Что такое кондовый двигатель

КОНДОВЫЙ

Толковый словарь Даля . В.И. Даль. 1863-1866 .

Смотреть что такое «КОНДОВЫЙ» в других словарях:

кондовый — прочный, протокольный, высокий, исконный, коренной Словарь русских синонимов. кондовый см. исконный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

кондовый — КОНДОВЫЙ, диал. – Прочный, плотный, крепкий (о сосне). А стоял здесь кондовый сухорослый сосняк, еще называемый в старину ладейным, до пятидесяти слоев каждое дерево (2. 171). Произв. от конда «древесина строевого мелкослойного дерева» (СЮГ 150) … Словарь трилогии «Государева вотчина»

КОНДОВЫЙ — КОНДОВЫЙ, ая, ое. 1. С плотной мелкослойной древесиной, очень прочный (спец.). К. лес. 2. Исконный, сохранивший старые обычаи, устои (устар.). Кондовое купечество. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

кондовый — См. расхлябаться В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

кондовый — (не рекомендуется кондовой) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

кондовый — I ко/ндовый ая, ое.; см. кондовый II II кондо/вый = ко/ндовый 1) а) Имеющий плотную, прочную древесину и малое количество сучков (о хвойных деревьях) Избы из кондовой сосны. б) отт. Состоящий из деревьев с такой древесиной. Кондовый лес. 2)… … Словарь многих выражений

кондовый — крепкий, прочный , напр. кондовая Русь (Мельников 1, 322), от конда (см.) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Кондовый — I прил. 1. Имеющий прочную, плотную древесину и малое количество сучков (о хвойных деревьях). 2. Состоящий из деревьев с такой древесиной. II прил. устар. Старинный, исконный, истинный, настоящий. III прил. разг. сниж. Имеющий ограниченные… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

кондовый — кондовый, кондовая, кондовое, кондовые, кондового, кондовой, кондового, кондовых, кондовому, кондовой, кондовому, кондовым, кондовый, кондовую, кондовое, кондовые, кондового, кондовую, кондовое, кондовых, кондовым, кондовой, кондовою, кондовым,… … Формы слов

кондовый — конд овый … Русский орфографический словарь

Источник

КОНДОВОЙ

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .

Смотреть что такое «КОНДОВОЙ» в других словарях:

КОНДОВОЙ — КОНДОВОЙ, кондовая, кондовое, и КОНДОВЫЙ, кондовая, кондовое (обл.). 1. О деревьях, отличающихся особо ценными свойствами древесины (прочностью, плотностью, отсутствием сучков; спец.). Кондовый лес. Кондовый кедр. 2. Старинный, прочный,… … Толковый словарь Ушакова

кондовый — КОНДОВЫЙ, КОНДОВЫЙ, ая, ое. 1. Имеющий плотную, прочную древесину и малое количество сучков (о хвойных деревьях). Избы из кондовой сосны. // Состоящий из деревьев с такой древесиной. К. лес. 2. Старинный, исконный. К ое купечество. Он родом из… … Энциклопедический словарь

кондовый — I ко/ндовый ая, ое.; см. кондовый II II кондо/вый = ко/ндовый 1) а) Имеющий плотную, прочную древесину и малое количество сучков (о хвойных деревьях) Избы из кондовой сосны. б) отт. Состоящий из деревьев с такой древесиной. Кондовый лес. 2)… … Словарь многих выражений

кондо́вый — и кондовый, ая, ое. 1. С плотной, прочной древесиной и с малым количеством сучков (о хвойных деревьях). Избы, срубленные из кондовой сосны, выросшей на холмах, в бору, на сухом месте, могут стоять столетиями. Н. Никитин, Северная Аврора. ||… … Малый академический словарь

Верхнекамский район Кировской области — Верхнекамский район Страна Россия Статус Муниципальный район … Википедия

Верхнекамский район — Флаг (описание) … Википедия

кондовый — (не рекомендуется кондовой) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Читайте также:  Двигатель для вертела своими руками

Шишков Вяч. Як — ШИШКОВ Вяч. Як. (1873 1945) прозаик. Род. в Бежецке Тверской губ., в купеч. семье. Окончил Вышневолоцкое техн. уч ще (1891). Уехал на работу в Томский округ путей сообщения (кон. 1894). С 1900 мн. ездит с эксп. по изучению Иртыша, Оби, Бии,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Источник

История дизельных двигателей. Часть 2

Англия — родина первого нефтяного двигателя

Первые калоризаторные двигатели выпускались с 1891 года в Англии фирмой Richard Hornsby & Sons . Авторство на эти двигатели принадлежит англичанину Герберту Акройду Стюарту, заключившему в 1891 году эксклюзивный контракт на их производство с вышеупомянутой фирмой. Эти двигатели получили известность, как «нефтяные двигатели Хорнсби-Акройда» (Hornsby-Akroyd engine) . С 1891 по 1905 год фирмой было выпущено более 32 000 двигателей.

Эти двигатели еще называют полудизельными двигателями из-за сходства их принципа работы с двигателем Дизеля: в обеих конструкциях используется непосредственный впрыск топлива и воспламенение при сжатии. Разница — в наличии калоризатора (иначе -калильная головка, калильная камера, вапурайзер, hot bulb, запальный шар), т.е. дополнительной камеры с раскаленными стенками или раскаленного элемента. За это двигатель получил еще одно название: «Hot Bulb Engine», что буквально переводится, как «двигатель с горячим шаром». Иногда слово Bulb переводят, как «лампа».

«Hot bulb» нагревалась докрасна паяльной лампой перед пуском двигателя. Затем в камеру подавалось топливо и крутился вручную маховик. Топливо испарялось при соприкосновении с горячими стенками калильной камеры, пары смешивались с воздухом, поступающим в головку через дроссель и воспламенялись, нагревшись от стенки камеры и от сжатия. Для поджига топлива не требовалось высокая степень сжатия, как у двигателей Дизеля и, следовательно, не нужно было высокое давление впрыска топлива, т.к. давление сжатия калоризаторного двигателя — около 5 атмосфер, в то время как давление сжатия в дизельном двигателе — от 40 атмосфер.

Таким образом, достоинства нефтяного «полудизеля» вполне очевидны: 1) простота в изготовлении, 2)всеядность (могли использоваться природный газ, мазут, керосин, сырая нефть, растительное масло или креозот) 3) Легкость запуска в холодном климате

Недостатки, впрочем, тоже имелись, и немаленькие: 1) Перед запуском необходимо было нагревать калильную головку паяльной лампой, а это потеря 20-30 минут. 2) Низкий КПД двигателя (около 12%) из-за непродуваемой камеры калоризатора и малой степени сжатия 3) Сильные вибрации и низкооборотистость, необходимость применения массивного маховика 4) повышенная пожароопасность 5) невозможность регулирования оборотов.

Массово подобные двигатели выпускались до 30-х годов, а полностью выпуск прекратился лишь в 50-х годах, находя успешное применение в определенных отраслях народного хозяйства, таких, как стационарные приводы различных сельскохозяйственных машин и судовые двигатели, подкупая своей нетребовательностью к топливу, простотой ремонта и обслуживания.

Простейшая калильная головка «нефтянок» представляла собой обычную герметичную полость, которую надо было нагревать открытым пламенем (как на фото выше. Охлаждение водой в ранних двигателях отсутствовало. Это вызывало определенные проблемы, т.к. нерегулируемая температура головки могла достигнуть высоких значений, из-за чего воспламенение топливной смеси начиналось раньше времени. Напротив, на холостом ходу камера могла остыть и перестать воспламенять смесь.

Для нормальной работы двигателя необходимо было поддерживать температуру калоризатора в пределах 330 — 600°. При более низкой температуре топливо не воспламенится, либо произойдёт поздняя вспышка; при температуре выше указанной — произойдёт преждевременная вспышка, что приведёт к снижению мощности двигателя.

При работе двигателя с нагрузкой в цилиндр каплями подавали воду для охлаждения, а при малой нагрузке, наоборот — прикрывали подсос воздуха, чтобы калоризатор совсем не остыл.

Читайте также:  Как мотать якорь двигателя постоянного тока

В 1892 году Стюарт получил патент на калильную головку с водяным охлаждением. Это сразу позволило поднять степень сжатия и мощность двигателя.

Пожалуй, классикой Hot-bulb-калоризаторов можно назвать изделия немецкой фирмы Lanz. На народном немецком тракторе Lanz-Bulldog 12 PS выпуска 1921 года (на фото выше), оснащенном одноцилиндровым калильным двигателем, можно видеть калоризатор в виде полусферической головки в передней части двигателя в разрезе. Видны полости для охлаждающей жидкости, чаша для сбора и горения топлива, лючок для прогрева чаши паяльной лампой.

Также получили распространение двигатели с т.н. запальником. В англоязычной литературе запальник именуется «Hot-tube». Он представляет из себя быстросъемный элемент, который накаляется в снятом виде, затем вводится в камеру сгорания и двигатель заводится (см. на последнем чертеже выше).

Выпуск двигателя системы Дизеля могли осилить единицы — в начале 20 века это были завод Людвига Нобеля, да Коломенский машиностроительный, в то время как выпустить нефтяной двигатель с калоризатором могли позволить себе даже небольшие провинциальные заводики.

Из малых русских производителей среди многих выделяются две личности, как наиболее широко освещенные и мифологизированные в русскоязычной литературе: Блинов и Мамин, оба родом из села Балаково.

Именно поэтому в России получили широкую популярность «нефтянки» за простоту и дешевизну. Часто такие двигатели называли, да и сейчас продолжают называют «Болиндерами», — по названию шведской компании, одной из первых начавшей массово производить такие двигатели как для хозяйственных нужд, так и для судов. На черноморском флоте есть даже такой термин — «болиндер» — т.е. баржа, оснащенная двигателем этой конструкции.

Вот весьма поучительный и веселый отрывок из морской байки про болиндер, взятый с сайта flot.com:

Двухтактный двигатель системы «Болиндер» — это замечта ательное творение человеческого гения. Как и двигатель Дизеля, он не требует электрического зажигания, но в отличие от «дизеля» может работать даже на сырой нефти! Для запуска «Болиндера» в специальное отверстие крышки единственного цилиндра ввинчивают стальной конус с резьбой у основания и шаровидным расширением на конце. Шар предварительно разогревают почти до белого каления, и сразу после ввинчивания конуса быстро раскручивают маховик двигателя. В дальнейшем двигатель работает неторопливо, но зато безостановочно, с характерным звонким «бонг-бонг». Только топливо подавай. Причём бывалые люди говорят, что если к топливу подмешать воды или просто помочиться в топливный бак, то «Болиндер» работает ещё лучше!

О своём первом знакомстве с двигателем «Болиндер» мне рассказал командир моего катера мичман Дорогой. Эта история произошла с ним ещё до войны, он тогда только-только пришёл в дивизион зелёным матросом-салагой, и был объектом всяких нехитрых флотских розыгрышей. Например, затачивал напильником лапы якоря на барже и осаживал кувалдой кнехты на причале, бегал по базе с пустым пожарным ведром в поисках швартовой бочки, из которой должен был налить полведра девиации для кока, и т.д.

Однажды Дорогого разбудили среди ночи и велели идти на баржу, чтобы помочь запустить двигатель. Подозревая очередной розыгрыш, Дорогой осторожно спустился в трюм баржи по скоб-трапу и остановился в нерешительности на скользком от мазута полу. Трюм был едва освещён тусклым красноватым светом мазутного факела, коптящего в углу. Около факела какой-то человек накачивал меха небольшого кузнечного горна. Вдруг этот человек выхватил из горна длинными кузнечными щипцами что-то раскалённое, и побежал прямо на Дорогого с криком «С дороги!» и лексическими добавками. Дорогой испуганно шарахнулся в сторону, и упал прямо на группу сидящих на корточках людей, которых вначале не заметил. Эти люди критически оценили поведение Дорогого, снабдив оценку для убедительности лексическими добавками. Человек со щипцами крикнул: «Крутите!» (с лексическими добавками). Все кинулись к большому маховику, около которого замешкавшемуся Дорогому не хватило места. Со второй попытки двигатель заработал и все пошли досыпать.

Читайте также:  Нужна помощь в запуске двигателя

Известно, что создатель первого в России опытного образца гусеничного трактора на паровой тяге, русский промышленник и изобретатель, бывший крепостной крестьянин Федор Блинов гораздо больший успех снискал в создании пожарных насосов и двигателей. В то время, как его «самоход с бесконечными рельсами» был отнесен на нескольких промышленных выставках в разряд никчемных диковинок, за пожарный насос изобретатель в 1889 году получил серебрянную медаль, в 1890-х — бронзовую.

В России конца 19 века получили большое распространение дешевые и достаточно несовершенные даже по тем временам нефтяные двигатели, оснащенные простой калильной головкой (или открытым калоризатором) без водяного охлаждения. Помимо пожароопасности, данные двигатели развивали меньшую мощность по сравнению с более совершенными двигателями с охлаждаемым калоризатором. Зачем нужно охлаждение — см. выше вторую главу «Эволюция калоризаторов».

В 1899 году, в возрасте 68 лет, Блинов решает применить вместо открытой калильной головки т.н. запальник , т.е. предварительно раскаленный элемент, помещаемый через крышку в запальную камеру. Как уже говорилось выше, эта система уже применялась в Европе англичанами и шведами.

На собственном заводе со старообрядческим названием “ Фабрика нефтяных двигателей и пожарных насосов “БлагословениеП.Ф. Блинова ” младший сын Ф. Блинова Порфирий начинает производить двигатели с запальником.

Уже после смерти отца, в 1903-м году, Порфирий подает заявку на патент, и в 1909-м получает привилегию. В части, посвященной описанию запальника, говорится:

“Выпаритель для работающих взрывом двигателей, характеризующийся совокупным применением двухстенной коробки, охлаждаемой водой, и металлического бруска, нагреваемого перед пуском в ход двигателя и помещенного внутрь коробки. ”

Изобретение первого в мире запальника в отечественной литературе настойчиво приписывают Блинову, хотя в английской линейке нефтяных двигателей существуют такие же модели, но запальник там именуется » Hot tube «, т.е. «горячая трубка». Кроме того, широко известен калоризаторный двигатель системы Болиндера с запальником, о нем как раз шла речь в предыдущей главе.

По воспоминаниям внучки Ф.Блинова, среди бумаг и книг деда она видела множество периодической английской патентной литературы конца 19 века. Скорее всего, оттуда Блинов и подчерпнул идею запальника.

Параллельно продолжил дело Ф. Блинова и его ученик, Яков Мамин вместе с братом Иваном на собственном предприятии — » Чугуно-литейном механическом заводе братьев Я. и И. Маминых «.

В 1903 году на предприятии Я. и И. Маминых был сделан первый двигатель мощностью 9,5 лошадиных сил на базе двигателя английской фирмы “Хорнсби”. Двигатель Маминых работал на нефти.

В 1904 году Мамины подали заявку на изобретение, а в 1908 году получили привилегию и патент № 14061 на двигатель, который назвали “Русский Дизель”. Все эти годы на заводе выпускались нефтяные двигатели мощностью от 3,5 до 30 лошадиных сил.

После революции 1917 года, Мамин продолжал конструировать двигатели, и известен ряд его предложений по модернизации запальника с тем, чтобы добиться оптимального температурного режима.

Двигатели с запальником, в том числе и конструкции Мамина, работали в народном хозяйстве вплоть до 60-х годов 20 века и славились своей всеядностью и ремонтопригодностью в полевых условиях.

Источник

Adblock
detector