Для чего 3 фазы у двигателя 380

Важные особенности подключения трехфазного двигателя к сети 220 или 380 В

Нередко хозяева частных домов устанавливают у себя трёхфазные двигатели для решения различных бытовых нужд: это могут быть и небольшие точильные станки, двигатели для молотилок зерна, бетономешалки и т.д. Но не во все дома заведены промышленные трёхфазные сети, чаще всего это более привычные 220 В.

Как подключить трёхфазный двигатель к сети 380 В

Более современные электродвигатели предусматривают только один вид подключения – «звездой». Соответственно, в распределительных коробках таких моторов предусмотрено всего 3 вывода, все остальные соединения выполнены непосредственно в корпусе или на самих обмотках двигателя. Если же выводов 6, то сначала необходимо правильно их соединить между собой.

Важно! Для подключения к трёхфазной сети, обмотки электродвигателя следует соединить «треугольником». Только тогда прибор будет работать в полную мощность.

Как правильно и быстро подключить трёхфазный мотор к сети 380 В:

  1. Открыть распределительную крышку на корпусе мотора и завести туда 3 фазы, предварительно обесточив линию.
  2. Зачистить провода и каждый закрепить на своей обмотке с помощью шайб и гаек.
  3. Проверить качество контактов и закрыть крышку. При необходимости нанести на края крышки немного герметика, чтобы в дальнейшем туда не проникала влага.
  4. Запустить двигатель пода питание на обмотки.

Если вал двигателя вращается в другую сторону, то любые 2 фазы в распределительной коробке следует просто поменять местами.

А если сеть однофазная (220 В)?

Если же сеть исключительно однофазная, то необходимо выполнить соединение обмоток в распределительной коробке мотора по схеме «звезда», используя для этого штатные перемычки. Также следует приобрести дополнительные некоторые элементы: кнопка-пускатель ПНВС, рабочий и пусковой конденсаторы. При отсутствии конденсаторов электродвигатель может работать только без нагрузки.

Последовательность подключения трёхфазного двигателя к сети 220 В:

  1. На верхних выводах (1 и 2) ПНВС закрепить провода от клемм пускового конденсатора.
  2. На верхний вывод (3) ПНВС закрепить нулевой провод сети.
  3. К нижним выводам (4, 5, 6) ПНВС подвести 3 провода от обмоток электродвигателя.
  4. К нижним выводам (4 и 5) ПНВС также подвести 2 провода от рабочего конденсатора.

Важно! Для технически правильной и длительной работы ёмкость пускового конденсатора следует завышать не менее чем в 3 раза (в сравнении с рабочим).

Прежде чем устанавливать конденсаторы на электродвигатель, необходимо рассчитать их ёмкость. Формула для расчёта ёмкости рабочего конденсатора достаточно проста:

Ср = 4800 * Р (√3 * U(в квадрате)*η * cos φ)

Где Ср — ёмкость рабочего конденсатора, Р — мощность двигателя, U — напряжение сети, η – КПД двигателя, cos φ – коэффициент мощности.

Чтобы подобрать ёмкость пускового конденсатора, достаточно рассчитанную ёмкость рабочего конденсатора умножить на 3. Для двигателей мощностью до 1,5 кВт вполне достаточно и одного рабочего конденсатора в схеме.

Для тех кто не любит читать а любит смотреть и слушать — я записал видео, где максимально подробно рассказал о том как правильно подключить трехфазный двигатель в сеть 220 или 380 Вольт. Приятного просмотра!

Источник

Три фазы для чайников: знания, которые пригодятся каждому

Три фазы это основа электроэнергетики. С тех пор, как гениальный россиянин Александр Осипович Доливо-Добровольский внедрил эту инновацию в массовое применение, весь мир был опоясан миллионами километров электрических проводов и десятками миллионов электродвигателей, которые объединяет одно — они все работают на трёхфазном напряжении.

Читайте также:  Чем лучше пластиковая защита двигателя

Не думаю, что будет преувеличением сказать: знать, как работает система на трёх фазах это необходимое условие для каждого, кто интересуется технологиями и имеет инженерную «жилку».

Почему именно три фазы?

Три фазы — это минимальное число полюсов, которое способно надёжно запускать, с помощью вращающегося магнитного поля, ротор электродвигателя. Большее число полюсов ведёт к усложнению конструкции двигателя (и трансформаторов) и ничего не даёт взамен. На этом «прокололся» разрекламированный Никола Тесла: вместо того, чтобы сосредоточиться на трёх фазах, он пытался внедрить многофазные системы, что, в итоге, определило его провал.

Даже само число «три» намекает на некую гармонию , завершённость. Стулу нужно минимум три ножки, чтобы стоять не падать, пирамида — самая надёжная конструкция, созданная человеком, имеет боковую стенку в виде треугольника и так далее.

Как это работает?

Если мы подключим к каждому проводу трёхфазного источника тока осциллограф — прибор, рисующий колебания напряжения на временной шкале, мы увидим, что на каждом из них ток имеет идентичную форму — синусоиды. Но каждая из них будет сдвинута относительно соседней на 120 градусов, то есть на 1/3 периода.

Например, в тот момент, когда на фазе А напряжение равно нулю, на фазе В напряжение, пройдя максимум, снижается, а фаза С, где полярность тока уже сменилась имеет отрицательный (обратно направленный ток).

Через треть периода (0,007 сек) «на нуле» будет уже фаза С, фаза А пройдёт пик, снижаясь к нулю, а фаза В (как С, треть периода назад) будет иметь обратную полярность. И так по кругу .

380 и 220 Вольт — «инь и янь» бытового электричества

Если мы подключим, в любой момент времени, между любыми двумя проводами вольтметр переменного тока, он покажет одну и ту же цифру — 380 Вольт. Это так называемое » линейное напряжение «. Откуда же в наших розетках берётся значение напряжения 220 Вольт? Здесь «вступает в игру» четвёртый провод — нейтраль или «ноль».

Строго говоря, для передачи энергии и работы трёхфазных приборов, ноль не требуется. Ток (благодаря сдвигу синусоид) прекрасно перетекает от фазы к фазе, выполняя любую нужную работу — вращение двигателя, нагрев ТЭНа или освещение, если найти светильник на 380 Вольт. Ноль нужен в двух случаях:

  • когда нужно запитать однофазный прибор;
  • если нужно, для целей защиты людей, обеспечить заземление.

Однофазные приборы намного проще в устройстве, а следовательно — дешевле . Выгоды очевидны, да и заземление штука нужная, когда электричеством пользуются люди, далёкие от основ электробезопасности. А делается ноль очень просто. Все три фазы соединяются одним «хвостом» вместе. Между оставшимися концами напруга по-прежнему 380 Вольт. А вот между «свободным» хвостом и точкой соединения уже меньше (в 1,73 раза) — 220 Вольт («фазное напряжение»). К этим выводам можно подключать ваш утюг, компьютер и светильник, имеющие по два провода питания — они будут работать как надо.

Простота и гениальность системы трёх фаз — в её универсальности . К одной и той же линии могут быть подключены простые приборы на 220 Вольт и мощные электродвигатели на трёх фазах, маломощные настольные лампы и сверхмощные плавильные печи и всё будет работать без перебоев и долгие годы. Главное, чтобы хватило мощности источника тока — генератора или трансформатора.

И, как «вишенка на тортик» — при передаче энергии на большие расстояния, трёхпроводная линия, по сравнению с двухпроводной, обходится на треть дешевле , благодаря экономии на проводах.

Читайте также:  Как проверить обороты у двухтактного двигателя

Источник

Подключение трехфазного двигателя к сети 220 или 380 В

При изготовлении или эксплуатации устройств с мощным электроприводом нередко приходится самостоятельно выбирать нужный электродвигатель и подключать его к сети – трехфазной или однофазной. Из этой статьи мы узнаем, как подключить трехфазный асинхронный двигатель к сетям напряжением 380 и 220 В.

Звезда и треугольник

Конструктивно мотор состоит из статора, на котором размещены три обмотки, и ротора. При подаче питающего напряжения, мы создаем вокруг этих обмоток вращающее поле, которое пытается «вытолкнуть» ротор из статора, представляющего собой набор короткозамкнутых витков, заставляя его вращаться.

Взглянем повнимательнее на статор. Он, как было сказано выше, состоит из трех обмоток, соединенных одним из двух способов:

Какая из схем лучше? Соединение «треугольником» обеспечивает более мягкий пуск, и, соответственно, меньшие пусковые токи. Но при таком подключении электродвигатель не развиваем паспортной мощности на валу. При включении «звездой» паспортная мощность развивается полностью, но пусковые токи много больше, что может потребовать специальных мер.

Важно! Есть и еще один нюанс при выборе схемы включения – питающее напряжение. Один и тот же двигатель, включенный по разным схемам, требует разных напряжений питания.

Напряжения

Самыми распространенными на сегодняшний день являются трехфазные двигатели на 380/220, 660/380 и 220/127 В. Что это значит, почему напряжения разбиты по парам? Дело в том, что при включении обмоток «звездой» требуется большее напряжение питания. К примеру 380/220 означает, что «звездой» двигатель нужно подключить к сети 380 В (линейное), а треугольником – 220 В (линейное). Поэтому прежде, чем выбирать схему, необходимо определиться, какие электродвигатель и сеть есть в нашем распоряжении.

Ну какое напряжение у нас в доме, мы, конечно, знаем. Осталось разобраться с двигателем. Взглянем на шильдики, расположенные на корпусе моторов. Согласно им оба эти мотора можно включить «треугольником» в сеть 220 В или «звездой» 380 В.

При этом в первом случае ток потребления будет несколько выше. Но, как было замечено выше, есть двигатели и на другое напряжение. Шильдики, фото которых представлены ниже, говорят о том, что их обладатели могут работать по схеме «звезда» в сети 380 и «треугольник» 660 В. Причем один из них (верхнее фото) способен использоваться в сетях 440/760 В, но частота этих сетей должна быть 60 Гц.

Важно! Вполне очевидно, что моторы из обоих примеров можно включить в сеть 380 В, но только по разным схемам – «треугольником» и «звездой» соответственно.

Как переключить обмотки?

Большинство трехфазных электромоторов изготавливаются с открытой схемой – их можно подключить и звездой, и треугольником. Достаточно просто переставить перемычки на распредкоробке БРНА (Блок Распределения (расключения) Начал Обмоток).

Стандартная схема установки перемычек для схем «звезда» и «треугольник» приведена на рисунке ниже.

Но встречаются двигатели, у которых блок распределения имеет всего 3 клеммы. Это означает, что обмотки уже включены по той или иной схеме и их осталось только подключить к сети. К примеру, двигатель, шильдик которого изображен ниже, можно включить только «звездой».

Полезно! При желании и некоторых умениях можно разобрать двигатель, разобраться в обмотках и соединить их по другой схеме. При этом мотор будет отлично работать.

Схема включения в сеть

С напряжениями и «звездами» разобрались, попробуем включить электродвигатель в сеть. Обычно это делают при помощи мощного реле – пускателя (контактора). Независимо от того, как соединены между собой обмотки, схема будет одна и та же.

Включение без возможности реверса

Начнем с обычного включения, когда нам не требуется реверс (обратное вращение). Взглянем на схему, она предельно проста:

Читайте также:  Что можно сделать из двигателя шуруповерта

Как только мы включим автомат QF, напряжение с фазы «В» поступит на электромагнит пускателя КМ-1. Напряжение же с фазы «С» пройдет через нормально замкнутую кнопку «Стоп» и появится на одном из выводов нормально разомкнутой кнопки «Пуск». Электромагнит контактора обесточен, его силовые контакты разомкнуты, двигатель АД не работает.

Нажимаем на кнопку «Пуск». Контактор срабатывает, подключая двигатель к сети, и отдельным контактом управления КМ-1.1 шунтирует (закорачивает) эту кнопку, которую теперь можно отпустить. Если мы хотим остановить двигатель, то нажимаем на кнопку «Стоп». Она снимает питание с электромагнита пускателя, тот в свою очередь снимает напряжение с мотора и одновременно разблокирует кнопку «Пуск». Кнопку «Стоп» можно отпустить.

Включение с реверсом

Для решения некоторых задач, к примеру, конвейер, кран-балка и т.п., требуется, чтобы двигатель вращался в обе стороны. Чтобы обеспечить обратное вращение, достаточно поменять местами фазы «А» и «С». Сделать это несложно, но понадобится еще один пускатель и кнопка на замыкание. Взглянем на схему ниже.

Итак, кнопа «Стоп» замкнута, кнопки «Вперед» и «Назад» разомкнуты. Оба контактора отключены, двигатель молчит. Предположим, мы нажмем на кнопку «Вперед». При этом сработает контактор КМ-1, запустит двигатель и заблокирует эту кнопку. Теперь остановим мотор кнопкой «Стоп» и нажмем «Назад». Включится нижний по схеме контактор КМ-2 и подаст напряжение на мотор, но при этом поменяет местами фазы «А» и «С». Ну и, естественно, эта кнопка будет заблокирована его контактами управления.

А теперь обратим внимание на нормально замкнутые контакты КМ-1.2 и КМ-2.2. Они выполняют очень важную функцию. Если нажать на кнопку «Назад» в то время, когда мотор работает вперед (включен контактор КМ-1), то произойдет короткое замыкание между фазами «А» и «С». То же самое произойдет, если нажать на «Вперед», при включенном контакторе КМ-2.

Чтобы избежать подобной неприятности, и введены эти 2 цепи. Первая (КМ-1.2) размыкает цепь питания контактора КМ-2, когда включен КМ-1 и наоборот. Таким образом, оба контактора не смогут работать одновременно, не выжгут нам линию и не сгорят сами.

Полезно! Практически все контакторы имеют как нормально замкнутые, так и нормально разомкнутые контакты управления, так что проблем со сборкой такой схемы не будет.

Включаемся в однофазную сеть

оказывается, трехфазный двигатель может работать и от одной фазы. Правда, развиваемая им мощность будет много меньше паспортной, но нередко и этого достаточно. В зависимости от рабочего напряжения самого мотора и напряжения питания обмотки в однофазную сеть можно подключить и «звездой», и треугольником. Для этого понадобится лишь дополнительный фазосдвигающий конденсатор, который будет питать третью обмотку.

Если в нашем распоряжении двигатель с рабочим напряжением 220/127 В, то включаем его по схеме «треугольника»

такие двигатели в настоящее время встречаются намного реже, чем моторы на 380/220 В, поэтому чаще всего включение в однофазную сеть производится по схеме «звезда».

Емкость фазосдвигающего конденсатора, который называют рабочим, зависит от мощности двигателя, и может быть рассчитана по формуле:

Важно! Если мотор во время пуска имеет большую нагрузку на валу, то для надежного его запуска используют дополнительный пусковой конденсатор, кратковременно подключаемый к рабочему. После выхода мотора на номинальную мощность, этот конденсатор нужно отключить.

Схемы включения трехфазного двигателя в однофазную сеть по схеме «треугольник» и «звезда» с пусковым конденсатором

Вот, вроде, и все на тему включения трехфазного асинхронного двигателя. Теперь мы знаем, какими эти моторы бывают, по какой схеме можно соединить их обмотки, каким напряжением запитать и как запустить.

Источник

Adblock
detector