Как правильно прогревать двигатель при автомате

Как правильно прогревать автомат (АКПП) в мороз, нужно ли это делать? Просто о сложном

В зимнее время года у владельцев авто с автоматической коробкой переключения передач возникает вопрос – нужно ли прогревать АКПП и как правильно это делать. По этому поводу существует много мнений – некоторые настаивают, что прогревать машину необходимо, причем даже в летнюю пору, другие называют процесс ненужным и абсолютно бесполезным.

Стоит ли прогревать авто

При низких температурах воздуха используемое в АКПП масло становится густым, если оно будет курсировать по системе, значительно увеличится степень износа движущихся частей. Связано это с тем, что при первых секундах после запуска авто смазывающие свойства масла находятся на низком уровне.

Даже если просмотреть множество автомобильных форумов, однозначного ответа по поводу того, стоит ли греть АКПП, найти не получится.

Про масло для АКПП

Автомобилисты, которые выступают против прогрева, настаивают, что жидкость ATF, которая используется в автоматической трансмиссии, в отличие от обычного масла в двигателе не меняет своих свойств даже в лютый мороз.

Жидкость действительно технологичнее обычного масла, но даже она густеет на морозе. Особенно, если эксплуатируется уже в течение длительного времени. Чем ближе срок к замене масла, тем гуще жидкость становится.

Особенности прогрева АКПП

В автомобилях на автомате коробка находится в непосредственной близости к двигателю. При прогреве двигателя тепло автоматически передается на трансмиссию. Это работает в теплое время года, зимой требуется ждать довольно много времени, чтобы тепло от двигателя разогрело масло в коробке.

Прогреть масло в коробке до достаточной температуры для снижения вязкости можно во время работы АКПП. В коробке присутствуют турбинные колеса, которые в результате трения передают свое тепло технической жидкости.

Доводы за прогрев

Вернемся к жидкости ATF. Если масло чистое, своевременно меняется, происходит частая замена фильтров – велика вероятность, что АКПП будет себя адекватно вести даже при отсутствии прогрева. При этом, по статистике, в таком состоянии масло находится у единичных автомобилистов.

Если вязкое и почерневшее масло после длительной эксплуатации сразу пустить в работу, можно столкнуться с дерганьем, пробуксовкой и другими неполадками АКПП, особенно в зимнее время года.

Особенности прогрева зависят от температуры воздуха:

  • Слабый мороз (-5, -10). Запускаем авто и прогреваем двигатель около 10 минут, далее стартуем и едем на низких оборотах и скорости не больше 40 км/ч около 5 минут.
  • Мороз больше 20 градусов. Запустите двигатель и оставайтесь на месте не менее 10 минут. Далее пробегитесь по передачам, задерживая рычаг в каждом положении не менее 10 секунд.

Подписывайтесь на наш канал, у нас много чего интересного!

Источник

Механик рассказал, как правильно прогревать АКПП, чтобы она служила долго

Автоматические трансмиссии быстро вошли в жизнь водителей. Уже сейчас статистика показывает, что объём продаж автомобилей с АТ значительно превышает аналогичный показатель у машин с «механикой». Не секрет, что автоматическая КПП требует к себе особого внимания из-за особенностей конструкции и дороговизны. Важное значение для срока службы трансмиссии имеет прогрев. Я проконсультировался с механиком по этому вопросу и получил полезную информацию.

Статья будет полезной? Не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться на канал !

В Сети можно найти несколько различных мнений об алгоритме прогрева АКПП. Предлагают различные способы, например, переключение режимов трансмиссии до начала движения . Некоторые автовладельцы даже дорабатывают систему охлаждения, чтобы коробка передач быстрее прогревалась. Однако, многие рекомендации не дают должного результата, а порой, наоборот, приводят к уменьшению ресурса трансмиссии.

Механик рассказал, что прогревать автоматическую КПП на месте практически невозможно . Переключение её режимов не даст какого-либо значительного результата, зато нагрузка на коробку передач повысится, так делать точно не стоит. Контур охлаждения на подавляющем большинстве АКПП связан с аналогичной системой для двигателя. Срабатывает он только при достижении антифризом температуры порядка 80-90 С. Стоя на холостых оборотах, добиться прогрева «автомата» также не получится, либо придётся потратить не менее часа времени.

Намного быстрее АКПП прогревается при движении. Всего за 3-5 минут можно добиться рабочих температур даже зимой . Именно поэтому водителям не следует заниматься какими-либо дополнительными манипуляциями. Прогреваем двигатель по своему усмотрению и аккуратно начинаем движение.

На протяжении первых 5-7 минут не рекомендуется резко стартовать и двигаться на высоких оборотах, так как это влечёт за собой дополнительную нагрузку на трансмиссию. Если АКПП немного «пинается» во время прогрева, не стоит обращать на это особого внимания. Подобное явление наблюдается на многих автоматических коробках передач в условиях нашей зимы .

Источник

Как правильно прогревать АКПП зимой, нужно ли?

Так ли важен предварительный прогрев автоматической коробки передач на машине перед тем, как на ней ездить в холодное время года? Многие владельцы автомобилей после холодной ночёвки прогревают двигатель на холостых оборотах. Чтобы моторное масло из густого перешло в жидкое состояние, способное проникать во все незначительные зазоры между деталями, и покрывать их защитной плёнкой.

Читайте также:  Схема двигателя renault scenic

Требует ли прогрев АКПП производитель машины?

Действительно, с понижением температуры до отрицательных показателей масло в картере коробки передач продолжает оставаться жидким. Только с одной оговоркой, вязкость на морозе значительно повышается. Особенно это актуально для смазки с пробегом в несколько десятков тысяч километров. В холодном состоянии такой продукт имеет худшие эксплуатационные показатели, чем в прогретом.

Положительные и отрицательные моменты прогрева автоматической коробки. Автолюбители, предпочитающие отказаться от предварительного прогрева АКПП, аргументируют следующими фактами:

  • — прочные, современные сальники выдерживают дополнительное давление;
  • — повышенный износ шестерён при переключении их в холостом режиме;
  • — во время движения машины масло разогреется естественным способом быстрее;
  • — коробка разогреется от горячего мотора;
  • — ATF-жидкость изначально рассчитана на отрицательные температуры.

Но, на любой аргумент можно привести противоположенный факт. Если водитель ответственно относится к своей машине, и своевременно меняет масло и фильтр в коробке передач, она будет работать исправно. Но, как показывают факты, большинство владельцев транспорта прибегают к замене смазывающей жидкости только в крайнем случае. Когда АКПП отказывается нормально работать, и приносит много неприятностей во время движения, особенно в условиях города.

Если заглянуть внутрь коробки, которая на одной заправке масла прошла 60-70 км, можно будет увидеть следующую картину. Масло густеет и чернеет от износа деталей. Продукты износа блокируют фильтр. Частично забивается масляный радиатор. Попытка двигаться на холодной смазке приведёт к пробуксовке сцепления и неадекватному включению передач. Банальный прогрев поможет решить эту проблему, раскупорив радиатор и выровняв давление в системе.

Развеиваем мифы! Ошибки могут дорого стоить, поэтому стоит их развеять, чтобы не наступать на грабли, оставленные другими водителями:

  • 1. ATF-жидкость частично густеет после значительного пробега на одной заправке. Но, только при отрицательных температурах.
  • 2. Металлические детали коробки передач действительно получают тепло от мотора. Но, для этого должно пройти много времени в зимний период эксплуатации.
  • 3. Во время активного движения разогрев наступает быстрее, но это происходит за счёт неадекватной работы деталей АКПП. Что в свою очередь приводит к повышенному износу всех деталей коробки.
  • 4. Сальники действительно могут выдержать повышенное давление, но, нагрузка переключится на фрикционные накладки дисков сцепления и соленоиды.
  • 5. Если правильно переключать передачи во время прогрева, повышенного износа происходить не будет. Для этого вполне достаточно на 10 секунд задерживаться на каждой передаче. Только хаотическое переключение приводит к негативным последствиям.

Учимся греть коробу правильно

Всё будет зависеть от фактической температуры за бортом машины. Для примера, относительно комфортные -5 -10оС не потребуют от водителя много времени на прогрев. Вполне достаточно 10 минут работы мотора на холостых оборотах и ещё 5 минут езды на скорости до 40 км/ч с плавным разгоном.

Ситуация меняется, если мороз продолжает крепчать, и стабильно держится в диапазоне -20 -30 оС. Время прогрева на холостых возрастает до 10 минут. Но, не спешите стартовать, необходимо проделать ещё одну процедуру. Необходимо пройтись по всем передачам, с задержкой на каждой 10 секунд. Первыми будут передняя и нейтральная скорость. Если есть ручной режим, пройдитесь и по нему, и только потом переходим в режим R.

На всё опытный водитель тратит времени не больше одной минуты. Только после этого можно спокойно начинать двигаться вперёд. В течение следующих 5 минут коробка разогреется до минимальной безопасной рабочей температуры. Главное, не делать резких рывков и не превышать предел в 40 км/час. Если обобщить советы, можно прийти к следующему алгоритму:

  • — плавный старт и минимальная скорость в первые несколько минут движения;
  • — особенно опасны разгоны в городе, в первые 15 минут движения по улицам.

А если игнорировать предварительный прогрев?

Стоит рассмотреть и худший вариант развития сценария:

  • 1. Забитый клапан приводит к ограниченному набору работающих передач.
  • 2. Грязные соленоиды гарантируют резкие толчки во время переключения.
  • 3. Повреждение соленоидов из-за недостаточной смазки.
  • 4. Вибрации и толчки, связанные с поломкой гидроблока.

Если диагностировали у себя одну, или несколько вышеупомянутых неисправностей, не стоит их игнорировать дальше. Необходимо как можно быстрее обратиться в профессиональную СТО для решения проблемы ремонтом.

Источник

Нужно ли прогревать автоматическую КПП и как правильно её прогревать

Большинство автомобилистов знают, что двигателю зимой необходим прогрев, а вот к прогреву АКПП многие относятся не столь внимательно, да и как ее правильно прогреть знают не все, а не правильный алгоритм действий при прогреве особенно при сильных минусовых температурах может только навредить агрегату. В этой статье я хочу поговорить о прогреве АКПП и о том зачем это нужно.

Оказывается прогрев АКПП нужен не менее чем двигателю и не прогревая коробку в мороз, автомобилист наносит вред коробке и сокращает её ресурс. Эксплуатационная жидкость ATF, как любое масло густеет на морозе и теряет свои смазывающие свойства. Если не прогревать коробку повышенная нагрузка идет на масляный насос, соленоиды и сам гидроблок. Перед началом движения масло необходимо прогреть до 20-25 градусов, дальше коробка прогревается в движении.

Читайте также:  Проверка эффективности работы цилиндров двигателя

Как же прогревать коробку?

  • Летом и до нуля градусов достаточно подождать около минуты, пока насос прокачает жидкость;
  • При около нулевых температурах и до -20, коробка так как сама она является мощным источником тепла прогревает себя сама, для прогрева ей достаточно постоять на холостых оборотах 3-4 минуты, первые километры рекомендуется ехать плавно, без резких стартов и торможений
  • При низких температурах от -25 градусов нужно завести автомобиль, дождаться пока обороты двигателя упадут до 700-800 об/м, включить режим D, затем слегка нажать на педаль газа, подняв обороты до 1000-1100 об/м, при этом нужно зажать педаль тормоза, чтобы автомобиль оставался на месте. В этом режиме АКПП хорошо и равномерно прогревается, а на её узлы нет повышенный нагрузок, после нескольких минут прогрева в таком режиме можно начинать движение, первые километры рекомендуется ехать плавно без резких стартов и торможений.

Основные ошибки при прогреве АКПП или как не нужно прогревать коробку.

  • Прогрев на высоких оборотах, для более быстрого прогрева автовладельцы прибегают к повышению оборотов на холостом ходу до 2000-2500 об/м., это может конечно быстрее прогреть коробку, но она будет испытывать повышенные нагрузки и вследствие чего повышенный износ;
  • Прогрев на холостом ходу, в -30 таким способом АКПП можно прогревать 25-30 минут и это не эффективно;
  • Довольно популярный способ, которые советуют даже опытные водители: последовательное включение режимов АКПП, эта рекомендация наносит вред АКПП, так как холодная коробка при переключении режимов получает повышенный износ, а быстрые переключения могут и вовсе вывести ее из строя и она может выдать ошибку и уйти в аварийный режим.

Автоматическая коробка очень сложный агрегат и поэтому правильный прогрев сохранит ее ресурс и поможет избежать дорогостоящего ремонта.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки , впереди ещё много интересного. Статьи на канале выходят каждый день.

Источник

Нужно ли прогревать АКП зимой, почему и как это делать правильно?

С прогревом мотора большая часть автовладельцев вроде бы определилась и греет моторы правильно: немного на холостых и потом при малой нагрузке в движении. В целом понятно, зачем нужен прогрев и как на ресурсе двигателя сказываются нагрузки «на холодную». В отношении АКП общественного консенсуса ещё только предстоит достигнуть. Кто-то газует в «паркинге», кто-то перебирает все положения селектора, удерживая педаль тормоза, кто-то начинает движение на малой скорости… А как нужно на самом деле, да и нужно ли вообще?

Начнём с главного: прогревать – нужно. Причины этого даже очевиднее, чем в случае с мотором. С повышением температуры масла меняются вязкость и смазывающие свойства, причем зависимость эта нелинейная. Желающим посмотреть на графики посоветуем одну из наших предыдущих публикаций, посвященных вязкости моторного масла. Для трансмиссионных масел, включая ATF (масло для автоматов), зависимость та же самая: вязкость холодного масла в сотни раз больше вязкости при рабочей температуре, что многократно повышает нагрузки на ряд узлов коробок передач. В результате от работы «на холодную» страдают маслонасос, соленоиды, лопатки гидротрансформатора и многое другое.

Не углубляясь в подробности, подытожим: коробке на холодном масле в минусовую температуру работать крайне тяжело

Прогревать до рабочей температуры коробку не нужно – это можно сделать на ходу. А вот добиться температуры, при которой вязкость выше нужной не в сотни, а хотя бы в 10 раз, мы можем. Эта температура составляет около 30 градусов Цельсия.

Автоматическая коробка передач с гидротрансформатором сама по себе – мощный источник тепла. В зависимости от режима работы КПД гидродинамического трансформатора (ГДТ) меняется в широком диапазоне. Нулевое значение – это когда ГДТ работает в качестве гидротормоза, полностью переводя всю энергию двигателя в тепло, до максимального КПД (оно никогда не доходит до единицы), которого ГДТ достигает перед отключением реактивного звена, то есть, перед переходом в режим работы гидромуфты..

До тех пор, пока электроника не заблокирует гидротрансформатор, часть мощности двигателя он будет превращать в тепло. А если машина стоит с включенным и заторможенным ГДТ, то все несколько киловатт мощности мотора на минимальных оборотах будут преобразованы в тепло.

Иногда дополнительным источником тепла выступает и двигатель. В зависимости от того, как реализована система охлаждения АКП, мотор может согревать коробку либо только после полного своего прогрева (когда используется схема охлаждения с теплообменником АКП в «холодном» бачке основного радиатора), либо одновременно, когда охлаждение коробки выполнено через отдельный теплообменник, включенный в «малый круг» системы охлаждения двигателя. Лишь при использовании независимого радиатора АКП будет довольствоваться только косвенным подогревом от мотора, за счет нагрева корпуса коробки от прогретого мотора и собственного радиатора от радиатора двигателя.

Впрочем, схема реализации охлаждения не так критична. Как показывает практика, АКП согревает себя за счет работы ГДТ очень быстро, теплообмен с двигателем вовсе не обязателен. Но в любом правиле есть исключения, и о них ниже.

Читайте также:  Как убрать звук двигателя из сабвуфера

Правила прогрева

Казалось бы, самый очевидный метод прогрева – это просто включить Drive, затормозить машину и позволить «грелке» на 3-8 киловатт, в которую в таком режиме превращается ГДТ, прогреть масло и всю коробку передач.

Попробуем проверить эту гипотезу с помощью несложной формулы. Удельная теплоемкость масла обычно лежит в диапазоне 1,5-2,5 кДж/кг на градус Цельсия. Стандартный объём масла в АКП – 8 литров, что составляет примерно 7 килограммов. Формула для расчёта времени прогрева при таких условиях выглядит так:

Здесь t – это время, которое нужно для прогрева, m – масса масла, с – теплоемкость масла, ΔТ – дельта температур, а W – мощность.

Учитывая, что нам нужно прогреть коробку хотя бы до 30 градусов, получаем примерно 90 секунд.

С учетом теплопотерь ГДТ, которые достаточно велики, и нагрева «железа» самой АКП реальное время прогрева больше раза в два-три.

Выходит, плюс-минус 3-4 минуты – именно таков минимум для прогрева АКП.

И даже если двигатель имеет заметно меньше мощности в таком режиме работы, то есть нам не хватает киловаттов в нашей формуле, то ничего страшного. У более современных авто и объем масла обычно поменьше, и масса «железа» АКП скромнее – разница оказывается более-менее скомпенсированной.

Перейдём к примерам. Мотор Saab 9-5 B205E – это 2,0 литра с турбонаддувом, на холостых оборотах при включенной передаче выдают (согласно прошивке OpenSID, которая разрешает доступ к инженерному меню через информационный дисплей) аккурат 6 киловатт после прогрева и 10, если обороты завышены до 1000 (в таком режиме он работает первые секунд 90 после холодного старта). Разница с обычной работой на холостых оборотах в «паркинге» составляет 5-8 киловатт. В общем, если слегка надавить на газ и приподнять обороты, прогрев пойдёт быстрее. Главное – не перестараться.

Именно такой режим – в «драйве», на тормозе и с оборотами в районе 1000 в минуту – и является рекомендуемым

Коробка плавно и равномерно разогревается, но при этом нет лишней нагрузки на ее узлы, подшипники скольжения не работают, но давление в них устанавливается, прогревается вся электроника АКП, выходя на рабочий режим, а за счет равномерного расширения металла и устойчивого потока жидкости тепловое напряжение между различными частями коробки минимально. Конусы и ремень вариатора находятся под нагрузкой, но не перемещаются.

После первичного прогрева можно потихоньку начинать движение. При повышении оборотов выше 1000 и, соответственно, нагрузки, потери в ГДТ могут значительно увеличиться, что позволит АКП быстро прогреться до рабочей температуры, уже без лишних рисков.

Неправильные способы прогрева

1) Переключение разных режимов

Тут есть два варианта. В первом «эксперты» советуют последовательно включать R-N-D и обратно, а при наличии “пониженных” режимов (на деле – исключения из диапазона высшей передачи) – и их тоже. Во втором варианте рекомендуется подержать в каждом режиме 15-20 секунд. Оба алгоритма вредны.

Каждое переключение в нейтраль – это скачок давления. Каждое включение реверса – ещё один, плюс воздействие на и без того загруженный фрикцион Drive/Reverse. Такие нагрузки «на холодную» нежелательны. А если переключать режимы один за другим очень быстро, то на современных машинах в результате вы можете получить не прогрев, а ошибку, так как бессмысленные переключения система самодиагностики АКП воспримет как замыкание или поломку селектора.

2) Поднять обороты повыше

Можно ли, удерживая тормоз и поднимая обороты до 2-3 тысяч, сделать прогрев ещё эффективнее? Нет. Конечно, ГДТ в этом случае преобразует в тепло свои 20-30 киловатт минимум, а мощными моторами и все 100, но кратное повышение мощности нагрева может быть опасно и для ГДТ, где нагрузки на лопатки в таком режиме превышают рабочие в несколько раз, и для коробки, куда приходит разогретое до более чем сотни градусов масло под большим давлением.

В итоге маслонасос работает с очень высокой нагрузкой, прогоняя смесь прогретого и непрогретого масла из картера по системе через холодные фильтры. Давление сжатия фрикционов высокое, но повышенная вязкость масла в зазоре может привести к их пробуксовке и подгоранию. Высокая нагрузка на соленоиды регулировки линейного давления тоже до добра не доведёт – тем более, что масло идет грязное, в обход фильтра. Короче, такой stall-test в мороз – гарантированный способ угробить АКП очень быстро.

3) Просто долго греть

На холостых оборотах мотор нагревается очень медленно. На месте имеет смысл «греться» минут 5, дальше нужно стартовать и ехать. Соответственно, плохо прогретый мотор вряд ли существенно поможет АКП (даже если у вас система охлаждения с теплообменником в малом контуре), а свободно вращающийся ГДТ обеспечит считанные сотни ватт. На машинах, где мотор начинает греть масло в коробке только после выхода на рабочую температуру, ждать придется минут 15-30. В общем, поработать с «драйвом» и оборотами в районе 1000 намного эффективнее.

Источник

Adblock
detector