- Диагностика и замена датчиков давления масла в двигателях ЗМЗ 405, 406, 409
- Датчики давления и аварийного давления масла двигателей ЗМЗ 405, 406, 409
- Характеристики, конструкция и принцип действия датчика давления масла
- Характеристики, конструкция и принцип действия датчика аварийного давления масла
- Где производят датчики давления
- Расположение в силовых агрегатах ЗМЗ 405, 406, 409
- Как проверить датчик давления масла
- Видео: проверка давления масла в системе
- Другие неисправности
- Проверка датчика аварийного давления масла
- Как самостоятельно произвести замену в моторах ЗМЗ 405, 406, 409
- Видео: замена датчика давления масла на автомобиле «Газель»
- Датчики и узлы системы управления двигателя ЗМЗ-40524, размещенные на автомобиле
- Рис. 2.12. Установка модуля педали газа
- Датчик сигнализатора аварийного давления масла (2602.3829, 4021.3829, 6012.3829) двигателя ЗМЗ-40524
- Электромагнитная муфта водяного насоса
- Модуль погружного электробензонасоса Техническая характеристика
- Рис. 2.13. Модуль погружного электробензонасоса 155.1139002: 1 — противоотливной стакан; 2 — датчик уровня топлива; 3 — кольцо прижимное; 4 — колодка разъема для подключения; 5,6 — наконечники; 7 — электробензонасос; 8 — поплавок датчика уровня топлива
- Сопротивление реостата в зависимости от уровня топлива и положения поплавка
Диагностика и замена датчиков давления масла в двигателях ЗМЗ 405, 406, 409
Контроль за работой системы смазки в двигателях ЗМЗ 405, 406 и 409 осуществляется при помощи специальных датчиков давления масла. При выходе их из строя водитель не сможет своевременно отреагировать на возможные неисправности в системе, что поставит под угрозу дальнейшую работоспособность всего силового агрегата.
Датчики давления и аварийного давления масла двигателей ЗМЗ 405, 406, 409
Для того чтобы контролировать давление в системе смазки двигателей ЗМЗ 405, 406 и 409, предусмотрены два отдельных датчика. Один из них фиксирует величину давления, а второй реагирует на его критическое падение.
Характеристики, конструкция и принцип действия датчика давления масла
Датчик давления масла (ДДМ) служит для измерения давления смазки в системе. В силовых установках ЗМЗ используются датчики типа ММ358 со следующими характеристиками:
- рабочий элемент — реостат;
- номинальное напряжение, В — 12;
- номинальный ток, А — 0,15;
- рабочий диапазон, кгс/см 2 – 0–6;
- сопротивление при отсутствии давления, Ом — 159–173;
- размер посадочной резьбы, в дюймах – ¼.
Датчик давления ММ358
Конструкция датчика давления ММ358 состоит из:
- корпуса со штуцером;
- мембраны;
- толкателя
- реостата;
- элементов привода реостата.
Основу конструкции датчика составляет реостат
Датчик ММ358 работает вместе с указателем давления, находящимся на панели приборов автомобиля. Он имеет электромеханическую конструкцию, реагирующую на изменение сопротивления датчика.
Датчик давления масла работает в паре с указателем, расположенным на приборной панели
Принцип действия датчика ММ358 следующий: когда двигатель не работает, давление в системе смазки отсутствует. Сопротивление датчика, в соответствии с его характеристиками, составляет 159–173 Ом. При запуске силового агрегата давление возрастает, и масло начинает воздействовать на мембрану, выгибая её внутрь корпуса. Прогибаясь, она через толкатель двигает передаточный рычаг, который, в свою очередь, перемещает ползунки реостата вправо, снижая сопротивление датчика. На это снижение реагирует указатель, перемещая стрелку вправо.
Характеристики, конструкция и принцип действия датчика аварийного давления масла
Аварийный датчик предназначен для информирования водителя о падении давления масла в системе до критических показателей. В силовых агрегатах ЗМЗ 405, 406 и 409 устанавливаются датчики аварийного давления масла типа ММ111Д или аналогичные, выпускаемые под каталожными номерами 2602.3829, 4021.3829, 6012.3829. Это устройства контактного типа, принцип действия которых основан на замыкании и размыкании контактов.
Характеристики датчика ММ111Д:
- рабочий элемент — диафрагма;
- номинальное напряжение, В — 12;
- срабатывание при давлении, кгс/см 2 – 0,4–0,8;
- размер посадочной резьбы, в дюймах – ¼.
Внутри корпуса устройства расположена подпружиненная диафрагма. К ней прикреплена контактная пластина, которая в нерабочем состоянии замкнута с корпусом (массой) датчика. Во время работы двигателя смазка под давлением поступает через специальное отверстие в корпус и отодвигает диафрагму. Контакты при этом размыкаются.
Главный элемент конструкции датчика — мембрана
Аварийный датчик давления работает в паре с сигнализатором, который расположен на панели приборов. Он выполнен в виде красной маслёнки. Когда мы включаем зажигание без запуска двигателя — маслёнка должна гореть. Это свидетельствует о том, что на датчик подаётся напряжение, а давление в системе отсутствует. Через 3–5 секунд после запуска двигателя давление в системе возрастает и достигает рабочих показателей. Масло воздействует на диафрагму, контакты размыкаются, а сигнализатор гаснет.
Где производят датчики давления
Датчики давления для двигателей ЗМЗ выпускаются как на Ульяновском автозаводе, так и на других предприятиях, специализирующихся на изготовлении автозапчастей:
Расположение в силовых агрегатах ЗМЗ 405, 406, 409
В моторах ЗМЗ расположение обоих датчиков идентичное. Вы найдёте их в левой верхней части ГБЦ (если смотреть из салона) над выпускным коллектором. И если аварийный датчик сразу можно и не увидеть, то датчик давления масла идентифицируется моментально по бочкообразному корпусу.
Датчики давления и аварийного давления масла расположены в верхней левой части ГБЦ
Оба датчика вкручены в один раздвоенный штуцер (тройник), который ввернут в ГБЦ и соединён с одним из масляных каналов системы смазки. К датчикам подведены провода питания.
Как проверить датчик давления масла
Если у вас возникли подозрения по поводу работоспособности датчика давления — не поленитесь проверить его. Сделать это можно как на станции технического обслуживания, так и в домашних условиях. Но в последнем случае вам необходимо будет приобрести специальный манометр. Стоит он порядка 300 рублей, но такая вещь пригодится и в дальнейшем. Кроме него, также потребуются шлицевая отвёртка, ключ на 22 и изолента.
Для проверки работоспособности датчика потребуется специальный манометр
- Поднимаем капот, находим штуцер с датчиками.
- Шлицевой отвёрткой откручиваем болт крепления клеммы провода питания к датчику аварийного давления масла. Отсоединяем провод, изолируем его конец (чтобы во время проверки не спровоцировать короткое замыкание).
- Ключом на 22 выкручиваем датчик аварийного давления.
- На его место вкручиваем штуцер манометра.
- Включаем зажигание, запускаем двигатель, ждём, пока он прогреется до рабочей температуры.
- Сверяем показания манометра и указателя. Если они существенно отличаются — меняем датчик.
Для проверки давления необходимо ввернуть штуцер манометра в посадочное гнездо датчика аварийного давления масла
Видео: проверка давления масла в системе
Другие неисправности
Однако отклонение в величине давления может быть связано и с неисправностями проводки, и с неполадками самого указателя. Не поленитесь провести дополнительную диагностику. Её порядок следующий.
Включаем зажигание. Стрелка указателя должна отклониться вправо, а потом вернуться в исходное положение. Если стрелка не отклоняется, шлицевой отвёрткой откручиваем винт крепления провода питания датчика, отсоединяем его и прикасаемся к массе. Стрелка отклонилась — имеет место короткое замыкание в проводке питания датчика. Если нет — проблему следует искать в указателе давления.
Проверка датчика аварийного давления масла
Для проверки устройства потребуются:
- шлицевая отвёртка;
- ключ на 22;
- омметр (мультиметр);
- шинный насос с манометром;
- отрезок шланга с хомутами соответствующего диаметра.
- При помощи отвёртки отсоединяем провод питания от аварийного датчика.
- Ключом на 22 выкручиваем его из штуцера (тройника).
- Штуцер манометра соединяем с одним концом шланга. Фиксируем соединение хомутом.
- Другой конец шланга надеваем на штуцер датчика. Зажимаем соединение хомутом.
- Присоединяем щупы омметра или мультиметра, включённого в режиме омметра к выводу датчика и его корпусу (массе). Сопротивление должно быть нулевым (контакты замкнуты).
- Начинаем качать насосом, контролируя давление и сопротивление датчика. При достижении давлением величины 0,4–0,8 атмосфер, контакты датчика должны разомкнуться, а омметр показать бесконечное сопротивление. Это значит, что датчик рабочий. В ином случае его необходимо заменить.
Принцип проверки заключается в том, чтобы создать внутри датчика давление, необходимое для размыкания контактов
Как самостоятельно произвести замену в моторах ЗМЗ 405, 406, 409
- шлицевая отвёртка;
- ключи на 17 и на 22;
- автомобильный герметик;
- сухая тряпка;
- маркер.
- Отсоединяем от АКБ провод массы.
- Шлицевой отвёрткой откручиваем винт, прижимающий наконечник провода питания датчика давления. Отсоединяем провод.
Винт крепления наконечника провода откручивается шлицевой отвёрткой
- Если вы решили заменить оба датчика, этим же инструментом откручиваем крепление провода питания аварийного датчика.
Винт крепления откручивается отвёрткой
- Чтобы не перепутать провода, помечаем их маркером.
- Ключом на 17 откручиваем датчик давления масла. Убираем его в сторону.
Датчик давления выкручивается ключом на 17
- Ключом на 22 откручиваем датчик аварийного давления масла.
Датчик аварийного давления масла выкручивается ключом на 22
- Аккуратно протираем посадочные места датчиков, удаляем остатки старого герметика.
- Штуцеры датчиков смазываем тонким слоем автомобильного герметика. Даём ему немного просохнуть (30 с).
- Вкручиваем новые датчики, используя ключи на 17 и 22.
- Подсоединяем провода питания.
- Подключаем массу к аккумулятору.
- Проверяем работу датчиков.
Видео: замена датчика давления масла на автомобиле «Газель»
Решитесь ли вы на самостоятельную диагностику и замену датчиков, или прибегнете к помощи специалистов — неважно. Главное — быть уверенным в том, что система смазки работает в штатном режиме и иметь тому подтверждение в виде нормальных показателей соответствующих приборов, нежели рассчитывать на то, что все обойдётся.
Высшее техническое образование (5 голосов, среднее: 3.4 из 5)
Датчики и узлы системы управления двигателя ЗМЗ-40524, размещенные на автомобиле
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) — 20.3855-10 (HFM62C/19) ф. Siemens, термоанемометрический, пленочный, размещен между воздушным фильтром и дроссельным патрубком двигателя.
Предназначен для определения блоком управления расхода воздуха
(наполнения цилиндров) двигателя.
В ДМРВ встроен датчик температуры, терморезистивного типа. Предназначен для измерения блоком управления температуры воздуха на впуске.
Датчики кислорода (λ-зонды) — OSP+ 25368889 ф. Delphi, два, циркониевые, с управляемым электроподогревом.
Для обеспечения современных норм токсичности отработавших газов (Евро-3), в системе выпуска установлены два датчика кислорода. Основной датчик установлен в выпускном коллекторе двигателя и предназначен для определения состава смеси до нейтрализатора, дополнительный датчик установлен на корпусе нейтрализатора, на его выходе, и предназначен для определения состава смеси после нейтрализатора.
Датчик кислорода циркониевый с управляемым электроподогревом определяет концентрацию кислорода в отработавших газах. Его сигналы позволяют блоку управления двигателем поддерживать необходимый состав топливной смеси для наиболее оптимальной работы двигателя.
Датчик кислорода имеет неразборную конструкцию и не требует обслуживания.
Модуль педали акселератора (рис. 2.12) — 6PV 010 033-00 ф. Hella, размещен в салоне автомобиля и предназначен для задания водителем нагрузки двигателя.
В модуль педали акселератора встроен потенциометрический, двухканальный датчик положения педали, который предназначен для определения блоком управления положения педали акселератора.
Рис. 2.12. Установка модуля педали газа
4. Датчик неровной дороги — 2123.1413130-03 или 28.3855000, пьезоэлектрический, размещен на правом, по ходу движения, лонжероне рамы под воздушным фильтром.
Датчик измеряет ускорение, возникающее при движении автомобиля по неровной дороге. Предназначен для выявления колебаний кузова автомобиля, передающихся на трансмиссию и двигатель, и учета этих колебаний при идентификации пропусков зажигания.
Датчик скорости автомобиля – АР62.3843*, основан на эффекте Холла, установлен в приводе спидометра на коробке передач.
Предназначен для измерения блоком управления скорости автомобиля.
Выключатель сцепления – 15.3720 коммутирует напряжение бортовой сети +12 В, в качестве признака о включении сцепления, на блок управления. Размещен на кронштейне педали сцепления.
Выключатель предназначен для идентификации блоком управления момента включения/выключения передачи для определения режима работы двигателя (холостой ход, включенная трансмиссия) и параметров управления дроссельной заслонкой.
Выключатель сигнала торможения 21.3720 предназначен для включения огней сигналов торможения, расположенных в задних фонарях, размещен на кронштейне педали тормоза.
Реле 90.3747** электромагнитные, размещены в подкапотном пространстве автомобиля.
— На части автомобилей могут быть установлены датчики скорости 342.3843, ДС-6,
** — На части автомобилей могут быть установлены реле 85.3747, 313.3747
Реле предназначены для коммутации напряжения бортовой сети автомобиля по команде от блока управления:
(Главное) – на исполнительные механизмы, датчики системы управления и блок управления;
(Бензонасоса) – на электропривод модуля погружного электробензонасоса;
(Муфты вентилятора) – на электромагнитную муфту привода вентилятора системы охлаждения.
Индикатор диагностики — лампа, желтого (оранжевого) цвета с символом мотора, размещен на панели приборов автомобиля.
Предназначен для индикации нарушений в функционировании системы управления и выполнения функций бортовой диагностики EOBD.
Индикатор неисправности функционирует в трех режимах:
выключен (отсутствие неисправностей);
непрерывное свечение (наличие неисправностей) — серьезные нарушения, влияющие на выбросы токсичных веществ и функции управления, требующие устранения;
проблесковая индикация (0,5 сек — включение, 0,5 сек — выключение) — при регистрации недопустимого уровня пропусков зажигания с последующим отключением подачи топлива в цилиндр двигателя (непрерывное свечение), указывающая на немедленную остановку автомобиля для предотвращения повреждения нейтрализатора и нарушения безопасности движения.
При включении зажигания, индикатор должен включиться, и в случае не обнаружения бортовой диагностикой неисправностей, погаснуть через 3-5 сек. Отсутствие индикации лампы перед запуском двигателя указывает о нарушениях в цепи управления индикатором, что недопустимо при эксплуатации.
Дальнейшее свечение индикатора после включения зажигания указывает на наличие неисправностей. Пуск двигателя и движение автомобиля при свечении лампы неисправности, в целях предотвращения повреждения нейтрализатора или нарушения функций управления, без предварительной диагностики системы, нежелательно.
Датчик сигнализатора аварийного давления масла (2602.3829, 4021.3829, 6012.3829) двигателя ЗМЗ-40524
Датчики контактного типа. При снижении давления масла до величины срабатывания датчика происходит замыкание контактов внутри датчика и подача напряжения на контрольную лампу сигнализатора аварийного давления масла панели приборов.
Лампа аварийного давления масла должна загораться каждый раз при включении зажигания и неработающем двигателе. Если лампа не загорается (при этом указатель давления должен показывать 0 кгс/см 2 ), то возможно вышел из строя датчик или произошел обрыв в цепи от датчика до сигнализатора. Для проверки отсоединить провод от датчика и замкнуть на массу. Если цепь исправна и неисправен датчик, контрольная лампа на панели
приборов должна загореться.
Постоянное горение лампы сигнализатора при работе двигателя (стрелка указателя давления или контрольный манометр показывают давление масла выше 1 кгс/см 2 ) может быть следствием неисправности датчика и замыкания на массу в цепи от датчика до лампы сигнализатора. В данном случае следует отсоединить провод от датчика. Если нет замыкания на массу и неисправен датчик, контрольная лампа на панели приборов должна погаснуть.
Правильно работающий новый датчик должен срабатывать при давлении 0,4-0,8 кгс/см 2 . При снижении давления срабатывания датчика ниже 0,32 кгс/см 2 или повышении выше 0,96 кгс/см 2 датчик подлежит замене.
Электромагнитная муфта водяного насоса
Проверить вращение ступицы крепления вентилятора. Вращение ступицы должно быть свободным. При задевании ведомого диска за торец шкива, заедании подшипника ступицы или большом люфте подшипника ступицы — заменить водяной насос в сборе с муфтой.
Для проверки максимального передаваемого момента муфтой закрепить водяной насос за шкив и с помощью динамометрического ключа установить момент, при котором ступица повернется относительно шкива при подаче напряжения питания на муфту 10 В и 12 В. Момент должен быть не менее 1,1 кгс·м и 2,0 кгс·м соответственно.
Модуль погружного электробензонасоса Техническая характеристика
Номинальное напряжение, В 12
при работе в системе, не более, А 7,5
Производительность при напряжении питания, не менее, л/час:
Номинальное рабочее давление в топливной системе
автомобиля, кПа,
Максимальное давление, кПа
Рабочее тело – все марки товарных бензинов в соответствии
с руководством по эксплуатации
температура рабочего тела от минус 45°С до плюс 65°С
95 % -ый ресурс работы модуля:
моточасы
— На части автомобилей может быть установлен погружной модуль 515.1139000-10, 9П2.960.031, 7Д5.883.029, ЭО4.4100000-21
Модуль погружного электробензонасоса (рис. 2.13) предназначен для создания давления в топливной магистрали и обеспечения контроля уровня топлива в топливном баке.
Модуль погружного электробензонасоса установлен внутри топливного бака. Он состоит из насоса с приводом от электродвигателя и датчика уровня топлива, состоящего из поплавка, соединенного с реостатом. В зависимости от количества топлива в бензобаке на электромагнитный указатель уровня топлива (в комбинации приборов) подается ток, который определяется сопротивлением реостата.
Значения сопротивления реостата в зависимости от уровня топлива и положения поплавка указаны в табл. 2.3.
Рис. 2.13. Модуль погружного электробензонасоса 155.1139002: 1 — противоотливной стакан; 2 — датчик уровня топлива; 3 — кольцо прижимное; 4 — колодка разъема для подключения; 5,6 — наконечники; 7 — электробензонасос; 8 — поплавок датчика уровня топлива
Сопротивление реостата в зависимости от уровня топлива и положения поплавка
Adblockdetector