Что такое мотыль в дизельном двигателе

Бензиновый и дизельный двигатель — что лучше

На протяжении многих десятилетий между бензиновыми и дизельными двигателями идет «война», оспаривать существование которой нет никакого смысла. Сегодня многие автопроизводители одни и те же модели снабжают как бензиновыми, так и дизельными силовыми установками, потому утверждать, что тот или иной тип двигателя является предпочтительным, нельзя. Но мы все же попытаемся выяснить все о преимуществах и недостатках бензина и дизеля, чтобы вы в будущем сделали верный выбор.

Зачастую на автофорумах встречаются темы, где автомобилисты пишут об использовании бензина для дизельных двигателей и наоборот. Сразу же поспешим предупредить вас, что использование топлива, тип которого не предназначен для двигателя – это полная ерунда и первый решительный шаг к тому, чтобы мотор вашей «стальной лошадки» испустил дух. Все дело в принципиальной разнице между дизельными и бензиновыми двигателями, которые отличаются способом воспламенения рабочей смеси в цилиндрах. Каковы же эти принципы?

Чем «живет» бензиновый мотор

Топливовоздушная смесь в такой силовой установке формируется за пределами цилиндра, а именно во впускном коллекторе (это, естественно, если не учитывать возможность непосредственного впрыска). Окончательное перемешивание паров бензина и воздуха происходит в конце такта сжатия. Тогда в камере сгорания двигателя образуется топливная смесь, называемая гомогенной и распределяемая равномерно по объему. Сжатие приводит к повышению температуры смеси, которая нагревается до 500°С, что значительно ниже той температуры, которая необходима для воспламенения бензина. После этого наступает черед свечей зажигания, которые дают искру и поджигают смесь.

Как видите, все довольно просто, если вникнуть. Для тех, кто не задумывался об этом, сразу становится понятен смысл определения «двигатель внутреннего сгорания». Дизельные установки также именуются ДВС, но при этом их принцип работы в корне отличается от бензиновых агрегатов.

Внутреннее сгорание по-дизельному

Все недостатки бензиновых двигателей нивелированы принципом работы дизельных моторов. Судите сами. В цилиндре такого двигателя сжимается только воздух, на который воздействует давление в 30-50 бар. В результате сжатия воздух нагревается до 900°С. При этом в камере сгорания распыляется солярка перед верхней мертвой точкой поршня. Мелкие капли дизельного топлива испаряются, и образуется топливовоздушная смесь. Кстати, образование смеси в дизельном двигателе происходит на порядок быстрее, чем в бензиновом. Именно поэтому получается неоднородная или, как ее еще называют, гетерогенная смесь, которая самовоспламеняется и отлично сгорает.

Итак, мы разобрались с принципами работы двигателей разных типов. Теперь самое время перейти непосредственно к их недостаткам и преимуществам, о которых нельзя говорить однозначно, потому как в определенных ситуациях любой минус двигателя может превратиться в плюс, и наоборот.

В России бензиновые двигатели пользуются большей популярностью, нежели дизельные, и объяснить это можно довольно просто. Причина кроется в нашем сознании и тех стереотипах, которые засели в нем, словно занозы. Мы привыкли к тому, что в советскую эпоху дизельные силовые установки устанавливали на тяжелую сельскохозяйственную технику, как то КАМАЗы и тракторы «Беларусь». Но мало кто знает, что дизелями оснащались и легковые автомобили, которые в основной своей массе шли на экспорт.

О популярности дизельных двигателей говорит статистика. Так, во Франции каждый третий автомобиль «питается» соляркой, а в Австрии около 50% автомобилей оборудованы дизельными моторами. Возможно, европейцы знают то, о чем забыли сказать нам? Давайте разбираться.

КПД двигателя и его мощность

Принято считать, что дизельный двигатель выигрывает в плане экономичности. На самом деле раньше так полагали, потому что солярка стоила на порядок дешевле, сегодня же разница в цене между бензином и дизелем практически нивелировалась. Однако дизельные моторы все равно остаются менее прожорливыми. Это достигается благодаря высокой степени сжатия (20 единиц у дизеля, 10 единиц у бензина), которая позволяет переплюнуть показатели КПД бензинового агрегата примерно на 40%, что, естественно, является довольно серьезной заявкой на победу. Иными словами, сгорание рабочей смеси в дизельном двигателе более эффективно. Владельцы автомобилей с дизельными моторами знают, что расход топлива у них будет на 20% меньше, чем у их собратьев, приносящих жертвы бензиновому богу. Впрочем, это никоим образом не умаляет достоинств «зажигалок», которые могут тоже быть довольно экономичными.

Читайте также:  Конденсаторный запуск двигателя автомобиля

В то же время бензиновые моторы обладают большей мощностью. Например, Mercedes-Benz в кузове W124 дизельной версии модели E 200 D под капотом затаил всего 75 «лошадок», в то время как бензиновый аналог «мерса» располагает табуном в 136 «лошадей». Однако и тут есть свой нюанс: сравнительно небольшая мощность дизеля с лихвой компенсируется ровной тягой на абсолютно любых оборотах, что бензиновым силовым установкам может только сниться.

Шумовые характеристики

Очевидно, что дизельные двигатели создают больше шума и больше вибраций. Вот вам и плюс, который вдруг стал минусом. Все дело в высоком давлении при сгорании топлива. Однако тут не нужно грешить на мотор, а обратить внимание на шумоизоляцию: если она хорошая, вы вряд ли сможете, сидя в салоне автомобиля, определить на слух, какой двигатель установлен. Также многое зависит от того, как вы относитесь к тому или иному недостатку автомобиля. Некоторые ученые утверждают, что урчание дизельного двигателя на холостом ходу по частоте очень напоминает кошачье мурлыканье. А, как известно, этот звук успокаивает человека и даже обладает целебными свойствами.

Выхлопные газы

Популярность дизельных двигателей в Европе объясняется в первую очередь тем, что они более экологичные. Это в прошлом поездка в хвосте дизельного авто сулила неприятные запахи и клубы едкого черного дыма. Современные дизельные агрегаты соответствуют стандартам «Евро-4», а неприятный запах – это все дела вкуса. Многим людям не нравится запах бензина, а многие не имеют ничего против сладковатого аромата солярки.

Вопросы эксплуатации

Бензиновые двигатели менее долговечны, чем дизельные. Это обусловлено более жестким и прочным выполнением блока цилиндров, деталей цилиндро-поршневой группы, коленчатого вала и головки блока цилиндров. Кроме этого, солярка также способствует более продолжительной эксплуатации двигателя, ведь этот тип топлива также в известной степени играет роль смазочного материала. Но все вышеперечисленное – это всего лишь теория, потому как качество солярки на российских АЗС оставляет желать лучшего. Тут нужно отдать должное бензиновым моторам, которые более стойки к низкокачественному топливу.

Кроме этого, дизельные двигатели очень боятся низких температур. Вернее, солярка не любит, когда столбики термометров падают ниже плинтуса. Но это решается при помощи специальных сортов топлива, а также при помощи современных систем отопления.

Низкая морозостойкость дизеля компенсируется тем, что такие двигатели вообще не боятся воды. Ведь электричество нужно лишь для того, чтобы запустить дизельный мотор, потом он работает без использования электрических цепей. Именно поэтому дизели часто устанавливают на внедорожники и танки, которые, как известно, грязи не боятся.

Проблемы обслуживания

Наверное, вопрос обслуживания двигателя является самым важным во всей этой истории внутреннего сгорания. Низкое качество российской солярки, о котором мы говорили выше, приводит к тому, что владельцам дизельных авто приходится сравнительно часто менять масла и фильтры, а также регулярно проводить проверки компрессии в цилиндрах.

Читайте также:  Плохо заводится на холодную мерседес 111 двигатель

Если говорить о ремонте, то на станциях техобслуживания реже берутся восстанавливать дизельные моторы в связи с их сложной конструкцией. Кроме этого, ремонт дизеля обходится, как правило, дороже, особенно если речь идет о топливном насосе высокого давления (новый ТНВД стоит, как подержанная иномарка).

Но вот ресурс дизельной силовой установки не оставляет ни малейшего шанса своему бензиновому конкуренту. Именно поэтому МАЗы и КАМАЗы из прошлого до сих пор колесят по российским дорогам, иногда наезжая до 3 миллионов километров.

Теперь давайте рассмотрим преимущества каждого из наших претендентов.

Преимущества бензиновых двигателей:

-низкий уровень вибраций и шума;

-сравнительно большая мощность;

-может работать на высоких оборотах без негативных последствий для двигателя;

-хорошо справляется с некачественным топливом;

-сравнительная дешевизна в обслуживании;

-хорошо заводится при низких температурах.

Преимущества дизельных двигателей:

-сравнительно невысокая стоимость солярки;

-приличное тяговое усилие на низких оборотах;

-отсутствие системы зажигания;

-солярка исполняет роль смазочного материала;

Недостатков у дизелей больше, но следует помнить о субъективности всех минусов.

Недостатки бензиновых двигателей:

-больший расход топлива;

-максимальной мощности можно достигнуть в небольшом диапазоне оборотов;

Недостатки дизельных двигателей:

-плохая динамика разгона;

-чувствительность топливной системы к некачественному топливу;

-нетерпимость к высоким оборотам и скоростям;

-чаще требует замену масел и фильтров;

-для запуска дизельного двигателя требуется аккумулятор большего объема;

-довольно неприятные характеристики выхлопа;

-не на всех СТО берутся за ремонт дизельного агрегата.

Таким образом, делаем вывод, что лишь объединение всех характеристик бензиновых и дизельных двигателей могут обеспечить нас идеальными во всех отношениях автомобильными моторами. А пока остается лишь руководствоваться собственными предпочтениями и ждать, пока ученые наконец-то научатся помещать под капоты наших авто миниатюрные ядерные реакторы.

Источник

Техника — молодёжи 2006-04, страница 26

Такой разный мотыль

Рис. 4. Движущая система паровоза типа 1-5-0 (одна ось передней пары бегунковых колес, пять осей ведущего и сцепных колес): 1 — паровой цилиндр; 2 — поршень; 3 — шток; 4 — крейцкопф; 5 — ведущее дышло; 6 — дышло; 7 — кривошип; 8 — ведущее колесо; 9 — сцепное колесо; 10 — направляющие крейцкопфа; 11 — бегунок, бегунковое колесо

Руководствуясь интересами знания, хочу сообщить некоторые дополнения к термину «мотыль», приведенному в соответствующей статье Ю.М. Ермакова (ТМ № 6, 2005 г.).

Термин «мотыль» ведёт свою историю ещё с допетровских времён. Тогда он означал деталь первых токарных и заточных станков с ножным приводом. Вот как определяет эту деталь Даль: «качун, коромысло, рычаг у поршня, колено от вала к ноге для передачи движения».

При появлении первых паровых машин этот термин не изменился.

Наряду с этим термином, имеет широкое распространение его синоним «шатун». При этом, если у моряков шатун дизельного двигателя до сих пор упорно называют мотылём, то у паровозников — дышлом. Термин «дышло» пришёл от названия детали пароконной повозки. Сегодня этим термином обозначают деталь, соединяющую в паровозе шток поршня со сцепным колесом (кривошипом). Надеюсь быть полезным и в дальнейшем. С уважением Ю. С. Ионов, г. Новороссийск.

Комментарий Ю. Ермакова

Спасибо, Юрий Сергеевич, за обсуждение терминов «мотыль», «шатун» и «дышло», но нельзя согласиться с Вами, что шатун дизельного двигателя является синонимом мотыля. Кривошип — синоним мотыля. Вот как толкует этот термин словарь «Морские и речные термины» под редакцией О.П. Му-рыгина, М. «Былина», 1997 г.: «Мотыль — колено коленчатого вала, состоящее из щек и мотылёвой шейки». Колено и есть кривошип, а мотылёвая шейка — ось для его соединения с шатуном. Интересно знать, почему шатун назвали мотылём — личинкой комара?

Другой термин «дышло» в быту означает толстую оглоблю, прикрепляемую к середине оси передних колес пароконной повозки. Применительно к движущей системе паровоза ведущим дышлом на

Читайте также:  Машина глохнет и с двигателя идет дым из за чего

зывают шатун, соединяющий шток поршня парового цилиндра с ведущим колесом (рис. 4). Соединение шатуна со штоком осуществляется в крейцкопфе. Вы видите его и направляющие, по которым он скользит, на рис. 4. Вот как определяет Словарь этот термин: «Крейцкопф (от нем. Kreuzkopf — крестообразная голова) — ползун — деталь кривошипно-ползунного механизма, скользящая в прямолинейных направляющих, жестко связанная со штоком поршня и шарнирно с шатуном». Почему крейцкопф назван немцами крестообразной головой? Да потому, что головка ползуна имеет перекрестные отверстия для соединения со штоком и шатуном. А для чего нужен крейцкопф? Для жесткого направления штока и исключения изгибных и касательных напряжений как в штоке, так и в шатуне.

Происхождение и история технических терминов — увлекательнейшее путешествие вглубь техники и технологий. Оно раскрывает суть понятий, помогает овладеть приемами мастерства и делать новые изобретения в технических областях. Словарь «Технические термины бытового происхождения» сближает эпохи, прессует время и погружает пытливого читателя в несколько веков бытия понятия. Редакция предлагает читателям проследить историю и обсудить многозначность некоторых терминов: автоген(ный), асбест, бен-дикс, блок, боров, вертлюг, льячка, ляды, плазма, обогащение (о. Бога. [т]щение), утюг, шарошка, штуцер. Присылайте свои истории о технических терминах бытового происхождения, представляющие интерес для нашей необъятной аудитории. ОП

Источник

Дизельный двигатель, принцип работы

Принципиальное отличие дизельного двигателя от бензинового заключается в том, как формируется, воспламеняется и сгорает топливно-воздушная смесь. У дизельного ДВС отсутствуют свечи зажигания и, соответственно, воспламенение топливно-воздушной смеси происходит от сжатия. При этом, воздух и солярка подаются раздельно. Также следует отметить, что практически ни один современный дизель не обходится без системы наддува, которая используется для повышения рабочих характеристик агрегата. Для оптимизации наддува в максимально широком диапазоне оборотов используются турбонагнетатели с изменяемой геометрией. Дизельный агрегат имеет более высокий коэффициент полезного действия, но он тяжелее и выдает больший крутящий момент при низких оборотах, нежели бензиновый ДВС.

Принцип работы дизельного двигателя:

Как работает дизельный двигатель и, самое главное, как происходит воспламенение топлива в камере сгорания, если у агрегата данного типа нет свечей зажигания? Сперва воздух поступает в цилиндры. В конце такта сжатия, когда поршень почти достиг верхней мертвой точки, температура воздуха в камере сгорания достигает высоких значений (порядка 700-800 градусов) и затем в цилиндры впрыскивается дизельное топливо, которое воспламеняется самостоятельно, без искрового зажигания. Тем не менее, свечи в дизельном агрегате все-таки есть, но то – свечи накаливания, а не зажигания, которые нагревают камеру сгорания для облегчения запуска двигателя в холодное время.

Они представляет собой спираль (бывают с металлической и керамические), могут быть установлены в вихревой камере или в форкамере (если речь идет об агрегатах с раздельной камерой сгорания) или непосредственно в камере сгорания (если она нераздельная). При включении зажигания свечи накаливания практически мгновенно, за считанные секунды они раскаляются до температур в районе тысячи градусов и нагревают воздух в камере сгорания, облегчая процесс самовоспламенения топливно-воздушной смеси.

Типы дизельных двигателей:

Широко распространены моторы с раздельной камерой сгорания – топливо впрыскивается в специальную камеру в головке блока над цилиндром и соединенную с ним каналом, а процесс горения происходит не совсем так как у бензиновых ДВС. В этой вихревой камере поток воздуха интенсивнее закручивается, что способствует более эффективному смесеобразованию и самовоспламенению, которое продолжается в основной камере сгорания. Кстати, дизельные моторы с раздельной камерой сгорания менее шумные из-за того, что применение вихревой камеры снижает интенсивность нарастания давления при самовоспламенении.

Источник