Датчик фаз неисправен двигатель не заводится

Неисправности датчика фаз

Неисправность датчика фаз, который еще называют датчик положения распределительного вала, приводит к тому, что двигатель начинает работать в попарно-параллельном режиме подачи топлива. То есть, каждая форсунка срабатывает в два раза чаще. Из-за этого происходит увеличение расхода топлива, увеличивается токсичность выхлопных газов, а также возникают проблемы с самодиагностикой. Более серьезнейших проблем неисправность датчика не вызывает, но при выходе из строя с заменой не затягивают.

Для чего нужен датчик фаз

Чтобы разобраться с возможными неисправностями датчика фаз, имеет смысл вкратце остановиться на вопросе о том, что он собой представляет, а также на принципе его устройства.

Так, основная функция датчика фаз (или сокращенно — ДФ) заключается в том, что определять положение газораспределительного механизма в конкретный момент времени. В свою очередь это необходимо для того, чтобы электронный блок управления двигателем (ЭБУ) давал команду на впрыск топлива в определенный момент времени. В частности, датчик фаз определяет положение первого цилиндра. Также синхронизируется зажигание. Датчик фаз работает в паре с датчиком положения коленчатого вала.

Датчики фаз используются на двигателях с распределенным фазированным впрыском. Также их используют на двигателях, где применяется система изменения фаз газораспределения. В этом случае зачастую используют отдельные датчики для распределительных валов, управляющих впускными и выпускными клапанами.

Работа современных датчиков фаз основывается на применении физического явления, известного под названием эффект Холла. Он заключается в том, что в полупроводниковой пластине, по которой протекает электрический ток, при ее перемещении в магнитном поле возникает разность потенциалов (напряжение). В корпус датчика помещают постоянный магнит. На практике это реализуется в виде прямоугольной пластины из полупроводникового материала, к четырем сторонам которой подключаются контакты — два входных и два выходных. По первым подается напряжение, а со вторых снимается сигнал. Все это происходит на основе команд, поступающих от электронного блока управления в конкретный момент времени

Существует два типа разновидностей датчиков фаз — щелевые и торцевые. Они имеют разную форму, однако работают по одному и тому же принципу. Так, на поверхности распределительного вала имеется отметчик (другое название — репер), и в процессе его вращения магнит, входящий в конструкцию датчика, фиксирует его прохождение. В корпус датчика встроена система (вторичный преобразователь), преобразующая полученный сигнал в информацию, «понятную» для электронного блока управления. Торцевые датчики имеют такую конструкцию, когда на их торце имеется постоянный магнит, который и “видит” прохождение репера возле датчика. В щелевых же датчиках подразумевается использование формы буквы “П”. И соответствующий репер на диске распределительного проходит между двумя плоскостями корпуса щелевого датчика положения фаз.

В инжекторных бензиновых двигателях задающий диск и датчик фазы настраиваются таким образом, что импульс от датчика формируется и передается на ЭБУ в момент прохождения первым цилиндром его верхней мертвой точки. Таким образом обеспечивается синхронизация подачи топлива и момент подачи искры для воспламенения топливовоздушной смеси. Очевидно, что датчик фаз оказывает непосредственное влияние на работу двигателя в целом.

Признаки неисправности датчика фаз

При полном или частичном выходе датчика фаз из строя электронный блок управления в принудительном порядке переводит двигатель в режим парафазного впрыска топлива. Это означает, что момент впрыска топлива выполняется по показаниям датчика коленчатого вала. В результате этого каждая топливная форсунка выполняет впрыск топлива в два раза чаще. Таким образом обеспечивается гарантия того, что в каждом цилиндре будет образовываться топливовоздушная смесь. Однако она образовывается не в самый оптимальный момент, что приводит к падению мощности двигателя, а также перерасходу топлива (пускай и небольшому, хотя это зависит от конкретной модели двигателя).

Читайте также:  Что будет если двигатель не прогревается до конца

Симптомами неисправности датчика фаз является:

  • увеличивается расход топлива;
  • повышается токсичность выхлопных газов, будет ощущаться в запахе выхлопных газов, особенно если выбит катализатор;
  • двигатель начинает работать неустойчиво, заметнее всего на малых (холостых) оборотах;
  • снижается динамика разгона автомобиля, а также мощность его двигателя;
  • на приборной панели активируется сигнальная лампа Check Engine, а при сканировании ошибок их номера будут связаны с датчиком фаз, например, ошибка p0340;
  • в момент запуска двигателя в 3…4 секунд стартер крутит двигатель «в холостую», после чего мотор запускается (обусловлено это тем, что на первых секундах электронный блок управления не получает никакой информации от датчика, после чего автоматически переходит в аварийный режим, основываясь на данных, поступающих от датчика положения коленчатого вала).

Кроме вышеперечисленных признаков, часто при выходе датчика фаз из строя возникают проблемы с системой самодиагностики автомобиля. В частности, в момент запуска водитель вынужден крутить стартером несколько больше времени, нежели обычно (как правило, 6. 10 секунд, в зависимости от модели машины и установленного на ней двигателя). А в это время происходит самодиагностика электронного блока управления, что приводит к формированию соответствующих ошибок и переводу двигателя в аварийный режим работы.

Неисправности датчика фаз на авто с ГБО

Отмечается, что при работе двигателя на бензине или дизельном топливе описанные выше неприятные симптомы проявляются не так остро, поэтому зачастую многие автолюбители длительное время используют автомобили с неисправным датчиком фаз. Однако, если ваш автомобиль оборудован газобаллонным оборудованием от четвертого поколения и выше (где используется собственная «умная» электроника), то двигатель будет работать с перебоями, и комфорт от вождения машины резко снизится.

В частности, значительно возрастет расход топлива, топливовоздушная смесь может быть обедненной или, наоборот, обогащенной, значительно снизится мощность и динамика двигателя. Все это происходит из-за рассогласованности работы программного обеспечения электронного блока управления двигателем и блоком управления ГБО. Соответственно, при использовании газобаллонного оборудования датчик фаз нужно менять сразу же после выявления его поломки. Использование машины с выведенным из строя датчиком положения распределительного вала вредно в данном случае не только для двигателя, но и непосредственно для газобаллонного оборудования и его управляющей системы.

Причины неисправности

Основной причиной неисправности датчика фаз является его естественный износ, который происходит со временем для любой детали. В частности, из-за воздействия высокой температуры от двигателя и постоянной вибрации в корпусе датчика повреждаются его контакты, может размагнититься постоянный магнит, повредиться сам корпус.

Другой главной причиной — проблемы с проводкой датчика. В частности, питающие/сигнальные провода могут быть оборванными, из-за чего на датчик фаз не подается напряжение питания, либо с него не приходит сигнал по сигнальному проводу. Также возможен вариант поломки механического крепления на «фишке» (так называемое «ухо»). Реже возможен выход из строя предохранителя, отвечающего, в том числе за питание датчика фаз (у каждой конкретной машины он будет зависеть от полной электросхемы автомобиля).

Как проверить датчик фаз

Проверка работоспособности датчика фаз двигателя внутреннего сгорания выполняется при помощи диагностического прибора, а также при помощи электронного мультиметра, способного работать в режиме измерения постоянного напряжения. Пример проверки обсудим для датчиков фаз автомобиля ВАЗ-2114. На моделях с 16-ти клапанным двигателем устанавливается датчик модели 21120-3706040, а на 8-ми клапанные — 21110-3706040.

В первую очередь перед диагностикой датчики необходимо демонтировать с их посадочного места. После этого нужно произвести визуальный осмотр корпуса ДФ, а также его контактов и контактной колодки. В случае, если на контактах присутствует грязь и/или мусор — от него необходимо избавиться при помощи спирта либо бензина.

Для проверки датчика 8-ми клапанного мотора 21110-3706040 его необходимо подключить к аккумуляторной батарее и электронному мультиметру по приведенной на рисунке схеме.

Далее алгоритм проверки будет следующим:

  • Выставить питающее напряжение на уровне +13,5±0,5 Вольт (для питания можно воспользоваться обычным автомобильным аккумулятором).
  • При этом напряжение между сигнальным проводом и «массой» должно составлять не менее 90% от питающего (то есть, 0,9V). Если оно ниже, а тем более равно или близко к нулю, значит, датчик неисправен.
  • Поднести к торцу датчика (которым он направлен к реперу распредвала) стальную пластину.
  • Если датчик исправен, то напряжение между сигнальным проводом и «массой» должно быть не более 0,4 Вольт. Если больше — значит, датчик неисправен.
  • Убрать стальную пластину от торца датчика, напряжение на сигнальном проводе опять должно вернуться к исходным 90% от питающего напряжения.
Читайте также:  Как подобрать конденсаторы к трехфазному двигателю

Для проверки датчика фаз 16-ти клапанного двигателя 21120-3706040 его необходимо подключить к блоку питания и мультиметру по приведенной на втором рисунке схеме.

Для проверки соответствующего датчика фаз вам понадобится металлическая деталь размером шириной не менее 20 мм, длиной не менее 80 мм и толщиной 0,5 мм. Алгоритм проверки будет похожим, однако, с другими значениями напряжений:

  • Установить питающее напряжение на датчике, равное +13,5±0,5 Вольт.
  • При этом, если датчик исправен, то напряжение между сигнальным проводом и «массой» не должно превышать 0,4 Вольта.
  • Поместить заранее подготовленную стальную деталь в щель датчика, куда помещается репер распределительного вала.
  • Если датчик исправен, то напряжение на сигнальном проводе должно быть не менее 90% от значения питающего напряжения.
  • Убрать пластину от датчика, при этом напряжение опять должно упасть до значения не более 0,4 Вольт.

В принципе, подобные проверки можно выполнять, и не демонтируя датчик с его посадочного места. Однако, чтобы осмотреть его лучше снять. Зачастую при проверке датчика имеет смысл проверить и целостность проводов, а также качество контактов. Например, бывают случаи, когда фишка неплотно держит контакт, из-за чего с датчика не поступает сигнал на электронный блок управления. Также, при возможности, желательно «прозвонить» провода, идущие от датчика к ЭБУ и к реле (питающий провод).

Кроме проверки мультиметром, нужно проверить наличие соответствующих ошибок датчика при помощи диагностического прибора. Если подобные ошибки выявлены первый раз, то можно попытаться их сбросить при помощи программных средств, либо просто отсоединив на несколько секунд минусовую клемму аккумуляторной батареи. Если же ошибка появилась вновь — нужна дополнительная диагностика по приведенным выше алгоритмам.

Типовые ошибки датчика фаз:

  • P0340 — отсутствует сигнал определителя положения распредвала;
  • P0341 — фазы газораспределения не совпадают с тактами сжатия/впуска цилиндропоршневой группы;
  • P0342 — в электрической цепи ДПРВ слишком низкий уровень сигнала (фиксируется при замыкании на массу);
  • P0343 — уровень сигнала от измерителя превышает норму (обычно возникает при обрыве проводки);
  • P0339 — от датчика поступает прерывистый сигнал.

Таким образом, при выявлении указанных ошибок желательно выполнить дополнительную диагностику как можно быстрее с тем, чтобы двигатель работал в оптимальном рабочем режиме.

Источник

Мистика, или Почему с отключенным датчиком распредвала машина заводится и едет, а с включенным — не подает признаков жизни?

Отключить датчик распредвала и после этого доехать своим ходом для ремонта из Гомельской области в Минск не подвиг. Если разобраться, ничего героического в этом нет. А что есть? Свидетельство, что с сервисом на периферии беда, если по месту жительства владельца автомобиля с проблемой справиться не смогли, а в столицу его привела надежда, которая, как известно, умирает последней.

По словам хозяина KIA Sorento 2.2 CRDI 2011 года выпуска, однажды автомобиль перестал заводиться. Чего с двигателем и машиной только ни делали, но мотор никаких признаков жизни не подавал.

Единственное, что удалось выяснить местным «спецам», — проблема каким-то образом была связана с датчиком положения распределительного вала . Когда датчик отключали, отсоединяя электрический разъем, дизель запускался и работал. Однако как только разъем датчика возвращали на место, где ему положено быть, машина упрямо не заводилась!

Из происходящего был сделан вывод, что датчик распредвала вышел из строя и подлежит замене, но и после установки нового датчика не изменилось ровным счетом ничего! Попробовали еще один датчик — безрезультатно. Двигатель упорно демонстрировал, что датчик распредвала — деталь в нем явно лишняя, ибо без него мотор и запускался, и продолжал работать. Вот тогда и было принято решение отключить датчик вовсе и без него ехать за помощью в Минск.

Читайте также:  Тормоз двигателем принцип работы

Для чего предназначен датчик положения распредвала, понятно из его названия. В работе датчика используется физическое явление, открытое ученым по фамилии Холл.

Датчики Холла в автомобилях встречаются повсеместно. Например, по подобному принципу работают также датчики частоты вращения и положения коленчатого вала , колесные датчики ABS или датчики-распределители в бесконтактных системах зажигания бензиновых двигателей.

В общем случае любой датчик Холла состоит из двух частей. Первая представляет собой маркерный диск, закрепленный на детали, вращение который необходимо отслеживать. Другая часть — детектор, устанавливаемый неподвижно напротив вращающегося маркерного диска.

Детектор фиксирует изменение магнитного поля в зависимости от того, что в конкретный момент времени оказывается перед чувствительным элементом датчика — магнитная метка, выступ, впадина либо пустота в материале маркерного диска. Полученные сигналы передаются в электронный блок управления, который использует их по назначению.

Если датчик распредвала выйдет из строя и перестанет передавать информацию блоку управления, двигатель продолжает работать и после остановки снова заводится. Почему? Дело в том, что у датчика распредвала есть дублер — датчик коленвала. Распредвал приводится от коленвала, поэтому у блока управления есть возможность косвенно судить о вращении распредвала по показаниям датчика коленвала.

Разумеется, такой режим работы является нештатным, но в программе управления он предусмотрен хотя бы для того, чтобы автомобиль с неисправным датчиком распредвала мог своим ходом доехать до СТО. И специалисты, к которым владелец автомобиля обратился по месту жительства, этот аварийный режим фактически имитировали, когда отключали датчик, отсоединяя электроразъем! Двигатель действительно запускался и работал, однако это как раз и поставило местных профи в тупик.

Из сказанного уже можно сделать вывод, что электрическая часть датчика, тот самый детектор, была исправна. Поэтому посмотрим, что происходит, если датчик распредвала начинает передавать блоку управления неправильную информацию. Вращение коленвала, а с ним и поршней синхронизировано с движением клапанов, которые приводятся от распредвала. Что должен сделать блок управления, когда обнаружит, что клапана, судя по полученным от датчика данным, перемещаются так, что того и гляди встретятся с поршнями?

Разумеется, для предотвращения серьезной поломки двигателя блок управления просто обязан прекратить подачу топлива в цилиндры и не подавать его до тех пор, пока вращение распредвала не будет вновь согласовано с вращением коленвала. Попробуйте завести такой мотор! Надо ли объяснять далее, почему ремонтники, к которым владелец Sorento обратился в Минске, выслушав от него обстоятельства случившегося, сказали, что хотели бы взглянуть на распредвал?

Конечно, заинтересовал их не распредвал, а тот самый маркерный диск, который является второй частью датчика Холла. И по слишком большому зазору между кулачком и диском сразу стало понятно, что диск не стоит на своем месте, а отодвинулся от кулачка.

Но если маркер сдвинулся, то с тем же успехом он мог провернуться вокруг стержня распредвала, на который при изготовлении был посажен методом горячей запрессовки, а стало быть, удерживался на стержне только за счет сил трения.

Так оно и оказалось, когда распредвал был снят с двигателя и подвергнут более серьезной проверке, чем просто «на глазок». Дальнейшие действия понятны. Составные распредвалы, в которых на «горячую» посажены не только маркерные диски, но и кулачки, ремонту в условиях обычных СТО не подлежат.

Другое дело, что новый распредвал обошелся бы в 220-240 долларов, ждать его пришлось бы больше недели, что меньше всего обрадовало человека, уехавшего из дома за тридевять земель. Поиски «бэушного» распредвала тоже оказались непростой задачей, но все же завершились успешно и облегчили кошелек владельца автомобиля на сумму, вполовину меньшую, чем стоил бы новый распредвал.

Источник

Adblock
detector