Давление в двигателе при низком уровне масла

Уровень и давление масла: развеиваем глупые домыслы

Сразу к делу. На любом автофоруме вы встретите примерно следующую аксиому: «Ни в коем случае не допускайте падение уровня ниже отметки «min»! Иначе капиталка придет быстро и неминуемо!» И как обычно, такие радикальные утверждения основаны на незнании элементарной матчасти. Предлагаю разобраться в данном вопросе детально и расставить точки над «ё». И поэтому, для начала чуть-чуть теории.

Немного теории

Как и любому механизму со множеством быстродвижущихся деталей, автомобильному двигателю необходимо масло. В ДВС его хранилищем является поддон масляного картера , или просто «поддон». Именно туда стекает всё заливаемое нами содержимое канистры. Но вот мы даем ключ на старт, мотор начинает работу. Масляный насос , как и свои сводные браться — бензонасос и водяной насос (или помпа, о которой я уже рассказывал ранее ), трудится от заката до рассвета — то есть, с первой секунды старта мотора и до момента, когда мы его выключаем. Так вот, этот самый масляный насос черпает масло как раз из поддона, далее разгоняя его под давлением по всем закоулкам двигателя. Я не зря упомянул про давление, так как наиболее нагруженные детали внутри мотора взаимодействуют через жидкостное трение . Другими словами, масляная микропленка является тем самым «проводником» между трущимися деталями, минимизируя их износ. Например, тот же самый коленвал крутится на своих вкладышах без непосредственного с ними соприкосновения, через микроскопической толщины масляную подушку. То же самое можно сказать, например, и про подшипник скольжения турбины: вал вращается в масляном кольце внутри втулки подшипника, без прямого контакта «металл/металл». Другими словами, без давления масла всё придет в негодность крайне быстро, т.к. многие детали рассчитаны именно на такую вот условно-бесконтактную работу в масляной среде.
К уже упомянутому насосу масло из поддона подается (точнее, насос его сам забирает) через специальный «хобот», который в него опущен. Хобот этот называется масляный приемник , или просто — маслоприемник. Далее, проходя через масляный фильтр, смазка уже поступает во все каналы двигателя. А в одну из таких магистралей врезан датчик давления масла, связанный с аварийной лампой давления на приборной панели.

Кстати, стекая обратно в поддон после своего нелегкого пути по разветвленным каналам, масло разбрызгивается быстродвижущимся коленчатым валом, попадая тем самым и на нижнюю часть кривошипно-шатунного механизма. Конечно, для смазки поршней и прочих деталей снизу предусмотрены еще и специальные масляные форсунки. Но образование так называемого масляного тумана в картере путем естественного разбрызгивания — немаловажная часть системы смазки.

Так вот друзья, а теперь, когда мы имеем общее представление о схеме смазки ДВС, давайте раз и навсегда уясним: давление масла в контуре не зависит от его уровня в поддоне .

Как такое может быть?

Ну вот представьте, что вы равномерно высасываете сок из стакана через трубочку. Вы ощущаете, что сока стало поступать меньше с уменьшением уровня сока в стакане. Нет. Вплоть до того момента, как уровень упадет ниже конца трубочки и вы не начнете засасывать воздух. Вот и здесь такая же история. Предлагаю взглянуть на картинку ниже.

Как видно, маслоприемник расположен ощутимо ниже минимальной отметки на щупе. Почему? А как раз для того, чтобы даже при уровне ниже отметки «min», смазка продолжала бесперебойно поступать через маслозаборник и далее в каналы. Но теперь у вас возникает резонный вопрос: нафига тогда лить масла больше, если его можно лить меньше. Отвечу.
Уровень масла в поддоне картера любого автомобиля всегда рассчитывается с запасом . Запас этот требуется как для преодоления подъемов/спусков (или при сильных кренах), так и для предотвращения отлива масла от приемника при резких торможениях/ускорениях/поворотах. Кстати, именно поэтому в спортивных автомобилях используется система с сухим картером — когда масло подается на все детали из специального резервуара, исключая его отток от маслоприемника. Кстати, сам поддон картера при этом «сухой» весьма условно: масло все равно стекает в него, просто оттуда постоянно откачивается в резервуар.

Вывод :

Если вы сегодня не планируете штурмовать Эверест или учавствовать в дрэг-рейсинге с ускорением в десяток «g»- вы спокойно можете продолжать движение и с уровнем масла ниже минимума указанного на полоске щупа. Очень грубо говоря — вплоть до того момента, как не начнет загораться контрольная лампа давления масла. Именно это будет сигналом о том, что маслоприемник стал уже частично хватать воздух.
И сейчас я хочу, чтобы меня правильно поняли. Разумеется, я никого не призываю делать так намеренно и не говорю, что это правильно. Я лишь пытаюсь донести: никакой экстренной ситуации в том, что уровень оказался ниже «минимума», доливки с собой нет, а ехать на автомобиле нужно здесь и сейчас — нет и быть не может.

Читайте также:  Катер двигатель 140 расход

Попутно разъясню еще один горячо обсуждаемый всеми момент: почему не нужно ездить с уровнем «впрок» — т.е., выше максимальной отметки. Во-первых, избыточный уровень при определенных обстоятельствах чреват гидроударами в кривошипно-шатунном механизме — когда шатун и его противовесы будут на огромной скорости «бить» по маслу. Не то чтобы от этого сразу всё рассыпется, но и ничего полезного. А во-вторых, даже исправно работающая система вентиляции картера не справится с давлением картерных газов (из-за повышенного уровня жидкости в самом поддоне и, соответственно, уменьшенного объема воздуха) — и высока вероятность течи сальников и уплотнений. Другими словами, лучше чаще проверять уровень и держать его ближе к «min», чем заливать «с горкой», а потом удивляться спонтанному запотеванию мотора маслом во всех местах.

Да, и напоследок. Современные автомобили становятся всё умнее. Порой даже, умнее своих хозяев. 🙂 Так вот, что бы там не втирали на умных конференциях, индикация низкого уровня масла и низкого давления масла — это разные вещи, физически друг с другом никак не связанные. Потому что, как при нормальном давлении в контуре может запросто загореться лампа уровня, так и лампа давления может вспыхнуть без какой-либо утечки из двигателя. И в первом случае это не повод для паники, а лишь напоминание, что неплохо бы заехать в магазин за доливкой, а в идеале — разобраться с причинами ухода масла. А вот вторая лампочка (уже не желтого, а красного цвета) — да, это серьезный повод как можно быстрее остановиться и выяснить, куда же утекла волшебная жидкость.

Всем стабильного уровня и высокого давления! Масла, разумеется. 😉

Источник

Что делать, если пропало давление масла в двигателе

От исправности двигателя зависит стабильность функционирования всех систем автомобиля. Пропало давление масла в двигателе — это наиболее распространенный сбой в его работе. Если загорается лампочка давления масла при работающем двигателе, необходимо остановить автомобиль и заглушить мотор. Определение причины возникновения данной проблемы поможет устранить поломку и восстановить низкое давление масла в двигателе.

Причины, вызывающие резкое снижение напора моторной смазки

Многие автовладельцы задаются вопросом, почему упало давление масла в прогретом моторе. Недостаточное давление масла может возникнуть вследствие различных причин как связанных, так и не связанных с поломкой самого двигателя:

  1. Необходимость смены моторного масла, т. к. его полезные свойства утрачены и снизилась вязкость смазки.
  2. Засорение масляного фильтра.
  3. Неисправности масляного насоса, плохо справляющегося с нагнетанием смазочного вещества.
  4. Поломка редукционного клапана, вызывающая слабое давление в системе смазки.
  5. Увеличение зазоров в рабочих узлах, которые вызывают падение давления машинного масла.
  6. Дефекты трубки маслоприемника.
  7. Утечки смазочного материала через трещины в поддоне картера двигателя.
  8. Поломки в электрической проводке автомобиля.
  9. Неисправность датчика, при которой начинает загораться лампа.

При несоблюдении обязательного правила регулярной замены смазочных материалов снижается вязкость масла. Масляный насос не в состоянии обеспечить нужное давление при нагнетании смазочной жидкости низкого качества в систему. Возникает ситуация, когда падает давление масла на прогретом двигателе. Замена масла должна производиться через 8–15 тысяч километров пробега автомобиля.

При износе элементов двигателя и интенсивном засорении масляного фильтра и сетки насоса также может пропадать напор в системе смазки.

Срабатывание зубьев в шестернях масляного насоса, большие зазоры, поломка клапана могут быть причиной проведения разборки и последующего капитального ремонта силового агрегата.

Нарушение герметичности поддона приводит к протеканию смазочных веществ. В результате утечек трубка маслоприемника не в состоянии захватывать необходимое количество смазки для подачи в систему.

Трещины на трубке маслоприемника, образовавшиеся вследствие повышенных вибраций, препятствуют нормальному забору смазочной жидкости, при таких дефектах детали давление смазки может упасть.

Целостность электропроводки и исправность датчика давления необходимо проверить в первую очередь.

Для дополнительной проверки давления, датчик демонтируют, а на его место устанавливают манометр. Замер напора смазки производится при холостых оборотах двигателя. Показания манометра, равные 0,6–0,8 бар свидетельствуют о нормальной работе силового агрегата. Данные, выходящие за оговоренные пределы в любую сторону, служат основанием для последующего ремонта мотора.

Читайте также:  Какое масло лучше для двигателя awt

Возможные последствия игнорирования тревожных сигналов контрольной лампочки

Опытные специалисты не рекомендуют оставлять без внимания проблему, состоящую в том, что напор смазочного вещества начал снижаться. Если нет давления масла в двигателе, то это может стать началом «масляного голодания» и появления серьезных поломок силового агрегата.

Недостаточное количество смазки на трущихся металлических поверхностях рабочих элементов двигателя вызывает их нагревание до сверхвысоких температур, что может увеличить силы трения. Детали начинают с огромной силой давить друг на друга, что приводит к заклиниванию мотора.

Что нужно сделать, чтобы повысить давление масла в силовом агрегате

Как поднять давление масла в двигателе? Для того чтобы обеспечить повышение напора смазочной жидкости, необходимо провести следующие мероприятия:

  • замена смазочного материала;
  • снятие старого масляного фильтра и установка нового экземпляра;
  • демонтировать датчик давления, установить манометр, запустить силовой агрегат на холостых оборотах, зафиксировать показания прибора.

При образовании протечек смазки необходимо выявить места образования трещин в поддоне картера двигателя. Устранение дефектов производится при помощи специальных герметиков или холодной сварки. Использование герметизирующих материалов производится после полного сливания смазочного вещества, очищения и высушивания заделываемой поверхности.

Масляные жидкости имеют обыкновение постепенно испаряться при эксплуатации силового агрегата. Учитывая это, необходимо проверять уровень масла и добавлять его по мере уменьшения объема.

Если вышеперечисленные операции не принесли успеха, то поднимать показатели давления придется при помощи капитального ремонта движка.

Попадание топлива в систему смазки

Не всем автовладельцем известно о разжижении смазочной жидкости топливом. Бензин в большом количестве может проникнуть в катер, разжижая при этом смазку. Разжиженное моторное масло ухудшает свои рабочие характеристики, снижается его вязкость, падает напор.

Присутствие топлива в смазочном веществе обнаруживается по запаху выхлопных газов, в которых присутствует бензин.

Попадание топлива в смазочную систему происходит в результате следующих причин:

  1. Нарушение герметичности в диафрагме бензонасоса из-за появления трещин.
  2. Проникновение горючего в картер через камеры сгорания.

В первом случае необходимо сменить диафрагму в бензонасосе на новый экземпляр. После этого залить свежую моторную смазочную жидкость, предварительно избавившись от разжиженной смеси.

Второй случай наиболее опасен. Помимо разбавления масла, происходит смывание смазки со стенок цилиндров, поршневая группа вынуждена работать в сухих условиях. При использовании некачественных свечей зажигания топливные смеси, поступающие в цилиндры, не полностью сгорают, излишки стекают в поддон картера, постепенно разжижая смазку и приводя цилиндры к ускоренному износу.

Устранение данной неполадки возможно при замене старых свечей зажигания на качественные детали. При этом смазочная жидкость также должна быть заменена, потому что использование разбавленного масла недопустимо.

Предупреждающие сигналы контрольной лампочки являются последней стадией, свидетельствующей об отсутствии давления смазки. Перед этим движок часто глохнет, а потом вновь работает. Водитель должен внимательно относиться к подобным случаям, ведь падениенапора масла приводит к выходу из строя всего силового агрегата.

Давление смазочного материала в силовом агрегате можно сравнить с артериальным давлением в человеческом организме. Отклонения от нормальных показателей говорят о том, что сердце страдает. Технические показатели двигателя автомобиля должны находиться под постоянным контролем.

Источник

Причины низкого давления масла в двигателе

Признаками низкого давления масла в двигателе автомобиля являются: загоревшаяся или периодически мигающая контрольная лампа в виде масленки на щитке приборов и повышенная шумность и вибрация при работе двигателя на холостых.

Причин появления этой неисправности несколько, некоторые из них легко устранимы самостоятельно, некоторые требуют серьезного ремонта двигателя. На примере двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 рассмотрим большинство из них. А так же определим, что нужно немедленно делать при обнаружении проблемы, чтобы избежать капитального ремонта двигателя, так как масляное голодание противопоказано его трущимся деталям.

Причины низкого давления моторного масла в двигателе автомобиля

Низкий уровень моторного масла в поддоне двигателя

После стоянки автомобиля необходимо вынуть щуп и проверить уровень. Он должен находиться посередине между метками минимума и максимума или ближе к максимуму. Ниже середины уровень считается низким и требуется доливка моторного масла. В противном случае давление масла в системе смазки двигателя будет низким.

Долейте масло через маслозаливную горловину учитывая, что между метками минимума и максимума где-то литр. В дальнейшем нужно установить причину снижения уровня масла.

Моторное масло не соответствует данному двигателю

Оно слишком жидкое. Например, когда на двигателе с пробегом под 200 тыс км и большими зазорами в трущихся деталях применяется синтетическое моторное масло пониженной вязкости. Либо, при замене моторного масла было залито масло, которое по своим характеристикам не укладывается в заводские требования и допуски именно для этого двигателя. В любом случае, если есть подозрение, что низкое давление масла в двигателе возникло по причине некачественного или не соответствующего масла, следует провести его замену.

Читайте также:  Двигатель заводиться и сразу глохнет змз 406

Бензин попадает в моторное масло

Через изношенную (не герметичную) диафрагму бензонасоса бензин попадает в моторное масло. Это приводит к разжижению моторного масла, потери им своих смазывающих свойств и как следствие уменьшение ресурса трущихся деталей двигателя автомобиля. В наиболее запущенных случаях — к скорому капитальному ремонту двигателя. Так как происходит снижение вязкости масла, его давление в системе смазки падает.

Необходимо провести проверку наличия бензина в моторном масле, устранить неисправность топливного насоса, заменить моторное масло новым.

Охлаждающая жидкость попадает в моторное масло

«Пробитая», некачественная, неправильно установленная, покоробленная в результате перегрева прокладка головки блока двигателя может быть причиной попадания охлаждающей жидкости (тосола, антифриза)в его систему смазки. Увеличение уровня масла в поддоне, беловатая эмульсия на крышке маслозаливной горловины и (или) на щупе — признаки этой неисправности. Как следствие — низкое давление в масла в двигателе и мерцание или загорание лампы аварийного давления в щитке на панели приборов.

В такой ситуации необходимо с достаточной точностью установить, что прокладка не герметична и ОЖ попадает в масло. Если неисправность имеет место быть, предстоит серьезный ремонт двигателя, предполагающий как минимум замену прокладки, как максимум шлифовку или замену головки блока.

Неисправен датчик лампы аварийного давления масла в щитке приборов

Если загорелась контрольная лампа аварийного давления масла в комбинации приборов (следствие низкого давления масла в двигателе) в первую очередь проверяем надежность контакта наконечника провода и вывода датчика давления масла. Если не помогло, при включенном зажигании снимаем наконечник провода с датчика и касаемся им «массы» (двигателя, кузова), если лампочка погасла, датчик неисправен и подлежит замене. Если не погасла, возможно присутствуют иные неисправности описанные в этой статье.

Неисправен масляный фильтр двигателя

Если масляный фильтр долго не менялся (несколько замен масла) и засорился, если применялось масло низкого качества, либо имеется механический дефект фильтра возможно снижение эффективности пропускания им моторного масла по системе смазки. Естественно давление масла снижается, контрольная лампочка мигает или загорается.

Заменяем масляный фильтр новым, соответствующим именно этому двигателю.

Засорен маслоприемник в поддоне двигателя автомобиля

Масло из поддона двигателя забирается в систему смазки через установленный в нем круглый маслоприемник. Со временем или в результате применения некачественного моторного масла мелкие отверстия в маслоприемнике засоряются не давая маслу нормально поступать в систему смазки. Давление масла падает. Признаком возникновения этой неисправности является мигающая на холостых лампа аварийного давления, мигание прекращается и лампа гаснет при увеличении оборотов двигателя.

Для устранения неисправности придется снять поддон двигателя, снять маслоприемник, прочистить его, промыть бензином, продуть сжатым воздухом. Проводить такую процедуру рекомендуется раз в сто тысяч пробега.

Неисправен масляный насос

Срок службы масляного насоса довольно долгий. Он может пройти 200 тыс км пробега и более. Со временем происходит износ его трущихся деталей — ведомой и ведущей шестерни, посадочного места под них в корпусе насоса, возможно заедание редукционного клапана, задающего давление в системе смазки двигателя. Помимо этого случается попадание грязи под редукционный клапан и его заклинивание. Все эти неисправности приводят к снижению давления масла.

Если пробег автомобиля солидный или неизвестно какое масло заливалось в двигатель имеет смысл снять масляный насос, провести его проверку и (или) замену.

Изношены шейки или вкладыши коленчатого и распределительного валов

На двигателях с большим пробегом присутствует износ шеек и (или) вкладышей коленчатого и (или) распределительного валов двигателя. Так как увеличивается зазор в трущейся паре шейка — вкладыш давление такой двигатель держать не будет.

Провернулись вкладыши коленчатого вала двигателя

В результате некачественного ремонта двигателя, применения некачественных и несоответствующих моторных масел, тяжелых условий эксплуатации, масляного голодания возможен срыв вкладышей коленчатого вала с посадочных мест и их проворачивание. В такой ситуации давление моторного масла упадет сразу, контрольная лампа загорится, двигатель потеряет мощность и приемистость, затроит.

В случае с износом вкладышей или их проворачиванием придется проводить капитальный ремонт двигателя с заменой вкладышей и проверкой шеек коленчатого вала на наличие износа, задиров и перегрева.

Примечания и дополнения

В системе смазки двигателей автомобилей ВАЗ 2101, 2103, 2106 устанавливался датчик давления моторного масла и соединенный с ним стрелочный указатель. Что было удобно при самостоятельной диагностике неисправностей двигателя, так как давление масла один из основных показателей исправности-неисправности двигателя. В ряде случаев возможна установка датчика и указателя давления на автомобиль ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификации.

Нормальным давлением в системе смазки двигателя автомобиля считается давление в пределах 2 кгс/см² на холостом ходу и 4,5 — 6,5 кгс/см² на высоких оборотах.

Источник

Adblock
detector