Если на больших оборотах заглушить двигатель

Правда ли, что турбированный двигатель нельзя глушить сразу после остановки?

Среди автомобилистов бытует такое мнение, что турбированные двигатели нельзя глушить сразу после остановки авто: иначе выйдет из строя турбина. Давайте разберемся, насколько справедливо такое утверждение.

Для этой цели на некоторые авто устанавливались даже специальные «турботаймеры» — таймеры отключения двигателя. То есть при включении этого таймера двигатель работал еще какое-то время на холостых оборотах (как правило, полторы — две минуты), а потом самостоятельно глох. Если даже ставили такие приборы, значит, смысл какой-то в этом все же есть, однако, забегая вперед, скажу, что для современных моторов данная процедура не обязательна.

Из-за большой скорости вращения турбины производится огромное количество тепла, которое надо как-то отводить. Достаточно только сказать, что в процессе работы турбина может разогреться до 800 градусов. Турбина охлаждается в основном за счет моторного масла, реже с помощью охлаждающей жидкости. И если заглушить двигатель, когда турбина будет еще очень горячая, то подача масла к ней сразу прекратится, а находившееся на ней масло под воздействием крайне высокой температуры просто сгорит.

Продукты, образовавшиеся после перегорания масла, при следующем пуске двигателя смоются новым маслом, но будут воздействовать на все трущиеся пары двигателя как абразив, что повлечет уменьшение ресурса как самой турбины, так и всего двигателя. Именно поэтому на относительно старых турбированных двигателях лучше не пренебрегать данным правилом и подождать лишние пару минут, прежде чем глушить двигатель. Ремонт турбины — штука недешевая! Кроме того, из-за прекращения подачи масла к турбине, какое-то время этому узлу придется работать в режиме масляного голодания. А скорости вращения там немаленькие — до 200-250 тыс. об/мин. Это также не способствует увеличению срока службы турбины.

Но вот на современных моторах выполнение данного правила носит скорее рекомендательный характер, ведь особого вреда, даже если заглушить мотор сразу после остановки, не будет. Почему? Во-первых, в современных моторах существенно уменьшена инерционность турбин, то есть время их самостоятельного вращения до полной остановки значительно меньше, чем у их предшественников. Следовательно, и время, когда турбина испытывает масляное голодание, сокращено до минимума. А во-вторых , в современных турбомоторах улучшена система смазки: она попросту более мощная, нежели у атмосферных двигателей. Таким образом отвод тепла производится намного быстрее, что сокращает вероятность сгорания масла на турбине. Однако лишним дать поработать даже современному турбомотору на холостых оборотах перед глушением точно не будет: турбина скажет «спасибо» долгой и беспроблемной эксплуатацией!

Если статья оказалась полезной, подпишитесь на канал и ставьте «палец вверх».

Источник

Можно ли глушить сразу двигатель? – Разрушаем мифы

Недавно в рекомендациях Дзен увидел любопытную статью об опасностях сразу глушить двигатель после длительной поездки. Прочитав её, у меня возникло двоякое чувство – смех и негодование. «Кто-то на полном серьезе написал такую ерунду»? – Возмутился я. Ради любопытства погуглил эту тему и был в шоке, в ТОП 10 поисковой выдачи Гугл (да, я знаю такие «модные» слова), лежать статьи подобного содержания.

Чтобы прекратить поток дезинформации и не пугать неискушенных автовладельцев, решил написать свой обзор темы, можно ли глушить сразу двигатель или нет . В лучших традициях опишу все подробно с доказательствами, разберем примеры бензиновых атмосферных двигателей , турбированных силовых агрегатов и турбодизелей. Развенчаю заблуждения диванных экспертов, не шарящих в процессах, происходящих под капотом их автомобилей, если таковые у них есть.

Читайте также:  Асинхронный двигатель 250 оборотов в минуту

Атмосферные двигатели

К ним отнесем бензиновые и дизельные агрегаты, без турбонаддува.

Миф 1 – локальный перегрев

Аргументом, почему нельзя сразу глушить двигатель, у многих «специалистов» фигурирует идея:

«Опасно сразу останавливать мотор, потому что вместе с ним прекращает работу водяная помпа. Охлаждающая жидкость перестает циркулировать по системе, вызывая локальный перегрев в самых горячих участках ДВС».

Они рекомендуют после длительной поездки дать мотору поработать на холостых оборотах, чтоб ОЖ прошла несколько раз по контуру охлаждения и остудила мотор. Это пишет человек, не имеющий представления о происходящих процессах под капотом.

Двигатель, работая на холостых оборотах, не охлаждается, а нагревается до рабочей температуры . Как же тогда греть машину зимой? Если следовать их логике, то она наоборот будет замерзать, а не прогреваться, ведь тосол будет циркулировать по системе, отводя тепло от силового агрегата.

Никакого локального перегрева двигателя не будет. Если сразу заглушить движок, ОЖ продолжить циркулировать по контуру. Да, не с такой скоростью, как при работе помпы, но движение будет. Это связано с физическими процессами, которые заставляют перемещаться горячие массы в сторону холодных – конвекция .

Жидкость самостоятельно движется из горячей области блока цилиндров в более холодную, в радиатор. В этот момент термостат еще открыт, принцип работы термостата почитайте здесь , поэтому тосол свободно перемещается от мотора в радиатор и обратно. Циркуляция не прерывается.

Кроме этого, почему должен происходить локальный перегрев отдельных частей мотора, если он не работает?

В цилиндрах не происходит сгорания топлива, пары трения не вращаются, значит, не выделяется дополнительное тепло. Там нечему больше греть, все стоит.

Во время движения и исправной системы охлаждения, двигатель прогревается до рабочей температуры. Он рассчитан на эксплуатацию в таком температурном режиме. Никаких повреждений или разрушений не произойдет.

Атмосферный силовой агрегат можно сразу глушить после длительной поездки.

Миф 2 – завоздушиться система охлаждения

Многие ссылаются на появления пузырьков воздуха в охлаждающей жидкости, если выключить мотор после интенсивной езды. Приводят в пример первый миф.

Мол, помпа останавливается, тосол остается на одном месте, нагревается и вскипает. Из-за появления в нем воздуха, вся система будет завоздушена. Воздух в ней – перегрев силового агрегата, салонная печка не будет греть зимой и так далее по списку.

Это опять же не правда. Довести до кипения охлаждающую жидкость, чтобы в ней появились пузырьки воздуха, с исправной системой охлаждения не получится. Температура кипения ОЖ выше 100 градусов Цельсия при атмосферном давлении. В контуре давление избыточное, оно создается правильной работой пробки заливной горловины радиатора при повышении температуры антифриза. Значит, точка кипения возрастает.

Ни о каких пузырьках воздуха в охлаждающей жидкости при резком останове двигателя после поездки речи не может быть. Глушить мотор можно смело, тосол не закипит и не завоздушит систему.

Миф 3 – закоксовка масла в камерах сгорания

Сторонники этой теории вновь обращаются к первому мифу. Локальный перегрев, масло от высоких температур начинает коксоваться на поршнях, маслосъемных кольцах, стенках цилиндров.

Масло может начать коксоваться только в случаях нарушения нормальной работы двигателя. «Залегли» маслосъемные кольца, изменилась геометрия цилиндров и так далее. Все это происходит на работающем двигателе, когда происходят вспышки топлива в цилиндрах. Тогда масло не стекает в картер, а попадает в камеру сгорания, где под действие высоких температур сжигания топливо-воздушной смеси оно выгорает. Образуются коксовые отложения, мотор начинает «жрать» масло.

Если силовой агрегат не работает, вспышек в цилиндрах не происходит. Как масло может сгорать и образовывать кокс? – Оно стекает в картер, оставляя небольшую масленую пленку.

Поэтому, если вы заглушили движок сразу после поездки, то ничего не случится с масло. Если мотор не страдает «масложором», то ничего коксоваться у вас не будет, спите спокойно.

Миф 4 – бредовый, повышение напряжения в бортовой сети

Я даже дам ссылку на это творение эпистолярного жанра, почитайте, вы сами офигеете. Автор апеллирует к тому, что во время отключения зажигания отключается реле контроля напряжения бортовой сети. Оно контролирует сколько вольт будем генерировать генератор автомобиля. В этот момент, продолжает крутиться генератор, бесконтрольно возрастает напруга в сети, что «убивает» электронику автомобиля.

Читайте также:  Самодельный регулятор оборотов коллекторного двигателя с реверсом

Во-первых, господин «эксперт», на всех машинах генератор соединен с коленвалом ремнем. То есть, вращается он и вращается ротор генератора, вырабатывая электроэнергию.

Если заглушить двигатель, то сгорания топлива в цилиндрах не будет. Поршня перестанут двигаться, а они напрямую соединены с коленвалом. Значит, он тоже перестанет вращаться. Передача крутящего момента от него до генератора не будет, последний тоже остановится. Электроэнергию он вырабатывать не будет.

Во-вторых. Чтобы появилась электричество на выводах генератора, на его ротор нужно подать возбуждение. При отключении зажигания, прерывается подача напряжения на возбуждающую обмотку ротора генератора, значит, он ничего генерировать не сможет.

Простой пример. При стирании контактных щеток, которые передают на кольца ротора генератора напряжения, даже при работающем двигателе, ваш генератор отключится. Напряжение бортовой сети упадет до 12 вольт, машина будет «питаться» только за счет аккумулятора. На панели приборов увидите пиктограмму «батарее» — низкое напряжения бортовой сети.

Поэтому, глушить сразу двигатель можно, напряжение бесконтрольно возрастать не будет, потому что, его перестанет вырабатывать генератор. Все будет хорошо, не переживайте.

Миф 5 – не менее бредовый, перегрев тормозной системы

Это не лезет ни в какие ворота. Где взаимосвязь нагрева тормозов и работы двигателя? «Эксперты» рекомендуют после интенсивной езды проехаться несколько километров, чтобы тормозные диски и колодки остыли. Да, я с этим частично согласен. Но почему нельзя глушить сразу двигатель – я не понимаю.

Я подробно разгонял тему про износ тормозных дисков , где затрагивал вопрос охлаждения тормозной системы и ее влияние на срок эксплуатации тормозов, рекомендую почитать. Там тоже есть заблуждение, что нужно проехаться несколько километров в спокойном режиме, что элементы тормозной системы остыли.

По большей степени это касается трековой езды. Где постоянные ускорения и торможения. Но в повседневной жизни этот совет не актуальный. Тем более, в ракурсе сегодняшнего вопроса.

Смело глушите двигатель после поездки, тормоза самостоятельно остынут, работа мотора на этот процесс никак не влияет.

Турбомоторы

Здесь с диванными экспертами я должен согласиться. В обзоре « Как мы убиваем турбину », я подробно описывал вопрос, почему не желательно глушить турбомотор после езды. Кто хочет, сами почитайте, там рекомендации, рассмотрены разные случаи, в общем, полезно ознакомиться для владельцев турбированных машин.

Здесь скажу кратко:

Рекомендуется после поездки не глушить двигатель, оснащенный турбонаддувом. Турбина должна остыть, мотор должен поработать 1-2 минуты, чтобы остудить маслом разогретую турбинку.

Это не касается автомобилей с турботаймером – специальным устройством, останавливающее силовой агрегат после истечения определенного времени, после выключения зажигание.

В этом случае париться не нужно. Вынимайте ключ зажигания смело и идите по своим делам. Электроника все сделает за вас.

Все сказанное касается не только бензиновых силовых агрегатов, но и турбодизелей. Рассказывать про них отдельно не стоит.

Что касается компрессоров

Они ведь тоже принудительно нагнетают воздух в впускной коллектор, так же, как и турбина. Основное отличие компрессора от турбины – принцип работы .

Компрессор не раскручивается за счет выхлопных газов. Он жестко связан с коленвалом ремнем. Поэтому, он не разогревается также сильно, как турбокомпрессор. Ему не нужно дополнительное охлаждение на холостых оборотах.

Читайте также:  Расход масла в двигателе ваз 2109 карбюратор

В каких случаях не рекомендуется глушить сразу атмосферный движок

Тогда, когда работает электрический вентилятор системы охлаждения . Бывает такое, что по разным причинам мотор нагревается выше рабочей температуры. Чтобы его охладить радиатора не хватает, особенно если машина не двигается. В помощь приходит дополнительный вентилятор. Он включается при достижении определенной температуры тосола и отключается, когда он остынет.

В случае когда он работает, если вы заглушите двигатель, то будет расходоваться энергия аккумулятора, так как генератор уже отключился. Если аккумуляторная батарея слабенькая, то на последующий запуск стартера силы тока может не хватить, она вся ушла на работу вентилятора.

Это единственный случай, когда не рекомендуется сразу глушить атмосферные моторы после поездки.

На некоторых моделях, вентилятор охлаждения радиатора соединен напрямую с коленвалом или распредвалом. Поэтому он вращается постоянно, пока работает двигатель, его обороты зависят от оборотов силового агрегата.

Может применяться вискомуфта в приводе вентилятора. Она соединяется ремнем с коленчатым валом. Если двигатель стоит, то и она не вращается.

Это к тому, что в таких конструкциях оставлять мотор на холостых после поездки вообще не имеет смысла. Электродвигателя нет, нечему потреблять электричество от аккумулятора.

Вывод

Хочу подвести итог одной фразой:

Глушить сразу атмосферные двигатели можно , ничего критического не произойдет. Моторам с турбиной, дизель или бензин, нужно дать время поработать пару минут на холостых оборотах, если они не оснащены турботаймером.

Меньше слушайте диванных экспертов. Обращайтесь с вопросами в профильные сервисы, тогда будете экономить не только свои нервы, но возможно и деньги. Ничего нет хуже, чем вредный совет, он может навредить сильнее, чем кривые руки мастеров.

Источник

Что будет, если на скорости заглушить двигатель?

Во время управления транспортным средством в голове водителя иногда появляются разнообразные вопросы типа: «А что, если сделать это. «, «А что, если сделать то. «. Согласитесь, есть такое?)) И вот интересно, а проверять самому страшно, например.

Вчера на мою электронную почту пришло сообщение с таким вопросом: Что будет, если на скорости заглушить двигатель? Действительно: что будет? Едете вы, например, и тут по неизвестной причине двигатель глохнет. А? Что?

Вариант 1: двигатель заглох при выжатом сцеплении или на нейтральной передаче

Водитель движется на автомобиле на 4 передаче, например. В какой-то момент нужно снизить скорость и воткнуть третью передачу. Выжимаем сцепление, притормаживаем немного и понижаем передачу. При отпускании педали сцепления двигатель глохнет. Рефлекс сразу же заставляет водителя выжать сцепление обратно или перевести рычаг КПП в нейтральное положение. Что нужно сделать?

В первую очередь запомнить, что гидроусилитель руля (на некоторых машинах и электроусилитель) отключится и руль станет туже. Вместе с усилителем руля «пропадут» и тормоза. Нет, ну они как бы останутся, но эффект торможения будет очень вялым. В такой ситуации нужно воткнуть передачу, пропорциональную скорости движения: 1 скорость — до 20 км/ч; 2 скорость — до 40-45 км/ч; 3 скорость — до 60-70 км/ч и так далее. После данной манипуляции двигатель должен запуститься (тот же эффект при запуске с толкача).

Если двигатель заглох на нейтральной передаче — машина просто продолжит катиться. Главное не вытаскивать ключ зажигания, иначе руль заблокируется при малейшем движении.

Вариант 2: двигатель заглох при движении на передаче

А что произойдет, если по какой-то причине двигатель заглохнет во время движения на передаче (скорости)?

Здесь все, по сути, точно так же, как и в первом варианте. Единственное исключение — машина будет тормозить сама по себе (двигателем), а не катиться, как на «нейтралке». Чем ниже передача, тем сильнее торможение двигателем.

Источник

Adblock
detector