Что такое предохранитель в двигателях

—>Автозапчасти и СТО —>

Половина неисправностей электрооборудования автомобилей связана с предохранителями. Их количество в машине может быть больше ста.

Водитель должен знать виды автомобильных предохранителей, их назначение, способы проверки работоспособности, методы замены и определения номинала.

Защита электрической проводки автомобиля от перегрузок и коротких замыканий важна не меньше, чем защита бытовых сетей в домах и квартирах. Для питания различных потребителей в автомобиле применяется низкое напряжение величиной от 12 до 24 вольт, но при коротком замыкании в электропроводке возникают большие токи.

Если при коротком замыкании своевременно не обесточить электропроводку автомобиля, то токоведущие жилы проводов сильно нагреются и расплавят изоляцию. В результате этого происходит воспламенение находящейся рядом обшивки салона и других элементов. Пожар быстро распространяется по всему салону, и охватывает всю машину. Скорость распространения огня настолько велика, что при приезде пожарной службы тушить бывает уже нечего.

Для предотвращения пожара в таких ситуациях путем размыкания электрической цепи способом расплавления специального легкоплавкого элемента, служат автомобильные предохранители. Срабатывание предохранителя происходит при возрастании тока выше заданной величины. Это значение плавкой вставки рассчитывается по допустимой нагрузке на электрическую цепь.

Классификация и устройство

Существует несколько видов автомобильных предохранителей, в зависимости от марки автомобиля, его года выпуска и защищаемой цепи.

Цилиндрические автомобильные предохранители

Владельцы отечественных автомобилей времен Советского Союза хорошо помнят такие автомобильные предохранители. Сначала их изготавливали одного цвета, затем для удобства пользования их стали маркировать разными цветами, в зависимости от номинального тока.

При установке или демонтаже цилиндрической вставки есть вероятность попадания под напряжение, хотя это и не так опасно, но можно получить ожог пальцев. Габаритные размеры блока предохранителей занимают много места. В отличие от других видов предохранителей, эти вставки не стандартизированы, поэтому при приобретении приходится довольствоваться надписями на их упаковке.

Ножевые автомобильные предохранители

Такие вставки имеют несколько преимуществ, по сравнению с цилиндрическими моделями. При установке ножевых вставок вы защищены от ожогов, так как при этом беретесь за изолированную часть корпуса, выполненную из цветного пластика. Удобство разных цветов корпуса состоит в том, что номинал предохранителя можно определить по цвету. Кроме этого значение номинала обозначено цифрами.


Нажмите чтобы увеличить

Обнаружить сгоревшую вставку не составит труда, так как пластиковый корпус выполнен прозрачным, и целостность плавкого элемента можно наблюдать визуально.

Ножевые автомобильные предохранители делятся также по размерам и форме корпуса:
  • Мини – маленькие.
  • Макси – большие.
  • Стандарт – средние.

Термические автомобильные предохранители

Такие вставки обычно включают в себя электромагнитную и тепловую защиту. По конструкции он аналогичен автоматическому выключателю в бытовой сети. При перегрузке или коротком замыкании срабатывает электромагнитная или тепловая защита.

После устранения неисправности в цепи предохранитель включается в работу нажатием кнопки.

Ленточные автомобильные предохранители

Для силовых цепей повышенной мощности в автомобиле применяют ленточные предохранители. Они используются для повышения надежности контактного соединения, выполняются в виде металлической пластины, и зажимаются винтами.

Существуют измененные конструкции ленточных вставок, в которых при нештатных ситуациях брызги расплавленной пластины уже не разлетаются в стороны, а защищены пластиковым корпусом.

Автомобильные предохранители на иномарках

Это интересная конструкция автомобильной вставки. Недостатком является неудобная замена, так как необходимо откручивать крепежный винт. А к достоинству можно отнести то, что нет гаек, а винт всего один, в отличие от ленточных вставок, у которых два винта.

Эта конструкция относится к дорогостоящим моделям. Она внешне похожа на обычную ножевую вставку, но работает по принципу электрического автомата, и называется прерывателем цепи.

На многих японских иномарках применяются ножевые предохранители, но отличающиеся по конструкции от отечественных образцов видом корпуса и расположением ножей.

Порог срабатывания

Правильный подбор предохранителя состоит в определении величины сопротивления его легкоплавкого элемента. Расплавление происходит из-за теплового воздействия электрического тока, в результате цепь обесточивается.

Номинальная величина тока вставки определяется по формуле:

Iном = Pмакс / U, где:

  • I ном – номинальное значение тока, А.
  • Р макс – наибольшая мощность потребителя, обозначаемая на нем, Вт.
  • U – напряжение бортовой сети, В.

Особенности замены

  • ​​​​​​​ При установке нового предохранителя следует применять только аналогичный вид такого же номинала по току. Если номинальный ток сделать выше, то он не будет срабатывать при нештатных ситуациях. Например, если на стеклоочистителях заклинит электродвигатель, то вставка не сработает, что приведет к расплавлению электрической проводки и дальнейшим печальным последствиям, рассмотренным нами выше.
  • Занижение величины тока вставки также не даст ничего хорошего. При включении нагрузки легкоплавкая часть будет быстро разрушаться и обесточивать цепь, даже при отсутствии аварийных ситуаций.
  • При замене следует определять ток не только по обозначению на корпусе предохранителя, но и посмотреть маркировку гнезда, из которого его вытащили. Это актуально для автомобилей, приобретенных у других хозяев, или вышедших из авторемонтной мастерской, так как нет уверенности в том, что другой хозяин или автомастер не установили вместо сгоревшей вставки ту, которая была в наличии, не обращая внимание на ее номинал.

Источник

Электрический предохранитель: предназначение, принцип работы, виды, маркировка

Электрический предохранитель – защитное устройство, которое размыкает электрическую цепь при превышении номинального тока в цепи, благодаря чему предупреждает электротравмы и выход оборудования из строя. Из этой статьи вы узнаете, какими бывают предохранители, как они работают и какие предохранители лучше использовать.

Как работает электрический предохранитель

При коротком замыкании в сети падает сопротивление и за доли секунды увеличивается сила тока. Увеличение силы тока выводит из строя электроприборы, приводит к расплавлению или возгоранию проводки. А человек или животное в такой ситуации может получить опасный для жизни удар током.

Предохранители в цепях уменьшают опасность. Эти устройства размыкают цепь при увеличении силы тока выше предусмотренного значения.

Какие бывают электрические предохранители

Предохранители классифицируются по принципу действия. В продаже есть четыре вида предохранителей: плавкие, самовосстанавливающиеся, электромеханические и цифровые.

Плавкие предохранители

Принцип работы плавкого предохранителя отражается в его названии: проводящий элемент этого устройства расплавляется при увеличении силы тока выше нормы. Благодаря этому разрывается электрическая цепь.

Под нормой здесь и далее подразумевается номинальный ток. Это максимально допустимая сила тока, при которой электрический прибор работает без риска для проводки и нагревающихся частей. Величину номинального тока для конкретного прибора можно найти в паспорте или инструкции.

Преимуществом плавкого предохранителя считается его надежность. При увеличении силы тока проводник обязательно нагревается и расплавляется.

Недостаток плавких предохранителей – недостаточная скорость срабатывания. Чтобы металл расплавился, требуется время. Поэтому защитный механизм срабатывает не сразу, а человек или оборудование в течение нескольких секунд остаются под угрозой.

Этот недостаток компенсируют с помощью изменения формы проводника. В нескольких местах его делают максимально тонким, чтобы он быстрее плавился. Также в проводник могут добавлять олово, которое быстро плавится и нарушает электрическую проводимость.

Самовосстанавливающиеся предохранители

Эти устройства применяют в бытовых и электрических приборах. При увеличении силы тока выше нормы увеличивается сопротивление в проводнике предохранителя. Благодаря этому электрическая цепь разрывается.

Самовосстанавливающиеся предохранители выполнены из полимеров со свойствами диэлектрика и токопроводящего углерода. Когда сила тока растет, углерод нагревается и лишается структуры, поэтому предохранитель становится диэлектриком. Когда сила тока падает, углерод остывает и кристаллизируется. Токопроводящие свойства предохранителя восстанавливаются.

Недостаток самовосстанавливающихся предохранителей – ограниченная сфера применения. Они работают только в низковольтных цепях, например в бытовых приборах с микросхемами, в компьютерной технике.

Электромеханические предохранители

Предохранители этого типа называют автоматами или автоматическими выключателями. Механизм работы: при повышении тока выше номинальной величины датчик выключателя приводит в действие механический рычаг, который разрывает цепь.

Есть автоматы с двумя типами датчиков:

  • Тепловой. Представляет собой металлическую пластину, которая при увеличении силы тока нагревается и приводит в действие пружину.
  • Электромагнитный. Это катушка индуктивности с подвижным сердечником. При увеличении силы тока сердечник втягивается и приводит в действие пружину.

К преимуществам автоматов относится мгновенное срабатывание в аварийных ситуациях. Это относится только к предохранителям с электромагнитным датчиком.

К недостаткам автоматических выключателей относится их недостаточная надежность. Если повреждена пружина, в аварийной ситуации цепь не размыкается.

Электронные предохранители

Предохранители этого типа используются в низковольтных цепях, например в бытовой или компьютерной технике. Представляют собой микросхему, которая при увеличении силы тока выше номинального значения разрывает цепь с помощью полупроводникового затвора.

Преимуществом электронного предохранителя является быстродействие. Недостаток – ограниченная сфера применения.

Как читать маркировку предохранителей

Производители указывают на предохранителях буквенный код, который передает характеристики защитного устройства.

Первая буква в коде обозначает диапазон защиты. Латинская буква a обозначает частичный диапазон защиты: устройство срабатывает при коротких замыканиях. Латинская буква g обозначает полный диапазон защиты: предохранитель срабатывает при коротких замыканиях и увеличении силы тока.

Вторая буква кода обозначает сферу использования предохранителя:

  • L – для защиты кабеля;
  • M – для электродвигателей;
  • Tr – для трансформаторов;
  • G – для цепей общего назначения;
  • R – для полупроводников;
  • B – для электрических приборов в шахтах.

Также производители указывают на предохранителях силу тока и величину напряжения, на которые рассчитаны устройства. Например, автомат с маркировкой 16A срабатывает, если сила тока превышает 16 ампер. Автомат с маркировкой 220В или 220V рассчитан на номинальное напряжение 220 вольт.

Источник

ПРЕДОХРАНИТЕЛИ В АВТОМОБИЛЕ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, КАК ПРОВЕРИТЬ И КОГДА МЕНЯТЬ?

Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется автомобильным предохранителем, какими особенностями и строением обладают элементы системы электрооборудования того или иного транспортного средства, а также, какие разновидности устройств существуют. Кроме того, расскажем про то, каков принцип работы машинных предохранителей, по каким причинам зачастую выходят из строя эти элементы и можно ли эксплуатировать автомобиль без компонентов электрической сети. В заключении поговорим о том, как правильно определять, какой элемент электрической сети автомобиля вышел из строя и можно ли вместо перегоревшего предохранителя, устанавливать элемент с большей мощностью.

Достаточно часто от многих начинающих водителей можно слышать распространенный вопрос : » Для чего нужны предохранители в автомобиле, как они функционируют и почему перегорают ?». Дело в том, что предохранители в любой машине, нужны для защиты узлов электрооборудования, на примере обогревателей, магнитолы, кондиционера и прочих компонентов от поломок. Благодаря тугоплавким и твердотельным автомобильным предохранителям, которых в транспортном средстве может насчитываться около нескольких десятков, во время колебаний напряжения или замыканий в электрической цепи, они берут на себя весь удар нагрузок, чтобы спасти основные узлы машины. Вот поэтому они и перегорают, жертвуя собой.

Итак, что же из себя представляет предохранитель или предохранительный элемент транспортного средства? Предохранителем называется расходная деталь, которая имеет специальное строение с устройством, основным назначением, которой является защита электрической сети и приборов с узлами автомобиля от замыканий, неисправностей, высокой нагрузки, а также выхода их из строя. Таким образом, предохранители выполняют задачи, по защите электроприборов машины от сильных перегрузок. Справочно заметим, что частое перегорание одних и тех же предохранителей, может свидетельствовать о том, что в автомобильной электрической цепи имеются проблемы, связанные с коротким замыканием или неисправностью того или иного узла. В этом случае, необходимо производить тщательную диагностику электрооборудования автомобиля, как говорят авто электрики, нужно » прозвонить » устройства, чтобы обнаружить проблемное место, потому что не редки случаи возгорания машин из-за вовремя не выявленных неисправностей.

1. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИП РАБОТЫ АВТО ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ

Сам по себе автомобильный предохранитель представляет из себя очень простую деталь, которая довольно компактная по своим размерам, что намного упрощает ее использование в транспортных средствах. Как правило, типовой предохранитель состоит из таких элементов, как корпус (зачастую сделан из пластика или керамики); контактной группы (представляет из себя 2 ножки или контакта, которые напрямую подключаются в сеть автомобиля); рабочего компонента (выглядит в виде тонкой нити или части металлической пластины, которая первой разрушается при сильных колебаниях в электрической цепи, как правило, компонент просто перегорает или испаряется).

Если вспомнить отечественные автомобили марки «Жигули», то в них по сравнению с современными машинами применялись предохранители цилиндрической формы, конструкция которых состояла из металлической пластины или полоски. Данная пластина, как правило, была из алюминия, а корпус самого предохранителя был сделан из керамики. Сегодня же таких элементов автомобильной электрической цепи мы уже не встретим. Современные устройства идут с плоским строением, двумя металлическими ножками и все это располагается в пластиковом корпусе. Рабочая же поверхность предохранителя является тонкой и делается из тугоплавкого провода.

Каков принцип действия автомобильных предохранителей ? Сразу отметим, что такие защитные элементы, как предохранители, на сегодняшний день устанавливаются на все транспортные средства и оберегают от поломок, связанных с перепадами напряжения все электрические приборы, имеющиеся в машине. Главными отличительными особенностями данных деталей друг от друга является их разное рабочее напряжение и сила тока, с которыми они функционируют. Как мы уже знаем, предохранители устанавливаются в электрическую сеть, так сказать в разрыв цепи, то есть через этот элемент проходят токи.

Предохранители еще можно назвать своеобразными выключателями в сети. Однако такой компонент может функционировать только в том случае, если на него подается ток с определенной номинальной величиной. Что это означает ? А это значит то, что предохранитель рассчитанный на 5 Ампер, сможет оптимально проводить через себя токи в 2 , 4 и 5 Ампер , но как только на него пойдет превышение тока, например, 10 Ампер и выше, то нить, расположенная в корпусе детали — перегорит, что позволит тем самым уберечь проводку с электрооборудованием от повреждений.

Таким образом, как видим предохранители не просто так устанавливаются автопроизводителями на транспортные средства. Благодаря этим элементам электрической цепи автомобиля, происходит защита проводки машины, с целью предотвращения их оплавления от высоких токовых нагрузок. Такая защита напрямую влияет на сохранность автомобиля от возгорания. Дело в том, что в процессе разрушения проводов и их дальнейшего оплавления, происходит открытое возгорание элементов автомобиля.

Предохранители — это своего рода противопожарная сигнализация, находящаяся в автомобиле. Вот потому то и устанавливают их производители на все машины, причем каждому электроприбору соответствует свой индивидуальный предохранитель.

2. МОЖНО ЛИ ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ АВТОМОБИЛЬ БЕЗ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ? ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ

Очень часто можно слышать вопрос от некоторых автовладельцев: «Можно ли убрать предохранители из электрической цепи машины?». Как говорится убрать то можно почти любую деталь в автомобиле, которая не мешает его движению, однако стоит понимать, что предохранители похожи, чем-то на сетевой фильтр, который уберегает нашу домашнюю технику от резких скачков напряжения, а также короткого замыкания. В том случае, если мы возьмем и воткнем вилку того же компьютера напрямую в розетку, то он конечно же будет работать, но если вдруг на подстанции произойдут скачки напряжения, то наше устройство может просто сгореть, то есть выйти из строя.

Точно также, как и с компьютером, если мы уберем предохранители из электрической цепи автомобиля, то в случае превышения номинального показателя напряжения, будет происходить нагрев, а затем перегорание других элементов сети, например, проводки и электроприборов. Как правило, довольно часто такие действия водителя приводят к возгоранию автомобиля. Сам по себе процесс возгорания в машине происходит благодаря раскаленным проводам, на которых загорается обмотка, вот она то и является главной опасностью, а также виновником пожара. Как мы знаем машина сгорает буквально за пару минут, благодаря быстро воспламеняющимся материалам, из которых она изготовлена. Таким образом, крайне не рекомендуется убирать предохранители из цепи. Поэтому если перегорел старый элемент, то желательно сразу установить на его место такой же новый. А проверить перегорел ли предохранитель можно по нитям, которые будут потемневшими или оборванными.

Почему же перегорают автомобильные предохранители? Как мы говорили ранее основными причинами выхода из строя данных элементов электрической цепи транспортного средства является короткое замыкание, повышение силы тока в сети, а также, если в машине используется электроприбор, который не рассчитан на определенное номинальное напряжение. Эти причины являются основными, то есть по статистике чаще всего из-за этих моментов и «вылетают» предохранители, которые можно, в какой-то степени сравнить с пробками в квартире или доме.

Справочно заметим, что наиболее часто из строя выходит предохранитель прикуривателя, так как именно в него мы чаще всего включаем различные автомобильные гаджеты, на примере видеорегистраторов, навигаторов, антирадаров, обогревателей и прочей техники. Особенно ухудшают ситуацию в плане перегорания защитных элементов разные разветвители прикуривателя, которые многократно увеличивают нагрузку на электрическую цепь автомобиля.

В заключении отметим, что на не менее популярный вопрос автолюбителей: «Можно ли поставить предохранитель большей мощности», специалисты по ремонту автомобилей отвечают однозначно — нет. Делать это крайне не рекомендуется, так как, если у нас стоит предохранитель, рассчитанный на 5 Ампер, а мы установим на 10 Ампер, то с вероятностью в 99 процентов у нас раньше начнет плавиться проводка, чем защитный элемент. Что касается установки предохранителей меньшей мощности, то это делать допускается, но считается не практичным вариантом, так как защитный элемент будет часто перегорать. Вот поэтому, не стоит экспериментировать, если перегорел предохранитель на 10 Ампер, то меняем его на такой же, то есть не больше и не меньше по мощности.

Источник

Читайте также:  Как установить зажигание на двигателе 21083
Adblock
detector