Обслуживание форсунок двигателей ЯМЗ автомобиля МАЗ
При отсоединении топливопровода высокого давления от форсунки (кроме форсунок модели 51) придерживайте штуцер форсунки гаечным ключом во избежание его отвертывания и течи топлива. После отсоединения проверьте надежность затяжки штуцера без снятия форсунки с двигателя
При обслуживании каждой форсунке провести проверку и регулировку в следующем порядке:
Регулировку рекомендуется производить на специальном стенде типа КИ-3333, удовлетворяющем ГОСТ 10579-88.
Давление начала впрыска нужно определить по таблице
Давление начала впрыскивания форсунок моделей 267-02, 267-10, 261-10(11) регулируется винтом при снятом колпаке форсунки и отвернутой контргайке. При ввертывании винта давление повышается, при вывертывании — понижается.
Давление начала впрыскивания форсунки моделей 204-50, 204-50.01 и 51-01 регулируется с помощью регулировочных шайб. При увеличении их общей толщины давление повышается, при уменьшении — понижается.
2. Проверить герметичность распылителя по запирающему конусу иглы и отсутствие течей в местах уплотнений линии высокого давления.
Для этого создать в форсунке давление топлива на 1. 1,5 МПа (10. 15 кгс/см 2 ) ниже давления начала впрыскивания.
При этом в течение 15 секунд не должно быть подтекания топлива из распыливающих отверстий; допускается увлажнение носика распылителя без отрыва топлива в виде капли.
Герметичность в местах уплотнений линии высокого давления проверить при выдержке под давлением в течение 2 мин; на верхнем торце гайки распылителя (при установке форсунки под углом 15° к горизонтальной поверхности) не должно образовываться отрывающейся капли топлива.
3. Подвижность иглы проверить прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания на опрессовочном стенде, при частоте впрыскивания 30-40 в минуту.
Допускается подвижность иглы проверять одновременно с проверкой качества распыливания по п.4.
4. Качество распыливания проверять на опрессовочном стенде прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания при частоте 60-80 впрыскиваний в минуту.
Качество распыливания считается удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется как по всем струям, так и по поперечному сечению каждой струи.
Начало и конец впрыскивания при этом должны быть четкими. После окончания впрыскивания допускается увлажнение носика распылителя без образования капли.
Впрыскивание топлива у новой форсунки сопровождается характерным резким звуком. Отсутствие резкого звука у бывших в эксплуатации форсунок не означает снижения качества их работы.
5. Герметичность уплотнения, соединения и наружных поверхностей полости низкого давления проверять опрессовкой воздухом давлением 0,45±0,05 МПа (4,5±0,5 кгс/см 2 ).
Пропуск воздуха в течение 10 секунд не допускается при подводе воздуха со стороны носика распылителя.
6. Герметичность соединений «распылитель-гайка распылителя» проверять опрессовкой воздухом давлением 0,5±0,1 МПа (51 кгс/см 2 ) в течение 10 секунд при подводе воздуха со стороны носика распылителя.
Пропуск пузырьков воздуха по резьбе гайки распылителя при погружении ее в дизельное топливо не допускается.
При закоксовке или засорении одного или нескольких распыливающих отверстий распылителя форсунку разобрать, детали форсунки прочистить и тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе.
При не герметичности по запирающему конусу распылитель в сборе подлежит замене. Замена деталей в распылителе не допускается.
Каждую форсунку отрегулируйте на давление начала впрыскивания:
Разборку форсунки выполнять в следующей последовательности:
Форсунки моделей 267-02, 267-10, 204-50, 204-50.01, 261-10(11):
1. отвернуть колпак форсунки;
2. отвернуть контргайку и вывернуть до упора регулировочный винт;
3. отвернуть гайку пружины на полтора—два оборота;
4. отвернуть гайку распылителя;
5. снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадения.
Модель двигателя
Модель форсунки
Давление начала впрыска
ЯМ3-236НЕ2,БЕ2 с общими головками цилиндров
26,5 +0,8 МПа (270 +8 МПа/см 2 ).
26,5 +1.2 МПа (270 +12 кгс/см 2 )
ЯМ3-236НЕ2,БЕ2 с общими головками цилиндров и V– образным ТНВД
26,5 +0,8 МПа (270 +8 МПа/см 2 ).
26,5 +1,2 МПа (270 +12 кгс/см 2 )
ЯМ3-236НЕ2,БЕ2 с индивидуальными головками цилиндров
26,5 +1,2 МПа (270 +12 кгс/см 2 ).
20,6 +0,8 МПа (210 +8 кгс/см 2 ).
Форсунка модели 51-01:
1. отвернуть гайку распылителя;
2. снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадения.
Нагар с корпуса распылителя счищать металлической щеткой или шлифовальной шкуркой с зернистостью не грубее М40.
Распыливающие отверстия прочистить стальной проволокой диаметром 0,3 мм (для распылителя форсунок моделей 267-02, 267-10, 204-50, 204-50.01 и 261-10(11)) и диаметром 0,28 мм (для распылителя форсунки модели 51-01).
Применять для чистки внутренних полостей корпуса распылителя и поверхностей иглы твердые материалы и шлифовальную шкурку не допускается.
Перед сборкой распылитель и иглу тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе.
Игла должна легко перемещаться: выдвинутая из корпуса распылителя на одну треть длины направляющей, при наклоне распылителя на угол 45° от вертикали, игла должна плавно, без задержек полностью опускаться под действием собственного веса.
Сборку форсунки производить в последовательности обратной разборке. При затяжке гайки разверните распылитель против направления навинчивания гайки до упора в фиксирующие штифты и, придерживая его в этом положении, наверните гайку рукой, после чего гайку окончательно затяните.
Момент затяжки гайки распылителя 70-80 Нм (7-8 кгсм), штуцера форсунки — 80. 100 Нм (8. 10 кгсм).
После сборки отрегулировать форсунку на давление начала впрыскивания и проверить качество распыливания топлива и четкость работы распылителя.
Установка форсунок или распылителей, несоответствующих данному двигателю, категорически запрещается.
Давление впрыска топлива форсункой в камеру сгорания у двигателя ямз 236
Уход за топливной аппаратурой и ее регулировка автомобилей МАЗ-500
Проверка и регулировка форсунок системы питания дизельного двигателя ЯМЗ-236
Через одно ТО-2 рекомендуется проверять техническое состояние форсунок по следующим показателям: герметичность сопряжений форсунки, давление начала подъема иглы и качество распыливания топлива. Лучше всего эту работу выполнять на специальном приборе КП-1609А (рис. 47).
Герметичность сопряжений форсунки проверяется следующим образом. Медленно завертывают регулировочный винт испытываемой форсунки, что позволяет, перемещая рычаг прибора, довести давление топлива до 300 кГ/см2. Когда давление снизится до 280 кГ/см2, включают секундомер, а при давлении 230 кГ/см2 секундомер выключают. Время падения давления
топлива от 280 до 230 кГ/см2 должно быть не менее 8 сек.
Более быстрое падение давления указывает на нарушение герметичности сопряжений форсунки. Если наблюдается увлажнение носика распылителя, то запорную часть иглы нужно притереть. В случае течи топлива из-под гайки пружины форсунки распылитель подлежит замене.
Давление начала подъема иглы должно быть равным 150+5 кГ/см2. Чтобы отрегулировать форсунку на это давление, необходимо:
отвернуть и снять колпак форсунки; отпустить контргайку регулировочного винта; с помощью рычага прибора медленно повышать давление топлива в полости форсунки и, наблюдая за показаниями манометра, определить давление начала подъема иглы, при котором начинается впрыск топлива;
с помощью регулировочного винта установить необходимое давление начала подъема иглы; при ввертывании винта давление повышается, а при вывертывании — понижается;
завернуть контргайку регулировочного винта и снова проверить давление начала подъема иглы.
Качество распыливания топлива форсункой проверяют на этом же приборе при полностью завернутом кране отключения манометра. Для проверки необходимо с помощью рычага прибора .сделать несколько резких впрысков, а затем, перемещая быстро рычаг (примерно 70—80 ходов в минуту), проследить за характером впрыска.
Качество распыливания можно считать удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи. Начало и конец впрыска должны быть четкими и сопровождаться у новой форсунки характерным резким звуком; совершенно не допускается подтекание топлива у распылителей форсунок.
Неисправные форсунки должны быть отремонтированы или заменены новыми.
Рис. 47. Прибор КП-1609А для проверки и регулировки форсунок:
1 — рычаг; 2 — корпус прибора; 3 — гайка корпуса: 4 — кран отключения манометра; 5 — корпус распределителя; 6 — манометр; 7—бачок; 8— маховик крепления форсунки; 9 — испытуемая форсунка; 10 — глушитель; 11 — лоток прибора
Давление впрыска топлива форсункой в камеру сгорания у двигателя ямз 236
ОБСЛУЖИВАНИЕ ФОРСУНОК ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236БЕ2, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236Б
При обслуживании каждой форсунке провести проверку и регулировку в следующем порядке:
1 Каждую форсунку отрегулируйте на давление начала впрыскивания:
Регулировку рекомендуется производить на специальном стенде типа КИ-3333, удовлетворяющем ГОСТ 10579-88.
Давление начала впрыскивания форсунок моделей 267-02, 267-10, 261-10(11) регулируется винтом при снятом колпаке форсунки и отвернутой контргайке. При ввертывании винта давление повышается, при вывертывании — понижается.
Давление начала впрыскивания форсунки моделей 204-50, 204-50.01 и 51-01 регулируется с помощью регулировочных шайб. При увеличении их общей толщины давление повышается, при уменьшении — понижается.
2 Проверить герметичность распылителя по запирающему конусу иглы и отсутствие течей в местах уплотнений линии высокого давления. Для этого создать в форсунке давление топлива на 1.1,5 МПа (10.15 кгс/см2) ниже давления начала впрыскивания. При этом в течение 15 секунд не должно быть подтекания топлива из распыливающих отверстий; допускается увлажнение носика распылителя без отрыва топлива в виде капли. Герметичность в местах уплотнений линии высокого давления проверить при выдержке под давлением в течение 2 мин; на верхнем торце гайки распылителя (при установке форсунки под углом 15° к горизонтальной поверхности) не должно образовываться отрывающейся капли топлива.
3 Подвижность иглы проверить прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания на опрессовочном стенде, при частоте впрыскивания 30-40 в минуту. Допускается подвижность иглы проверять одновременно с проверкой качества распыливания по п.4
4 Качество распыливания проверять на опрессовочном стенде прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания при частоте 60-80 впрыскиваний в минуту.
Качество распыливания считается удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется как по всем струям, так и по поперечному сечению каждой струи. Начало и конец впрыскивания при этом должны быть четкими. После окончания впрыскивания допускается увлажнение носика распылителя без образования капли.
Впрыскивание топлива у новой форсунки сопровождается характерным резким звуком. Отсутствие резкого звука у бывших в эксплуатации форсунок не означает снижения качества их работы.
5 Герметичность уплотнения, соединения и наружных
поверхностей полости низкого давления проверять опрессовкой воздухом давлением 0,45±0,05 МПа (4,5±0,5 кгс/см2). Пропуск воздуха в течении 10 секунд не допускается при подводе воздуха со стороны носика распылителя.
6 Герметичность соединений «распылитель-гайка
распылителя» проверять опрессовкой воздухом давлением 0,5±0,1 МПа (5±1 кгс/см2) в течение 10 секунд при подводе воздуха со стороны носика распылителя. Пропуск пузырьков воздуха по резьбе гайки распылителя при погружении ее в дизельное
топливо не допускается.
При закоксовке или засорении одного или нескольких распыливающих отверстий распылителя форсунку разобрать, детали форсунки прочистить и тщательно промыть в
профильтрованном дизельном топливе.
При не герметичности по запирающему конусу распылитель в сборе подлежит замене. Замена деталей в распылителе не допускается.
Разборку форсунки выполнять в следующей последовательности:
Форсунки моделей 267-02, 267-10, 204-50, 204-50.01, 261-10(11):
1 отвернуть колпак форсунки;
2 отвернуть контргайку и вывернуть до упора
3 отвернуть гайку пружины на полтора-два оборота;
4 отвернуть гайку распылителя;
5 снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадания.
Форсунка модели 51-01:
1 отвернуть гайку распылителя;
2 снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадания.
Нагар с корпуса распылителя счищать металлической щеткой или шлифовальной шкуркой с зернистостью не грубее «М40». Распыливающие отверстия прочистить стальной проволокой диаметром 0,3 мм (для распылителя форсунок моделей 267-02, 267-10, 204-50, 204-50.01 и 261-10(11)) и диаметром 0,28 мм (для распылителя форсунки модели 51-01). Применять для чистки внутренних полостей корпуса распылителя и поверхностей иглы твердые материалы и шлифовальную шкурку не допускается.
Перед сборкой распылитель и иглу тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе. Игла должна легко перемещаться: выдвинутая из корпуса распылителя на одну треть длины направляющей, при наклоне распылителя на угол 45° от вертикали, игла должна плавно, без задержек полностью опускаться под действием собственного веса.
Сборку форсунки производить в последовательности обратной разборке. При затяжке гайки разверните распылитель против направления навинчивания гайки до упора в фиксирующие штифты и, придерживая его в этом положении, наверните гайку рукой, после чего гайку окончательно затяните.
Момент затяжки гайки распылителя 70. 80 Н-м (7. 8 кгс-м), штуцера форсунки — 80.100 Н-м (8.10 кгс-м).
После сборки отрегулировать форсунку на давление начала впрыскивания и проверить качество распыливания топлива и четкость работы распылителя.
Установка форсунок или распылителей,
несоответствующих данному двигателю, категорически
Рис. 73. Чистка распыливающих отверстий:
1-распылитель; 2-стальная проволока; 3-зажимной
патрон