Что такое лапа двигателя

Исполнение электродвигателей по способу монтажа

Электрические двигатели постоянного или переменного тока применяются в качестве привода различных механизмов и установок на предприятиях как легкой, так и тяжелой промышленности, в агропромышленном комплексе, а также в быту. Огромный ассортимент электрических двигателей, выпускаемых российскими и зарубежными производителями, требует унификации не только по основным электрическим характеристикам и присоединительным размерам, но и по конструктивному исполнению и способу установки.

Конструктивное исполнение электродвигателей по способу монтажа регламентируется ГОСТ 2479 и состоит из буквенно-цифрового обозначения. Буквенная часть состоит из двух букв латинского алфавита IM, а цифровая – из четырех цифр.

Конструктивное исполнение электродвигателя

Обозначается цифрой от 1 до 9 и определяет форму электродвигателя, наличие у него «лап», фланца, стояковых подшипников и других конструктивных элементов:

  • «1» — с одним или двумя подшипниковыми щитами и специальными «лапами» (съемными или являющимися частью корпуса), в том числе с пристроенным редуктором;
  • «2» — со стационарными или съемными «лапами», с одним или двумя фланцами, которые являются частью подшипникового щита;
  • «3» — без стационарных или съемных «лап» с одним или двумя фланцами, которые являются частью подшипникового щита;
  • «4» — без стационарных или съемных «лап» с подшипниковыми щитами и фланцем, который расположен на станине;
  • «5» — без подшипниковых щитов;
  • «6» — без стационарных или съемных «лап» с подшипниковыми щитами и одним или несколькими подшипниками, установленных на отдельных независимых опорах;
  • «7» — без стационарных или съемных «лап», без подшипниковых щитов и одним или несколькими подшипниками, установленных на отдельных независимых опорах;
  • «8» — с вертикальным расположением вала. Кроме электрических машин, которые относятся к конструктивному исполнению IM1-IM4;
  • «9» — изготовленные с учетом специального или индивидуального способа монтажа.

Способ монтажа электрического двигателя

Обозначается двумя цифрами, по которым можно определить расположение электродвигателя в пространстве относительно места крепления к фундаменту или опорной плоскости приводимого механизма, направление вала (вверх, вниз, вправо, влево, в любом положение), а в двигателях фланцевого исполнения – размер фланца: большой или малый (цокольный), а также их доступность для технического обслуживания.

Исполнение вала

Четвертая цифра в маркировке конструктивного исполнения и способа монтажа электрических двигателей указывает на количество вылетов вала и его форму:

  • «1» — двигатель с единственным вылетом вала, конец которого имеет цилиндрическую форму;
  • «2» — двигатели, имеющие два вылета вала, концы которых имеет цилиндрическую форму;
  • «3» — двигатель с единственным вылетом вала, конец которого имеет коническую форму;
  • «4» — двигатели, имеющие два вылета вала, концы которых имеет коническую форму;
  • «5» — двигатель с единственным вылетом вала, конец которого предназначен для фланцевого присоединения к механизму;
  • «6» — двигатели, имеющие два вылета вала, концы которых предназначены для фланцевого присоединения к механизму;
  • «7» — двигатели, имеющие два вылета вала, с одним концом со стороны привода (предназначенным для фланцевого присоединения к механизму) и вторым, имеющим цилиндрическую форму (с противоположной стороны);
  • «8» — двигатели, имеющие два вылета вала, причем со стороны привода располагается конец цилиндрической формы, а с противоположной стороны конец вала, предназначенный для фланцевого присоединения;
  • «9» — исполнение вала, не входящее в предыдущие группы.

Подбор электродвигателей должен осуществляться с учетом всех особенностей эксплуатации.

В общепромышленных приводах двигатели конструктивного исполнения 4-9 используются крайне редко. Наиболее распространенными являются двигатели на «лапах», а также фланцевого и комбинированного исполнения.

Двигатели с креплением на «лапы» используются при наличии достаточного свободного пространства, а также приведения в движение механизмов, не требующих большой точности при сочленении валов. Для передачи вращающего момента используются упругие и цепные муфты, ременная передача или прямой привод.

Электродвигатели с нормальным или цокольным фланцем используются, в условиях дефицита эксплуатационного пространства, а также когда требуется обеспечить максимальную точность центрировки валов. Для этого на подшипниковом щите имеется центрирующий выступ.

Использование электродвигателей с комбинированным способом крепления позволяет значительно снизить вибрационные нагрузки, возникающие во время эксплуатации. Достигается это благодаря двойной фиксации – к механизму и к бетонированному фундаменту.

Читайте также:  Двигатель шевроле ланос принцип работы

Оригинал статьи размещен на нашем сайте cable.ru .

Если этот материал был для Вас полезным, поделитесь им в социальных сетях!

А для того, чтобы не пропустить выход новых статей, ставьте «лайк» и подписывайтесь на наш канал: Кабель.РФ: всё об электрике .

Источник

Способы крепления электродвигателей и их описание

Общие понятия

Выполняя монтаж электрического пусковика, важно учитывать его классификацию по конструктивному изготовлению, способ установки (IM), уровень защищенности (IP), способу охлаждения (IC).

Конструктивным изготовлением электрического пускового агрегата называется нахождение его валов и подшипников по отношению к крепежным элементам.

Способ установки — придание агрегату устойчивости и соединение с приводным агрегатом для выполнения дальнейшей работы.

Уровень защищенности — способность эффективной работы во взрывоопасной среде, а также в помещениях с высоким уровнем содержания пыли или влаги.

Способ охлаждения — вариант, применяемый для снижения температуры работающего двигателя.

Нормативно-правовые документы

Основным документом, который определяет варианты крепления электродвигателей в зависимости от ох исполнения, является ГОСТ 2479-79. Этот документ определяет буквенно-цифровую маркировку, которая несет информацию о способе монтажа двигателя.

Например, маркировка IM 1072 обозначает:

  • IM — международное определение способа монтажа;
  • первая цифра (1) — конструктивное изготовление двигателя. Имеет классификацию от 1 до 9, которое определяет форму двигателя и фланца;
  • вторая и третья цифры (07) — способ монтажа и положение концов валов;
  • четвертая цифра (2) — вариант изготовления конца вала. Имеет классификацию от 1 до 8.

Как определить способ крепления

В упрощенном варианте электродвигатели можно разделить на три основных крепежных способа и два комбинированных.

Это могут быть следующие способы крепления:

  1. Электродвигатель на лапах.
  2. Электродвигатели, оснащенные большим фланцем.
  3. Электродвигатели, оснащенные малым фланцем.
  4. Электродвигатель на лапах, оснащенный большим фланцем.
  5. Электродвигатель на лапах, оснащенный малым фланцем.

Каждый из этих способов имеет свои особенности и применение.

Электрический мотор на лапах

Это самый простой и надежный способ. Под названием лапы принято понимать посадочные площадки или кронштейны с плоской нижней поверхностью, оборудованные технологическими отверстиями для крепления.

Лапы бывают монолитными и составляют с корпусом единое целое. Многие электродвигатели оборудуются съемными опорами, в результате чего повышаются универсальные характеристики электромотора. Это дает возможность крепить лапы с любой стороны двигателя и монтировать его в любом положении. В такой ситуации меняется место расположения клемной коробки.

Электродвигатели с лапным креплением применяются в случаях, когда передача крутящего момента с двигателя на машину и нагрузка передаются через вал, а в качестве соединительного элемента используется зубчатая муфта или ременная передача.

Электродвигатели, оснащенные большим фланцем

Независимо от размера, фланцем электрического двигателя называется круглая поверхность ровной формы, которая расположена со стороны выходного вала двигателя, с выполненными по кругу монтажными отверстиями.

Характерными отличиями большого фланца являются его диаметр и центрирующий выступ. Большой фланец имеет диаметр, который превышает диаметр или ширину корпуса двигателя. Центрирующий выступ предназначен для точной установки и фиксации электродвигателя в окончательном положении.

Монтаж электромоторов с большим фланцем проводится на тех агрегатах, в который необходимо добиться максимальной точности соотношения валов и нагрузки на них.

Электродвигатели, оснащенные малым фланцем

Фланец малого размера имеет такую же форму, как и его аналог большого размера. Отличием малого фланца является то, что его диаметр имеет размер, равный диаметру или ширине корпуса двигателя, либо меньше их по размеру.

Монтаж электромоторов с малым фланцем проводится на тех агрегатах, в которых слабое биение валов, а также небольшая нагрузка на валы двигателя и приводного агрегата. При этом, сами механизмы имеют небольшие размеры. Точность соединения валов обеспечивает небольшой центрирующий выступ.

Электродвигатели с лапами и фланцем

Крепление электродвигателя на лапах и фланце зачастую носит название комбинированного способа. Этот вариант крепления повышает надежность при работе, снижает вибрацию агрегатов и износ их частей, повышает срок службы механизмов.

Комбинированный способ крепления применяют, когда используются моторы и приводные механизмы больших габаритов. В основном, это агрегаты промышленного использования.

Крепление электродвигателя к приводу или машине проводится при помощи фланца. К опорной поверхности двигатель крепится при помощи лап. При таком способе крепления электродвигатель является несущим элементом всей конструкции.

Применяется такой способ в тех случаях, когда необходимо обеспечить высокую жесткость и устойчивость конструкции и максимально снизить ее вибрацию.

Опора под электрический двигатель

Выбирать способ крепления необходимо с учетом опоры, на которую будет проводиться монтаж электродвигателя. Это может быть жесткая опора или рама.

Жесткой опорой может служить пол или фундамент, в который заранее вмонтированы крепежные болты под посадочные отверстия будущего мотора. Такая опора выполняется под определенные моторы. В основном, это электродвигатели больших размеров, которые устанавливают стационарно. Основным требованием для такой основы является наличие ровной поверхности, которая должна иметь запас прочности, исключающий ее деформацию или разрушение.

Читайте также:  Двигатель 165 fmm характеристики

Опора из рамы является простым решением. Для изготовления рамы используются металлические швеллера, уголок или балка. Важным моментом в изготовление рамы является ее прочность. Она должна выдерживать общий вес всей конструкции и обеспечить работу узлов и агрегатов без вибрации.

Источник

А вы знаете, как устроен и работает асинхронный двигатель?

Асинхронные электрические машины повсеместно эксплуатируются для решения самых различных задач народного хозяйства, промышленного сектора и бытовых нужд населения. Такая популярность данного типа электродвигателей обусловлена их техническими особенностями. И в данной статье мы расскажем про устройство и принцип работы асинхронного двигателя.

Что такое асинхронный двигатель?

В соответствии с п.60 ГОСТ 27471-87 под асинхронной машиной следует понимать такой бесколлекторный агрегат, у которого отношение частоты вращения ротора к частоте электрического напряжения в питающей сети будет зависеть от подключаемой нагрузки. А возникающая разность движения описывается функцией скольжения, как соотношение:

  • n1 – скорость вращения ротора асинхронного двигателя;
  • n – скорость вращения магнитного поля статора;
  • s – скольжение, вычисляется в процентах.

Устройство асинхронного двигателя

В промышленных масштабах производиться несколько видов асинхронных электрических машин. Они могут отличаться местом установки обмоток, способом их укладки, мощностью, типом ротора и т.д. В качестве примера мы рассмотрим наиболее типовое устройство. Конструктивно асинхронный двигатель состоит из таких компонентов:

Но, следует отметить, что это лишь один из видов таких двигателей, на практике вы можете встретить электрические машины с короткозамкнутым или фазным ротором. Также распространенной конструкцией является беличья клетка в алюминии.

Принцип действия

В трехфазном асинхронном двигателе фазные обмотки смещены в пространстве относительно друг друга на 120°. В классическом варианте они установлены на статоре и наводят ЭДС взаимоиндукции в роторе.

При подаче питания на электродвигатель произойдет следующее:

  • В обмотках агрегата будет протекать электрический ток, который наведет ЭДС взаимоиндукции в роторном железе.
  • За счет замкнутого проводящего контура в роторе возникнут собственные токи, и, как результат их протекания, электромагнитное поле.
  • После этого магнитное поле статора начнет увлекать за собой ротор по мере смены интенсивности и значения на каждом полюсе.

Для примера рассмотрим данный процесс в нескольких положениях синусоид на обмотках двигателя.

Как видите на рисунке 2, в данной точке максимум магнитного поля придется на полюс 2 – положительный и 5 – отрицательный. Ротор начнет притягиваться к ним, затем кривая напряжения переместиться в следующую точку и картина распределения магнитного поля будет выглядеть следующим образом:

Как видите на рисунке 3, здесь максимум магнитного потока приходится на полюс 1 и 4, к которым и притягивается ротор электродвигателя. Далее, в зависимости от смены напряжения во времени будет происходить вращательное движение вала.

Еще больше информации о асинхронном двигателе смотрите в видео:

Источник

Варианты монтажного крепления электродвигателя

КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПО СПОСОБУ МОНТАЖА

Монтажное исполнение im1001 могут иметь самые разные электродвигатели:
-общепромышленные асинхронные АИР, А, 5А, 5АИ, АДМ и др.
-крановые электродвигатели МТН, MTF, МТКН, MTKF и др.
-взрывозащищенные двигатели ВА, 4ВР, АИМ и др.
-электродвигатели с повышенным скольжением АИРС, АС, АИРСМ и др.

У импортных электродвигателей, произведенных по стандартам DIN (CENELEK), данное исполнение IM 1001 маркируется по-другому IMB3, но обозначает то же самое — способ крепления на лапах с одним цилиндрическим валом.

Исполнение 1001 не позволяет устанавливать электродвигатель валом вверх или валом вниз, крепить можно только горизонтальным способом. А вот небольшие электродвигатели (как правило, весом до 100кг) выпускаются в исполнении IM1081, что позволяет крепить и эксплуатировать их в любом положении.

Электродвигатели монтажного исполнения IM 1001 широко используются в промышленных агрегатах — насосах, центробежных вентиляторах, дымососах, воздуходувках, конвеерах, прессах, дробилках и т. д. Двигатель IM1001 это стандартная позиция, всегда есть в наличии на складе. >

Виды монтажного исполнения:
IM1001 (IM1081) — лапы IM:B3
IM 2 001 (IM 2 081) — комбинированный (лапы/фланец) IM:B35
IM 3 001 (IM 3 081) — фланец IM:B 5
IM 2 101 (IM 2 181) — комбинированный (лапы/фланец) IM:B34
IM 3 601 (IM 3 681) — фланец IM:B14

IM1011 — лапы IM:V5 валом вниз
IM 2 011 — комбинированный (лапы/фланец) IM:V15 валом вниз
IM 3 011 — фланецевый IM:V1 валом вниз
IM 2 1 1 1 — комбинированный (лапы/фланец) IM:V17 валом вниз
IM 3 6 1 1 — фланец IM:V18 валом вниз

IM10 3 1 — лапы IM:V6 валом вверх
IM 2 0 3 1 — комбинированный (лапы/фланец) IM:V35 валом вверх
IM 3 0 3 1 — фланецевый IM:V3 валом вверх
IM 2 1 3 1 — комбинированный (лапы/фланец) IM:V37 валом вверх
IM 3 6 3 1 — фланец IM:V19 валом вверх

Читайте также:  Какое масло для двигателя лучше для субару форестера

IM10 5 1 (IM10 6 1) — горизонтальное крепление на лапах к вертикальной поверхности
IM10 7 1 — горизонтальное крепление лапами вверх

IM100 2, IM 2 00 2, IM 3 00 2 и т.д. — с двумя концами выходного вала

Конструктивное исполнение электрическиких машин по способу монтажа (крепление и сочленение) и условное обозначение этих исполнений в технической документации установлены ГОСТ 2479-79.

Условное обозначение состоит из двух букв латинского алфавита IM и четырех цифр: IM Х Х Х Х
Для конструктивных исполнений, предусмотренных ГОСТ 2479-79, но не входящих в СТ СЭВ 246-76 и публикацию МЭК 34-7, установлено условное обозначение одной буквой М и теми же цифрами.
Стандарт устанавливает следующие условные обозначения. Первая цифра — конструктивное исполнение:
1 — на лапах с подшипниковыми щитами;
2 — на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах),
3 — без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном подшипниковом щите;
4 — без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине,
5 — без подшипниковых щитов,
6 — на лапах с подшипниковыми щитами и со стояковыми подшипниками;
7 — на лапах со стояковыми подшипниками (без подшиниковых щитов);
8 — с вертикальным валом, кроме групп от IM1 до IM4,
9 — специального исполнения по способу монтажа.

Вторая и третья цифры — способы монтажа (пространственное положение машины) и направление конца вала, причем в обозначении направления конца вала (3-я цифра) цифра 8 обозначает, что машина может работать при любом из направлений конца вала, определенных цифрами 0-7, а цифра 9 указывает, что направление конца вала машины отлично от определенных цифрами от 0 до 8. В этом случае направление конца вала указывается дополнительно в технической документации.
Четвертая цифра обозначает исполнение конца вала электрической машины:
0 — без конца вала,
1 — с одним цилиндрическим концом вала,
2 — с двумя цилиндрическими концами вала,
3 — с одним коническим концом вала,
4 — с двумя коническими концами вала,
5 — с одним фланцевым концом вала,
6 — с двумя фланцевыми концами вала,
7 — с фланцевым концом вала на стороне D и цилиндрическим концом вала на стороне N, причем под стороной D понимается при одном конце вала для двигателей — приводная, а для генераторов
— приводимая сторона; при двух концах вала — сторона с концом вала большего размера, а при равных диаметрах для машин на лапах с коробкой выводов, расположенных не сверху, — сторона, с которой коробка выводов видна справа,
8 — прочие исполнения конца вала.

Буквенные обозначения установочно-присоединительных и габаритных размеров электрических машин регламентированы ГОСТ 4541-70. Стандартом предписано применять для обозначений строчные буквы латинского и греческого алфавитов с подстрочными индексами:
b — ширина(в направлении, перпендикулярном оси вала);
d — диаметр;
h — высота;
l — длина (в направлении оси вала);
r — радиус;
t — размер в шпоночных соединениях;
а — угловой размер.

Подстрочные индексы к буквенным обозначениям установлены в зависимости от их назначения:
1 — 9 — для валов;
10 — 19 — для размеров лап и фундаментных плит;
20 — 29 — для размеров фланцев ;
30 — 80 — для остальных установочно-присоединительных размеров;
80 и более — для размеров агрегатов и специальных машин.

Для упрощения монтажа электрических машин и агрегатов с горизонтальной осью вращения и непосредственно соединяемых с ними на общем или разных основаниях неэлектрических вращающихся машин (ведомых и ведущих) установлен единый нормализованный ряд высот осей вращения.
Согласно ГОСТ 13267-73 за высоту оси вращения принимают расстояние от оси вращения до опорной плоскости машины. Толщина регулировочных прокладок, применяемых при установке машины, в высоту оси вращения не входит. Дистанционная прокладка входит в высоту оси вращения.

Вводные устройства (коробки выводов) электродвигателей серий АИ и 5А располагаются сверху станины и допускают разворот с фиксацией через 180°.
Конструкция коробок выводов предусматривает возможность подсоединения кабелей с медными и алюминиевыми жилами, с оболочкой из резины или пластика, а также проводов в гибком металлическом рукаве. Ввод осуществляется через один или два штуцера, либо через удлинитель под сухую разделку или эпоксидную заделку кабеля.
Вводные устройства имеют следующие исполнения:
К3 I — с клеммной панелью выводов и одним штуцером;
К3 II — с клеммной панелью выводов и двумя штуцерами;
К3М — с клеммной панелью выводов и удлинителем;
К2 I — без клеммной панели выводов и с одним штуцером;
K2II — без клеммной панели выводов и с двумя штуцерами.

Источник