность получить более значительные повреждения появляется, когда двигатель работает на повышенных оборотах. В результате удара вырабатывается мощная кинетическая энергия, способная сломать любые конструкции из металла.
Причины гидравлического удара
В это время поршень сжимает горючее, но до верхней точки дойти не может, так как на его пути становится водяная пробка.
Особенно после гидроудара страдают дизельные моторы, так как они создают гораздо большее давление внутри цилиндров.
Проникновение воды внутрь камеры сгорания может произойти по двум причинам:
- Во-первых, это уже упомянутая глубокая лужа. Если въехать в нее на большой скорости, то случится сильное разбрызгивание воды. В этом случае вода может попасть в воздушный фильтр, а потом и в камеру сгорания.
На практике первый вариант случается гораздо чаще. Обычно это происходит с неопытными водителями, не имеющими ни малейшего представления о пагубных последствиях такой езды. Но такое может случиться и с сильно спешащими бывалыми водителями. Последствия для тех и других одни и те же — серьезная поломка двигателя.
Вероятность получения гидроудара более реальна для автомобилей, имеющих низкую подвеску. Как правило, это спортивные машины. У других машин вероятность попадания воды в камеру сгорания несколько меньше, но это совсем не значит, что она отсутствует совсем. Поэтому следует избегать скоростной езды по лужам и преодоления водных преград на неприспособленных для этого автомобилях.
Возможные последствия
Нельзя исключать и вероятность разрыва блока мотора. Недооценивать последствия гидроудара никак нельзя, так как ремонт после этого обязательно влетит в копеечку.
Известны случаи, когда после водяного удара починить двигатель уже не представлялось возможным, и его приходилось менять, а это уже более чем серьезно. А ведь придется заплатить не только за заменяемые детали, а еще и специалистам, которые будут выполнять работы по ремонту автомобиля. Думается, что приведенных выше фактов более чем достаточно, чтобы стараться не допускать гидроудара.
Меры профилактики
Во-первых, не нужно ездить по глубоким лужам на большой скорости. От использования автомобиля лучше воздержаться совсем, если постоянно идет дождь и прогноз погоды неутешителен. Возможности машины стоит оценивать трезво и не надеяться на чудо. При езде на малолитражке глубокие лужи лучше объезжать десятой дорогой, так как именно такие автомобили более других рискуют получить гидроудар по двигателю.
Но следовать этим рекомендациям получается далеко не всегда — неотложные дела могут подтолкнуть нас к пересечению водной преграды. Лучше, если вы знаете дорогу, по которой едите, и имеете представление о том, где на ней находятся глубокие залитые водой ямы. В этом случае нужно просто стараться их объезжать.
Но если вы ведете автомобиль по незнакомой вам дороге, тогда во время ливня старайтесь ехать на небольшой скорости . Если уровень воды большой, не стоит ехать быстрее 10 км в час, причем лучше только на первой передаче — мотор получит более значительные повреждения, если гидроудар настигнет его на высокой скорости.
Что делать в случае гидроудара
Сначала надо обратить внимание на воздушный фильтр — если он не намок, то причину надо искать в чем-то другом, а если мокрый, то это с высокой вероятностью произошло по причине гидроудара.
Прежде всего, автомобиль на нейтральной передаче нужно вытащить на сухой участок. После этого ситуация может развиваться по-разному:
- Был получен гидравлический удар по двигателю, что послужило причиной его остановки;
- Двигатель промок и от этого просто заглох, но его заклинивания не произошло;
- После гидроудара мотор заклинило и был совершен пробой блока цилиндров.
Первый и третий случаи требуют буксировки автомобиля с помощью эвакуатора. Второй случай самый легкий. Такое могло произойти, когда двигатель заглох еще до получения удара. В этом случае, конечно, вода тоже просочилась в цилиндры, но мотор в это время не работал, поэтому последствия и не были такими серьезными. Тут можно справиться и без посторонней помощи. Намокший воздушный фильтр нужно выбросить, а его корпус — протереть, чтобы убрать влагу.
Затем следует выкрутить свечи и провернуть коленвал при помощи стартера. Это необходимо для того, чтобы воду выбросило из цилиндров.
Может случиться так, что вывернуть свечи не получается, в этом случае нужно подождать, пока плага переместится в картер. После этого надо пробовать завести мотор еще раз и дать ему поработать на холостых оборотах. Когда все будет исправлено, обязательно надо проверить масло — в него него тоже могла попасть жидкость. Определить это можно по цвету. «Мокрое» масло приобретает белый цвет, что говорит о необходимости замены жидкости.
Лучше, если просушка мотора будет осуществляться специалистами сервисного центра. Сделать все самому будет достаточно сложно, так как потребуется нужно провести качественную просушку цилиндров. Если блок цилиндров получит повреждения, то мотор придется серьезно ремонтировать. А если автомобиль работает на дизельном двигателе, то удалить из него влагу будет очень непросто. Для этого используется специальное оборудование, которое есть только в сервисных центрах.
Заключение
Итак, никто не будет спорить, что последствия гидравлического удара по двигателю автомобиля могут быть очень серьезными. Чтобы их не допустить, надо лишь соблюдать правила эксплуатации автомобиля и следовать некоторым советам бывалых автолюбителей.
Главное — не штурмовать лужу на высокой скорости. Ехать надо медленно и на первой передаче. Конечно, если идет сильный дождь, лучше вообще отказаться от поездки по незнакомой дороге. Но если это невозможно, тогда не нужно спешить.
Следует помнить, что ваша машина не имеет ничего общего с амфибией, и водные преграды могут ей серьезно навредить. От воды может поломаться не только двигательная система — нередко она становится причиной неисправности электропроводки.