Давление в системе смазки двигателя ваз 21083

Устройство современного двигателя

Система смазки 2108

С истема смазки 2108. Под давлением масла происходит смазка коренных и шатунных подшипников коленчатого вала, опор распределительного вала. Стенки цилиндров смазываются разбрызгиванием и самотеком, а также поршни и поршневые кольца, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, толкатели и стержни клапанов ГРМ.

С истема смазки автомобиля ВАЗ 2108 состоит из следующих элементов:

— масло заливная горловина

— указатель уровня масла в картере

— каналы в блоке и головке цилиндров

Д авление масла указывается на указателе давления масла на панели приборов при помощи датчика, который ввертыва­ется в отверстие масляной системы в головке цилиндров, соединяемой с главной масляной ма­гистралью в блоке цилиндров. Давление масла должно быть не менее 4.5 кгс/см при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин. Мини­мальное давление масла должно быть не менее 0,8 кгс/см 2 при 750—800 об/мин. При падении давления масла ниже допустимого загораются красным цветом одна из контрольных ламп и световое табло «STOP» на комбинации приборов.

М асляный насос 2108. Шестеренный, с шестернями внутреннего зацепления, располагается на перед­нем конце коленчатого вала. Насос состоит из крышки 9 (рис.), корпуса 1 с полостями всасывания и нагнетания и маслоприемника //. В корпусе устанавливаются ведущая 3 и ведомая 2 шестерни. Для обеспечения необ­ходимых зазоров между шестернями и корпусом при изменении температуры корпус отливается из чугуна, шестерни изготавливаются из метал­локерамики. В корпусе полость всасывания от­деляется от нагнетательной серпообразным вы стулом 3 (рис. 1).

Ведущая 1 (с наружными зубьями) и ведомая 4 шестерни насоса всасывают масло и впадинами зубьев подают его в нагнетательную полость насоса. При давлении выше 4,5 кгс/см 2 открывается редукционный клапан 2 и часть масла перепускается в полость всасывания насоса.

Под пробку 6 (см. рис. ) редукционного клапана ставится алюминиевое кольцо 7. Колен­чатый вал в крышке 9 уплотняется сальником 8. Маслоприемник 11 уплотняется резиновым кольцом 10.

М асляный фильтр 2108. Взаимозаменяемый, с масляным фильтром двигателя ВАЗ-2105. Фильтр пол­нопоточный, неразборный. В стальной корпус установлен фильтрующий элемент из специаль­ного картона.

Не допускается устанавливать крупнога­баритный масляный фильтр типа 2101 на системе смазки автомобиля, так как он может задевать за вал привода правого колеса.

В ентиляция картера 2108. Принудительная, закры­тая, не допускающая выделения картерных газов в атмосферу.

Принципиальная схема системы охлаж­дения ВАЗ 2108: 1 — расширительный бачок; 2 — пробка расширительного бачка; 3 — шланг от расширительного бачка к радиатору, 4 — кожух вентилятора; 5 — элоктровентилятор; 6 — радиатор; 7 — датчик включения электровентилятора; 8 — сливная пробка радиатора; 9 — сливная пробка блока цилиндров; 10 — двигатель; 11 — насос охлаждающей жидкости; 12 — радиатор отопителя салона кузова; 13 — кран отопителя; 14 — впускной трубопровод; 15 — шланг отвода жидкости от впускного трубопровода и карбюратора; 16 — термостат.

Читайте также:  Если двигатель начал жрать масло что делать

Ш триховыми стрелками показана циркуля­ция жидкости при холодном двигателе (малый круг), а сплошными стрелками — при прогретом (большой круг).

Н асос охлаждающей жидкости.

Т ермостат: 1 — входной патрубок (от радиатора); 2 — резиновая вставка; 3 — твердый термочувствительный наполни­тель; 4 — пружина дополнительного клапана; 5 — входной патрубок (от двигателя); 6 — перепускной клапан; 7 — выходной патрубок (к насосу); 8 — пружина основного клапана; 9 — основной клапан; 10 — патрубок (от расширительного бачка); 11 — поршень.

П ри работе двигателя газы по вытяжному шлангу 9 (рис. 12) отсасываются в корпус 8 маслоотделителя, сетка 6 отделяет масло. Далее картерные газы всасываются через верхний вытяжной шланг 5 и трубку 2 отвода картерных газов и с горючей смесью поступают в камеры сгорания двигателя.

2. Неисправности и ремонт системы смазки

Источник

Система смазки двигателя ВАЗ

Система смазки двигателя за счет подачи масла к трущимся поверхностям обеспечивает:

  • уменьшение трения и повышение механического КПД двигате­ля;
  • уменьшение износа трущихся деталей;
  • охлаждение деталей двигателя;
  • вынос продуктов износа из сопряжений деталей двигателя.

Система смазки двигателя ВАЗ — комбинированная, т.е. смазывание происходит одновременно двумя способами: под давлением и разбрызгиванием. При температуре масла 85 °С и частоте вращения коленвала 5600 мин-1, давление в системе смазки составляет от 3,5 до 4,5 кгс/см2. При минимальной частоте вращения коленчатого вала (от 850 до 900 мин-1) минимальное давление должно составлять не менее 0,5 кгс/см2. Вместимость системы смазки, включая масло в масляном фильтре, составляет 3,75 л.

Рис. Схема системы смазки двигателя ВАЗ:
1 — масляный насос; 2 — масляный картер: 3 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 4 — горизонтальный канал для подачи масла от фильтра в масляную магистраль; 5 — канал для подачи масла к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания; 6 — канал в шейке коленчатого вала; 7 — передний сальник коленчатого вала; 8 — канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса и распределителя зажигания; 9 — шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 10 — валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 11 — канал для стока масла; 12 — канал в кулачке распределительного вала; 13 — магистральный канал в распределительном валу; 14 — канал в опорной шейке коленчатого вала; 15 — кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 16 — крышка маслоналивной горловины; 17 — наклонный канал с головке цилиндров; 18 — вертикальный канал в блоке цилиндров; 19 — масляная магистраль; 20 — датчики давления и контрольной лампы давление масла; 21 — канал подачи масла к коренному подшипнику; 22 — канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 23 — указатель уровня масла; 24 — масляный фильтр; 25 — перепускной клапан масляного фильтра; 26 — противодренажный клапан

Система смазки двигателя ВАЗ состоит из следующих элементов:

  • масляный картер 2;
  • указатель уровня масла 23;
  • масляный насос 1;
  • приемный патрубок насоса с мелкой фильтрующей сеткой;
  • полнопоточный масляный фильтр 24;
  • редукционный клапан;
  • указатель давления масла;
  • датчики 20 давления масла;
  • контрольной лампы недостаточного давления масла в системе;
  • каналы подвода масла.
Читайте также:  Сколько масла заливают в двигатель рено колеос

Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, подшипники вала привода вспомогательных агрегатов, подшипник шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания.

Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода распределительного вала, опоры рычагов привода клапанов и стержни клапанов в направляющих втулках.

Циркуляция масла в системе обеспечивается масляным насосом. Насос засасывает масло из картера и по каналу 3 в блоке цилиндров подает его в полнопоточный фильтр 24. Очищенное масло из фильтра, через главную масляную магистраль 19 и каналы 21 в блоке цилиндров, поступает к коренным подшипникам и подшипникам вала привода вспомогательных агрегатов. От коренных подшипников масло через внутренние каналы 22 в коленчатом валу поступает к шатунным подшипникам. Часть масла через отверстия в нижних головках шатунов разбрызгивается и смазывает цилиндры и детали поршневой группы двигателя. Через каналы 17 и 18 в блоке и головке цилиндров, далее через магистральный канал 13 в распределительном валу масло подается к подшипникам и кулачкам вала. Цепь привода распределительного вала смазывается маслом, выходящим из передних опор распределительного вала и вала привода вспомогательных агрегатов.

На блоке цилиндров установлены датчик давления масла и датчик контрольной лампы недостаточного давления установлены. Датчики соединяются с главной масляной магистралью. В момент запуска двигателя зажигается контрольная лампа зажигается, поскольку давление масла в системе надостаточное. При работающем двигателе лампа должна гаснуть. В нектороых случаях лампа может гореть и при нагретом двигателе, когда он работает на малых частотах вращения коленчатого вала при холостом ходе.

Масляный насос

В картере двигателя устанавливается шестеренчатый насос с маслоприемником и редукционным клапаном в крышке. Крепится насос к блоку цилиндров двумя болтами.

В корпусе насоса установлены шестерни: ведущая — неподвижно на валике насоса и ведомая — свободно на оси, запрессованной в корпус. Привод насоса осуществляется цепной передачей от звездочки коленчатого вала на звездочку вала привода вспомогательных агрегатов, который установлен в блоке цилиндров в сталеалюминиевых втулках. Валик имеет винтовую шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней привода масляного насоса и распределителя зажигания, которая вращается в металлокерамической втулке. На последних моделях автомобилей валик привода вспомогательных агрегатов устанавливается также в металлокерамических втулках.

Масляный фильтр

Фильтр полнопоточный, неразборный, навертывается на штуцер блока цилиндров и соединяется каналами с масляным насосом и главной масляной магистралью. Для снятия фильтра используется приспособление А.60312. При установке фильтр рекомендуется завертывать вручную без приспособления. В стальном корпусе фильтра установлен фильтрующий элемент из специального картона. Фильтр имеет противодренажный и перепускной клапаны. Противодренажный клапан не позволяет стекать маслу из системы при остановке двигателя, перепускной — перепускает масло при засорении фильтрующего элемента из насоса в главную масляную магистраль.

Вентиляция картера двигателя

Рис. Схема вентиляции картера двигателя автомобиля ВАЗ: 1 — трубка; 2 — маслоотделитель; 3 — крышка; 4 — шланги; 5 — пламегаситель; 6 — вытяжной коллектор; 7 — фильтрующий элемент; 8 — шланг; 9 — ось дроссельной заслонки; 10 — золотник; 11 — канавка золотника; 12 — калиброванное отверстие.

Вентиляция картера двигателя ВАЗ — принудительная, закрытая, не допускающая выделения картерных газов в атмосферу. Осуществляется за счет разрежения в цилиндрах двигателя.

Читайте также:  Тех характеристики двигателя уаз 452

Система вентиляции картера включает в себя:

  • шланг 4;
  • маслоотделитель 2;
  • вытяжной коллектор 6, размещенный снизу воздушного фильтра.

Картерные газы при работе двигателя отсасываются в вытяжной коллектор через маслоотделитель 2 с крышкой 3, где масло отделяется и стекает вниз по трубке 1. В шланге 4 установлен пламегаситель 5, не допускающий прорыва пламени в картер при «хлопках» в карбюратор.

Из вытяжного коллектора газы далее могут проходить двумя путями:

  • в воздушный фильтр, минуя фильтрующий элемент 7, и через карбюратор в цилиндры двигателя с горючей смесью;
  • через шланг 8 в золотниковое устройство карбюратора и далее в задроссельное пространство карбюратора.

Золотниковое устройство регулирует режим отсоса картерных газов при различной частоте вращения коленчатого вала и состоит из золотника 10 на оси 9 дроссельной заслонки первой камеры и калиброванного отверстия 12. Золотник имеет канавку 11.

При малой частоте вращения коленчатого вала (при закрытых дроссельных заслонках) разрежение на входе в карбюратор незначительное, и основная масса газов отсасывается по шлангу 8 через калиброванное отверстие 12 в задроссельное пространство карбюратора. Калиброванное отверстие ограничивает количество отсасываемых газов, и вентиляция оказывает малое влияние на величину разрежения за дроссельной заслонкой.

С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 10 поворачивается и открывает дополнительный путь для газов по канавке 11. Газы отсасываются как по шлангу 8, так и в воздушный фильтр. Общее количество отсасываемых газов увеличивается.

При высокой частоте вращения коленчатого вала (дроссельные заслонки открыты) основная масса газов отсасывается в воздушный фильтр в пространство за фильтрующим элементом.

Источник

Проверка давления масла в системе смазки двигателя 2108 (21081, 21083)

Проверить давление моторного масла на двигателях 2108, 21081, 21083 этих автомобилей бывает необходимо для безразборной диагностики возникших в них неисправностей. Например, по величине давления масла можно определить износ шеек коленчатого вала или его вкладышей или проверить работоспособность самого датчика давления масла, эффективность работы масляного насоса.

Для проведения проверки давления моторного масла в двигателе будет необходим манометр с гибким шлангом и переходником под отверстие датчика.

Проверка давления моторного масла на двигателях 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций

Прогреваем двигатель до рабочей температуры (80-90 гр)

Выворачиваем датчик давления масла и вворачиваем в его отверстие наконечник манометра

Запускаем двигатель и проверяем показания манометра на холостом ходу и при частоте вращения к/вала около 5000 об/мин

Расшифровываем показания манометра

На холостом ходу давление моторного масла у исправного двигателя должно находиться в пределах 2-х бар, а давление на высокой частоте вращения к/вала 4,5-6,5 бар.

Примечания и дополнения

— Если давление моторного масла на высокой частоте вращения коленчатого вала выше нормы — неисправен редукционный клапан масляного насоса.

Источник

Adblock
detector