Что такое клапана на двигателя опель вектра б

Двигатель OPEL VECTRA B 1.6 16V

Двигатель OPEL VECTRA B 1.6 16V — силовой агрегат с маркировкой X16XEL или Z16XE. Первый выпуск мотора был в 1994 году. Пришёл он на смену мотору С16ХЕ.

Технические характеристики

OPEL VECTRA B 1.6 16V — это развитая модель Z16XE. Мотор получил двухвальную головку блока. Диаметр впускных клапанов 31 мм, выпускных 27.5 мм, а толщина ножки 6 мм. Характеристики распредвалов X16XEL таковы: фаза 241/233, подъем 8.5/8.0 мм.

Opel Vectra B 1.6 16vПо мимо популярного X16XEL, который был задушен головкой от малообъёмного собрата, выпускался ещё и полноценный X16XE. Эти двигатели отличаются распредвалами, большими впускными каналами, впускным и выпускным коллекторами, а также мозгом. Характеристики распредвалов на Х16ХЕ: фаза 241/241, подъем 8.5/8.5 мм.

От предшественника C16XE, мотор X16XE отличается клапаном EGR, установленным для соответствия стандартам Евро-2, впускным коллектором и ДАД.

OPEL VECTRA B 1.6 16V

Наименование Характеристика
Производитель Szentgotthard engine plant
Марка X16XEL
X16XE
Z16XE
Y16XE
Объём 1.6 литра или 1598 см. куб
Тип Инжектор
Мощность 101 л.с.
Топливо Бензин
Клапанный механизм 16 клапанный
Количество цилиндров 4
Расход горючего 7.2 литров
Экологическая норма Евро-2-4
Диаметр поршня 79 мм
Ресурс 200-250 тыс. км

Двигатель Opel Vectra B 1.6 16v

Обслуживание

Техническое обслуживание движка OPEL VECTRA B 1.6 16V проводится с интервалом в 15 000 км. Рекомендованное обслуживание проводить необходимо каждые 10 000 км. Итак, рассмотрим подробную техническую карту обслуживания:

ТО-1: Замена масла, замена масляного фильтра. Проводиться после первых 1000-1500 км пробега. Этот этап ещё называют обкаточный, поскольку происходит притирка элементов мотора.

ТО-2: Второе техническое обслуживание проводиться спустя 10000 км пробега. Так, Снова меняются моторное масло и фильтр, а также воздушный фильтрующий элемент. На данном этапе также проводится замер давления на двигателе и регулировка клапанов.

ТО-3: На данном этапе, который выполняется спустя 20000 км, проводиться стандартная процедура замены масла, замена топливного фильтра, а также диагностика всех систем мотора.

ТО-4: Четвёртое техническое обслуживание, пожалуй, самое простое. Спустя 30000 км пробега меняется только масло и масляный фильтрующий элемент.

Недостатки и проблемы

Для двигателя OPEL VECTRA B 1.6 16V существуют два типичных недостатка, о которых знают практически все владельцы транспортных средств:

Процесс замены ГРМ Opel Vectra B 1.6 16v

  1. Повышенный расход масла. В данном случае, скорее всего, необходимо проверить и заменить маслосъёмные колпачки.
  2. Проблема в ERG. Выход — чистка клапана.

Вывод

Двигатели серии OPEL VECTRA B 1.6 16V являются достаточно надёжными и имеют высокий ресурс использования. Обслуживание силового агрегата необходимо проводить каждые 15 000 км, но вот бывалые автомобилисты рекомендуют провести спустя 10 000 км. Разнообразность выбора силового агрегата, от объёма мотора до мощности не оставит равнодушными, ни одного автолюбителя.

Источник

16-ти клапанный двигатель

Краткое название 16-ти клапанного двигателя — «DOHC 16V». Это аббревиатура английского названия «Double Over Head Camshaft 16 Valves» или по-русски «два расположенных сверху распределительных вала и 16 клапанов». Такой 16-ти клапанный двигатель считается типичным двигателем высокой мощности.

Вид двигателя 1,8/2,0 л 16V спереди справа. Цифрами обозначены:
1 — генератор;
2 — патрубок дроссельной заслонки с впускным коллектором;
3 — модуль зажигания DIS;
4 — крышка головки блока цилиндров;
5 — передняя крышка зубчатого ремня;
6 — сервонасос;
7 — натяжной ролик поликлинового ремня;
8 — ременный шкив коленвала;
9 — масляный фильтр.

Преимущества четырехклапанного принципа очевидны: в круглом цилиндре нельзя как угодно увеличивать окружности клапанов. Вскоре они сталкиваются друг с другом, в то же время справа и слева остается неиспользованное пространство. Но вот четыре маленьких окружности можно разместить сравнительно элегантно и за счет этого достичь в сумме большего поперечного сечения открытия.

Почему четырех клапанная технология?

Одна из основных проблем четырехтактного двигателя заключается в том, чтобы заполнить цилиндры на такте всасывания достаточным количеством топливовоздушной смеси. Проблема растет с возрастанием числа оборотов двигателя, т.к. время открытия клапанов все более сокращается. Инженеры говорят о потерях открытия. Чтобы противодействовать им, выбирают максимальный диаметр клапанов, т.к. только так может поступать больше смеси. Но на это стремление накладывает ограничение диаметр камеры сгорания. Здесь заключается главная идея четырехклапанной технологии: четыре малые окружности в сумме образуют большую площадь по сравнению с двумя большими — относительно одной и той же величины камеры сгорания.

Читайте также:  Звон при холодном двигателе что такое

Преимущества четырехклапанной технологии

Едва ли какой-нибудь производитель автомобиля решится пойти на дорогостоящие затраты в своих моделях, если это одновременно не привело бы к многочисленным преимуществам. И они действительно существуют с четырехклапанной технологией:

Головка блока цилиндров

Удвоение количества клапанов обусловило совершенно новую конструкцию головки блока цилиндров, отлитую из алюминия.

Здесь показан двигатель 1,6 л 16V со следующими конструктивными узлами:
1 — компрессор климатической установки;
2 — сервонасос;
3 — ременный шкив коленвала;
4 — поликлиновой ремень;
5 — генератор;
6 — впускной коллектор;
7 — модуль зажигания DIS;
8 — щуп для измерения уровня масла;
9 — механическая коробка передач;
10 — масляный фильтр;
11 — лямбда-зонд;
12 — выпускной коллектор.

Слева: вид спереди 8-ми клапанного двигателя с рабочим объемом 1,6 л:
1 — натяжной ролик зубчатого ремня;
2 — водяной насос;
3 — зубчатый ремень;
4 — шкив распредвала;
5 — приводной шкив зубчатого ремня.

Справа: торцевая сторона двигателя 16V с рабочим объемом 1,8/2,0 л:
1 — натяжной ролик зубчатого ремня;
2 — водяной насос;
3 — правый направляющий ролик;
4 — зубчатый ремень;
5 — впускной распределительный вал;
6 — выпускной распределительный вал;
7 — левый направляющий ролик;
8 — приводной шкив зубчатого ремня.

В камерах сгорания впускные и выпускные клапаны подвешены с легким наклоном к оси цилиндров. В центре располагается свеча зажигания. Это создает пути сгорания одинаковой длины во все стороны. Этим создаются предпосылки быстрого и чистого сгорания горючей смеси.

Ряд впускных клапанов находится на двигателе сзади по ходу движения. При изготовлении расположенных впереди выпускных клапанов потребовались большие затраты, т.к. их полые стержни наполнены натрием. Этот жидкий металл во время эксплуатации отбрасывается туда и обратно. Он может поглощать теплоту тарелки клапана и через направляющую клапана отводить ее на стержень к головке блока цилиндров.

Распределительные валы

Для приведения в действие двух рядов клапанов нужно два распределительных вала. Они вращаются в подшипниках скольжения — пять подшипников на распределительном вале выпускных клапанов и пять на впускном распределительном вале. Ради экономии веса оба вала полые.

Посредством зубчатого ремня коленчатый вал приводит во вращение оба распределительных вала. Распределительный вал, расположенный впереди, приводит в действие выпускные клапаны, задний — впускные клапаны. Оба вала вращаются в одном направлении.

Управление клапанами

Клапаны управляются распределительными валами кратчайшим трактом передачи — в отличие от восьмиклапанного двигателя — без промежуточных маятниковых рычагов. Гидравлические толкатели, подобные перевернутой чашке, и обе пружины клапанов надеты на стержень клапана так, как изображено на рисунке внизу.

Примечательна минимальная выпуклость днищ толкателей, не заметный глазу наклон рабочей поверхности кулачка и смещение в 2 мм между кулачком и толкателем. Благодаря этому толкатели при работающем двигателе получают момент импульса, который передают на клапаны. За счет этого устраняется износ толкателей и седел клапанов и достигается оптимальная герметичность между клапаном и седлом.

Зубчатый ремень

Как уже упоминалось, он напрямую приводит в действие оба распределительных вала. Зубчатый резиновый ремень, армированный стальной проволокой не подвержен износу и работает бесшумно. Дополнительно зубчатый ремень не подлежит техническому обслуживанию, т.к. автоматический натяжной ролик обеспечивает его постоянное натяжение.

Управление клапаном с помощью гидротолкателя в двигателе 16V: масло, находящееся под высоким давлением, изображено темным цветом. На тон светлее количество масла, не нужное для управления клапаном. Цифрами обозначены следующие детали:
1 — кулачок распределительного вала;
2 — резервуар с маслом;
3 — обратный клапан;
4 — подвод масла;
5 — высоконапорная камера;
6 — стержень клапана;
7 — прижимная пружина;
8 — цилиндр;
9 — поршень;
10 — гидротолкатель.

В системе смазки двигателя имеют значение (показано на 8-ми клапанном двигателе):
1 — масляный насос;
2 — масляный фильтр;
3 — клапан регулировки давления;
4 — выключатель давления масла;
5 — распределительный вал и регулятор зазора клапана.

Источник

Двигатель Opel X18XE

Автомобили Astra F и Vectra B производства немецкого автоконцерна Opel с 1995 года оснащались, в числе прочих, двигателем семейства ECOTEC с маркировкой X18XE. Простой и чрезвычайно надёжный в эксплуатации 1,8-литровый мотор быстро завоевал популярность автолюбителей. Насколько удался разработчикам этот движок, можно судить по популярности модификации Vectra B, которая в конце прошлого века буквально заполонила Европу и стремительно ворвалась на российский рынок.

Читайте также:  111 двигатель не работает цилиндр

История создания

Вывод на европейский рынок нового бензинового двигателя для автомобилей Opel был продиктован стремлением заменить устаревший четырёхцилиндровый 8-клапанный C18NZ. Производство нового мотора решено было осуществлять на заводе Szentgotthard engine plant в Венгрии. За основу при разработке рабочих чертежей конструкции был взят инжекторный X20XEV с 16 клапанами.

Задача конструкторов была одновременно и простой, и сложной: убрать «лишнюю» мощность, снизив рабочий объём с 1998 до 1799 кубических сантиметров, но не потерять в скорости и надёжности.

Для выполнения поставленных задач конструкторский коллектив предпринял несколько ходов:

  • рабочий объём был уменьшен с 2,0 до 1,8 литров;
  • диаметр всех четырёх цилиндров снижен с 86 до 81,6 мм.;
  • из конструкции изъяты балансирные валы.

ГБЦ в точности повторяет конструкцию, применявшуюся на X20XEV. Она состоит из 4-х цилиндров, на каждый из которых приходится столько же клапанов. Диаметры клапанов:

  • впускного – 32 мм.;
  • выпускного – 29 мм.

Тип расположения свечи зажигания – по центру.

Впускной коллектор VIS спроектирован с изменяемой геометрией. Выпускной клапан EGR открывается тогда, когда мотор разгоняется до определённого числа оборотов. Этот показатель не должен быть слишком маленьким, так как условия образования рабочей смеси не позволяют в данном случае достичь её наилучшего качества. Регулировка клапанов в данной модификации двигателя недоступна, так как он оснащён гидрокомпенсатором.

Серийный выпуск двигателя X18XE был прекращён в 2000 году. Параллельно, за два года до этого на автомашины Опель стали устанавливаться доработанные двигатели с системой изменения поперечного сечения канала коллектора на впуске – Twinport.

Технические характеристики

Двигатель X18XE спроектирован с учётом экологических норм Euro 2.

Объём двигателя, см 3 1799
Максимальная мощность, л.с. 115
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м)/об./мин. 170 (17)/3600
Вид топлива бензин АИ-95, АИ-98
Расход топлива, л/100 км. 6,7-10,9
Тип двигателя рядный, 4-цилиндровый
Система питания распределённый впрыск
Диаметр цилиндра, мм 81.6
Число клапанов на один цилиндр 4
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об.мин. 115 (85)/5400
Степень сжатия 10.8
Ход поршня, мм 86

Для обслуживания можно использовать различные типы масла – 0W30, 0W40, 5W30, 5W40, 5W50, 10W40, 15W40. Рабочий объём масла в двигателе – 4 литра. Операция замены масла проводится по достижении 15000 км пробега, но оптимальным количеством километров на одной заливке являются 7500. Заводские данные о ресурсе двигателя отсутствуют. Стандартный пробег без капремонта – 300 тыс.км.

Идентификационный номер двигателя X18XE может располагаться в двух местах:

  • по горизонтали – за щупом;
  • по вертикали – в месте стыковки коробки передач и мотора.

Второй вариант в основном относится к рестайлинговым моделям. Он быстро находится, удобно читается и расшифровывается.

Надёжность и ремонтопригодность двигателя X18XE

Двигатель X18XE отличается двумя положительными качествами – надёжностью и мощью. Он очень хорошо отзывается на разгон с 3,5 тыс. оборотов, на так называемом обгонном режиме. Использовать другой тип бензина, кроме АИ-95, большого смысла нет. Расход 92-го бензина заметно больше – на 1,5-2 литра от «городских» 7-9 на 95-м. Кроме того, отзывчивость мотора на действия водителя пари езде на «чужом» топливе гораздо меньше, нежели на паспортном 95-м. Данная ценовая экономия, в общем-то, бессмысленна.

Нужно отметить, что двигатели, которые ставились на Astra G и Vectra B малопригодны к популярным ныне уличным гонкам и прочим забавам по «выбиванию сил» из машин.

Как и его предшественник X20XEV, двигатель с маркировкой X18XE имеет ряд проблем, с разной степенью постоянства проявляющихся при использовании. Они в целом сходны друг с другом, так как моторы очень похожи. К наиболее часто упоминаемым неисправностям, снижающим надёжность двигателя, относятся:

  1. При рывках в управлении педалью акселератора мотор может заглохнуть. Для устранения неисправности необходимо регулярно производить чистку регулятора холостого хода и системы вентиляции картерных газов.
  1. При езде по городу фактический расход топлива не соответствует заявленному в паспорте. Для устранения проблемы необходимо произвести проверку работы впускного коллектора. Чаще всего причиной неисправности становится трещина. Заваривать её не имеет смысла. Лучше заменить коллектор на новый, или бывший в употреблении, но без дефектов.

  1. Часто «головную боль» автолюбителям доставляет работа датчика положения распределительного вала (ДПРВ). Если он начинает барахлить, машина на небольших оборотах (в пределах 4500 об/мин) перестаёт достигать необходимой скорости. В данном случае необходимо заменить старый ДПРВ новым.

В процессе эксплуатации двигателя могут возникать проблемы, характерные для любой марки. В большинстве случаев они вызваны физическим износом. Как правило, решение вопроса в данном случае должно быть радикальным – замена автомобиля. Чтобы продлить срок эксплуатации X18XE, следует каждые 60 тыс.км. пробега производить замену ремня ГРМ, чтобы раньше времени не появились проблемы с клапанами.

Установка и замена X18XE

В заводском исполнении двигатель X18XE устанавливался на 2 типа автомобилей:

  • хэтчбек, универсал и кабриолет Opel Astra F (рестайлинг), 1994-1998 г.г. – для продажи в странах Западной Европы и России;
  • седан Opel Vectra B, 1995-1998г. – для продажи в России.

В рамках свапа по отзывам автолюбителей и профессионалов список марок двигателей Opel – не самый короткий. X18XE можно сменить на следующие типы моторов:

  • X20XE – 8-клапанный бензиновый более старый двухлитровый аналог X18XE с аналогичной мощностью (115 л.с.). Устанавливался на Vectra A и Frontera A;
  • Z18XE – 16-клапанный двс мощностью 122-125 л.с. для Astra G (H), Corsa C и Vetra B (C);
  • X18XE1 – прямой потомок X18XE для марок Opel второго поколения.

В рамках замены в России можно приобрести аналогичный контрактный двигатель X18XE, причём, как с пробегом, так и без него. Как правило, компания-продавец включает в цену тестирование мотора и возможность сервиса для увеличения срока гарантийного обслуживания. Отдельно поставляется комплект навесного оборудования – коллекторы, дроссельная заслонка, гидроусилитель руля, генератор, форсунки.

Возможность тюнинга

Традиционной операцией для улучшения характеристик (тюнинга) автомобильного двигателя является расточка цилиндров. При разработке X18XE конструктора сознательно снизили его мощность со 136 до 115 л.с. Диаметр цилиндров при этом был снижен с 86 до 81,6 мм. Естественно, для достижения большего количества «лошадей» необходима обратная операция. Но стоит ли её осуществлять – большой вопрос.

Из-за снижения толщины стенок при расточке до 2,0 л. сильно падает ресурс мотора.

Более приемлемыми операциями, не приводящими к снижению долговечности X18XE, являются:

На последней операции стоит остановиться несколько подробнее. Как и другие типы опелевских моторов, X18XE можно подвергнуть чиповке. Она заключается в улучшении стандартных заводских настроек электронного блока управления двигателем без какого-либо механического вмешательства. Результаты чип-тюнинга:

  • увеличение мощности двигателя;
  • улучшение разгонной динамики;
  • снижение расхода бензина;

Кроме того, если в заводской прошивке обнаруживаются какие-либо ошибки, при тюнинге они могут быть легко устранены.

Основные этапы чиповки агрегата X18XE:

  1. Считывание программы управления с блока ЭБУ.
  2. Программная корректировка прошивки с целью увеличения мощности автомобиля или отключения различных датчиков.
  3. Установка скорректированной программы в блок управления.

Данные процедуры никогда не производятся при выпуске новых двигателей по одной только причине – необходимости строгого соблюдения экологических норм выбросов выхлопных газов.

Отзывы об эксплуатации двигателя X18XE

Огромная популярность марки Opel Vectra B у российских автолюбителей объясняется просто: за ним не нужно было ездить в Европу, так как вначале нынешнего века была организована крупноузловая сборка этой модели на заводе в Елабуге. Анализ отзывов пользователей машин с мотором X18XE показывает, что чётко сложился определённый пул недостатков:

  1. Повышенный расход топлива.
  2. Отсутствие плавности при разгоне и торможении двигателем.
  3. Течь масла по причине несовершенства системы вентиляции картера.
  4. Растрескивание выпускного коллектора.

Многие из тех, кто попробовал мотор в эксплуатации, отмечают, что 115 л.с. – слишком мало для дорог с хорошим качеством покрытия.

Но, наряду с недостатками, автолюбители выделяют и достоинства машин с данным типом мотора:

  1. Лёгкое достижение скорости 180 км/ч.
  2. Сравнительно тихий звук работы на различных режимах переключения.
  3. Минимальные расходы на ремонт при своевременной замене масла и фильтров.
  4. Высокая надёжность.

Брать автомобили Vectra с мотором X18XE необходимо только после капремонта. Это избавит владельца от дополнительных расходов на приведение в порядок различных систем и частей мотора в процессе последующей эксплуатации.

Источник