Давление масла зависит от оборотов двигателя

Уровень и давление масла: развеиваем глупые домыслы

Сразу к делу. На любом автофоруме вы встретите примерно следующую аксиому: «Ни в коем случае не допускайте падение уровня ниже отметки «min»! Иначе капиталка придет быстро и неминуемо!» И как обычно, такие радикальные утверждения основаны на незнании элементарной матчасти. Предлагаю разобраться в данном вопросе детально и расставить точки над «ё». И поэтому, для начала чуть-чуть теории.

Немного теории

Как и любому механизму со множеством быстродвижущихся деталей, автомобильному двигателю необходимо масло. В ДВС его хранилищем является поддон масляного картера , или просто «поддон». Именно туда стекает всё заливаемое нами содержимое канистры. Но вот мы даем ключ на старт, мотор начинает работу. Масляный насос , как и свои сводные браться — бензонасос и водяной насос (или помпа, о которой я уже рассказывал ранее ), трудится от заката до рассвета — то есть, с первой секунды старта мотора и до момента, когда мы его выключаем. Так вот, этот самый масляный насос черпает масло как раз из поддона, далее разгоняя его под давлением по всем закоулкам двигателя. Я не зря упомянул про давление, так как наиболее нагруженные детали внутри мотора взаимодействуют через жидкостное трение . Другими словами, масляная микропленка является тем самым «проводником» между трущимися деталями, минимизируя их износ. Например, тот же самый коленвал крутится на своих вкладышах без непосредственного с ними соприкосновения, через микроскопической толщины масляную подушку. То же самое можно сказать, например, и про подшипник скольжения турбины: вал вращается в масляном кольце внутри втулки подшипника, без прямого контакта «металл/металл». Другими словами, без давления масла всё придет в негодность крайне быстро, т.к. многие детали рассчитаны именно на такую вот условно-бесконтактную работу в масляной среде.
К уже упомянутому насосу масло из поддона подается (точнее, насос его сам забирает) через специальный «хобот», который в него опущен. Хобот этот называется масляный приемник , или просто — маслоприемник. Далее, проходя через масляный фильтр, смазка уже поступает во все каналы двигателя. А в одну из таких магистралей врезан датчик давления масла, связанный с аварийной лампой давления на приборной панели.

Кстати, стекая обратно в поддон после своего нелегкого пути по разветвленным каналам, масло разбрызгивается быстродвижущимся коленчатым валом, попадая тем самым и на нижнюю часть кривошипно-шатунного механизма. Конечно, для смазки поршней и прочих деталей снизу предусмотрены еще и специальные масляные форсунки. Но образование так называемого масляного тумана в картере путем естественного разбрызгивания — немаловажная часть системы смазки.

Так вот друзья, а теперь, когда мы имеем общее представление о схеме смазки ДВС, давайте раз и навсегда уясним: давление масла в контуре не зависит от его уровня в поддоне .

Как такое может быть?

Ну вот представьте, что вы равномерно высасываете сок из стакана через трубочку. Вы ощущаете, что сока стало поступать меньше с уменьшением уровня сока в стакане. Нет. Вплоть до того момента, как уровень упадет ниже конца трубочки и вы не начнете засасывать воздух. Вот и здесь такая же история. Предлагаю взглянуть на картинку ниже.

Как видно, маслоприемник расположен ощутимо ниже минимальной отметки на щупе. Почему? А как раз для того, чтобы даже при уровне ниже отметки «min», смазка продолжала бесперебойно поступать через маслозаборник и далее в каналы. Но теперь у вас возникает резонный вопрос: нафига тогда лить масла больше, если его можно лить меньше. Отвечу.
Уровень масла в поддоне картера любого автомобиля всегда рассчитывается с запасом . Запас этот требуется как для преодоления подъемов/спусков (или при сильных кренах), так и для предотвращения отлива масла от приемника при резких торможениях/ускорениях/поворотах. Кстати, именно поэтому в спортивных автомобилях используется система с сухим картером — когда масло подается на все детали из специального резервуара, исключая его отток от маслоприемника. Кстати, сам поддон картера при этом «сухой» весьма условно: масло все равно стекает в него, просто оттуда постоянно откачивается в резервуар.

Читайте также:  Какая должна быть компрессия в двигателе при степени сжатия

Вывод :

Если вы сегодня не планируете штурмовать Эверест или учавствовать в дрэг-рейсинге с ускорением в десяток «g»- вы спокойно можете продолжать движение и с уровнем масла ниже минимума указанного на полоске щупа. Очень грубо говоря — вплоть до того момента, как не начнет загораться контрольная лампа давления масла. Именно это будет сигналом о том, что маслоприемник стал уже частично хватать воздух.
И сейчас я хочу, чтобы меня правильно поняли. Разумеется, я никого не призываю делать так намеренно и не говорю, что это правильно. Я лишь пытаюсь донести: никакой экстренной ситуации в том, что уровень оказался ниже «минимума», доливки с собой нет, а ехать на автомобиле нужно здесь и сейчас — нет и быть не может.

Попутно разъясню еще один горячо обсуждаемый всеми момент: почему не нужно ездить с уровнем «впрок» — т.е., выше максимальной отметки. Во-первых, избыточный уровень при определенных обстоятельствах чреват гидроударами в кривошипно-шатунном механизме — когда шатун и его противовесы будут на огромной скорости «бить» по маслу. Не то чтобы от этого сразу всё рассыпется, но и ничего полезного. А во-вторых, даже исправно работающая система вентиляции картера не справится с давлением картерных газов (из-за повышенного уровня жидкости в самом поддоне и, соответственно, уменьшенного объема воздуха) — и высока вероятность течи сальников и уплотнений. Другими словами, лучше чаще проверять уровень и держать его ближе к «min», чем заливать «с горкой», а потом удивляться спонтанному запотеванию мотора маслом во всех местах.

Да, и напоследок. Современные автомобили становятся всё умнее. Порой даже, умнее своих хозяев. 🙂 Так вот, что бы там не втирали на умных конференциях, индикация низкого уровня масла и низкого давления масла — это разные вещи, физически друг с другом никак не связанные. Потому что, как при нормальном давлении в контуре может запросто загореться лампа уровня, так и лампа давления может вспыхнуть без какой-либо утечки из двигателя. И в первом случае это не повод для паники, а лишь напоминание, что неплохо бы заехать в магазин за доливкой, а в идеале — разобраться с причинами ухода масла. А вот вторая лампочка (уже не желтого, а красного цвета) — да, это серьезный повод как можно быстрее остановиться и выяснить, куда же утекла волшебная жидкость.

Всем стабильного уровня и высокого давления! Масла, разумеется. 😉

Источник

Давление масла. Каким должно быть по нормативам. Показатели уровней

Автовладельцы знают, что без масла двигатель долго не проработает. Но далеко не все знают о том, что смазочная жидкость должна не только просто плескаться в моторе, но и циркулировать по системе под давлением, которое должно соответствовать определенному интервалу.

Читайте также:  Форд рейнджер запуск холодного двигателя

В старых моторах масло применялось преимущественно в качестве смазочного материала. А сейчас отвечает за куда больший функционал:

  • защита от износа;
  • отвод тепла от горячих деталей;
  • нейтрализация продуктов горения;
  • работа в качестве гидравлики в исполнительных механизмах, таких как гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, натяжители цепей, муфты регулировки фаз газораспределения и так далее.

Соответственно, чем больше таких механизмов в моторе, тем жестче требования к давлению масла. Недостаточное давление в системе приведет не только к масляному голоданию и ускоренному износу двигателя, но и к сбоям в работе перечисленных гидросистем, что напрямую сказывается на мощности и в итоге приводит к дорогостоящему ремонту. Например, отказ гидронатяжителя цепи газораспределительного механизма может привести к перескоку цепи на звездах, что вызовет столкновение поршней с клапанами. Последствия такой «встречи» могут быть настолько серьезными, что ремонтировать в таком моторе будет просто – придется покупать новый.

Но если о том, что низкое давление масла вредно, знают многие, то о вреде повышенных показателей задумываются только когда сталкиваются с последствиями. А они уже достаточно опасны для здоровья мотора. Как минимум, такая ситуация влияет на возникновение повреждений уплотнителей и способствует ускорения утечки смазочной жидкости. Также часто случается ее выдавливание из-под кольца масляного фильтра, и это случается при залипании редукционного клапана маслонасоса.

На приборной панели автомобиля присутствует либо лампа сигнализации о низком давлении масла, либо указатель давления. В стандартных условиях эксплуатации этого достаточно, а при необходимости более серьезной диагностики мастера СТО будут использовать специальные манометры.

Но, говоря о недостаточных или избыточных значениях показателя, нужно не забывать, что для каждой модели двигателя нормативы будут разными. Чаще всего, минимальное давление масла должно составлять от 1 атмосферы на холостом ходу прогретого двигателя. Верхняя планка — 4,5–5 атмосфер при повышенных оборотах.

Муфта изменения фаз газораспределения современного двигателя

Что создает давление масла в системе

За создание давления масла в двигателе отвечает масляный насос, оснащенный редукционным клапаном.

Схема работы масляного насоса.

Конструктивно эти устройства могут различаться, но принцип действия у них един – блок из двух шестерен засасывает масло через маслозаборник из поддона и направляет в систему через масляный фильтр. На выходе из насоса обязательно установлен клапан, не допускающий повышения давления выше максимального заданного значения. Он называется редукционным.

Какие проблемы с системой смазки могут иметь место, в чем их причины и как с этим бороться, рассмотрим далее.

Загорелась лампочка низкого давления масла

Как уже говорилось выше, наиболее частой и опасной для мотора является ситуация с недостаточными показаниями. Именно поэтому большинство современных автомобилей оснащено лампой пониженного давления масла на панели приборов. И вот в один момент, который прекрасным никак не назовешь, она загорелась… Что делать?

  1. Лампа давления масла обязана гореть при включенном зажигании и остановленном моторе. Если она вовсе не загорается, надо заменить контрольную лампу в приборной панели.
  2. Если контрольная лампа не погасла при еще работающем моторе, его необходимо немедленно остановить и проверить уровень смазки щупом. Если он ниже минимального, то нужно просто добавить жидкость до нормы. Высока вероятность того, что проблема исчезнет. Длительная эксплуатация с недостаточным уровнем запрещается любым производителем, так как, в первую очередь, пострадает масляный насос, а затем и остальные детали.

Если параметр соответствует норме или после доливки и повторного запуска лампа не гаснет, то разбираться с проблемой будет сложнее и точно потребуется обращение в сервис.

Шестерня масляного насоса, поврежденная эксплуатацией с низким уровнем масла.

Как измерить давление масла в двигателе

Это сервисная операция. Трудно даже представить себе, что у простого автовладельца под руками окажется специальный манометр. Такой прибор поможет получить точные значения при любых оборотах. Это позволит диагносту распознать неисправность и избежать.

Читайте также:  Как выставить метки на двигателе ниссан примера

Рисунок. Схема подключения манометра.

Разберем конкретный пример. Возьмем 2 бензиновые версии Land Cruiser Prado 150. Давление смазки этих автомобилей измеряется при 3000 оборотов в минуту. А вот нормы для двигателей различаются. Так для бензинового 2,7 соответствует диапазону 1,6-5 атмосфер, а для 4-литрового: уже 3-6 атмосфер. Как видим, даже у одного производителя цифры разнятся сильно. Что же тогда будет происходить, если речь пойдет о Volkswagen, Skoda, BMW, Mercedes?

Вывод – универсальных норм не существует, и методы проверки для каждой модели двигателя, как уже говорилось выше, индивидуальны и берутся из сервисной документации.

Причины высокого и низкого давления масла в двигателе и способы устранения проблем

Повышенное давление

Поводом для подозрений на такую напасть будет появление утечек из-под прокладок на двигателе. При подключении манометра опасения подтверждаются. Вопрос: в чем причина, и что делать? Основной причиной проблемы практически всегда является неисправность редукционного клапана, вызванная банальным загрязнением или износом. Для начала (особенно, если добираться до этого конструктивного элемента не просто) имеет смысл промыть систему смазки. Так как налицо уже достаточно серьезные сбои в работе системы, при выборе промывочного состава лучше не «стесняться» и предпочитать усиленные версии. Например, Oilsystem Spulung High Performance Benzin.

Да и вообще, если поддерживать систему смазки в чистоте, регулярно используя промывки, вероятность столкнуться с проблемой повышенного давления стремится к нулю.

Сниженное давление масла

Первую мы уже назвали – недостаточный уровень, но могут быть и другие. Вторая в точности совпадает с причиной первого пункта, только редукционный клапан умудрился «зависнуть» на грязи в приоткрытом положении, либо у него механически повреждена пружинка. Лечится заменой клапана или промывкой. Деталь стоит копейки, а на здоровье мотора влияет очень сильно. Кстати, промывка зачастую помогает устранить еще одну причину масляного голодания – отложения на сетке маслоприемника. Пример отражен на изображении.

Недостаточная вязкость моторного масла при полностью прогретом двигателе

Чаще всего эту причину можно диагностировать по характерному поведению лампы давления масла – она мигает в ответ на малейшее снижение оборотов на холостом ходу полностью прогретого мотора.

В такой ситуации желательно проверить, не перепутали ли чего при последней замене масла, и подходит ли двигателю залитый в него сорт смазки. Если последний не подходящий – имеет смысл произвести замену.

Второе, что могло произойти – подходящее масло потеряло вязкость из-за перегрева или попадания топлива (обычно в этом случае можно ощутить характерный топливный запах из маслозаливной горловины). Разбор решения проблем топливной аппаратуры оставим за рамками этой статьи и допустим, что мы ее решили. Как же быть с маслом? Менять? Лучший вариант – да поменять, но не всегда есть такая возможность (временная, финансовая, физическая). Можно ли отсрочить данную процедуру? Можно! И поможет нам в этом такой повышающий давление масла продукт как Стабилизатор вязкости Visco-Stabil.

Также причиной недостаточного значения может быть повышенный износ деталей масляного насоса, коренных и шатунных вкладышей коленвала, подшипников распредвалов и турбины, но все перечисленные аспекты, к сожалению, требуют для устранения сложного ремонта.

Как видим, давление масла в автомобильном двигателе — параметр, сильно влияющий на долговечность и правильную работу «сердца» и требующий к себе очень внимательного отношения. Но далеко не все проблемы с ним являются критичными, а некоторые вообще можно решить без разборки основного агрегата: с помощью очистки масляной системы, замены масляной жидкости или стабилизатора вязкости.

Источник

Adblock
detector