- 7.5. Расчет токов и коэффициентов самозапуска для различных типов нагрузки
- Большая Энциклопедия Нефти и Газа
- Коэффициент — самозапуск
- Объявления
- Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- Сообщений 15
- 1 Тема от Anton_nn 2015-05-18 10:30:07
- Тема: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- 2 Ответ от Ахметов Павел МТ 2015-05-18 15:12:53
- Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- 3 Ответ от Anton_nn 2015-05-19 14:01:55 (2015-05-19 14:06:57 отредактировано Anton_nn)
- Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- 4 Ответ от Волшебник 2015-05-19 15:04:27
- Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- 5 Ответ от retriever 2015-05-19 15:10:17 (2015-05-19 15:11:52 отредактировано retriever)
- Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- 6 Ответ от stoyan 2015-05-19 21:03:54
- Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- 7 Ответ от retriever 2015-05-20 09:27:15
- Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- 8 Ответ от stoyan 2015-05-21 14:01:38
- Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- 9 Ответ от Ахметов Павел МТ 2015-05-22 10:50:25
- Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- 10 Ответ от CLON 2015-05-26 10:22:04
- Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- 11 Ответ от stoyan 2015-05-26 10:38:21
- Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- 12 Ответ от CLON 2015-05-26 10:58:14
- Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- 13 Ответ от stoyan 2015-05-26 11:10:24
- Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- 14 Ответ от CLON 2015-05-26 11:15:54
- Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
- 15 Ответ от stoyan 2015-05-26 11:30:38
- Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
7.5. Расчет токов и коэффициентов самозапуска для различных типов нагрузки
Значения тока и коэффициента самозапуска необходимы для выбора уставок максимальной токовой защиты. Допустим, рассчитывается МТЗ реактированной кабельной линии (рис. 12), питающей обобщенную нагрузку, т.е. нагрузку, более 50 % которой составляют двигатели с напряжением 0,4 кВ, и с небольшой (менее 5 %) долей двигателей 3-10 кВ. Исходными для расчета являются следующие данные: напряжение в шинах ЦП-1-10 кВ; сопротивление системы Xc=0,145 Ом; тип и сопротивление реактора Xр=0,58 Ом; тип и длина кабеля; относительное сопротивление обобщенной нагрузки X%нaгр=0,35 Ом. Относительное сопротивление обобщенной нагрузкиX%нагр соответствует рабочей максимальной мощности и среднему напряжению. Она учитывает сопротивление понижающих трансформаторов 10/0,4 кВ, кабелей 10 кВ и 0,4 кВ, затормозившихся двигателей и прочей нагрузки с напряжением питания 0,4 кВ. Возможность использования значения Х%нагр=0,35 подтверждается многочисленными экспериментами [6].
Для определения обобщённой нагрузки в режиме самозапуска в именованных единицах считаем, что мощность нагрузки равна максимальной рабочей мощности кабельнойлинии, а Iраб.mах =Iдл.доп(поскольку
в данном примере кабель является более«слабым» элементом, чем реактор). Тогда
где Iдл.доп =260 А для кабеля АСБ-Зх120. Ток самозапуска определяется как ток трехфазногок.з. за эквивалентным сопротивлением
Рис. 12. Схема кабельной линии
(активное сопротивление кабеля невелико и поэтому не учитывается):
.
Коэффициент самозапуска определим по формуле
.
В этом расчете обязательно определяется минимальное остаточное (начальное) напряжение на шинах приемной подстанции РТП-1 в начале самозапуска:
Полученное в расчете значение Uмин позволяет оценить возможность успешного самозапуска, поскольку допустимые значения UMИHнаходятся в пределах от 55 до 70 %Uномв зависимости от характера нагрузки. Кроме того, значение Uмин необходимо для расчета уставок пусковых органов минимального напряжения максимальных токовых защит, главным образом трансформаторов. Необходимо отметить, что при не полностью затормозившихся электродвигателях (при быстром восстановлении питания) фактическое остаточное напряжение оказывается выше, чем рассчитанное данным приближенным методом, но ошибка обычно невелика и создает расчётный запас при выборе уставок.
Для высоковольтных электродвигателей (3; 6; 10 кВ) пусковые сопротивления определяются индивидуально, поскольку кратности пусковых токов двигателей измеряются в очень широких пределах (от 5 до 10 и иногда более 10). Сопротивление полностью остановившегося электродвигателя вычисляется по формуле
(2)
где UНОМ.ДВ, I(low(ном.дв) — номинальное напряжение и ток двигателя; к(low(п) — кратность пускового тока двигателя (при проектировании берется по каталогу, в условиях эксплуатации определяется опытным путём).
Эквивалентное (суммарное) сопротивление нескольких остановившихся двигателей
(3)
. (4)
Если наряду с электродвигателями подключена бытовая или другая нагрузка, имеющая почти неизменное сопротивление, то она учитывается впоследнем выражении с коэффициентом кп≈1,2. Если, кроме того, имеется промышленная нагрузка, включённая через трансформаторы 6/0,4 или 10/0,4 кВ, то она представляется пусковым сопротивлением обобщённой нагрузки X%нагр=0,35, отнесённым к мощности этих трансформаторов (кп≈1,2). Все пусковые сопротивления при расчете считаются параллельно включенными.
Определим ток самозапуска для схемы из предыдущего примера (рис. 11) при условии, что к шинам РТП-1 дополнительно подключены два одинаковых асинхронных электродвигателя. Параметры электродвигателей:Рном= 60 кВт; UHOM=10 кВ; IНОМ=40 А; кп=6.
Сначала по выражениям (2) и (3) вычислим суммарное пусковое сопротивление двух электродвигателей 6 кВ:
Определим пусковое сопротивление остальной нагрузки промышленного типа. Максимальный рабочий ток кабельной линии Iраб.max принимается равным длительно допустимому току кабеля IДЛ.ДОП=260 А. Максимальный рабочий ток нагрузки определяется как
Сопротивление обобщенной нагрузки при самозапуске
=11,8 Ом
Вычислим эквивалентное сопротивление двигателей 10 кВ и остальной нагрузки (промышленного типа) при самозапуске
Таким образом, ток самозапуска
Коэффициент самозапуска KСЗП=890/260 = 3,42.
Минимальное остаточное напряжение в начале самозапуска на шинах 10 кВ РТП-1 (на зажимах электродвигателей)
следовательно, самозапуск обеспечивается.
Теперь определим ток и коэффициент самозапуска смешанной нагрузки для расчетной схемы на рис. 13 при срабатывании защиты АК-2 и
переключении питания устройством АВР. В учебных целях нагрузка всех четырех секций (I- IV) принята одинаковой. Двигательная нагрузка 10 кВ (ДН) состоит из двух асинхронных двигателей с параметрамиРном= 800 кВт, Iном= 55 А, кп=6,5 и одного асинхронного двигателя с параметрами. Рном= 500 кВт,Iном=35 А, кп= 5,6. Обобщенная нагрузка (ОбН) четырех трансформаторов 10/0,4 кВ суммарной мощностью 4 630=2520 кВ∙А имеет Iном=140 А, отнесенный к напряжению 10 кВ, кп=1/0,35≈2,9. Бытовая нагрузка (БН) двух трансформаторов суммарной мощностью 2∙100=200 кВ А имеет Iном= 11 А. Суммарная максимальная нагрузка сум≈360 А (50 % Iном одного луча реактора, учитывая, что реакторы находятся в неявном резерве, а перегрузка реакторов не допускается).
Определим суммарный ток нагрузки II секции в режиме самозапуска по формуле (4):
Эквивалентное (суммарное) сопротивление нагрузки II секции в режиме самозапуска по формуле (3):.
Сопротивления сдвоенного реактора типа РБАС-10-2 х 1000-8 % определяются в соответствии с выражениями, приведенными на расчетной схеме (рис. 13):
Рис. 13. Расчетная схема: а- электрической сети; б- реактора
Из этих выражений видно, что при самозапуске одной секции и прохождении тока самозапуска по одному лучу сдвоенный реактор имеет такое же сопротивление, как одиночный реактор с такими же параметрами (8 %, 600 А):
Однако при прохождении токов самозапуска одновременно по двум лучам сопротивление сдвоенного реактора уменьшается в несколько раз. Как видно из выражений на рис. 13,
X«р=X1+Х2(з)/2 = 0,27Хр= 0,208 Ом. Ток самозапуска нагрузки II секции (без учета нагрузки работающих секций III и IV) определяется по формуле
Определим коэффициент самозапускаКсзп= 1180/360=3,28, где
Iраб.mах≈З60А по условию примера. Минимальное остаточное напряжение на II секции вначале самозапуска
.
Определим Iс.з максимальной токовой защиты на АК-3 (аналогично на АК-1, АК-2 и АК-4, так как нагрузка секций принята одинаковой). В соответствии с выражением
вычислим Iс.з3≥1,2∙3,28∙360/0,8 = 1771 А
Для уточнения значения тока срабатывания защиты 3 рассчитывается суммарный ток самозапуска через защиту 3 в момент подключения к секции III полностью заторможенной нагрузки секции II (в результате работы АВР). В этом расчете сопротивление нагрузки секции III, не терявшей питания, уменьшается в 2,5 раза [6]:
Эквивалентное сопротивление нагрузок II и III секций, включенных
параллельно: Xэ=4,56∙6,74/(4,56+6,74)=2,72 Ом.
Суммарный ток самозапуска
Ток срабатывания защиты 3 вычисляем по формуле
Окончательно выбираем Iс.з3=2540 А.
Рассмотренные методы приближенного расчета токов при самозапуске электродвигателей с напряжением выше 1000 В и обобщенной нагрузке широко используются для выбора токов срабатывания максимальных токовых защит питающих элементов.
7.6. Расчет параметров элементов защиты трансформатора 10/0,4 кВ
Исходными являются следующие данные: расчетная схема участка электрической сети (рис. 14); ток к.з. на шинах 10 кВ — 19000 А; тип защищаемого трансформатора ТМ-1, его номинальная мощность SТ.ном=1000кВ∙А; относительное значение напряжения к.з. — U% = 5,5 %, значения уставок МТЗ АК-2. Защита трансформатора АК-1 — трехступенчатая и включает в себя МТЗ с зависимой характеристикой времени, токовую отсечку без выдержки времени и специальную токовую защиту нулевой последовательности. Оперативный ток переменный, схема с дешунтированием
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Коэффициент — самозапуск
Коэффициент самозапуска kC3 учитывает увеличение тока нагрузки при самозапуске двигателей. [1]
Коэффициент самозапуска ks — коэффициент, учить вающий пусковой бросок тока двигателей, оставленных в режиме самозапуска. Учитывается только при выполнении защиты без выдержки времени и с малыми выдержками времени. [2]
& сзп — коэффициент самозапуска электродвигателей второй секции, подключаемых к линии Л1, определяется расчетом. [3]
Рассчитываются ток и коэффициент самозапуска нагрузки . Мощность обобщенной нагрузки принимается равной номинальной мощности трансформатора. Система учитывается в максимальном режиме. [5]
А сз 2 — н3 — коэффициент самозапуска , учитывает увеличение тока нагрузки при самозапуске электродвигателей ( см. гл. [7]
Рассмотренный метод приближенного определения тока и коэффициента самозапуска широко используется в практике эксплуатации и проектирования релейной защиты. [8]
При выборе тока срабатывания не менее важно правильно учесть коэффициент самозапуска . [9]
При выборе тока срабатывания не менее важно правильно учесть коэффициент самозапуска электродвигателей . [10]
Азп / рабтах / в ( условие обеспечения возврата защиты после отключения внешнего КЗ), где ктс 1 2; ксзп — коэффициент самозапуска , учитывающий увеличение тока нагрузки при самозапуске двигателей ( определяется расчетом или при наличии соответствующих рекомендаций — на их основе); кв 0 9 — коэффициент возврата органа тока; / g max — максимальный рабочий ток стороны НН. [11]
В ряде случаев при определении тока срабатывания пусковых токовых реле максимальной токовой защиты по формуле (6.13) отстройка от максимального тока нагрузки с учетом коэффициента самозапуска приводит к такому загрублению защиты, при котором не обеспечивается необходимая чувствительность. В этих случаях для повышения чувствительности защиты применяется блокировка минимального напряжения. [13]
В ряде случаев п ( ри определении тока срабатывания пусковых токовых реле максимальной токовой защиты по формуле ( 7 — 13) отстройка от максимального тока нагрузки с учетом коэффициента самозапуска приводит к такому загрублению защиты, при котором не обеспечивается необходимая чувствительность. В этих случаях, для повышения чувствительности применяется блокировка минимального напряжения. [14]
Ток срабатывания пусковых токовых реле при нали-чии блокировки минимального напряжения выбирается из тех же соображений, что и без блокировки ( см. § 7 — 6), но по нормальному току нагрузки или номинальному току защищаемого оборудования и без учета коэффициента самозапуска . [15]
Источник
Объявления
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
Советы бывалого релейщика → Учимся делать расчёты → Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений 15
1 Тема от Anton_nn 2015-05-18 10:30:07
- Anton_nn
- Пользователь
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2015-04-21
- Сообщений: 17
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Тема: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
Доброго времени суток, коллеги!
Возник вот такой вопрос.
Необходимо ли учитывать самозапуск двигателей 0,4 кВ при расчете МТЗ отходящих линий (ГПП 110/10 кВ) к КТП10/0,4 кВ?
2 Ответ от Ахметов Павел МТ 2015-05-18 15:12:53
- Ахметов Павел МТ
- Молодой релейщик
- Неактивен
- Откуда: РОССИЯ, Новосибирск
- Зарегистрирован: 2013-10-25
- Сообщений: 235
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
Необходимо, почитайте Шабада, скачать здесь http://www.—удалено автоцензором—/file/499023/
Там на странице 75 говорится об этом, Ксзп принимается в районе 1,2-1,3 (там же в примере берется 1,25)
3 Ответ от Anton_nn 2015-05-19 14:01:55 (2015-05-19 14:06:57 отредактировано Anton_nn)
- Anton_nn
- Пользователь
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2015-04-21
- Сообщений: 17
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
Читал. Проблема в том, что у меня заводская ГПП-110/10, питающая цеховые КТП-10/0,4 кВ с большим количеством двигателей 0,4 кВ (порядка 70% от нагрузки). Можно ли здесь брать такой коэффициент самозапуска?
4 Ответ от Волшебник 2015-05-19 15:04:27
- Волшебник
- Пользователь
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2014-06-05
- Сообщений: 840
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
Большое количество двигателей 0,4 кВ (более 50% от все нагрузки) — это концентрированная двигательная нагрузка
Подробный расчет такой нагрузки можно найти у Шабада.
Ксзп в пределе может быть равен 2,9 (Х=0,35 о.е.). По факту меньше. Из практики расчетов — в районе 2,2-2,3
Ксзп = 1,2-1,3 принимается для нагрузки бытового характера
5 Ответ от retriever 2015-05-19 15:10:17 (2015-05-19 15:11:52 отредактировано retriever)
- retriever
- Пользователь
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2012-11-26
- Сообщений: 2,247
- Репутация : [ 8 | 0 ]
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ
В одной из книг Шабад рекомендует вроде Ксзап=4 для обобщенной промышленной нагрузки.
Есть еще рекомендации брать нагрузку, как обобщенную, Z*=0.35, тогда Ксзап=1/0,35=2,86.
Но тогда лучше, наверное, все же прикинуть его расчетно, с учетом сопротивления трансформаторов КТП 10/0,4 кВ. Возможно, он упадет значительно, если трансформатор маломощный.
Т.е. принимаете Ес=10,5 кВ, Zc=Zтр.гпп+Zтр.ктп, Zнагр=10,5/(3^0,5*1,4*Iном.тр*Ксзап), и считаете Ec/(3^0,5*(Zс+Zнагр))
Присоединяйтесь. Мы в социальных сетях и на Ютуб. |