Что такое катализатор в двигателе внутреннего сгорания

Зачем в машине нужен катализатор? Почему его удаляют?

Катализатор это часть устройства выхлопной системы автомобиля, снижающая количество вредных веществ, которые автомобиль выпускает в атмосферу. Его основа — керамические, чаще металлические соты с иридиево-платиновым напылением. При работе двигателя соты сильно нагреваются и токсичные газы проходя через них догорают.

Когда у двигателя падает мощность, причиной этому могут быть забитые и расплавленные соты катализатора . Причина чаще всего кроется в плохом бензине. Металлические пластины способны работать при температуре в 800 градусов. Однако при плохом бензине с большим количеством присадок температура в выхлопной системе намного выше, вследствие чего соты банально плавятся, сетка засоряется и пропускная способность газов уменьшается.

Чем может быть опасен забившийся катализатор

При не самых страшных обстоятельствах, вы почувствуете потерю мощности двигателя и частые перегревы. Однако все может обернуться куда плачевнее. Большему риску подвержены катализаторы с керамической сеткой, которая со временем может крошиться и осыпаться.

Учитывая забитость сот, газы между катализатором и двигателем скапливаются все больше. Из-за этого излишки газов не выходят через выхлопную трубу. Вместо этого они выплевывают всю пыль и крошки от развалившейся сетки катализатора обратно в двигатель, в момент открытия клапанов. Затем, этот мусор попадает в цилиндры двигателя и наконец в камеру сгорания. Получившаяся смесь масла и железной стружки приведет к износу и двигателю настанет конец .

Стоит ли удалять катализатор у машины

Сам катализатор, если он в хорошем состоянии, никак не связан с работой двигателя и других важных систем. В целом автомобиль может работать и без него. Однако, сняв его со своей машины, в дальнейшем вам придется дышать опасными и вредными выбросами. Некоторые автовладельцы, после удаления катализаторов ощущали прирост лошадиных сил и незначительно снизившийся расход топлива.

Те, кто решились выбивать катализатор стали задумываться над вопросом, как быть с прохождением техосмотра и диагностики. Ведь все показатели выхлопа фиксируются и тестируются приборами. Многое зависит от состояния и особенности двигателя. Некоторые современные автомобили запросто могут пройти контроль и без катализатора. Однако если у вас есть деньги на ремонт или замену, лучше потратиться сейчас, чем заплатить в два раза больше за ремонт двигателя в дальнейшем.

Источник

Катализатор в автомобиле: зачем он нужен и что будет, если его убрать

Автомобиль в системе выхлопа имеет каталитический нейтрализатор, который часто выходит из строя из-за некачественного топлива. Давайте разберемся, что это такое, для чего нужен и что делать в случае засора.

Что такое катализатор

Катализатор предназначен для очистки вредных выхлопов. Он расположен в системе выпуска, в процессе его работы происходят химические реакции: опасные вещества переходят в безопасные формы, после чего выбрасываются вместе с выхлопом. Пройдя этот путь выхлопные газы становятся чище. И как результат, автомобиль наносит меньший вред окружающей среде.

Нейтрализатор работает только после нагрева до 300°C, сразу после запуска двигателя очистка не происходит.

Устройство каталитического нейтрализатора

Основой катализатора являются керамические или металлические соты. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия и родия или иридия. Эти металлы обладают высокой химической активностью. Касаясь напыления, часть выхлопа входит с ним в химическую реакцию. Часть элементов, образовавшихся при сгорании топлива, связывается.

Читайте также:  Как прогревать дизельный двигатель летом

Современные катализаторы трехкомпонентные.

  • Первый элемент связывает оксиды азота.
  • Второй — удаляет часть несгоревших элементов топлива. В большей части удаляется окись углерода.
  • Третий элемент — это датчик. Он анализирует газы на выходе из катализатора, данные передаются в бортовой компьютер.

Неисправности катализатора и их причины

Производители пишут, что срок службы нейтрализатора 100–150 тысяч километров. Но на практике проблемы могут возникнуть и при меньшем пробеге, особенно в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.

В зависимости от особенностей эксплуатации, замена каталитического нейтрализатора может производиться раз в 3–7 лет.

Основной причиной неисправности становится выгорание слоя металлов, покрывающих соты. Это естественный процесс, в результате которого качество выхлопа ухудшается. Бортовой компьютер показывает горящий «чек», а в некоторых случаях и вообще не позволяет мотору работать, выключая зажигание.

Ускоряет процесс выгорания и некачественное топливо. Зачастую у бензина увеличивают октановое число путем добавки свинца, это усиливает нагрузку на катализатор, уменьшая срок эксплуатации. В ситуации с дизельным топливом выход из строя может ускорить сам владелец, используя в зимнее время добавки-«антигель».

В некоторых случаях причиной поломки может стать неисправный двигатель. При неправильно выставленном зажигании и проблемах в системе питания (последнее особенно актуально для дизельных двигателей) выгорание каталитического слоя ускоряется.

Соты каталитического нейтрализатора

Диагностика автомобильного катализатора

Определить неисправность можно по нескольким признакам:

  • На панели приборов загорелась лампочка “Check Engine”. Она включается при любых ошибках мотора. В нашем случае, как результат нехарактерных показателей датчика, лямбда-зонд. Точно определить, что причина в катализаторе может диагностика сканером.
  • Снижение мощности двигателя. При неисправном катализаторе машина начинает троить, дергаться, хуже разгоняется. Причина в снижении пропускной способности каталитического нейтрализатора, связанной с частичным разрушением сот: они запекаются, забивают проход для выхлопных газов. В итоге мотор «задыхается».
  • Грохот под днищем. Обычно проявляется на высоких оборотах, изредка сразу после запуска. Причина в частичном разрушении керамической конструкции сот. Отпавшие частицы начинают биться о стенки катализатора под воздействием потока газов и центробежных сил.
  • Недостаточно сильный или ровный напор газов из глушителя. При исправном нейтрализаторе, поднеся руку к выхлопной трубе, можно ощутить слабую пульсацию, она возникает вследствие поочередной работы выпускных клапанов. Если поток ровный или ослабленный, вероятно проблема в разрушенных сотах катализатора.

Каталитический нейтрализатор не выходит из строя резко и неожиданно. Обычно перед отказом начинаются мелкие проблемы из списка выше.

Катализатор в разборе

Оригинал или аналог

Оригинальный катализатор — довольно дорогая вещь. Он не производится в нашей стране, все детали в автомагазинах импортные, поэтому на увеличение цены влияют пошлины.

При этом, в случае использования оригинальной детали, автомобиль сохраняет все режимы работы двигателя. Это положительно сказывается на экологии, а также на ресурсе мотора.

Все описанные ниже способы замены катализатора, носят только ознакомительный характер. Не рекомендуется пользоваться данными методами самостоятельно!

Из-за высокой цены автолюбители ищут альтернативу. Вариантов несколько:

  • универсальный катализатор;
  • пламегаситель.

Под универсальным катализатором подразумевается сразу две группы деталей. Первая — катализатор, подходящий под любой автомобиль. Довольно дорогая вещь, но работает безотказно. Второй вариант — блок с сотами. В этом случае в старый катализатор устанавливают новые соты. Недостатком данного варианта считается сложность с выбором сервиса для ремонта, не везде возьмутся за такую работу. Срок службы универсального нейтрализатора 60–90 тысяч километров.

Читайте также:  Как испортить машину врагу двигатель

Более дешевый и распространенный способ — пламегаситель. Он может быть готовым, просто предназначенным для установки вместо катализатора. Другой вариант — установка пламегасителя непосредственно в корпус нейтрализатора. Такой способ несколько сложнее, но позволяет скрыть факт замены детали при продаже автомобиля.

Иногда водители просто выбивают соты из корпуса. Способ дешевый, но может привести к увеличению уровня шума и урону экологии.

Особенности удаления катализатора из выхлопной системы

Ниже рассмотрим, какие нюансы удаления катализатора стоит учитывать. В первую очередь, нужно решить, как будет обходиться лямбда-зонд. После удаления нейтрализатора, датчик будет постоянно выдавать ошибку.

Чтобы обойти датчик, обычно делают обманку. Это проставка, которая отдаляет датчик от выхлопных газов, в результате он фиксирует больше кислорода. Обманку вкручивают на место датчика, и уже в нее устанавливают прибор. Такая система работает стабильно, хоть и имеет большое количество минусов.

  • Любое вмешательство в конструкцию автомобиля приводит к снятию его с гарантии. Подумайте, что будет, если возникнет неисправность двигателя, которая попадает под гарантийный случай.
  • Невозможность пройти государственный техосмотр. Бортовой компьютер вы обманули, но вот при проверке на стенде, обман вскроется. В итоге, вы получите запрет на эксплуатацию транспортного средства. Со станции СТО, вы поедете уже на эвакуаторе.

Еще можно сделать перепрошивку ЭБУ. В результате система будет считать, имеющиеся показатели за норму. Для такой работы требуются дополнительные знания, а также программное обеспечение.

Предупреждения на приборной панели

При перепрошивке нарушаются нормальные циклы работы мотора. Он начинает работать в неправильном режиме. Это снижает ресурс силового агрегата примерно в два раза. В результате перепрошивка вместо экономии принесет вам только больше расходов.

Заключение

В случае возникновения проблем с катализатором, необходимо его заменить. Оптимальным решением будет установка оригинального нейтрализатора. Все аналоги и обманки могут привести к ускоренному выходу двигателя из строя, сделают невозможным получение диагностической карты, а также создадут дополнительную нагрузку на экологию.

Источник

Катализатор, зачем его ставят, устройство и назначение. Признаки неисправности

В наше время каталитическим нейтрализатором комплектуется все больше автомобилей. С одной стороны, установка катализатора на транспортное средство действительно способствует уменьшению вредных выбросов за счет определенных химических реакций, которые расщепляют пагубные вещества на безопасные. Однако, с другой стороны, катализатор — вещь довольно капризная, и его выход из строя способен существенно попортить нервы автовладельцу. Об этом далее в статье.

Катализатор, зачем его ставят, устройство и назначение

Катализатор является важным узлом выхлопной системы, который предназначен для очистки выхлопных газов транспортного средства от вредных для здоровья человека и атмосферы элементов (окиси углерода, группы углеводородов, окислов азота). На многочисленные соты наносится специальное напыление, выполняющее ключевую функцию «очистки» выхлопа.

Химическая реакция выхлопных газов в процессе взаимодействия с платиноиридиевым слоем влечет за собой разогрев катализатора. В результате этого, вредные элементы, которые не успели сгореть, касаются прогретой поверхности и окончательно сгорают. При горении задействуется остаточная часть кислорода, что остается в отработанных газах после камеры сгорания. Из катализатора, при этом, выходят безвредные элементы — N2 и CO2.

Важным условием, обеспечивающим работоспособность катализатора является достижение им высоких температур. Именно поэтому устройство монтируется в непосредственной близости возле силового узла.

Впервые катализаторы были применены в семидесятые годы прошлого века, несмотря на то, что разработали устройство на двадцать лет ранее. На протяжении долгих лет использования каталитические нейтрализаторы совершенствовались и на сегодняшний день являют собой качественные устройства, которые выполнены из наиболее лучших источников сырья. Решение о внедрении данного устройства стало решающим моментом в экологии и дало возможность уменьшить отрицательное воздействие на окружающую среду.

Читайте также:  Ремонт асинхронного двигателя причины

В конструкцию катализатора входит три основных элемента — кожух (корпусная часть), блок-носитель, теплоизоляция. Основным элементом каталитического преобразователя является блок-носитель, который является основой изделия.

Конструктивно блок выполнен с керамической огнеупорной основы. В его состав входит масса разных ячеек-сот, повышающих общую зону соприкосновения с выхлопными газами транспортного средства. На соты наносится специальное вещество, которое и выполняет функцию катализатора.

Роль данных веществ выполняют популярные химические элементы:

  1. Родий — восстановительный катализатор, назначение которого — восстановление NOx и его преобразование в обычный азот.
  2. Платина и палладий — окислительные катализаторы, задача которых — ускорение процедуры окисления недогоревших углеводородов, а также их преобразование в пар, а СО (угарного газа) в простой углекислый газ.

Внутренности неисправного катализатора

Такое устройство называют трехкомпонентным. Блок-носитель изделия расположен в металлическом корпусе с обязательным слоем теплоизолирующего вещества. Помимо этого, в кожухе нейтрализатора находится кислородный датчик (лямбда-зонд). Основное условие оптимальной работы катализатора — достижение температуры 300 градусов по Цельсию. Качественный прогрев дает возможность удерживать до 90 процентов вредных элементов. Также можно ускорить процедуру достижения рабочей температуры:

  1. С помощью обогащения топливной смеси.
  2. С помощью установки нейтрализатора непосредственно после коллектора выпуска.

Источник

Для чего нужен автомобильный катализатор простыми словами?

Здравствуйте, Арсен! Спасибо за Ваш вопрос. Автомобильный катализатор (или каталитический нейтрализатор), находящийся в глушителе автомобиля, предназначен для очистки вредных выхлопных газов. Очистка происходит благодаря содержанию в катализаторе драгоценных металлов платиновой группы – палладия, платины и родия, поэтому катализаторы так ценятся. Наличие драг. металлов позволяет значительно сокращать выбросы углекислых паров в окружающую среду.

2 · Хороший ответ

Здравствуйте. Если говорить простыми словами. Представьте пчелиные соты (это катализатор) через них проходит воздух, который идет от двигателя, и большинство грязи остается на стенках ячеек и на выходе получается более очищенный воздух. Катализатор устанавливают для сохранения экологии.

4 · Хороший ответ

Простыми словами — катализатор это фильтр выхлопных газов, противогаз, который убирает яды и вредные вещества из газов. В идеале при сгорании углеводородов образуется углекислый газ и вода.

Стоит ли удалят катализатор на volvo?

Все зависит от причины его удаления.

Если он исправен и нет замечаний по его работе — конечно не стоит. Зачем загрязнять экологию? Он снижает токсичность выхлопа — работает нам во благо.

Вся беда в том, что катализатор не вечен, редкоземельные металлы в его составе со временем сгорают и он теряет свои свойства. Если двигатель подъедает масло или работает на некачественном топливе, катализатор долго не проживет. Вы получите горящую лампу Check Engine и ошибку «Низкая эффективность катализатора». Бывают случаи когда авто совсем не заводится или не едет из за забитого катализатора.

В таком случае у вас два выхода, поставить новый катализатор или удалить старый. Все зависит от ваших финансовых возможностей.

С заменой на новый все ясно, а вот удалить нужно правильно.

  1. Изменить конструкцию выхлопной трубы, иначе при наборе оборотов будет характерный звон в районе пустой банки, где был катализатор.
  2. Установить обманку на задний лямбда зонд или прошить двигатель на EURO2, иначе постоянно будет гореть Check Engine

Возьмем к примеру XC90 2005 года с 2.5 бензиновым мотором. Такое авто стоит в среднем 500 т.р., а новый катализатор на него стоит 85 т.р. без учета работ.

Как думаете, если на этом авто катализатор развалится что выберет владелец?

Источник

Adblock
detector