Двигатель взг что это
Главное меню
Судовые двигатели
Новая серия крановых электродвигателей ВКр с тормозами, взрывозащищенного исполнения ВЗТ4 предназначена для всех механизмов кранов, работающих во взрывоопасных помещениях и наружных установках всех классов, в которых возможно образование взрывоопасных смесей газов и паров с воздухом, отнесенных к 1, 2 и 3 категориям и группам воспламеняемости Tl, Т2, ТЗ и Т4, а также горючих пылей и волокон с воздухом, температура тления и воспламенения которых выше 185 °С. Двигатели эти рассчитаны на напряжение до 660 В трехфазного переменного тока частоты 50 и 60 Гц.
Двигатели серии ВКр являются модификацией основного исполнения взрывозащищенных электродвигателей серии В. Комплект состоит из электродвигателей типа В1Кр и электромагнитного тормоза. Технические параметры двигателей ВКр90— ВКр 132 с тормозами приведены в табл. 2.16.
Принято условное обозначение типоразмера двигателя:
где В — наименование серии (взрывозащищенный); Кр — крановый; X — габарит машины; х 1 — высота оси вращения, мм; х 2 — условная длина двигателя; х 3 — число полюсов; х 4 — климатическое исполнение; 2—5 — категория размещения.
Режим работы этих двигателей — повторно-кратковременный с частыми пусками ПВ = 25 % и числом включений не выше указанного в табл. 2.14, при коэффициенте инерции Fl = 2,5, условное обозначение режима S4. Двигатели имеют влагостойкую изоляцию класса В для климатического исполнения Т, категории размещения 5. Двигатели рассчитаны на следующие показатели надежности: средний ресурс до капитального ремонта — 250 000 пусков — торможений или 4 года; наработка на отказ — 50 000 пусков — торможений; вероятность безотказной работы — 0,9 за 5000 пусков — торможений. Питание двигателя и тормоза должно осуществляться от одного аппарата управления для их одновременного включения. Растормаживание двигателя происходит при подаче напряжения на электромагнит тормоза. Электромагнит срабатывает при напряжении сети в пределах допустимых колебаний 90—100 % номинального.
На рис. 2.9 показан общий вид электродвигателей ВКр90—ВКр132. Габаритные, установочные и присоединительные размеры, а также масса двигателей приведены в табл. 2.17.
Двигатели ВТ63, ВТ71 и ВТ80 с тормозом имеют взрывозащищенное исполнение ВЗТ4—В. Двигатели типа ВТ переменного тока, предназначенные для подъемно-транспортных механизмов, изготовляют на напряжение 220 или 380 В частотой 50 Гц; климатическое исполнение У, категория размещения 2—5.
Техническая характеристика двигателей типа ВТ приведена в табл. 2.18. Соединение двигателей с механизмом крана возможно с помощью муфты или зубчатой передачи. Коробка выводов позволяет поворот на любой угол в плоскости установки. Коробка имеет один заземляющий и три проходных силовых зажима, соединенных с обмоткой статора тремя проводами. Коробка выводов обеспечивает подвод питания посредством гибкого или бронированного кабеля. Кабели должны иметь медные жилы сечением 1,5—4 мм 2 .
Двигатели серии ВТ (рис. 2.10 и табл. 2.19) имеют следующие показатели надежности: средний ресурс до капитального ремонта — 500 000 включений (торможений); вероятность безотказной работы — 0,9 за 10 000 включений (торможений); срок службы и сохраняемости — 8 лет.
Двигатели серий ВКр180—ВКр225 (рис. 2.11) имеют исполнение ВЗТ4. Техническая характеристика двигателя приведена в табл. 2.20, а размеры — в табл. 2.21.
Двигатели работают от сети переменного тока с номинальным напряжением до 660 В в повторно-кратковременном режиме S4 с ПВ = 25 %, число включений в час — 60 при коэффициенте инерции, равном 3. Двигатели изготовляют на номинальное напряжение 380/660 В частотой 50 Гц, а по отдельным заказам — на 220/500 В.
Двигатели имеют встроенный электромагнитный дисковый тормоз во взрывонепро- ницаемом исполнении, степень защиты двигателей от наружных воздействий IР54.
Двигатели не теряют работоспособности при наличии в окружающей среде пыли (10 г/м 3 , интервал изменения 4416 мг/м 3 ).
Двигатели имеют следующие показатели надежности: гарантийная наработка 1700 ч в течение двух лет; вероятность безотказной работы — 0,8 на 3400 ч машинного времени; число торможений двигателей без замены фрикционных дисков — не менее 450 000.
На механизмах кранов в настоящее время устанавливают крановые асинхронные электродвигатели типа ВАКр со встроенными тормозами в закрытом взрывонепроницаемом исполнении ВЗГ (ВЗТ4) с естественным охлаждением.. Двигатели предназначены для повторно-кратковременного режима работы с частотой включений 60 в час.
По способу монтажа электродвигатели имеют два исполнения: ВАКр01-5 габаритов — горизонтальное со станиной без лап и с фланцем на щите; ВАКр2-5 габаритов — конструктивного исполнения 1М1000. Двигатели изготовляют с одним концом вала, встроенные тормоза состоят из электромагнитной системы, стальных тормозных дисков. Взрывонепроницаемость в двигателях обеспечена следующими мерами: все токоведущие части закрыты взрывонепроницаемой оболочкой; температура наружных частей оболочки при заданном режиме работы не превышает допустимых значений (для группы воспламеняемости Т4 (Г) — 140 °С); детали оболочки испытаны гидравлическим давлением; соблюдена взрывонепроницаемость подвижных и неподвижных сопряжений узлов;, электрические зазоры, пути утечки и изоляционные материалы выбраны в соответствии с требованиями ПИВРЭ.
В настоящее время выпускают двигатели типа ВАКр мощностью 0,27—7,5 кВт и двигатели типов ВТ и ВКр. Учитывая это, приводим сравнительные данные в табл. 2.22.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Взрывонепроницаемый электродвигатель
Для взрывонепроницаемых электродвигателей скорость нарастания температуры короткозамкнутого ротора в режиме с заторможенным ротором определяется Государственной контрольной организацией для каждой серии электродвигателей. [16]
Использование взрывонепроницаемых электродвигателей , указанных в этом решении: РВ, В1А, В2Б, ВЗГ и В2Г в помещепиях В-I a и во взрывоопасной зоне наружных установок В-1 г, допускается при обязательной установке автоматических газоанализаторов, отключающих электроустановку при концентрации паров и газов в воздухе, не превышающей 50 % нижнего предела взрываемости. [17]
Обмотки взрывонепроницаемых электродвигателей МА-140 2 — 4-го габаритов имеют класс изоляции А; 5 — 6-го габаритов — класс изоляции В. Электродвигатели МА-35, МА-36, КОМ и КО ( кроме 5-го габарита на 1500 об / мин) имеют класс изоляции В и электродвигатели КО 5-го габарита на 1500 об / мин — класс изоляции ВС. [18]
Изготовляются также Взрывонепроницаемые электродвигатели сварной конструкции серии Д по стандарту PC 51 — 180, с цилиндрическим корпусом, но приспособленные для монтажа в нескольких положениях аналогично электродвигателю, имеющему форму параллелепипеда. [20]
При отсутствии взрывонепроницаемых электродвигателей с условным знаком, соответствующим взрывоопасной среде ( что наблюдается при производстве электромонтажных работ), допускается устанавливать по согласованию с проектной организацией взры-вонепроницаемые короткозамкнутые электродвигатели с условным знаком, не соответствующим данной взрывоопасной среде. Их применяют как электродвигатели повышенной надежности против взрыва в условиях взрывоопасных смесей более высоких категорий и групп, чем категория и группа, для которых они были предназначены. [21]
При ревизии взрывонепроницаемых электродвигателей допускается очищать их от смазки и проверять щупами взрывонепроницаемые зазоры, а также заполнять смазкой подшипники. В электродвигателях, продуваемых под избыточным давлением, разрешено менять поврежденные уплотнения и разбитые стекла смотровых окон, ремонтировать оболочку электродвигателя ( без изменения ее конструкции) и чистить изоляцию токоведущих частей. [22]
Оболочка этих взрывонепроницаемых электродвигателей исполняется из высокопрочного чугуна. [24]
Все величины взрывонепроницаемых электродвигателей имеют многочисленные электрические и конструктивные модификации. [26]
Мощность существующих взрывонепроницаемых электродвигателей недостаточна и для экономически целесообразной замены паровых приводов технологических насосных нефтеперерабатывающих и химических заводов. [27]
В настоящее время взрывонепроницаемые электродвигатели изготовляются для взрывоопасных сред: 1А с маркировкой В1А ( РВ), 2Б с маркировкой В2Б и ЗГ с маркировкой ВЗГ. Из перечисленных двигателей для работы в среде, где возможно образование взрывоопасных смесей — пропана и бутана с воздухом — пригодны двигатели с маркировкой В2Б и ВЗГ. [29]
Основные типы взрывозащищенных электродвигателей
Для того чтобы работе оборудования в небезопасной среде ничто не угрожало, для него используются двигатели с взрывозащитой. Взрывоопасная рабочая среда может быть везде – как на промышленных предприятиях (в помещениях), так и в открытых природных условиях, например, в опасных по газу и пыли шахтах, где нужно использовать стационарные машины и механизмы. Для них и применяются взрывозащищенные двигатели.
Все асинхронные электродвигатели с взрывозащитой делятся на 2 условные категории:
- Для использования в нефтехимической и газовой промышленности
- Для шахт и рудников – рудничные моторы
Назначение двигателей с взрывозащитой
В нефтехимической и газовой промышленности такие электромоторы используют для вентиляторных приводов, дымососов, насосов для перекачки и дозировки жидкостей, раздачи топлива, приводов автозадвижек топливопроводной арматуры, конвейерного и компрессорного оборудования.
В горнорудной промышленности такие электромоторы устанавливаются на приводах забойных и подъемно-транспортных машин, местных и главных вентиляторов, насосного и углесосного оборудования, скребковых конвейеров.
Исполнение электродвигателей по взрывозащите
По назначению выделяют 3 группы электродвигателей:
- Для подземных выработок в шахтах, опасных в отношении рудничного газа и (или) горючей пыли рудниках, в любых наземных строениях с опасностью появления рудничного газа и (или) горючей пыли (категория смеси — I)
- Для использования в помещениях с взрывоопасной средой и в наружных установках (категория смеси — II по газу);
- Для использования во взрывоопасных пылевых средах (категория смеси — II по пыли).
Взрывозащита двигателя реализована в виде внешней оболочки из специального пожаростойкого материала, который выдерживает давление от взрыва находящегося внутри него мотора и не даст распространиться огню по территории. То есть, взрыва самого электромотора в случае опасной ситуации избежать не удается, главная цель в другом – защитить от взрывного удара окружающую среду и находящихся вокруг людей. Это и делает такие двигатели безопасными.
Полная маркировка взрывозащиты электродвигателей:
- Химическое исполнение — 1 Ex d IIB T4
- Рудничное исполнение — PB Ex d I _
- 2 – двигатель с защитой повышенной надежности
- 1 – взрывобезопасный двигатель (взрывозащищенность действует как в нормальных рабочих режимах, так и при возможных повреждениях из-за условий эксплуатации, за исключением повреждений тех средств, которые обеспечивают взрывозащищенность)
- РВ – специальная защита для двигателей, используемых в оборудовании для шахт и рудников
- Ex – свидетельство того, что оборудование имеет взрывозащиту
Далее, согласно порядку символов в маркировке взрывозащиты электродвигателей, следует обозначение типа взрывозащиты:
- d — взрывонепроницаемая оболочка
- e — повышенная безопасность
- p — заполнение или продувка
- i — искробезопасная электрическая цепь
- — масляное заполнение оболочки
- q — кварцевое заполнение оболочки
- m — герметизация компаундом
- n — отсутствие искрообразования
- s — специальная защита
- h — герметическая изоляция
Далее идет категория взрывоопасной смеси:
Номер категории | Типичный представитель горючего в-ва | Сфера использования оборудования с защищенным двигателем | Можно применять |
I | Метан | Угольные шахты | Только шахты |
IIА | Пропан | Аналогично (см.выше) | IIА |
IIB | Этилен | Аналогично (см.выше) | IIА, IIB |
IIC | Водород, сероуглерод | Аналогично (см.выше) | IIА, IIB, IIC |
Завершающий символ – обозначение температуры самовоспламенения взрывоопасных газов и смесей.
Класс температуры | Температура, при которой воспламеняется газ | Можно применять |
Т1 | Свыше 450C ° | Т1 |
Т2 | 300-450 C ° | Т1 и Т2 |
Т3 | 200-300 C ° | Т1-Т3 |
Т4 | 135-200 C ° | Т1-Т4 |
Т5 | 100-135 C ° | Т1-Т5 |
Т6 | 85-100 C ° | Т-1-Т6 |
Электродвигатели с взрывозащитой также имеют разное климатическое исполнение.
- S1 – постоянный характер режима эксплуатации.
- У – умеренный климат
- ХЛ – холодный климат
- Т – тропический климат
В основном электродвигатели с взрывозащитой относятся к 3-х фазным моторам асинхронного типа. Например, группа Русэлт реализует взрывозащищенные электродвигатели серий ВАСО и ВАО российского производства (АО «Электромаш»). В сериях ВАО у нас представлены двигатели ВАО4 и ВАО2.