Двигатель горбатого запорожца характеристики

Описание модели ЗАЗ 965 (965, 965Б)

Двигатель.

Модель двигателя — МеМЗ-965
Тип двигателя — Бензиновый, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный, воздушного охлаждения
Число цилиндров — 4
Диаметр цилиндра в мм — 66
Ход поршня в мм — 54,5
Рабочий объем в л — 0,746
Степень сжатия (номинальная) — 6,5
Мощность в л. с:
— максимальная (при 4000 об/мин) — 23
— налоговая — 2,85
Крутящий момент наибольший (при 2200—2500 об/мин) в кгм — 4,5
Эффективный удельный расход топлива наименьший в г/л.с. ч. — 260
Порядок работы цилиндров — 1—2—4—3
Цилиндры — Чугунные, раздельные, с ребрами охлаждения. Угол развала цилиндров 90°
Головки цилиндров — Из алюминиевого сплава, съемные, общие на каждые два цилиндра. Гнезда клапанов вставные
Поршни — Выполнены из алюминиевого сплава с овальной конусной юбкой, имеющей Т-образную прорезь
Поршневые кольца — Два компрессионных и одно маслосъемное на каждом поршне. Верхнее кольцо покрыто пористым хромом, а второе компрессионное — луженое
Поршневые пальцы — Плавающие, удерживаются от осевого перемещения стопорными кольцами
Шатуны — Стальные, кованые, дзутаврового сечения, с тонкостенными сменными вкладышами в нижней головке и бронзовой свертной втулкой в верхней головке
Коленчатый вал — Отлит из магниевого чугуна, трехопорный, с противовесами, с масляными каналами, статически и динамически сбалансирован
Коренные подшипники — Из алюминиевого сплава, съемные
Распределительный вал — Стальной, полый, двухопорный; поверхности шеек и кулачков закалены
Привод распределительного вала — Шестеренчатый; ведомая шестерня из магниевого сплава
Клапаны — Верхние, расположены в головках цилиндров: впускной клапан — тюльпанообразный, изготовлен из стали 9С2; выпускной клапан — тюльпанообразный, изготовлен из жаропрочной стали ЭИ69. Диаметр головки впускного клапана 26,5 мм, выпускного — 25 мм
Пружины клапанов — С постоянным шагом навивки
Толкатели клапанов — Плунжерного типа, чугунные, с отбеленной рабочей поверхностью
Седла клапанов — Вставные; изготовлены из специального жароупорного и антикоррозийного чугуна
Коромысла — Стальные с регулировочным винтом
Штанги коромысел — Дюралюминиевые трубки с напрессованными стальными наконечниками
Система охлаждения — Воздушная принудительная с циркуляцией на отсос; снабжена осевым вентилятором
Вентилятор — Осевого типа; расположен в развале цилиндров на оси генератора
Система смазки — Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Поддавлением смазываются коренныей и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, толкатели, оси коромыселби втулки коромысел. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием
Масляный насос — Шестеренчатого типа с приводом от коленчатого вала; расположен в крышке распределительных шестерен
Масляный фильтр — Центробежного типа; расположен на переднем конце коленчатого вала
Масляный радиатор — Трубчатый; включен в систему смазки параллельно; расположен в развале цилиндров на картере двигателя
Вентиляция картера — Сифонная, полость картера через крышку распределительных шестерен сообщается с атмосферой
Бензиновый бак — Установлен в багажном отсеке с правой стороны кузова. Наполнительная горловина бака расположена центрально и снабжена герметической пробкой с клапаном
Бензиновый насос — Диафрагменный, с отстойником в головке, снабжен рычагом для ручной подкачки бензина
Карбюратор — Типа К-123, с падающим потоком, балансированный, двухдиффузорный, с экономайзером и насосом-ускорителем
Воздухоочиститель — Инерционно-контактного типа, с масляной ванной и капроновым фильтрующим элементом
Газопроводы — Впускной и выпускной трубопроводы размещены на противоположных сторонах головок цилиндров. Впускной трубопровод расположен сверху и отлит из алюминиевого сплава. Выпускной трубопровод изготовлен из стальной трубы
Глушитель — Для каждой пары цилиндров один глушитель, трехкамерный, с перфорированной трубой
Подвеска силового агрегата — В трех точках на резиновых подушках: две передние — в верхней части картера сцепления, третья (задняя) — на коробке передач
Система пуска двигателя:
— основная — Электрический стартер
— дублирующая — Пусковая рукоятка
Сухой вес двигателя со сцеплением, главной передачей и коробкой передач 120 кг
Маркировка двигателя — Буквенная, выбита на правой стороне картера коленчатого вала рядом с местом крепления бензинового насоса непосредственно за порядковым номером (после звездочки). По внутреннему диаметру цилиндра двигатели, собираемые на заводе и равноценные по качеству, подразделяются на две группы А и Б. Группа А — диаметр = 66,018 — 66,009 (цвет — красный); группа Б — диаметр = 66,009 — 66,000 (цвет — зеленый). Цвет, обозначающий группу, наносится краской на одном из ребер охлаждения цилиндров.

Читайте также:  Honda crv 3 какое масло лить в двигатель после 100000

Трансмиссия.

Сцепление — Однодисковое, сухое, постояннозамкнутое, с давлением на ведомый диск шестью цилиндрическими пружинами.
Наружный диаметр ведомого диска — 170 мм
Коробка передач — Шестеренчатого типа, четырехступенчатая, с задним ходом, трехходовая. Установлены синхронизаторы для включения второй, третьей и четвертой передач
Передаточные числа:
первой передачи — 3,83
второй передачи — 2,29
третьей передачи — 1,39
четвертой передачи — 0,897
передачи заднего хода — 4,79
Карданные шарниры — Два; крестовины шарниров на игольчатых подшипниках. Два скользящих соединения расположены в пазах полуосевых шестерен дифференциала
Главная передача — Пара конических шестерен со спиральными зубьями: передаточное число 5,12 (4 и 8 зубьев)
Дифференциал — Конический с двумя сателлитам
Полуоси — Полностью разгруженного типа

Ходовая часть.

Шины (размеры в дюймах) — Низкого давления бескамерные, размер 5,20—13″
Подвеска передних колес — Независимая торсионная; работает совместно с двумя амортизаторами
Ступицы передних колес — Отлиты из ковкого чугуна вместе с тормозным барабаном. Установлены на двух роликовых конических подшипниках
Ступицы задних колес — Стальные. Установлены на двух роликовых конических подшипниках
Подвеска задних колес — Независимая, пружинная; работает совместно с двумя амортизаторами
Амортизаторы подвески передних и задних колес — Гидравлические, поршневые, двустороннего действия, телескопического типа
Колеса — Штампованные, дисковые, со съемными колпаками. Профиль обода М х 13″. Число шпилек крепления колеса — 4
Тормозные барабаны передних колес — Отлиты из ковкого чугуна совместно со ступицами передних колес
Тормозные барабаны задних колес — Отлиты из ковкого чугуна, съемные; крепятся к ступице заднего колеса шестью болтами
Запасное колесо — Установлено и закреплено внутри багажника кузова
Вес агрегатов ходовой части в кг:
— передняя подвеска с тормозами в сборе — 50
— задняя подвеска с тормозами в сборе — 40

Механизмы управления.

Рулевое управление:
— тип рулевого механизма — Глобоидальный червяк с двойным роликом
— передаточное число — 17 (при среднем положении сошки)
Рулевое колесо — С двумя спицами и декоративной кнопкой. Диаметр обода рулевого колеса 400 мм
Тормоза:
— ножной — Колодочный с гидравлическим приводом; действует на все колеса. Колодки тормозов плавающего типа
— ручной (стояночный) — С механическим тросовым приводом; действует только на колодки задних тормозов (через уравнитель)
Диаметры тормозных цилиндров в мм:
— главного — 19
— колесного переднего тормоза — 19
— колесного заднего тормоза — 19

Электрооборудование.

Система проводки — Однопроводная; отрицательный полюс источников тока соединен с массой
Номинальное напряжение в сети 12 в
Аккумуляторная батарея:
тип — 6-СТ-42
расположение — Под поликом багажника кузова
Катушка зажигания:
тип — Б-1 малогабаритная с добавочным сопротивлением, автоматически выключающимся при пуске двигателя стартером
расположение — На верхнем, кожухе системы охлаждения двигателя (с правой стороны)
Распределитель зажигания — Типа Р-35В с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания и октан-корректором
Свечи зажигания — Типа СН-306 (А 7,5У) с резьбой СП-М14х1,25 мм
Генератор — Типа Г-114, параллельного возбуждения, мощностью 160 вт, 13 а
Реле-регулятор — Типа РР-109 двухэлементный: реле обратного тока и вибрационный регулятор напряжения, объединенный с органичителем силы тока. Расположен на передней стенке моторного отсека
Стартер — Типа СТ-114М, последовательного возбуждения, мощностью 0,6 л.с., с механическим включением
Фары — Типа ФГ110 с двухнитевой лампой дальнего и ближнего света 60 и 40 св.
Подфарники — Типа ПФ-205 с двухнитевыми лампами: для света стоянки — 6 св. и для указателя поворотов — 21 св.
3адние фонари — Типа ФП-110. Два с двухнитевыми лампами: для света стоянки — 6 св., для указателя поворотов — 21 св. Один с однонитевой лампой для стоп-сигнала — 21 св.
Фонарь номерного знака — Типа — ФП-111; имеет одну лампочку в 3 св.
Плафон внутреннего освещения кузова — Типа ПК-110 с одной лампой в 3 св. и с включателем
Стеклоочиститель — Типа СЛ-210 электрический с двумя щетками. Имеет переключатель типа П17-А на два положения: включено и выключено
Датчик аварийной температуры масла — Типа ММ-7 (отрегулирован на температуру 112° С)
Датчик аварийного давления масла — Типа ММ-102 (отрегулирован на давление 0,4—0,7 кг/см2)
Центральный переключатель света — Типа П44-Б. Имеет три положения рукоятки: освещение выключено, включен свет для городской езды, включен свет для загородной езды. Имеется реостат для регулирования освещения щитка
Ножной переключатель света — Типа П39 переключает ближний — дальний свет фар
Ручной переключатель света (для ЗАЗ-965Б) — Типа П46-Б переключает ближний — дальний свет фар
Подкапотная лампа — С лампой в 6 св.
Тепловой предохранитель — Биметаллический (в цепи освещения); установлен на центральном переключателе света
Плавкие предохранители — В цепях: сигнала, приборов, стеклоочистителя; блок предохранителей расположен в багажнике на щитке передка
Приборы — Щиток приборов типа КП-210 содержит: указатель уровня бензина; контрольную лампу температуры масла; контрольную лампу давления масла; указатель поворотов и дальнего света фар; спидометр с суммарным счетчиком пройденного пути; комбинация освещается лампой в 1 св.
Штепсельная розетка — Типа 47-К; расположена под панелью приборов, с левой стороны
Переключатель указателей поворотов — Типа П17-А; расположен на панели приборов
Включатель звукового сигнала — Кнопка в ступице рулевого колеса
Включатель стопсигнала — Типа ВК-12, включает стопсигнал при нажатии на педаль тормоза; расположен на главном тормозном цилиндре
Прерыватель указателей поворотов — Типа РС-57, дает мигающий свет для указания поворота; расположен под панелью приборов
Звуковой сигнал — Типа С-44 электромагнитный, вибрационный. Расположен на передней подвеске
Электродвигатель вентилятора отопителя — Типа МЭ-200 мощностью 5 вт
Выключатель отопителя — Типа П7-Б; имеет три положения: выключено; включены электродвигатель и спираль накала со свечей; дополнительно включен электромагнитный клапан
Контрольная спираль накала свечи отопителя — Накаляется при включении отопителя в течение 15—20 сек, установлена под панелью приборов
Контрольная лампа отопителя — В 1 св.; загорается в момент начала работы отопителя (по истечении 45—60 сек после включения)
Замок зажигания — Типа ВК-21А; расположен на панели приборов

Читайте также:  Audi 80 какие двигатели ставились

Кузов

Тип кузова — Закрытый, двухдверный, цельнометаллический, несущий
Оборудование кузова — Багажник в передней части, зеркало заднего вида, два противосолнечных козырька,стеклоомыватель и коврики на полу
Запорные устройства дверей — Замок в ручке левой двери, запирающийся снаружи ключом. Правая дверь запирается изнутри кузова поворотом внутренней ручки. Поворотные стекла дверей запираются специальными ручками изнутри кузова
Стекла — Закаленные. Ветровое и заднее стекла гнутые
Вентиляция кузова — Местная бессквозняковая; осуществляется поворотом части стекол дверей или опусканием стекол в дверях
Сиденья — Передние — мягкие (из губчатой резины), раздельные, регулируемые в продольном направлении под рост водителя и пасажира. Заднее — мягкое, пружинное, с двухместной сплошной подушкой и спинкой
Оперение — Капот, поднимающийся вверх и отпирающийся изнутри кузова. В открытом положении капот удерживается подпоркой Имеется предохранительный крючок от самопроизвольного открывания капота
Буфера (пеоедний и задний) — Штампованные хромированные
Обивка кузова — Из специальной обивочной ткани и кожзаменителя
Окраска кузова — Синтетическими автомобильными эмалями (ТУ МХП)
Отопление кузова — Независимым отопителем, в котором воздух подогревается и подается в кузов и на обдув ветрового стекла электромотором мощностью в 5 вт
Вес отрихтованного и окрашенного кузова 210 в кг

Емкости заправочные в л

Бензинового бака — 30
Системы смазки двигателя — 2,8
Воздушного фильтра (ванны) — 0,09
Картера коробки передач и главной цередачи — 2
Картера рулевого механизма — 0,4
Ступицы переднего колеса 100 г
Системы гидравлического привода тормозов — 0,4
Переднего амортизатора — 0,2
Заднего амортизатора — 0,15

Источник

ЗАЗ-965 Легендарный «горбатый» Запорожец

В начале 90-х годов эта смешная маленькая машина еще встречалась на дорогах даже крупных городов, а в глубинке так и вовсе, до недавнего времени находились смельчаки, использовавшие её для поездок по своим делам. Каких только народных прозвищ не получил этот автомобиль, «горбатый», «жужик», «запор», «челленджер», «дрыцель», «круглый», «чебурашка», «чарлик», это лишь те, которые я сходу припомнить в состоянии. ЗАЗ-965. Машина, вызывающая улыбку каждый раз, когда её видишь.

Шла уже середина 1950-х, а советское руководство всё продолжало искать вариант народного автомобиля для людей, строивших светлое будущее. Существовавшая на тот момент «Победа» не могла быть народной машиной по ряду причин, «Москвич» 400/420, в простонародье тоже «горбатый» или «слон», а по факту – Опель Кадет довоенной конструкции хоть и был доступен (если это можно так назвать) широким слоям населения, к тому моменту сильно устарел и с конвейера сходили последние модели, а готовый ему на смену «Москвич» 402 был прекрасной машиной по всем параметрам на тот момент, но в категорию «народного» мог не попасть из-за цены и дефицита. К тому же, на тот момент в мире уже были созданы простые и неприхотливые микролитражки, пользовавшиеся огромной популярностью населения в капиталистических странах. Одной из таких машин, недавно появившихся и набирающих стремительную популярность был итальянский Фиат-600. Его и взяли за основу, при разработке концепции новой советской микролитражки.

Читайте также:  Не запускается двигатель мицубиси аутлендер 1 2003 год причины

Задание на разработку машины получил МЗМА, в 1956 году началось проектирование, в 1957 году был собран первый опытный образец, называвшийся «Москвич»-444.

Да, «горбатый» изначально планировалось производить на МЗМА, но заводчанам удалось отвертеться от этой сомнительной во многих смыслах затеи, имея веский аргумент – в серию пошел новенький «Москвич»-402, на производство которого были брошены все силы, и мощностей для производства еще одной машины попросту не имелось. Тогда Совет Министров СССР принимает решение организовать производство нового автомобиля на Запорожском заводе «Коммунар», происходит это в 1958 году. На «Коммунаре», строившем до этого сельхозтехнику, от такой идеи были не в восторге, но партия сказала – надо, к тому же автомобиль уже был представлен публике на ВДНХ в 1958 году.

К моменту передачи техдокументации и всех наработок на «Коммунар», в 1959 году, московские конструкторы уже разработали свой вариант двигателя, двухцилиндрового оппозитного, объемом 748 см, воздушного охлаждения, так же образцы двигателя разработал НАМИ, один – оппозитный 965Г, а другой с V-образным расположением под индексом 965В. Оба с воздушным охлаждением. Выбор в итоге пал на 965В, индекс 965 так же получает и новая машина, выпуск которой начинается в 1960 году.

Машины первых выпусков имели характерные накладные поворотники «капли», шикарное решение, на мой взгляд, жаль что их немного было выпущено, даже в 80-х такие машины были большой редкостью.

ЗАЗ 965 не является клоном «Фиата», от итальянского автомобиля осталась концепция и стилистка кузова. Подвеска была переделана с учётом состояния большинства наших дорог, вернее, зачастую – полного их отсутствия, колёса увеличили в размерах до 13 дюймов, независимая задняя подвеска и заднее расположение силового агрегата дали автомобилю такую проходимость, какой позавидуют многие современные «паркетники». Расход топлива составлял около 5.5 литров на сотню, максимальная скорость составляла тоже примерно 100 км/ч, правда, редко находились смельчаки, готовые разогнать эту машину до сотки с собой внутри. Из-за своих очень скромных размеров и практически отсутствовавшего багажника, машина хоть и с прекрасной проходимостью не совсем подходила для сельской эксплуатации, но поскольку выбора у людей тогда особо не было, а цена машины была доступной даже по советским меркам, встретить «жужик» можно было как в центре Москвы, так и в отдалённых сёлах всей страны. Еще одним плюсом машины была простота конструкции и феноменальная ремонтопригодность. Даже ветровое стекло было унифицировано с задним, они были одной формы и размера.

Минусов у машины было тоже немало. Это тесный салон, в котором было шумно от двигателя, из-за двигателя воздушного охлаждения пришлось мудрить с автономным бензиновым отопителем, не отличавшимся надёжностью и безопасностью в работе, запитан он был от отдельного маленького бачка, сам двигатель был с небольшим ресурсом, отсутствие нормального масляного фильтра лишь усугубляло ситуацию, перегревался летом и был маломощным. Правда, с 1966 года на машину стали устанавливать двигатель МеМЗ 966-А, «тридцатку», мощностью в 30 л.с., но конструктивно он не отличался, переняв все минусы предшественника – малый ресурс, отсутствие масляного фильтра и перегрев в жару.

Автомобиль выпускался в разных модификациях с 1960 до 1969 года. Было сделано множество модификаций для инвалидов, с различными вариантами управления,

965-й выпускался даже в экспортной модификации 965АЭ «Jalta», отличавшийся улучшенным экстерьером с молдингами, наружным зеркалом заднего вида с левой стороны, дилеры устанавливали на машину радиоприемник.

Суммарно ЗАЗов 965 серии всех модификаций за 9 лет производства было выпущено 322 166 шт. Многие люди, которым сейчас за 40, с теплотой вспоминают этот автомобиль, с которым связаны приятные воспоминания из детства…

Все фото взяты из открытых источников

Понравилось? Не забудьте поставить лайк, подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм

Источник

Adblock
detector