Как посадить самолет с отказавшим двигателем

Может ли самолет сесть без двигателей? Отвечает пилот самолета.

Всем привет и сегодня мы с вами поговорим о том, сможет ли самолет зайти на посадку без двигателей. Вот прямо совсем без единого.

Давайте начнем с аэродинамики!

У каждого самолета есть определенное аэродинамическое качество. Если говорить обычным языком, то это означает то, как хорошо самолет летает, на сколько он легко обтекается воздухом. Чем меньше трение и меньше сопротивление, тем больше это самое качество.

Обозначается оно обычно цифрой. Например, для самолета Airbus A320 оно примерно равно 16. Это означает, что при отключении двигателей самолет сможет пролететь 16 километров на каждый 1 километр высоты.

Давайте объясню еще раз!

Самолет находится в небе. У него полностью исчезает тяга. Следовательно, теперь у экипажа есть два варианта: либо держать неизменной высоту полета, либо скорость полета. Происходит это из-за трения.

Получается, что если вы будете пытаться удержаться на высоте, то тогда вы начнете терять скорость, и в какой-то момент ситуация станет критичной, самолет начнет сваливаться.

Вторым вариантом, более правильным, станет выдерживание скорости полета, однако для компенсации сопротивления воздуха нам придется начать снижение. И тут в дело вступит качество самолета! Чем оно выше, тем меньше сопротивление. Следовательно, меньше падает скорость.

Получается, что самолет на каждый потерянный километр высоты сможет пролететь около 16 километров.

Интересным фактом может стать советский Буран, летавший в космос. Его качество равнялось 1 😀 Получается он пролетал один километр и при этом снижался тоже на один километр. Нужно заметить, что двигатели в нем отсутствовали в принципе!

А теперь давайте вернемся к самолетам.

В случае, если нас настигнет отказ всех двигателей, что уже трудно себе представить, все будет зависеть от высоты полета. Чем она выше, тем больше времени мы сможем находиться в воздухе, и тем дальше мы сможем спланировать. Мы, слава Богу, не Буран, с высоты 10 км сможем пролететь еще 150-160 километров.

Дальше огромную роль сыграет местность, над которой выполняется полет. Если мы летим над Европой или США, то в таком случае проблем не возникает — там аэропорты находятся на каждом шагу. В радиусе 100 километров мы точно найдем что-то подходящее.

В России этот вопрос становится острее. В Европейской части, а также на Югах рядом с границами Казахстана, Монголии и Китая мы еще что-то найдем, однако если мы летим на Севера, то там все печально.

Скорее всего, найти пригодную полосу для посадки нам не удастся.

Однако не стоит пугаться! Как раз для таких случаев существует рейтинг безопасности двигателей. Там подсчитан процент вероятность отказа в полете. Именно поэтому не все самолеты способны летать в такую глушь, только сертифицированные и надежные. Как раз по этой причине вы и не видите по телевизору историй о том, как у кого-то на крайнем севере произошел отказ двигателя.

После того, как мы подберем аэродром для посадки, нам останется только правильно спланировать на полосу. Нужно сделать это так, чтобы нам хватило высоты для планирования на полосу и, в случае чего, вовремя погасить избыток высоты, чтобы точно сесть в начало полосы. Задача непростая, но реальная.

Надеюсь, я смог вас заверить в том, что не нужно бояться отказов. Если у вас есть любые возражения, комментарии или вопросы — можете написать их мне и я постараюсь ответить aviatorchannel@yandex.ru

P.S. С посадкой в Ижме совсем другая история, ее мы во внимание не берем!

Если вам понравилась история — я буду очень благодарен, если вы поставите палец вверх.

Я также буду рад, если вы поделитесь этой статьей в одноклассниках, чтобы еще больше людей прочитали её.

Источник

3 невероятных посадки. Когда у самолета отказали оба двигателя, но все остались живы

ИСТОРИЯ 1. ЧУДО В КУКУРУЗЕ

Утром 15 августа 2019 года произошло чудо, которому пока не дали официального названия, но уже хотят снимать фильм.

Читайте также:  Как перебирают двигатель пассата б5

Да, речь об удивительной посадке аэробуса А321. Отказавшие двигатели, 233 человека на борту, полные баки топлива после взлета. Можно ли в такой ситуации посадить самолет без крушения? На учебных тренажерах подвиг не удалось повторить никому. А в реальной ситуации пилоты справились блестяще.

Дамир Юсупов и Георгий Мурзин — имена, которые теперь вошли в историю мировой авиации.

Хронология события

Около 6:13 утра. Аэропорт «Жуковский». Аэробус А321 получает разрешение на взлет. Рейс: Москва — Симферополь. Практически в первые же секунды чайки попадают в двигатели.

В 6:14 капитан подает диспетчерам сигнал «Pan-pan, pan-pan, pan-pan» («пан-пан»). В радиотелефонной связи он означает возникновение аварийной ситуации. При этом имеется в виду, что пассажиры подвержены угрозе, но нет угрозы жизни или транспортному средству. О непосредственной опасности жизни или судну подается сигнал Mayday. На тот момент отказал один двигатель.

Диспетчер оставляет решение за КВС (капитаном воздушного судна).

Почти в 6:15 капитан просит разрешение на обратный заход и получает утвердительный ответ диспетчера.

Тут же выходит из строя второй двигатель. И оперативно принимается решение сажать самолет на кукурузное поле. Оно находилось прямо по курсу. И соответствовало инструкциям: в крайней ситуации сажать по возможности на местность с низкорослыми кустарниками. На счастье всех находившихся в самолете это было как раз поле с 3-метровой кукурузой.

В 6:15:49 КВС сообщает диспетчеру, что посадил самолет за пределами взлетно-посадочной полосы. Одновременно велась эвакуация пассажиров по надувным трапам.

В 6:40 на место аварийной посадки прибыли экстренные службы. Был зафиксирован факт отсутствия открытого горения и задымление второго двигателя, который оторвался от самолета при скольжении по полю.

В 7:47 все пассажиры уже сели в автобусы и отправились в аэропорт Жуковский.

Полное видео взлета и посадки (источник — Life News):

Цифры и факты

  • 233 человека (226 пассажиров и 7 членов экипажа) на борту. Все выжили.
  • 74 пострадавших . Из них — 17 детей.
  • 1 человек госпитализирован в тот же день — 69-летняя женщина, получившая ушиб поясничного отдела позвоночника. Доставлена в больницу.
  • 1 человек госпитализирован на следующий день. Это — второй пилот Георгий Мурзин. Он получил ушибы грудной клетки.
  • 90 секунд — длительность полета.
  • 200 м — длина борозды торможения самолета.
  • 4 км — приблизительное расстояние от места аварийной посадки до аэропорта «Жуковский». Самолет сел недалеко от деревни Рыбаки в Подмосковье.

Пилоты получили звание Героев РФ, а бортпроводники — ордена Мужества.

Пилоты

Мне бы хотелось начать со строк из песни:

Небо — наш, небо — наш родимый дом,

Первым делом, первым делом — самолеты.

Но дело в том, что у этих летчиков на первом месте были люди. Самолет, который был ювелирно посажен в кукурузном поле, восстановлению не подлежит. А вот все пассажиры и члены экипажа — живы.

1. Юсупов Дамир Касимович

Первый пилот — Дамир Юсупов — человек с удивительной историей жизни. Он с детства знал, кем хочет быть — летать, как папа (отец — пилот вертолета). Но не прошел медкомиссию при поступлении в летное училище. Получил образование юриста и работал в этой сфере до 32 лет. А потом попробовал поступить второй раз. И прошел.

Дамир родился в г.Игарка (Красноярский край). Позднее семья переехала в Сызрань, затем — в Екатеринбург.

В школе любимыми предметами Юсупова была география и геометрия. Судя по посадке самолета — это очевидно.

С красным дипломом в 2013 окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации училище ( филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации ). Заочно окончил Ульяновский институт гражданской авиации в 2018.

В компании «Уральские авиалинии» — с 2013 года. За плечами более 3000 часов налета.

У Дамира — четверо детей: 2 сына от первого брака, дочь и сын — от второго. О подвиге папы узнали все, кроме самого младшего ребенка, которому пока 3 года.

Со своей второй женой Натальей Дамир познакомился в самолете через 2 года после развода с первой супругой. Знакомство состоялось на рейсе Екатеринбург-Краснодар. А уже спустя 6 месяцев отпраздновали свадьбу.

О том, что произошло с мужем, Наталья услышала из уст супруга. Он просто позвонил и спокойно сказал:

Дамир давно вернулся к полетам. А в интервью говорит о том, что устал от известности. И полагает: снимать фильм еще рано. И надо дождаться, когда будут расставлены все точки на i.

Читайте также:  Из чего сделана головка двигателя

Однако когда Юсупова попросили пофантазировать и представить, кто мог бы сыграть главную роль в такой киноленте, Дамир ответил: Егор Бероев. И я согласна. Актер, действительно, имеет немало общего во внешности с героем. Впрочем, Юсупов не считает себя кем-то особенным. И говорит, что просто делал свою работу.

На память о событии Дамир хранит початок кукурузы с того поля. После посадки бортпроводники нарвали несколько и подарили в том числе пилоту.

После аварийной посадки Мурзин дал короткое интервью телеканалу «РЕН ТВ»:

«После взлета попала птица в двигатель, левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала, обороты работали нестабильно, потом второй двигатель тоже заглох».

2. Мурзин Георгий Александрович

Второй пилот. В июне ему исполнилось всего 23 года. И он стал первым Героем России, который родился уже в постсоветское время.

Как и Юсупов, Георгий вырос в семье, для которой «небо — родимый дом». У Дамира отец — вертолетчик, мама — медик, осматривавший перед полетами. А у Георгия оба родителя — бортпроводники.

Неудивительно, что сразу после школы Мурзин пошел поступать в летное училище — то же, которое окончил Юсупов. И у того же преподавателя. Впрочем, еще в школьных сочинениях Георгий писал, что мечтает стать летчиком. А в самой школе №86, где он учился, помнят, как будущий Герой «зажигал в рок-группе «Черный горизонт».

В «Уральские авиалинии» Георгия приняли в 2018 году. Общий налет составил более 600 часов.

О причинах аварийной посадки

Сейчас многие размышляют о том, как чайки могли попасть в двигатели. Чайки — одни из самых опасных птиц для авиации. В любом аэропорту, в том числе — Жуковском, есть системы орнитологической безопасности. Но ни одна из них не может обеспечить 100%-ную гарантию защиты.

15 августа система отпугивания птиц а/п Жуковский была в рабочем состоянии. По анонимным сообщениям сотрудников аэропорта установки уже устарели. Однако официальной информации, подтверждающей этот факт, нет.

Недалеко от Жуковского есть несанкционированная свалка, а также — крупный водоем. Все обстоятельства расследуются специальной комиссией.

Момент, когда чайки попали в двигатель. Видео из салона. Источник — НТВ:

Нюансы посадки

Когда отказали оба двигателя, было быстро принято единственно верное решение — сажать планирующий самолет на поле. По инструкции рекомендуется в подобных ситуациях искать возможность садиться на местность с низкорослыми кустарниками. Трехметровая кукуруза оказалась большой удачей. Она хорошо самортизировала.

Позднее представители авиации(в том числе Глава Росавиации) подтвердили, что все действия экипажа были профессиональны :

  • самолет перевели в ручное управление и выключили турбинный двигатель, чтобы избежать возгорания с полными баками топлива;
  • самолет обесточили (тоже для предотвращения пожара);
  • шасси не было выпущено, чтобы транспортное средство не зарылось в землю — сажали на брюхо со скольжением по полю;
  • судно выдерживали на планировании и подвели к земле плавно;
  • первое касание — хвостом, чтобы сбить скорость. Если бы клюнули носом, то посадили бы самолет на двигатель.

Посадка — ювелирная работа!

Интересный нюанс: по своей природе Дамир Юсупов — левша, хотя в школе его и обучили писать правой рукой. Почему это важно? В аэробусе 321 нет штурвала. Управление ведется «джойстиком», и находится он — с левой стороны.

Бортпроводники действовали слаженно и организовали быструю, но спокойную эвакуацию по надувным трапам. Паники не было. Пассажиры смогли оперативно покинуть воздушное судно. Ведь первоначально все боялись вероятного возгорания. Однако его не произошло.

Когда прибыли экстренные службы, то был зафиксирован факт отсутствия открытого горения. Авиатопливо было разлито на поле объемом до 1 тонны. Один из двигателей оторвался при скольжении самолета.

Слова стюарда Дмитрия Ивлицкого уже стали крылатой фразой. Когда он в рупор направлял эвакуированных пассажиров:

Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы.

Видео с этой фразой:

Теперь это — мем. Который печатают на футболках, распространяют в соцсетях и даже хотят сделать вывеску.

Имена всех стюардов: Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина, Яна Ягодина.

Самолет после посадк и в Жуковском не подлежал восстановлению. Чтобы его вывезти, пришлось разрезать на части.

При посадке пострадали в основном дети из-за маленькой массы. Скорость — 340 км/ч при посадке, интенсивное торможение — вырывало из кресел. Возможно, ремни не были затянуты достаточно туго.

Читайте также:  Двигатель урал на зил расход топлива

90 секунд, изменивших жизнь

Что говорили пассажиры, у которых брали интервью после посадки:

Просто летели к земле. Но никто не кричал, никакой паники. Настолько очевидно было, что не нужны были слова. Все просто ждали своей участи.

Действительно, на видео из салона не слышно ни одного человеческого звука, пока самолет не ударился хвостовой частью о землю.

Пассажиры отметили, что самолет 3-4 раза коснулись земли при посадке.

Многие из тех, кто был на борту, считают этот день (15 августа) своим вторым днем рождения. Одна девушка высказалась, что теперь едва ли решится на авиапутешествия, но другой подросток, наоборот, заявил, что он хотел бы еще раз повторить приключение. И его отец тут же остановил речь, шутливо прервал: «Нет уж, лучше не надо».

А мне запомнился молодой человек, который сказал, что это был всего лишь второй (!) полет на самолете в его жизни. Теперь воспоминание останется с ним надолго, как и квиточек от билета.

Сели настолько быстро, что этого не ожидали диспетчеры. Они даже попросили повторить фразу, настолько неправдоподобной казалась вероятность успешной посадки. Смотрите скриншоты в карусели (листайте вправо):

Я стала искать похожие случаи. Вы, наверное, помните и ту героическую посадку в 2010 году , когда самолет сажали на заброшенную взлетно-посадочную полосу в тайге. Судно выкатилось за пределы ВВП почти на 200 м, но никто из пассажиров не пострадал. Позднее это событие найдет отражение в экранизации: в «Елках-2» в основе сюжета — история с пилотом самолета, который сажают на заброшенном аэродроме. Там также использовался для посадки стакан с водой для ориентира.

Остальные связаны с приводнением, то есть с посадкой на поверхность воды.

В истории мировой гражданской авиации — всего 21 случай с вынужденным приводнением самолета. При этом только в 10 из них никто не погиб. Вот 2 самых известных случая:

ИСТОРИЯ 2. ЧУДО НА ГУДЗОНЕ

Это произошло в США, 15 января 2009 года. Аэробус А320 тоже столкнулся со стаей птиц — канадских казарок. И также произошел отказ двух двигателей.

Самолет был посажен на воду реки Гудзон (Нью-Йорк). На борту было 155 человек, включая 5 членов экипажа. Все выжили. 83 человека ранены, 5 из них серьезно. Пассажиры вышли на крылья самолета. Температура воды была — ноль градусов по Цельсию. Поэтому большинство пострадавших — от переохлаждения. Но серьезных травм не было.

Посадка, которую назвали «Чудом на Гудзоне», занимает первое место в рейтинге удачных «приводнений» по количеству пассажиров.

Как же тогда назвать посадку в Подмосковье, где условия были еще сложнее (на сушу), а количество спасенных жизней — 255.

По событию на Гудзоне снят художественный фильм: «Чудо на Гудзоне». Фильм вышел в 2016 году.

ИСТОРИЯ 3. ЧУДО НА НЕВЕ

Аварийная посадка произошла 21 августа 1963 года. Ту-124 был посажен на Неву. На борту находилось 52 человека, включая 7 членов экипажа. Все выжили.

Рейс совершался из Таллина в Москву. Но уже после взлета заклинило стойку шасси. Было принято решение сажать самолет в Ленинграде. Все экстренные службы находились в боевой готовности. Ожидалось, что самолет будет посажен на брюхо на грунтовой полосе .

Лайнер облетал город на минимальной высоте (500 метров) для того, чтобы выработать авиационное топливо и тем самым снизить вероятность пожара. В это время экипаж пробил в полу кабины дыру и шестом пытался выпустить заклинившую стойку шасси.

Когда на восьмом круге стало понятно, что топлива осталось как раз до аэропорта, отказал один двигатель. Самолету разрешили сквозной пролет через центр Ленинграда. Но практически сразу отказал и второй двигатель.

Самолет начал планирование с высоты 500 метров. Пилоты приняли решение сажать лайнер на реку. Управление было передано второму пилоту, который служил в военно-морской авиации и уже имел опыт приводнения. В итоге удалось посадить лайнер правильно, не допуская удара хвостовой части и заныривания в воду.

Посадка произошла недалеко от Финляндского железнодорожного моста, напротив Александро-Невской лавры. Ширина реки в этом месте — 400 м.

Интересный факт: среди пассажиров этого самолета был митрополит Таллинский Алексей Ридигер — будущий патриарх Алексий II. В полете ему было 34 года.

Источник

Adblock
detector