- Какой двигатель для катера лучше: бензиновый или дизельный
- Бензиновый двигатель
- Какой двигатель для катера выбрать
- Сколько топлива кушает яхта?
- #1 kapitan
- Главные принципы экономии топлива
- 1. Обтекаемость воздуха
- 2. Угол атаки корпуса лодки
- 3. Оставьте лишний вес на берегу
- 4. Чистый корпус яхты
- 5. Состояние двигателя
- 6. Сбросьте скорость
- 7. Гребной винт
- 8. Электрояхты
Какой двигатель для катера лучше: бензиновый или дизельный
Вне зависимости от того, приобретаете вы катер с подвесным или стационарным мотором, вы можете выбирать, будет двигатель бензиновым или работающим на дизеле. Приверженцы обоих лагерей ведут непримиримую борьбу и готовы до хрипоты спорить о том, какой двигатель для катера все же лучше. Если вы все еще не решили, какой двигатель лучше, наша статья поможет вам в этом. Прочитав ее, вы узнаете преимущества каждого типа двигателя, а также их недостатки.
Большинство дизельных двигателей для катеров работают за счет более сильного сжатия дизельного топлива. Двигатель обеспечивает достаточную мощность для того, чтобы привести в движение гребные винты и рулевое колесо.
Конструкция дизельного двигателя похожа на традиционный бензиновый двигатель. Оба они состоят из коленчатых валов, поршней и цилиндров. Разница заключается в топливной системе: дизельные двигатели намного сложнее, чем бензиновые. Увеличенные, по сравнению с бензиновым двигателем, размеры позволяют им производить больший крутящий момент.
Еще одним преимуществом дизельных двигателей будет снижение выброса оксида углерода (угарный газ) в атмосферу. Это означает, что вредные химические вещества не будут просачиваться в каюту из задней части лодки. Помимо прочего дизельные двигатели имеют довольно долгую продолжительность жизни. Их эксплуатационные расходы часто очень низкие, а топливо имеет более высокую температуру воспламенения.
Из недостатков можно отметить их большой, по сравнению с бензиновыми двигателями, вес. Если ваша лодка менее 8 метров, дизельный двигатель может сильно утяжелить ее и значительно снизить скорость и мощность.
Бензиновый двигатель
Как и автомобильный двигатель, бензиновый двигатель для катера нуждается в искре, чтобы начать работать. Мощность их может варьироваться от 90 до 1000, и они намного легче дизельных двигателей. Система привода также менее сложна, а это значит, что работы по обслуживанию еще меньше.
По большей части, бензиновые двигатели дешевле в использовании, хотя это будет зависеть от того, насколько высокие скорости вы предпочитаете и как часто используете свою лодку. Расход топлива у бензинового двигателя в разы меньше, чем у большинства других двигателей.
Их самым большим преимуществом является низкий уровень шума и вибраций. Это отличный вариант для рыбаков и тех, кто любит плавать в тишине вдоль береговой линии наслаждаясь покоем. Также современные бензиновые двигатели намного безопаснее, чем их прародители.
Какой двигатель для катера выбрать
Чтобы выбрать правильный двигатель, вам нужно ответить на несколько вопросов:
- Насколько большая у вас лодка. Дизельные двигатели довольно тяжелые. Их использование на лодках меньше 10 метров нежелательно;
- Как часто вы используете свой катер. Посчитайте цифру не в днях, а в часах;
- Насколько высокие скорости вы планируете развивать.
Теперь, когда у вас есть ответы на эти вопросы, ознакомьтесь с фактами ниже, чтобы определить, какой тип движка подходит под ваши потребности.
Без сомнения, владельцам небольших катеров стоит отдать свое предпочтение бензиновым двигателям. В то время как дизельный двигатель утяжелит вашу лодку. Однако если у вас большая лодка, дизельный двигатель даст вам больше возможностей. Но, с другой стороны, он будет производить больше шума.
Попытайтесь рассчитать приблизительную оценку того, сколько времени вы планируете проводить на катере в течение сезона. Это небольшое увлечение, которому вы можете посвящать пару часов в неделю? Или на катере вы собираетесь преодолеть речные преграды и выйти в море? Если полученная цифра составляет менее 100 часов в год, бензин может быть лучшим вариантом.
Кроме того, обязательно учитывайте количество ближайших бензозаправочных станций или другие способы получения бензина. Например, на реке Темзе в Англии нет автозаправочных станций. Это означает, что потребители бензина должны будут найти способ транспортировки, такой как огромная канистра, воронка и шланг.
Путешествие на катере может быть расслабляющим и спокойным. Но настоящий адреналин испытываешь только тогда, когда рассекаешь волны на высоких скоростях, а ветер свистит в ушах. Хотя бензиновые двигатели могут использовать меньше топлива при низких оборотах, это не тот случай, когда вам нужно ехать быстрее. Бензиновый двигатель будет потреблять больше топлива, потому что он работает намного сложнее. Дизельный двигатель использует меньше топлива для преодоления такого же расстояния.
Следите за нами на нашем сайте , подписывайтесь на обновления в » Вконтакте » и » Instagram».
Сколько топлива кушает яхта?
#1 kapitan
- Из: Москва
Для определения расхода топлива из подручных материалов с использованием нано-технологий была создана электронная установка позволяющая замерять расход топлива не прерывая движение яхты и даже не выходя из кокпита.
Как можно наблюдать на представленной иллюстрации – установка состоит из насоса (то, что с черным завитым проводом); расходного бачка, крантика с красной ручкой и трубочек изготовленных по нано технологиям. Замер электронного времени производился с помощью моего большого пальца и китайского электронного секундомера.
При включении насоса – солярка из канистры, деловито журча, перетекает в расходный бачок, который через кран связан с прозрачной мерной трубкой привязанной слева к фанерке. Для возможности определения объёма на фанерке нарисованы нано-деления. При этом по закону Архимеда в трубке и бачке устанавливается одинаковый уровень. Обратка возвращается через тройник, который виден внизу.
Для производства измерения перекрывается крантик, топливо начинает расходоваться из мерной трубки известного диаметра. По времени расходования определенного объёма – вычислить расход топлива с помощью электронного ноутбука, не представляет сложностей.
Я использовал для этого программу Икс-эль.
Объектом для измерений была яхта Макси 95.
• Длина корпуса, м: 9,5
• Длина по ВЛ, м: 7,8
• Ширина, м: 3,16
• Осадка, м: 1,55
• Площадь парусности, кв.м: 47
• Водоизмещение, т: 5
• Балласт, т: 1,6
• Емкость топливного бака л.: 90
На яхте установлен дизельный двигатель Volvo Penta D1-30:
Максимальная мощность — 27 л.с.
Количество цилиндров – 3;
диаметр цилиндра – 77 мм;
ход поршня – 81,00;
степень сжатия – 23,5:1;
максимальная скорость вращения – 3200 оборотов в минуту.
В качестве движителя на яхте использован трёхлопастной складывающийся винт.
Двигатель на этой лодке установлен внутри салона, что значительно облегчило подключение расходомера к двигателю.
Для производства замеров была выбрана погода с очень слабым ветром.
Производилось по 3 замера на каждом режиме при движении в 2 противоположных направлениях.
Скорость яхты определялась с помощью картплоттера — Гармин 525.
Результаты занесены в таблицу и обработаны.
Вот скиншот результатов вычислений с помощью программы Икс-эль.
Специально для тех, у кого уши вянут от обилия цифирек — по результатам вычислений я построил графики.
Расход топлива на холостом ходу без подключения винта составляет – 736 мл., т.е. – больше, чем на ходу при том же положении ручки управления двигателем и включенной передаче. Сначала мне это показалось несколько удивительным.
По всей видимости, при включении передачи – падают обороты, а подача топлива на цикл остаётся той же самой. При этом затраты на вращение винта и перемещение яхты – незначительны.
Кстати, сопротивление водоизмещающей лодки можно посчитать по методике представленной вот здесь — http://www.recordboa. u/Raschet1.html
По результатам замеров выходит, что при скорости 5 узлов – топливного бака мне должно хватить почти на 300 миль.
Если идти со скоростью более 6 узлов — расход топлива значительно возрастает.
Полученные данные показывают, что на небольших скоростях значительное количество топлива уходит на обслуживание самого двигателя. Если бы на яхте был установлен двигатель меньшей мощности, то на скоростях до 5 узлов – экономические характеристики были бы значительно выше. Тем более, если учесть неоптимальность установленного винта для этих режимов.
Да, и сама возможность складывания винта — отнюдь не повышает КПД.
При ходе против ветра и волны – скорость яхты падает. По моим наблюдениям, при ходе против короткой волны 0,5. 1 метр и ветра 8. 10 м/сек. яхта может потерять 0,5. 1 узел.
Однако, думаю, что расход топлива при тех же оборотах изменится незначительно.
И наоборот. При ходе по ветру скорость может увеличиться до узла – путевой расход при этом уменьшится. Впрочем, когда по ветру – так и паруса можно поставить.
Сообщение отредактировал kapitan: 16 августа 2017 — 11:29
Главные принципы экономии топлива
Топливо для двигателей внутреннего сгорания непрерывно дорожает, поэтому его экономия становится все более актуальным вопросом для владельцев катеров и моторных яхт. Кроме того, снижение расхода хоть как-то поможет снизить вредные выбросы.
Некоторые пункты могут вызвать затруднения, но если выполнять их все, то можно сократить расход бензина или дизельного топлива на 10-12%, что в долгосрочной перспективе может дать значительную экономию бюджета.
1. Обтекаемость воздуха
Любые предметы, выступающие за линию борта, остекления или надстройки, создают вредное сопротивление воздуха. Например, самый частый пример – тент над кокпитом. Если в нем нет необходимости, то при передвижении его лучше сложить или убрать совсем. В противном случае на крейсерских скоростях он играет роль хорошего парашюта.
2. Угол атаки корпуса лодки
У каждого корпуса катера есть свой оптимальный режим передвижения, который включает угол атаки к поверхности воды. Высоко задранный нос, так же, как и низко утопленный, не только повышает расход топлива, но и отрицательно влияют на мореходность, управляемость и безопасность. На глиссирующих лодках неправильная посадка корпуса усложняет выход в рабочий режим глиссирования.
Для правильной балансировки используется триммер мотора, меняющий угол атаки гребного винта. Если его максимальные значения не устраняют проблему полностью, то необходимо перераспределить вес в лодке. Чаще всего нос судна слишком задирается, а не опускается, поэтому перемещение груза с кормы в переднюю часть катера исправляет ситуацию и ускоряет выход на глиссер.
Чем скромнее размеры судна, тем актуальнее эта проблема. С увеличением длины и водоизмещения она становится менее значимой, особенно, когда используются прямые приводы силовых установок, а не поворотно-откидные колонки или даже ПЛМ.
3. Оставьте лишний вес на берегу
Логично, что снижение веса яхты здорово влияет на экономию топлива. Речь ни в коем случае не идет об урезании запасов питьевой воды или продовольствия на борту, однако провести ревизию и выкинуть те вещи, которые вы не используете уже пару сезонов, иногда бывает полезно.
4. Чистый корпус яхты
Это один из самых важных факторов. Регулярная чистка подводной части судна является обязательным правилом не только для катеров, но и для парусных яхт. Иногда уборка корпуса ниже ватерлинии позволяет увеличить скорость на пару узлов и более при тех же оборотах мотора.
5. Состояние двигателя
Как минимум раз в год нужно проверять судовой двигатель, проводя глубокий техосмотр мотора с заменой расходных комплектующих и изношенных деталей. Если собственные навыки еще не позволяют это делать, то даже наемный специалист обойдется гораздо дешевле на фоне возможных расходов на незапланированный ремонт из-за отсутствия ТО.
Кроме этого, разумеется, исправный мотор с хорошей компрессией потребляет заметно меньше топлива, чем изношенный механизм. В то же время море – это не автодорога, где поломка двигателя чревата лишь временными неудобствами. Вышедший из строя двигатель на моторной яхте несет потенциальную опасность для пассажиров и членов экипажа, если это произошло на открытой воде.
6. Сбросьте скорость
Это самый простой способ экономии не только бензина или дизеля, но и заряда аккумуляторных батарей, если речь идет об электромоторах. Для всех моторных судов существует крейсерский режим, при котором компромисс между расходом и скоростью считается оптимальным.
Однако любители скорости до предела раскручивают двигатели. При этом лодочные моторы длительное время находятся на пределе своих мощностей, и износ увеличивается чуть ли не в разы, но скорость при этом растет не более, чем на два-три узла.
Но в большинстве случаев с точки зрения экономии наиболее выгодно неторопливое передвижение в водоизмещающем режиме. Другое дело, что покупать глиссирующую моторную яхту или скоростной катер для этого не совсем правильно и лучше тогда рассматривать суда траулерного типа или водоизмещающие круизеры.
7. Гребной винт
Гребной винт должен быть в идеальном состоянии, поскольку именно он является главным связующим звеном между мотором и водной средой, преобразуя вращательное движение вала в поступательное движение яхты.
ГВ должен быть абсолютно чистым, а его кромки – не иметь никаких повреждений и вмятин от ударов и кавитации. Даже небольшие выбоины оказывают огромное сопротивление, если учесть скорость вращения лопастей в воде. По важности этот пункт сопоставим с чистым корпусом лодки.
Кроме технического состояния, гребной винт имеет такие важные параметры, как шаг, диаметр, площадь лопастей, толщина лопастей, упор и материал изготовления. Катера и яхты поставляются с оптимально рассчитанным ГВ под максимальную скорость, но играя с этими параметрами, можно добиться отличной экономии топлива, установив винт, подобранный под индивидуальные требования к скорости, режиму передвижения и загрузке судна.
Правда, подбор гребного винта требует некоторых специальных знаний в области гидродинамики и механики, в противном случае можно не только превысить текущий расход топлива, но и навредить мотору, слишком нагрузив его, или, наоборот, позволяя раскручиваться до предельных оборотов. Это актуально для двигателей небольших катеров, не защищенных бортовым компьютером.
8. Электрояхты
Это один из лучших вариантов экономии бензина или ДТ после паруса. Сегодня стоимость яхт с электромотором на солнечных элементах весьма высока, но есть тенденция к ее снижению. Еще не решен в полной мере вопрос с безопасной утилизацией отработавших свой срок АКБ, но хочется верить, что вскоре мы сможем значительно улучшить экологическую ситуацию на планете и при этом не переживать о расходе топлива.