Как найти начало и конец обмотки асинхронного двигателя

Как определить начала и концы фаз обмотки асинхронного двигателя

Напряжения сети и схемы статорных обмоток электродвигателя

Если в паспорте электродвигателя указано, например, 220/380 в, это означает, что электродвигатель может быть включен как в сеть 220 в (схема соединения обмоток — треугольник), так и в сеть 380 в (схема соединения обмоток — звезда). Статорные обмотки асинхронного электродвигателя имеют шесть концов.

По ГОСТу обмотки асинхронного двигателя имеют следующие обозначения: I фаза — С1 (начало), С4 (конец), II фаза — С2 (начало), С5 (конец), III фаза — С3 (начало), С6 (конец).

Рис. 1. Схема подключения обмоток асинхронного двигателя: а — в звезду, б — в треугольник, в — исполнение схем «звезда» и «треугольник» на доске зажимов.

Если в сети напряжения равно 380 В, то обмотки статора двигателя должны быть соединены по схеме «звезда». В общую точку при этом собраны или все начала (С1, С2, С3), или все концы (С4, С5, С6). Напряжение 380 в приложено между концами обмоток АВ, ВС, СА. На каждой же фазе, то есть между точками О и А, О и В, О и С, напряжение будет в √ З раз меньше: 380/√ З = 220 В.

Если в сети напряжение 220 В (при системе напряжений 220/127 В, что в настоящее время, практически нигде не встречается) обмотки статора двигателя должны быть соединены по схеме «треугольник».

В точках А, В и С соединяются начало (Н) предыдущей с концом (К) последующей обмотки и с фазой сети (рис. 1, б). Если предположить, что между точками А и В включена I фаза, между точками В и С — II, а между точками С и А — III фаза, то при схеме «треугольник» соединены: начало I (С1) с концом III (С6), начало II (С2) с концом I (С4) и начало III (С3) с концом II (С5).

У некоторых двигателей концы фаз обмотки выведены на доску зажимов. По ГОСТу, начала и концы обмоток выводят .в том порядке, как эго показано на рисунке 1, в.

Если теперь необходимо соединить обмотки двигателя по схеме «звезда», зажимы, на которые выведены концы (или начала), замыкают между собой, а к зажимам двигателя, на которые выведены начала (или концы), присоединяют фазы сети.

При соединении обмоток двигателя в «треугольник» соединяют, зажимы по вертикали попарно и к перемычкам присоединяют фазы сети. Вертикальные перемычки соединяют начало I с концом III фазы, начало II с концом I фазы и начало III с концом II фазы.

При определении схемы соединения обмоток можно пользоваться следующей таблицей:

Напряжение, указанное в паспорте электродвигателя, В

Напряжение в сети, В

127 220 380 127 / 220 треугольник звезда — 220 / 380 — треугольник звезда 380 / — — — треугольник

Определение согласованных выводов (начал и концов) фаз статорной обмотки.

На выводах статорных обмоток двигателя обычно имеются стандартные обозначения па металлических обжимающих кольцах. Однако эти обжимающие кольца теряются. Тогда возникает необходимость определить согласованные выводы. Это выполняют в такой последовательности.

Сначала при помощи контрольной лампы определяют пары выводов, принадлежащих отдельным фазным обмоткам (рис. 2).

Читайте также:  Ваз 21154 двигатель работает с перебоями

Рис. 2 . Определение фазных обмоток при помощи контрольной лампы.

К зажиму сети 2 подключают один из шести выводов статорной обмотки двигателя, а к другому зажиму сети 3 подключают один конец контрольной лампы. Другим концом контрольной лампы поочередно касаются каждого из остальных пяти выводов статорных обмоток до тех пор, пока лампа не загорится. Если лампа загорелась, значит, два вывода, присоединенные к сети, принадлежат одной фазе.

Необходимо следить при этом, чтобы выводы обмоток не замыкались друг с другом. Каждую пару выводов помечают (например, завязав ее узелком).

Определив фазы статорной обмотки, приступают ко второй части работы — определению согласованных выводов или «начал» и «концов». Эта часть работы может быть выполнена двумя способами.

1. Способ трансформации. В одну из фаз включают контрольную лампу. Две другие фазы соединяют последовательно и включают и сеть на фазное напряжение.

Если эти две фазы оказались включенными так, что и точке О условный «конец» одной фазы соединен с условным «началом» другой (рис. 3, а), то магнитный ноток ∑Ф пересекает третью обмотку и индуктирует в ней ЭДС.

Лампа укажет наличие ЭДС небольшим накалом. Если накал незаметен, то следует применить в качестве индикатора вольтметр со шкалой до 30 — 60 В.

Рис. 3. Определение начал и концов в фазных обмотках двигателя методом трансформации

Если в точке О встретятся, например, условные «концы» обмоток (рис. 3, б), то магнитные потоки обмоток будут направлены противоположно друг другу. Суммарный поток будет близок к нулю, и лампа не даст накала (вольтметр покажет О). В данном случае выводы, принадлежащие какой-либо из фаз, следует поменять местами и включить снова.

Если накал у лампы есть (или вольтметр показывает некоторое напряжение), то концы следует пометить. На одни из выводов, которые встретились в общей точке О, надевают бирку с пометкой Н1 (начало I фазы), а на другой вывод — К3 (или К2).

Бирки К1 и Н3 (или Н2) надевают па выводы, находящиеся в общих узелках (завязанных при выполнении первой части работы) с Н1 и К3 соответственно.

Для определения согласованных выводов третьей обмотки собирают схему, представленную на рисунке 3, в. Лампу включают в одну из фазе уже обозначенными выводами.

2. Способ подбора фаз. Этот способ определения согласованных выводов (начал и концов) фаз статорной обмотки можно использовать для двигателей небольшой мощности — до 3 — 5 кВт.

Рис. 4. Определение «начал» и «концов» обмотки методом подбора схемы «звезда».

После того как определены выводы отдельных фаз, их наугад соединяют в звезду (по одному выводу от фазы подключают к сети, а по одному — соединяют в общую точку) и включают двигатель в сеть. Если в общую точку попали все условные «начала» или все «концы», то двигатель будет работать нормально.

Но если одна из фаз ( III ) оказалась «перевернутой» (рис. 4, а), то двигатель сильно гудит, хотя и может вращаться (но легко может быть заторможен). В этом случае выводы любой из обмоток наугад (например, I ) следует поменять местами (рис. 4, б).

Если двигатель опять гудит и плохо работает, то фазу следует снова включить, как прежде (как в схеме а), но повернуть другую фазу — III (рис. 3, в).

Если двигатель и после этого гудит, то эту фазу следует также поставить по-прежнему, а повернуть следующую фазу — II.

Читайте также:  Какое масло заливать в двигатель на метане

Когда двигатель станет работать нормально (рис. 4, в), все три вывода, которые соединены в общую точку, следует пометить одинаково, например «концами», а противоположные — «началами». После этого можно собирать рабочую схему, указанную в паспорте двигателя.

Источник

Определение начала и конца обмоток трехфазного асинхронного электродвигателя

Бывает ситуация когда необходимо подключить трехфазный электродвигатель на напряжение 380-400 вольт. В то время как в клеммной колодке находятся шесть проводков. Без всякого обозначения. Никакой маркировки не существует.

Что же делать в такой ситуации? Ведь нужно соединить обмотки двигателя для подключения. Статор асинхронного трехфазного двигателя состоит из трех обмоток. Эти обмотки сдвинуты относительно друг друга на 120 градусов. Для стабильной работы двигателя обмотки должны соединятся в определенной последовательности. Значит нужно определить начала и концы трех обмоток электродвигателя.

  • 1. Первый шаг — это определение всех выводов к соответствующим им обмоткам двигателя. В первую очередь нужно приготовить маркировку для выводов. Чтобы не перепутать их повторно. Временная маркировка может быть изготовлена из тех материалов, которые вам более нравятся. Однако, постоянная маркировка должна соответствовать стандартам. В ГОСТ 26772-85 говорится:

1.2.4a. Нанесение обозначений на концы обмоток и на выводы производится непосредственно на концах обмоток, на выводах, на кабельных наконечниках, на шинных концах или на специальных обжимах, плотно закрепленных на проводах или на клеммной колодке рядом с выводами. Навеска бирок не допускается.

Получается что обозначения можно подписать непосредственно на выводах. Также возможно изготовить самодельную маркировку. Например, из кембрика подписанного маркером. Или же купить специализированные маркировочные трубки.

Маркируем выводы согласно ГОСТ 26772-85 2.2.1.1. следующим образом. Во-первых, начало первой обмотки — U1, конец второй обмотки — U2. Во-вторых, начало второй обмотки — V1, конец второй обмотки — V2. В-третьих, начало третьей обмотки — W1, конец третьей обмотки — W2.

  • 1. Определяем принадлежность выводов к соответствующим обмоткам двигателя.

Настраиваем переключатель тестера на прозвонку цепей. Затем, располагаем щуп мультиметра на любом выводе. И начинаем по порядку искать ему пару. Вторым щупом прикасаемся к любому другому выводу. Если раздался звуковой сигнал, то найдена пара для первого вывода. (Или же тестер покажет какое то сопротивление отличное от бесконечности. Если звуковой сигнал на приборе не предусматривается.)

Наносим на них маркировку в произвольном порядке. То есть без учета того где начало и где конец обмотки. Только для того чтобы обозначить выводы каждой конкретной обмотки. Если контакта нет, то продолжаем перебирать выводы. До нахождения пары для первого вывода. Таким же образом находим вторую, и третью обмотку. И наносим на них маркировку. Также в произвольном порядке.

Допустим что все выводы найдены. Предположительные начала и концы обмоток промаркированы. Теперь необходимо выяснить где действительно находятся начала и концы этих обмоток.

  • 2. Соединяем выводы согласно нижеуказанной схеме.

Вывод U2 соединяем с выводом V1. На выводы U1 и V2 подаем напряжение. На выводах W1 и W2 замеряем напряжение.

Необходимо учитывать чтобы обмотки двигателя выдерживали то напряжение которое вы подаете на них. То есть, номинальное напряжение двигателя должно быть не меньше напряжения, которое подается на обмотки. Если напряжение близко к номинальному, то подавать его стоит кратковременно. Чтобы не перегревать обмотки электродвигателя. Так как подавая номинальное напряжение, мы создаем искусственный перекос фаз двигателя.

Если мультиметр покажет некоторое значение напряжения, то значит первая и вторая обмотки включены согласованно. Когда на электрической схеме токи ориентированы одинаково относительно обмоток, то это согласное включение обмоток. То есть, конец одной обмотки соединен с началом другой обмотки. В данном случае соединение верно.

Читайте также:  Нестабильные обороты двигателя на оке

При применении номинального напряжения у электродвигателя может даже начать вращаться ротор. С пониженной скоростью и частотой. Но не обязательно. Однако, нужно проследить чтобы ничто не мешало этому вращению. А также, чтобы двигатель не упал с высоты от вибрации.

Если же напряжение будет иметь малое значение или совсем равняться нулю, то обмотки включены встречно. Когда потоки ЭДС направлены встречно относительно обмоток, то включение называется встречным. То есть, конец одной обмотки соединяется с концом другой обмотки. Или же начало одной соединяется с началом другой обмотки. В данном случае соединение неверно.

Если при подключении выясняется что имеется встречное подключение обмоток, то заменяем маркировку на выводах второй обмотки. То есть, заменяем местами бирки V1 и V2. Потом снова подключаем по нижеуказанной схеме. А затем проводим измерение.

Здесь все также как и на первой схеме. Если в данном случае тестер покажет какое то напряжение, то расположение маркировки верно.

Для этого соединяем концы обмоток фаз. В зависимости от типа двигателя соединяем звездой или треугольником. Если после соединения двигатель нормально работает, то соединение проведено правильно. Если двигатель гудит и не вращается или вращается медленно, то соединение не верно. Необходимо выключить двигатель, чтобы он не перегрелся и не вышел из строя. После чего нужно устранить ошибку подключения.

Для вашего удобства подборка публикаций

Спасибо за посещение канала, чтение заметки, упоминание в социальных сетях и других интернет — ресурсах, а также подписку, лайки, дизлайки и комментарии ( Лайки и дизлайки можно ставить не регистрируясь и не заходя в аккаунт )

Источник

Ищем начало и конец в обмотках электродвигателя.

Если вам попался такой трёхфазный электродвигатель, у которого из клеммной коробки торчат 6 проводов и не имеют маркировки, то эта статья может пригодиться.

Итак, для начала нужно определить тестером три обмотки просто прозванивая их по 2 провода.

Нанесём маркировку на кембриках, но пока без цифр.

В результате получим такую маркировку:

Теперь подключим тестер к одной обмотке в режиме 200 вольт, переменное напряжение:

А две другие соединим последовательно, согласно схеме:

Включаем в сеть и наблюдаем за показаниями тестера: если показания равны нулю, значит 2 обмотки соединены встречно, следовательно номера обмоток в точке соединения совпадают, то есть 2 и 2 или 1 и 1, неважно пишем любые.

Идём дальше. Нам известны две обмотки. Соберём вторую схему, подключив к тестеру уже известную обмотку, а две другие соединим последовательно:

Включаем в сеть и наблюдаем показания прибора. На экране показывает 0,9 вольта, значит обмотки соединены последовательно и в точках их соединения должны быть разные цифры.

Получаем следующую маркировку: W2 соединена с U1 так как получилось последовательно, а остальные W1 и U2. Вот теперь все готово:

Теперь можно подключать к сети 380 вольт, двигатель должен работать спокойно и не нагреваться. Для эксперимента я попробовал перепутать концы у одной из обмоток и включил в сеть. Двигатель по другому зашумел и стал быстро нагреваться, ещё пару минут и я сжёг бы обмотки. Так что лучше сразу всё правильно определить.

Источник

Adblock
detector