Двигатель ваз 2101 что за отверстие на коллекторе

Шувалов ВАЗ-2101 6

Двигатель. Система смазки

Долговечность двигателя внутреннего сгорания определяется долговечностью двух основных пэр деталей. Речь идет о коленчатом вале и вкладышах его подшипников, цилиндрах и поршнях с кольцами. Износ именно этих деталей вынуждает к капитальному ремонту, и помыслы инженеров направлены как раз на уменьшение трения между ними, служащего причиной износа. Таким образом, срок службы двигателя определяется в значительной мере эффективностью системы смазки.
Мы решили предпослать это общеизвестное положение описанию системы смазки двигателя «Жигулей», поскольку первенец Волжского автозавода с самого начала был задуман как долговечная и неприхотливая в уходе машина. Естественно, что к системе смазки предъявлялась особо высокие требования.
Малый износ основных пар трения обеспечивается рациональным подбором материалов. Сухие гильзы-вставки цилиндров сделаны из специального высоколегированного чугуна аустенитной структуры. Составы алюминиевого сплава для поршней и специального чугуна для колец были подобраны таким образом, чтобы детали, работая по чугунной гильзе, изнашивались минимально. С этих же позиций подходили к подбору материалов литого коленчатого вала (чугун) и его вкладышей (сталеэлюминиевая лента).
Но мало найти наивыгоднейшие материалы для особенно подверженных износу деталей. Надо еще выбрать масло, при котором эти трущиеся детали работали бы в оптимальных условиях. Вот почему высокая долговечность мотора «Жигулей» может быть обеспечена только при условии использования специальных масел. Ими являются зимнее М8Г, летнее М12Г, а также всесезонное М10ГИ.
Эти масла практически сохраняют постоянную вязкость независимо от теплового состояния двигателя и температуры окружающего воздуха. Они обладают весьма высокой стабильностью и не изменяют качеств в течение длительного времени (10 000 километров пробега автомобиля). Наконец, этим маслам присуще так называемое моющее свойство, то есть способность растворять в себе осадки и отложения, образующиеся на деталях мотора.
Особенности конструкции двигателя таковы, что он, повторяем, рассчитан только на перечисленные специальные масла. Другие сорта для него непригодны.

Масляный насос:
1 — маслоприемник;
2 — редукционный клапан;
3 — приемная камера;
4 — полость насоса с шестернями.

Смазка (3,75 л) находится в стальном штампованном поддоне двигателя. Погруженный в масло шестеренчатый насос засасывает его через сетчатый маслоприемник 1 и подает в масляный фильтр. В нижнюю часть насоса вмонтирован редукционный клапан 2. Если давление в системе поднимется выше 4,5 кг/см3 (реальный случай при пуске холодного двигателя, когда смазка загустела), он уменьшит напор, «стравив» масло из полости 4 шестерен в приемную камеру 3 насоса. Таким образом каналы, уплотнения и фильтр предохраняются от повреждения чрезмерным давлением.

Полнопоточный масляный фильтр:
1 — основной бумажный фильтрующий элемент;
2 — дополнительный фильтрующий элемент;
3 — перепускной клапан;
4 — противодренажный клапан;
5 — уплотнительное кольцо.

Вкладыши коленчатого вала могут служить очень долго, только если к ним подается масло, очищенное от примесей. Очищается оно в полнопоточном масляном фильтре, установленном снаружи двигателя в его левой передней части. Фильтр неразборный. В его корпусе помещаются основной 1 и дополнительный 2 бумажные фильтрующие элементы, через которые проходит все масло (сплошные стрелки), поступающее к деталям двигателя. Если фильтр сильно загрязнен (крайний случай, который допускать нельзя) или вязкость масла велика (при холодном пуске), то клапан 3, сжав пружину, пропустит смазку напрямик (пунктирные стрелки), минуя фильтрующие элементы.
Смонтированный на входе в фильтр противодренажный резиновый клапан 4 открывается под напором масла. При остановке двигателя он закрывается и не дает маслу вытечь, предотвращая кратковременное масляное голодание при очередном пуске.

Схема системы смазки двигателя:
1 — насос;
2 — фильтр;
3 — боковые сверления;
4 — масляная магистраль;
5 — подшипники промежуточного валика;
6 — вертикальный канал;
7 — корпус подшипников распределительного вала;
8 — распределительный вал;
9 — рокер;
10 — подшипник шатунной шейки;
11 — канал в коленчатом валу;
12 — подшипник коренной шейки;
13 —- маслоприемник.
Рассмотрим теперь циркуляцию масла в двигателе. От насоса 1 через фильтр 2 смазка подается в главную магистраль 4 системы, идущую вдоль левой стенки блока цилиндров. В ее заднем конце находится датчик лампы, сигнализирующей водителю о падении давления. От магистрали масло подводится вбок, к промежуточному валику 5, а также по вертикальному каналу 6 вверх, к клапанному механизму, и по пяти боковым сверлениям 3 к коренным подшипникам 12 коленчатого вала. В теле вала сделаны каналы 11, по которым поток смазки направляется также к шатунным подшипникам 10, а от них через сверления в шатуне разбрызгивается по стенкам цилиндров.
Та часть масла, которая поднялась по вертикальному каналу в головку цилиндров, подается к средней опоре в корпусе 7 распределительного вала и канавке на его шейке, откуда через отверстие поступает внутрь вала 8 и далее через радиальные сверления — к остальным его подшипникам, а также к кулачкам и рокерам 9. В рокерах клапанов просверлены отверстия, через которые масло достигает опорных головок регулировочных болтов. Остаток его, вытекающий из переднего подшипника распределительного вала, улавливается специальным лотком и идет на смазку цепи, приводящей распределительный вал.
Остальные детали двигателя, к которым масло непосредственно под давлением не подается, довольствуются масляным туманом. Стекающая в поддон смазка по пути охлаждается, отдавая накопленное тепло блоку двигателя.
Чтобы система смазки работала безукоризненно, надо соблюдать несколько несложных правил. Прежде всего, нельзя эксплуатировать двигатель при утечке масла или падении его давления. Контролировать уровень масла и (при необходимости) дозаправлять систему следует через каждые 500 километров пробега. Долговечность двигателя находится в ваших руках. Это означает, что после первых 1500—2000 километров на машине надо сменить масло и фильтр. Следующая их замена предстоит через 4000—5000, а затем каждые 10 000 километров пробега, но не реже чем через шесть месяцев. В заключение еще раз напоминаем — «Жигули» рассчитаны лишь на специальные сорта смазки.

Читайте также:  Почему при нагреве двигателя плохо включаются передачи

Система вентиляции картера

Система вентиляции картера:
1 — центробежный маслоотделитель;
2 — отсасывающий шланг;
3 — пламегаситель;
4 — коллектор вытяжной вентиляции;
5 — отсасывающий патрубок;
6 — трубка отвода газов;
7 — золотник;
8 — воздушный фильтр;
9 — дренажная трубка маслоотделителя;
А — действие золотника, когда дроссельная заслонка прикрыта;
Б — действие золотника при открытии дроссельной заслонки.

При работе двигателя часть газов (находящихся в камере сгорания под давлением свыше 40 кг/см2) проникает через заслон из поршневых колец в картер. Эти газы содержат вредные примеси, способствующие образованию в смазке вязких веществ и отрицательно влияющие на долговечность деталей. Кроме того, повышенное давление в картере, создаваемое прорвавшимися газами, вызывает течь масла через уплотнение.
Для удаления так называемых картерных газов и подачи в картер двигателя очищенного воздуха служит система вентиляции. Примененная на «Жигулях» система отличается необычными конструктивными особенностями.
Находящиеся в картере газы отсасываются за счет разрежения во впускном коллекторе через шланг 2, соединенный с воздушным фильтром 8. На входе в этот шланг установлен инерционный маслоотделитель 1 центробежного типа. Масляный туман, содержащийся в газах, отбрасывается на стенки отделителя, конденсируется и стекает по дренажной трубке 9 в масляный поддон. В том месте, где шланг 2 входит в коллектор 4 вытяжной вентиляции, изготовленный заодно с корпусом воздушного фильтра 8, установлен пламегаситель 3. В случае обратной вспышки в карбюратор он не дает пламени распространиться по шлангу 2 в картер. Коллектор 4 соединен (трубкой 6) с первичной смесительной камерой карбюратора, а также (патрубком 5) с внутренней полостью воздушного фильтра. Благодаря создающемуся в них при работе двигателя разрежению газы из картера отсасываются во впускную трубу. Оттуда они попадают в цилиндры и частью сжигаются вместе с горючей смесью, частью выбрасываются вместе с отработавшими газами.
Отводимые по трубке 6 газы попадают в карбюратор через золотник 7, который изменяет проходное сечение трубки. Это необходимо потому, что максимальное разрежение в смесительной камере образуется, когда дроссельная заслонка прикрыта (положение «А» на рис.). На таком режиме прорыв газов невелик и для их отсоса достаточно малого проходного сечения. При открытии дросселя разрежение в смесительной камере уменьшается, но механически связанный с дроссельной заслонкой золотник увеличивает проходное сечение трубки (положение «Б»). С дальнейшим открытием дросселя разрежение в трубке 6 продолжает падать и становится ничтожным. В то же время растет разрежение в зоне патрубка 5, через который и начинается основной отсос воздуха; возникающее в картере разрежение компенсируется подаваемым в него свежим воздухом. Для этого служит специальный шланг (на рисунке не виден), идущий от воздушного фильтра к верхней части кожуха цепи, полость которой сообщается с картером.
Таким образом, при работе двигателя в его картере постоянно происходит циркуляция — картерные газы уступают место чистому воздуху.

Читайте также:  Как посмотреть двигатель внутри

Источник

Двигатель 2101 – первый мотор в семействе ВАЗ

Образцом для двигателя ВАЗ 2101 послужил мотор Фиат 124, однако конструкцию модифицировали еще на этапе разработки. Распредвал был перемещен снизу внутрь ГБЦ, позволяя владельцам производить тюнинг своими руками, чтобы дополнительно увеличить мощность привода.

Характеристики мотора 2101

Для своего времени схема двигателя была передовой, в настоящее время позволяет успешно производить капремонт и тюнинг собственными силами в гараже. У завода производителя создано несколько поколений ДВС, однако с расходниками и запчастями проблем никогда не существовало.

Выглядят технические характеристики движка 2101 следующим образом:

Изготовитель ВАЗ
Марка ДВС ВАЗ-2101
Годы производства 1970 – 1983
Объем 1198 см 3 (1,2 л)
Мощность 47,2 кВт (64 л. с.)
Крутящий момент 87,3 Нм (3400 об/мин)
Вес 114 кг
Степень сжатия 8,5
Питание карбюратор ДААЗ-2101 (вертикальный двухрядный, открытие дросселей последовательное)
Тип мотора рядный
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра возле цепи ГРМ
Число клапанов на каждом цилиндре 2
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Допустимое коробление прокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм

прокладка головки цилиндров 0,05 мм

Седло клапана ширина 2 – 2,4 мм, угол 45°
Распредвал один верхний внутри ГБЦ, ширина фаз 232°, опережение выпускного клапана 42°, запаздывание впускного клапана 40°
Сальник распредвала диаметры – 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм
Материал блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра класс А – 76 – 76,01 мм

класс В – 76,01 – 76,02 мм

класс С – 76,02 – 76,03 мм

класс D – 76,03 – 76,04 мм

класс Е – 76,04 – 76,05 мм

Поршни и кольца поршень из алюминиевого сплава с оловянным покрытием

кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее)

Диаметр поршня класс А – 75,94 – 75,95 мм

класс С – 75,96 – 75,97 мм

класс Е – 75,98 – 75,99 мм

Зазоры поршень/стенка цилиндра – 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум)

поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза

Кольцо компрессионное верхнее 1,535 – 1,555 мм
Кольцо компрессионное нижнее 3,957 – 3,977 мм
Кольцо маслосъемное 2,015 – 2,035 мм
Зазор между поршневой канавкой и кольцом 0,03 – 0,07 мм
Коленвал чугун, литье
Количество коренных подшипников 5
Диаметр шейки КП 50,795 – 50,775 мм
Зазор коренной шейки 0,1 – 0,5 мм
Подшипники шатунные диаметр шейки вала – 47,814 мм

толщина вкладыша – 1,448 мм

ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм

Сальники коленвала передний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм

задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм

Ход поршня 66 мм
Горючее АИ-92 (допускается А-76)
Нормативы экологии Евро-2
Расход топлива трасса – 7,8 л/100 км

смешанный цикл 9,2 л/100 км

город – 12 л/100 км

Расход масла максимум 0,7 л/1000 км
Моторное масло для 2101 5W-30 и 15W-40
Объем моторного масла 3,75 л
Периодичность замены каждые 5000 км
Температура рабочая 80°
Ресурс мотора заявленный 200000 км

реальный 500000 км

Регулировка клапанов гайками и щупом
Система охлаждения принудительная, тосол-А40
Количество ОЖ 9,75 л
Помпа крыльчатка полимерная, крепление на блоке
Зажигание катушка Б117А
Свечи на 2101 оригинал – А17-ДВ, можно ставить любые подходящего размера с двумя электродами
Зазор между электродами свечи 0,5 – 0,6 мм
Цепь ГРМ двухрядная роликовая, 114 звеньев
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр сухой со сменным картонным картриджем и предочистителем, регулировкой температуры по сезону
Масляный фильтр рекомендуемый Mann W914/2
Маховик 129 зубьев, 0,62 кг

диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм

диаметр наружный – 27,75 мм

количество посадочных отверстий – 6 штук

смещений нет

Болты крепления маховика М10х1,25 мм, длина 23,5 мм
Маслосъемные колпачки производителей Хорс или Corteco
Компрессия давление в цилиндрах от 10 – 14 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара
Температура масла 80°С
Температура срабатывания термостата 80 – 84°С
Давление клапана внутри радиаторной пробки 0,7 – 1 бар
Содержание в выхлопе вредных продуктов СН -1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 37,24 Нм

маховик – 83,3 Нм

болт сцепления – 29,4 Нм

крышка подшипника – 80,36 Нм (коренной) и 50,96 Нм (шатунный)

головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм

Создавался двигатель 2101 под низкооктановое топливо, поэтому обычно эксплуатировался на А-76 бензине, несмотря на то, что изготовителем рекомендовано применение бензина АИ-92 – АИ-93. Изначально диаметр цилиндра был диаметра 76 мм, в последующих модификациях его увеличивали, и вновь возвращались к этому размеру неоднократно.

Особенности конструкции

Первоначально на этапе проектирования особенностью для двигателя стало верхнее расположение распредвала:

  • ход поршня снизился на 5,5 мм в сравнении с эталоном Фиат 124;
  • диаметр цилиндра увеличился на 3 мм.

Эта модернизация обеспечила приемистость и быстрый набор скорости. Кроме того, двигатель 2101 имел следующие нюансы конструкции:

  • цепная передача ГРМ;
  • недоработанные модели карбюраторов;
  • капитальный ремонт через 20000 км пробега.

Сразу после выпуска первого ДВС этой серии производитель АвтоВАЗ выпустил мануал, в котором указал, какое масло в двигатель заливать, и привел описание параметров ДВС для увеличения ресурса движков. Таким образом, у владельцев следующих трех поколений моторов не возникало вопросов, какое масло лить, и в каком количестве.

Плюсы и минусы

В первые годы эксплуатации мотор 2101 выявил следующие недостатки:

  • шумная работа цепного привода;
  • повышенный расход бензина в двигателе из-за недоработок карбюраторов;
  • частая корректировка зажигания;
  • сложная регулировка клапанных зазоров.

Однако усовершенствованная распредвалом головка блока цилиндров, улучшенный впускной коллектор и выпускной коллектор простейшей конструкции компенсировали эти недостатки. Чуть позже были разработаны карбюраторы ДААЗ Озон, замена которыми позволяла улучшить характеристики режимов ДВС.

Модификация 21011

Чтобы повысить характеристики двигателя, руководство АвтоВАЗ через 4 года разработало модификацию мотора 21011:

  • рабочие объемы возросли до 1,3 л;
  • диаметр цилиндра увеличился на 3 мм;
  • мощность повысилась на 3 л. с.

При этом расход масла и топлива стали выше незначительно, в конструкции использовалось аналогичное навесное оборудование. Этот ДВС устанавливался на всю линейку автомобилей ВАЗ наравне с 2101 по 2006 год включительно.

Техобслуживание

Учитывая устройство ДВС, производитель рекомендует следующие графики технического обслуживания:

Объект техобслуживания Время или пробег (что наступает раньше)
Цепь ГРМ замена через 100000 км
Батарея АКБ 1 год/20000
Зазор в клапане 2 года/20000
Вентиляция картера 2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 2 года/20000
Топливопровод и крышка бака 2 года/40000
Масло моторное 1 год/10000
Фильтр масляный 1год/10000
Фильтр воздушный 1 – 2 года/40000
Фильтр топливный 4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения 2 года/40000
Жидкость охлаждающая 2 года/40000
Датчик кислородный 100000
Свеча зажигания 1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной 1 год

При своевременных прочистках система смазки, охлаждения и подачи топлива эксплуатируется дольше без капремонта.

Неисправности: причины, устранение

В отличие от моторов с ременным приводом ГРМ 2101 гнет клапана значительно реже. Основными неисправностями ДВС считаются:

Поломка Причина Устранение
Дым сизого цвета порыв клапанных сальников, втулок и прокладок ГБЦ, износ колец замена расходных элементов и уплотнений
Перегрев ДВС поломка вентилятора или термостата замена навесного оборудования
Расход масла увеличивается протечки в клапанных крышках, выработка поршней/цилиндров замена прокладок, установка следующего ремонтного размера поршней и колец
Стук подшипники кривошипа, вкладыши шатунов, увеличение зазора клапанов замена расходных элементов поле квалифицированной диагностики

Скоростной лимит «копеек» с моторами 2101 составлял 145 км/ч, а «до сотни» машина разгонялась за 18 – 20 секунд по прямой.

Список авто, комплектовавшихся мотором 2101

Использовался двигатель 2101 в качестве силового привода следующих моделей ВАЗ:

  • 2101 – седан;
  • 2102 – универсал;
  • 21035 – седан;
  • 21041 – универсал;
  • 21051 – седан.

В первый день пуска конвейера с него сошло 6 машин «копеек», до конца года было выпущено 21,5 тысяча авто. Пиковым годом стал 1973, когда ежегодный объем превысил 375 000 экземпляров ВАЗ 2101.

Тюнинг

Поскольку мотор 2101 был первым и единственным в линейке, тюнинг стал возможен только после выхода следующей модификации с большим размером цилиндра и поршня, соответственно. В своей основе форсировка содержит несколько традиционных конструкторских решений:

  • снижение веса деталей КШМ и поршневой группы, маховика;
  • увеличение рабочего объема мотора.

В последнем случае можно изменить длину кривошипа, расточить цилиндр под следующий размер серийно выпускаемого поршня. Поскольку 2101 считается самым слабым в линейке ДВС, то подойдет поршень от любого мотора следующего поколения.

После модернизации в обязательном порядке следует пересмотреть характеристики электросистемы, тормозов и сцепления.

Таким образом, ДВС 2101 обеспечил мощный старт отечественных малолитражек. Его характеристики изначально превосходили свойства прототипа итальянского движка Фиат. Реальный ресурс неизвестен, поскольку некоторые моторы 70х годов используются до сих пор.

Источник

Adblock
detector