Двигатель 13в технические характеристики

Двигатели Toyota B серии

Первый дизельный мотор Toyota серии B был разработан в 1972 году. Агрегат оказался настолько неприхотливым и всеядным, что версия 15B-FTE производится по нынешнее время, и устанавливается на автомобили Mega Cruiser, японский аналог Hummer для армии.

Дизель Toyota B

Первый ДВС серии B представлял собой четырехцилиндровый мотор с нижним расположением распределительного вала, рабочим объемом 2977 см3. Блок цилиндров и головка изготавливались из чугуна. Прямой впрыск, турбонаддув отсутствуют. Распредвал приводится зубчатым колесом.

По современным меркам это тихоходный двигатель, пик крутящего момента которого приходится на 2200 оборотов в минуту. Моторы с такими характеристиками идеально подходят для преодоления бездорожья и перевозки грузов. Динамика разгона и максимальная скорость оставляют желать лучшего. Land Cruiser с таким мотором мог угнаться за классическими Жигулями только до скорости 60 км/ч., при этом тарахтел как трактор.

Безусловным достоинством этого мотора можно считать непревзойденную живучесть. Он работает на любом масле, переваривает чуть ли не всякую жидкость, пахнущую соляркой. Двигатель не склонен к перегреву: описывают случай, когда Land Cruiser с таким мотором без всяких проблем отработал несколько месяцев с нехваткой 5 литров охлаждающей жидкости.

Рядный топливный насос высокого давления так же надежен, как и мотор в целом. Работники автосервиса крайне редко проводят диагностику этого узла, они считают, что ломаться там нечему. Единственная неприятность, возникающая со временем, это смещение угла впрыска топлива в более позднюю сторону из-за износа приводных шестеренок ГРМ и распределительного вала ТНВД. Корректировка угла не вызывает особых сложностей.

Наиболее уязвимыми узлами мотора считаются распылители форсунок. Они перестают нормально распылять топливо примерно через 100 тыс. км. Но и с такими форсунками автомобиль продолжает уверенно заводиться и ездить. При этом теряется мощность, и увеличивается дымность.

Но делать этого не стоит. Существует мнение, что неисправные форсунки вызывают закоксовывание поршневых колец, что потребует капитального ремонта двигателя. Полная переборка мотора, с учетом стоимости запчастей, выльется в сумму 1500 USD. Значительно легче привести форсунки в порядок.

Мотор устанавливался на следующие автомобили:

  • Land Cruiser 40;
  • Toyota Dyna 3,4,5 поколения;
  • Daihatsu Delta V9 / V12 серии;
  • Hino Ranger 2 (V10).

Через 3 года после начала выпуска мотор B подвергся модернизации. Появилась версия 11 B, на которой был применен впрыск топлива непосредственно в камеру сгорания. Это решение увеличило мощность мотора на 10 лошадиных сил, крутящий момент возрос на 15 Нм.

Дизель Тойота 2B

В 1979 году была проведена следующая модернизация, появился двигатель 2B. Рабочий объем двигателя увеличили до 3168 см3, что дало прибавку мощности на 3 лошадиные силы, крутящий момент увеличился на 10 %.

Конструктивно двигатель остался прежним. Головка и блок цилиндров отливались из чугуна. Распределительный вал находится внизу, в блоке цилиндров. Привод клапанов осуществляется толкателями. На каждый цилиндр приходится два клапана. Привод распредвала осуществляется с помощью зубчатых колес. По такому же принципу приводятся масляный насос, вакуумный насос, ТНВД.

Такая схема чрезвычайно надежна, но обладает повышенной инерционностью из-за большого числа звеньев. Кроме того, многочисленные детали производят значительный шум. Для борьбы с ним на моторе 2B применялись шестерни с косыми зубьями, которые смазывались через специальную форсунку. Система смазки — шестереночного типа, водяной насос приводился ремнем.

Двигатель 2B достойно продолжил традиции предшественника. Его характеризуют как чрезвычайно надежный, износоустойчивый, неприхотливый агрегат, который подходит для внедорожников, легких автобусов и грузовиков. Мотор устанавливался на Toyota Land Cruiser (BJ41/44) и Toyota Coaster (BB10/11/15) для внутреннего рынка, вплоть до 1984 года.

Мотор 3B

В 1982 году на смену 2B пришел двигатель 3B. Конструктивно это тот же четырехцилиндровый нижневальный дизель с двумя клапанами на цилиндр, в котором рабочий объем увеличен до 3431 см3. Несмотря на увеличенный объем и возросшие максимальные обороты, мощность упала на 2 л.с. Затем появились более мощные версии двигателя — 13B, оснащенная прямым впрыском топлива и 13B-T, в которой установлен турбонаддув. В более мощных версиях устанавливалась модернизированная помпа уменьшенного размера и трохоидный, вместо шестеренчатого, масляный насос.

Читайте также:  Как выбирают сечение кабеля для двигателя

Между маслонасосом и фильтром на двигателях 13B и 13B-T был установлен охладитель масла, который представлял собой теплообменник, охлаждаемый антифризом. Изменения привели к увеличению расстояния между маслозаборником и насосом почти в 2 раза. Это немного увеличило время масляного голодания двигателя после запуска, что не лучшим образом сказывалось на долговечности.

Моторы серии 3B устанавливались на следующие автомобили:

  • Dyna (4-е, 5-е, 6-е поколение)
  • Toyoace (4-е, 5-е поколение)
  • Land Сruiser 40/60/70
  • автобус Coaster (2-е, 3-е поколение)

Двигатели 13B и 13B-T устанавливались только на внедорожник Land Сruiser.

Двигатель 4B

В 1988 году на свет вышли двигатели серии 4B. Рабочий объем вырос до 3661 см3. Прирост был получен путем замены коленчатого вала, что увеличило ход поршня. Диаметр цилиндров остался прежним.

Конструктивно ДВС полностью повторял предшественника. Этот мотор распространения не получил, в основном применялись его модификации 14B с непосредственным впрыском и 14B-T c турбонаддувом, у которых выше мощность и экономичность. Двигатель 4B в чистом виде значительно уступал конкурентам по этим параметрам. 14B и 14B-T устанавливались на автомобили Toyota Bandeirante, Daihatsu Delta (серия V11) и Toyota Dyna (Toyoace). Моторы выпускались до 1991 года, в Бразилии до 2001 г.

Двигатель 15B

Завершают гамму двигателей серии B моторы 15B-F, 15B-FE, 15B-FTE, внедренные в 1991 году. 15B-FTE выпускается до сих пор и устанавливается на Тойота Мегакрузер.

В этом двигателе конструкторы отказались от нижневальной схемы и применили традиционную систему DOHC с узкими кулачками. Распределительный вал расположен в головке над клапанами. Такая схема, с использованием турбонаддува и интеркулера, позволила добиться приемлемых тяговых характеристик. Максимальная мощность и крутящий момент достигаются при более низких оборотах, что и требуется для армейского вездехода.

Технические характеристики

Ниже приводится сводная таблица с техническими характеристиками двигателей серии B:

Двигатель Рабочий объем, см3 Наличие прямого впрыска Наличие турбонаддува Наличие интеркулера Мощность, л.с., при об/мин Крутящий момент, н.м, при об/мин
B 2977 нет нет нет 80 /3600 191/2200
11B 2977 да нет нет 90/ 3600 206/2200
2B 3168 нет нет нет 93 /3600 215/2200
3B 3431 нет нет нет 90/ 3500 217/2000
13B 3431 да нет нет 98/ 3500 235/2200
13B-T 3431 да да нет 120/3400 217/2200
4B 3661 нет нет нет н/д н/д
14B 3661 да нет нет 98/3400 240/1800
14B-T 3661 да да нет н/д н/д
15B-F 4104 да нет нет 115/3200 290/2000
15B-FTE 4104 да да да 153/ 3200 382/1800

Двигатель 1BZ-FPE

Отдельно стоит остановиться на этом ДВС. 1BZ-FPE представляет собой четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 4100 см3 с 16 клапанной головкой и двумя распределительными валами, которые приводятся ремнем.

ДВС адаптировали к работе на сжиженном газе — пропане. Максимальная мощность — 116 л.с. при 3600 об/мин. Крутящий момент составляет 306 н.м при 2000 об/мин. По сути это дизельные характеристики, с высокой тягой на малых оборотах. Соответственно мотор использовался на коммерческом транспорте, таком как Toyota Dyna и Toyoace. Система питания — карбюратор. Автомобили исправно выполняли свои функции, но обладали небольшим запасом хода на газе.

Надежность и долговечность моторов серии B

О неубиваемости этих моторов ходят легенды. Достаточно простая конструкция, большой запас прочности, возможность ремонта «на коленке» сделали эти агрегаты незаменимыми в условиях бездорожья.

Турбированные моторы такой надежностью не отличаются. Технология наддува двигателей не достигала в ту пору той степени совершенства, что в наше время. Опорные подшипники турбины часто перегревались и выходили из строя. Избежать этого можно, если дать двигателю несколько минут поработать на холостом ходу перед выключением, что соблюдалось далеко не всегда и не всеми.

Возможность покупки контрактного двигателя

В предложении недостатка нет, особенно на дальневосточном рынке. Моторы 1B и 2B найти в приличном состоянии сложнее, поскольку такие давно не выпускаются. Цены на них начинаются от 50 тыс. руб. Моторы 13B, 14B 15B предлагаются в большом количестве. Контрактный 15B-FTE с большим остаточным ресурсом, не эксплуатировавшийся в странах СНГ можно найти по цене от 260 тыс.руб.

Источник

Двигатель Mazda 13B

Роторные двигатели Mazda 13B – силовые агрегаты, разработанные в начале 1960 годов. Создатель – Феликс Ванкель. Разработки немецкого инженера стали основой для появления целого семейства двигателей. В ходе модернизации моторы получили турбонадув и увеличенный объем двигателя.

Двигатель 13В строился с упором на экологичность. Уровень выбросов гораздо ниже, чем у аналогов. Первые партии носили имя АР. Мотор АР использовался при сборке авто с 1973 по 1980 год.

13В – самый массовый двигатель из своего семейства. Собирался на протяжении трех десятков лет. Служил основой для всех последующих двс. Не является схожим с 13А, но представляет собой удлиненную версию 12А. Мотор отличается увеличенной толщиной ротора (80 мм) и объемом двигателя (1,3 литра).

Автомобили с двс 13В были доступны в продаже в Соединённых Штатах в период с 1974 по 1978 год. Устанавливались в качестве силового агрегата на седаны. Последняя по времени модель, на которой встречаются – Mazda RX-7. В 1995 году автомобили с двс 13В исчезли с авторынка США. На японских островах двигатель получил распространение в 1972 году. Популярность сохранялась по 2002 год. Последняя модель с агрегатом – Mazda RX-7.

Следующая версия мотора, увидевшая свет – 13B-RESI. Отличается наличием усовершенствованного впускного коллектора, установка которого привела к увеличению мощности двигателя (135 л.с.). 13B-DEI имеет систему переменного впуска. Четыре инжектора оснащены электронной системой впрыска топлива. На 13В-Т (атмосферный двс) устанавливали нагнетатель и 4 инжектора.

13B-RE отличался от версии REW интересной комбинацией турбин, которые включались последовательно. Сначала стартует первая, более крупная. После при необходимости начинает нагнетать вторая малая турбина. В свою очередь 13B-REW – это сочетание малого веса и мощности. Одинаковые по размеру турбины включаются в аналогичном REW последовательном порядке. Интересно, что данный агрегат является первым массовым по производству двигателем, оснащаемым последовательными турбинами.

В общих чертах стоит подчеркнуть, что двигатель получил большую известность. Мотор Ванкеля поражает своей необычной конструкцией. Неискушенных автолюбителей способен также удивить малый размер двс, который при всем прочем выдает до 300 лошадиных сил. Габариты двигателя чуть больше коробки передач. На массовое производство роторных агрегатов решился лишь концерн Мазда. Для своего времени мотор был инновационным, так как в нем отсутствовала газораспределительная система.

Технические характеристики

13В

Объем 1308 куб.см.
Мощность 180-250 л.с.
Степень сжатия 9
Нагнетатель Двойной турбонадув
Макс. мощность 180 (132) л.с. (кВт)/ при 6500 об./мин.
185 (136) л.с. (кВт)/при 6500 об./мин.
205 (151) л.с. (кВт)/при 6500 об./мин.
Топливо/расход АИ-92, 95/6,9-7,2 л/100 км
Макс. крутящий момент 245 (25) Н/м/при 3500 об./мин.
270 (28) Н/м/при 3500 об./мин.

Двигатель Объем, куб.см. Мощность, л.с. Степень сжатия Нагнетатель Макс. мощность, л.с. (кВт)/об./мин. Топливо/расход на л/100км Макс. крутящий момент, Н/м/при об./мин.
13B-REW 1308 255-280 9 Двойной турбонадув 280 (206)/6500
265 (195)/6500
255 (188)/6500
АИ-98/6,9-13,9 л 314 (32)/5000
13B-MSP 1308 192-250 10 Нет 192 (141)/7000
210 (154)/7200
215 (158)/7450
231 (170)/8200
235 (173)/8200
250 (184)/8500
АИ-98/10,6-11,5 222 (23)/5000
13B-RE 1308 230 Двойной турбонадув 230 (169)/6500 АИ-98, 95/6,9 294 (30)/3500
13В 1308 180-250 9 Двойной турбонадув 180 (132)/6500
185 (136)/6500
205 (151)/6500
АИ-92, 95/6,9-7,2 245 (25)/3500

Номер двигателя находится под генератором. Выбит на чугуне. Чтобы увидеть цифробуквенное обозначение необходимо наклониться и смотреть вертикально вниз под генератор. Номер может отсутствовать вовсе из-за замены передней крышки.

Плюсы и минусы, ремонтопригодность, особенности

Инновационный для своего времени двигатель может похвастаться не только небольшими размерами, но и множеством преимуществ. В первую очередь стоит выделить высокую удельную мощность. Достигается за счет того, что масса движущихся частей меньше, чем в поршневых двигателях. Другой плюс – отличная динамика. Автомобиль, в который установлен данный ротор, с легкостью разгоняется до 100 км/ч.

К преимуществам также относится высокий уровень КПД. Один цилиндр выдает мощность с течение ¾ каждого оборота выходного вала. Для сравнения поршень обычного двигателя выдает мощность на протяжении ¼ оборота вала. Дополняет список достоинств – низкий уровень вибраций.

Что касается недостатков, то двс Мазда 13В очень требователен к топливу.

Заливать некачественный бензин не получится, что особенно актуально для России. Кроме этого силовой агрегат отличается большим потреблением масла. За 1000 км способен потратить 1 литр жидкости. Поэтому следить за уровнем масла необходимо постоянно. Замена масла необходима каждые 5 тысяч километров.

Запасные части на двигатель дороги, в связи с этим обслуживание доступно не каждому автолюбителю. Изготовление запчастей на заказ сложно и за него берется не каждый мастер. Двигатель периодически перегревается и не отличается долговечностью. Теоретически мотор способен пройти максимум 250 тысяч километров. На практике такой пробег практически не встречается.

Модели авто, на которые устанавливались двигатели (только автомобили Мазда, только бензиновый двигатель)

Модель автомобиля Двигатель Годы выпуска Мощность/Тип КПП
Efini RX-7 13B-REW (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1996-97 255 л.с., автомат
265 л.с., механика
Efini RX-7 13B-REW (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1991-95 255 л.с., механика
255 л.с., автомат
RX-7 13B-REW (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1999-02 255 л.с., автомат
265 л.с., механика
280 л.с., механика
RX-7 13B-REW (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1997-98 255 л.с., автомат
265 л.с., механика
Eunos Cosmo 13B-RE 1990-95 1.3 л, 230 л.с., бензин, автомат, задний привод
Luce 13B-RE 1988-91 180 л.с., автомат
Savanna RX-7 (FC) 13B (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1987-91 185 л.с., механика
185 л.с., автомат
205 л.с., механика
205 л.с., автомат
Savanna RX-7 (FC) 13B (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1985-91 185 л.с., механика
185 л.с., автомат
205 л.с., механика
205 л.с., автомат
Efini RX-7 (FD) 13B (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1996-97 255 л.с., автомат
265 л.с., механика
Efini RX-7 (FD) 13B (1.3 л, бензиновый, задний привод)

13B-REW (1.3 л, бензиновый, задний привод)

1991-95

1999-2002

255 л.с., механика

255 л.с., автомат

RX-7 (FD) 13B (1.3 л, бензиновый, задний привод) 255 л.с., автомат
265 л.с., механика
280 л.с., механика
RX-7 (FD) 13B (1.3 л, бензиновый, задний привод) 1997-98 255 л.с., автомат
265 л.с., механика
Mazda RX-8 (SE) 2008-12 192 л.с., автомат
231 л.с., механика
RX-8 (SE) 13B-MSP (1.3 л, бензиновый, задний привод) 2003-09 192 л.с., механика
192 л.с., автомат
231 л.с., механика
231 л.с., автомат
RX-8 (SE) 13B-MSP (1.3 л, бензиновый, задний привод) 2008-12 215 л.с., механика
215 л.с., автомат
235 л.с., механика
RX-8 (SE) 13B-MSP (1.3 л, бензиновый, задний привод) 2003-08 210 л.с., механика
210 л.с., автомат
215 л.с., автомат
250 л.с., механика

Покупка контрактного двигателя

В виду конструктивных особенностей и некоторой редкости роторные двигатели 13В стоят довольно дорого. Приобрести агрегат представляется возможным минимум за 60 тысяч рублей без навесного оборудования и за 66-80 тысяч рублей с навесным оборудованием.

Источник

Adblock
detector