Двигатель вентилятора системы охлаждения ваз характеристика

электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя ВАЗ 2106

Данные для проверки электродвигателя вентилятора системы охлаждения
Номинальная мощность, Вт. 110
Частота вращения вала якоря с крыльчаткой при номинальной мощности, мин. 2500-2800
Потребляемая сила тока при номинальной мощности, А, не более. 14
Для привода вентилятора установлен электродвигатель типа МЭ-272 (рис. 9.25) или аналогичные ему по характеристикам электродвигатели производства Словении. Электродвигатель МЭ-272 восьмиполюсный, четырех щеточный, с возбуждением от постоянных магнитов. Электродвигатели вентилятора системы охлаждения двигателя не требуют какого-либо обслуживания в эксплуатации.
Электродвигатель 7 (рис. 9.26) включается датчиком 6 типа ТМ-108 с помощью вспомогательного реле 5 типа РС-527 или 113.1347-10, установленного в моторном отсеке на левом брызговике. Такие же реле применяются для включения фар, они описаны в подразд. «Освещение, световая и звуковая сигнализация».

Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен у латунных радиаторов в нижнем бачке радиатора с левой стороны (показан стрелкой), а у алюминиевых радиаторов — в нижней части правого бачка. Температура замыкания контактов датчика (92±2) °С, размыкания — (87+2) °С. ПРИМЕЧАНИЕ

Датчики температуры охлаждающей жидкости, но с другой температурой срабатывания применяются на автомобилях семейства ваз 2108, ваз 2109. Поэтому при замене датчика надо обращать внимание на температуру срабатывания, указанную на его корпусе.

С 2000 г. реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения не устанавливают, а из жгута проводов удалены провода, присоединяемые к реле. Кроме того, с 2000 г. электродвигатель включается датчиком типа 661.3710. Температура замыкания контактов датчика (92±2,5) °С, размыкания — (87+3) °С
Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя имеет неразборную конструкцию, поэтому при выходе из строя заменяйте его в сборе. Снятие и установка электродвигателя описаны в разд. 4 «Двигатель», см. «Снятие и установка вентилятора радиатора, замена электродвигателя его привода».

Рис. 9.25. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя ВАЗ 2106:
1 — корпус электродвигателя; 2 — грязезащитное кольцо; 3 — держатель магнитов; 4 — якорь электродвигателя; 5 — крышка; 6 — щеткодержатели; 7 — войлочное кольцо; 8 — втулка; 9 — коллектор; 10 — щетка; 11 — кожух; 12 — магнит; 13 — шариковый подшипник

Рис. 9.26. Схема включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя ВАЗ 2106:
1 — генератор; 2 — аккумулятор; 3 — замок зажигания; 4 — основной блок предохранителей; 5 — реле включения электровентилятора; 6 — датчик включения электровентилятора; 7 — электровентилятор; 8 — дополнительный блок предохранителей

Источник

Двигатель вентилятора, радиатора охлаждения ваз, характеристика

В своей статье «Двигатель вентилятора, радиатора охлаждения ваз, характеристика» расскажем вам о системе охлаждения и об ее возможных неисправностях. Многие водители во время движения наблюдают только за показаниями спидометра. Однако одним из важных приборов на панели является прибор, который фиксирует показания температуры охлаждающей жидкости. Автомобили в большинстве своем не снабжены сигналом, который способен предупредить о выходе за допустимую границу. Поэтому, время от времени необходимо бросать на прибор взгляд. По пару, который вы заметите из-под капота, и запаху закипевшего тосола вы поймете о перегреве. Только теперь вас будет ждать перспектива серьезного ремонта. Кипящая охлаждающая жидкость образуется пар, который будет препятствовать нормальному охлаждению. Температура в результате начнет расти. При движении с перегретым мотором всего за несколько минут может произойти деформация головки блока или поршневая группа может заклинить. Перегрев у исправного двигателя может наступить при неисправности даже деталей, которые стоят копейки и легко заменяются. Самое главное вовремя заметить неисправность.

Необходимо знать, что нужно своевременно выявить причины всех неполадок. При оборудовании автомобиля электрическим вентилятором, он может и стать причиной перегрева. Вентилятор достаточно надежен, он ломается крайне редко. А вот система его управления не столь надежна. К этой системе относятся реле с температурным датчиком. Работа вентилятора проста. При увеличении температуры охлаждающей жидкости до определенного уровня, происходит замыкание омываемого ею датчика. Через управляющее реле включается вентилятор. При неисправности этого не происходит. Диагностику надо начинать с предохранителя. На самой крышке блока предохранителей можно распознать, какой именно отвечает за работу вентилятора. Внешне порой предохранитель выглядит обычно, но из-за плохого контакта он будет не в рабочем состоянии. Достаточно бывает пошевелить его или просто подогнуть контактные лепестки. В случае если предохранитель перегорел, то его просто надо заменить.

Для проверки работоспособности температурного датчика нужно просто взять отсоединить провода, а затем замкнуть между собой. Включив зажигание, посмотреть на вентилятор. Если он закрутился, то это означает, что ремонту не подлежит, так как он неразборный. Однако в экстремальных ситуациях, когда необходимо ехать дальше, провода оставляем замкнутыми, а вентилятор непрерывно работающим. Если замыкание провода датчика ничего не изменило, то тогда реле в предохранительной коробки нужно заменить куском проволоки, перемыкая при этом гнезда управляющих контактов. Для определения управляющих контактов реле нужно обратиться к схеме, которая изображена на крышке блока. Проверьте на самом моторе вентилятора наличие питания. Проверить можно, используя обыкновенную лампочку с проводками. Обратите внимание на провода. Где-то пропал контакт. Используя кусок провода, нужно подать непосредственно с аккумулятора питание на вентилятор. При наличии напряжения на вентиляторе, но отсутствии вращения, вам будет ясно, что проблемы у вас с электромотором. Движение в этом случае продолжить можно, но осторожно. Теперь главное постоянно следить за прибором указателя температуры. Как только стрелка начнет приближаться к красной черте, немедленно останавливайтесь и открывайте капот для того, чтобы остудить двигатель. Удовольствие от такой езды вы не получите, но потихоньку до автомастерской доберетесь.

Читайте также:  Как правильно составить дефектную ведомость двигателя

Проблема с термостатом может стать еще одной причиной перегрева. Если термостат заклинило в закрытом положении, то охлаждающая жидкость начинает циркулировать, минуя радиатор. Убедиться что это так можно, если поднять капот и на ощупь попробовать радиатор. Бывает вполне достаточно постучать чем-нибудь по корпусу термостата для того, чтобы термостат открылся. Если это не даст результата, то придется снять термостат. Процесс этот довольно хлопотный. Из снятого термостата нужно любым способом вытащить всю начинку и затем снова установить на место. Двигатель будет долго прогреваться, но ездить так особенно летом можно. Бывает, что термостат заклинит в полуоткрытом состоянии. Это создаст трудности при диагностике. Радиатор вроде горячий, и даже вентилятор работает, а двигатель все равно нагревается. Поток жидкости, который циркулирует через радиатор, ослаблен. Часть жидкости, однако, продолжает циркулировать по «малому кругу». А если ваш диагноз верен, то смело взламывайте термостат. Если у вас нет уверенности в правильности такого диагноза, то включайте на максимум печку, открывайте окна и потихоньку езжайте в мастерскую. Удовольствия, конечно, мало, но добраться можно.

У автомобиля ВАЗ система охлаждения жидкостная. Она с принудительной циркуляцией и закрытого типа. Клапаны, которые располагаются в пробке расширительного бачка, способны обеспечить всей системе герметичность. Электровентилятор радиатора и термостат поддерживают тепловой режим работы двигателя. В головке блока цилиндров двигателя имеется датчик, который контролирует температуру охлаждающей жидкости. Этот датчик непосредственно связан с указателем температуры, который расположен на приборной панели. Насос охлаждающей жидкости по своей конструкции лопастной, центробежного типа. Он приводится в действие зубчатым ремнем. Вращение передается через шкив коленвала к приводу газораспределительного механизма. Корпус насоса изготавливают из алюминия.

Термостат управляет перераспределением потоков жидкости. Если двигатель холодный, то перепускной клапан термостата закроет патрубок, который ведет к радиатору. Жидкость, минуя радиатор, способна циркулировать только по малому кругу. А на двигателе ВАЗ-2110 этот круг включает в себя радиатор отопителя, блок подогрева карбюратора, впускной коллектор, камеру полуавтоматического пускового устройства. На двигателях автомобилей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 жидкость дополнительно поступает еще и в блок подогрева дроссельного узла.

При температуре около 87°С перепускной клапан термостата при перемещении открывает основной патрубок. Часть жидкости циркулирует через радиатор по большому кругу. Патрубок открывается полностью при температуре близкой к 102°С . Вот тогда охлаждающая жидкость будет циркулировать уже по большому кругу. В термостате двигателя ВАЗ-2112 имеется дроссельное отверстие. Оно увеличивает потока жидкости, который проходит через радиатор отопителя.

Охлаждающую жидкость заливают через расширительный бачок в систему. Расширительный бачок изготавливается из полиэтилена. Через него визуально можно видеть уровень жидкости. В крышке бачка установлен датчик. Система контроля укажет вам, если произойдет падение уровня жидкости. С бачком соединяются две пароотводные трубки. Одна пароотводная трубка отходит от радиатора отопителя, а другая – от радиатора охлаждения двигателя.

Радиатор состоит из двух горизонтальных рядов алюминиевых трубок и двух пластмассовых бачков. На алюминиевые трубки напрессованы охлаждающие пластины. Бачки размещены вертикально. Жидкость поступает через верхний патрубок, а отводится она уже через нижний. Рядом расположен тонкий патрубок, который отводит пар. Не рекомендуется использовать воду в системе охлаждения.

Источник

Как выбрать вентилятор системы охлаждения

Вентилятор охлаждения двигателя – это устройство, которое обдувает радиатор, а также нагретый мотор двигателя воздухом из атмосферы. Как вам наверняка известно, автомобильное охлаждение делится на 2 типа: жидкостное и воздушное. За последнее как раз отвечает вентилятор. По сути, во всей системе охлаждения является гибридным. Однако в большинстве случаев вентилятор не активен. Его активная работа начинается только в случае сильного нагрева ДВС. Разберемся же с тем, как работает вентилятор, как выбрать его в случае нужды и какие вещи могут указать водителю на скорую поломку устройства.

Зачем это нужно

Система охлаждения двигателя нужна для того, что отводить тепло от сильного нагретых узлов автомобиля в атмосферу. Основным компонентом системы является радиатор. По внутренним полостям радиатора движется охлаждающая жидкость, тепло от которой движется через стенки радиатора и отдается в окружающую среду с сопутствующим уменьшением температуры самой жидкости. Поскольку мотор при эксплуатации в жестких условиях имеет высокую теплопроизводительность, обычного водяного охлаждения здесь недостаточно. Помогает интенсифицировать теплообмен установка вентилятора.

Читайте также:  Двигатель ямз 236 глохнет причина

Из каких элементов состоит вентилятор

Конструкция вентилятора предельна проста:

  • Крыльчатка , включающая в себя от четырех лопастей;
  • Привод одного из типов (о них мы еще поговорим);
  • Кожух .

Крыльчатка вентилятора с приводом располагается в центре кожуха, который нужен для формирования однонаправленного воздушного потока. При этом кожух является очень важным элементом. Поскольку радиатора из-за своих габаритов является препятствием для потока воздуха, последний надо направлять так, чтобы он не обходил радиатор стороной.

Типы приводов

Одним из важнейших элементов автомобильного вентилятора охлаждения является привод. Он может быть следующим:

В случае использования механического привода сила для вращения лопастей отбирается от коленчатого вала, с которым вентилятор соединен ремнем. Конструкция проста и надежна, однако имеет один существенный мину с: во время работы устройство отбирает мощность непосредственно от двигателя. Затраты мощности только на вентилятор не слишком велики, однако от работы двигателя также зависят, к примеру, насосы. Получается, что на двигатель «цепляют» много потребителей, которые работают серьезно уменьшают показатели мощности;

Гидромеханические привода являются разновидностью вязкостной муфты, которая также имеет привод от коленвала. Такая муфта состоит из корпуса с находящимися внутри плоскими фрикционными дисками. Диски делятся на два типа, которые соответствующим образом соединяются с ведомым и ведущим валом. Ведущая деталь чередуется с ведомой. Полость корпуса заполнена силиконовым гелем в объеме от 30 до 50 мл. При увеличении скорости вращения одного колеса начинает перемешиваться и гель. При этом возрастает его температура . С ростом температуры в сторону увеличения изменяется и показатель вязкости. Если разность скоростей велика, гель становится настолько вязким, что обеспечивает блокировку вискомуфты с максимально эффективной реализацией передаваемого крутящего момента. При этом на высоких оборотах муфта непременно бы сломалась. Инженеры признают такое конструктивное решение неэффективным только потому, что с ним система завязана на частоте оборотов : не более того показателя, при котором отвод тепла минимально эффективен.

В случае электрического привода вентилятор оборудован собственным электродвигателем и работает в тандеме с системой управления. При этом система, в которой используется электровентилятор, отличается сложностью. Она оборудована вот такими элементами: ДТОЖ, ЭБУ, электродвигатель, реле включения, ДЧВК, ДМРВ. Основными здесь являются ЭБУ, ДТОЖ и электродвигатель, т.к. последний является исполнительным элементом, а первые два отвечают за первичную оценку работы двигателя и выбор соответствующего режима работы исполнителя.

Какой же привод лучше

Самыми перспективными уже не первый год считаются электрические вентиляторы. Дело в том, что современный автомобиль включает в себя целый ряд электрических устройств, самыми важными из которых являются датчики. Если датчики и блок управления работают правильно , блок, получающий и анализирующий электрические сигналы, может отрегулировать работы исполнительных элементов так, чтобы они работали с максимальной эффективностью и минимальным энергопотреблением в конкретный момент времени.

Если автомобиль оборудован тягово-сцепным устройством или же климат-контролем , в нем имеется два вентилятора . Каждый из них имеет реле включения. Разберемся же подробнее с тем, из чего состоит наиболее востребованный электрический вентилятор.

Предпочтительно использование вязкостной муфты только на внедорожниках . К примеру, в автомобилях УАЗ, приспособленных под форсирование водных преград, электроника бы вышла из строя после контакта с водой.

Как работают вентиляторы с электрическим приводом

Как вы уже поняли, вентилятор состоит из следующих блоков: система управления, электрический двигатель. Здесь датчики нужны в первую очередь для слежения за температурой. Электродвигатель подключен к блоку управления. Вот как выглядит эта схема:

  • Управляющий блок;
  • Датчик температуры;
  • Прибор, регистрирующий расход воздуха (обычный ДМРВ или более современный датчик абсолютного давления );
  • Реле (регулятор), отвечающее за включение и выключение;
  • Датчик, считывающий обороты коленчатого вала.

Схема работы имеет такой вид : блок управления получает сигналы со всех датчиков, анализирует их, отдает команду на регулятор. В самых современных автомобилях реле заменено на отдельный управляющий блок. Диктуется такое решение тем, что более сложный управляющий элемент работает точнее и позволяет системе охлаждения работать с большей эффективностью. К тому же, он следит за углом расположения самого вентилятора, определяет момент отключения, регистрирует направления воздуха.

Основные неисправности и как их диагности

Вот какие неисправности могут отметить водители:

  • Устройство при прогреве двигателя не включается вовсе;
  • Устройство включается раньше положенного;
  • Работа ведется постоянно, без отключения в положенное время.

Разберемся с тем, почему вентилятор или не работает совсем, или работает неправильно:

  • Пришел в негодность датчик температуры;
  • Оборвалась проводка;
  • Неисправен регулятор;
  • Перегорел предохранитель;
  • Датчик температуры не имеет контакта с системой.
Читайте также:  Что нужно для холодного запуска двигателя

Продиагностировать систему можно как на СТО , так и у себя в гараже. Предупредим лишь, что самому найти причину может быть сложно. Если же вы решились начать поиски, вам нужно сделать вот что:

  • Снять вентилятор и подключить его к аккумулятору. При неисправности привода вентилятор не начинает работать;
  • Проверить проводку, контакты. Проводка может обрываться, контакты покрываются окисью или припекают к своим местам. Поэтому отключайте все электрические компоненты с большой осторожностью, дабы ничего не повредить;
  • Проверьте тестером предохранитель;
  • Проверьте реле, сравнив его с работоспособным (самый сложный момент, поскольку такую проверку нужно проводить на специальном оборудовании, которое есть на СТО);
  • Переходите к датчику. Если его обесточить, вентилятор будет запускаться контролером на постоянный обдув в аварийном режиме. Отсоедините провода датчика и попробуйте замкнуть их между собой. Если вентилятор после замыкания проводов включается и начинает работать, говорят о необходимости замены датчика.

Как показывает практика, вентилятор чаще всего не работает вследствие неисправности предохранителя или реле . К примеру, вентилятор может работать постоянно при « залипании » регулятора. Но устройство также может не отключаться при неисправностях термостата.

К списку неисправностей можно отнести чисто механические повреждения, износ щеток и подшипников. Во время проверки обращайте внимание и на смежные с вентилятором узлы. Если температура охлаждающей жидкости была постоянно высокой, могли разрушиться резиновые детали-уплотнители, патрубки и шланги. В редких случаях разрушаются отдельные элементы поршневой группы.

О перспективе ремонта

Далеко не всегда вентилятор охлаждения с электрическим приводом нуждается в полной замене. Большую часть неисправностей помогает выявить визуальный осмотр . Вот какие меры, возможно, надо будет принять:

  • Очистить провода или полностью заменить проводку;
  • Провести замену щеток;
  • В случае неисправности датчика купить и установить новый;
  • В случае постоянной работы вентилятора проверить термостат и определить, требуется ли его замена;
  • Проверить обмотки ротора. Иногда обмотка замыкается или имеет обрыв. Обычно помогает простая чистка смоченной в растворителе ветошью и специальной щеткой (такая продается отдельно). Ремонт начинки электромотора трудноосуществим, так что в случае поломки нужно покупать новый.

Отметим лишь, что выше мы изложили основные моменты. Более широкий спектр работ может провести только мастер на СТО. В случае неисправности электровентилятора лучше отправиться в автосервис. Рекомендованная скорость, при которой не наступает быстрый перегрев, равна 60 км/ч . Имеет смысл задействовать отопитель салона – так будет отводиться часть теплоты от контура охлаждения двигателя. В случае перегрева нужно скорее остановиться, заглушить мотор и открыть капот.

Как выбирать новое устройство

Подобрать вентилятор охлаждения двигателя проще всего по VIN-коду транспорта. Так вы найдете и оригинал, и ближайшие к нему аналоги. Цена устройства на современные иномарки может быть достаточно высокой. Часто практикуют покупку недорогих аналогов, которые затем дорабатываются: подгибаются контакты, стачиваются выступающие элементы. Важно чтобы совпадали крепление, иначе поставить новый вентилятор не получится или же крепежные детали будут со временем отходить.

Полной работоспособности в случае установки, скажем, неоригинала отечественного производства гарантировать никто не может. В теории, поставить можно любой вентилятор. Важна здесь его производительность, которая может быть даже большей, чем у штатного устройства, но ни в коем случае не меньшей.

При выборе обращайте внимание на параметры изделия (мощность, диаметр крыльчатки, крепления), а также учитывайте марку своего автомобиля, модель, параметры двигателя.

Обычно вентиляторы продают в сборе с кожухом или отдельно от него: только электромотор + крыльчатка, просто электромотор. Отдельно продаются реле, фишки, крыльчатка. Ориентируйтесь на те элементы, которые уже вышли из строя.

Экскурс по брендам

Большинство автомобилистов отдают предпочтения неоригинальным вентиляторам двигателя следующих фирм:

Еще более доступные в ценовом плане аналоги предлагают следующие фирмы:

Советуем покупать более дорогой аналог европейского или азиатского производства, поскольку он прослужит вам дольше. Отечественные радиаторы брать тоже можно – лишь бы они подходили по характеристикам и имели подходящую геометрию.

Вывод

Вентилятор охлаждения радиатора двигателя – важный элемент системы автомобильного охлаждения, с которым водитель может смело эксплуатировать транспортное средство практически в любых условиях. В случае поломки возникает риск перегрева деталей мотора , что уже чревато, поскольку дело может дойти до ремонта поршневой группы. По этой причине следите за работоспособностью вентилятора. Непрерывная его работа, несвоевременные включения и отключения, повышенная шумность и многое другое укажут вам на возникшую проблему . Поскольку устройство можно как отремонтировать, так и заменить на недорогой аналог, у вас всегда есть несколько решений. Советуем не ломать себе голову над ремонтом, а продиагностироваться на СТО и провести замену старого вентилятора на аналог или оригинал.

С другими новостями автомира можно ознакомиться здесь .

Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал .

Источник

Adblock
detector