Двигатель ваз 2109 сколько лет

О двигателях LADA 2109 1 поколение (1987 — 2011)

ВАЗ 2109 (Лада Самара), в народе — девятка, является пятидверным хетчбеком, продолжателем линейки Samara. Его разработали в 1987 году взяв за основу трехдверный хетчбек ВАЗ 2108. Сама же девятка стала основой для создания ВАЗ 21099.

Автомобиль получил широкую популярность распространение благодаря стремительному дизайну, неплохим, по тем временам, моторам, а также практичному пятидверному кузову. Все это, помноженное на невысокую стоимость, а также широкий выбор запчастей сделали ВАЗ 2109 очень привлекательным. Эта привлекательность передалась и ее последователю ВАЗ 2114. В противовес восьмерке, на движки 2109 инжектор ставили серийно (силовой агрегат 2111).

Помимо инжектора, на 2109 устанавливали карбюратор с рабочим объемом 1.1 л, 1.3 л и 1.5 л. Такие движки можно увидеть если заглянуть и под капот 2108.

В статье мы рассмотрим сами движки для ВАЗ 2109, их характеристики и слабые стороны.

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 2108

Движок 1.3 является базовым для восьмерки, его разработали с нуля, и конструкционно у них с движком 21011 1,3 л. нет ничего общего. Этот движок стал основой при создании силовых агрегатов для установки на семейство Самара имеющих рабочий объем 1,1 л., 1,5 л. Это рядный движок карбюраторного типа, имеет 4 цилиндра и верхнее расположение распредвала. В приводе ГРМ используется ремень.

Относительно ресурса движка справедливо будет сказать, что аккуратная и спокойная эксплуатация, правильное и постоянное обслуживание позволят превысить официальные 120 тыс. км и ресурс может составить 180-200 тыс. км.

В части минусов, наиболее часто отмечают следующие. Довольно быстро изнашиваются детали охлаждающей системы. Потребуется частая замена масляного фильтра и регулировка клапанов. Нередко возникают течи масла, из-за ненадежного уплотнения клапанной крышки, топливного насоса и датчика-распределителя. Следует отметить и ненадежные карбюраторы типа «Солекс» вообще, и ЭПХХ в частности.

В случае обрыва ремня ГРМ может гнуть клапаны. Также, со временем, могут возникнуть проблемы с зажиганием и троение двигателя. Кроме того, из-за проблем с зажиганием, двигатель может детонировать. Еще одной причиной этого может быть низкооктановое некачественное топливо. О детонации говорит дым черного цвета, выходящий из выхлопной трубы и потеря мощности.

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 21081

Движок ВАЗ 21081 1,1 л. является аналогом силового агрегата 2108 1.3. Однако имеет коленвал меньшего хода, и как следствие пониженную тягу. Это рядный двигатель карбюраторного типа, с четырьмя цилиндрами, имеющий верхнее расположение распредвала, и ремень в приводе ГРМ. Что касается ресурса, то обеспечив аккуратную эксплуатацию и качественное обслуживание, можно рассчитывать на официальные 125 тыс. км.

Разница между 21081 и 2108 обусловлена уменьшенным ходом поршня и как следствие сокращенным рабочим объемом. Кроме того разница в более низком по сравнению с 2108 блоке цилиндров.

Движок ВАЗ 081 встречается редко, так как шли такие двигатели на экспорт. Наверное, это и к лучшему, так как это откровенно хилый агрегат. Также следует помнить, что в случае обрыва ремня ГРМ, движок может гнуть клапаны. ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 21083 Данный движок, является прародителем актуальных силовых агрегатов для Лада, он стал основой для 16 клапанных движков 2112, 124, 126 для Приоры, 127, 114, 116, 194 для Калины.

Заменой данному двигателю стал этот его же вариант инжекторного типа. ВАЗ 2108 1,5 л. является рядным двигателем карбюраторного типа, с четырьмя цилиндрами, имеющий верхнее расположение распредвала. В приводе ГРМ используется ремень, при обрыве которого движок клапана не гнет.

Если говорить о слабых сторонах двигателя, то нужно упомянуть следующие. Необходимо регулировать клапана. Быстро изнашиваются детали охлаждающей системы. Потребуется частая замена масляного фильтра и регулировка клапанов. Нередко возникают течи масла, из-за ненадежного уплотнения клапанной крышки, топливного насоса и датчика-распределителя. Следует отметить и ненадежные карбюраторы типа «Солекс» вообще, и ЭПХХ в частности.

Могут обламываться крепления приемной выхлопной трубы, так как использованы стальные, а не латунные гайки. Кроме того двигатель может стучать, это говорит о необходимости регулировки клапанов. Движок может троить, и в этом случае причину нужно искать в клапанах, забитом карбюраторе или неисправной электрике.

Читайте также:  Схема подключения однофазного двигателя насоса

ДВИГАТЕЛЬ 2114 / 2111

Движок ВАЗ 2111 который в народе именуют 2114, в целом является восемьдесят третьим движком. Однако в отличии от 21083 на 2114 используется инжектор, а не карбюратор. Кроме того для 2114 характерно наличие плавающего пальца шатуна и иного распредвала. Наконец, 2114 обладает большей мощностью. Движок ВАЗ 2114 1,5 л. рядным, инжекторным, с четырьмя цилиндрами, имеет верхнее расположение распредвала, в приводе ГРМ используется ремень. При этом при обрыве ремня движок клапана не гнет.

В части недостатков отмечают следующие. Необходимо регулировать клапана, быстро изнашиваются детали охлаждающей системы, требуется частая замена масляного фильтра, проблемы с уплотнением клапанной крышки, топливным насосом и датчиком-распределителем. Могут ломаться крепления приемной выхлопной трубы, так как использованы стальные, а не латунные гайки. Кроме того нередко начинают плавать обороты. Двигатель может троить. Зачастую двигатель не прогревается до нужной рабочей температуры. Проблема, скорее всего, в термостате. Кроме того двигатель может стучать и шуметь, как правило из-за неотрегулированных клапанов.

Источник

Апгрейд двигателя ВАЗ 2109

Переднеприводный хетчбэк ВАЗ 2109 выпускался с 1986 по 2011 год и оснащался 5-ю различными силовыми агрегатами. Как такового двигателя ВАЗ 2109 в природе никогда не существовало. На девятку ставились моторы под следующими индексами:

Первые 2 модификации устанавливались на автомобиль с 1987 по 1997 год и были оснащены карбюраторной системой подачи топлива. Оба они имели неприятную особенность, заключавшуюся в том, что при обрыве ремня привода газораспределительного механизма поршни этих моторов встречались с клапанами и гнули их.

Двигатель 21083 также был карбюраторным. Это основной силовой агрегат, устанавливавшийся на ВАЗ 2109. Разработан он был в 1987 году, по итогам опыта эксплуатации автомобиля в суровых отечественных условиях. Главным его отличием от предыдущих моторов стало то, что при обрыве ремня ГРМ поршни не гнули клапаны.

Двигатель 2111-80 — это тот же 21083, только оснащенный распределенным впрыском топлива. Вначале его устанавливали только на экспортные модификации, однако с 1998 года он стал доступен и на внутреннем рынке. Мотор 11183-20 — глубокая модернизация двигателя 2111.

Характеристики силовых агрегатов

Мотор ВАЗ 2108 разрабатывался специально для семейства «Спутник». Предполагалось, что именно он станет базовым для разработки последующих силовых агрегатов для перспективных моделей Волжского автозавода. Однако сразу после запуска в серию стало ясно, что он слишком слабый. Характеристики двигателя 2108:

  • блок цилиндров — чугунный, рядный;
  • число цилиндров — 4;
  • диаметр цилиндра — 76 мм;
  • ход поршней — 71 мм;
  • ГБЦ — алюминиевая, 8-клапанная, с ременным приводом распредвала;
  • объем двигателя — 1,3 литра;
  • мощность — 64 л.с.

С таким скромным двигателем автомобиль ВАЗ 2109 разгонялся до 100 км/ч за 16 секунд. Мотор 21081 был аналогичен базовому силовому агрегату, однако он имел более низкий блок, из-за чего ход поршней уменьшился до 60,6 мм. Соответственно, уменьшился и рабочий объем — до 1,1 литра, а мощность упала на целых 10 л.с.

После неудачи с первыми силовыми агрегатами конструкторы создали новый мотор под индексом 21083. Он имел измененный блок цилиндров с новой шатунно-поршневой группой. Вот его характеристики:

  • блок цилиндров — чугунный, рядный;
  • число цилиндров — 4;
  • диаметр цилиндра — 82 мм;
  • ход поршней — 71 мм;
  • ГБЦ — алюминиевая, 8-клапанная, с ременным приводом ГРМ;
  • объем двигателя — 1,5 литра;
  • мощность — 69 л.с.

Несмотря на то что мощность нового силового агрегата увеличилась всего на 7,5%, крутящий момент возрос на 12,5%, что улучшило динамику разгона на 1 секунду и довело максимальную скорость хетчбэка до 155 км/ч.

В начале 90-х годов прошлого века была произведена небольшая модернизация двигателя 21083, в ходе которой на прежний блок установили измененную ГБЦ и поставили инжектор. Модернизированному двигателю был присвоен индекс 2111-80. За счет установки инжектора число лошадиных сил возросло до 72-х, а крутящий момент вырос на 12% и составил 118 Нм. Благодаря этому скорость автомобиля превысила 160 км/ч, а разгон до сотни занимал всего 14 секунд. С 2006 года на ВАЗ 2109 устанавливался двигатель от «Калины», имеющий следующие характеристики:

Читайте также:  Как установить двигатель ваз 2109 на луаз самоделки

  • блок цилиндров — чугунный, рядный;
  • число цилиндров — 4;
  • диаметр цилиндра — 82 мм;
  • ход поршней — 75,6 мм;
  • ГБЦ — алюминиевая, 8-клапанная, с ременным приводом ГРМ;
  • объем двигателя — 1,6 литра;
  • мощность — 81 л.с.

Вернуться к оглавлению

Основные неисправности

Практически все поломки двигателя ВАЗ 2109, какого бы типа он ни был, связаны с неисправностями 3-х систем:

  1. Системы смазки.
  2. Системы охлаждения.
  3. Системы газораспределения.

В тех случаях, когда неисправна система смазки, моторное масло плохо смазывает трущиеся детали, из-за этого они быстро изнашиваются, на их поверхности появляются задиры и возникает стук в двигателе. Любой стук в двигателе ВАЗ 2109 — это очень плохой признак, особенно когда он идет снизу. Если стучат коренные или шатунные подшипники, то необходимо немедленно остановиться и ехать в сервис на буксире, поскольку иначе двигатель может попросту заклинить. Если источник стука расположен в ГБЦ, то в сервис можно ехать самостоятельно, на низких оборотах.

При неисправностях системы охлаждения силовой агрегат перегревается, в результате чего прогорает прокладка ГБЦ и клапаны, искривляется головка блока и залегают поршневые кольца. При сильном перегреве блок может попросту заклинить. Основной неисправностью механизма газораспределения является обрыв приводного ремня. Поскольку на 1,1- и 1,3-литровых двигателях обрыв ремня ГРМ приводит к загибу клапанов и капитальному ремонту головки, его нужно менять через каждые 30-60 тысяч километров пробега, невзирая на состояние. Такой ремонт осуществляется очень просто:

    1. Вначале откручивается защита двигателя.
    2. Затем снимается ремень генератора.
    3. После этого откручиваются 3 болта и снимается передняя крышка привода ГРМ.
    4. Далее метка на шкиве распредвала совмещается с меткой на задней крышке привода.
    5. После этого откручивается гайка и снимается шкив коленвала.
    6. Затем ослабляется гайка, крепящая натяжной ролик. Он отодвигается в сторонку, и зубчатый приводной ремень аккуратно снимается сначала со шкива распредвала, а потом и со всех других шкивов.

  1. Новый ремень надевается сначала на звездочку коленвала, затем на шкив распредвала и только потом на шестеренку помпы и натяжной ролик.
  2. После этого прикручивается шкив коленвала и ремень натягивается поворачиванием ролика и затяжкой его гайки.

Стандартный тюнинг силового агрегата ВАЗ 2109 карбюратор заключается в установке инжектора. А на инжекторные моторы можно установить облегченные шатуны, поршни и коленвал с маховиком.

Источник

Двигатель ВАЗ 2109: характеристики, фото

Одной из самых известных разработок советского автотранспорта является двигатель ВАЗ 2109 и его всевозможные модификации. Так, мотор, который был разработан еще в 1982 году, служит верой и правдой по сегодняшний день. Это один из самых распространенных моторов на территории СНГ.

Надо сказать, что это не считается одним из надежных агрегатов, но он очень ремонтнопригодный, что делает его достаточно популярным среди автолюбителей.

Описание и модификации

Как такового «девяточного» двигателя в природе не существует. По крайней мере, завод АвтоВАЗ его не выпускал. На все модели 2109 устанавливался «восьмерочный» силовой агрегат и его модификации. Конечно, во многих документах можно встретить мотор ВАЗ 2109, но это обман или незнание.

А вот в технической документации завода изготовителя не найти информации о двигателе 2109, поскольку такого мотора не существует. На все «девятки», за весь период их производства устанавливались двигатели со следующей маркировкой: ВАЗ-21081 (1,1 8V), ВАЗ-2108 (1,3 8V), ВАЗ-21083 (1,5 8V), ВАЗ-2111-80 (1,5i 8V) и ВАЗ-11183-20 (1,6i 8V).

Технические характеристики

Все моторы, которые устанавливались на ВАЗ 2109 были малого объема, но имели достаточные мощностные характеристики и динамику. А вот с тяговой мощностью уже не сложилось. Мощность двигателя ВАЗ 2109 колеблется от 54 до 81 лошадиной силы. Стоит рассмотреть, каждый из вариантов двигателя и его технические характеристики по отдельности.

Наименование Показатель
Объем 1,1 литр (1099 см куб)
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Топливо Бензин
Система впрыска Карбюратор
Расход топлива 6,7
Диаметр цилиндра 76
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Наименование Показатель
Объем 1,3 литра (1289 см куб)
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Топливо Бензин
Система впрыска Карбюратор
Расход топлива 7,0 л
Диаметр цилиндра 76
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Читайте также:  3ct двигатель что это
Наименование Показатель
Объем 1,5 литра (1499 см куб)
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Топливо Бензин
Система впрыска Карбюратор
Расход топлива 7,0 л
Диаметр цилиндра 76
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Наименование Показатель
Объем 1,5 литра (1499 см куб)
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Топливо Бензин
Система впрыска Инжектор
Расход топлива 7,5 л
Диаметр цилиндра 82
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Наименование Показатель
Объем 1,6 литра (1596 см куб)
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Топливо Бензин
Система впрыска Инжектор
Расход топлива 9,5 л
Диаметр цилиндра 82
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

Как видно эволюция двигателей дошла от карбюраторного типа до инжекторного. Хотя при увеличении объема двигателя, пропорционально увеличивался и расход топлива.

Еще одним немаловажным фактом остается вопрос: где находиться номер двигателя на старых образцах моторов? Как известно, номер двигателя набивался на блоке цилиндров только с 1984 года и на более ранних версиях, которые шли на экспорт. Поэтому, на силовом агрегате 1983 года выпуска даже не стоит искать этот идентификатор, поскольку его попросту нет.

Ремонт и обслуживание

В среднем ремонт ДВС модификаций ВАЗ 2109 делается по пробегу. Такой показатель составляет около 200000 км пробега. Капитальный ремонт двигателя проводиться аналогично любому жигулевскому силовому агрегату. Поскольку, по сравнению с Волговским двигателем Вазовский достаточно маленький, то зачастую автомобилисты переборку делают у себя в гараже своими руками.

Движок 2109 является хорошо ремонтнопригодным, поскольку чугунный блок достаточно тяжело разрушить, а стоимость головки низкая, что позволяет дешево и без особых затрат отремонтировать ДВС своими руками. Еще одним позитивным фактором в ремонте является то, что силовой агрегат прост в конструкции и даже неопытные автолюбители способны провести мелкий ремонт движка ВАЗ 2109 своими руками.

К основным проблемам, с которыми многие сталкиваются можно отнести: замена масла в двигателе ВАЗ 2109, замена свечей зажигания и высоковольтных проводов, а также переборка и настройка карбюратора. Кстати, почти все моторы комплектовались отличным впрысковым элементом, который все знают как «Солекс».

Еще один вопрос, который часто задают автолюбители, сколько масла нужно вливать в мотор? Этот показатель зависит от типа мотора. Например, для ВАЗ-21081 — это будет один показатель, а для ВАЗ −11183-20 — совсем другой. Поэтому, если автомобилист хочет знать — сколько масла в его силовом агрегате, нужно заглянуть в техническую документацию.

Тюнинг

Тюнинг двигателя ВАЗ 2109 проводится достаточно просто и без особых сложностей. Так, первое, что делают на свой двигатель автомобилисты — это меняют систему зажигания. Конечно, на старых моделях установлено контактный вариант, который уже давно морально устарел, а поэтому ставиться бесконтактное.

Вместе с этим меняются свечи и высоковольтные провода. Не стоит также забывать о катушке зажигания. Это все даст улучшенное сгорание топлива в цилиндрах, только если все правильно настроить.

Далее, идет расточка и переборка блока цилиндров. Так, многие автолюбители устанавливают спортивный вариант поршневой, который предусматривает облегченный коленчатый вал, поршни и шатуны. Затем, меняются направляющие втулки и клапана. Все эти доработки дадут прибавку в мощности примерно на 25-30 лошадей.

Последним этапом становиться наружный тюнинг. Сюда можно отнести: установка воздушного фильтра нулевого сопротивления, переборка карбюратора, замена патрубков водяного охлаждения, установка улучшенной помпы и генератора.

Не стоит забывать о таком важном элементе, как стартер, гамму разновидностей, которых можно найти в тюнинг магазинах. Еще, рекомендуется заменить радиатор на более облегченный, а то есть поставить — алюминиевый. Все это даст больше возможностей для двигателя, а соответственно и для автомобилиста.

Вывод

Двигатель ВАЗ 2109, а точнее его разновидности, которые устанавливались на автомобиль стали легендами советского автопрома. Так, имея достаточно малые размеры, он был мощным, что дало ему большую популярность среди автомобилистов. Еще одним положительным фактором являлось то, что ремонт двигателя ВАЗ 2109 проводится достаточно легко своими руками, что позволяет любому автолюбителю сократить затраты на автосервисе.

С популяризацией тюнинга, большинство водителей, которые имели в собственности моторы 2109 стали проводить доработки и, как показывает практика, достаточно успешно.

Источник

Adblock
detector