Что такое контактор для двигателя

Пускатели? Контакторы? — давайте разбираться!

И снова Здравствуйте!

Не прошло и дня как я жаловался на то, что Дзен жадничает и не дает мне повод вновь встретится с Вами, как на глаза мне попалась следующая статья канала Олег Т — «Вы знали для чего нужен контактор? Ответ здесь!» (желающие без труда найдут мой источник вдохновения на просторах Дзена). Впечатленный заголовком я отправился знакомиться с публикацией автора и — Вот он! — очередной бред который мы с вами обсуждаем в моих статьях. Поехали:

Если Вы далеко не первый год работаете в сфере электрики, то точно сталкивались с таким устройством, как контактор и уже знаете о его предназначении и функционале. Наша статья посвящена новичкам, которым только предстоит встретиться с таким незаменимым устройством в будущем.

Как пример контактора автор тут же приводит фото (не будем копировать из статьи автора, благо на просторах интернета куча фото таких устройств):

Я — » далеко не первый год работаю в сфере электрики» и конечно же » не один раз сталкивался с данным устройством» , но вот в чем проблема, когда я получал электротехническое образование в Волгоградском металлургическом техникуме (а Образование в те времена действительно было Образованием с большой буквы) нас учили, что данное устройство называется ПУСКАТЕЛЬ. Правда выглядели они в те времена немного иначе:

Страшные да? Но по сравнению с нынешними компактными пускателями их можно было разобрать и собрать как автомат Калашникова, они были 100% ремонто-пригодными и полностью менялись, только в случае полного и безвозвратного уничтожения в результате 3-х фазного короткого замыкания на контактах. Я ни в коем случае не хочу сказать, что нынешние устройства хуже, в плане удобства монтажа и компактности они даже лучше, но как говориться — просто к слову пришлось.

Но вернемся к нашему гостю:

По сути, контактор — это электрическое переключающее устройство, применяемое с целью включения и выключения электрической цепи

Вот тут автор уже нуждается в нашей помощи, потому что путает не только наименование, но и назначение данного устройства.

Мы уже выяснили, что называется данное устройство «ПУСКАТЕЛЬ» от слова ПУСКАТЬ, ЗАПУСКАТЬ в работу. И предназначено оно для включения 3-х фазных потребителей. Основное его предназначение запуск в работу трех фазных асинхронных двигателей, а основная задача — подать электрическое напряжение в три фазы потребителя одновременно. Т.е. пускатель просто конструктивно не может ничего переключать. У него нет переключающих контактов.

Благодаря передовым технологиям ими можно управлять удаленно, что делает их более безопасными и эффективными

Что же это за ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, которые управляют пускателями удаленно?

Перед Вами схема включения пускателя с самоподхватом и кнопочной станцией «пуск-стоп» существующая с прошлого века. Специалисты и так знают, а для любознательных (из поколения ЕГЭ) расскажу как работают эти «передовые технологии»- пускай мой канал будет еще и образовательным:

Круглая штука в левом нижнем углу схемы — электрический двигатель который необходимо включить.

Прямо над ним три силовых контакта пускателя КМ — при помощи него мы будем подавать в обмотки двигателя так необходимые ему три фазы.

Еще один контакт КМ (правее) — блок-контакт пускателя который включается одновременно с силовыми контактами — он менее мощный (его назначение Вы скоро узнаете).

Паукообразные SB1 (кнопка стоп) и SB2 (кнопка пуск) — живут в примерно вот такой кнопочной станции:

Прямоугольник КМ — электромагнитная катушка управления пускателем

Обращаю внимание, что для управления в данной схеме используется межфазное напряжение величиной 380в. — т.е. катушка управления рассчитана именно на это напряжение. При рабочем напряжении катушки 220в. цепь управления включается между фазой и нулем.

Итак, принцип работы передовых технологий прост:

Жмем на кнопку «ПУСК» (SB2) и подаем питание на катушку пускателя, ждем, когда пускатель включится (должно нормально так хлопнуть) и двигатель начнет вращаться (должно нормально так загудеть). Вместе с силовыми контактами КМ замкнется и блок-контакт (КМ справа) теперь, если мы отпустим кнопку «ПУСК» (SB2) катушка пускателя все равно будет включена через блок-контакт — произошел «самоподхват».

Все будет работать до тех пор пока мы не нажмем кнопку «СТОП» (SB1) при этом цепь питания разорвется, катушка пускателя обесточится и произойдет размыкание силовых контактов КМ. Двигатель остановится.

Как видите все просто, а самое главное существует уже очень много лет.

В хорошие времена, при приеме на работу электромонтера, первый вопрос который ему задавал мастер: «А нарисуй ка мне схему «Пуск-Стоп» и если кандидат не мог этого сделать, с ним дальше даже не разговоривали.

Теперь о контакторах. Такие устройства тоже существуют, правда выглядят они несколько иначе:

Читайте также:  Двигатели для суперджет характеристики

Их назначение аналогично пускателям, но работают они с гораздо более высокими токами, об этом говорят мощные дугогасительные камеры одетые на контакты и служащие для погашения мощной электрической дуги, возникающей при размыкании электрической цепи. Эти камеры защищают контакты от выгорания.

В завершении приведу еще одну неверную информацию от нашего гостя:

Контакторы классифицируются на однополюсные и двухполюсные устройства, реже – трехполюсные.

Все коммутирующие устройства в силовых электрических схемах рассчитаны так, чтобы при их отключении нагрузка полностью изолировалась от сети питания. Что это значит простым языком? А вот что:

  • для отключения трех фазной нагрузки необходимо разомкнуть ТРИ контакта
  • для отключения однофазной нагрузки необходимо разомкнуть ДВА контакта

За свою практику (а она у меня есть, уж поверьте мне) я ни разу не встречал однополюсные пускатели или контакторы.

В большинстве случаев, не смотря на утверждение автора, применяются как раз трех полюсные устройства.

Реже двухполюсные, например вот такие:

Они используются например для замыкания обмоток двигателей постоянного тока на тормозные резисторы при торможении.

Вот теперь наверное все.

Отправляем автора учить мат-часть, что бы в дальнейшем он не путал своего читателя и информация в его статьях была действительно полезной.

До скорых встреч!

Читайте умные статьи!

Подписывайтесь на канал! Будет еще интереснее!

Источник

Контакторы: конструкция и типы

Контактор – это один из главных элементов управления электродвигателем, который служит размыкающим переключателем, а также выполняет работу пускателя двигателя плавного пуска или частотного преобразователя. Но самый идеальный вариант – осуществлять управление электродвигателем с помощью контактора, потому что он дает возможность реализации дистанционного управления. Одно из главных преимуществ контакторов – коммутационная долговечность, несколько тысяч операций.

Для контактора необычайно важно наличие качественных характеристик силовых и управляющих цепей. Для производства выбора контактора для коммутирования электрооборудования необходимо представлять определенную информацию, характеризующую цепи управления и силовые цепи, паспортные данные содержат следующую информацию:

Для цепей управления:

  • Тип управляющего контакта и частота для цепей переменного тока.
  • Номинальное значение напряжение и напряжение управления.

Для силовых цепей:

  • Рабочее напряжение, номинальное значение. Это показатель равен напряжению между фазами и определяет, наряду с замыкающей и размыкающей способностью, эксплуатационным режимом и пусковыми характеристиками рабочие параметры использования цепей.
  • Рабочий ток, его номинальное значение, на которое рассчитан контактор или номинальная мощность. Эти показатели служат для определения рабочих условий электродвигателя, если контактор предназначен для прямого управления электродвигателем, могут быть введены дополнительные параметры, такие как максимальная мощность.

Стоит обратить внимание на дополнительную информацию, такую как:

  • Рекомендованные рабочие режимы и класс повторно-кратковременного режима, определяющие рабочие циклы оборудования.
  • Максимальная величина тока, которую контактор сможет коммутировать с гарантированной вероятностью.

Конструкция контактора

Контактор состоит из нескольких основных частей:

  • полюс;
  • катушка;
  • дополнительные контакты.

Рис. №1 Вид сдвоенного и одинарного контактора.

Эти элементы используются для осуществления замыкания и размыкания тока в силовой цепи. Габаритный размер полюса зависит от тока, на который рассчитан контактор, полюс позволяет обеспечить непрерывную работу без критического повышения температурного порога. Состоит элемент из подвижной части и неподвижного фиксированного контакта. На подвижной части находится пружина, осуществляющая давление на замыкающие контакты. Специальное серебряное напыление, соответствующая инновационная обработка способствуют продолжительности работы, долговечности и механической прочности.

Два основных типа контакторов

Контакторы распределяются на два вида и могут быть одинарными и сдвоенными.

Сдвоенные контакторы используются для тяжелых условий работы.

Одинарный контактор содержит в своей конструкции электромагнитное устройство, служащее для эффективного гашения электрической дуги. Он рекомендуется для цепей постоянного тока и тяжелых эксплуатационных условий, таких как: использование для железнодорожного оборудования, гидроэлектростанций, для индукционных печей и т. д.

Контактор должен осуществлять гашение дуги, возникающее при разрыве электрической цепи. При этом дуга не должна быть слишком короткой (быстрой), чтобы не вызвать перенапряжения в сети и недлинной, чтобы не способствовать разрушению материалов, из которых состоит контактор. Сопротивление дуги находится в прямой зависимости от числа свободных электронов, присутствующих в плазме Ферромагнитные элементы, из которых состоят дугогасящие камеры и помещенные в область дуги обязательно присутствуют в конструкции полюсов. Они должны развернуть дугу в нужном направлении, это так называемое магнитное взрывание, так они будут способствовать охлаждению среды и контактного соединения после гашения дуги. Для защиты от перегрузки контакторы совмещают с электронными или тепловыми реле перегрузки.

Источник

Узнайте, зачем нужен контактор и выберите себе подходящий!

Любой дом или квартира в наши дни имеет устройства автоматики : таймеры, датчики движения, термостаты и так далее. Эти устройства упрощают нам жизнь и, без сомнения, с каждым годом их будет всё больше.

Такой прибор, как » контактор » — мощное силовое реле , неразрывно связан с любой автоматикой и без него вы вряд ли обойдётесь . Поэтому засучим рукава и разберёмся, что это такое и «с чем его едят». Оставайтесь с нами и очень скоро вы поймёте, какая это удобная штука !

Суть контактора

Как мы сказали выше, контактор это мощное реле . В любом реле есть две главные части :

  • катушка , на которую подаётся управляющее напряжение и которая создаёт притягивающее поле;
  • группа контактов , меняющих своё положение (состояние) под действием магнитного поля катушки.

Как можно использовать подобное устройство? Например, если у нас есть электронный блочок дистанционного управления , как на фото выше, мы можем включать с его помощью не только лампочку или другой слабый прибор, но и очень мощные нагрузки — электрокотёл и даже весь дом (квартиру) целиком.

Читайте также:  При замене блока двигателя какие нужны документы

Для этого, нужно подать напряжение с блочка на катушку контактора . Этот слабый ток вызовет магнитное поле , которое притянет мощные контакты реле и включит наш мощный потребитель. А когда напряжение на входе пропадёт, контакты вернутся в исходное («нормальное») состояние .

Как выбрать контактор

А теперь приготовьтесь — дальнейшее чтение сделает вас умнее большинства электриков по теме контакторов!

Для того, чтобы контактор заработал как надо, нужно два условия :

  • управляющее напряжение должно равняться напряжению катушки (обычно это 220 Вольт);
  • мощные контакты должны быть рассчитаны на ток , потребляемый приборами, которые вы собираетесь включать.

С катушкой всё более-менее понятно: читаем надпись на контакторе и проверяем. А вот с током нагрузки всё сложнее. Существует два типа контакторов:

  • » обычный » контактор, в основном применяемый для электродвигателей ;
  • контактор » для проводок «: небольшое устройство в модульном корпусе , которое ставится в щиток рядом с автоматами.

Если на первом контакторе будет написано 25 Ампер , взгляните на буквы и цифры рядом с этой цифрой — скорее всего там будет написано » AC-3 «. Это так называемая » категория применения » и она означает, что если мы подключим электродвигатель с током 25 Ампер, этот контактор без проблем будет его пускать и останавливать.

А вот модульные контакторы предназначены для других потребителей — намного менее агрессивных в плане пускового тока. Поэтому, перед номинальным током на их корпусе стоит маркировка » AC-1 «. Из этого следует вот что:

  • контактор для проводок нельзя применять для электродвигателей, либо нужно уменьшать его номинал как минимум в два раза ;
  • контактор для двигателейможно использовать для проводок, причём на вдвое больший ток, чем указан на его корпусе: главное ухитриться запихнуть эту бандуру в щиток (и не пугаться громких щелчков при переключениях).

Заключение

Надеемся, теперь контакторы для вас стали немного ближе и понятнее — ведь ничего сложного в них нет! В следующей статье мы разберём пример, как подключать модуль Wi-Fi через контактор , чтобы с помощью смартфона запускать электрическое отопление в доме.

Ставьте лайк и подписывайтесь: у нас в запасе много интересного !

Источник

Выбор пускателя (контактора)

Пускатель ПМЛ-1220 0*2Б с кнопками в корпусе

Пускатели применяют для подключения мощной нагрузки – электродвигателей, ТЭНов, мощных ламп, и др. Область применения – там, где реле уже не справляются, а полупроводниковые силовые элементы либо малы по току, либо дороги.

Контакторы (пускатели) электромагнитные

Следует внести немного порядка в терминологию. Часто путают пускатели и контакторы. Для некоторых это одно и то же, а некоторые говорят, что контактор – это просто большой мощный пускатель. Но насколько мощный – никто толком объяснить не может…

Раньше, во времена СССР, так оно и было. Теперь пускатели, которые выпускались или разрабатывались в те времена, так и называют пускателями (например, ПМЛ, который выпускается до сих пор на Украине), а новые и зарубежные модели называют контакторами.

Одни и те же устройства электрики называют пускателями, а продавцы – контакторами. Честно говоря, и мне привычней говорить именно пускатели.

Чем отличается контактор от пускателя?

На самом деле контактор – это устройство, состоящее только из электромагнитной катушки и контактов. При подаче напряжения на катушку контакты замыкаются (или размыкаются). Контактор не содержит приспособлений для защиты, фиксации, коммутации, индикации, и др. Пускатель – это устройство, содержащее в себе контактор как главный составляющий элемент. Кроме того, пускатель как правило содержит тепловое реле для защиты от перегрузки по току, кнопки ПУСК и СТОП, индикацию, может быть заключен в корпус, иметь автоматический выключатель для защиты от КЗ. Иначе говоря, пускатель служит для пуска (включения) различных потребителей электроэнергии.

Подробно о том, как трехфазный электродвигатель подключается к пускателю, различные схемы включения электродвигателя приведены в моей статье про подключение асинхронных двигателей. А ещё пример применения пускателей – в статье про схему гидравлического пресса. Различные схемы включения магнитных пускателей подробно рассмотрены здесь.

А если Вам вообще интересно то, о чем я пишу, подписывайтесь на получение новых статей и вступайте в группу в ВК!

Пускатель может содержать два или три контактора. Это бывает в случаях, когда применяется реверсивное управление двигателем, либо при плавном пуске, когда мощный двигатель включают сначала по схеме “звезда”, а затем – по “треугольнику”.

Хотя, такую схему нельзя назвать “плавной”, для плавного пуска существуют специальные устройства. Читайте мои статьи про Мягкий пускатель и про Реальную схему включения устройства плавного пуска.

Разобранный пускатель ПМЛ-1220 0*2Б. Видно контактор и тепловое реле.

Официально отличия контактора от пускателя прописаны в ГОСТ Р 50030.4.1-2012 (МЭК 60947-4-1:2009) Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 4. Контакторы и пускатели. Раздел 1. Электромеханические контакторы и пускатели.

Ещё определения контакторов и пускателей даны в ГОСТ 17703-72 “Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия” и ГОСТ Р 500030.4.4-2012 “Аппаратура распределения и управления низковольтная”.

Также будет интересно, какие грандиозные споры разгорелись у меня на канале Яндекс.Дзен в статье про отличия контакторов и пускателей.

Читайте также:  Как закрыть дырку на двигателе

Отличия реле от контактора

Реле от контактора отличаются лишь конструкцией и назначением, и разница иногда между ними слабо различима.

  • Реле не имеет дугогасительных камер.
  • Реле заключено в герметичный корпус.
  • Реле рассчитано на слабый ток и чисто активную нагрузку.
  • Реле имеет переключающие контакты, а значит нормально разомкнутые и замкнутые.
  • Реле не рассчитано на подключение реактивной трехфазной нагрузки.
  • Реле может иметь от 1 до 6 равнозначных контактов, а контактор обязательно имеет 3 силовых и (как опция) 1-2 слаботочных контакта.
  • Реле не имеет дополнительных функций и контактов, а контактор может быть дополнен приставками различной установки и назначения.
  • Реле устанавливается на панель, и легко может быть заменено лишь с помощью рук. Для того, чтобы заменить контактор, нужно обесточивать оборудование и использовать отвертку.

Характеристики и виды пускателей по характеристикам

Величина (условный габарит) пускателя (контактора)

Самый главный параметр, величина характеризует условно мощность и габариты пускателя. Существуют такие величины пускателей:

  • нулевая величина – на максимальный ток до 6 А (через каждый рабочий контакт)
  • первая – на максимальный ток до 9 – 18 А (в зависимости от исполнения контактов)
  • пускатель 2 величины – до 25 – 32 А
  • пускатель 3 величины – до 40 – 50 А
  • пускатель 4 величины – до 65 – 95 А
  • пускатель 5 величины – до 100 – 160 А
  • шестая величина – от 160 А и выше

Имеется ввиду ток по категории применения АС-3 (для индуктивной нагрузки), для категории АС-1 (резистивная или малоиндуктивная нагрузка – например, ТЭНы) максимальный ток для того же пускателя будет в полтора – два раза выше. От величины пускателя зависит, какую мощность он может коммутировать (трехфазная цепь 380 В, индуктивная нагрузка).

  • 1 – до 2,2 – 7,5 кВт
  • 2 – до 11 – 15 кВт
  • 3 – до 18 – 22 кВт
  • 4 – до 30 – 45 кВт

Сразу надо сказать, что эта мощность – действительно максимальная, реально надо смотреть на величину тока конкретного пускателя (как правило, вторая и третья цифра в названии). Величина пускателя указывается в названии первой цифрой. При превышении тока или токе, близком к максимальному, количество срабатываний (надежность) резко уменьшается, поэтому пускатель надо выбирать с запасом по мощности.

Количество контактов (полюсов)

В основном выпускаются контакторы с тремя рабочими контактами (для коммутации) и одним дополнительным. Дополнительный, или блокировочный контакт нужен для блокировки, или “самопитания”, чтобы зафиксировать контактор во включенном состоянии при использовании стандартной схемы включения. Дополнительные контакты бывают нормально разомкнутые (чаще всего используются) и нормально замкнутые.

Для увеличения количества дополнительных контактов используют контактные приставки, применение которых существенно расширяет круг схемотехнических решений. В СССР такие дополнительные приставки назывались ПКИ, сейчас в продаже есть и другие модели, но суть одна.

Дополнительные контактные приставки ПКИ, и др.

Максимальный ток дополнительных контактов, как правило, равен (в пускателях первой и второй величин) или меньше максимального тока основных контактов. Существуют также дополнительные контакты (приставки) выдержки времени ПВЛ, в которых контакты включаются или выключаются через время задержки. Подробнее – в статье про пневматические реле выдержки времени.

Напряжение электромагнитной катушки контакторов

Электромагнитные катушки контакторов, как правило, выпускаются на следующие напряжения: 24, 36, 110, 230, 380 Вольт. В пускателях большой величины используются катушки бОльшей мощности. Катушки продаются и отдельно, и её можно легко заменить в контакторе, если нужна другая величина напряжения.

Как правило, при наличии нулевого проводника целесообразно применять катушки контактора на напряжение 220 В, а при его отсутствии (чисто трехфазные потребители) – катушки на 380 В.

Как заменить катушку контактора?

Иногда в наличии нет контактора с катушкой нужного напряжения, можно не покупать целиком нужный контактор. У многих производителей в продаже имеются катушки под разные напряжения и величины контакторов.

В частности, это относится к IEK, КЕАЗ. Иностранные производители, как правило, делают контакторы неразборными, и отдельно катушки к ним не продают.

Стоит сказать, что катушки контакторов на нужные напряжения должны быть в ремонтных комплектах, поскольку это можно считать расходным материалом. Основные неисправности катушек – обрыв обмотки и деформация корпуса.

Чтобы увеличить срок службы катушек контакторов или электромагнитов, которые находятся продолжительное время во включенном состоянии, допустимо эксплуатировать их на напряжении 85-90 % от номинала.

Виды пускателей по назначению

Теперь приведу пару примеров пускателей – реальных схем.

Эта схема пускателя собрана на трех контакторах второй величины и служит для подключения электродвигателя по схеме “звезда-треугольник”. Вверху слева подается три фазы, внизу – три фазы уходит на питания двигателя. Красные провода – питание катушек контакторов и проверка работы. Защита (мотор-автомат) не показана.

реверсивный пускатель с мотор-автоматом

Здесь – пускатель реверсивный, на двух взаимно блокированных контакторах. Мотор-автомат защиты двигателя – справа.

Бонус

В заключение – несколько фотографий контакторов, верой и правдой отслуживших свой век.

Пускатель 2 величины. Совнархоз Латвийской ССР, 1964 г.

пускатель ПМЕ 211

Пускатель ПМЛ, справа – его прототип Telemecanique

Страшно смотреть, но именно такие пускатели применялись в СССР…

…и такие. Не правда ли, очень похоже на музейный экспонат?

Где можно купить сейчас контакторы? Конечно, в соседнем электро магазине. И главное. Не забудьте сообщить продавцу напряжение катушки!

Источник