Датчик температуры воздуха на выпуске двигатель 3sfe

Содержание
  1. Проблемы и надежность двигателя Toyota 2.0 (3S-FE)
  2. Надежность двигателя Toyota 3S-FE
  3. Большой расход топлива
  4. Дроссельная заслонка и клапан холостого хода
  5. Сдвоенные катушки зажигания
  6. Система EGR
  7. Форсунки
  8. Вентиляция картера
  9. Датчики температуры охлаждающей жидкости
  10. Масло в свечных колодцах
  11. Ремень ГРМ
  12. Регулировка клапанов
  13. Шатунно-поршневая группа
  14. Шатунные болты
  15. Датчик температуры воздуха на впуске и другие на toyota (corolla, 5a-fe и 3s-fe): описание и замена
  16. Датчик температуры воздуха на впуске и другие на Toyota (Corolla, 5A-FE и 3S-FE): описание и замена
  17. как проверить датчик температуры воздуха. ДТВВ. проверка датчика
  18. Поведение автомобиля при появлении ошибки
  19. Датчик температуры топлива — проверка и замена. Датчик температуры воздуха на впуске
  20. Датчик температуры всасываемого воздуха Ауди А6 С5 (проверка, чистка ДТВВ)
  21. Коды ошибок Toyota Corolla Splinter Levin Trueno впрыск 4A-FE 5A-FE
  22. Двигатель Toyota 5A FE 1,5 л/105 л. с
  23. Технические характеристики 5A FE 1,5 л/105 л. с
  24. Особенности конструкции
  25. Перечень модификаций ДВС
  26. Плюсы и минусы
  27. Список моделей авто, в которых устанавливался
  28. Регламент обслуживания 5A FE 1,5 л/105 л. с
  29. Обзор неисправностей и способы их ремонта
  30. Варианты тюнинга мотора
  31. Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей
  32. Вентилятор и датчик температуры двигателей 3S-FE, 3S-GE
  33. Ошибка «Проверь двигатель» на Тойоте Королла – что делать?
  34. Наиболее распространенные 5 причин ошибки
  35. Самостоятельная диагностика ошибки «Check engine» на Тойоте Королле

Проблемы и надежность двигателя Toyota 2.0 (3S-FE)

Двигатели Toyota S-серии – это простые рядные «четверки» рабочим объемом от 1,8 до 2,2 литра, которые выпускались с 1980 до 2007 года. 27 лет! Производство большинства версий было свёрнуто к 2002 году, а после этого в производстве находилось только единичные турбированные и высокофорсированные 2-литровые модификации.

Двигатель 3S-FE, который мы будем разбирать, появился в 1986 году на Toyota Camry и дожил до первого поколения Avensis. У этого двигателя чугунный блок цилиндров, алюминиевая ГБЦ, в которой 16 клапанов без гидрокомпенсаторов в их приводе. В приводе ГРМ используется зубчатый ремень, который приводит только впускной распредвал, а выпускной приводится шестеренчатой передачей.

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку 2-литрового двигателя 3S-FE, снятого с Toyota RAV4 2000 года выпуска.

Надежность двигателя Toyota 3S-FE

Двигатель 3S очень прост и надежен, но в эксплуатации шумноват и имеет небольшой масляный аппетит. Реально слабых мест у него нет. При нормальном обслуживании и своевременной заменой масла он легко пройдет более 500 000 км.

Однако ресурс двигателей 3S-FE, которые поступили в производство в августе 1996 года, хуже. Эти двигатели получили облегченные поршни и шатуны, а коленвал остался прежним, образца 1988 года. Подробнее об этом мы расскажем дальше.

Большой расход топлива

Большой расход топлива на двигателе 3S-FE чаще всего может быть связан с неисправностью лямбда-зонда. Реже – с неисправностью датчика впускаемого воздуха, он расположен в корпусе воздушного фильтра. Или же виновником может быть MAP-сенсор, т.е. датчик абсолютного давления.

Дроссельная заслонка и клапан холостого хода

Дроссельная заслонка двигателя 3S-FE имеет тросовый привод и, на поздних версиях, датчик положения заслонки. Для работы двигателя на холостом ходу используется электронный регулятор холостого хода. Напомним, что благодаря ему при полностью закрытой механической заслонке воздух, необходимый двигателю для работы на холостом ходу, идет в обход заслонки через канал регулятора холостого хода.

Проблемы с холостым ходом на двигателе 3S-FE обычно устраняются очисткой регулятора.

Дроссельная заслонка на этом моторе загрязняется парами масла и сажей. Пары масла во впуске появляются из-за не совсем эффективного их отсеивания системой вентиляции картера. А источником сажи является система EGR. После очистки дроссельной заслонки отклики двигателя становятся заметно живее.

Выбрать и купить дроссельную заслонку для двигателя Toyota, вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.

Сдвоенные катушки зажигания

C августа 1996 года на двигателе 3S-FE была модернизирована система зажигания. Вместо трамблера были установлены две сдвоенные катушки зажигания, то есть, каждая катушка обслуживает две свечи. Таким образом, каждая свеча дает искру дважды в течение 4-х рабочих тактов. Следовательно, нагрузка на свечи и высоковольтные провода выше.

На практике, так оно и оказалось: по сравнению с системой с трамблёром катушечное зажигание на моторе 3S-FE потребовало вдвое больше внимания. Т.е., если прежде высоковольтные провода служили более 10 лет, то в паре с этим катушками их ресурс сократился до 5-6 лет. Да и сами катушки оказались не такими уж долговечными на фоне механического распределителя зажигания.

Система EGR

Система EGR используется на двигателе 3S-FE с самого начала. Система работает в трех режимах, ориентируясь на температуру и нагрузку на двигатель. Рециркуляция отработавших газов отсутствует до достижения рабочей температуры, а также при полностью открытом дросселе (максимальной нагрузке). При малых нагрузках (т.е. неторопливой езде) рециркуляция газов малая. Максимальная подача отработавших газов во впуск происходит при средней нагрузке и постоянной скорости (например, при движении по шоссе).

Для гибкого управления рециркуляцией используется электровакуумный клапан. Он управляет клапаном EGR не напрямую, а через вакуумный модулятор – это по сути корпус в мембраной. Разрежение открывает клапан EGR, а давление закрывает. Т.е. по умолчанию клапан EGR закрыт.

Чаще всего в этой системе на двигателе 3S-FE выходит из строя электровакуумный клапан. Из-за этого двигатель начинает жестко работать, т.е. детонировать при средних нагрузках в диапазоне от 1500 до 2500 об/мин. Т.е. отработавшие газы не подаются во впуск, из-за чего температура сгорания топливо-воздушной смеси сильно повышается.

Электровакуумный клапан (он расположен снизу на впускном коллекторе) можно проверить на электрическое сопротивление: значения должны быть от 33 до 39 Ом.

Для проверки нужно «продуть» модулятор. На неработающем двигателе и до 2500 об/мин он продувается «насквозь», т.е. воздух будет выходить через входы P и R. При скорости двигателя более 2500 об/мин воздух не должен проходить через модулятор.

Клапан EGR проверяется на работающем двигателе. Для этого надо отсоединить трубку на клапане, вместо нее подсоединить ручной вакуумный насос и создать разряжение. Если по мере роста разряжения на входе Q двигатель начнет нестабильно работать и даже заглохнет, то все компоненты работают исправно.

В корпусе вакуумного модулятора также есть фильтр, через проходят и который «очищаются» крохотные порции отработавших газов, попадающие к нему по трубке в момент закрытия клапана EGR. Этот фильтр нужно чистить раз в пару лет, для чистки годится просто сжатый воздух.

Форсунки

Засорившиеся топливные форсунки являются причиной неуверенного запуска двигателя 3S-FE на холодную или горячую. Их замена решает проблемы с запуском.

Вентиляция картера

Система вентиляция картера двигателя 3S-FE не слишком усердно отсеивает пары масла от газов. Поэтому пары масла оседают во впускном коллекторе и на дроссельной заслонке. Для улавливания паров масла некоторые владельцы устанавливают внешний маслоотделитель, или даже 2 маслоотделителя.

Штатный маслоотделитель в виде лабиринта находится в клапанной крышке. Картерные газы из него отправляются во впуск по двум каналам – до и после дроссельной заслонки. При обильных отложениях в лабиринте отсеивание масла практически прекращается, поэтому у двигателя появляется масляный аппетит: т.е. он «употребляет» масляные пары, попадающие во впускной коллектор. Также не лишним будет проверить обратный клапан в трубке, подающей газы позади дроссельной заслонки. Возможно, он нуждается в чистке, а лучше – в замене.

Датчики температуры охлаждающей жидкости

На двигателе 3S-FE два датчика температуры охлаждающей жидкости. Один (двухконтактный) отправляет показания в ЭБУ, а второй (одноконтактный) – на указатель на приборной панели.

Масло в свечных колодцах

Бывают случаи попадания масла в свечные колодцы. При этом возникают пропуски зажигания, т.е. двигатель нестабильно работает, едва не глохнет на холостом ходу и сильно теряет в мощности. При выкручивании свечей обнаруживается, что они залиты маслом.

Масло попадает в колодцы через их нижнюю резьбу. Колодцы свечей на двигателе 3S, как и на многих бензиновых моторах, представляют собой трубки, вкрученные в ГБЦ над свечным каналом.

Для борьбы с попаданием масла необходимо выкрутить трубки и посадить их на новый резьбовой герметик.

Ремень ГРМ

Ремень ГРМ также приводит помпу и масляный насос. Менять ремень нужно каждые 80 000 – 100 000 км. При обрыве ремня ГРМ на двигателе 3S-FE поршни и клапана не встречаются.

Регулировка клапанов

Регулировка тепловых зазоров клапанов производится подбором шайб, устанавливаемых на тарельчатые толкатели. Каждая оригинальная шайба стоит около 9 долларов. Но сегодня на рынке хватает заменителей. Кроме того, сюда подходят шайбы от многих других двигателей, в т.ч. от лицензионных агрегатов Geely. Диаметр таких шайб очень распространенный – 28 мм.

К регулировке тепловых зазоров владельцы приходят при появлении характерного цоканья клапанов при работе двигателя.

Шатунно-поршневая группа

С конца 1996 года двигатели 3S-FE выпускались с облегченными поршнями и шатунами. Шатунно-поршневая группа сбросила порядка 740 грамм. А коленвал остался прежним, т.е. балансировку кривошипно-шатунного механизма они не пересматривали.

Шатуны образца 96-го тоньше, а поршни облегчены за счет придания им Т-образного профиля. Также можем обратить внимание на запрессованные, а не плавающие, поршневые пальцы и вдвое уменьшившееся количество отверстий для слива масла из канавок маслосъемных колец.

Также была уменьшена высота колец. Компрессионные кольца уменьшились с 1,5 до 1,2 мм, а маслосъемные с 4 до 3 мм. Хотя до современного «таблеточного» профиля поршням мотора 3S-FE образца 96 года еще очень далеко.

В целом не будем сильно критиковать конструкцию этих поршней. На практике они серьезных проблем не создают. Но их маслосъемные кольца более чувствительны к закоксовыванию. Бывает, приходит заливать в цилиндры раскоксовку, и это помогает.

Шатунные болты

Номера шатунных болтов двигателя 3S-FE не менялись с 1994 года. Но с 1996 года по 2001 год на эти двигатели попали недостаточно прочные шатунные болты. Они отрывались по шляпкам. Это происходило как при повторной затяжке, так и в процессе эксплуатации. Как правило после ремонта, связанного со снятием и установкой крышек шатунов на старые болты. Сейчас уже известно, что японцы меняли шатунные болты на прочные по отзывной кампании. В общем, при снятии и установке шатунных крышек на двигателе 3S-FE крайне рекомендуется полная замена шатунных болтов.

Здесь по ссылкам вы можете посмотреть наличие на авторазборке конкретных автомобилей Toyota заказать с них автозапчасти.

Источник

Датчик температуры воздуха на впуске и другие на toyota (corolla, 5a-fe и 3s-fe): описание и замена

Датчик температуры воздуха на впуске и другие на Toyota (Corolla, 5A-FE и 3S-FE): описание и замена

Чтобы проверить и заменить датчик детонации, вам потребуется сделать следующее:

Читайте также:  Газ 3110 двигатель 402 крутит не заводится

как проверить датчик температуры воздуха. ДТВВ. проверка датчика

Отключите разъем регулятора, после чего с помощью перемычки подайте напряжение на контакты В1 и В2. Если значения отличаются, то это говорит о необходимости замены ДПКВ.

Затяните датчик предписанным моментом.

Процедура диагностики устройства заключается в измерении сопротивления и сверке этих значений с номинальными, установленными производителем. Затем поставьте на домкрат соответствующую часть авто если меняется передний контроллер, то поддомкрачивается передок, если задний — то задняя часть.

Датчик установлен на коробке воздушного фильтра или за ней.

Однако его исполнение может быть разным. В одних случаях он имеет собственный корпус. В других он является частью датчика ДМРВ.

Внешний вид и расположение ДТВВ Условия возникновения ошибки P Чтобы понять условия возникновения ошибки, рассмотрим подробнее принцип работы датчика температуры на впуске и выполняемые им функции.

Его основная задача заключается в контроле температуры впускного воздуха. Работа датчика основана на встроенном в его корпус термисторе, который меняет свое электрическое сопротивление в зависимости от температуры воздуха на впуске.

Если упомянутая температура понижается, то сопротивление увеличивается. Когда же становится выше — значение сопротивления падает.

Полученные вследствие этого электрические сигналы подаются на ECM, то есть, электронный модуль управления. На основе этих данных электроника принимает решение об увеличении или уменьшении объема впрыска топлива при холодной или теплой температуре окружающего автомобиль воздуха.

Поведение автомобиля при появлении ошибки

Поведение автомобиля при появлении ошибки Ошибка Р никак не влияет на поведение автомобиля в теплое время года.

Следовательно, двигатель работает в штатном режиме, а в холодное время года нужно будет дольше времени, чтобы прогреть его. Об ошибке вам просигнализирует соответствующий индикатор на приборной доске автомобиля.

При этом для выявления точного кода необходимо воспользоваться специальным диагностическим прибором.

Если величина сопротивления не соответствует вышеуказанной спецификации , ТНВД необходимо заменить, как описано в главе 4Б. Учтите, что при замене ТНВД необходимо одновременно заменить и впускной топливопровод. Датчик температуры воздуха на впуске — проверка, снятие и установка 1.

Датчик температуры воздуха на впуске расположен в подводящем патрубке впускного коллектора с левой стороны. Датчик этот представляет собой термистор резистор, величина сопротивления которого изменяется в соответствии с изменением температуры.

Датчик температуры топлива — проверка и замена. Датчик температуры воздуха на впуске

Поверните ключ зажигания в положение OFF и отсоедините разъем проводки от датчика температуры воздуха на впуске. Замерьте омметром сопротивление между выводами датчика.

Подсоедините разъем проводки к датчику, запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры.

Отсоедините датчик и снова измерьте сопротивление. Если результаты проверки выявили несоответствие величин сопротивления датчика вышеуказанным, датчик подлежит замене.

Чтобы проверить датчик холостого хода, выполните следующие действия: Когда водитель отключает зажигание, РХХ должен издать характерный щелчок. Отключите разъем регулятора, после чего с помощью перемычки подайте напряжение на контакты В1 и В2.

Затем необходимо соединить с массой контакты S1 и S2, а потом — S3 и S4.

В этот момент плунжер РХХ должен выдвинуться. В том случае, если регулятор не включается, это говорит о его неисправности.

Чтобы заменить датчик холостого хода, выполните следующие действия: В том случае, если доступ к болтам, которые фиксируют регулятор, затруднен, необходимо будет снимать корпус заслонки.

Выкрутите болты, фиксирующие устройство к корпусу самой заслонки, после чего демонтируйте РХХ.

Устанавливая новое устройство, не забудьте поставить новый уплотнитель автор видео — Александр Дмитриев.

Датчик температуры всасываемого воздуха Ауди А6 С5 (проверка, чистка ДТВВ)

Детонации Датчик детонации монтируется на специальном винте, вкрученном в стенку блока цилиндров мотора, сверху. Если устройство ломается, ошибка об этом записывается в память блока управления, в результате чего бортовой компьютер активирует обходную программу управления мотором.

Чтобы проверить и заменить датчик детонации, вам потребуется сделать следующее: Сначала производится демонтаж декоративной накладки мотора.

Далее, необходимо отключить отрицательный кабель от АКБ. Демонтируйте впускную магистраль мотора. На этом этапе могут возникнуть проблемы, особенно, если вы никогда не сталкивались с подобной задачей.

Далее, вам нужно будет сжать крепление и отключить от регулятора штекер с подведенными проводами. Теперь можно выкрутить винт, который фиксирует датчик детонации, и демонтировать устройство.

Коды ошибок Toyota Corolla Splinter Levin Trueno впрыск 4A-FE 5A-FE

Коды ошибок неисправностей и их расшифровка на русском языке для Toyota Corolla Splinter Levin Trueno SVT

Система впрыска топлива бензинового двигателя

Диагностические коды для электронного блока управления 4A-FE и 5A-FE с мая 1995 года

Код
Система или датчик
Причины неисправности
Место неисправности


Норма
В этом случае ни один из кодов не выявлен

12
Датчик положения коленчатого вала
Нет передачи сигналов NE к электронному блоку управления в течение 2 или более секунд после вклю­чения стартераНет передачи сигналов G к электронному блоку управ­ления в течение 3 или более секунд при частоте вра­щения 600-4000 об/мин, стартер выключен

  • Проводка и разъемы (датчика положения коленчатого вала,системы запуска)
  • Объединенный узел зажигания
  • Электронный блок управления

    13
    Датчик положе­ния коленчатого вала
    Нет передачи сигнала NE к электронному блоку управ­ления при частоте вращения свыше 1500 об/мин и вы­ключенном стартере в течение 0,3 и более секунд

  • Проводка и разъемы (датчика положения коленчатого вала)
  • Распределитель
  • Электронный блок управления

    14
    Система зажигания
    В течение 0,3 и более секунд при проворачивании стартером или при частоте вращения 3000 об/мин нет сигнала IGF к электронному блоку управления после сигнала IGT (в течение 4 последовательных вспышек)

  • Цепь коммутатора или коммутатор
  • Электронный блок управления

    16
    Управляющий сигнал от АКПП
    Отсутствует нормальный управляющий сигнал от АКПП на выходе электронного блока или центрального процессора

    Электронный блок управления

    21
    Кислородный датчик
    При частоте вращения более 2800 об/мин, скорости до 100 км/ч, исправных датчиках температуры охлаждающей жидкости, абсолютного давления и скорости, сигнал кислородного датчика снизился до уровня 0,35 В (бедная смесь) – 0,70 В (богатая смесь) в течение 60 и более секундВнимание: используется двухстадийный алгоритм определения неисправности

  • Цепь кислородного датчика
  • Кислородный датчик
  • Топливная система (форсунки, топливный насос)
  • Система зажигания (свечи зажигания, коммутатор)
  • Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе
  • Электронный блок управления

    22
    Датчик температуры охлаждающей жидкости
    Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика темпе­ратуры охлаждающей жидкости в течение 0,5 секунды и более

  • Цепь датчика температуры охлаждающей жидкости
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости
  • Электронный блок управления

    24
    Датчик температуры воздуха на впуске
    Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика темпе­ратуры воздуха на впуске в течение 0,5 секунды и более

  • Цепь датчика температуры воздуха на впуске
  • Датчик температуры воздуха на впуске
  • Электронный блок управления

    25
    Сигнал бедной смеси
    При частоте вращения выше 1500 об/мин, скорости до 100 км/ч, при исправных датчиках скорости итемпературыохлаждающей жидкости, поступает сигнал бедной смеси в течение 90 и более секунд Примечание: используется двухстадийный алгоритм определения неисправности

  • Цепь заземления.
  • Разрыв в цепи форсунки
  • Давление в топливной магистрали (засорение форсунки и т. п.)
  • Цепь кислородного датчика
  • Кислородный датчик
  • Система зажигания

    31
    Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе
    Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика абсолютного давления во впускном коллекторе в течение 0,5 секунды и более

  • Цепь датчика абсолютного давления
  • Датчик абсолютного давления
  • Электронный блок управления

    33
    Клапан системы управления частотой вращения холостого хода
    При работе на холостом ходу короткое замыкание или разрыв в цепи клапана системы управления частотой вращения холостого хода в течение 10 секунд и более

  • Цепь клапана системы управления частотой вращения холостого хода
  • Клапан системы управления частотой вращения холостого хода
  • Электронный блок управления

    41
    Датчик положения дроссельной заслонки
    Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика положения дроссельной заслонки

  • Цепь датчика положения дроссельной заслонки
  • Датчик положения дроссельной заслонки
  • Электронный блок управления

    42
    Датчик скорости автомобиля
    Сигнал датчика скорости не поступает в электронный блок управления в течение 8 и более секунд при частоте вращения 2900-5000 об/мин (5A-FE), 3000-5000 об/мин (4A-FE, МКПП) или более 3000 об/мин (4A-FE, АКПП), при исправных датчике абсолютного давления, датчике температуры охлаждающей жидкости

  • Цепь датчика скорости автомобиля
  • Датчик скорости автомобиля
  • Электронный блок управления

    43
    Стартер (система запуска)
    При частоте вращения более 800 об/мин и скорости 0 км/ч нет сигнала стартера к блоку управления

  • Цепь стартера
  • Электронный блок управления

    51
    Состояние выключателей
    1. Режим тестирования, выводы “ТЕГ – “Е1” диагностического разъема замкнуты. 2. Имеют место следующие состояния: – кондиционер включен, – диапазоны кроме “Р” или “N” (АКПП),- концевые выводы (“IDL”) датчика положения дроссельной заслонки находятся в разомкнутом состоянии (OFF)

  • Цепь выключателя или выключатель кондиционера
  • Педаль акселератора и привод дроссельной заслонки
  • Цепь датчика или датчик положений дроссельной заслонки
  • Электронный блок управления

    52
    Датчик детонации
    Сигнал датчика детонации (“KNK”) не поступает в электронный блок управления

  • Цепь датчика детонации
  • Датчик детонации (ослабление крепления и т. п.)
  • Электронный блок управления

    4A-FE и 5A-FE с апреля 1997 года

    Код
    Индикатор CHECK ENGINE
    Система или датчик
    Причины неисправности
    Место неисправности



    Норма
    В этом случае ни один из кодов не выявлен

    12
    +
    Датчик положения коленчатого вала
    Нет передачи сигналов NE к электронному блоку управления в течение 5 или более секунд после включения стартера

  • Проводка и разъемы (датчика положения коленчатого вала, системы запуска)
  • Объединенный узел зажигания
  • Электронный блок управления

    13
    +
    Датчик положения коленчатого вала
    Нет передачи сигнала NE к электронному блоку управления при частоте вращения свыше 1500 об/мин и выключенном стартере в течение 1 и более секунд

  • Проводка и разъемы (датчика положения коленчатого вала)
  • Объединенный узел зажигания
  • Электронный блок управления

    14
    +
    Система зажигания
    В течение 1 и более секунд при работе на холостом ходу нет сигнала IGF к электронному блоку управления после сигнала IGT

  • Цепь коммутатора или коммутатор
  • Катушка зажигания
  • Электронный блок управления

    21
    Кислородныйдатчик
    При частоте вращения более 1500 об/мин сигнал кислородного датчика снизился до уровня 0,3 В в течение 60 и более секунд Внимание: используется двухстадийный алгоритм определения неисправности

  • Цепь кислородного датчика
  • Кислородный датчик
  • Топливная система (форсунки, топливный насос)
  • Система зажигания (свечи зажигания, коммутатор)
  • Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе
  • Электронный блок управления

    22L
    +
    Датчик температуры охлаждающей жидкости
    Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости в течение 1 секунды и более

  • Цепь датчика температуры охлаждающей жидкости
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости
  • Электронный блок управления

    24
    Датчик температуры воздуха на впуске
    Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика температуры воздуха на впуске в течение 1 секунды и более

    Читайте также:  Ваз 2110 опора двигателя верхняя как регулировать
  • Цепь датчика температуры воздуха на впуске
  • Датчик температуры воздуха на впуске
  • Электронный блок управления

    25
    Сигнал бедной смеси
    При частоте вращения выше 1500 об/мин поступает сигнал бедной смеси в течение 60 и более секундПримечание: используется двухстадийный алгоритм определения неисправности

  • Цепь заземления
  • Разрыв в цепи форсунки
  • Давление в топливной магистрали (засорение форсунки и т. п.)
  • Цепь кислородного датчика
  • Кислородный датчик
  • Система зажигания

    31
    +
    Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе
    Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика абсолютного давления во впускном коллекторе в течение 1 секунды и более

  • Цепь датчика абсолютного давления
  • Датчик абсолютного давления
  • Электронный блок управления

    33
    +
    Клапан системы управления частотой вращения холостого хода
    При работе на холостом ходу короткое замыкание или разрыв в цепи клапана системы управления частотой вращения холостого хода в течение 10 секунд и более

  • Цепь клапана системы управления частотой вращения холостого хода
  • Клапан системы управления частотой вращения холостого хода
  • Электронный блок управления

    41
    Датчикположения дроссельной заслонки
    Разрыв или короткое замыкание в цели датчика положения дроссельной заслонки в течение 5 и более секунд

  • Цепь датчика положения дроссельной заслонки
  • Датчик положения дроссельной заслонки
  • Электронный блок управления

    42
    Датчик скорости автомобиля
    Сигнал датчика скорости не поступает в электронный блок управления в течение 10 и более секунд при частоте вращения 2900-5000 об/мин (МКПП) или более 3000 об/мин (АКПП, диапазоны кроме “Р” и “N”)

  • Цепь датчика скорости автомобиля
  • Датчик скорости автомобиля
  • Электронный блок управления

    43
    Стартер (система запуска)
    При работе в тестовом режиме, замкнутых выводах “ТЕГ – “Е1” нет сигнала стартера к блоку управления

  • Цепь стартера
  • Электронный блок управления

    51
    Состояние выключателей

  • Режим тестирования, выводы “ТЕГ – “Е1” диагностического разъема замкнуты
  • Имеют место следующие состояния:
    • кондиционер включен,
    • диапазоны кроме “Р” или “N” (АКПП)
  • Цепь выключателя или выключатель кондиционера.
  • Выключатель запрещения запуска
  • Электронный блок управления

    52
    +
    Датчик детонации
    Сигнал датчика детонации (“KNK”) не поступает в электронный блок управления при частоте вращения 1800-5000 об/мин в течение 5 и более секунд

  • Цепь датчика детонации
  • Датчик детонации (ослабление крепления и т. п.)
  • Электронный блок управления

    Примечание: * – индикатор “CHECK ENGINE” – “+” – загорается при выявлении неисправности, “-” не загорается при выявлении неисправности.

    Двигатель Toyota 5A FE 1,5 л/105 л. с

    Семейство А входит во вторую волну (1980 – 2000) японского моторостроения Toyota. Исполнение 5А имеет меньший диаметр поршня, чем предыдущей версии 4А – 78,7 мм вместо 81 мм.

    Объем двигателя снизился до 1,5 л, мощность до 105 л. с., крутящий момент до 143 Нм.

    В отличие от предыдущей серии двигатель 5A FE не имеет спортивных версий GE, турбированных модификаций и генераций с конструктивными изменениями.

    Технические характеристики 5A FE 1,5 л/105 л. с

    Изначально в двигателе Toyota серии А заложен запас надежности, высокая ремонтопригодность и огромный запас запчастей. Выглядит схема двигателя следующим образом:

    • R4 – рядная четверка, цилиндры проточены внутри чугунного корпуса, каналы смазки/охлаждения изготовлены во время отливки;
    • ремнем приводится в действие и ГРМ, и навесное оборудование;
    • моторы созданы для автомобилей C/D классов, семейств Caldina/Carina/Corona 170 – 210 и Corolla/Sprinter 90 – 110.

    Изготавливался ДВС в Японии для внутреннего рынка и в Китае для всей Юго-Восточной Азии. Важной особенностью является отсутствие соударения поршня/клапана при обрыве ременного привода. Другими словами, мотор 5A FE не гнет клапана.

    Соответствуют технические характеристики 5A FE приведенным в нижней таблице значениям:

    Изготовитель
    Tianjin FAW Toyota Engines Plant №1, North Plant, Deeside Engine Plant, Shimoyama Plant, Kamigo Plant

    Марка ДВС
    5A FE

    Годы производства
    1987 – 2006

    Объем
    1498 см3 (1,5 л)

    Мощность
    77 кВт (105 л. с.)

    Момент крутящий
    143 Нм (на 4200 об/мин)

    Степень сжатия
    9,8

    Тип мотора
    рядный бензиновый

    Зажигание
    коммутаторное, бесконтактное

    Число цилиндров
    4

    Местонахождение первого цилиндра
    ТВЕ

    Число клапанов на каждом цилиндре
    4

    Материал ГБЦ
    сплав алюминиевый

    Впускной коллектор
    силуминовый литой

    Выпускной коллектор
    литой чугунный

    Распредвал
    схема DOHC 16V, два верхних вала

    Материал блока цилиндров
    чугун

    Диаметр цилиндра
    78,7 мм

    Коленвал
    литой, 5 опор, 8 противовесов

    Ход поршня
    77 мм

    Нормативы экологии
    Евро-3

    Расход топлива
    трасса – 4,5 л/100 кмсмешанный цикл 5,6 л/100 кмгород – 6,9 л/100 км

    Расход масла
    0,5 л/1000 км

    Какое масло лить в двигатель по вязкости
    5W30, 5W40, 0W30, 0W40

    Какое масло лучше для двигателя по производителю
    Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть

    Масло для 5A FE по составу
    Синтетика, полусинтетика

    Объем масла моторного
    3,3 л

    Температура рабочая
    95°

    Ресурс ДВС
    заявленный 150000 кмреальный 250000 км

    Регулировка клапанов
    шайбы

    Система охлаждения
    принудительная, антифриз

    Помпа
    GMB GWT-83A, Toyota 16110-19205, Aisin WPT-018

    Свечи на 5A FE
    Denso K16R-U11, Bosch 0242232802

    Зазор свечи
    1,1 мм

    Ремень ГРМ
    Bosch 1987AE1121, 1987949158, 117 зубьев

    Порядок работы цилиндров
    1-3-4-2

    Воздушный фильтр
    Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst

    Масляный фильтр
    Vaico V70-0012, Bosch 0986AF1132, 0986AF1042

    Маховик
    под сцепление 212 мм, 6 отверстий для болтов

    Болты крепления маховика
    М12х1,25 мм, длина 26 мм

    Маслосъемные колпачки
    Toyota 90913-02090 впускныеToyota 90913-02088 выпускные

    Компрессия
    от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар

    Обороты ХХ
    750 – 800 мин-1

    Усилие затягивания резьбовых соединений
    свеча – 23 Нммаховик – 83 Нмшкив коленвала – 98 – 147 Нмболт сцепления – 19 – 30 Нмкрышка подшипника – 57 Нм (коренной) и 39 Нм (шатунный)головка цилиндров – три стадии 29 Нм, 49 Нм + 90°

    Особенности конструкции

    Официальный мануал на атмосферный рядный двигатель 5A FE содержит описание конструкции:

    • блок чугунный, цилиндры расточены в теле без гильз, что резко повышает ремонтопригодность и снижает себестоимость;
    • головка блока цилиндров двухвальная с газораспределением DOHC 16V;
    • вначале система зажигания состояла из общей катушки, трамблера, пучка высоковольтных проводов, позже добавилась вторая катушка по схеме DIS-2;
    • здесь нет ни гидрокомпенсаторов, ни муфты VVTi, поэтому требования к качеству масла достаточно низкие;
    • форсировка чаще всего производится по аналогии с движками АвтоВАЗа расточкой цилиндров;
    • капремонт легко выполняется в гаражах собственными силами;
    • особенностью конструкции является ременный привод одного распредвала, второй получает вращение зубчатым колесом от него.

    Перечень модификаций ДВС

    В серии 5А существует всего лишь три варианта двигателей, одним из которых является 5A-FE. Два остальных являются его модификациями, соответственно:

    • карбюраторное исполнение 5A-F выпускалось в период 1987 – 1990 г., ДВС имел мощность 85 л. с. и степень сжатия 9,8 единиц;
    • в версии 5A-FHE произведена модернизация впускного коллектора, внутри ГБЦ установлены распредвалы с увеличенными фазами и высотой подъема кулачков, производился мотор в 1991 – 1999 годах, имел мощность 120 л. с., применялся исключительно на внутреннем рынке.

    Плюсы и минусы

    Рядное атмосферное устройство ДВС обеспечивает ряд преимуществ владельцу:

    • экономия эксплуатационного бюджета – АИ-92, наличие запчастей, самостоятельное обслуживание и ремонт на коленке;
    • ресурс от 350000 км пробега, даже на отечественном бензине;
    • возможность форсирования для повышения крутящего момента.

    Недостатки также присутствуют, но в моторах Toyota их не так много:

    • регулировка тепловых зазоров клапанов каждые 30000 км;
    • недоработка поршневых пальцев – фиксированная, а не плавающая посадка;
    • интенсивный износ постелей распредвалов внутри ГБЦ;
    • проблемы с системой зажигания.

    Список моделей авто, в которых устанавливался

    Проектировался мотор 5A FE, не только под конкретные классы C и D, но и под семейства автомобилей Toyota:

    • Carina – 1990 – 1992 в кузове АТ170, 1992 – 1996 в кузове АТ192 и 1996 – 2001 в кузове АТ212;
    • Corolla – 1989 – 1992 в кузове АЕ91, 1991 – 2001 в кузове АЕ100, 1995 – 2000 в кузове АЕ110, Ceres 1992 – 1998 в кузове АЕ100;
    • Corona – 1989 – 1992 в кузове АТ170;
    • Soluna – 1996 – 2003 в кузове AL50 для Юго-Восточной Азии;
    • Sprinter – 1989 – 1992 в кузове АЕ91, 1991 – 1995 в кузове АЕ100, 1995 – 2000 в кузове АЕ110, Marino 1992 – 1998 в кузове АЕ100;
    • Vios – 2002 – 2006 в кузове AXP42 для Китая;
    • Tercel – 1990 – 1994 в кузове седан для Чили и купе для Канады, США.

    Регламент обслуживания 5A FE 1,5 л/105 л. с

    Во время эксплуатации двигатель 5A FE требует периодического ухода в конкретные сроки:

    • менять ремень ГРМ и навесного нужно после 50000 км;
    • разработчиками рекомендовано регулировать тепловые зазоры клапанов через 30000 пробега;
    • очистка для вентиляции картера изготовителем предусмотрена каждые 20 тысяч км;
    • производитель рекомендует замену моторного масла и масляного фильтра через 7500 км;
    • топливного фильтра хватает в среднем на 40000 пробега;
    • по рекомендации производителя воздушный фильтр каждый год устанавливают новый;
    • согласно дате выпуска антифриза с завода его хватает на два года или 40000 км;
    • у свечей зажигания для движков ресурс 20000 пробега;
    • выпускной коллектор прогорит уже через 60000 км.

    Замена шланга системы охлаждения

    Обзор неисправностей и способы их ремонта

    С увеличением пробега мотор 5A FE может выявить следующие неполадки:

    Стук
    1) нагар на клапанах2) износ поршневых пальцев3) износ распредвалов и их постелей
    1) раскоксовка и регулировка тепловых зазоров клапанов2) замена пальцев3)замена распредвалов или гбц

    Повышение расхода смазки более 1 л/1000 пробега
    1) выработка маслосъемных колец2) износ маслосъемных колпачков
    1) замена колец2) замена колпачков

    ДВС глохнет
    1) поломка трамблера2) износ бензонасоса3) забившийся топливный фильтр
    1) замена трамблера2) замена бензонасоса3) замена фильтра

    Обороты плавают
    1) забит клапан картерной вентиляции2) выход из строя форсунок3) поломка свечей4) износ клапана холостого хода5) засорение заслонки дросселя
    1) прочистка вентиляции картера2) замена форсунок3) замена свечей4) замена КХХ5) промывка дроссельной заслонки

    Мотор не заводится
    поломка датчика температуры
    замена датчика

    Варианты тюнинга мотора

    Изначально двигатель 5A FE является дефорсированным относительно предыдущих версий, поэтому здесь возможен недорогой механический тюнинг:

    • расточка цилиндров до 81 мм;
    • использование поршней от 4A-FE.

    Фактически пользователь получает предыдущий вариант мотора с объемом камер сгорания 1,6 л. Дальнейший тюнинг выполняется по классической схеме:

    • шлифовка каналов впускного коллектора и ГБЦ;
    • «злые» распредвалы, хотя бы от 5A FHE или с большими фазами;
    • «паук» на выхлопе, «обманка» вместо второго датчика СО;

    Мотор является бытовым, поэтому оптимальным вариантом является свап на спортивную версию 4A GE. Немного дешевле обойдется турбо тюнинг:

    • заказ кита на маломощную турбину;
    • установка высокопроизводительных, типа 360сс форсунок;
    • прямоточный с сечением 51 мм выхлоп;
    • использование топливного насоса Walbro GSS342 производительностью 255 л/ч;
    • переход на программное обеспечение Абит М11.3.
    Читайте также:  М9р дизель на х трейл что за двигатель

    Таким образом, мотор 5A-FE создавался для двух семейств автомобилей Toyota – Королла/Спринтер и Карина/Калдина С и D классов. Силовой привод очень надежный, экономичный, предназначенный для спокойного вождения в городском цикле. Конструкция плохо поддается форсировке, зато абсолютно ремонтопригодная.

    Не забудьте поделиться этой страницей с друзьямиИ подписаться на нашу группу

    Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

    Вентилятор и датчик температуры двигателей 3S-FE, 3S-GE

    Электрический вентиляторы системы охлаждения двс Toyota 3S-FE и 3S-GE – проверка, снятие и установка

    Вентиляторы системы охлаждения включается с помощью реле, которое управляется температурным выключателем, расположенным на нижнем бачке радиатора.

    На двигателях 3S-FE и 3S-GE имеется два вентилятора системы охлаждения; на моделях, оборудованных кондиционером, в цепи вентилятора системы охлаждения № 1 имеется реле включения электромагнитной муфты сцепления.

    Детальную диагностику неисправностей вентилятора следует выполнять у дилера с помощью специального оборудования, но предварительную проверку можно выполнить самостоятельно. Если кажется, что вентилятор не работает, прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и дайте ему поработать на холостом ходу.

    Вентилятор должен включиться через несколько минут (перед тем, как стрелка указателя температуры войдет в красную зону). Электродвигатель вентилятора можно проверить, отсоединив его от цепи управлений и подключив непосредственно к источнику 12-вольтного напряжения. Электродвигатель должен заработать, иначе он неисправен.

    Если электродвигатель исправен, однако вентилятор не включается, то возможно неисправны проводка, реле или температурный выключатель. Убедитесь, что зажигание выключено, затем отсоедините разъем электропроводки от вентилятора системы охлаждения. Отвинтите болты крепления вентилятора к задней стороне радиатора, затем вытащите вентилятор вверх.

    Будьте осторожны, не повредите пластины радиатора. При необходимости отвинтите гайки и отделите кожух от вентилятора. Установку вентилятора выполняйте в последовательности, обратной снятию.

    Температурный выключатель вентилятора системы охлаждения двс Toyota 3S-FE и 3S-GEТемпературный выключатель управляет включением электрических вентиляторов. На двигателях ыключатель находится на нижнем бачке радиатора. Проверку можно выполнить (после снятия выключателя с двигателя), опустив термочувствительный конец выключателя в емкость с холодной водой и проверяя проводимость, когда вода нагреется (с помощью термометра).

    Подсоедините омметр к контактам выключателя Тойота 3S-FE, 3S-GE автомобилей Toyota Carina, Celica, Toyota Camry, Corona.

    Сравните температуру, при которой срабатывают внутренние контакты выключателя, со значением, указанным в спецификациях. Слейте охлаждающую жидкость. Отсоедините электропроводку, затем отвинтите выключатель от крышки/ входного патрубка нижнего бачка радиатора.

    Установку выполняйте в последовательности, обратной снятию. Заполните систему охлаждающей жидкостью.

    Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя Toyota 3S-FE и 3S-GEДатчик указателя температуры охлаждающей жидкости находится на коленчатом патрубке на левой стороне головки цилиндров.

    Указатель температуры питается напряжением от приборной панели (через замок зажигания, электрическое сопротивление которого уменьшается с повышением температуры).

    При холодной охлаждающей жидкости сопротивление датчика температуры высокое и через него протекает малый ток.

    Стрелка указателя на приборной панели находится в низкотемпературной («холодной») части шкалы. При возрастании температуры охлаждающей жидкости сопротивление датчика уменьшается, ток увеличивается и стрелка перемещается в высокотемпературную (верхнюю) часть шкалы.

    Неисправный датчик следует заменить. Если кажется, что указатель неисправен, то сначала проверьте остальные приборы; если они не работают вообще или дают неправильные показания, проверьте цепь питания приборной панели.

    При неисправности только указателя датчика температуры проверьте его следующим образом:

    Если на прогретом двигателе стрелка указателя остается в низкотемпературной части шкалы, отсоедините электрический разъем датчика и заземлите провод на головку цилиндров.

    Если при включенном зажигании стрелка отклоняется, значит датчик неисправен и его необходимо заменить. Если стрелка не двигается, снимите приборную панель и проверьте проводимость проводов, соединяющих датчик с указателем, и питание датчика.

    Если при наличии проводимости неисправность все еще есть, значит указатель температуры неисправен и его необходимо заменить. Если на холодном двигателе стрелка указателя остается в высокотемпературной части шкалы, отсоедините провод датчика.

    Если при включенном зажигании стрелка возвращается в низкотемпературную часть шкалы, значит датчик неисправен и его необходимо заменить.

    Если стрелка не переместилась, проверьте остальную проводку.

    Ошибка «Проверь двигатель» на Тойоте Королла – что делать?

    Практически каждый автомобилист на своей практике сталкивался с такой проблемой как: «Check engine» или «Проверь двигатель». Данная ошибка очень часто возникает у французских, японских, корейских автомобилей. В данной статье мы опишем основные причины загорания данной ошибки и поможем устранить ошибку «проверь двигатель» на Тойоте Королле.

    Наиболее распространенные 5 причин ошибки

    Наиболее распространенными неполадками при возникновении данной ошибки являются:

    • Неисправность кислородного датчика;
    • Неплотно закрытая крышка горловины топливного бака;
    • Выход из строя катализатора выхлопных газов;
    • Неисправность датчика массового расхода воздуха;
    • Неисправность свечей или высоковольтных проводов.

    Давайте рассмотрим каждую из причин немного подробнее. Кислородный датчик – это часть системы, которая занимается отработкой выхлопных газов. Этот датчик помогает контролировать расход топлива.

    Неисправность данного датчика принимается как неисправность двигателя. То есть система не может качественно рассчитать уровень подачи топлива и именно из-за этого происходит ошибка.

    Большинство моделей Короллы обладают от 2 до 4 такими датчиками, поэтому мы должны знать, что ошибка из-за них возможна.

    Следующий вариант – это неплотно закрытый топливный бак. На горловине бака у любого современного автомобиля имеется датчик, который отвечает за плотностью ее закрытия. Так если горловина будет закрыта неплотно, компьютер автомобиля принимает это как ошибку двигателя. Поэтому перед тем как страдать из-за неисправности, стоит проверить крышку.

    Третьим вариантом, может быть катализатор выхлопных газов. Когда он приходит в негодность, двигатель автомобиля теряет свою мощность и из-за этого компьютер автомобиля может также показывать ошибку, так как потеря мощности это весомая причина для включения ошибки. Потеря означает какую-то неисправность.

    Датчик расхода воздуха регулирует количество воздуха подаваемого в топливо для дальнейшего запуска их в цилиндры двигателя. Неисправный датчик подачи воздуха может привести к увеличению расхода топлива, а также к снижению мощности двигателя, поэтому бортовой компьютер может рассматривать данную неисправность как ошибку двигателя.

    Вышедшие из строя свечи зажигания также могут стать одной из причин неисправности двигателя. Процесс неправильного зажигания в цилиндрах двигателя приводит, как правило, к ошибке, которую выдает компьютер. Замена свечей или их регулировка сможет исправить проблему и устранить ошибку компьютера.

    Вот такие вот основные причины появления ошибки «Check engine» или «Проверь двигатель» на Тойоте Королле. Однако для более точного выяснения проблемы мы можем воспользоваться само диагностикой.

    Самостоятельная диагностика ошибки «Check engine» на Тойоте Королле

    Самодиагностика – это простой и очень быстрый способ устранения ошибок и нахождения их причин. Для ее проведения нам понадобится смартфон – в нашем случае это телефон Samsung функционирующий на Android.

    Также нам понадобится ОВD2-ВТ – это специальный адаптер, который по беспроводному соединению с телефоном позволяет расшифровывать и устранять коды ошибок. Все это удовольствие обойдется вам в 1000 рублей.

    Именно столько стоит адаптер, который подключается непосредственно в диагностический разъем находящийся под приборной панелью со стороны водителя.

    Итак, у нас есть неисправный автомобиль, мы купили ELM и у нас есть телефон. Что дальше? А дальше нам потребуется настроить нашу технику. Начать стоит с установки программного обеспечения на свой телефон. Мы будем использовать такую программу как «Torque. По названию вы с легкостью можете найти ее на Андроид-Маркете, там же ее скачать и установить в свое мобильное устройство.

    На самом деле в данном магазине приложений имеется огромная масса подобных программ, но мы выбрали эту благодаря ее удобствам. Данную программу можно целиком и полностью настроить под себя.

    Настройка показателей, которые будут выводиться при диагностике, возможность расшифровки колов и сброса ошибок — все это имеется в данном приложении. Программа проста и имеет приятный пользовательский интерфейс. Самым сложным в данной программе является заполнение данных о тестируемом автомобиле.

    Кстати стоит заметить, что для тестирования подходят не только Короллы, но и другие автомобили, в том числе марки и модели.

    Давайте приступим непосредственно к самодиагностике. Мы установили программу, после этого нам необходимо вставить адаптер в специальный диагностический разъем. На фотографии показанной ниже имеется специальный разъем – он выделен красным кругом.

    Телефон вставляем на подставку если такая конечно имеется. Далее нам необходимо завести автомобиль и включить Bluetooth на телефоне.

    После того как Bluetooth включен запускаем программу на телефоне. Через несколько минут программа загрузится и начнет передавать данные с адаптера на телефон. Который в свою очередь будет выводить параметры двигателя на экран телефона. На фотографии расположенной ниже показа главный рабочий экран программы.

    Для того что бы нам продиагностировать свой двигатель и понять наконец почему горит лампочка «Проверь двигатель» нам необходимо перейти с главного стола в соответствующий раздел программы, узнать его не трудно, сделать это можно даже по значку двигателя.

    Нажав на него, программа начинает автоматически считывать память ЭБУ. При сканировании выявлятся ошибки, если они конечно имеются, которые выводятся путем указания кодов и их описания.

    После чего если имеется доступ к сети интернет программа позволяет вам узнать по выведенным ошибкам больше информации и понять в чем же на самом деле причина вашей неисправности. Ну и наконец после того как вы выяснили в чем проблема, программа дает вам возможность стереть все ошибки из памяти.

    После отчистки памяти компьютера ошибка исчезает и лампочка «Чек» перестает гореть на приборной панели и раздражать вас. Ниже в данный процесс показан в картинках для большего удобства.

    Итак, процесс проверки двигателя вашего автомобиля завершен вы знаете ее причину и уверенно можете заниматься ремонтом того узла, который стал неисправным. А лампочка, полностью перестат гореть.

    В общем отличная программа для того, что бы решать подобны проблемы с двигателем.

    Однако огорчает тот момент, что при помощи такого адаптера можно продиагностировать только двигатель, то есть нельзя будет провести диагностику АБС или других узлов и систем автомобиля.

    Стоит также знать, что сброс горящей лампочки не всегда возможен, так как возможно что у вас действительно имеется серьезная неисправность двигателя. Так программа сможет только показать неисправность, а сбросить ошибку она сможет только после ремонта, то есть после того, как причина ошибки будет действительно устранена.

    На этом все. Вопрос достаточно нервозный, однако есть и свои плюсы. Например цена вопроса, а также возможность самостоятельно выяснить причину и устранить ее, если конечно же вы разбираетесь в своем авто. Всем удачи, и поменьше проблем с вашими любимцами.

    Источник

  • Adblock
    detector