Что такое коэффициент использования мощности двигателя

Коэффициент мощности асинхронного двигателя — от чего зависит и как изменяется

На шильдике (информационной табличке) любого асинхронного двигателя, кроме других рабочих параметров, указан такой его параметр как косинус фи — Cosфи. Косинус фи иначе называется коэффициентом мощности асинхронного двигателя.

Почему этот параметр называется косинусом фи, и какое отношение он имеет к мощности? Все довольно просто: фи — это разность фаз между током и напряжением, и если изобразить графически активную, реактивную и полную мощности, имеющие место при работе асинхронного двигателя (трансформатора, индукционной печи и т. д.), то окажется, что отношение активной мощности к полной мощности — это и есть косинус фи — Cosфи, или другими словами — коэффициент мощности.

При номинальном напряжении питания и при номинальной нагрузке на валу асинхронного двигателя, косинус фи или коэффициент мощности как раз и будет равен тому значению, которое указано на его шильдике.

Например, для двигателя АИР71А2У2 коэффициент мощности будет равен 0,8 при нагрузке на валу 0,75 кВт. Но КПД этого двигателя равен 79%, следовательно потребляемая двигателем активная мощность при номинальной нагрузке на валу окажется больше 0,75 кВт, а именно 0,75/КПД = 0,75/0,79 = 0,95 кВт.

Тем не менее, при номинальной нагрузке на валу, параметр коэффициент мощности или Cosфи связан именно с потребляемой из сети энергией. Значит полная мощность данного двигателя окажется равна S = 0,95/Cosфи = 1,187 (КВА). Где P = 0,95 – потребляемая двигателем активная мощность.

При этом коэффициент мощности или Cosфи связан с нагрузкой на валу двигателя, поскольку при разной механической мощности на валу — разной будет и активная составляющая тока статора. Так, в режиме холостого хода, то есть когда к валу ничего не присоединено, коэффициент мощности двигателя не превысит, как правило, значения 0,2.

Если же нагрузку на валу начать увеличивать, то активная составляющая тока статора также будет расти, следовательно коэффициент мощности возрастет, и при близкой к номиналу нагрузке окажется равным примерно 0,8 — 0,9.

Если теперь нагрузку продолжить увеличивать, то есть нагружать вал сверх номинала, то ротор будет тормозиться, возрастет величина скольжения s, индуктивное сопротивление ротора станет вносить свой вклад, и коэффициент мощности начнет уменьшаться.

Если двигатель определенную часть рабочего времени работает вхолостую, то можно прибегнуть к снижению подводимого напряжения, например переключением с треугольника на звезду, тогда фазное напряжение на обмотках уменьшится в корень из 3 раз, снизится индуктивная составляющая от крутящегося вхолостую ротора, а активная составляющая в обмотках статора немного возрастет. Коэффициент мощности таким образом немного повысится.

Вообще, системы, питающиеся переменным током, такие как асинхронные двигатели, всегда обладают кроме активной еще и индуктивной и емкостной составляющими, поэтому каждые пол периода в сеть возвращается какая-то определенная часть энергии, называемая реактивной мощностью Q.

Этот факт вызывает у поставщиков электроэнергии проблемы: генератор вынужден поставлять в сеть полную мощность S, которая к генератору возвращается, но провода то все равно требуются соответствующего сечения под эту полную мощность, и, конечно, возникает паразитный нагрев проводов от циркулирующего туда-сюда реактивного тока. Получается, что генератор обязан поставлять полную мощность, часть которой в принципе является бесполезной.

В чисто активной форме генератор электростанции мог бы поставить потребителю гораздо больше электроэнергии, а для этого необходимо, чтобы коэффициент мощности был бы близок к единице, то есть как при чисто активной нагрузке, у которой Cosфи = 1.

Для обеспечения таких условий некоторые крупные предприятия устанавливают у себя на территории установки компенсации реактивной мощности, то есть системы из катушек и конденсаторов, которые автоматически подключаются параллельно асинхронным двигателям когда коэффициент их мощности снижается.

Получается, что реактивная энергия циркулирует между асинхронным двигателем и данной установкой, а не между асинхронным двигателем и генератором на электростанции. Так коэффициент мощности асинхронных двигателей доводят почти до 1.

Источник

ЦНИИОМТП

НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВА
ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Москва 2008

В документе содержатся методики нормирования топлива для строительных машин и проверки норм расхода, исходные данные для нормирования, типовые нормы расхода топлива.

Документ разработан в развитие и дополнение СП 12-102-2001 «Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин».

Документ разработан сотрудниками ЦНИИОМТП (отв. исполнитель Корытов Ю.А.).

Документ предназначен для строительных организаций и специалистов-механиков, занимающихся эксплуатацией строительных и дорожных машин.

содержание

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Документ устанавливает правила нормирования расхода топлива на работу строительных и дорожных машин (далее — машин).

Документ предназначен для использования в организациях строительной отрасли (независимо от их организационных форм, статуса и подчиненности).

Читайте также:  Двигатель пылесоса буран обороты

Документ гармонизирован с государственными строительными нормами Белоруссии и Украины в части метода расчета норм топлива машин.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования.

ГОСТ 26098-84*. Нефтепродукты. Термины и определения.

ГОСТ 27246-87. Машины землеройные. Указания по методике обучения операторов.

СП 12-102-2001. Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин.

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Норма расхода топлива — расчетная (плановая) мера потребления топлива машиной, устанавливаемая руководством строительной организации (приказом, распоряжением и т.п.).

Удельный расход топлива двигателя — расход топлива на 1 кВт·ч работы двигателя при стендовых испытаниях на заводе-изготовителе.

Часовая норма расхода топлива машины — расход топлива на 1 маш.-ч работы машины.

Типовая часовая норма расхода топлива машины — расход топлива на 1 маш.-ч работы машины, установленный на основе статической обработки многолетних данных о фактическом расходе топлива машин в ряде строительных организаций при средних условиях и режимах эксплуатации машин.

Линейная норма расхода топлива транспортного средства — расход топлива транспортного средства, на базе которого смонтирована машина, на 100 км пробега.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Нормирование расхода топлива производится для машин, эксплуатация которых организована согласно требованиям ГОСТ 25646. При этом машины используются по прогрессивной технологии строительных работ и рациональной организации труда.

При нормировании не учитываются затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением рационального режима работы, применением топлива, не предусмотренного заводом — изготовителем двигателя.

4.2. Расход топлива, не связанный непосредственно с работой машины, например на ремонтно-хозяйственные нужды, нормируется отдельно.

4.3. Нормирование расхода топлива на работу машин производится раздельно по бензину и дизельному топливу. Нормы периодически пересматриваются с учетом достигнутых показателей расходования топлива, повышения внутрисменного использования машин по времени и мощности.

4.4. Нормы расхода топлива разрабатываются по номенклатуре и маркам (моделям) машин в соответствии с существующей классификацией машин.

Нормы разрабатывают на землеройные машины (скреперы, автогрейдеры и т.п.), на грузоподъемные и другие машины на базе автомобилей или пневмоколесных шасси, расходующие топливо либо в период стоянки (автокраны, автогидроподъемники, бурильные машины и т.п.), либо в период передвижения (автобетоносмесители, автоцементовозы и т.п.).

4.5. Организация (предприятие, фирма и т.п.) разрабатывает, как правило, сама нормы расхода топлива на машины, имеющиеся в эксплуатации, и производит опытную проверку норм (в соответствии с разделом 7).

Нормы утверждают руководитель (главный инженер) организации или вышестоящая организация.

4.6. Исходной информацией для нормирования расхода топлива и расчета потребности в нем служат:

— данные эксплуатационных документов на машины и их силовые установки;

— показатели, характеризующие условия работы машин (время внутрисменного использования, коэффициент загрузки двигателя по мощности, удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, природно-климатические условия и др.);

— структура и численность парка машин;

— объем и структура строительных работ (производства);

— показатели действующих стандартов на машины;

— результаты опытной проверки расхода топлива;

— отчетные данные о плановых и фактических расходах топлива за прошедшие годы (по типам и маркам машин, по видам работ и в целом по строительной организации);

— данные плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива.

4.7. Нормирование топлива производится:

— по степени укрупнения — на машину и на парк машин;

— по режиму работы — на работу оборудования машины и на ее транспортный режим;

— по времени действия — на год, квартал, на месяц, на декаду;

— по уровню планирования — для строительных ведомств и первичных организаций (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.).

4.8. Для определения расхода топлива применяют расчетный, опытный и статистический методы.

4.8.1. Расчетный метод основан на поэтапном учете, по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительных работ (см. разделы 5, 6).

4.8.2. Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического часового расхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по эксплуатации.

Опытный метод применяют также для проверки расчетных норм топлива (см. раздел 7).

4.8.3. Статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом расходе топлива в парках машин, в ряде строительных организаций — за предшествующие годы с учетом факторов, влияющих на его изменение.

Статистическим методом разработаны типовые часовые нормы расхода дизельного топлива (приложение, таблица 6).

5. МЕТОДИКА НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА

Часовая норма расхода топлива машины qч, кг/маш.-ч, определяется:

где q e — удельный расход топлива двигателя, г/кВтч;

N — мощность двигателя машины, кВт;

К — коэффициент, учитывающий условия работы машины в течение смены.

Значения q e и N принимаются по эксплуатационным документам завода-изготовителя (паспорт, техническая характеристика, инструкция по эксплуатации и т.п.).

Коэффициент К определяется

где 1,03 — коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и регулировку работы двигателя при ежесменном техническом обслуживании машины;

Читайте также:  Ряд частот оборотов двигателя

К в — коэффициент использования двигателя по времени, при отсутствии фактических значений для данной организации принимается по таблице 1 приложения;

К м — коэффициент использования мощности двигателя, при отсутствии фактических значений для данной организации принимается по таблице 1 приложения;

К тм — коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от коэффициента использования мощности двигателя (Км), определяется по таблице 2 приложения;

К и — коэффициент, учитывающий износ двигателя, определяется по таблице 3 приложения.

Результаты расчета часовых норм расхода топлива qч машин рекомендуется изложить в следующей форме:

Источник

Что такое коэффициент использования мощности двигателя

Обобщающим показателем использования производственной мощности предприятия (цеха) служит коэффициент использования мощности в течение года, определяемый как отношение объема валовой продукции за анализируемый период QB к среднегодовой производственной мощности [c.104]

Коэффициент использования мощности во времени определяется отношением режимного времени к календарному. При этом в качестве режимного считается время, равное календарному за минусом простоев на различные виды ремонта по норме. [c.40]

Расход электроэнергии рассчитывают, исходя из мощности установленных двигателей, коэффициента использования мощности, коэффициента машинного времени агрегатов и планового времени работы в сутки (в часах). [c.286]

П р и м е р. Мощность двигателя равна 100 кВт, коэффициент использования мощности — 0,9, коэффициент машинного времени (время работы двигателя за смену) — 0,8, двигатель работает в течение двух смен (16 ч). В этих условиях плановый среднесуточный расход электроэнергии [c.286]

Расход электроэнергии определяют исходя из мощности установленных двигателей, коэффициента машинного времени установки, коэффициента использования мощности и количества запланированных часов работы в сутки. [c.193]

Например, мощность двигателя равна 100 кВт, коэффициент машинного времени (время работы двигателя за смену) — 0,8, коэффициент использования мощности — 0,7, двигатель работает в течение двух смен. Исходя из приведенных данных среднесуточная потребность в электроэнергии (Э) составит [c.111]

Интегральный коэффициент использования мощности буровой установки должен связывать величину установленной мощности привода с производительностью буровой установки в конкретных условиях бурения. Ю. В. Крючков [1] предлагает следующую формулу для определения данного коэффициента [c.36]

Определение такого коэффициента использования мощности буровой установки позволит исходя из характера загрузки привода по времени и по мощности оценить технологические потери мощности и потери мощности, в результате недостатков организации и управления буровых работ. [c.38]

Оплата электроэнергии для двигателей в соответствии с Прейскурантом производят по двухставочному тарифу основная ставка за установленную мощность (кВт) и дополнительная ставка за расход электроэнергии (кВт-ч). При этом учитывается os ф (коэффициент использования мощности). При относительно равномерной загрузке токоприемников os ф повышается, а следовательно, лучше используется мощность электростанций и пропускная способность электрических сетей. Если os ф на предприятии относительно низкий, наблюдается обратное явление. Поэтому снижение os ф обусловливает оплату электроэнергии с надбавкой к основному тарифу и, наоборот, повышение os ф позволяет получить скидку с тарифа на электроэнергию. [c.169]

Показатель степени интегрального использования буровых установок представляет собой коэффициент использования мощности буровых организаций в плановом периоде. Тогда производственную мощность буровой организации М находят из выражения [c.26]

Основным показателем, характеризующим использование мощностей, является коэффициент использования мощности, который определяется отношением среднегодовой мощности к плану производства. [c.147]

При обосновании развития и размещения нефтепроводного-транспорта анализируется показатель использования пропускной способности трубопроводов. Степень использования трубопроводов характеризуется соответствующим коэффициентом, определяемым по каждой магистрали. Коэффициент использования мощности трубопровода определяют как отношение планового объема [c.56]

Коэффициент использования мощности в среднем по предприятию, % сборных железобетонных конструкций . . 82,0 [c.165]

Для более глубокого исследования использования оборудования определяют указанные коэффициенты не только по цеху, заводу, но и по группам ведущего оборудования. Такой анализ дает возможность разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности производств. Они могут заключаться, например, в изъятии незагруженного оборудования, в снижении трудоемкости программы на перегруженном ведущем оборудовании, что позволит увеличить коэффициент использования мощности в целом по цеху и заводу. [c.36]

Прочие расходы — премии за повышение коэффициента, использования мощности электроустановок и за перевыполнение норм возврата конденсата в соответствии с действующим законодательством — расходы, связанные с проведением мероприятий по борьбе с наводнением (если паводок принимает размер стихийного бедствия, то затраты по ликвидации последствий его относятся на убытки) пособия по нетрудоспособности, возникшей вследствие производственных травм, на основании судебных решений, вынесенных до текущего года. Планирование указанных платежей осуществляется исходя из размеров пособий, сроков оплаты и других условий, установленных в судебных решениях. Аналогичные пособия, выплачиваемые по судебным решениям, вынесенным в текущем году, включаются в состав цеховых расходов (непроизводительные расходы) или общезаводских расходов (прочие непроизводительные расходы) другие общехозяйственные расходы, не предусмотренные предыдущими статьями. [c.189]

К расходам непроизводительного характера, включаемым в состав общезаводских расходов только в учете, относятся штрафы, пеня, неустойки за невыполнение условий перевозок и договоров, надбавки к тарифам на электроэнергию за низкий коэффициент использования мощности электроустановок потери, порча и недостачи материалов, продукции на заводских складах и др. [c.247]

Читайте также:  Не заводится двигатель стреляет выхлопная труба

Например, на Минском тракторном заводе механосборочное производство будет окончательно перестроено по принципу предметно-замкнутого технологического цикла с максимальной концентрацией обработки и сборки деталей на поточных линиях. На заводе широкое распространение получили автоматические линии для обработки наиболее сложных и тяжелых корпусных деталей—корпуса сцепления, корпуса заднего моста и т. п. Широко применяются станки для финишных и доводочных операций. Завод достиг высокого уровня использования производственных мощностей. В 1975 г. коэффициент загрузки металлорежущего оборудования был 0,7, коэффициент сменности работы оборудования в основном производстве 1,75, коэффициент использования мощностей 1,0. [c.25]

Некоторые показатели производительности оборудования и коэффициенты использования мощностей нужно использовать с осторожностью. В текстильной промышленности показатель загрузки мощностей вычислялся исходя из двухсменной работы за вычетом выходных и праздничных дней. В военное время промышленность обычно работает 24 ч в сутки 7 дней в неделю, в силу чего действительная производственная мощность почти удваивается по сравнению с мирным временем. [c.409]

Коэффициент использования мощностей ремонтно-восстановительной базы транспортных пред- [c.65]

Задача 3. Определите производственную мощность цеха и коэффициент использования мощности при следующих условиях количество однотипных станков в цехе 100 единиц, с 1 ноября будет установлено еще 30 единиц, с 1 мая планируется выбытие 6 единиц, число рабочих дней в году 258, режим работы двухсменный, продолжительность смены — 8 часов, регламентированный процент простоев на ремонт оборудования — 6%, производительность одного станка — 5 деталей в час план выпуска за год — 1 700 000 деталей. [c.248]

Коэффициент использования установленной мощности электростанций энергосистемы комплексно отражает использование активной части основных фондов — оборудования по мощности (интенсивное использование) и во времени (экстенсивное использование). Рост коэффициента использования мощности ведет к повышению фондоотдачи и снижению среднего удельного расхода топлива за счет более полной заг- [c.50]

Если, например, для экономии инвестиционных ресурсов на развитие энергосистемы повысить коэффициент использования мощности энергосистемы при неизменном коэффициенте нагрузки, то снизится коэффициент резерва, а значит, уменьшится надежность энергоснабжения. [c.51]

Рассмотренная взаимосвязь позволяет сделать важный вывод. Для повышения экономической эффективности энергетического производства без ущерба для надежности энергоснабжения необходимо увеличивать коэффициент нагрузки, воздействуя на режим электропотребления. В этой связи отечественным энергокомпаниям следует освоить новый вид деятельности — управление спросом на энергию, при котором достигается согласование интересов потребителя (снижение издержек энергоснабжения) и производителя (повышение коэффициента использования мощности и фондоотдачи). [c.51]

Планируется повысить коэффициент использования мощности до 0,6. Тогда при неизменном коэффициенте нагрузки коэффициент резерва сокращается [c.51]

Коэффициент использования мощности (kM) рассчитывается по формуле [c.303]

Для условий задачи теста 37 определите коэффициент использования мощности участка, отмечая крестиком в соответствующей графе правильное его значение. [c.217]

Количественная характеристика основных производственных фондов во многом определяет величину производственной мощности трубопровода, нефтебазы, АЗС и других объектов системы нефтеснабже-ния. Мощность этих объектов также зависит от степени использования основных фондов. Например, мощность нефтебазы определяется максимальным грузооборотом за единицу календарного времени (год, месяц, сутки), который может быть достигнут при полном использовании оборудования и с учетом транспортных условий. Зная мощность того или иного объекта, легко установить коэффициент его использования. Для исчисления коэффициента использования мощности объекта объем фактически транспортируемых (реализуемых) нефтетоваров делят на мощность объекта. [c.32]

Для расчета затрат третьей группы, удельные значения которых при постоянной производительности и полной загрузке установок практически не изменяются продолжительное время, можно воспользоваться нормативами, установленными на базе фактических данных за прошлый период, с учетом типа и мощности установок. Однако для окончательного определения удельных затрат, зависящих от мощности установки, необходимо учесть влияние на размер этого вида затрат пикообразного изменения уровня добычи нефти. Влияние этого фактора можно учесть при помощи коэффициента использования мощности по формуле [c.52]

Для характеристики производственной мощности и анализа ее использования применяется система взаимоувязанных показателей. К ним относятся производственная мощность предприятия по выпуску продукции (по ценам предприятия) по себестоимости (в млн руб.), коэффициент использования среднегодовой мощности, выпуск продукции на единицу оборудования, фондоотдача, энерговооружение, фондоемкость. Все эти показатели с целью выявления тенденции рассматриваются за ряд лет (порядок исчисления вышеназванных показателей приведен в гл. 12). Результирующей формой по предприятию является баланс мощностей, в котором определяется среднегодовая мощность на конец года, средний коэффициент использования мощностей. [c.326]

М — установленная мощность всех электродвигателей и других энергоприборов, кВт Ки — коэффициент использования мощности электродвигателей Л»в — коэффициент загрузки электродвигателей по машинному времени К0 — коэффициент, учитывающий одновременную работу электродвигателей Цэ— цена 1 кВт-ч силовой электроэнергии, р./ч Кп — коэффициент, учитывающий потери в сети К.-л. д — коэффициент полезного действия электродвигателей [c.90]

Источник

Adblock
detector