Как правильно эксплуатировать турбодизельный двигатель

Простейшие рекомендации по правильной эксплуатации турбированного двигателя

С каждым годом турбированные двигатели пользуются все большей популярностью, они экономичны и имеют хорошие мощностные характеристики. Нужно лишь правильно эксплуатировать такой турбированный мотор, предупредив его серьезные поломки.

В последние годы отмечается тенденция, когда большинство автопроизводителей отказываются от атмосферных многолитровых двигателей, устанавливая вместо них компактные турбированные мощные и экономичные агрегаты. Преимуществ у таких двигателей внутреннего сгорания масса. Это их легкий вес, экономичность и прекрасная мощность. Нужно лишь помнить о том, что эксплуатировать такой автомобиль без каких-либо проблем можно только в том случае, если автовладелец знает и учитывает правила по использованию такой техники.

Особенности современных турбомоторов

Современные турбомоторы имеют рабочий объем в полтора-два литра, при этом они могут оснащаться сразу одной или нескольким турбинами небольшой мощности, что позволяет не только увеличить показатели мощности, но и решает проблемы с так называемой турбоямой. У таких автомобилей полностью отсутствует провал мощности до момента подключения нагнетателя, соответственно улучшается удобство эксплуатации таких автомобилей.

Однако великолепные эксплуатационные характеристики, мощность и экономичность принесены в жертву надежности. Если ранее двигатели могли прослужить на протяжении 300 тысяч километров и более, не требуя при этом капитального ремонта, то сегодня небольшие по-своему литражу турбоагрегаты обычно имеют ресурс в 150-200 тысяч километров. При этом первые неисправности могут отмечаться уже на 50-70 тысяч километров пробега, в особенности, если автовладелец не обеспечивает своевременный и качественный сервис машине.

Рекомендации по эксплуатации турбомоторов

Автовладельцу необходимо помнить о том, что беспроблемность эксплуатации турбодвигателя будет во многом зависеть от системы смазки, которая отвечает за охлаждение нагнетателя. В процессе работы турбина может раскручиваться до 15000 оборотов в минуту и более, при этом она смазывается и охлаждается маслом, которое циркулирует по системе каналов под высоким давлением. Даже малейшая неисправность системы смазки может привести к заклиниванию крыльчатки, а в последующем восстановить такой нагнетатель будет уже невозможно.

Автовладельцу необходимо проверять состояние масляного и воздушного фильтра, которые должны своевременно меняться в полном соответствии с требованиями автопроизводителя. Стоит масляному фильтру забиться, как ухудшается качество смазки. Крыльчатка и все подвижные элементы нагнетателя начинают работать посуху, что приводит к масляному голоданию, их преждевременному износу и серьезным поломкам. Поэтому пренебрегать интервалом сервисного обслуживания или использовать некачественные расходные материалы и технические жидкости при выполнении таких работ строго запрещается.

Часто автовладельцы упускают из виду тот факт, что запускать турбодвигатель необходимо более аккуратно, в сравнении с обычным атмосферным агрегатом. Сразу после заведения мотора активно газовать, тем самым прогревая машину, не следует. Двигатель должен проработать на холостых оборотах не меньше минуты, что позволит обеспечить равномерное давление в системе смазки. Тогда как активно газуя на ещё непрогретой машине, автовладелец быстро выводит из строя турбонагнетатель, который некачественно смазывается, и уже к 50 000 километров пробега появляются первые проблемы, после чего требуется выполнять дорогостоящий ремонт.

При выполнении сервисного обслуживания или после мелкого ремонта турбомотора необходимо следить за состоянием системы смазки. Само масло должно быть чистым, без примесей посторонних включений, а если техническая жидкость быстро темнеет, то необходимо прочистить мотор с помощью соответствующей автохимии. Ремонтные работы на турбированных моторах представляют большую сложность, поэтому доверять свой автомобиль специалистам из гаражных сервисов мы бы вам не рекомендовали. Конечно, после завершения гарантии отвозить машину в дорогостоящий сервис у официального дилера не стоит, но и экономить на профессионализме исполнителей то же не следует.

При необходимости эксплуатации автомобиля в зимнее время года не лишним будет перед тем как запускать мотор провернуть несколько раз зажигание, что обеспечивает правильное циркулирование масла, и в последующем сразу после включения агрегат будет качественно смазываться, даже при условии низких температур на дворе. Зимой некачественное масло быстро загустевает и не обеспечивает качественную смазку агрегата. Поэтому рекомендуется сервисные работы с двигателем приурочить к осени, что позволит быть полностью уверенным в качестве технической жидкости и беспроблемности эксплуатации автомобиля.

Основной причиной поломок турбомоторов является неправильная остановка двигателя. Во время работы нагнетатель раскаляется, поэтому если просто заглушить машину, то по причине экстремально высоких температур металл может деформироваться, что приводит в последующем к существенному сокращению срока службы двигателя и необходимости выполнять дорогостоящий ремонт. Мотору после поездки необходимо дать поработать несколько минут, после чего можно заглушить машину. Также решить проблему можно путем установки так называемых турботаймеров. Это специальное устройство, которое позволяет заглушить двигатель, машина ставится на охрану после ее закрытия, но при этом работает вентилятор, который обеспечивает качественное охлаждение турбины.

Читайте также:  Как правильно перебить номер двигателя

Ещё одной распространенной ошибкой при эксплуатации таких автомобилей является частая работа на холостом ходу. Следует полностью исключить работу при холостых оборотах длительностью более 30 минут. Именно при таких минимальных оборотах в системе появляется низкое давление, что приводит к образованию протечек по соединениям. Поэтому не стоит удивляться, что у машины, которая часто простаивает в пробках, появляются проблемы с мотором, выхлоп становится сизым, а в скором времени приходится растачивать агрегат и менять головку блока.

Выводы

Использование турбомотора имеет свои определенные особенности, которые автовладельцу нужно обязательно учитывать, что позволит избежать серьезных поломок, сократив расходы на эксплуатацию такого автомобиля. В первую очередь необходимо будет обеспечить отличное техническое состояние, а особое внимание уделяется состоянию системы смазки. Машину необходимо правильно прогревать. Уже в последующем после окончания поездки нужно дать поработать мотору несколько минут и лишь после этого глушить авто, что обеспечит правильное охлаждение турбины.

Источник

Правильно эксплуатируем автомобиль с турбированным двигателем

Правильно эксплуатируя турбированный мотор, в частности, избегая выключения двигателя сразу после завершения поездки, можно будет продлить срок службы силового агрегата.

Технология турбированных двигателей, появившихся ещё в середине прошлого века, сегодня получила наибольшую популярность на рынке. Такие турбированные мощные и одновременно экономичные моторы позволяют существенно улучшить эксплуатационные характеристики автомобилей различных классов. Впрочем, существуют определенные особенности эксплуатации таких двигателей, которые следует учитывать при использовании автомобилей. Можно ли глушить такой турбомотор сразу после завершения поездки или следует дать ему поработать на холостых оборотах несколько минут. Разберёмся в тонкостях эксплуатации таких силовых агрегатов.

Особенности эксплуатации турбированных двигателей

Если, владея автомобилем с атмосферным двигателем, мы попросту не задумываемся о том, как правильно следует заводить и глушить мотор, то с турбоагрегатами приходится учитывать определенные особенности их использования. В первую очередь поговорим о том, что же представляет собой турбонагнетатель.

Турбина имеет вид улитки, внутри которой располагается маховик, раскручивающийся за счёт движения выпускных отработанных газов. Раскручивающая турбина начинает нагнетат в двигатель свежий воздух, который необходим для работы силового агрегата. Чем больше давление создает турбина, тем мощнее двигатель. Современные турбины сочетают компактные габариты, простоту конструкции, а также гарантируют возможность получения с небольшого по объему двигателя отличных мощностных характеристик.

В процессе работы двигателя турбина может раскручиваться до огромных показателей оборотов, соответственно ей требуется качественное охлаждение и смазка. Отдельные модификации турбин могут раскручиваться до 4000 оборотов в секунду. Без качественной смазки такой двигатель и его нагнетатель работать просто будут не в состоянии.

Тут и появляются определенные особенности использования такой техники. Если сразу же после активной и продолжительной поездки заглушить двигатель автомобиля, то турбина, по сути, останется раскаленной, что может в последующем привести к определенным проблемам с надежностью всей системы.

Проблемы со смазкой

В процессе работы крыльчатка турбины крутится с чудовищной скоростью. Соответственно, таким подвижным элементам необходима качественная смазка, в противном случае появляется преждевременный износ, а элементы турбины могут потребовать ремонта буквально по прошествии нескольких лет эксплуатации нового автомобиля. Для смазки и охлаждения турбины используются специальные сложные системы и уникальные разработки, которые позволяют обеспечить работоспособность этого узла.

Турбина во время работы может раскаляться, что приводит к закоксовке масла при использовании некачественной смазки, а также ряду других проблем, которые отмечаются в тех случаях, когда автовладельцы неправильно эксплуатируют свои автомобили. В том случае, если двигатель глушится сразу после поездки, то внутри турбины оказывается раскалённое масло, которое быстро приходит в негодность. Масляные каналы начинают забиваться отложениями, в скором времени появляется износ крыльчатки, как результат, турбина работает посуху, что приводит к ее быстрому выходу из строя.

Масло обеспечивает не только смазку подвижных элементов турбины, но и отвечает за охлаждение всего агрегата. Специально для этих целей большинство турбин имеют дополнительные масляные радиаторы, в которых смазка охлаждается, лишь после этого подается в крыльчатку, где используется, в том числе для охлаждения раскалённых узлов и элементов конструкции. При неправильной эксплуатации турбомотора температура нагнетателя может увеличиваться, не обеспечивается качественное охлаждение, что приводит к различного рода критическим поломкам.

Читайте также:  Причина не запуска двигателя ланос

Рекомендации специалистов

Опытные мотористы, которые занимаются ремонтом и обслуживанием турбированных двигателей, рекомендуют всё же не глушить сразу двигатель после завершения поездки. Следует дать поработать мотору несколько минут на холостых оборотах, что позволит прийти в норму температуре турбины, и лишь после этого можно глушить силовой агрегат. Так мы сможем предупредить преждевременный износ нагнетателя, будут решены проблемы с его смазкой и охлаждением.

Следует правильно использовать турбированные двигатели не только в жаркое время года, но и зимой, когда за счёт резкого охлаждения нагнетателя его раскалённые элементы могут начать деформироваться, что приводит к быстрым поломкам турбины с необходимостью ее последующей замены. Только бережно относясь к своему двигателю автомобиля, можно будет продлить его срок службы, а автовладелец будет избавлен от серьезных поломок силового агрегата.

Использование специальных турботаймеров

Специально для владельцев турбомоторов были разработаны системы сигнализации, которые позволяли правильно завершать работу двигателя, что предупреждало серьезные поломки нагнетателя. По сути, такие охранные комплексы после выключения двигателя и постановки машины на охрану поддерживали работающим компрессор и помпу, которая прокачивает масло, правильно завершая работу турбированного мотора.

Стоимость таких сигнализаций на сегодняшний день не слишком высока, тогда как их установка позволяет предупредить критические поломки двигателя, экономя автовладельцу расходы на ремонт силового агрегата. Отдельные автопроизводители уже в штатной комплектации устанавливают такие охранные комплексы и системы безопасности, которые позволяют правильно завершать работу турбированных двигателей.

В автомобиль можно установить так называемый турботаймер. Это простейшее устройство, которое поддерживает турбину работающей даже после того, когда двигатель будет заглушен. Автоматика будет самостоятельно определять температуру нагнетателя, соответственно он будет работать различное время для своего полного охлаждения. Также можно подобрать относительно простые приспособления, где автовладельцем вручную предварительно устанавливается время, которое работает турботаймер, что необходимо для охлаждения нагнетателя.

Выводы

Беспроблемность использования автомобиля с турбомотором будет во многом зависеть от правильности эксплуатации транспорта его владельцем. У таких силовых агрегатов имеется определённая особенность, знание которой позволит продлить срок службы двигателя. Глушить мотор сразу после завершения поездки не следует. Необходимо дать поработать силовому агрегату несколько минут, что потребуется для правильного охлаждения турбины. Впрочем, можно использовать специальные охранные комплексы или турботаймеры, которые после выключения двигателя будут поддерживать турбину работающей некоторое время, что и позволит охладить ее крыльчатку, предупредив различные сложные поломки агрегата.

Источник

avtoexperts.ru

Прогресс уже давно не стоит на месте: прежние тихоходные, но шумные дизельные моторы стали работать тише, а мощи, и, соответственно, динамики у них прибавилось. Причем, заметный прорыв в этом направлении случился тогда, когда на дизельные силовые установки начали устанавливать турбонаддув. Сегодня множество автомобилей, оснащенных дизельными двигателями, имеют в конструкции турбину. Однако не все владельцы машин с такими агрегатами знают, как правильно эксплуатировать турбодизельный двигатель так, чтобы он прослужил как можно дольше. Мы подготовили восемь простых советов, которые помогут нынешним или потенциальным владельцам машин с подобными агрегатами не допускать просчетов в эксплуатации турбины.

Совет №1. Держите уровень масла под контролем.

Всем двигателям вообще, а рассматриваемому нами турбированному дизельному мотору в частности, не рекомендуется масляное голодание. Ведь масло в таком агрегате играет особую роль, смазывая подшипники скольжения и качения турбокомпрессора. Когда уровень моторного масла падает, подшипники не получают нужного количества смазки, что приводит к их скорому износу и выходу из строя.

Поэтому рекомендуем как можно чаще проверять уровень масла в картере двигателя и при обнаружении дефицита смазки, немедленно доливать нужно количество. Кроме того, необходимо выяснить причину, по которой в системе падает уровень масла (это может быть загрязнение либо не герметичность масляной системы, выход из строя масляного насоса и прочее) и незамедлительно ее устранить.

Совет №2. Используйте только качественное моторное масло.

Раз уж приобрели автомобиль с турбодизельным двигателем, не скупитесь на заправку его качественным и рекомендованным производителем моторным маслом. Тут как в известной поговорке: сэкономите на рыбке, получите плохую юшку. Выше мы уже указали, какую роль играет моторное масло для турбины, поэтому заливать в двигатель абы какое масло – значит, заранее обрекать турбокомпрессор силовой установки своей машины на медленную смерть. Важно помнить: масла, рекомендованные для турбированных агрегатов, отличны по составу от обычных масел ввиду того, что при работе в турбине они подвержены воздействию куда больших температур и нагрузок, чем в атмосферном моторе. Еще один немаловажный аспект: крайне не рекомендуется смешивать разные по коэффициенту вязкости масла, например, доливать в двигатель масло 5w-30, если там уже было залито 10w-40.

Читайте также:  Сколько масла в двигателе peugeot 207

Поэтому советуем: заливайте масло одного коэффициента вязкости и желательно одной и той же марки.

Совет №3. Следите за качеством дизельного топлива.

Турбина дизельного двигателя чувствительна не только к качеству моторного масла, но и к качеству топлива, которым вы «кормите» свой автомобиль. При использовании горючего низкого качества вероятно засорение топливной системы двигателя, что, в свою очередь, сказывается на потере мощности двигателя, из-за чего турбина, чтобы восполнить этот пробел в оборотах, вынуждена работать на пределе мощности. А это может привести к сокращению срока ее эксплуатации.

Поэтому рекомендуем по возможности заправляться только на проверенных АЗС. Если не уверены в качестве горючего, его лучше дополнительно отфильтровать.

Совет №4. Избегайте перегазовок в момент запуска турбированного двигателя.

Следовать этому совету нужно, прежде всего, тем владельцам машин, у которых не установлена система запуска/остановки двигателя Start&Stop. Дело в том, что при запуске двигателя масляные каналы еще не заполнены моторным маслом, при нажатии на педаль акселератора вы даете нагрузку на турбину, которая вращается практически без масла, вследствие чего быстро изнашиваются ее узлы (бронзо-графитовые подшипники скольжения и качения), что в конечном итоге приводит к выходу из строя турбокомпрессора.

Поэтому настоятельно рекомендуем подавать газ плавно, и некоторое время (в течение 5 минут максимум) после запуска дать двигателю поработать на холостых оборотах, а затем начать движение на низких оборотах, постепенно увеличивая нагрузку. Оговоримся, что это важно для двигателей, не оснащенных системой Start&Stop.

Совет №5. Держите при езде средние обороты.

Турбина двигателя – это агрегат, постоянно работающий при высоких нагрузках, поэтому ездить на автомобиле с таким агрегатом длительное время на низких оборотах нельзя. Вообще же рекомендуется несколько раз в неделю давать турбине мотора поработать на предельно высоких оборотах: таким образом, вы активируете процесс очистки системы наддува турбокомпрессора, что в дальнейшем поможет продлить срок эксплуатации агрегата. Важно избегать «перекручивания» турбины, то есть длительной езды на высоких оборотах. При этом ротор турбокомпрессора испытывает повышенные нагрузки, что приводит к дисбалансу в его работе и, как следствие, выходу из строя его узлов.

Поэтому при езде на автомобиле с подобным типом мотора лучше всего придерживаться средних оборотов.

Совет №6. Не глушите двигатель сразу после остановки автомобиля.

Этот совет особенно важен для автолюбителей, чьи турбодизельные моторы не оснащены системой Start&Stop. Дело в том, что при незамедлительной остановке двигателя крыльчатки турбины еще продолжают вращаться, но масла, которые смазывает их, уже недостаточно, что приводит к перегреву узлов турбокомпрессора (ротора и подшипников). А это, в свою очередь, ведет к повышенному износу указанных частей турбины.

Поэтому после остановки дайте поработать двигателю на холостых оборотах короткое (не более 5 минут) время. За это время турбина охладится и ее можно деактивировать.

Совет №7. Избегайте длительной работы мотора на холостых оборотах.

Для турбированного двигателя работа на холостых оборотах в течение 20-30 минут – смерти подобна. Дело в том, что при таком режиме работы двигателя может произойти закоксовка (проще говоря, засорение) турбины, а именно маслоотводящей трубки, привода изменения геометрии турбины. Также при длительной работе на холостых оборотах возможен подсос моторного масла в цилиндры двигателя, что может привести к выходу из строя компонентов цилиндропоршневой группы.

Если вы все же держите мотор длительное время на холостом ходу, то советуем вам держать частоту вращения коленвала на 1200-1600 об./мин.

Совет №8. Вовремя проводите техническое обслуживание автомобиля.

Придерживайтесь рекомендованных производителем сроков замены моторного масла и фильтров, как масляного, так и воздушного. Помните, что для турбированного двигателя сроки прохождения ТО, как правило, короче, чем для атмосферного, так как турбина работает при более высоких нагрузках, чем обычный дизельный агрегат, и, следовательно, чаще нуждается в свежем масле и фильтрах.

Следование этим простым советам избавит владельцев автомобилей от дорогостоящего ремонта турбины.

Источник

Adblock
detector