Установка поршневой группы двигателя ЯМЗ
В настоящее время мы перебираем двигатель ЯМЗ-238ДЕ2 на тягаче МАЗ-543205-226 который мы купили в составе сцепки за 350 000 рублей в марте 2020 года. Продавец сделал нам хорошую скидку так как двигатель сапунил что стало основной причиной его переборки.
После того как мы запрессовали гильзы в блок цилиндров пришло время установки поршневой группы в гильзы цилиндров, для этого необходимо проверить состояние поршней и поршневых колец, промыть и почистить поршни от нагара, убедиться в свободном хождении поршневых колец в канавках, при залегании колец промыть в бензине и почистить. После этого правильно ориентировать замки компрессионных и маслосъемных колец, проверить состояние вкладышей и только после этого приступить к установке поршневой группы. Для установки поршней в гильзы необходима оправка поршневых колец.
Для установки поршней необходимо 2 человека, один зажимает поршень в оправку, смазывает моторным маслом оправку, гильзы и вкладыш, после чего аккуратно вставляет поршень в гильзу, длинной стороной шатуна к центру двигателя.
Второй человек снизу ловит шатун и удерживает его, не давая ему провалиться внутрь повредив гильзу или шейку коленчатого вала. После того как поршень с кольцами полностью пройдет в гильзу, его необходимо посадить на коленчатый вал и прикрутить крышку шатуна. Номера на шатуне и крышки должны совпадать и смотреть в одну сторону. После установки всех поршней необходимо протянуть крышки шатунов с усилием 20 — 22 кгс·м. Я тянул в два этапа, сначала до 15, а затем до 21 кгс·м. Протягивать необходимо начинать с большого болта.
После протяжки крышек шатунов, необходимо проверить проворачивается ли коленчатый вал двигателя. Если проворачивается с небольшим усилием, то все сделано верно и поршневая группа установлена правильно.
Более подробно об установке поршневой группы на двигатель ЯМЗ смотрите в видео на нашем канале YouTube.
Приятного просмотра мой Цифровой друг .
До встречи на просторах интернета .
Ремонт цилиндро-поршневой группы ЯМЗ-238
Гильзы цилиндров – «мокрого» типа, изготавливаются из специального чугуна
Гильзы устанавливаются своими посадочными поясами в расточки блока цилиндров и сверху прижимаются через бурт и прокладку головками цилиндров
Выступание бурта гильзы над поверхностью блока цилиндров на двигателях:
ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 — 1,6 +0.035 /-0.065 мм.
ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ — 0,1 +0.065 /-0.035 мм.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ могут устанавливаться гильзы со следующими конструктивными особенностями:
1. Гильза 236-1002021-А5
Поверхности гильзы фосфатированные.
Фосфатированный слой улучшает притирочные характеристики, увеличивает износостойкость поверхности, снижает вероятность образования натира.
Внешнее отличие фосфатированной гильзы от нефосфатированной ― значительно более темный (от темно-серого до черного) цвет наружной поверхности.
Верхний торец бурта гильзы выполнен выступающей частью к внутренней поверхности гильзы (под асбостальную прокладку газового стыка) с высотой бурта 12,1 мм.
В нижней части гильзы выполнены три канавки под антикавитационное и уплотнительные резиновые кольца.
2. Гильза 236-1002021-А
Конструктивные особенности аналогичны предыдущей, но только отсутствует фосфатированное покрытие поверхности гильзы.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 устанавливается фосфатированная гильза 7511.1002021-01.
Верхний торец бурта выполнен выступающей частью к наружной поверхности (под металлическую прокладку газового стыка) с высотой бурта 9,6 мм.
На верхней посадочной поверхности выполнена канавка для установки резинового уплотнительного кольца.
В нижней части гильзы выполнены три канавки под антикавитационное и уплотнительные резиновые кольца.
По величине внутреннего диаметра гильзы разделены на размерные группы:
Размерная группа маркируется на нерабочей поверхности бурта гильзы.
Поршни (рис. 2) отлиты из эвтектического алюминиево-кремнистого сплава.
Охлаждение поршня маслом производится из неподвижной форсунки.
На юбке поршня имеется выемка для форсунки охлаждения. В днище поршня выполнена камера сгорания.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 устанавливаются поршни 7511.1004015-10 с 3-я канавками под поршневые кольца (две под компрессионные и одна под маслосъемное).
Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа «нирезист»).
Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность с поднутрением, имеет вытеснитель.
На днище имеются выточки под клапаны газораспределения.
Высота от днища до оси пальца составляет 85 мм. Диаметр под поршневой палец 52 мм.
На двигатели ЯМЗ-238ДЕ2 (индивидуальные головки) устанавливаются поршни 7511.1004015-01 с центральной камерой сгорания и измененными выточками под клапана.
Остальное как на предыдущем поршне.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ могут устанавливаться поршни со следующими конструктивными особенностями:
1. Поршень 238НБ-1004015-Б4 с 4-мя канавками под поршневые кольца (три под компрессионные и одна под маслосъемное).
Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа «нирезист») с целью повышения износостойкости.
Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность с поднутрением, имеет вытеснитель.
Высота от днища до оси пальца составляет 100 мм.
Диаметр под поршневой палец 50 мм.
2. Поршень 238НБ-1004015 отлит из заэвтектического алюминиево-кремнистого сплава и аналогичен предыдущему, но на нем отсутствует «нирезистовая» вставка под верхнее компрессионное кольцо.
Камера сгорания смещена на 5 мм, без вытеснителя.
Данный поршень поставляется с гильзой в запасные части в комплектах 238НБ-1004008 и 238НБ-1004005-А3.
По величине диаметра юбки поршни разделены на размерные группы:
Диаметр юбки поршня, мм
Размерная группа маркируется на днище поршня.
Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна, разрезные, хромированные, устанавливаются в канавки поршня.
В зависимости от выполняемой задачи в рабочем процессе кольца имеют различную конструкцию и устанавливаются на поршень комплектно в определенном порядке.
На поршни могут быть установлены следующие комплекты колец:
1. Трехколечный комплект 7511.1004002, где:
− первое компрессионное имеет в сечении двухстороннюю трапецию со смещенной вниз бочкообразной хромированной рабочей поверхностью. Номер кольца 7511.1004030
− второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения, минутное с покрытием хромом. Номер кольца 7511.1004032
− маслосъемное кольцо коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 7511.1004034
2. Четырехколечный комплект для заводской комплектации, который входит в комплект 238Б-1004005, где:
− первое компрессионное имеет в сечении одностороннюю трапецию.
Рабочая поверхность хромирована плотным хромом. Номер кольца 236-1004030-Б.
− второе и третье компрессионные кольца имеют в сечении одностороннюю трапецию, минутные. Номер кольца 236-1004032-А3
− маслосъемные кольца коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 236-1004034
3. Четырехколечный комплект 236-1004002-А4, где:
− первое компрессионное имеет в сечении одностороннюю трапецию.
Рабочая поверхность хромирована пористым хромом. Номер кольца 236-1004030-А2
− второе и третье компрессионные кольца имеют в сечении одностороннюю трапецию, минутные. Номер кольца 236-1004032-А3
− маслосъемные кольца коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 236-1004034
При установке поршневых колец обращать особое внимание на правильность их расположения. Слово «Верх» должно быть обращено к днищу поршня.
Для обеспечения точной посадки при сборке поршень и гильза должны подбираться из одних размерных групп.
В разные цилиндры двигателя допускается установка комплектов гильза-поршень разных размерных групп.
Поршневой палец двигателей ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ – пустотелый, плавающего типа с цементированной наружной поверхностью.
Палец устанавливается в отверстие в поршне. Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами, устанавливаемыми в специальные канавки в бобышках поршня.
Поршневой палец двигателей ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 – азотированный, имеет увеличенный наружный диаметр (рис. 5).
ВАРИАНТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГИЛЬЗА ― ПОРШЕНЬ ― КОЛЬЦА ПОРШНЕВЫЕ
По конструктивным особенностям:
Гильза
Комплект колец
Поршень
ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2
(общие головки цилиндров)
ЯМЗ-238ДЕ2
(индивидуальные головки цилиндров)
ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ
(общие головки цилиндров)
С 4-мя канавками и с
Допустимые варианты (при ремонте двигателя)
С 4-мя канавками и с
или без вставки
В эксплуатации при ремонте работавших двигателей допустима
установка новых поршневых колец в старую гильзу цилиндра,
находящуюся в исправном состоянии, при этом использовать только
комплект поршневых колец с пористым хромом 236-1004002-А4
ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.
Замена поршневых колец
Для замены поршневых колец предварительно демонтировать поршень с шатуном при снятой головке цилиндров и поддоне.
Двигатели оборудованы масляным охлаждением поршней.
При демонтаже поршневой группы на указанных двигателях предварительно снять форсунки охлаждения поршней во избежание их поломок.
Для более легкого извлечения поршня очистить нагар с верхнего пояса гильзы.
Отвернуть болты крепления крышки шатуна, снять крышку и извлечь через цилиндр поршень в сборе с шатуном.
Для отсоединения шатуна от поршня вынуть стопорные кольца поршневого пальца, нагреть поршень в масляной ванне до 80ºС и извлечь поршневой палец.
Для снятия поршневых колец надеть щипцы (рис. 6) на кольцо, ввести губки 2 щипцов в замок кольца и, сжав до упора рукоятки 3 щипцов, осторожно вывести кольцо из канавки и снять его с поршня (рис. 7).
Установку поршневых колец производить в обратном порядке.
Осторожно очистить поршень от нагара, предохраняя его от повреждений (особенно торцовые поверхности канавок под поршневые кольца).
Перед сборкой все детали тщательно промыть, а масляные каналы продуть сжатым воздухом.
Сборку поршня с пальцем производить легким нажатием руки, при этом необходимо обильно смазать моторным маслом отверстие в поршне и палец.
Не допускается запрессовка пальца в поршень.
Для того, чтобы установить в гильзу цилиндра поршень в сборе с поршневыми кольцами и шатуном, предварительно сжать кольца, утопив их в канавки поршня.
Для сжатия колец применять оправку (рис. 8) с конической внутренней поверхностью и буртиком, позволяющим правильно сцентрировать оправку на гильзе цилиндра.
Установив поршень в оправку, осадить его в гильзу цилиндра.
При сборке поршня с шатуном и установке их на двигатель выполнять следующие требования:
1. Поршень и гильза должны быть одинаковых размерных групп.
2. Компрессионные кольца устанавливать клеймом «верх» к днищу поршня.
3. Замки соседних поршневых колец развести в противоположные стороны в плоскость поршневого пальца.
4. Установить поршень так, чтобы смещенная камера сгорания в поршне была направлена внутрь двигателя, в сторону топливного насоса.
На двигателях с индивидуальными головками цилиндров применяются поршни с центральной камерой сгорания.
Устанавливать поршень в гильзу так, чтобы стрелка на поршне была направлена в развал двигателя, в сторону топливного насоса. При этом выточки на днище поршня под клапаны будут смещены относительно центра цилиндра в сторону выхлопных коллекторов.
5. Клейма спаренности на шатуне и крышке должны быть одинаковыми.
6. Грязь, заусеницы и забоины на шлицах шатуна и крышки не допускаются.
7. Резьбу и опорные торцы головок болтов крепления крышек шатунов смазать моторным маслом и затянуть в два приема, начиная с длинного болта, сначала моментом 100 Н·м (10 кгс·м), окончательно моментом 200 – 220 Н·м (20 – 22 кгс·м).
Поршевая группа ЯМЗ-238
Разборка поршневой группы ЯМЗ-238
С помощью щипцов сжать упорные кольца поршневого пальца и вынуть их.
С помощью щипцов снять поршневые кольца. Для этого губки приспособления ввести в замок кольца, сжимая рукоятки приспособления, развести замок кольца до упора в обойму приспособления и снять приспособление с поршня ЯМЗ-238ДЕ2, 238Б, 238ДЕ вместе с кольцами.
Обойма приспособления должна ограничивать расширение кольца до диаметра 142,5 мм.
С помощью оправки удалить поршневой палец.
После разборки очистить от нагара и промыть поршневые кольца, прочистить отверстия для отвода масла.
Детали подвергнуть тщательному наружному осмотру, а при необходимости – обмеру.
Сборка поршневой группы ЯМЗ-238 ДЕ, Б, НД
Установить с одной стороны поршня стопорное кольцо поршневого пальца с помощью щипцов для установки упорных колец и с помощью щипцов для установки поршневых колец надеть последовательно поршневые кольца на поршень.
Выдержать поршень с кольцами в масляной ванне в течение 10 минут при температуре масла 80-100С.
Вынуть из ванны поршень, установить шатун в поршень так, чтобы ось верхней головки шатуна составила с осью отверстия под палец поршня и вставить поршневой палец.
Установить второе стопорное кольцо с помощью щипцов для установки стопорных колец.
Запрессовка кольца не допускается.
Установка гильз цилиндров ЯМЗ-238
Установить уплотнительные (236-100224-А – верхнее; 236-1002023 – нижнее) и антикавитационные кольца в канавки гильзы цилиндра. Перед установкой кольца выдержать 5-10 мин. в моторном масле, имеющем температуру 60 С.
Установить на гильзу уплотнительное кольцо (150-155-25-2-5 ГОСТ 9833-73) в верхнюю канавку у бурта гильзы. Протереть бурты гильз цилиндров. С помощью и приспособления запрессовать гильзу в блок цилиндров.
Установка шатунно-поршневой группы в гильзы
Провернуть коленчатый вал первой шатунной шейкой в верхнее положение.
Смазать внутреннюю поверхность гильз цилиндров и шатунные шейки коленчатого вала маслом моторным М10В2 ГОСТ 8581-78.
Поверхность гильз должна быть полностью покрыта пленкой масла, масло должно быть без механических примесей.
Для того, чтобы установить в гильзу цилиндра поршень в сборе с поршневыми кольцами и шатуном, предварительно сжать кольца, утопив их в канавки поршня.
Для сжатия колец применять оправку с конической внутренней поверхностью и буртиком, позволяющим правильно сцентрировать оправку на гильзе цилиндра. Установив поршень в оправку, осадить его в гильзу цилиндра.
При сборке поршня с шатуном и установке их на двигатель ЯМЗ-238ДЕ2, 238НД5, 238АК выполнять следующие требования:
— Поршень и гильза должны быть одинаковых размерных групп.
— Компрессионные кольца устанавливать клеймом «верх» к днищу поршня.
— Замки соседних поршневых колец развести в противоположные стороны в плоскость поршневого пальца.
— Установить поршень так, чтобы смещенная камера сгорания в поршне была направлена внутрь двигателя, в сторону топливного насоса.
— На двигателях ЯМЗ-238 АК, М2, Д с индивидуальными головками цилиндров применяются поршни с центральной камерой сгорания. Устанавливать поршень в гильзу так, чтобы стрелка на поршне была направлена в развал двигателя, в сторону топливного насоса.
— При этом выточки на днище поршня под клапаны будут смещены относительно центра цилиндра в сторону выхлопных коллекторов.
— Клейма спаренности на шатуне и крышке должны быть одинаковыми.
— Грязь, заусеницы и забоины на шлицах шатуна и крышки не допускаются.
— Резьбу и опорные торцы головок болтов, крепления крышек шатунов, смазать моторным маслом и затянуть в два приема, начиная с длинного болта, сначала моментом 100 Нм (10 кг/см), окончательно моментом 200-220 Нм (20-22 кг/см).