R 1100 S
Самым массовым мотоциклом из всех, производимых компанией БМВ, является BMW R1100S. Если сравнивать со спортивными моделями от других производителей мирового уровня, то эта модель походит скорее на спортивный туристический мотоцикл. Установлен двигатель R11OOS. Это форсированная версия любимого оппозитного двигателя БМВ. Максимальная мощность – 96 Л.С.
Коробка передач передает крутящий момент на заднее колесо посредством закрытого карданного вала. Подвески – Paralever и Telelever оснащены облегченными, улучшенными компонентами, например передним и задним моноамортизаторами.
Центром силовой схемы рамы является блок двигатель с коробкой передач. Тормозные системы Brembo интегрированы в тормозную систему Evo. Существует возможность подключения АБС. Производитель предлагает спортивные компоненты подвески и более широкое заднее колесо.
Спортивный мотоцикл BMW R 1100 S, отличается своим спортивным складом с внешностью атлета, и мощным двигателем. Пройдя успешные тесты на Мотодроме в Хокенхайме и на серпантинных дорогах Доломитов, он показал уверенный ход и легкость в управлении, благодаря соединению новейших технологий в подвеске.
Мотоцикл BMW R 1100 S надежен и вынослив, настоящий победитель, способен покорить каждого своей спортивной ездой. Этот потрясающий спортивно-туристический мотоцикл от BMW, откроет новые горизонты и спортивные грани при одиночной езде или с напарником, в коротких прогулках или длительном путешествии.
Мотоцикл оборудован 6-ступенчатой коробкой передач, крутящий момент от которой передается непосредственно на заднее колесо, при помощи закрытого карданного вала. Передняя и задняя подвески оснащены облегченными компонентами. Рама R 1100 S имеет три части, а часть силовой схемы — блок двигатель-коробка. Тормозная система Evo включает в себя модули Brembo, кроме того имеется возможность установки АБС. По желанию клиента, можно оснастить мотоцикл более широким задним колесом, а также спортивными компонентами подвески. R 1100 S имеет привлекательную спортивную внешность.
Полуобтекатель плавно переходит в облицовку бензобака, после чего в широкий хвостовой обтекатель. К сожалению, из-за конструктивных особенностей оппозитного двигателя, мотоцикл имеет меньший дорожный просвет на поворотах. По бокам R 1100 S видны головки цилиндров, а потому при езде по треку, мотоцикл может задевать дорогу на поворотах. Чтобы избежать данной ситуации, на гоночные версии машины устанавливают углепластиковые слайдеры, которые защищают головки цилиндров от механических дефектов, и немного изменяют подвеску. Для того чтобы доказать спортивный стиль R 1100 S, компания BMW регулярно проводит гоночные соревнования, под названием “Кубок BoxerCup”. Кроме множества именитых спортсменов, в них принимает участие Кевин Шванц, бывший гонщик Гран При, а также Брайан Моррисон – бывший участник World Endurance (гонки на выносливость).
Характеристики:
Год выпуска: 1998-2005
Тип привода: карданный вал
Расход, л на 100 км: 7.8
Максимальная скорость, км/час: 226
Разгон до 100 км/час, с: 4
Число и расположение цилиндров: B2
Объем двигателя, куб. см: 1085
Степерь сжатия: 11.3
Система газораспределения: HC
Клапанов на цилиндр: 4
Система охлаждения: охлаждение воздушно-масляное
Диаметр цилиндра, ход поршня, мм: 99×70,5
Мощность, л.с./об мин: 98/7500
Крутящий момент, Нм/об мин: 97/5750
Число карбюраторов и диаметр диффузора, мм: впрыск топлива
По тенической эксплуатации двигателя BMW R 1100 S
РУКОВОДСТВО
По тенической эксплуатации двигателя BMW R 1100 S
/ Перевод с немецкого издания Reparaturanleitung R 1100 S /
ВВЕДЕНИЕ
При написании РУКОВОДСТВА были использованы разделы из общего содержания немецкого издания Reparaturanleitung R 1100 S для спортивного мотоцикла BMW AG, относящиеся к двигателю, установленному на этом мотоцикле. Текстовая часть перевода, рисунки и фото разделов соответствуют немецкому изданию. Комментарии автора перевода приводятся в скобках. Дополнительные сведения, относящиеся к эксплуатации двигателя из других разделов общего содержания, приводятся в Приложении.
Автор перевода – Ивакин Ю.В.
ПРЕДИСЛОВИЕ (далее перевод с немецкого издания)
Данное руководство предназначено для технически грамотного производства всех важнейших работ по техническому уходу и ремонту. Оно может быть использовано специалистами мастерских при обучении клиентов теории и практике эксплуатации.
Все изображаемые и текстовые материалы показываются в соответствии с оригиналом, принадлежащим фирме BMW.
- Руководство соответствует логической последовательности производства работ: снятие, разборка, ремонт, сборка, установка.
· Общее содержание состоит из отдельных глав, которое соответствует конструкционным группам.
Например: 11.10 11- глава 10- текущая страница главы
- Работы, проводимые при проверках, описываются в конструкционной группе 00.
- Применение используемого BMW – заводского специального инструмента в рабочих описаниях объясняется (инструмент пронумерован).
Рекомендуется в качестве дополнительного информационного источника использовать наглядные микрофильмы (как отдельная услуга).
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
Конструкционная Глава
Группа
Техническое обслуживание и общие указания |
Двигатель |
Электрооборудование двигателя |
Подвод топлива (впрыск) и его регулирование |
Топливный бак и трубопроводы |
Выхлопная система |
Сцепление |
Коробка передач |
Вилка переднего колеса |
Управление |
Привод заднего колеса |
Тормоза |
Колеса и шины |
Рама |
Оборудование |
Сидение |
Общее электрооборудование мотоцикла |
Приборы |
Фара |
Далее приводится перевод разделов, содержащих сведения, относящиеся к эксплуатации двигателя.
ДВИГАТЕЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ
Технические данные 3
Изображение сечения (разрез) двигателя 9
Циркуляция смазочного масла 10
Циркуляция охлаждаемого масла 11
Снятие двигателя 12
Разборка двигателя 12
Снятие крышки головки цилиндра 13
Стопорение (фиксация) двигателя в положении верхней мертвой точки 14
Зажигание — верхняя мертвая точка 14
Натяжитель цепи снятие/установка 15
Инструкция по монтажу натяжителя цепи 15
Снятие газораспределительного механизма 16
Разборка/сборка газораспределительного механизма 17
Снятие головки цилиндра 19
Разборка, контроль, ремонт, сборка головки цилиндров 19
Снятие/установка клапанов 20
Снятие уплотнительных (маслоотражающих) колпачков 20
Контроль клапанов на износ 20
Дополнительные работы по седлу клапана 20
Контроль головки цилиндра и ремонт 20
Контроль направляющих втулок клапанов на износ 20
Замена направляющих втулок 20
Установка клапанов и маслоотражающих колпачков 22
Снятие цилиндра 23
Снятие/разборка поршня 23
Контроль поршня и цилиндра 23
Снятие/установка шатуна 25
Контроль шатунов 26
Снятие/установка крышки крепления генератора (двигатель на мотоцикле) 27
Снятие крышки крепления генератора 27
Замена уплотнительного сальника крышки крепления генератора 27
Снятие привода промежуточного вала 28
Снятие маслонасоса 29
Снятие уплотнительных сальников коленвала (двигатель на мотоцикле) 29
Разборка картера двигателя 30
Снятие коленвала, промежуточного вала, натяжителей цепей и скользящих шин 32
Снятие/установка маслоприемников 32
Замена указателя уровня масла ( в картере ) 33
Снятие/установка маслотермостата 33
Измерение зазоров в подшипниках коленвала 34
Измерение радиального зазора в подшипнике 34
Установка подшипников коленвала 35
Измерение осевого зазора в подшипнике 35
Измерение зазоров в шатунных подшипниках 36
Сборка двигателя 37
Установка шатунов 37
Установка коленвала 38
Установка шин натяжителей цепей и скользящих шин 38
Установка промежуточного вала/приводных цепей ( распределительных валов ) 38
Сборка картера двигателя 38
Установка уплотнительных сальников коленвала 38
Установка уплотнительного сальника коленвала в картер двигателя 38
Установка уплотнительного сальника коленвала в муфту сцепления 38
Установка муфты сцепления 39
Установка маслонасоса 40
Установка привода промежуточного вала 41
Установка поршней 42
Установка цилиндров 43
Установка головок цилиндров 44
Установка зазоров между коромыслами и стержнями клапанов 45
Установка головки правого цилиндра 46
Установочная инструкция 46
Установка головки левого цилиндра 47
Установочная инструкция 47
Установка крышки крепления генератора 51
Установка электромагнитного коммутатора/приводного шкива 51
Установка зажигания 50
Установка генератора 52
Установка мотора 53
Электрооборудование двигателя 54
Технические данные R 1100 S
Двигатель в целом | ||
Конструкция двигателя | Двигатель бензиновый четырехтактный, четырехклапанный с оппозитным расположением цилиндров, верхнерасположенными распределительными (кулачковыми) валами, воздушного охлаждения, с внешним маслоохлаждающим трактом и микропроцессорной системой управления впрыском топлива | |
Местонахождение идентификационного номера двигателя | Картер | |
(Внутренний) диаметр цилиндра | мм | |
Ход поршня | мм | 70,5 |
Рабочий объем цилиндров | см 3 | 1085 (1,085 л) |
Степень сжатия | 11,3 | |
Номинальная мощность | кВт (л/с) | 72 (98) 7500 об/мин |
Макс. крутящий момент | Н/м | 97/5750 об/мин (9,7 кгс/м/5750 об/мин) |
Предельно допустимое число оборотов | об/мин | |
Число оборотов холостого хода | об/мин | 1100±50 |
Направление вращения, наблюдая со стороны шкива системы зажигания | По часовой стрелке (правое) | |
Компрессионное давление (максимальное) | ||
Хорошее | атм | выше 10 |
Нормальное | атм | 8,5 . 10 |
Плохое | атм | меньше 8,5 |
Диаметр всасывающего отверстия головки цилиндра | мм | |
Система смазки | Циркуляционная | |
Теоретическое количество циркулирующего масла при 6000 об/мин коленвала | ||
смазочного масла | л | |
маслоохлаждающий тракт | л | |
Масляный фильтр | В главной магистрали | |
Перепад давления масла для открытия перепускного (редукционного) клапана | атм | 1,5 |
Загорание сигнальной лампы аварийного давления масла при давлении ниже | атм | 0,3 |
Открытие перепускного (редукционного) клапана при давлении (холодного) масла | атм | 5,5 |
Эксплуатационное давление масла в системе | атм | 3,5 . 6,0 |
Заправочный объем масла в картере | ||
без замены фильтра | л | 3,50 |
с заменой фильтра | л | 3,75 |
между метками указателя мин/макс | л | 0,5 |
Допустимый расход масла на угар | л/1000км | 1,0 |
Маслонасос | ||
Маслонасос | сдвоенный роторный (см. RS110410) | |
Глубина корпуса | ||
маслоохлаждающего тракта | мм | 11,02 … 11,05 |
маслосмазывающего тракта | мм | 10,02 … 10,05 |
Толщина ротора | ||
маслоохлаждающего тракта | мм | 10,95 … 10,98 |
маслосмазывающего тракта | мм | 9,95 … 9,98 |
Осевой зазор | мм | 0,04 … 0,1 |
Предельный зазор | мм | 0,25 |
Клапана | ||
Угол рабочей фаски тарелки клапана | град | |
Клапанный зазор (между коромыслом и стержнем клапана) на холодном двигателе (макс. 35°С) | ||
впускной клапан | мм | 0,15 |
выпускной клапан | мм | 0,30 |
Фазы газораспределения (в градусах поворота коленвала) | Указанные фазы действительны при отсутствии зазора между коромыслом и клапаном и 3 мм высоте подъема клапана | |
впускной клапан открывается | на 5° после прихода поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ) | |
впускной клапан закрывается | на 33° после прихода поршня в нижнюю мертвую точку (НМТ) | |
выпускной клапан открывается | на 27° до прихода поршня в НМТ | |
выпускной клапан закрывается | на 5° до прихода поршня в ВМТ. Допуск ± 3° | |
Диаметр тарелки клапана | ||
впускного | мм | |
выпускного | мм | |
Диаметр стержня клапана | ||
впускного | мм | 4,966 … 4,980 |
предельный размер (износ) | мм | 4,946 |
выпускного | мм | 4,956 … 4,970 |
предельный размер | мм | 4,936 |
Ширина кромки тарелки клапана | ||
впускного | мм | 1,00 ± 0,2 |
предельный размер | мм | 0,5 |
выпускного | мм | 1,00 ±0,2 |
предельный размер | мм | 0,5 |
Седло клапана | ||
Угол фаски седла клапана | ||
впускного | град | |
выпускного | град | |
Ширина фаски седла клапана | (см.RS110890-B) | |
впускного | мм | 1,1 ± 0,15 |
предельный размер | мм | 2,5 |
выпускного | мм | 1,4 + 0,15 |
предельный размер | мм | 3,0 |
Наружный диаметр фаски седла (размер для посадочной обработки) | (см.RS110890-D) | |
впускного | мм | 33,4 ± 0,1 |
выпускного | мм | 28,4 ± 0,1 |
Диаметр посадочного кольца седла (натяг +0,2 мм) | ||
впускного | мм | 36,617. 36,633 |
выпускного | мм | 32,134. 32,150 |
Диаметр гнезда в головке цилиндра под седло клапана (натяг +0,2 мм) | ||
впускного | мм | 36,500. 36,525 |
выпускного | мм | 32,000. 32,025 |
Направляющая втулка | ||
Направляющая втулка наружный диаметр | мм | 12,533. 12,544 |
Диаметр отверстия в головке цилиндра под направляющую втулку | мм | 12,500. 12,518 |
Перекрытие | мм | 0,015…0,044 |
Ремонтные размеры | ||
Ремонтная направляющая втулка | ||
Наружный диаметр | мм | 12,550. 12,561 |
наибольший наружный диаметр | мм | 12,733. 12,744 |
Направляющая втулка | ||
внутренний диаметр | мм | 5,0. 5,012 |
Радиальный зазор | ||
впускной клапан-втулка | мм | 0,020…0,048 |
предельный зазор | мм | 0,015 |
выпускной клапан-втулка | мм | 0,030…0,056 |
предельный зазор | мм | 0,17 |
Пружина клапана | ||
Длина пружины, разжатой | мм | 41,1 |
предельный размер | мм | 39,0 |
Коромысло клапана | ||
Диаметр отверстия под ось в ступице | ||
Коромысла | мм | 16,016. 16,027 |
Радиальный зазор | мм | 0,032. 0,054 |
предельный зазор | мм | 0,1 |
Осевой зазор мин. | мм | 0,05 (см.RS110100) |
макс. | мм | 0,40 |
Распределительный (кулачковый) вал | ||
Продолжительность впуска/выпуска в градусах поворота коленвала | 300° | |
Угол раскрытия впускного/выпускного кулачков соответственно | 109°/106° | |
Маркировка вала | метка позиции 4 | |
Высота подъема впускного клапана | мм | 9,7 (клапанный зазор =0) |
Высота подъема выпускного клапана | мм | 9,3 (клапанный зазор = 0) |
Диаметр отверстий под опорные подшипники распределительного вала | мм | 21,02. 21,04 |
Диаметр распределительного вала | мм | 20,97. 21,00 |
Радиальный зазор | мм | 0.02. 0.07 |
предельный зазор | мм | 0,15 |
Ширина опорного подшипника с осевой фиксацией | мм | 15,92. 15,95 |
Ширина второго опорного подшипника | мм | 16,0. 16,05 |
Осевой зазор | мм | 0,08. 0,13 |
предельный зазор | мм | 0,25 |
Толкатели | (cm.RS110090) | |
Наружный диаметр | мм | 23,947. 23,960 |
Диаметр отверстия под толкатель в головке цилиндра | мм | 24,000. 24,021 |
Радиальный зазор | мм | 0,040. 0,074 |
предельный зазор | мм | 0,18 |
Промежуточный вал | (см.S110050) | |
Диаметр отверстия в картере | ||
впереди/сзади | 25,020. 25,041 | |
Диаметр промежуточного вала | ||
впереди/сзади | мм | 24,949. 24,980 |
Радиальный зазор | мм | 0,040. 0,082 |
предельный зазор | мм | 0,17 |
Коленчатый вал | (см. S110050) | |
Маркировка степени шлифовки коренных и кривошипных (шатунных) шеек выполнена краской на щеке кривошипа впереди | ||
без цветной метки | степень шлифовки 0 (номинальный размер) | |
с цветной меткой | степень шлифовки 1 = -0,25мм (ремонтный размер) | |
Степень шлифовки 0 | ||
(Степень шлифовки 1 = -0,25мм) | ||
Диаметр отверстия в картере под коренной подшипник осевой фиксацией | мм | 64,949. 64,969 (см. RS110320) |
мм | ||
Внутренний диаметр подшипника с осевой фиксацией (состоит из 2х вкладышей) | мм | зеленый: 59,964. 60,003 |
мм | желтый: 59,974. 60,013 | |
Диаметр коренной шейки коленвала | мм | зеленый: 59,939. 59,948 |
мм | желтый: 59,949. 59,958 | |
Радиальный зазор | мм | 0,016. 0,064 |
предельный зазор | мм | 0,1 |
Диаметр отверстия в картере под второй коренной подшипник | мм | 60,000. 60,019 (см. RS110320) |
Внутренний диаметр коренного подшипника (состоит из 2х вкладышей) | мм | зеленый: 54,998. 55,039 |
мм | желтый: 55,008. 55,049 | |
Диаметр коренной шейки коленвала под второй коренной подшипник | мм | зеленый: 54,971. 54,980 |
мм | желтый: 54,981. 54,990 | |
Радиальный зазор | мм | 0,018. 0,068 |
предельный зазор | мм | 0,13 |
Ширина коренного подшипника с осевой фиксацией | мм | 24,890. 24,940 |
Ширина второго коренного подшипника | мм | 25,020. 25,053 |
Осевой зазор | мм | 0,080. 0,163 (см. RS110910) |
предельный зазор | мм | 0,2 |
Степень шлифовки О | ||
(Степень шлифовки 1 = -0,25мм) | ||
Диаметр шатунной шейки | мм | 47,975. 47,991 |
Ширина шатунного подшипника | мм | 22,065. 22,195 |
Шатун | ||
Внутренний диаметр кривошипной головки под шатунный подшипник | мм | 51,000. 51,013 |
Внутренний диаметр шатунного подшипника | мм | 48,016. 48,050 (см. RS110360) |
Радиальный зазор | мм | 0,025. 0,075 |
предельный зазор | мм | 0,13 |
Ширина большой (кривошипной) головки | мм | 21,883. ..21,935 |
Осевой зазор шатуна | мм | 0,130. 0,312 |
предельный зазор | мм | 0,5 |
Внутренний диаметр малой (поршневой) головки под поршневой палец | мм | 22,015. 22,025 |
Радиальный зазор | мм | 0,015.-.0,030 |
предельный зазор | мм | 0,06 |
Расстояние между центрами отверстий малой и большой головками шатуна | мм | |
Макс. отклонение параллельности плоскостей отверстий головок шатуна на расстояии 150мм | мм | 0,07 |
Цилиндр | |
Внутренний диаметр цилиндра | 20 мм. от верхнего края цилиндра (см.RS110180) |
А-группа мм | 98,992¼99,000 |
предельный диаметр мм | 99,050 |
Б-группа мм | 99,000¼99,008 |
предельный диаметр мм | 99,058 |
Полный эксплуатационный зазор | |
Поршня и цилиндра мм | 0,12 |
Допуск на эллипсность цилиндра | |
20 мм от верхнего края мм | 0,03 (см.RS110180) |
100 мм от верхнего края мм | 0,04 (см.RS110180) |
Поршень | |
Диаметр поршня | Наибольший диаметр юбки поршня измеряется |
в сечении А — контролируется для поршня | |
и цилиндра | |
А-группа мм | 98,971¼98,983 |
предельный диаметр мм | 98,895 |
Б-группа мм | 98,983¼98,995 |
предельный диаметр мм | 98,905 |
АБ-группа мм | 98,979¼98,987 |
предельный диаметр мм | 98,900 |
Монтажный зазор мм | 0,005¼0,029 |
Полный эксплуатационный зазор | |
поршня и цилиндра мм | 0,12 |
Диаметр отверстия в поршне под | |
поршневой палец мм | 22,005¼22,011 |
Весовая классификация поршней | + или — |
Весовая разница в каждом классе грамм | 10 (палец в комплекте с фиксирующими |
кольцами см.RS110170, RS110430) | |
Направление установки поршня | Стрелка на днище поршня – к стороне |
выпуска. Технологическая фиксация-Х к стороне | |
выпуска (см.RS110430) | |
Поршневые кольца | |
1-я канавка Поршневое кольцо асиммет- | (см.S110170) |
в поршне ричное (несимметричное), с | |
бочкообразной рабочей | |
поверхностью (овальное) | |
высота кольца мм | 1,170¼1,190 (см.S110170) |
предельный размер мм | 1,1 |
Зазор в стыке кольца мм | 0,1¼0,3 (см.RS110200) |
предельный зазор мм | 0,8 |
Боковой зазор мм | 0,030¼0,070 (см.рис.А1) |
предельный зазор мм | 0,15 |
2-я канавка Центральное поршневое | (см.S110170) |
в поршне (мягкое) кольцо | |
высота кольца мм | 1,175¼1,190 |
предельный размер мм | 1,1 |
Зазор в стыке кольца мм | 0,1¼0,3 |
предельный зазор мм | 0,8 |
Боковой зазор мм | 0,030¼0,065 |
предельный зазор мм | 0,15 |
3-я канавка Тройное сборное | Состоит из 2-х стальных кольцевых дисков |
в поршне (маслосъемное)кольцо | и пружинного расширителя (см.S110170, |
RS110430) | |
высота кольца (в сборе) мм | 2,0 |
предельный размер мм | 1,9 |
Зазор в стыке (у стальных дисков) мм | 0,3¼0,60 |
предельный зазор мм | 1,2 |
Боковой зазор (кольцо в сборе) мм | 0,020¼0,055 |
предельный зазор мм | 0,15 |
Направление(порядок) установки | Сверху поршня по названию (3-2-1) |
поршневых колец | (см.S110170) |
Поршневые пальцы | |
Наружный диаметр поршневых пальцев мм | 21,995¼22,000 |
предельный размер мм | 21,960 |
Диаметр отверстия в поршне под | |
поршневой палец мм | 22,005¼22,011 |
Радиальный зазор в поршне мм | 0,005¼0,016 |
предельный размер мм | 0,070 |
Циркуляция смазочного масла
Зажигание — ВМТ
1. Вращением ременного шкива добиться появления метки ВМТ в смотровом окошке картера (см. RS110030, RS110461).
2. Впускной и выпускной клапаны соответствующего цилиндра в положении ВМТ закрыты.
· В корпус сцепления установить стопорное устройство BMW Nr.115640
УКАЗАНИЕ :
Мотор можно выставить в положение ВМТ с помощью приспособления BMW Nr.112650через отверстия в корпусе сцепления и картере двигателя.
Натяжитель цепи снятие\установка
ВНИМАНИЕ :
Плунжеры натяжителей цепей не менять (они разные см. слева-справа на рис. RS110060). При установке натяжителей применять новые уплотнения.
Снятие головки цилиндра
11.24
Разборка, контроль, ремонт, сборка головки цилиндров
Снятие\установка клапанов
ВНИМАНИЕ:
Не царапать уплотняющую (посадочную) плоскость сопряжения головки цилиндра с цилиндром.
Для работ использовать стол (стеллаж) с чистой плоской поверхностью.
· На головку цилиндра установить съемник клапанных пружин BMW Nr. 115690 (cм. RS110130).
· Пружину клапана сжать съемником.
· С помощью легкого удара по тарелке пружины сухари клапанной пружины от тарелки отделить.
· Сухари клапанной пружины извлечь.
· Пружину клапана разжать.
· Тарелки пружины верхнюю и нижнюю, пружину клапана и клапан снять.
Контроль клапанов на износ
· Клапана очистить от остаточных продуктов сгорания.
· Проконтролировать размеры клапанов.
Þ . см. техн. данные
Замена направляющих втулок
· Головку цилиндра медленно и равномерно нагреть в тепловой камере до температуры 200°С.
ВНИМАНИЕ:
При работе с нагретыми деталями необходимы защитные перчатки для рук.
· Направляющие втулки выпрессовать из камер сгорания с помощью оправки BMW Nr.115674диаметром 5 мм.
· Головку цилиндра охладить до температуры наружного воздуха (ст. атм. 20°С).
· Отверстия под направляющие втулки в головке цилиндра обследовать (осмотреть) на:
— на попадание в область допуска Н7(12,500. 12,518 см. техн. данные).
УКАЗАНИЕ:
Направляющие втулки вставляются в головку цилиндра с натягом (перекрытием) 0,015 — 0,044(см. техн. данные).
Отверстия под направляющие втулки без повреждений и попадают в 12,5 Н7-диапазон допуска (12,500 . 12,518).
· Применяются направляющие втулки диапазона 12,5U6 (наружный диаметр 12,533 . 12,544 мм см. техн. данные).
· Направляющие втулки обмеряются микрометром.
Сборка двигателя
· Коленвал с защитой щек кривошипа закрепить в тисках (см. рис.RS110370).
· При сборке шатуна смазанные шатунные болты завернуть от руки и с помощью моментного ключа BMW Nr.112500затянуть.
ВНИМАНИЕ:
Шатуны и вкладыши не путать.
Шатунные болты всегда обновлять.
Установленный шатун маркировать, например, керном.
Момент затяжки:
Стыковочный момент . 20Н×м
Угол поворота . 80° 11.43
Место для рис.S110080
Положение перед установкой коленвала, шин натяжителей цепей, скользящих шин, промежуточного вала и приводных цепей показано на рис.S110080.
ВНИМАНИЕ:
Коренные подшипники коленвала смазать!
Установка шин натяжителей цепей и скользящих шин
· Штифт крепления шины натяжителя цепи и скользящей шины перед установкой в картер уплотнить герметиком 3-BOND-1209(показ. стрелкой на рис.S110080).
· Болт опоры (поз.1 на рис.S110080) шины натяжителя цепи завинтить с новым уплотнением.
Момент затяжки:
Болт опоры шины натяжителя цепи . 18 Н×м
Установка промежуточного вала/цепей привода распределительных валов
· Промежуточный вал установить так, чтобы паз под шпонку (поз.2, рис.S110080) в направлении коленвала совпадал с разделяющей плоскостью картера.
ВНИМАНИЕ:
Цепь привода распределительного вала (поз.3, рис.S110080) необходимо накинуть на шестерню
промежуточного вала точно по ее геометрической форме. 11.44
Сборка картера двигателя
Место для рис.RS110920
· Аккуратно на обезжиренную уплотняющую плоскость (показ. стрелкой на рис.RS110920)
правой половины картера нанести герметик3-Bond 1209.
· Цепь привода левого распределительного вала закрепить с помощью резинового жгута на шине натяжителя цепи (двигатель на правом боку, поз.1, рис.RS110920). Цепь привода правого распределительного вала закрепить с помощью резинового жгута на скользящей шине (двигатель на левом боку, см. выноску на рис.RS110391). 11.45
· Обе половины картера свинтить болтами (см. рис. RS110920 и RS110391).
Момент/последовательность затяжки болтов:
1. Болты М10 (смазать) с предварительной затяжкой . 25 Н×м
Угол поворота . 90°
2. Болты М8 (смазать) . 22 Н×м
3. Болты М6 . 9 Н×м 11.46
Установка уплотнительных сальников коленвала
Место для рис. на с. 11.47
Установочная инструкция
ВНИМАНИЕ:
Сборку всегда начинают с правого цилиндра.
Правый цилиндр выставить в положение зажигание – ВМТ:
Маркировочные метки (показано стрелками) большой ведомой шестерни/промежуточный вал и малой ведущей шестерни/коленвал выставитьдруг к другу (см. рис.S110120).
· Положение зажигание – ВМТ выставляется с помощью приспособления BMW Nr.112650, вставляемое через отверстие в маховике и картере двигателя (см. рис.RS110461, c. 11.19).
УКАЗАНИЕ:
На установленном двигателе, ВМТ выставляется с помощью держателя индикатора BMW Nr.002650с индикатором BMW Nr.002510 (см. рис.S120050).
Правый цилиндр в положении зажигание – ВМТ:
Шпонка шестерни привода (показ. большой стрелкой на рис.S110140) правого распредвала стоит внизу.
Метка на шестерне привода правого распредвала (стрелка, выбитая на шестерне)и вершина зуба шестерни точнопоказывает на метку (показ. Х) на корпусе газораспределительного механизма.
· Положение меток проконтролировать при установке натяжителя цепи.
Установка левой головки цилиндра
Установочная инструкция
ВНИМАНИЕ:
Установку всегда начинают с правого цилиндра
Левый цилиндр выставить в положение зажигание – ВМТ: Маркировочные метки (показ. стрелками) большой ведомой шестерни/промежуточный вал и малой ведущей шестерни/колен вал стоят внизу(см. рис.RS110962), для сравнения на правом цилиндре – друг к другу.
· Положение зажигание – ВМТ выставляется с помощью приспособления BMW Nr.112650,вставляемое через отверстие в маховике и картере двигателя (см. рис.RS110461, с. 11.19).
УКАЗАНИЕ:
На установленном двигателе, ВМТ выставляется с помощью держателя индикатора BMW Nr.002650с часовым индикатором BMW Nr.002510(cм. рис.S120050).
Левый цилиндр в положении зажигание – ВМТ:
Шпонка шестерни привода (показ. большой стрелкой на рис.S110150) левого распредвала стоит вверху.
Метка на шестерне привода левого распредвала (стрелка, выбитая на шестерне)и вершина зуба шестерни точнопоказывает на метку (показ. Х) на корпусе газораспределительного механизма.
· Положение меток проконтролировать при установке натяжителя цепи.
· Установить запорную крышку с безупречным уплотнительным кольцом.
Момент затяжки:
Болты М6 (крепление запорной крышки) . 9 Н×м
· Осевой зазор клапанных коромысел устанавливается минимальным через смешение опоры распредвала.
Осевой зазор клапанного коромысла(см. техн. данные):
· Установить крышку головки цилиндра (длинные крепления крышки болты показ на рис.RS110940).
ВНИМАНИЕ:
Обратить внимание на безупречность уплотняющей прокладки под головку! Прокладку и уплотняющую поверхность обезжирить.
Момент затяжки:
Болты крышки головки цилиндра . 9 Н×м
· Всасывающий патрубок закрепить болтами.
Момент затяжки:
Болты М6 . 9 Н×м 11.58
Установка крышки крепления генератора
· Надеть на коленвал скользящую гильзу BMW Nr.115680(показ на рис.S110090, RS110240 c. 11.32)
· На уплотняющую плоскость разъема аккуратно нанести герметик 3-Bond 1209 (показ. стрелкой на рис.)
· Крышку крепления генератора установить (и закрепить болтами М8 и М6).
Момент затяжки:
Болты М8 . 20 Н×м
Установка электромагнитного коммутатора/ременного шкива
· Плату коммутатора (поз.1 рис.S110090) установить.
· В корпус сцепления установить стопорное устройство BMW Nr.115640.
· Ротор коммутатора (поз.2) зафиксировать внутри ременного шкива, например, с помощью быстросохнущего клея.
· Ремень и ременный шкив установить.
ВНИМАНИЕ:
Фиксатор ротора коммутатора (поз.4) установить в канавку (поз.5) коленвала.
Момент затяжки:
Болт М10, закрепляющий ременной шкив . 50 Н×м 11.59
Установка зажигания
· Установить приспособление BMW Nr.112650в корпус сцепления.
· Подключить кабель адаптера устройства диагностики BMW MoDiTeC к коммутатору.
· Провести настройку аналоговыми тест-сигналами.
· Приспособление BMW Nr.112650 снять. 11.60
· Генератор установить (в верхнюю часть крышки крепления)
Инструкция по установке:
(Перед установкой генератора на установочный болт (поз.2 рис.RS110480) надеть натяжную гайку с зубчатой насечкой)
· Шестиугольные гайки с кантом (поз.1 и поз.3) легко навинтить от руки (без инструмента) на верхние установочные и натяжные болты (поз.2).
· На шкивы надеть приводной ремень
· В головку натяжного болта вставить моментный ключ, далее произвести натяжку приводного ремня и окончательное закрепление генератора гайками (поз.1 и поз.3) и болтом.
Момент затяжки:
Предварительная натяжка приводного ремня генератора
с помощью установочных болтов . 8 Н×м
Крепление генератора на крышке гайками и болтом . 20 Н×м
· Установить переднюю крышку (см. рис.). 11.61
Установка двигателя
· Установку проводить в последовательности, обратной снятию
· Масляный фильтр установить с помощью ключа BMW Nr.114650.
· Маслосливную пробку завинтить с новым уплотнением.
Момент затяжки:
Масляный фильтр (уплотняющие поверхности
слегка смазать) . 11 Н×м
Маслосливная пробка . 32 Н×м
· Свечи зажигания (по одной на каждый цилиндр) установить с помощью свечного ключа BMW Nr.123510.
Момент затяжки:
Запальные свечи . 20 Н×м
СОДЕРЖАНИЕ
Технические данные 54
Снятие/установка 3-х фазного генератора (на 40 А) 56
Инструкция по установке приводного ремня 56
Разборка/сборка 3-х фазного генератора (на 40 А) 56
Контроль 3-х фазного генератора (на 40 А) 56
Контроль замыкания якоря генератора на массу (корпус) 56
Разборка/сборка 3-х фазного генератора (спец. оснащения на 50 А) 57
Контроль 3-х фазного генератора (на 50 А) 57
Контроль замыкания якоря генератора на массу (корпус) 57
Разборка/сборка стартера 57
Замена угольных щеток 58
Контроль стартера 58
Контроль реле включения стартера 58
12.3
Снятие/установка катушки зажигания и проводов высокого напряжения
Комментарий(от автора перевода)