Двигатели копейки какие были

Двигатель ВАЗ 2101

На ВАЗ 2101 устанавливались двигатели, разработанные на базе мотора FIAT 124. В разработанной советскими инженерами модели было увеличено межцентровое расстояние. Двигатель ВАЗ 2101 1.2 литра мощностью в 59 л.с. стал классическим, и в последствии на его основе были разработаны моторы с большим объемом.

Базовая модель двигателя ВАЗ 2101 4-х цилиндровая. При своевременном обслуживании его ресурс составляет около 200 тысяч километров. Силовой агрегат нуждается в регулировке клапанов каждый 10 тысяч километров, для того чтобы предотвратить износ распределительного вала.

Мотор развивает мощность 64 л.с. и способен разогнать автомобиль до 100 км/час за 20 секунд. Максимальная достижимая скорость 143 км/ час. В начале 1970-х годов такой двигатель значительно превосходил возможности других советских машин для легковых автомашин. Он быстро завоевал популярность у отечественных автолюбителей благодаря низкому расходу топлива и легкому запуск зимой. Простота конструкции двигателя делала возможным его самостоятельный ремонт.

С 1972 года модель ВАЗ-2101 вошла в число наиболее популярных советских автомобилей. На различных модификациях автомобиля устанавливались двигатели с разными параметрами. ВАЗ 21011 комплектовался двигателем 1,3 с 69 л.с. ВАЗ 21018 и ВАЗ 21019 были оборудованы более мощными двигателями ВАЗ-311 (односекционный, 70 л.с.) и ВАЗ-411 (двухсекционный, 120 л.с.).

Интересный вариант автомобиля ВАЗ предлагал для спецслужб. ВАЗ 21015 был снабжен двигателем ВАЗ-2106 с увеличенным поршнем 79 мм. Модификация «Аркан» ВАЗ 2101 позволяла достигать скорости свыше 170 км/час.

Технические характеристики

Позиции Показатели
ВАЗ 2101 ВАЗ 21011
Вид топлива Бензин
А-76, АИ-92
Бензин
АИ-93
Устройство впрыска Карбюратор
Материал блока цилиндров Чугун
Материал ГБЦ Алюминиевый сплав
Вес, кг 114
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров, шт 4
Диаметр поршня, мм 76 79
Амплитуда движения поршня, мм 66
Диаметр цилиндра, мм 76 79
Рабочий объем, см 3 1198 1294
Максимальная мощность, л. с. 64 69
Крутящий момент, Нм 87,3 94
Степень сжатия 8,5 8,8
Смешанный расход топлива, л 9,2 9,5
Заявленный ресурс двигателя, тыс. км. 200000 125000
Практический ресурс, тыс. км. 500000 200000
Распределительный вал
расположение верхнее
ширина фаз газораспределения, 0 232
величина угла опережения выпускного клапана, 0 42
запаздывание впускного клапана, 0 40
диаметр сальников, мм 56 и 40
ширина сальников, мм 7
Коленчатый вал
Диаметр шейки, мм 50,795
Количество подшипников, шт 5
Маховик
наружный диаметр, мм 277,5
посадочный диаметр, мм 256,795
количество зубьев венца, шт 129
вес, г 620
Рекомендуемое моторное масло 5W30, 15W40 5W30, 5W40, 10W40, 15W40
Объем моторного масла, л 3,75
Рекомендуемая охлаждающая жидкость Тосол
Количество охлаждающей жидкости, л 9,75
Привод ГРМ Цепной, двухрядный
Порядок работы цилиндров 1–3-4–2

Неисправности двигателя ВАЗ 2101 и их признаки

Каким бы надёжным ни был силовой агрегат «копейки», он тоже иногда может капризничать. Основными признаками его неисправности являются:

  • невозможность запуска;
  • нестабильная работа на холостых оборотах, троение;
  • снижение тяговых и мощностных характеристик;
  • перегрев;
  • посторонние шумы (стук, цокот);
  • появление белого (сизого) выхлопа.

Естественно, любой из перечисленных симптомов не может чётко указывать на определённую неисправность, поэтому давайте рассмотрим их более детально в разрезе возможных поломок.

Тюнинг

  • Вариант тюнинга с увеличением объема подразумевает расточку цилиндров и замену поршней на запчасти от старших моторов ВАЗа. Подобная работа представляет определенную сложность и может иметь высокую стоимость. Необходимо расточить цилиндры, заменить поршни и коленвал. Зачастую проще бывает провести свап двигателя, установив мотор от пятерки или шестерки ВАЗа.
  • Установка турбины может рассматриваться исключительно в теории, так как такой вариант тюнинга приводит к быстрому выходу из строя ВАЗ 2101, тюнинг двигателя которого был выполнен с помощью турбины и компрессора. Мотор с установленной турбиной имеет ресурс порядка 20 тысяч километров, при этом показатель мощности в редких случаях превышает отметку в 100 лошадиных сил. Подобный вариант используют разве что для автомобилей, участвующих в дрег-рейсенге, где автовладельцы не заботятся о ресурсе автомобиля, а во главу угла ставят лишь технические характеристики форсированного мотора.
Читайте также:  Порядок работы двигателя к701

Схема ГРМ

Техобслуживание

Объект техобслуживания Время или пробег (что наступает раньше)
Цепь ГРМ замена через 100000 км
Батарея АКБ 1 год/20000
Зазор в клапане 2 года/20000
Вентиляция картера 2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 2 года/20000
Топливопровод и крышка бака 2 года/40000
Масло моторное 1 год/10000
Фильтр масляный 1год/10000
Фильтр воздушный 1 – 2 года/40000
Фильтр топливный 4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения 2 года/40000
Жидкость охлаждающая 2 года/40000
Датчик кислородный 100000
Свеча зажигания 1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной 1 год

Частые вопросы

Расход топлива — город 9,4л. | трасса 6,9л. | смешанн. 9,2л/100 км

Расход масла — 700 гр. на 1000 км

Вес двигателя ваз 2101 — 114кг

Габаритные размеры двигателя ваз 2101 (ДхШхВ), мм — 540х522х621

Какое лить масло в двигатель ваз 2101:
5W-30
5W-40
10W-40
15W-40

Сколько масла в двигателе 2101: 3.75 л.

При замене заливать около 3.5 л.

Ресурс ваз 2101 :
1. По данным завода – 125 тыс.км
2. На практике – 200 тыс.км

Источник

ВАЗ-2101, особенности модификаций и комплектаций, 1970-1988 г.в.

В апреле 1970 года с конвейера Волжского автозавода в Тольятти сошли первые серийные автомобили ВАЗ-2101, представлявшие из себя лицензионный итальянский FIAT-124, в конструкцию которого советскими инженерами было внесено более тысячи изменений, многие из которых были внедрены и на FIAT. ВАЗ-2101 можно отнести к первому поколению, практически в неизменном виде он выпускался 13 лет, до 1983 года.

Но изменения вносились, в том числе и по кузову, который казался неизменным. В 1974 году на ВАЗ-2101 был изменен моторный щит, изменился кронштейн педального узла получивший каталожный номер 2101-1602063-30, чисто визуально можно увидеть, что гидравлические цилиндры тормозов и сцепления стоят на ранних ВАЗ-2101 ниже и расстояние между ними меньше. Также были внесены изменения в конструкцию передних крыльев, для повышения коррозионной стойкости был ликвидирован водосточный желоб между крылом и рамкой ветрового стекла, изменения претерпела и конструкция брыговиков моторного отсека, измененное левое переднее крыло не предусматривало установку зеркала, поэтому на левую переднюю дверь стали устанавливать зеркало 2103.

В 1976 году ВАЗ-2101 стали оборудовать фонарем заднего хода (ФЗХ), который подвешивался под задний бампер, КПП получила ряд деталей от 2103 для установки выключателя ФЗХ, блок двигателя получил новую отливку и ГБЦ 21011-1003011.

При модернизации была скорректирована электропроводка, педаль акселератора была заменена на навесную, на часть ВАЗ-2101 стали устанавливать оптические элементы фар с габаритной подсветкой, в данной комплектации комбинированные фонари с функциями «подфарники/поворотники» с двухнитевыми лампами 5/21Вт, были заменены поворотниками с однонитевыми лампами 21Вт, которые имели оранжевые катафоты. Изменения в конструкцию кузова ВАЗ-2101 вносили параллельно с освоением новой модели получившей индекс ВАЗ-21011, именно от нее были заимствованы кузовные изменения. В 1974 году была выпущена новая модель ВАЗ-21011, занявшая промежуточную нищу между ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103, назвать ВАЗ-21011 новой моделью, сложно, скорее это обновленный ВАЗ-2101, второго поколения.

ВАЗ-21011 получил «новый» двигатель объемом 1300 см.куб., который фактически являлся двигателем 2101 у которого поршни были увеличены в диаметре с 76мм до 79мм, изменена была и конструкция воздушного фильтра, бумажный фильтр вентиляции картера был заменен на проволочный, установленный в патрубке. КПП получила выключатель ФЗХ от 2103, задний мост остался 2101 с редуктором 4,3. В конструкции кузова 21011 были использованы элементы крыши 2103 с вытяжной вентиляцией, измененный моторный щит, измененный педальный узел, в конструкцию кузова были введены приваренные кронштейны для крепления резиновых брызговиков, передняя панель получила четыре горизонтальных вентиляционных продува, улучшив коррозионную стойкость моторных брызговиков и крыльев. Салон также претерпел изменения, торпедо получило измененные накладки отделанные пленкой под дерево как на 2103, руль получил измененный дизайн, подрулевой переключатель стал трехрожковым, с управлением режимами дворников правым рожком, клавиши стали автономными, для удобства включения, разнесены по аналогии с 2103, щиток приборов получил измененный дизайн, омыватель ветрового стекла заимствован от 2103, с ножным приводом , каркас передних сидений использован ковшового типа, от 2103, каркас заднего сидения оставлен от 2101, обивка оригинальной фактуры из дерматина, оригинальной стала и обивка дверей, задние ручки, задние пепельницы позаимствованы у 2103. Различия передних и задних фонарей 2101 и 21011, фактур передних решеток, шильдиков, обновленной оптики с габаритной подсветкой, думаю описывать смыла, нет, любителям данных автомобилей они хорошо знакомы. Под внесенные изменения была доработана электропроводка, дальний свет фар получил разгрузочное реле. В 1977 году была проведена модернизация кузова 21011 для сборки экспортных комплектаций, измененный кузов получил индекс 21013, основным отличием данного кузова является установка моторного щита 2103, на который устанавливается кронштейн педального узла 2103-1602010, позволяющий без всяких доработок установить ВУТ.

Читайте также:  Расточить двигатель что значит

Если честно, то до поры до времени, я считал что конструкции кузовов ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013 не имеют различий, пока не столкнулся в 80-х годах с переброской раннего ВАЗ-2101 моего друга, 1972 года выпуска, на новый кузов 21013, переброска не предвещала особых сложностей и неожиданностей, пока не стали ставить педальный узел, он не подошел…, добыли измененный кронштейн педального узла 2101-1602063-30, который устанавливался на ВАЗ-21011 и модернизированный ВАЗ-2101, выпусков с середины 1975 года, и этот кронштейн не подошел… В вазовских каталогах того времени информация по педальным узлам отсутствовала, пришлось консультироваться на Варшавке, где подсказали, что надо ставить педальный узел в сборе 2103, можно и с ВУТ, что мы с другом и сделали. ГАИ в то время запрещала вносить изменения в тормозную систему, но на Варшавке мне выдали заверенную рекомендацию гл. конструктора ВАЗа, о возможности установки ВУТ на все автомобили ВАЗ-21013, в рекомендации также было указано, что они применимы и для ВАЗ-21011 выпуска с 1 декабря 1979 года. Изначально ВАЗ-21013 разрабатывался как экспортная модель с двигателем 2103, но маркетологи просчитались, двигатель 2103 объемом 1500 см.куб., во многих странах экспортерах облагался приличным налогом, потребитель был не готов платить повышенную налоговую ставку за нижнюю модель в линейке ВАЗа, предпочитая в данном налоговом сегменте «верхние» модели: ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106. Поэтому было принято компромиссное решение, комплектовать серийно ВАЗ-21013 двигателем 2101, объемом 1200 см.куб. На экспортном варианте ВАЗ-21013 была модернизирована электропроводка, в цепь включения головных фар были введены два разгрузочных реле, что позволяло ставить галогенную головную оптику, была введена цепь включения ФЗХ, проводка могла быть укомплектована цепью включения обогрева заднего стекла, ставилась система аварийной сигнализации, система управления дворниками и омыватель лобового стекла были заимствованы у ВАЗ-2106, варианты исполнения для стран скандинавского региона укомплектовывались комплектом шведских фароочистителей Clear-Site, в этом случае бачок омывателя лобового стекла и фар, насосы подачи, ставились шведские. В модернизированном кузове на экспорт выпускалась и модель ВАЗ-21011 с двигателем 1300 см.куб. На экспортные ВАЗ-21011/13 ставили колеса на дисках 2103, передние сидения укомплектовывали подголовниками, были варианты комплектаций с торпедо 2103 и сидениями 2103/2106 с велюровой обивкой.

Для внутреннего рынка автомобили ВАЗ-21011/13 собирались в кузове образца 1974 года, в стандартной комплектации 21011, данные модели с модернизированными кузовами и проводкой, стали собираться массово с 1980 года, в 1981 году модель ВАЗ-21011 была снята с производства, модель ВАЗ-21013 выпускалась до 1988 года, на поздних выпусках ставили КПП с шестеренчатым рядом 2105 и задний мост с редуктором 4,1. Модель 21013 в модернизированном кузове, можно условно отнести к третьему поколению ВАЗ-2101. Мне не понятно, почему после модернизации на ВАЗ-21011/13 не стали серийно ставить задние стекла с обогревом, систему аварийной сигнализации, все комплектующие уже серийно выпускались советской промышленностью для ВАЗ-2106 с 1976 года. В разные годы на базе семейства «2101» выпускались модификации специального назначения: ВАЗ-2101-94, имела задний мост с редуктором 4,3 и двигатель 2103, выпускалась массово в комплектном кузове 2101 с 1973 года по 1982 год, с 1982 года по 1988 год выпускалась в комплектном кузове 21013, предназначалась для нужд милиции; ВАЗ-21015 «Карат» собиралась на ВАЗе частично, с 1976 года по 1982 год, доукомплектовывалась на АРЗ МВД, имела двигатель 2106, редуктор заднего моста 4,3 или 4,44, имела усиленную конструкцию кузова, дополнительный бензобак, усиленные пружины подвесок, предназначалась для нужд МВД и КГБ; ВАЗ-21018/19 имели роторно-поршневые двигатели Ванкеля, производства ВАЗ, предназначались для МВД и КГБ, в основном для подразделений наружного наблюдения, были капризны, недолговечны, требовали специализированного обслуживания; ВАЗ-21016 представлял из себя комплектный кузов 2101 с двигателем 21011, выпускался небольшими партиями с 1975 года по 1981 года, поставлялся в милицию, на экспорт в соцстраны, попадал и в личное пользование к советским гражданам. С учетом трех условных поколений, ВАЗ-2101 продержался на конвейере 18 лет, был действительно массовым у советских автолюбителей. Меня коробит от употребления вульгаризма «копейка», введенного поколением докатывающим ржавую рухлядь, из советского прошлого, потом гордо пересевшие на выкатанные иномарки … ВАЗ-2101 не был дешевым и доступным, купить его было не просто, первые версии ВАЗ-2101 стоили 5500 руб, столько же стоила в середине 60-х годов, почитаемая Волга ГАЗ-21Р, ВАЗ-21011/13 стоили после 1 июня 1979 года 7300 руб, на 200 руб дешевле чем ВАЗ-2103 до 1 июня 1979 года, цена которого взлетела после подорожания до 8300 руб. Из модельной линейки «2101» лично мне больше всего нравится 21011 последних выпусков (1979-1981 г.в.) в модифицированном кузове, у отца был ВАЗ-2101, один из самых первых, покупал как строитель ВАЗа, хороший был автомобиль, но отец отмечал, что не хватало вытяжной вентиляции и обогрева заднего стекла, стекло сильно запотевало в дождливую погоду, а зимой плохо и долго оттаивало, боковое круглое зеркало изготовленное FIAT, было слепым даже в хорошую погоду, а в дождь и слякоть, в него ничего не было видно, слепым было и внутрисалонное зеркало, кнопочный механический омыватель ветрового стекла был неудобен, как и заправка «клизмы», напольная педаль акселератора иногда зависала, приходилось чистить нижний шарнир. Про двигатель говорил однозначно, что всегда работал как часы и очень хорошо тянул, его вполне хватало, что такое ремонт моста и КПП в начале 70-х, владельцы не знали, трансмиссия перехаживала два-три ремонта двигателя, на ранних 2101 распредвалы не летели, шаровые опоры, рулевые тяги были вечными, если вовремя менять лопнувшие резиновые пыльники, кран отопителя не летел, помпа не текла, все эти «жигулевские прелести» появились позднее, ближе к концу 70-х. Отец мог объективно оценивать достоинства и недостатки, так у него в последствии были ВАЗ-2103 (1973 г.в.) и ВАЗ-2106 (1979 г.в).

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, будет еще много интересного и занятного! С уважением к читателям! Не болейте и не унывайте! Все будет хорошо!

Источник

Adblock
detector