Как определить состояние масла в двигателе по капле

Как проверить качество масла в двигателе с помощью листа бумаги. Капельный тест

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Существует простейший тест, позволяющий определить качество моторного масла – он называется капельным. Наверняка, многие знают, почему, так как имеют опыт его проведения.

В этой статье напомним суть капельного теста и те проблемы, которые с его помощью можно выявить.

Методика капельного теста была разработана компанией SHELL в 1948 году. Ранее такая проба была очень популярна у автовладельцев. Сегодня, с появлением усовершенствованных и высокоточных методов диагностики масла, капельный тест используют не так часто – хотя в большинстве случаев он позволяет получить достоверные данные.

Напомним, что для проведения процедуры вам понадобится только лист чистой бумаги.

Перед тем как взять образец масла, прогрейте двигатель до рабочей температуры, заглушите и подождите несколько минут.

Затем вытащите щуп и удерживайте его над листом, пока на бумагу не упадет капля масла. Обратите внимание на консистенцию смазочной жидкости – капля должна собираться на конце щупа и плавно отделяться от него, а не стекать как вода (это может говорить о недостаточной вязкости). В то же время масло не должно быть слишком густым.

После того, как капля нанесена, подождите, пока она впитается – по инструкции (для самых точных результатов) должны пройти сутки, но для экспресс-теста достаточно и трех часов. Ускорить процесс можно, положив лист в духовку или на батарею отопления.

По прошествии времени рассмотрите пятно и выделите в нем несколько зон (можно увидеть до 4-х).

Ядро показывает, присутствуют ли в масле примеси – пыль, сажа, мелкие черные вкрапления металлов. Следующая за ним зона говорит о «возрасте» смазочной жидкости – чем она темнее, тем старее.

Внимание! Небольшое потемнение при сохранении консистенции и прозрачности масла – норма! Моторная жидкость обладает моющими свойствами, и загрязнения остаются в масле, а не на деталях двигателя.

Третья зона позволяет определить наличие в масле воды (если она есть, контур пятна неровный).

По последнему, наружному, кольцу можно узнать, содержится ли в масле топливо – чем кольцо шире, тем бензина или ДТ больше. Идеальный вариант – полное отсутствие такой зоны.

Если хотя бы один из указанных показателей не соответствует норме, масло подлежит замене.

Иногда для выявления воды в масле проводят дополнительный тест – поджигают бумагу с пятном. Если при горении третьей зоны слышится характерный треск, значит, вода в масле присутствует, и это может привести к неприятным последствиям. Смазочная жидкость становится менее вязкой и не удерживается на деталях двигателя. Обводненное масло замерзает при более высоких температурах, его моющие и диспергирующие присадки быстро перестают работать.

Чтобы точно отследить динамику износа, капельные тесты желательно проводить хотя бы раз в 2-3 тыс. километров пробега. Однако при этом стоит помнить и о сроках замены масла, регламентированных автопроизводителем.

А вы когда-нибудь проверяли состояние масла с помощью листа бумаги? Получилось? Делитесь своим опытом в комментариях!

Еще больше интересных и познавательных статей можно найти на нашем сайте .

Источник

Простейший тест моторного масла. О чем он сможет рассказать

От состояния моторного масла во многом зависит работа автомобиля, и задача каждого автолюбителя – не допускать, чтобы двигатель работал на старом масле. Для оценки качества и состояния масла не обязательно иметь лабораторное оборудование, ведь все необходимые тесты можно провести в домашних условиях. Сегодня хочу рассказать как это делать и что он покажет на самом деле. Забегая наперед скажу – очень важное свойство что может стоить капремонта.

Проведу «капельный тест», который позволит определить уровень износа масла, наличие в нем воды, топлива и, собственно, понять – пришла пора менять масло или можно еще поездить на старом. С принципами оценки можно ознакомится в статье: “ Как оценить качество масла на глаз ”.

Для такого теста будут нужны : лист обычной бумаги, которая используется в офисе, линейка, а также лист пластика или стекла .

Чтобы смысл и объективность результат были более ясными, проходить тест будет масло с трех разных автомобилей, причем, как пробег на масле, так и состояние самих моторов тоже отличается. В распоряжении были: Форд Фокус, ВАЗ-21099 (бензиновый) и Nissan X-Trail (дизель).

Форд – масло менялось 15 тыс. км. назад (Кастрол, синтетика, вязкость 5W30 ), на «девятке» – 4 тыс. км наза д (Зик, полусинтетика, вязкость 10W40 ), на X-Trail меняли масло 8 тыс. км назад , заливали Тотал, полусинтетику для дизеля, вязкость 10W40 .

Читайте также:  Сколько масла двигатель бад ф3

Пробы масла

Чтобы взять правильно пробу масла, нужно прогреть двигатель до рабочей температуры, затем глушить. Подождать примерно три минуты, затем достать щуп и вытереть его насухо, после чего опустить его на место и достать опять.

Берем наш щуп и наносим каплю масла на бумагу так, чтобы капля падала со щупа с высоты примерно 5 см. Такая операция проделывалась с каждым из образцов.

После этой процедуры даем листку с маслом высохнуть. Если по инструкции, то для точных результатов должно сохнуть сутки, однако для экспресс теста 3-х часов будет достаточно, ведь главное чтобы оно пропиталось по бумаге.

Методология проверки

По прошествии трех часов смотрим на наши пятна, на каждом нужно рассмотреть четыре зоны . Ядро показывает, какие есть примеси , вторая зона показывает возраст масла , чем чернее цвет, тем старее масло. Третья зона позволяет определить наличие воды в масле, если присутствует вода, то контур пятна будет зигзагообразный. Последнее, наружное кольцо может рассказать содержится ли топливо в масле (солярка или бензин), чем это кольцо шире, тем больше топлива присутствует в масле. Подробнее этот момент читайте тут . Но, кроме визуального состояния стоит определять, диспергирующие свойства масла ! Ведь они характеризуют способность масла выполнять свои функции.

Коэффициент диспергирующих свойств

Чтобы понять степень износа присадок-дисперсантов, которые не позволяют продуктам сгорания пристать к деталям двигателя и делать на них задиры, потребуется вычислить коэффициент диспергирующих свойств.

Норма коэффициента диспергирующих свойств моторного масла составляет от 1 до 3 .

Как определить?

Берем линейку, проводим замеры и вычисления с помощью формулы для измерения коэффициента. Замерять нужно диаметр ядра , а также — внешней зоны (третья) по формуле:

DS=1- d2/D2 , где d2 – внутренняя зона, а D2 – наружная.

По замерам получилось, что коэффициент диспергирующих свойств в первом случае был равен 0,88 , такой показатель считается нормой. Далее, по «девятке» расчеты показали коэффициент 0,86 , а по X-Trail показатель равен нулю .

О чем говорит тест: результаты

Если хотя бы один показатель плохой – масло под замену!

Итог таков: Форд Фокус – масло в нормальном состоянии и двигатель функционирует исправно, так что менять масло рано. У «девятки» – по показателю диспергирующих свойств масло в норме, однако визуальный тест оно не прошло, в ядре присутствовали загрязнения пылью, сажей и металлами. Такое нужно менять, так как дальнейшая эксплуатация приведет к повреждению цилиндров. Масло в X-Trail – обязательная замена, так как ни один тест оно не прошло, показатель вне нормы, и визуальный осмотр не предвещает ничего хорошего.

Как часто нужно делать?

Подобные тесты желательно проводить примерно один раз в 2-3 тыс. км . Это позволит точно отследить динамику износа . Однако помните: даже если такой тест показывает, что масло в нормальном состоянии, не стоит игнорировать требования по срокам замены, рекомендованные производителем автомобиля! Кстати такие навыки могут определить состояние и трансмиссионного масла или помочь при покупке подержанного автомобиля .

Если считаете тему полезной ЖМИТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ! ДЕЛИТЕСЬ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ , дабы не пропустить следующую статью.

Источник

Капельная проба моторного масла: алгоритм проведения, интерпретация на примере Special Plus 5W-40

Здравствуйте уважаемые читатели моей текстовой версии бортового журнала!

Мне хотелось бы продолжить тему моторных масел и сегодня на примере двигателя 1.6 MPI CWVA EA211, которым оснащен мой Volkswagen Polo Sedan и моторного масла Special Plus 5W40 (сейчас оно называется Special G) рассказать о капельном тесте моторного масла, который я провел весной 2018 года.

Капельная проба моторного масла — это экспресс-оценка состояния моторного масла (степени потери моющих свойств масла и т.п.) с помощью визуального и математического анализа пятна некоторого количества высохшего на бумаге моторного масла.

Перед проведением капельного теста запишите следующую информацию :

  • Общий пробег автомобиля
  • Марка используемого моторного масла
  • Пробег автомобиля с момента замены масла
  • Количество отработанных моточасов с момента замены масла

В моём случае были следующие характеристики :

  • Моторное масло Special Plus 5W40
  • Общий пробег автомобиля 5452 км
  • Пробег с момента последней замены масла 1268 км
  • За это время двигатель наработал 127,5 моточасов

Перед проведением капельной пробы масла необходимо осуществить следующие манипуляции с автомобилем:

  • Прогреть двигатель автомобиля до рабочей температуры (90 гр.)
  • Подготовить лист бумаги формата А4 (или промокашку)
  • Заглушить двигатель и выждать 3-5 минут
  • Капнуть с щупа ПЕРВУЮ каплю моторного масла на лист бумаги

У меня получилось так:

Для того, чтобы понимать некоторые математические манипуляции, обратимся к теоретическим материалам :

  1. А.С.201768 СССР, МПК 7 G01N 31/05. Оценки и выбраковки моторного масла по капельной пробе / Пасечников Н.С., Хмелева Н.М.
  2. Способ экспресс-оценки рабочих свойств работающих моторных масел в полевых условиях методом «масляного пятна» // Патент России № RU2563206C1. 20.09.2015. / Дунаев А.В., Соловьев С.А.
  3. Кельдышев В.А. Топливо и смазочные материалы: учебное пособие / В. А. Кельдышев. –. Челябинск: ЧГАУ, 2007. – 125 с.
Читайте также:  Двигатель для фена сколько вольт

После того, как ознакомились с теоретическим материалом, нам потребуется, чтобы масляное пятно высохло. Кто-то сушит его в духовке, я же просто положил в гараже на 2 дня в сухое проветриваемое место.

Далее нам потребуется бумага, ручка и линейка, а также калькулятор, чтобы высчитать характеристики пятна:

Капельный тест масла состоит из численной диагностики пробы путем расчета специальных характеристик и визуальной диагностики на свет состояния пробы.

Начнем с численной диагностики состояния моторного масла. Она базируется на расчёте коэффициента моюще-диспергирующих свойств моторного масла и коэффициента механических примесей в моторном масле:

в приведенных выше формулах введены следующие обозначения

d — Диаметр окружности кольца, мм

d1 — Диаметр окружности центра капли, мм

D — Диаметр окружности зоны диффузии, мм

Для начала давайте зафиксируем характеристики, которые понадобятся для использования в расчетных формулах.

Капельная проба состоит, в общем случае, из четырех характерных зон.

Первая зона – центр капли. Соответствует изначальному контуру капли до её дальнейшего растекания по листу бумаги. В этой зоне оседают тяжелые нерастворимые механические примеси в масле. Через d1 обозначим диаметр края окружности центра капли.

Вторая зона – кольцо темноватого цвета (оттенок зависит от количества моточасов, которое наработало масло), которое окаймляет центр капли. В этой зоне располагаются малорастворимые в масле органические примеси. Через d обозначим диаметр края окружности кольца.

Третья зона – обширная зона за второй зоной, обычно в диапазоне оттенков от желтого до сероватого цвета. Это зона диффузии через краевую зону масла с легкими растворёнными органическими примесями. Через D обозначим диаметр края окружности зоны диффузии.

И, наконец, четвертая зона — самое внешнее кольцо светлого тона. Это зона чистого масла. Присутствует не всегда в капельной пробе и в расчетах не участвует. В моём случае она не фиксируется.

После чистой зоны масла, в относительно редких случаях, может находится еще одно кольцо – это бензин, присутствующий в масле. Это зона также не учитывается в расчетах.

В расчетах будем использовать усредненные параметры зон.

1. Коэффициент моюще-диспергирующих свойств моторного масла

Вычисляется по двум методикам.

Обозначается ДС и является численной характеристикой диспергирующей способности масла, выражается в условных единицах. Нормальным диапазоном считается отрезок от 0,5 до 1. 1 – это идеальное состояние, 0,5 – это нижняя граница нормы. В случае, если этот показатель снизился до 0,6, необходимо участить проведение капельных проб, т.к. моторное масло находится на пределе рабочего состояния. Если этот показатель составляет величину меньше либо равную 0,3, моторное масло находится в аварийном состоянии.

Обозначается Кмд, получается по методике Хмелевой. Граничным считается значение 1,65. Если расчетное значение получилось ниже этой границы, то вероятно образование в двигателе лаковых отложений.

2. Коэффициент механических примесей в масле

Обозначается Кмпр, получается по методике Хмелевой. Граничным считается значение 0,44. Если расчетное значение получилось ниже этой границы, то вероятно образование задиров на стенках цилиндров.

Калькуляция коэффициента моюще-диспергирующих свойств моторного масла и коэффициента механических примесей в моторном масле Speical Plus 5W40

Замеры начинаем осуществлять с измерения зоны 1 – центра капли. Измеряем минимальный диаметр центра капли и максимальный диаметр центра капли и в качестве результирующего значения принимаем среднеарифметическое между минимумом и максимумом. В моем случае минимальный диаметр центра капли составляет 8 мм, а максимальный – 9 мм. В качестве итогового значения параметра d1 принимаем 8,5 мм.

Зона 2 (кольцо, окаймляющее центр капли)

Аналогичным образом осуществляем замеры зоны 2 – диаметра кольца. Измеряем минимальный и максимальный диаметры и вычисляем среднее арифметическое. В моем случае минимальный диаметр кольца составляет 11 мм, а максимальный – 12 мм. В качестве итогового значения параметра d принимаем 11,5 мм.

И, наконец, аналогичным образом замеряем зону 3 – зону диффузии. В моем случае минимальный диаметр зоны диффузии составляет 34 мм, а максимальный – 36 мм. В качестве итогового значения параметра D принимаем 33 мм.

Далее вычисленные величины d, d1 и D были подставлены в формулы нахождения коэффициентов, результаты свёл в итоговую таблицу:

Обсудим полученные результаты. Значение коэффициента моюще-диспергирующих свойств моторного масла для первого варианта расчета составило 0,89. Это значительно больше порогового значения 0,5, поэтому делаем вывод о том, что моторное масло находится в нормальном функциональном состоянии . Для второго варианта расчета (по методике Хмелевой Н.М.) значение коэффициента составило 3,04, что больше порогового значения 1,65, поэтому также делаем вывод о том, что моторное масло находится в нормальном функциональном состоянии.

Значение коэффициента механических примесей в моторном масле составило величину 0,74, что больше порогового значения 0,44. Это говорит о том, что моторное масло находится в нормальном функциональном состоянии и вероятность задиров на стенках цилиндров минимальна .

Таким образом, на этапе численной диагностики отклонений от нормы не выявлено. Если хотя бы по одному из параметров у вас получилось отклонение от нормы, моторное масло лучше оперативно заменить.

Визуальная диагностика состояния пробы

Экспресс-оценка должна заключаться в ответе на два вопроса: Первый – четко ли визуализируются зона 1 (центр капли), зона 2 (кольцо) и зона 3 (зона диффузии). Второй – ровный ли контур зоны диффузии . Если ответ на первый вопрос отрицательный, то это означает, что масло находится в предаварийном или аварийном состоянии и необходимо срочно заменить моторное масло. Если на второй вопрос ответ отрицательный, т.е. зона диффузии имеет рваные края, то это говорит о том, что в моторном масле присутствует вода. Таким образом, если на этапе экспресс-оценки мы не ответили утвердительно хотя бы на один из двух вопросов, дальнейший анализ не продолжаем и срочно обращаемся в сервис на осмотр и диагностику двигателя.

Если экспресс-оценка прошла удачно, переходим к более детальному визуальному анализу со шкалированием результатов.

Начинаем с оценки цвета зоны 1 (центр капли). Оцениваем по прилагаемой шкале от 1 до 9. 1 соответствует бело-желтому цвету, 9 – черному цвету. Если у вас получился диапазон значений от 1 до 3, то это означает, что сажа, частицы металла, пыль и грязь не содержатся или содержатся в достаточно малом количестве в пробе моторного масла. В этом случае замена моторного масла не требуется. Если получился диапазон значений от 4 до 6, то в пробе масла обнаружено повышенное содержание сажи, частиц металла, пыли и грязи. Это масло допустимо эксплуатировать, однако лучше заменить. И, наконец, если диапазон значений от 7 до 9, то это означает высокое содержание тяжелых нерастворимых механических примесей. Моторное масло нуждается в срочной замене. Для моего случая я выставил 3.

Читайте также:  Как установить дизельный двигатель на ниву от мерседеса

Аналогичным образом исследуем зону 2 (кольцо). Оцениваем по прилагаемой шкале от 1 до 9. 1 соответствует бело-желтому цвету, 9 – черному цвету. Если у вас получился диапазон значений от 1 до 3, то это означает, что степень старения и окисления масла невелика. В этом случае замена моторного масла не требуется. Если получился диапазон значений от 4 до 6, то выявлены первые признаки старения масла. Если это происходит на небольшой величине моточасов (порядка 80-100), то наиболее вероятная причина – использование некачественного бензина. Это масло допустимо эксплуатировать, однако лучше заменить и желательно сменить заправку. И, наконец, если диапазон значений от 7 до 9, то это означает высокую степень старения и окисления масла. Моторное масло нуждается в срочной замене, т.к. вероятен риск повышенного износа поршневой группы. Для моего случая я выставил 5.

Т.к. этот параметр находится на грани браковочного значения (от 7 и выше), то следует чаще производить визуальную диагностику состояния масла (каждые 500 км).

Далее исследуем контур между зоной 2 и 3. Если отсутствует четко очерченный контур, то это означает, что следов воды и охлаждающей жидкости не обнаружено. Если четко очерченный контур присутствует, то в масле имеется немного воды. Это может быть связано, например, если зимой машина эксплуатируется в режиме коротких пробегов. Моторное масло можно продолжать эксплуатировать, однако стоит задуматься об изменении стиля эксплуатации автомобиля. И, наконец, если присутствует не только чётко очерченный контур, но и вокруг него ореол желтого цвета, то значит присутствует в моторном масле не только вода, но и антифриз. Следует записаться на диагностику состояния двигателя автомобиля. В моем случае четко очерченный контур отсутствует.

И, наконец, исследуем границу области зоны 3. Если полупрозрачное кольцо отсутствует, то топливо в масле либо отсутствует, либо содержится в малых количествах. Если полупрозрачное кольцо присутствует, то это означает, что имеет место неполное сгорание топлива. Масло можно не менять, однако смазочные свойства масла ухудшаются. И если имеется широкое полупрозрачное кольцо вокруг зоны 3 – это говорит о высоком содержании топлива. Причин этому может быть масса – начиная от изношенных поршневых колец и заканчивая неправильной установкой зажигания. Нужна диагностика двигателя, а также недопустимость эксплуатации такого масла. В моем случае полупрозрачное кольцо вокруг зоны диффузии отсутствует, поэтому признаков бензина в масле нет.

В итоге составил вот такую диагностическую таблицу

Резюмируя по визуальной диагностике, хотелось бы отметить, что лишь по одному из четырех параметров значения находятся вне пределов допуска. Поэтому капельная проба должна проводиться чуть чаще.

Традиционно, для тех, кто любит смотреть видео-выпуски борт-журнала, прикладываю соответствующий выпуск:

В свое время зрители моего борт-журнала присылали мне свои исследования капельного теста, также хочу их показать:

Буду рад, если Вы пришлете мне аналогичные исследования для двигателя CWVA EA211 в комментариях! Заранее спасибо!

Ассоциированные с данной темой мои статьи

Источник

Adblock
detector