Что такое моточистка главного двигателя

maximblog

Жопа в ракушках

Дневник моряка

Вы знаете, что такое моточистка главного двигателя? Это когда снимают крышку
цилиндра, вынимают поршень, затем все чистят и меняют изношенные части
(например, кольца или головку поршня). Стандартная, грязная и тяжелая работа
для нескольких человек, рассчитанная на один-два спокойных рабочих дня. Я
говорю о больших двигателях, от 10 000 лошадей и выше. Это большие
двигатели, примерно с 4-х или 5-ти этажный дом. Происходит это обычно в
порту. Судно должно стоять крепко привязанным к причалу и иметь крен ноль
градусов. Но бывает и по-другому.

Балкер , внешний рейд какого-то марокканского порта. Нас качает
на 10-15 градусов. Ну, это пережить-то можно, мы же к этому привычны. Вот
только дед с утра объявил моточистку. Для моточистки 10-15 градусов — это
серьезно.

Нас три добрых молодца, три механика — второй, третий и четвертый, и один
моторист, который стоит вахту (то есть, почти не помогает, у него есть
уважительная причина). Мы учли количество участников соревнований и то, что
эту работу мы делали впервые на этом судне (когда не знаешь, где именно
лежат различные хитрые приспособления и специнструменты). Разобрали все,
раскидали и даже начали мыть. Офицеров очень вдохновляет мытье так
называемых подпоршневых полостей или выхлопных окон, они ведь уже думали,
что черные деньки их больше не коснутся, ведь для этого обычно есть
мотористы. Отработали до вечера, до часов восьми. Потом дед появился в
машине еще раз. И второй спросил у него разрешения закончить работу завтра.
Дед прокричал нам, что все механики мира — греки, хорваты, поляки и прочие —
делают эту работу за восемь часов, и только мы тут размазываем кашу и еще
хотим мурыжить вторые сутки. Нон-стоп диско, сказал наш дед, и усеменил к
себе в каюту, напевая сложную греческую кантату.

Мы, конечно, работу сделали, закончив ее за полночь. Руки трясутся. Тяжело
попадать летающей крышкой весом в полторы тонны на посадочное место. Еще
тяжелей попасть летающим поршнем, у которого снизу шток в четыре метра и вес
две с половиной тонны, в цилиндр. Два человека стоят на оттяжках, пытаясь
загасить полет шмеля. Один на кране, направляет. Закрыли, обжали, залили,
проверили. Все в порядке. Доложили.

Второе утро. Дед: а теперь следующий цилиндр. Мы застыли в немом изумлении.
Качает-то так же! По памяти процитировали Блока и пошли на следующий подвиг
Геракла. Зная заранее, что надо сделать все сегодня, постарались закончить
часов в 10 вечера.

Третье утро. Дед: еще один цилиндр. Мы вспомнили Ахматову и Цветаеву,
немного процитировали вслух и пошли работать. Но чудодейственный источник
наших сил иссяк, мы еле переставляли ноги. Обычно эту работу выполняет
большее количество людей, чем три механика и полмоториста. Да и чистить надо
было до хрена, некоторые выхлопные окна были забиты коксом и сажей
полностью. Давно не чистили, что поделаешь.

На половине третьего дня мы усомнились в своих возможностях. Мы не на галеры
подписывали контракт, а на торговое судно конца 20-го века. Поршня и крышки
летали в воздухе по-прежнему. Второй позвонил деду и попросил закончить
завтра, ибо пипл устал. Второй был вызван к капитану и тот вежливо его
спросил, мол, отказываемся от работы?

Для тех, кто не знаком с тонкостями морского дела: в стандартном контракте,
который мы подписываем, есть статьи, по которым моряка могут списать за свой
счет, при этом моряк будет оплачивать как свою дорогу, так и билеты
едущего ему на смену человека. Вы правильно подумали, дорогу из любого конца
мира. Одна из этих статей — отказ от работы (другие причины: не говорит на
английском, пьет горькую, сеет межнациональную рознь, провозит контрабанду и
тому подобное).

Второй ответил, мол, никто не отказывается, мы просто попросили перерыв до
завтра. Ведь капитан не хочет, чтобы кто-то из работающих допустил ошибку и
при попытке удержать летающую двухтонную хрень кому-то отрезало, не дай Бог,
руку-ногу? Нет, нет, капитан не хотел. Он даже снизошел до того, что поведал
второму страшную греческую тайну. У нас нет разрешения проводить никаких
ремонтных работ здесь, сказал он, из-за плохой погоды. Мы должны быть в
постоянной готовности. То есть, двигатель вообще нельзя трогать.
Удивительно.

Ну конечно, мы снова вспомнили наизусть что-то из поэзии Пушкина и закончили
работу в тот же день. Больше нас не трогали целых полтора месяца.

Читайте также:  Датчик давления масла мерседес 113 двигатель

Источник

Моточистка главного двигателя

Раз уж так оказалось, что многим интересны морские темы, то продолжаю.
Итак, имеем судно-контейнеровоз вместимостью 4200 контейнеров. Через моря и океаны его толкает главный двигатель типа 8K90MC-C с выходной мощностью 36 500 квт. Из этой абракадабры понятно, что произвела его фирма MAN-B&W или один из ее его лицензиатов . хотя давайте разберем подробнее

8 — число цилиндров
К — означает «с укороченным ходом поршня», видимо от немецкого kurz
90 — диаметр поршня в сантиметрах
М — что это именно «двигатель» (наверное, опять-таки от немецкого motor)
С — с рапредвалом (camshaft controlled)
C — compact design

Хотя, конечно, трудно применить термин «компактный» к подобному сооружению, а ведь бывают и побольше! И гораздо больше!

Главные двигатели морских судов очень надежны, ну о-о-о-очень, но периодическое обслуживание никто не отменял. Один из видов такого ТО называется по-русски «моточистка» и заключается в выемке отработавшего свой срок поршня и установке нового. Начнем.

До некоторых пор подобная процедура производилась по истечение определенного числа часов работы конкретного поршня, а сейчас в планах ТО она значится как «по состоянию». На этом судне есть три поршня, которые не трогали с постройки, они наработали по 36 тыс часов. Но у нашего героя при очередном осмотре обнаружились сломанные кольца. Как их заменить, не вынимая поршень, никто пока еще не придумал. А жаль.

Новый поршень, который предстоит всунуть в двигатель, уже стоит в специальном гнезде платформы ГД (далее ГД = главный двигатель) и сияет своей головкой. Новый он лишь относительно — в свое время его тоже по какой-то причине извлекли из внутренностей ГД, заменили все что надо заменить, почистили все что надо почистить, и поставили ждать своей очереди. На судне такого размера имеется два запасных поршня, один все еще виден на заднем плане. А данный экземпляр готов к дальнейшим трудовым победам. Вот он поближе

В работе участвует вся машинная команда: три механика (2-й, 3-й, 4-й), токарь/сварщик, два моториста и один машинный кадет. Непосредственное участие не принимают старший механик (на нем общий контроль и объяснение причин, почему мы до сих пор еще возимся), и электромеханик, то есть я. Я в такой момент сижу в ЦПУ, отвечаю на звонки, реагирую на всякие алармы и устраняю их по мере своих разумений, а также периодически бегаю на палубу для контроля за погруженными рефконтейнерами. Натренированная команда может справиться с поршнем за 6-7 часов, но как ей натренироваться? Только на практике, а откуда ей взяться? Мы же не заводская ремонтная бригада, которая только этим и занимается. Филиппинцы работают на судне по 8-9 месяцнв, за такой срок обязательно приходится «дергать» хоть один поршень. Механики трудятся по 4 месяца и могут «проскочить мимо». Поэтому «выдергивание» поршня для нас событие нерядовое, для него надо выбрать стоянку подлиннее, на всякий случай.

Для начала надо открутить и убрать все, что мешает, а мешяет многое. Например, сегмент выхлопной трубы (это фото сделано на другом судне, поэтому не надо считать цилиндры и уличать меня в неточности)

Снять гидравлику, которая управляет выхлопным клапаном

Ну и много чего еще, что не попало в мой объектив. В принципе, процедура описана в инструкции по главному двигателю, так что если не знаешь или сомневаешься — смотри туда.

Снимается цилиндровая крышка. Для этого надо отдать специальные гайки, которыми она крепится к остову двигателя. Гайки затянуты со страшной силой, их не открутить никаким ключом. И вообще они круглые. Поэтому используется специальное гидравлическое устройство, которое давлением около 1000 бар прижимает крышку. Гайка при этом ослабляется. По сути это небольшой насос, приводимый в действие сжатым воздухом — это вон та голубая коробка. Человек рядом с ней — наш 2-й механик


На гайку одевается вот такой .. не знаю, как он называется, пусть будет колпак. Сверху в него через нечто вроде ниппеля подключается гидравлика

После создания нужного давления в прорезь колпака нужно вставить хотя бы отвертку- она попадет в соответствующее отверстие в гайке — и тогда очень лего эту гайку приотдать. Затем давление стравливается, колпак снимается, и можно продолжать крутить хоть руками.

Тут я заранее признаюсь в неточности, потому что наверняка найдутся знатоки и уличат меня: на предыдущих снимках показана процедура замены выхлопного клапана, а не снятия крышки. Но принцип тот же, только гайки расположены в других местах и их несколько больше. Именно процесс снятия крышки мне застать не удалось. Только самое начало:

Читайте также:  После замены масла появился стук в двигателе ваз 2114

И самый конечный результат

Крышка вместе с выхлопным клапаном отбуксирована судовым краном в угол и помещена на спецальную подставку, где на нее набрасываются 2-3 моториста с турбинками. Впоследствии она поедет на свое законное место.

Ну а мы теперь видим вот такую картину

Человек стоит на головке поршня. А что происходит внизу, в картере?

Тут тоже есть несколько гаек, но как с ними обращатся, мы уже знаем.

Валоповоротным устройством поршень поднимается в верхнюю мертвую точку. К нему цепляется специальное приспособление

и все это медленно вытаскивается судовым краном и увозится в сторону

Длина штока, между прочим, почти 4 метра, а весит все это около 4 тонн.

Временно его ставят вот сюда, на специальную опору

Здесь ему предстоит провести несколько суток. Его почистят, сделают таким же сверкающим, заменят сальник, а трудиться он будет в другом цилиндре.

Этот парень только что прибыл на судно, успел положить чемодан в каюту и переодеться.


и полез в цилиндровую пропасть, чистить продувочные окна. Диаметр поршня 90 см, человек отлично входит и выходит

Вот так выглядят уставшие кольца

А вот и виновник всего этого беспорядка

Бригада механиков одевает кольца на новый поршень

А бригада мотористов заканчивает цилиндровую крышку

Пока суть да дело, 2-й механик лезет в цилиндр делать замеры. Замеры диаметра цилиндровой втулки производятся в 11 точках, и чтобы не промахнуться и чтобы замеры всегда производились в одном и том же месте, имеется приспособление. Слева от механика видна направляющая с отверстиями, это и есть те самые 11 точек.

Ну а новому поршню пора занять свое законное место. Опять-таки с помощью крана его медленно опускают, и вот тут виден один из самых ответстветвенных моментов. С помошью специальной оправки кольца попадают в цилиндр

Потом надо не забыть все закрутить и подсоединить . описание процесса заняло у вас 30 минут, а сам процесс в натуре – почти 9 часов.

Источник

Что такое моточистка главного двигателя

Раз уж так оказалось, что многим интересны морские темы, то продолжаю.
Итак, имеем судно-контейнеровоз вместимостью 4200 контейнеров. Через моря и океаны его толкает главный двигатель типа 8K90MC-C с выходной мощностью 36 500 квт. Из этой абракадабры понятно, что произвела его фирма MAN-B&W или один из ее его лицензиатов . хотя давайте разберем подробнее

8 — число цилиндров
К — означает «с укороченным ходом поршня», видимо от немецкого kurz
90 — диаметр поршня в сантиметрах
М — что это именно «двигатель» (наверное, опять-таки от немецкого motor)
С — с рапредвалом (camshaft controlled)
C — compact design

Хотя, конечно, трудно применить термин «компактный» к подобному сооружению, а ведь бывают и побольше! И гораздо больше!

Главные двигатели морских судов очень надежны, ну о-о-о-очень, но периодическое обслуживание никто не отменял. Один из видов такого ТО называется по-русски «моточистка» и заключается в выемке отработавшего свой срок поршня и установке нового. Начнем.

До некоторых пор подобная процедура производилась по истечение определенного числа часов работы конкретного поршня, а сейчас в планах ТО она значится как «по состоянию». На этом судне есть три поршня, которые не трогали с постройки, они наработали по 36 тыс часов. Но у нашего героя при очередном осмотре обнаружились сломанные кольца. Как их заменить, не вынимая поршень, никто пока еще не придумал. А жаль.

Новый поршень, который предстоит всунуть в двигатель, уже стоит в специальном гнезде платформы ГД (далее ГД = главный двигатель) и сияет своей головкой. Новый он лишь относительно — в свое время его тоже по какой-то причине извлекли из внутренностей ГД, заменили все что надо заменить, почистили все что надо почистить, и поставили ждать своей очереди. На судне такого размера имеется два запасных поршня, один все еще виден на заднем плане. А данный экземпляр готов к дальнейшим трудовым победам. Вот он поближе

В работе участвует вся машинная команда: три механика (2-й, 3-й, 4-й), токарь/сварщик, два моториста и один машинный кадет. Непосредственное участие не принимают старший механик (на нем общий контроль и объяснение причин, почему мы до сих пор еще возимся), и электромеханик, то есть я. Я в такой момент сижу в ЦПУ, отвечаю на звонки, реагирую на всякие алармы и устраняю их по мере своих разумений, а также периодически бегаю на палубу для контроля за погруженными рефконтейнерами. Натренированная команда может справиться с поршнем за 6-7 часов, но как ей натренироваться? Только на практике, а откуда ей взяться? Мы же не заводская ремонтная бригада, которая только этим и занимается. Филиппинцы работают на судне по 8-9 месяцнв, за такой срок обязательно приходится «дергать» хоть один поршень. Механики трудятся по 4 месяца и могут «проскочить мимо». Поэтому «выдергивание» поршня для нас событие нерядовое, для него надо выбрать стоянку подлиннее, на всякий случай.

Читайте также:  Нормальное давление масла в двигателе 421

Для начала надо открутить и убрать все, что мешает, а мешяет многое. Например, сегмент выхлопной трубы (это фото сделано на другом судне, поэтому не надо считать цилиндры и уличать меня в неточности)

Снять гидравлику, которая управляет выхлопным клапаном

Ну и много чего еще, что не попало в мой объектив. В принципе, процедура описана в инструкции по главному двигателю, так что если не знаешь или сомневаешься — смотри туда.

Снимается цилиндровая крышка. Для этого надо отдать специальные гайки, которыми она крепится к остову двигателя. Гайки затянуты со страшной силой, их не открутить никаким ключом. И вообще они круглые. Поэтому используется специальное гидравлическое устройство, которое давлением около 1000 бар прижимает крышку. Гайка при этом ослабляется. По сути это небольшой насос, приводимый в действие сжатым воздухом — это вон та голубая коробка. Человек рядом с ней — наш 2-й механик


На гайку одевается вот такой .. не знаю, как он называется, пусть будет колпак. Сверху в него через нечто вроде ниппеля подключается гидравлика

После создания нужного давления в прорезь колпака нужно вставить хотя бы отвертку- она попадет в соответствующее отверстие в гайке — и тогда очень лего эту гайку приотдать. Затем давление стравливается, колпак снимается, и можно продолжать крутить хоть руками.

Тут я заранее признаюсь в неточности, потому что наверняка найдутся знатоки и уличат меня: на предыдущих снимках показана процедура замены выхлопного клапана, а не снятия крышки. Но принцип тот же, только гайки расположены в других местах и их несколько больше. Именно процесс снятия крышки мне застать не удалось. Только самое начало:

И самый конечный результат

Крышка вместе с выхлопным клапаном отбуксирована судовым краном в угол и помещена на спецальную подставку, где на нее набрасываются 2-3 моториста с турбинками. Впоследствии она поедет на свое законное место.

Ну а мы теперь видим вот такую картину

Человек стоит на головке поршня. А что происходит внизу, в картере?

Тут тоже есть несколько гаек, но как с ними обращатся, мы уже знаем.

Валоповоротным устройством поршень поднимается в верхнюю мертвую точку. К нему цепляется специальное приспособление

и все это медленно вытаскивается судовым краном и увозится в сторону

Длина штока, между прочим, почти 4 метра, а весит все это около 4 тонн.

Временно его ставят вот сюда, на специальную опору

Здесь ему предстоит провести несколько суток. Его почистят, сделают таким же сверкающим, заменят сальник, а трудиться он будет в другом цилиндре.

Этот парень только что прибыл на судно, успел положить чемодан в каюту и переодеться.


и полез в цилиндровую пропасть, чистить продувочные окна. Диаметр поршня 90 см, человек отлично входит и выходит

Вот так выглядят уставшие кольца

А вот и виновник всего этого беспорядка

Бригада механиков одевает кольца на новый поршень

А бригада мотористов заканчивает цилиндровую крышку

Пока суть да дело, 2-й механик лезет в цилиндр делать замеры. Замеры диаметра цилиндровой втулки производятся в 11 точках, и чтобы не промахнуться и чтобы замеры всегда производились в одном и том же месте, имеется приспособление. Слева от механика видна направляющая с отверстиями, это и есть те самые 11 точек.

Ну а новому поршню пора занять свое законное место. Опять-таки с помощью крана его медленно опускают, и вот тут виден один из самых ответстветвенных моментов. С помошью специальной оправки кольца попадают в цилиндр

Потом надо не забыть все закрутить и подсоединить . описание процесса заняло у вас 30 минут, а сам процесс в натуре – почти 9 часов.

Источник

Adblock
detector